Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Дмитрий Семёновский Семёновский Дмитрий Николаевич (1894–1960) – поэт, прозаик, мемуарист. Из семьи священника Владимирской губернии. Закончил Юрьевскую церковно-приходскую школу и Шуйское духовное училище. В 1909 году поступил во Владимирскую духовную семинарию. К этому времени он уже писал стихи и в 1912 году его первые публикации появились в газете «Старый Владимирец». Почти все дебютанты того времени отправляли свои стихи на суд Александру Блоку или Брюсову, а прозаики – Максиму Горькому. Семёновский не был исключением, но в мае 1913 года он послал свои стихи не Блоку и не Брюсову, а Горькому. И получил ответ, сыгравший решающую роль во всей его жизни. «Искра Божья, – писал ему Горький, – у Вас, чуется, есть. Раздувайте ее в хороший огонь». Вскоре сам же и помог раздуть этот огонь, рекомендовав его стихи в ведущие «толстые» журналы, а в дальнейшем до самой смерти не забывал своего «крестника». В 1913 году горьковским стипендиатом Семёновский поступил в Московский городской народный университет А.Л. Шанявского, где вошел в круг молодых поэтов, гордо называвших себя шанявцами. Самым молодым из них был Сергей Есенин. На склоне лет Семёновский вспоминал: «На одной из вечерних лекций я очутился рядом с миловидным пареньком в сером костюме. Он весь светился юностью, светились его синие глаза на свежем лице с девически-нежной кожей, светились пышные волосы, золотистыми завитками спускавшиеся на лоб… Есенину было лет девятнадцать с чем-то (во время поступления в университет ему как раз исполнилось восемнадцать – В.К.), он был моложе меня только года на полтора, но казался мне почти мальчиком. Дело в том, что я чуть не в полголовы был выше его ростом, носил усы, переписывался с Горьким и уже напечатал несколько стихотворений в толстых журналах. Поэтому я смотрел на юношу немножко покровительственно…» Видимо, так же смотрел на него и другой шанявец – сын уральского крестьянина Василий Наседкин, который в 20-е годы войдет в ближайшее есенинское окружение крестьянских поэтов и даже породнится с ним, станет свояком, а в 1937 году будет расстрелян вместе с сыном Есенина Георгием, как значилось в приговоре, – «активным участником антисоветской террористической организации». На одном из допросов Наседкин показал: «Нередко, говоря об идеологии, я вместо слова „идеология» произносил „идеотология». Это относится и к соввласти. Не отрицаю, что во время политических споров иногда говорил, что местная власть грабит крестьянство. Имея в виду конкретные факты, я называл некоторые явления грабежом».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Для Ленина было характерно отношение к Церкви как к реакционному институту, отсюда и его спонтанная реакция на события 1922 года в Шуе (обратим внимание на хронологическую сопряженность «шуйского» письма с канонической для советского атеизма статьей «О значении воинствующего материализма»). Почти одновременно с письмом, о котором речь шла выше, он пишет 12 марта 1922 года этот важный для него текст (опубликован тогда же, в марте 1922 года, в 3 журнала «Под знаменем марксизма»), где среди прочего пропагандировалась желательность навязывания народу материалистического взгляда на мир административными мерами «в смысле неуклонного разоблачения и преследования всех современных " дипломированных лакеев поповщины " Очевидно, что у центральных властей существовало преувеличенное представление о «контрреволюционной» религиозности и «черносотенстве» шуйского социума. Оно было связано не столько с протестными событиями марта 1922 года, сколько с письмом Ленина по этому поводу и показательным «расстрельным» политическим процессом, последовавшим за ним. Навязчивый характер имели ленинские требования дать «детальную директиву судебным властям тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников... был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи». В значительной мере мнение власти определялось поверхностными представлениями о существовании в опальном городе в 1905-1917 годах «виртуальной» партии «Шуйский союз русских православных людей» М.К. Петрова, многотысячный состав которой существовал только на бумаге. Кстати, одним из главных противников этой партии был фигурант Шуйского дела настоятель Воскресенского собора П. Светозаров, которого расстреляли как Колокольный набат и расстрел несогласных В соответствии с указаниями Москвы Шуйский уездный исполнительный комитет (УИК) 3 марта 1922 года создал комиссию по изъятию церковных ценностей: руководитель — зам. председателя УИК А.Н. Вицин, члены — уполномоченный политуправления И.П. Волков (его имя и сегодня носит одна из улиц Шуи) и заведующий уездным финансовым отделом А.И. Коняев. Власти интересовали в первую очередь богатые храмы, поэтому работу предполагалось начать с проверки описей церковного имущества. 6 марта духовенство Воскресенского собора недоброжелательно встретило комиссию.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

То, что Стали принимал парады на мавзолее, никак не отменяет того факта, что Ульянов ( " Ленин " ) был кощщунник, русофоб и разоритель храмов. А красное знамя здесь вообще ни при чём. Красное знамя есть флаг России в определённый исторический период. И триколор есть флаг России в определённый исторический период. И они равно достойны уважения. 11. Ответ на 9, Человек: В огороде бузина, в Киеве дядька. Подумайте лучше, кто лежит в мавзолее. Здесь, в статье, хорошо описаны его дела. Из солоневичевской газеты " Наша страна " (2014 год): Более 90 лет русские антикоммунисты призывают США и Западную Европу решительно покончить с коммунизмом. РОВС к этому приложил немало усилий, в том числе за последние десять лет. Реакция Запада – всегда отрицательная. Или никакой… Дальше голословных вегетарианских деклараций, не выходящих за рамки решений ХХ Съезда КПСС, у Запада не идёт. Все попытки осудить коммунизм на уровне международных организаций (ПАСЕ, ОБСЕ) неизбежно забалтывались, проваливались и ограничивались косметическими полумерами. Ещё более символическими и смехотворными, чем нынешние пресловутые «санкции»… А Путин и его режим для русских никогда «своими» не были. Они для русских – враги. (конец цитаты) 10. Ответ на 9, Человек: В огороде бузина, в Киеве дядька. Подумайте лучше, кто лежит в мавзолее. Здесь, в статье, хорошо описаны его дела. Ещё одного зиккуратнуло и не отпускает. 9. Ответ на 4, Русский Сталинист: В огороде бузина, в Киеве дядька. Подумайте лучше, кто лежит в мавзолее. Здесь, в статье, хорошо описаны его дела. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/12/vse_ra...

Теперь о последних днях существования церквей... Наступил роковой 1941 год и Шуя оказалась на направлении главного удара врага, пытавшегося отрезать Петрозаводск с севера. В конце сентября в ходе тяжелых боев сгорел погост и много жилых домов. Теперь на этой пустынной, заросшей бурьяном мысовине только ветры гуляют да слышен шум шуйских вод... И ничто не напоминает о былом. Впрочем, это лишь внешний взгляд. Земля пока еще хранит память о погосте: каменные фундаменты церквей и колокольни, сотни крестов над могилами захороненных жителей Шуи, которые видны на старых фотографиях. Поистине, это святое место, но нет здесь никакого памятного знака и поэтому его нетрудно осквернить. Николай Куспак  " ЧУДО ШУЙСКОЕ МНОГОГЛАВОЕ, http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/zherkovi.htm В 1982 г. группа студентов строительного факультета Петрозаводского университета вместе с руководителем В.П. Орфинским выступила на страницах ведущего архитектурного журнала страны — «Архитектура СССР» — со статьей «Села Карелии: уроки народного зодчества». В ней, в частности, анализируется явно неутешительный опыт современного сельского строительства в республике и на примере экспериментально-показательного села Шуя иллюстрируется «близорукость» современных проектировщиков, которые «просмотрели» наиболее выигрышный в архитектурном отношении участок. «А между тем, - утверждают авторы статьи, - даже при беглой оценке архитектурно-ландшафтной ситуации бросается в глаза оставшийся незастроенным мыс, подчеркнутый изгибом реки и великолепно просматривающийся со всех основных видовых точек и направлений. Именно на этом мысу некогда стоял знаменитый ансамбль Шуйского погоста, композиционно объединявший куст деревень». Еще относительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., пригородное село благодаря храмовому комплексу являлось местом паломничества архитекторов, художников и просто ценителей народного искусства. Но, к сожалению, интерес к памятнику культуры не материализовался в виде его детальных архитектурных обмеров.

http://sobory.ru/article/?object=56623

7) Кружечных доходов за: 1917 год получено 170 р. 86 к. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: за славу за праздники Богоявления и Св. Пасхи получают печеным хлебом 13 пудов по 2 руб. за пуд, 25 руб. с %% с билетов вечного времени 40 руб. 9) Земли при церкви состоит: усадебной 4 дес., пахотной 24 дес., сенокосной 16 дес., часть земли принадлежит священнику как пахотная […] 10) Качество церковной земли: середняя. 11) Средний доход ею приносимый: на причт выгод получается доходу 200 руб. 12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: деревянный дом священника построен в 1905 г. прихожанами и церковным старостой, и псаломщик живет на квартире. 13) Состояние домов: зданием прочны. 14) Расстояние сия церкви от консистории 60 вер., от местного благочинного в с. Кочкове в 15 вер., от уездного города Тотьмы в 150 вер., от Шуйской почтово-телеграфной станции в 15 вер., почтовый адрес: Шуйское почтово-телеграфное отделение. 15) Ближайшие к сей церкви: Троицко-Ноземская Грязовецкого уезда в 3 вер. и Богородицкая Шейбухтовская в 5 вер. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: нет, часовни две - одна близ церкви с кладезем, а другая в д. Быльник, последняя поддерживается усердием жителей того селения. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет. 18) Опись церковного имущества заведена с 1854 года, проверена в 1862 г., и хранится в целости. 19) Приходно-расходные книги даны консисторией 30 июля 1915 г., ведутся исправно и хранятся в церкви. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1911 году января 17 дня, за шнуром и печатию 30 писанных листов, 163 листа не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года. 23) Книги, до церковного круга подлежащие к употреблению годны. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 83 тома. 24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною на сумму 1075 руб.

http://sobory.ru/article/?object=19686

—95— 1834 г. 1839 года, писанное инспектором Владимирского дух. училища, священником Гр. М. Чижовым. В том и другом письме выражается искреннее сочувствие к горькому положению несчастного о. Амфилохия. Когда собрались переведённые из училищ в семинарию ученики, начались приёмные экзамены: но мы, ученики Шуйского училища, как уже истязанные ревизором, были свободны от нового испытания. По окончании приёмных экзаменов, нас распределили по трём отделениям. Наше Шуйское училище, почти в полном составе учеников, назначено было во 2-е отделение риторического класса. Из поступивших со мной в семинарию учеников Шуйского училища в моей памяти сохраняются следующие имена и фамилии: Константин Пальмин, Сергей Красовский, Василий Былинский, Авим Доброхотов и проч... Преподавателями в нашем отделении были: Яков Ильич Владыкин – по классу риторики, Гр Евфим. Вознесенский – всеобщей и русской истории, Павел Абрам. Прудентов – греческого языка; французский язык, на который я записался, преподавал нам лектор – ученик богословия, под руководством профессора Н. Прок. Левитского. Я.И. Владыкин был мой земляк: его родина в том же Шуйском уезде, где и моя. Поэтому, когда он в первый раз пришёл к нам в класс, он прежде всего спросил, где ученики Шуйского училища и кто первый ученик. Я встал. Он велел мне прочитать и перевести § латинской риторики Бургия. Я прочитал и перевёл слова: „Omnis eloquentiae imum fundamentum est periodus, et caetera“... И с этого началось моё изучение первого предмета семинарской мудрости. Изучение риторики происходило у нас частью по печатному латинскому учебнику Бургия, под заглавием Elementa Oratoria et caet., частью по запискам наставника. По мере изучения риторических правил, нас стали упражнять в сочинениях. После упражнения в подборе синонимов и эпитетов, вам дано было, наконец, для составления простого периода, предложение: „Бог всемогущ и правосуден“. – Это поставило меня в такое затруднение, что я не знал, что делать. К счастью, в это время приехал —96— 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Это будочник с алебардой, — учил меня Тарас. — Они всякого могут задержать и отправить в кутузку для обучения уму-разуму. Всюду сновали разносчики со сбитнем, калачами и сайками, громко крича: — Горячих кому угодно! — Видишь круглое здание, — сказал Кондаков. — Это строение для огненной машины, которая по железной дороге будет возить из Москвы в Петербург и людей и товары. — А правду ли говорят, — спросил Тарас, — что дорога будет как стрела прямая и что, когда пригорки сровняют и леса прорубят, Петербург будет виден как на ладони? — Разве можно глазу человеческому видеть за 700 верст, — ответил Кондаков. Наконец мы приехали в Шуйское подворье и, поместив возы во дворе, сами вошли в постоялый двор Кормилицына. Это был подвал каменного дома, очень сырой, свет в который едва пробивался сквозь покрытые сплошь льдом окна. Кондаков сначала сходил в контору, а затем велел мне взять свой сундучок и повез меня на розвальнях к господам. Проезжая по улицам и рассматривая дома, я очень беспокоился о том, как примут меня господа. Мне было бы очень стыдно, если бы меня забраковали и признали негодным для Москвы. В то же время припоминал слова Никиты: «Не довернешься — бьют, и перевернешься — бьют». Когда мы въехали в Медвежий переулок, Кондаков снял шапку и слез с саней. — Слезай и снимай шапку, — скомандовал он. — Видишь тот дом вдали. Это господский. — Да ведь далеко. Мы бы во двор въехали. — Молчи. Исстари ведется, что на господский двор мужики должны входить пешком и без шапки. Мы вошли во двор и направились в один из флигелей, где помещалась людская. Там сидел дворецкий, распивая чай с лакеями и горничными. — А, Федор Федорович приехал, — раздался голос. Кондаков подал руку дворецкому и другим и, указывая на меня, сказал, что привез нового слугу. — Здравствуй, землецок, — сказал шутливо дворецкий, оглядывая меня. Все рассматривали мою шубу и сапоги, шептались и хихикали. Я в свою очередь робко разглядывал их, удивлялся их синим сюртукам и платьям и — недоумевал, что они нашли во мне смешного. Дворецкий отнес переданное ему Кондаковым письмо, и скоро нас позвали в дом. В прихожей сидели два лакея, из которых один мотал бумагу, а другой вязал чулок. В зале стояли стеклянные цветные ширмы, висели большие зеркала и лампы, под которыми болтались стаканчики для стекавшего из ламп льняного масла. Из залы через коридор вошли в кабинет, где, разбитый параличом, лежал на кровати сам барин.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Приближался сентябрь. Нужно было снова в Шую, но уже не на короткий срок. За день или за два до отъезда, матушка повела меня ко всем родным прощаться. Родные, при прощании, награждали меня – кто гривенником, кто пятиалтынным, а сестры мои, в день отъезда моего, напутствовали меня горькими слезами, как будто отпускали в рекруты: но я с спокойным и даже весёлым духом стремился в школу. Привезши в Шую, матушка снова водила меня к смотрителю и при этом принесла ему в дар десяток очень крупных яблок. В Шуе меня поместили на ту же квартиру, на которой жил мой двоюродный брат Иван Тихомиров, за год перед тем переведённый во Владимирскую семинарию. С ним вместе квартировали и вместе перешли во Владимир три брата Соловьевы – Михаил, Алексей и Николай. Из них Алексей – впоследствии известный Агафангел архиепископ Волынский († 8-го марта 1876 г.). Прежде чем говорить о моём начальном образовании в школе, я не излишним считаю познакомить чита- —26— 1827 г. теля с историей и характером г. Шуи в Шуйского духовного училища. Название города Шуи произошло, по всей вероятности, от положения его на левом (по-славянски – шуем) берегу реки Тезы. Первоначальное основание этого города некоторые историки, как наприм. Болтин, относят к самым древним временам России 187 . Местоположение города очень красиво. Он расположен на берегу Тезы, постепенно возвышающемся от запада к востоку, и высший пункт этой возвышенности исстари называется „крутихой“. В торговом и промышленном отношении, Шуя один из замечательных уездных городов Владимирской губернии. Главную промышленность Шуйских граждан составляла торговая английской и русской бумажной, красной и белой, пряжей и производимыми из этой пряжи ситцевыми изделиями. Годовые торговые обороты простирались в сороковых годах текущего столетия на сумму до 3-х миллионов рублей. Более известные купеческие фамилии в тридцатых и сороковых годах были: Посылины, Киселевы, Корниловы, Носовы и др. Богатое Шуйское купечество всегда отличалось ревностью о благолепии храмов Божиих и благотворительностью бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Началась стрельба: из пулеметов была обстреляна колокольня, затем были произведены винтовочные выстрелы в сторону протестующих, среди которых появились раненые и убитые. Среди убитых — А. Калашников, Н. Малков, С. Мефодиев, А. Шилова; их тела были выданы родственникам для захоронения. Данные о количестве пострадавших 15 марта варьируются даже в документах расследования. С уверенностью можно говорить о четырех убитых и десяти раненых со стороны протестующих и 26 пострадавших со стороны властей (в основном избитых В связи с событиями в Шуе губернский военный комиссар А.И. Жугин ввел военное положение и в Иваново-Вознесенске. 16 марта бюро губернского комитета РКП(б) провело экстренное заседание, на котором решено было создать комиссию для расследования беспорядков. На следующий день вызвали для допроса и арестовали настоятеля собора П. Светозарова. Уже 18 марта ЦК РКП(б) получил сообщение о волнениях в Шуе. В этот же день в город была направлена следственная комиссия Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) в составе члена этой организации П.Г. Смидовича, командующего войсками Московского военного округа Н.И. Муралова и председателя ЦК Союза текстильщиков И.И. Кутузова. 19 марта появляется известное письмо В.И. Ленина в Политбюро ЦК РКП(б), где он квалифицировал события в Шуе как сопротивление советской власти со стороны духовенства во главе с Патриархом Тихоном и предложил начать масштабные репрессии против Церкви, воспользовавшись ситуацией в Шуе в качестве повода. На следующий день, 20 марта, на заседании Политбюро был рассмотрен проект директивы Л.Д. Троцкого по организации изъятия церковных ценностей. Ему же де-факто в соответствии с указаниями ленинского письма была поручена и вся кампания. Через два дня Политбюро принимает постановление, в котором предлагалось опубликовать данные о событиях и предписывалось «виновных шуйских попов и мирян» в недельный срок расстрелять. Кроме того, указывалось, чтобы «в течение этой же недели поставить процесс попов за расхищение церковных ценностей» и после опубликования материалов о Шуе «печати взять бешеный тон, дав сводку мятежных поповских попыток в Смоленске, Питере и пр.».

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Вскоре к собору подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по людям. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» — и был тут же убит выстрелом в висок. Вслед за ним были убиты еще три человека. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед собором разогнали. Трупы убитых были увезены, раненых доставили в больницу. Изъятия церковных ценностей в этот день не было. 17 марта протоиерей Павел был арестован, и изъятие ценностей происходило уже без него 23 марта. 19 марта 1922 года Ленин, воспользовавшись происшедшими в Шуе событиями, обратился с директивным письмом в Политбюро, в котором писал, что «именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем... провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИКа... чтобы он в Шуе арестовал как можно больше... представителей местного духовенства... мещанства и... буржуазии... Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на... собрании Политбюро... На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям... чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи…» Начались массовые аресты. Обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено четырем священникам, среди них протоиерею Павлу Светозарову и священнику села Палех Иоанну Рождественскому, старосте Воскресенского собора и двадцати мирянам. После окончания следствия к суду были привлечены девятнадцать человек.

http://foma.ru/shujskoe-delo-iz-pulemeta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010