Старое. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская Подболотская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1892. Адрес: Вологодская область Междуреченский район село Старое. Координаты: 59.268006, 40.645304 Проезд:Автодорога Вологда Шуйское остановка Старое Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенская церковь (Церковь Михаила Архангела под Болотом) в с. Старое . Одна из наиболее поздних церковных построек в Междуреченском районе, построена в конце XIX века на месте бывшей Архангельской под болотом пустыни, где был монастырь (отсюда церковь берет свое второе название - у Михаила Архангела). В советское время в ней располагалась совхозная мастерская. http://staroe-adm.ru/index.php/istoriya.html Старинная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, располагается рядом с селом Старое. Строительство каменного комплекса датируется концом девятнадцатого века, первое богослужение упоминается 1892 годом. В архитектурном облике преобладают черты ампира. Центральный объем возведен формой небольшого четверика с массивным четырехгранным световым барабаном с классическими для ампира полукруглыми световыми проемами, на котором возвышался сферический купол с главой, увенчанной кованым крестом. С западного торца располагается прямоугольная трапезная, ранее оканчивающаяся трехъярусной колокольней, ярус звона которой увенчан высоким металлическим шпилем - утрачена в советские годы. В наружной отделке из кладочного декора представлены - широкий карниз, украшенный фризом, массивный каменные колонны и фронтоны по граням основного объема. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок. В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы пустует и сильно обветшала, восстановительные работы в скором времени не предполагаются. http://www.2rf.ru/rest/10210#descr Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19466

Большой счет Иверских драгоценностей, однако, не должен быть преувеличиваем: из 6-и крестов золота выплавлено было лишь 84 золотника, 3 серебряных креста имели весу 10 золотников. Иногда золотые, по описи, украшения крестов оказывались, по пробе, медными, медные попадались и червонцы. В таком случае они были возвращаемы в Иверский Монастырь. Так как заимствование церковных драгоценностей из Иверского Монастыря имело, очевидно, единственную цель – финансовую, то возвращаемы были в Монастырь и святые мощи, бывшие в крестах 1166 . Поступления не ограничивались одним Иверским Монастырем. В апреле 1722-го года архиепископ Феодосий прислал из Москвы 4 подсвечника и 9 икон 1167 . В августе 1723-го года Государыни указала отдать в Монастырь из оставшихся после царевича Алексея Петровича и царевны Марии Алексеевны святых мощей. Тогда же послан был в Монастырь из Дому Его Императорского Величества образ святых Казанских чудотворцев – Гурия, Варсонофия и Германа 1168 . В августе 1724-го года переданы найденные в пожитках покойного царевича Алексея Петровича 96 восковых изображений святых, 4 стеклянки с маслом, 21 стеклянка, обшитые на подобие сердец 1169 . Вместе с церковными драгоценностями из Иверского Монастыря переправлялись в Невский и всевозможные предметы домашнего обзаведения: посуда разного рода – блюда плоские большие и средние, небольшие глубокие, малые, торель хлебная, кунганы, кружки, стаканы, тарелки, сковородки; посуда оловянная: торели средней руки и малой руки, судки, солонка, уксусница, перечница плоская, рассольник, треножка с покрышкою, стаканы, блюда, четвертины, кружки, кунганы; посуда медная: кунганы, рассольники, тазы красной и зеленой меди, подсвечник зеленой меди, котлы, противни, горшки, кувшинцы, кубы, яндовы, рукомойники, четвертины, чаши, ковши, блюда, лохани, иготь, приставки, рассольник, приемцы; серебряные – кубки 1170 . Шли наковальни, ковры добрые, лодки, невода, мережи, сети, разные хозяйственные принадлежности, бочки, ушаты, ведра, боченки, шайки, ковши, хлебный чаши, ночевки, корыта, решета, сита, колеса, оси, полозья, оглобли, дуги, хомуты, обручи, рогожи, цыновки, канаты, веревки, нити швальные белые и суровые, лен, пенька, шерсть, войлок, коневые хвосты и гривы, кожи – яловичные, коневьи, козловые черные, сыромятные, подошвенные, поднарядные, опойки шваленные; сапоги, башмаки, лапти-обуви, овчины, меха – лисицы, волки, рыси, медведи; сермяжное сукно и Кирилловское, хомутины, подхомутники, веники, гвозди, железо, олово, медь, свинец, краски, клей 1171 . Сальные свечи, со Старорусского вкладного двора, говяжье сало, мыло Шуйское и простое, деготь 1172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сергей трудился и занимался очень добросовестно, прилежно, и Господь благословил его труды. Постепенно, как и у его небесного покровителя, учеба у него пошла на лад, и юноша успешно окончил Шуйское духовное училище, а затем Владимирскую семинарию. Ректор семинарии свидетельствовал о Сергее: «За все время обучения в семинарии он отличался прекрасным поведением, никогда никаких нарушений школьной дисциплины не допускал, был тих, скромен, почтителен и деликатен, отличался искренней религиозностью и вполне церковным направлением...» По окончании Владимирской духовной семинарии Сергей поступил в Московскую духовную академию. В период сдачи вступительных экзаменов он заболел тифом. В связи с этим ректор Владимирской семинарии протоиерей Иоанн Соболев ходатайствовал перед ректором академии о переносе экзамена. В ходатайстве было написано: «Беру на себя смелость уверить Ваше Преосвященство, что студент Сахаров по его успехам, поведению и направлению вполне заслуживает этого снисхождения: при очень хороших способностях, примерном усердии и прилежании, при отличных успехах он окончил курс первым студентом нашей семинарии». Любимыми предметами Сергея во время учебы в академии были литургика и Церковный устав. Он очень хорошо окончил духовную академию, но успехи в учебе не надмевали юношу – он по-прежнему оставался скромным и смиренным. Будущий владыка очень внимательно относился к тексту богослужебных книг. На полях его личных богослужебных книг можно найти множество примечаний, уточнений, разъяснений особо трудных слов – с такой ревностью и любовью он изучал все, что связано с богослужением. Сергей отличался трудолюбием, благочестием, ревностью по Бозе и желанием служить Богу и Церкви. Эти его качества вместе с природной силой воли и скромностью стяжали ему уважение других студентов академии. На четвертом курсе его избрали председателем Пастырско-просветительского братства. В 1912 году Сергей окончил академию кандидатом богословия и 12 октября был пострижен в монахи с именем Афанасий, в честь святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. К монашеству будущий святитель относился с особым благоговением и трепетом. Своим близким он говорил: «Если бы было нужно иметь в Церкви не семь, но восемь таинств, то я хотел бы, чтобы этим восьмым таинством было монашество». Через два дня отец Афанасий был рукоположен в иеродиакона, а еще через три, 17 октября, – в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

У Тумского был брат двумя курсами старше его по академии, Александр, в монашестве Амфилохий, известный своей печальной судьбой. По окончании в 1818 году курса в Московской дух. академии со степенью кандидата, он оставлен был при академии бакалавром еврейского и греческого языков. В сентябре 1822 года был, переведен в Кострому на должность инспектора семинарии; затем в той же семинарии был ректором. Но здесь случилось с ним тяжкое искушение. Всегда отличавшийся скромностью и целомудрием, он впал в плотский грех (имел у себя, как называли, девицу в образе келейника), и вследствие сего не только удален от должности, но и заключен был в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Отсюда на некоторое время он переведен был в Переславский Данилов монастырь, где я видел его в 1848 или 1849 году; но затем снова возвращен в Суздаль, где и скончался. Во Владимирских Епархиальных Ведомостях за 1876 год 1) помещены два письма к о. Амфилохию от двух его сверстников по образованию в академии и семинарии; одно от 4 июля 1829 года писанное профессором Московской духовной академии, священником Ф.А. Голубинским, а другое от 21 июля 1839 года, писанное инспектором Владимирского дух. училища, священником Гр.М. Чижовым. В том и другом письме выражается искреннее сочувствие к горькому положению несчастного о. Амфилохия. Когда собрались переведенные из училищ в семинарию ученики, начались приемные экзамены: но мы, ученики Шуйского училища, как уже истязанные ревизором, были свободны от нового испытания. По окончании приемных экзаменов, нас распределили по трем отделениям. Наше Шуйское училище, почти в полном составе учеников, назначено было во 2-е отделение риторического класса. Из поступивших со мной в семинарию учеников Шуйского училища в моей памяти сохраняются следующие имена и фамилии: Константин Пальмин, Сергей Красовский, Василий Былинский, Авим Доброхотов и проч... Преподавателями в нашем отделении были: Яков Ильич Владыкин – по классу риторики, Гр.Евфим. Вознесенский – всеобщей и русской истории, Павел Абрам. Прудентов – греческого языка; французский язык, на который я записался, преподавал нам лектор – ученик богословия, под руководством профессора Н.Прок. Левитского.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С 1905-го по 1911 год отец Иоанн состоял кандидатом уполномоченного на окружной и епархиальный съезды; с 1908 года он был законоучителем младшего класса открытого его трудами и заботами Палехского двухклассного министерского училища и женского училища. Детей у отца Иоанна с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил священник Иоанн Рождественский в Крестовоздвиженском храме в селе Палех, и прихожане за эти годы полюбили его, как отца. В воскресенье 19 марта отец Иоанн огласил с амвона послание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, – по прямой своей обязанности и долгу. Отслужив после литургии молебен, священник сказал: – Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать работе правительственной комиссии в случае ее прихода. Сам я, как священник, по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду. По прошествии воскресенья в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у отца Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой же день он был арестован и обвинен в чтении послания. Были вызваны для допроса свидетели – прихожане, иконописцы, бывшие в тот день на службе. Все единогласно показали, что отец Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля 1922 года прихожане Крестовоздвиженского храма подали властям прошение об освобождении отца Иоанна, так как его арест – недоразумение: «политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность», и на последнем богослужении он призывал к спокойствию. Следователи усиленно добивались от арестованного священника, чтобы тот сказал, откуда он получил послание; отец Иоанн отвечал, что получил по почте, но, откуда оно было или какой штемпель был на конверте и где сам конверт, – не помнит.

http://pravicon.com/info-1618

Далее рекомендовалось приступить «к изъятию по всей стране. Совершенно не занимаясь церквями, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей». В дополнение к этому постановлению в записке Ф.Э. Дзержинского в Политбюро отмечалось, что «сейчас уже более чем достаточно оснований для ареста Тихона», и ГПУ полагает, что «всякий священник, сопротивляющийся изъятию церковных ценностей, должен быть отнесен к врагам Закончила работу в Шуе московская комиссия 23 марта, после чего оценила действия уездных властей по изъятию церковных ценностей как правильные, но «не достаточно энергичные и планомерные». Хотя к этому дню было арестовано 26 участников волнений. Комиссия ВЦИК выявила (точнее, назначила) зачинщиков и наиболее активных участников. Среди них лавочник, бывший городовой, колбасник, стекольщик, крестьянин и двое учителей, но ни одного рабочего. Классовый подход был соблюден. Кстати, среди активных участников нашли всего одного «черносотенца». Настоятеля Воскресенского собора П. Светозарова (1867-1922) заранее назначили главным зачинщиком и контрреволюционером. До этого он уже арестовывался трижды: в 1919 году за уроки Закона Божиего, которые он перенес из гимназии в собор, когда было запрещено преподавание, и дважды в 1921 году — как «неблагонадежный» (в дни Кронштадтского мятежа и за проповедь). В выдаче тел отказать Комиссия признала, что действия людей на Соборной площади носили стихийный характер. Но этот вывод не укладывался в установки и цели центральных властей в связи с Шуйским делом, и от имени Президиума ВЦИК 27 марта принимается правительственное сообщение «О событиях в городе Шуе в связи с изъятием церковных ценностей», в котором случившееся описано, опираясь на материалы комиссии ВЦИК. В частности, обещано, что на духовенство скоро «опустится железная рука Советской власти». Дело о событиях в Шуе было направлено в Верховный ревтрибунал при ВЦИК. Согласно «Правительственному сообщению» от 27 марта 1922 года, в Воскресенском соборе было изъято и отправлено в Государственное хранилище ценностей (Гохран) следующее: «жемчужная» риза чудотворной иконы Шуйской Смоленской Божией Матери, а именно 794 бриллианта, 21 изумруд, 75 алмазов, 204 яхонта, до 1000 аметистов, пять бриллиантовых звезд.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

2 мая И.В. Сталин распорядился опросить членов Политбюро о возможности помилования. Большинство проголосовало за расстрел. Через три дня Президиум ВЦИК, следуя распоряжению Политбюро, утвердил приговоры. О том значении, которое придавали в Москве Иваново-Вознесенскому процессу, говорит и тот факт, что с 25 апреля по 4 мая Политбюро возвращалось к нему не менее пяти раз. Протоиерей П. Светозаров, иерей И. Рождественский и мирянин П. Языков были расстреляны 10 мая ночью на окраине Иваново-Вознесенска. В выдаче тел родственникам было отказано. Из всех шуйских новомучеников достоверно установлено и сохранилось только место захоронения погибшего у собора А. Калашникова. Очевидно, что шуйские события стали первым протестом против антицерковной политики советского государства и явились поводом для государственных репрессий против Церкви в 1922-1923 годах, точно так же, как и убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 года для Большого террора 1937 года. В шуйском восстании участвовало несколько тысяч верующих, по разным оценкам — от двух до шести тысяч человек. По уточненным данным, после этих событий и не менее резонансных протестов в Москве, Петрограде, Смоленске, Старой Руссе и в других местах (всего известно более 1400 инцидентов, связанных с изъятием ценностей) пострадало за веру более 35 тысяч человек, из них не менее 8 тысяч Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Павел Светозаров и иерей Иоанн Рождественский причислены к лику священномучеников; миряне Петр Языков и погибшие у стен собора 15 марта 1922 года Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев, девица Анастасия (ее фамилия — Шилова — была установлена только в 2007 году) причислены к лику мучеников. Они вошли в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Воскресенский собор, свидетель и немой участник событий 1922 года, где после закрытия в 1939 году находился склад стройматериалов, был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году. В 1993 году собор посетил Патриарх Алексий II и в своем слове после молебна сказал о значении шуйских событий и этого места для истории русского Православия XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Свою борьбу за власть и уничтожение старого строя большевики соединили с борьбой против Русской Православной Церкви, так как она отождествлялась ими со старой Царской Россией. Поэтому многие епископы – первым был убит 12(25).01.1918 года митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) – и тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жесткостью убийств 32 . Советскими органами разгонялись крестные ходы, на которых присутствовало множество верующих, недовольных антирелигиозной политикой новой власти. Во Владимире при разгоне крестного хода произошло столкновение верующих с красногвардейцами 33 . 3 мая 1918 года, ночью, в Костроме был убит протоиерей Алексий Андронников, 88-летний старец, прослуживший более 60-и лет в одном и том же храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба 34 . К 1922 году по суду расстреляно белого духовенства 2691 человек, монашествующих мужчин 1962, монахинь и послушниц 3447, без суда расстреляно не менее 15 000, ликвидировано более 700 монастырей 35 . Повсеместно закрывались и церковные учебные заведения профессионального религиозного образования. Так, в 1918 году, были закрыты Костромская духовная семинария 36 , Шуйское Духовное училище 37 и целый ряд других учебных заведений. Однако Церковь не сдавалась, делались попытки активизации церковной деятельности за счет открытия новых епархий. Первые попытки советского правительства уничтожить Русскую Православную Церковь с помощью одной грубой силы оказались неудачными. Превратившаяся в царской России в бюрократический аппарат, перед лицом гонений, она вновь осознает себя Церковью , мистическим организмом, Телом Христовым. В этом была причина того, что многие, ранее религиозно индифферентные люди, во время гонений, не задумываясь, отдавали свою жизнь за свои религиозные убеждения. Революция вскрыла тот духовный нарыв, который созрел в Российской Церкви и обществе, способствовала уходу из Церкви тех, кто находился в ней из меркантильных побуждений (впоследствии из них будет создано движение обновленцев), а также способствовал религиозному сопротивлению тех, кто до революции не шел в Церковь , видя в ней бюрократическую машину. Октябрь 1917 года ознаменовал начало гонений на Церковь . Начались закрытие учреждений профессионального религиозного образования, убийства священнослужителей, разгон крестных ходов. Не смог завершить своей работы проходивший в крайне тяжелых условиях Поместный Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1938 года период открытого, активного наступления на Церковь подходил к своему завершению. В закрытых циркулярах различных административных органов стали появляться указания проявлять сдержанность в ликвидации храмов 103 . Епархий, как административных единиц в 1939 году уже почти не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с Патриархией 104 . Закрытие храмов продолжалось вплоть до самой Великой Отечественной войны. В 1941 году постановлением Ивоблисполкома был закрыт целый ряд церквей: в селе Березники Комсомольского района, селе Оделево Середского района, в селе Красноармейское Сергеевского сельсовета Шуйского района, в селе Приклон Меленковского района, в селе Иваново-Шуйское Суздальского района, в г. Суздаль, в селе Красное Суздальского района, причем часть церковных зданий было разрешено использовать в культурно-просветительских, а часто в хозяйственных целях 105 . Развитие внутрицерковной жизни и церковно-государственных отношений в советской и постсоветской России нельзя рассматривать в отрыве от развития государственного законодательства в отношении религии. Уже в Декрете «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованном 23 января (5 февраля) 1918 года, последовательно проводился принцип секуляризации государства, которая со временем все нарастала. Советское государство ни в коей мере не собиралось считаться с внутренними установлениями, иерархией каких бы то ни было религий, и Православия в том числе. Церковь была поставлена в условия полулегального существования. Согласно с постановлением народного комиссариата юстиции и внутренних дел от 19 июня 1923 года «ни одна религиозная организация не имеет права вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой-либо другой религиозной организации против ее воли… ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным исполнительным комитетом происходит не в пользу какой либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с исполнительным комитетом» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Краткая биографическая справка Владыка Афанасий (Сахаров) , в 2000 году прославленный как святитель и исповедник, занимает особенное место в ряду лиц Русской церкви XX века. Непримиримый борец с расколом «живоцерковников», отказавшийся признать законность присвоения митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1930 г. и ставший одним из самых влиятельных епископов «катакомбной» церкви, духовно окормлявший самые разные общины «непоминающих», он же в 1945 году признает законность избрания патриарха Алексия I и призывает к этому духовных чад. Большая часть его епископства, по составленным им самим «Датам и этапам моей жизни» (почти 30 из 42 лет) проходит в лагерях и ссылках, еще 10 лет, в том числе и 8 последних, он на свободе, но не на епархиальном служении. После освобождения из последней ссылки владыка оказывается вынужден служить у себя дома. Сергей Иосифович Фудель познакомился с еп. Афанасием в 1923 г., в первой ссылке. Он был одним из трех архиереев, кто присутствовал на венчании С.И. Фуделя и Веры Максимовны Сытиной. Продолжилось их духовное общение и после окончания последней ссылки владыки, когда он, поселившись в г. Петушки, благословил семью Фуделей поселиться в находящемся неподалеку г. Покров. До революции Сергий Григорьевич Сахаров родился в семье писца и бухгалтера Григория Петровича Сахарова. Мать будущего владыки, Матрона Андреевна, стала вдовой в 1889 г., то есть с двух лет растила единственного сына одна. Поскольку семья не принадлежала к духовному сословию, то получить духовное образование ему было непросто. Только через знакомства матери удалось устроить его в Шуйское духовное училище, во время учебы в котором (с 1899 г.) он начал прислуживать в алтаре 2 . По окончании училища Сергий Сахаров поступает во Владимирскую семинарию, которую оканчивает в 1908 г. уже посвященным в чтеца и в числе лучших выпускников – его успехи были настолько выдающимися, что ректор семинарии даже обратился к ректору Московской духовной академии с просьбой оставить вакантное место для талантливого студента, когда тот перед экзаменами внезапно заболел тифом 3 . Следующие четыре года будущий владыка проводит в Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010