Мать посвятила мальчику всю свою жизнь. Воспитанный женщиной, он научился прекрасно шить и даже вышивать бисером. Позже в ссылке, лишенный возможности служить и заниматься научной работой, Сергей Сахаров шил себе облачения и вышивал бисером ризы на иконы. Его и похоронили в облачении собственной работы. Сережа охотно ходил в церковь и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь », сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и г. д. На вопрос крестной о том, кем он хоче! стать, когда вырастет, ребенок ответил, что он будет архиереем. Жизненный путь будущего архиерея был в значительной степени определен матерью, которая позаботилась о том, чтобы дать сыну духовное образование. Устроить мальчика в духовное училище было непросто, потому что в конце XIX века в духовные учебные заведения принимались почти исключительно дети священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сережу устроить не удалось, и Матрене Андреевне пришлось искать обходные пути. Среди дальних родственников оказался настоятель Воскресенского собора города Шуи протоиерей Иоанн Соловьев. В Шуе не было архиерейской кафедры, и влияние настоятеля собора было очень большим. С его помощью удалось поместить Сережу в Шуйское духовное училище. Обстановка в таких учебных заведениях часто бывала далека от норм христианского общежития, поэтому на годы учения сына Матрена Андреевна сама переехала в Шую. Это дало возможность Сереже жить не при училище, а на квартире вместе с матерью. Таким образом, и в годы учебы он оставался домашним ребенком, окруженным материнской любовью. Девятилетнему мальчику учеба давалась нелегко – в третьем классе он даже остался на второй год. Однако Сережа не унывал, поскольку хорошо помнил житие своего небесного покровителя Сергия Радонежского, который в детстве при обучении грамоте столкнулся с большими проблемами. Читать далее Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк/Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Скипетров, прот. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Иоаннович Скипетров (4.06.1863, с. Станки Вязниковского у. Владимирской губ.- 19.01(1.02). 1918, Петроград), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Один из первых новомучеников РПЦ. Из семьи сельского священника. В 1877 г. окончил по 2-му разряду Шуйское ДУ и поступил во Владимирскую ДС. 8 февр. 1884 г. вступил в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга Антониной Николаевной Заозерской и 18 февр. того же года был рукоположен во диакона и определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский собор (вероятно, брак и переезд в столицу П. были устроены его старшим братом, М. И. Скипетровым, высокопоставленным чиновником центральных органов гос. контроля). В 1886 г. поступил в СПбДА. Одновременно с учебой в академии преподавал Закон Божий в начальных городских уч-щах С.-Петербурга. Окончил академию в 1890 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического». 14 сент. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем домового храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца П. Г. Ольденбургского, также исполнял обязанности приютского законоучителя. Кроме того, с 1894 по 1900 г. преподавал Закон Божий в приюте вел. кнг. Александры Николаевны, а с 1 окт. 1900 г.- в Громовском детском приюте прп. Сергия. 30 июня 1898 г. получил место 4-го священника новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» в Стеклянном городке (на левом берегу Невы, южнее Александро-Невской лавры). 1 февр. 1912 г. стал настоятелем Скорбященского храма. Был возведен в сан протоиерея. Участвовал в работе многочисленных епархиальных комиссий: был членом попечительства ц. св. мц. царицы Александры при детском приюте вел. кнг. Александры Николаевны (1895-1897), членом комиссии для точного определения границ существующих приходов в С.-Петербурге, казначеем Об-ва владимирцев в столице (с 1903), членом ревизионных комиссий Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви и епархиального миссионерского комитета, следователем 5-го столичного благочиннического округа (с 1907), членом комиссии для подготовки плана и сметы 2-го ДУ епархии, следователем по поводу неправильных метрических записей отдельных приходов епархии, членом комиссии для проверки, исполнения и составления общей ведомости о штатных и нештатных членах причтов епархии, делопроизводителем комиссии по постройке причтового дома при Скорбященской ц. и каменной часовни при ней, членом правления Петроградской ДС (с 1914).

http://pravenc.ru/text/2580214.html

Заречье. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1756. Адрес: Россия, Вологодская область, Междуреченский район, Ноземский сельсовет, деревня Заречье. Координаты: 59.319937, 40.786838 Проезд:Автодорога Вологда - Шуйское едем до отворотки на Старое, поворачиваем налево, едем до села Старое, проезжаем через село и поворачиваем направо, проезжаем село Спас-Ямщики и едем по грунтовой дороге до деревни Заречье. Колокольня находится в лесу в 250 метрах к северо-западу от деревенской застройки. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским. На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана) в монастыре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером. Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. В 1764 г. Авнежский монастырь был упразднен, а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской.

http://sobory.ru/article/?object=19686

Когда родители выбирали имя сыну, отец написал на бумажках имена наиболее чтимых угодников Божиих и подал младенцу. Новорожденный схватился ручкой за жребий с именем преподобного Сергия Радонежского и был назван Сергием. Отец умер, когда Сергею было всего два года, и детство мальчика прошло с матерью. «Если для меня мама была все, то ведь и для мамы я был все», – писал святитель позднее. Матрона Андреевна всегда мечтала, чтобы ее сын подвизался в монашеском чине, и за это он был признателен ей всю жизнь. Детство и юность мальчика прошли в одном из самых древних и красивых городов Русской земли – Владимире, знаменитом своими монастырями и храмами. В девятилетнем возрасте Сергей поступил учиться в Шуйское духовное училище, и поначалу, как когда-то самому преподобному Сергию Радонежскому в отрочестве, учеба давалась мальчику с большим трудом. Во втором классе ему пришлось из-за отставания проходить переэкзаменовку, в третьем классе его вообще оставили на второй год, и это очень тяготило чуткого и ответственного ребенка. Сергей Сахаров с матерью Насколько тяжело давалась мальчику обычная учеба, настолько легко ему было выстаивать продолжительные службы в приходском храме. Огромное впечатление на него производила литургия. Дома Сергей «служил»: надевал мамины платки как облачение, «кадил», «благословлял», повторял запомнившиеся возгласы и молитвы. На вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, отвечал без заминки: «Епископом, архиереем». С двенадцати лет мальчик начал прислуживать в алтаре. Сергей легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором служил литургию для заключенных. Сохранилась вышитая им Плащаница Спасителя. Другим увлечением Сергея были стихи, которые он и сам пытался писать. Еще в духовном училище он написал свой первый литургический гимн – тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Его академическое сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной» свидетельствовало о большой осведомленности юноши в вопросах церковной гимнографии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сперанский Петр, родился около 1859 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Василий Сперанский, священник; Московская губерния, Дмитров, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 2 об.). Ставровский Димитрий, родился 25 октября 1858 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Василий Ставровский, диакон; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Семеновско-Шуйское, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 31). Станиславлев Василий, родился около 1858 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Стефан Семенов († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ярополч, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7 об.). Станиславлев Григорий, родился около 1857 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Стефан Семенов († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ярополч, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7 об.). Стеблев Николай, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Сергий Стеблев († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, Сельцы тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 1 об.). Страхов Василий, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Петр Иоакимов Страхов, дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, село Новлянское, церковь в честь Словущего Воскресения (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 31; д. 2067, л. 15). Страхов Иван, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец : Сергей Страхов, священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Дютьково, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от ризы, чудотворная икона оставалась в храме до окончательного закрытия Воскресенского собора в сентябре 1939 года и с тех пор считается исчезнувшей. Кроме того, в тот же день, 23 марта, в соборе было изъято и сдано в уездный финансовый отдел более десяти пудов серебра, в том числе уникальное четырехпудовое серебряное облачение престола в алтаре — чеканное изображение из двухсот деталей известнейшей московской ювелирной мастерской И.П. Сазикова, выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства XIX века. Следствие по Шуйскому делу проводило Иваново-Вознесенское ГПУ. Через три недели после начала следствия, 11 апреля, всем арестованным вручили обвинительные заключения: по делу проходило 24 человека, к суду были привлечены 19, в том числе четыре священника, трое из которых были клириками шуйских церквей: ранее упоминавшийся настоятель Воскресенского собора П. Светозаров, настоятель Крестовоздвиженского храма А. Смельчаков, настоятель Троицкого храма И. Лавров, а также настоятель палехского Крестовоздвиженского храма И. Рождественский. С 21 по 25 апреля 1922 года в Иваново-Вознесенске проходило судебное заседание выездной сессии Верховного революционного трибунала ВЦИК. Власти придавали судебному процессу большое пропагандистское значение, поэтому он был предан широкой огласке, с привлечением прессы и рабочих делегаций. Председательствовал бывший священник М.В. Галкин, ставший после революции активным борцом с религией. Подсудимым ставились в вину «деяния контрреволюционного характера». Обвинение стремилось доказать причастность Патриарха Тихона к шуйским событиям. Именно за чтение патриаршего Воззвания перед судом предстал И. Рождественский. В последний день процесса был оглашен приговор. К расстрелу были приговорены священники П. Светозаров, И. Рождественский и мирянин П. Языков, заведующий мастерской при Шуйской мануфактуре, «назначенный» организатором гражданского протеста. К различным срокам заключения приговорили 16 человек. Сразу после оглашения приговора верующие послали ходатайство во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Патриарх передал в дар собору икону Шуйской-Смоленской Божией Матери (малую копию XIX века). Через 13 лет, в августе 2006 года, правительство Ивановской области приняло постановление «О создании памятника в честь священнослужителей и верующих, погибших в период преследования Церкви в 1922 году». 17 октября 2007 года с южной стороны колокольни Воскресенского кафедрального собора был торжественно открыт первый в России памятник святым новомученикам и исповедникам Российским работы скульптора А.И. Рукавишникова. Юрий Иванов родился в 1954 году в Шуе. Окончил исторический факультет Ивановского государственного университета, затем аспирантуру Ленинградского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Сфера научных интересов — региональная история культуры, взаимосвязь Церкви и политики. Создатель и руководитель единственного в России Центра изучения региональной казуальной истории. Научный редактор и координатор проекта «Уездная старина — Чтения по региональной казуальной истории» (ежегодная, с 1998 года межрегиональная конференция). Редактор сборников «Провинциальный анекдот» (2000-2020). Автор более 180 научных публикаций, пяти монографий и книг, учебника и учебного пособия «Историческая география России». В книге «Шуя православная (материалы к энциклопедии)» (2007) изложил новые материалы по истории местных храмов и монастырей, православным традициям Шуйской земли, впервые восстановил трагические страницы судьбы Спасской церкви в Шуе, истории Воскресенско-Феодоровского женского монастыря в Сергееве. Примечания 1. Иванов Ю. А. Местные власти и церковь в 1922-1941 годах (по материалам архивов Ивановской области)//Отечественные архивы. 1996. 4. С. 90-94. 2. Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж, 1970. 98. С. 54-57; Известия ЦК КПСС. 1990. 4. С. 190-193. 3. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг. Кн.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

1. Новосибирск, 1997. В опубликованных в 1997 г. документах Политбюро непосредственно событиям в Шуе посвящено 13 документов, датированных 17 марта – 4 мая 1922 года. Это самый многочисленный комплекс церковных документов Политбюро, посвященных одному событию кампании по изъятию церковных ценностей, что само по себе подчеркивает их знаковый характер для власти. 4. Баделин В.И. Золото Церкви: Исторические очерки. Иваново, 1995. С. 185-265; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1996. С. 37-53. 5. Иванов Ю.А. Шуя православная (материалы к энциклопедии). Шуя, 2007; Ставровский Е.С. Шуйские новомученики и исповедники XX века. Шуя, 2007; Никонов Н.И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы: История и иконография. СПб., 2008. 6. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Кн. 2. М.: Политиздат, 1986. С. 206-208; Атеистический словарь. М., 1983. С. 489 и др. 7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма//Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1964. С. 25. 8. Иванов Ю.А. Человек-партия. Как мещанин Петров создал миф о шуйских черносотенцах//Родина. 2000. 3. С. 72-75. 9. Хмуркин Г.Г. О масштабах человеческих жертв, вызванных изъятием церковных ценностей в 1922-1923 гг.//Уроки Октября и практики советской системы. 1920-1950-е годы. М., 2018. С. 408. 10. Здесь и далее документы Политбюро цитируются по: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг. Кн. 1. 11. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М., 1996. С. 69; Хмуркин Г. Г. Указ. соч. С. 413. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

1927 г. – постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Нижегородском Сергии [Страгородском] (фактически не имел возможности участвовать в заседаниях). 1933–1936 гг. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1936 г., 23 февраля – скончался в Ташкенте, там же погребён на городском кладбище. АФАНАСИЙ (Малинин Александр Антонович), архиепископ Саратовский. 1884 г., 6 марта – родился, 1908 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. 1909 г. – принял монашество, иеромонах. 1910 г. – преподаватель Казанской Духовной Академии. 1916 г. – архимандрит. Настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани. 1920 г. – хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 1925 г. – архиепископ. 1929 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. 1933 г., март – архиепископ Ташкентский. 1933 г., август – архиепископ Саратовский. 1935 г., сентябрь – епархией не управлял. 1939 г., 14 мая – скончался в ссылке. АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии 232 . 1887 г., 2 июля – родился во Владимирской губ., в семье чиновника. 1896–1902 гг. – Шуйское духовное училище. Во 2-м классе переэкзаменовка. В 3-м классе сидел два года. 1899 г., 21 августа – начал прислуживать в алтаре, вероятно, во всенощной. 1907 г., 6 мая – посвящён в первую степень клира, в чтеца. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении. 1903–1908 гг. – прислуживал рипидоносцем и иподиаконом непрерывно во все время. 1908–1912 гг. – Московская Духовная Академия. 1912 г., 12 октября – пострижен в монашество. 1912 г., 14 октября – иеродиакон. 1912 г., 17 октября – иеромонах. 1912 г., октябрь-1913 г., сентябрь – преподаватель Полтавской духовной семинарии. 1913–1918 гг. – преподаватель Владимирской духовной семинарии. 1918 г., январь-сентябрь – член Собора Российской Православной Церкви по избранию от монашествующих, 1920–1921 гг. – наместник Владимирского Рождественского монастыря. 1920 г., 20 января – архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г. Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 г.). Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях. Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х г.г. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П.

http://sobory.ru/article/?object=02497

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010