иерей Евгений Терехов Скачать epub pdf Часть 1. «Молитва всех вас спасет»: жизнеописание владыки. Владыка Афанасий был известен многими делами на благо Церкви, но более всего – своими трудами по редактированию богослужебных текстов и составлению службы русским святым. Из первой части статьи вы узнаете о жизни святителя, увидите, в каких условиях протекала его деятельность, о которой подробнее будет сказано чуть позже. Святитель Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, родился 2 июля 1887 года в селе Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец, Григорий Петрович Сахаров, служил писцом при гимназической канцелярии, а затем – письмоводителем и бухгалтером. В возрасте шестидесяти одного года он вышел в отставку в чине надворного советника и вступил в брак с крестьянкой Матроной Андреевной. Чета Сахаровых проживала в городе Владимире, где и родился их единственный сын Сергий. Имя будущему святителю было дано по жребию: отец, написав на отдельных листочках имена трех особо чтимых им святых (святителя Николая, преподобного Сергия и благоверного князя Александра Невского), поднес их новорожденному младенцу, который ухватился ручкой за бумажку с именем Радонежского Чудотворца. Григорий Петрович скончался, когда его сыну был только год и семь месяцев. Умирая, он просил свою добрую супругу воспитать мальчика честным, пусть даже и в бедности. Матрона Андреевна оказалась мудрой и строгой воспитательницей, всю себя посвятив сыну. Глубоко верующая и духовно внимательная, она со тщанием оберегала Сергия от всего дурного, желая в будущем видеть его монахом, – отрок знал только дом да храм. Матрона Андреевна стремилась дать сыну духовное образование, но это было нелегко, потому что в то время при приеме в духовные училища почти исключительное предпочтение отдавали детям из семей священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сергия устроить не получилось, но Господь помог молодой вдове. Через родственников мужа в 1896 году удалось поместить Сергия в Шуйское духовное училище 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Афанасий (Сахаров), еп.б.Ковровский, вик. Владимирекой епархии Родился 2 июля 1887 года в с.Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии· В августе 1896 года поступил в Шуйское духовное училище· С августа 1899 года начал прислуживать в алтаре. В 1902 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1908 году. Почти все время прислуживал при архиерейском богослужении.· 6 мая 1907 года посвящен в стихарь.· В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение писал ректору академии Преосв.еп.Феодору на тему: «Настроение верующей души по Триоди Постной». С 6 окт.1912 г. – преподаватель Полтавской духовной семинарии по пастырским предметам· 12 окт.1912 г. пострижен в монашество ректором академии Преосв.еп.·Феодором. 14 окт.того же года посвящен во иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.· 25 марта 1913 года награжден набедренником Преосв.Назарием, архп.Херсонским и Одесским. 28 августа 1913 года назначен смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии. С 3 сентября 1913 года – преподаватель Владимирской духовной семинарии по пастырским предметам. 29 июня 1917 года награжден наперсным крестом. В мае 1917 года был членом Владимирского Епархиального съезда от Владимирской епархии Александро-Невского Братства. На этом съезде был избран от монашествующих членов Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве и членов Владимирского Епархиального Совета. На монашеском съезде, бывшем в Троицкой Лавре, избран в качестве кандидата в члены Всероссийского Священного Собора. 20 января 1918 года вступил в состав собора на место сложившего свои полномочия архимандрита Варлаама, настоятеля Белогородского монастыря Пермской епархии. На соборе работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. Г. И. Катышев Автобиография «Даты и этапы моей жизни» 196 Арестован 11 раз. Родился 2 июля 1887 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Во 2 классе переэкзаменовка. В 3 классе провел два года. Начал прислуживать в алтаре, вероятно, за всенощной в субботу 21 августа 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении рипидоносцем и иподиаконом: 1903–1906 годы. То же непрерывно во все время: август 1906 – сентябрь 1908 года. Посвящен в первую степень клира – в чтеца 6 мая 1907 года. Московская духовная академия: 1908–1912 годы. Пострижен в монашество 12 октября 1912 года. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года. Преподаватель Полтавской духовной семинарии: октябрь 1912 – сентябрь 1913 года. Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы. Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих. Помощник заместителя 197 : январь – сентябрь 1918 года. Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы. Наместник Владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года. Арестован и препровожден в ревтрибунал 17 марта 1922 года. Освобожден 18 марта 1922 года. Арестован в Великую Среду (митр. Сергий [Страгородский], архиеп. Павел [Борисовский], еп. Василий [Зуммер]) 30 марта 1922 года. Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 года. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года. Арестован (еп. Серафим, прот. Мирт[ов]) 15 июля 1922 года. Освобожден 25 июля 1922 года. Арестован (архиеп. Никандр, архиеп. Фаддей, еп. Корнилий, еп. Дамиан, еп. Николай, еп. Василий, прот. Глаголев, игум. Филарет [Волчан], священники Дурылин, Дулов, прот. Благовещенский (Ков[ров]?), Конст[антин] (Суздаль) 10 сентября 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

профессор Николай Иванович Субботин (13.11.1827–30.05.1905) История Русской Православной Церкви профессор Николай Иванович Субботин Русский историк, писатель и публицист. Профессор МДА по кафедре истории и обличения русского раскола. Биография Родился 13 ноября 1827 года в семье протоиерея Покровского собора в городе Шуе, Владимирской губернии. Окончил Шуйское духовное училище (1842) и Владимирскую духовную семинарию (1848). В числе лучших четырёх выпускников был отправлен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1852 году. Выпускное сочинение - «О заслугах духовенства в отношении к верховной власти в России». В октябре 1852 года назначен преподавателем в Вифанскую семинарию; с 1853 года одновременно был помощником инспектора семинарии. В 1854 году утвержден в степени магистра (тема диссертации: «Об отношениях духовенства русского к князьям с XI b. до половины XV b.»). В 1855 году переведен в Московскую духовную академию, где с ноября 1855 года в звании бакалавра, а с февраля 1859 года в звании экстраординарного профессора преподавал библейскую герменевтику и учение о вероисповеданиях, ересях и расколах. С ноября 1857 года исполнял обязанности помощника инспектора, с сентября 1860 — помощника библиотекаря, а с ноября 1862 года стал библиотекарем Московской духовной академии, оставаясь в этой должности до мая 1864 года, когда был определён секретарём Комитета для цензуры духовных книг. С 1870 года Субботин возглавил новую кафедру - истории и обличения русского раскола. В этом же году он был избран членом совета Московской духовной академии. К 1874 году он завершил большой труд «Происхождение, так называемой, Австрийской или Белокриницкой иерархии», за который был удостоен степени доктора богословия. В этом же году он утверждён в звании ординарного профессора Московской духовной академии и избран помощником ректора по церковно-историческому отделению. Николай Субботин был учредителем Братства святого Петра Митрополита и редактором-издателем миссионерского журнала «Братское слово», одним из редакторов академического журнала «Прибавления к Творениям Святых Отцов». Крупную его заслугу составляет издание большого числа первостепенных по своей важности источников по истории раскола и православной полемики против него. Николай Иванович дружил и состоял в регулярной переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым. В 1894 году Субботин оставил преподавание в МДА и посвятил себя литературной работе. После закрытия журнала «Братское Слово», он стал публиковать свои статьи в газетах и журналах: «Московские ведомости», «Русский вестник», «Душеполезное чтение», «Вера и Церковь», «Православный путеводитель». Скончался Николай Иванович на своей даче в Томилине и погребен 2 июня 1905 года в московском Никольском единоверческом монастыре, у северной стены алтаря Никольского храма, рядом с могилой своего друга и соработника — архимандрита Павла (Леднева).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Этапы и даты моей жизни» 101 Родился 2 июля 1887 г. Скончался отец 23 февраля 1889 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем 1902–1906 гг. То же и иподиаконом 1906–1908 гг. Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская духовная академия 1908–1912 гг. Пострижен в монашество 12 октября 1912 г. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии ноябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913–1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора январь-сентябрь 1918 г. Член Владимирского епархиального совета 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 г. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 г. Арестован 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Революционный военный трибунал и освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду В заключении во Владимирской тюрьме был с митрополитом Сергием (Страгородским) архиепископом Вятским Павлом (Борисовским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)» 30 марта 1922 г. Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 15 июля 1922 г. Без допроса освобожден 25 июля 1922 г. Арестован Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым), епископом. Переславским Дамианом (Воскресенским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Врагово. Церковь Флора и Лавра. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Флора и Лавра Год постройки:приблизительно 1801 - 1900. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Междуреченский район, с. Врагово Координаты: 59.304701, 41.083912 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовало местное предание о том, что церковь была основана прихожанами Козлангской Цареконстантиновской церкви на отхожей пожне Летяге. Это произошло после 1624 года, так как церковь не упоминается в Писцовой дозорной книге за этот год. При церкви хранилась благословенная грамота преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоезерского, от 1691 года, на построение нового деревянного храма во имя мучеников Флора и Лавра. Поскольку новая церковь строилась вместо прежней ветхой, то основание Флоро-Лаврского прихода можно отнести к середине XVII века. До 1676 года селения прихода входили в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей). В окладной книге 1679 года упоминалась церковь Флора и Лавра на р. Козланге. Храм был освящен в 1841 году. В начале XX века имел следующий вид: деревянный, обшит тёсом и железом, окрашен белой краской. Внутренние стены обтянуты холстом, окрашенным масляной краской, отделанным орнаментами и несколькими живописными клеймами. Иконы возобновлены коштом Ивана Яковлева Жукова, как значилось в подписи на местной храмовой иконе Спасителя. О судьбе здания храма в годы советской власти сведений нет. http://drevo-info.ru/articles/13672743.html Современное местоположение: ур. Фроловское севернее д. Врагово, Враговское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Монастырь: Ржаницына Спасопреображенская мужская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=52519

Мефодий (Никольский Михаил Иванович), еп. Острожский Родился в 1835 году в семье священника Владимирской епархии. В 1857 году по окончании Владимирской духовной семинарии был учителем Владимирского духовного училища, а в 1859 году перешел в Шуйское духовное училище. В 1863 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию. В июне 1867 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и по окончании в этом же году академии со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем Костромской семинарии. 29 марта 1878 года возведен в сан архимандрита. С 12 ноября 1879 года – исполн. должность ректора Донской духовной семинарии. С 2 июля 1882 года – ректор Кавказской духовной семинарии в Ставрополе. С 10 ноября 1883 года – настоятель Батуринского Николаевского монастыря Черниговской епархии. С 13 мая 1888 года – настоятель Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде. 15 июля 1893 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Александро-Невской Лавре. С 28 июня 1894 года – епископ Острожский, вик. Волынской епархии. Скончался 13 июня 1898 года. Погребен в Богоявленском храме Кременецкого монастыря. Был замечательным и редким тружеником в области богословской науки. Вся его кабинетная жизнь, строго уединенная, протекала в научных занятиях. После него осталось большое количество рукописей. Печатных трудов его нет, если не считать проповедей и небольших статей в Епархиальных Ведомостях. Прекрасно владел французским языком. Перевел на русский язык много богословских трудов французских ученых. Труды: «Жизнь св. Киприана с разбором и оценкою его сочинений». (Кандидатское сочинение). Речь при наречении его во епископа Новгород-Северского 5 июня 1693 года. «Приб. к «ЦБ» 1893, 85, стр.934–936. Слово в день празднования 900-летия учреждения епископской кафедры в Чернигове. «Чернигов. Еп. Вед.» 1893, 19. Слово в день Пятидесятницы. Чернигов, 1894. Слово в первый день Св. Пасхи на вечерне. Чернигов, 1894. В рукописях: Введение в Православное богословие. Катехизические поучения об истинах православной веры. Нравственное богословие. Литература: «Церк. Вед.» 1894, 29, стр.271. «Приб. к «ЦВ» 1893, 25, стр.934. - " - 1898, 30, стр.1117–1116. «Волын. Еп. Вед.» 1898, «Влад. Еп. Вед.» 1898, «Черн. Еп. Вед.» 1898, «Церк. Вестн.» 1898, Булгаков, стр. 1398, 1417. БЭЛ, m.III, стб.782–783. Родосский А. «Словарь Воспитан. СПБ Д.А.», стр.272. «Списки архиереев Иерархии Всеросс.» СПБ, 1696, 541, стр.82. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

— Как Вы оцениваете итоги февральского Архиерейского Собора и его положение по работе с новомучениками? — Архиерейский Собор подвигнул церковное общество на обсуждение вопросов, связанных с изучением подвига новомучеников. Он выявил широкий диапазон мнений, связанных с этим вопросом; его обсуждение активизировало работу над созданием церковного и научного документа, принятого Священным Синодом 5-6 октября 2011 года как обязательного: «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви». В этом документе подведен итог накопленному опыту, даны четкие определения, по каким критериям изучаются и принимаются решения, комплекс каких документов нужен для принятия решений, обозначено, что при изучении материалов, касающихся новомучеников, надо учитывать государственное законодательство и соотносить с ним свои действия. Принятые Священным Синодом рекомендации касаются не только новомучеников, но и канонизации праведников и подвижников благочестия. — В документах февральского Архиерейского Собора говорится, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Каких учебниках — школьных или вузовских? — Это, прежде всего, учебники для школ, и тема новомучеников должна быть в этих учебниках. Осторожность общества при обсуждении вопроса об учебниках Основ православной культуры объясняется опасениями, что под видом «Основ» вводится обязательное преподавание в школах Закона Божиего. Но введение материала о фактах истории, которые это общество в недалеком прошлом пережило, никакого протеста вызвать не может. Это часть нашей истории, здесь церковная история настолько переплетена со светской, что уже стала почти одним целым. Все знают, что десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. Как одно историческое событие воспринимаются начало гражданской войны и расстрел в 1918 году митрополита Киевского Владимира и архиепископа Пермского Андроника, голод и изъятие церковных ценностей в 1922 году и процесс московских священников с последующими расстрелами, и расстрел митрополита Петроградского Вениамина, «шуйское письмо» Ленина и расстрел священников — шуйского Павла Светозарова и палехского Иоанна Рождественского.

http://patriarchia.ru/db/text/1912632.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Алексей Иванович (12.05.1890, с. Смердово Ковровского у. Владимирской губ.- 3.10.1976, Ленинград), церковный историк, библеист. Из крестьянской семьи. Окончил Шуйское ДУ (1901-1905), Владимирскую ДС (1905-1911), Петроградскую ДА (1911-1915), оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Византийской Церкви (1915-1917). Одновременно учился в Петроградском историко-археологическом ин-те, который окончил в 1917 г., в 1916-1918 гг. посещал в качестве вольнослушателя занятия на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. В 1914 г. под рук. акад. Ф. И. Успенского занимался в Русском историко-археологическом ин-те в Стамбуле. За курсовое соч. «Кирилл I Лукарис, Патриарх Константинопольский» получил степень канд. богословия. Первой опубликованной работой И. стала написанная на основе архивных материалов ст. «Епископ Владимирский Павел (1763-1769)» (Владимирские ЕВ. 1910. 31. С. 557-562; 32. С. 580-585). А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. В 1918 г. И. преподавал в петроградских гимназиях. С 1919 г. работал инструктором по охране памятников и старины во Владимирском отделе народного образования, затем зав. подотделом искусств. В 1921 г. по инициативе И. во Владимире был возрожден губ. музей, И. стал его директором (1921-1926). Благодаря усилиям И. были учтены и взяты под гос. охрану памятники белокаменного зодчества, гражданской и церковной архитектуры Владимиро-Суздальской земли, в губернии создана сеть музеев, организованы археологические раскопки в Ковровском и Судогодском уездах. В 1-й пол. 20-х гг. И. являлся активным членом Владимирского губ. научного об-ва по изучению местного края, затем опубликовал ряд краеведческих работ (Кляземский городок, бывш. удельный г. Стародуб. Владимир, 1926; Город Владимир на Клязьме. Владимир, 1927; Город Ковров в прошлом и настоящем. Ковров, 1928), в т. ч. в «Трудах Владимирского государственного областного музея», в «Трудах губернского научного общества по изучению местного края», в ж. «Наше хозяйство»; преподавал во Владимирском педагогическом ин-те, в Муромцевском сельскохозяйственном техникуме. 25 июля 1931 г. И. был арестован вместе с др. владимирскими краеведами и архивистами, обвинен в организации «музейной контрреволюционной подгруппы», в создании в музее «антисоветского церковного архива», в «пропаганде» находящихся в музее мощей, в содержании и ремонте на гос. средства действующих и закрытых церквей и мон-рей под видом их реставрации, в поддержке связи с «контрреволюционной профессурой» Москвы и Ленинграда. 3 нояб. 1931 г. И. был освобожден (реабилитирован 17 марта 1989).

http://pravenc.ru/text/200477.html

  Однако люди расходиться отказались и буквально вытолкали из собора комиссию. На площади перед собором возмущенная толпа избила охранявших порядок милиционеров, зазвучали призывы «бить жидов» и «громить квартиры коммунистов». Верующие не отказывались помогать голодающим, но считали, что изъятие церковной утвари и святынь не лучший вариант. Газета «Рабочий край» писала, что на собрании прихожан Воскресенского храма «учитель Борисов предложил ходатайствовать перед Уисполкомом о замене ценностей продовольствием. За этим последовало выступление торговца Похлебкина, предложившего… ценностей не отдавать и если их все же потребуют, то сделать добровольные пожертвования, кто фунт муки, кто два, а ценности до голодающих не дойдут, хлеба на них не купят, они пойдут на жен коммунистов и жидов». В тот же вечер уездный исполком собрался на экстренное заседание и постановил, что ввиду произошедшего в Шуйском уезде вводится «военное положение». Изъятие ценностей из собора было отложено. 15 марта, в среду, перед очередным приходом комиссии по изъятию, по просьбе Вицина к собору были направлены представители милиции (всего восемь конных и 14 пеших красноармейцев). В это время на площади перед храмом собралось, по разным оценкам, от 3000 до 6000 человек (всего население города составляло около 25 000 человек). Милиционеры пытались разгонять толпу, но безуспешно. Шуяне встретили их кольями и бревнами, часть красноармейцев была разоружена, многие были жестоко избиты. Отнятые у красноармейцев винтовки пошли в дело – протестующие начали стрелять из них по самой милиции. Воскресенский собор в Шуе, в который прибыла комиссия по изъятию ценностей. Фото 1905 года Кто-то прокричал: «Все равно умирать – умрем за Божию Матерь!» Несколько мальчишек пробрались на колокольню и зазвонили в набат. К собору стали стекаться люди из окрестных деревень. К протестующим присоединились рабочие местных мануфактур. Около 50 человек с погромными лозунгами отправились штурмовать здание военного комиссариата. Милиция прислала на площадь два автомобиля с пулеметами. Пулеметчики стреляли в воздух, однако от случайных пуль погибли четверо человек. 21-летний счетовод с шубной фабрики Николай Малков перед смертью крикнул: «Православные, стойте за веру!»

http://ruskline.ru/opp/2022/05/12/vse_ra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010