Возраст мой не позволяет обучаться очно. Предполагаю искать содействия у своего земляка – Алексея Ивановича Иванова 580 , который в 1905 г. окончил Шуйское духовное училище под 1, затем Владимирскую духовную семинарию в 1911 г. первым студентом и, наконец, С[анкт]-П[етербургскую] духовную академию в 1915 г. Первым магистрантом. (Его сокурсник по семинарии Федор Никанорович Колоколов, ныне проживающий в г. Иванове на положении пенсионера, говорил мне, что ниже первого ученика он не учился ни в дух[овном] уч[или]ще, ни в семинарии; Колоколов в 1911–12 гг. был надзирателем за учениками в Ш[уйском] Д[уховном] У[чилище]; а затем ушел в Коммерческий ин[ститу]т, по окончании которого стал банковским служащим). Ныне А. И. Иванов профессорствует в Ленинградской дух[овной] академии. От одного заочника слышал о нем весьма лестные отзывы. М[ожет] б[ыть], допустят меня к сдаче экстерном за курс дух[овной] акад[емии] по причине возрастных особенностей, хотя я и очно учиться мог бы: интеллект работает в полную меру. Говорят, что ректором академии состоит прот[оиерей] Сперанский 581 , который в 1913–1915 гг. был преподавателем русского языка в Ш[уйском] Д[уховном] У[чилище], затем перешел в Костромскую дух[овную] сем[инарию] преподавателем раскола. Окончил вместе с В. П. Шмелевым Московскую дух[овную] академию в 1913 году. У Сперанского учился мой брат и сохранил о нем добрую память... В великую пятницу я присутствовал в Ивановском Спасо-Преображенском соборе за выносом плащаницы. Богослужение совершал Высокопреосвященнейший Иларион, архиепископ Ивановский и Кинешемский в сослужении соборного духовенства, среди которого были и Ваши питомцы: прот. о. Георгий Смирнов, Вами рукоположенный в священнический сан, и протодиакон А[лекса]ндр Ив[анович] Миловидов (шуянин по рождению). Владыка Иларион с сухим, мимически бедным, малоподвижным, мертвенно бледным, суздальским лицом, весьма похожий на б[ывшего] епископа Юрьевского, первого викария Владимирской епархии епископа Евгения (Мерцалова).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Находясь все время в женском обществе, он выучился шить, вышивать бисером и даже находил удовольствие в этом. Впоследствии владыка сам шил для себя архиерейские облачения, в одном из них его и похоронили. В церковь Сережа ходил с большим желанием, тянуло его туда. Богослужение производило огромное впечатление, особенно архиерейское. Дома он любил играть «в церковь ». Вместо облачения надевал на себя платки, пытался кадить, благословлять. Однажды крестная спросила: «Кем ты хочешь стать, может быть, врачом?» Ответ был вполне естественным: «Нет, мама крестная, я буду архиереем». Матрона Андреевна понимала, что Сергею нужно получить духовное образование, и не только для развития склонностей и способностей. Оно давало единственную возможность реализовать то предназначение сына, которое она видела материнским сердцем. Устроить Сережу во Владимирское духовное училище не удалось. Вообще, в подобные учебные заведения принимались в основном дети священнослужителей. Однако Господь не оставил молодую вдову во благом намерении. Матрона Андреевна жила на квартире родственника покойного мужа, служащего казенной палаты Сергея Владимировича Соловьева, очень верующего человека, который понимал настоятельную необходимость устройства Сережи в духовное училище. Его брат, отец Иоанн Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем. При его помощи удалось в 1896 году поместить мальчика в Шуйское духовное училище. Мать прекрасно сознавала опасность оставления домашнего мальчика одного в «бурсацком» обществе и переехала вместе с сыном в Шую. Здесь он был под постоянным присмотром и опекой, что дало свои плоды. Скромного и исполнительного мальчика заметили – он получил свое первое благословение на участие в богослужении. В августе 1899 года, когда Сереже исполнилось 12 лет, он уже начал прислуживать в алтаре. После окончания училища в 1902 году Сергей вместе с матерью переехал опять во Владимир и поступил в духовную семинарию. Пятнадцать лет...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«В достославный день полувекового служения Вашего Русской исторической науке на благо церкви и государства шлю Вам задушевный привет, как хранителю Филаретовских преданий, представителю Московской академии Горского, Голубинского, Кудрявцева и сотруднику незабвенного Каткова. Да утреннюет дух Ваш в вечереющем времени! Примите наилучшие благожелания от Вашего старого слушателя, лишенного возможности лично принести сердечное поздравление. Владимир Назаревский». От профессора Киевской Духовной академии В. Ф. Певницкого (телеграмма): «С чувством глубокого уважения приношу поздравление славному юбиляру. Чту Вас со времени совместного обучения во Владимирской семинарии. Да хранит Вас Бог еще многие годы для продолжения служения церкви православной! Киевский профессор Певницкий». От профессора И. А. Татарского (телеграмма): «Сердечно поздравляю Вас с совершившимся пятидесятилетием Вашего достославного служения на пользу православной науки и церкви; общественное признание Ваших заслуг да подкрепит Ваши силы в дальнейшем его продолжении. Татарский». От Воронежской духовной Семинарии (телеграмма): «Шлем сердечный привет юбиляру; желаем, чтобы ваш мощный голос в защиту истины православия раздавался еще много, —539— много лет. Ваши признательные ученики: ректор семинарии Борисоглебский, преподаватели: Замахаев, Щукин, Ублинский, Розанов». От преподавателя Московской Духовной Семинарии Священника И. В. Полянского (телеграмма): «Приветствую Вас, моего дорогого учителя, со знаменательным юбилеем. Да подаст Вам Господь Бог сил на служение святой церкви и да сохранить Вас и еще на многая, многая лета! Благодарный и любящий ученик священник Иоанн Полянский». От Шуйского (Владим. губ.) духовного училища (телеграмма): «Родное Вам Шуйское духовное училище сердечно поздравляет Вас с исполнившимся пятидесятилетним юбилеем славного Вашего служения святой церкви через Вашу профессорскую, миссионерскую и литературную деятельность, и душевно желает Вам доброго здоровья и долголетия. Смотритель училища Николай Скороспелов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf ПРЕДИСЛОВИЕ Несколько лет назад в г. Петушки Владимирской области почил в Боге проживавший там на покое Архиепископ Афанасий, один из последних руководителей той части Русской Православной Церкви, которая, сохраняя каноническую верность Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру, отделилась от митрополита Сергия и ушла в катакомбы. После Всероссийского Церковно-Поместного Собора 1945 года Архиепископ Афанасий Сахаров , находившийся тогда в заключении, вместе со своими единомышленниками признал Святейшего Патриарха Алексия и вошел с ним в каноническое общение. После смерти Владыки Афанасия, в его бумагах была обнаружена нижеследующая записка, которую мы приводим без всяких изменений. ДАТЫ И ЭТАПЫ МОЕЙ ЖИЗНИ Родился 2 июля 1887 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Во 2-м классе переэкзаменовка. В 3-м классе сидел 2 года. Начал прислуживать в Алтаре, вероятно, со всенощной в субботу 21 августа 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Посвящен в 1 степень клира – в чтеца 6 мая 1907 г. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении. Рипидоносцем и иподиаконом 1903–1906 гг. непрерывно во все время. Тоже август 1906–сентябрь 1908 гг. Московская духовная академия 1908 – 1912 гг. ПОСТРИЖЕН В МОНАШЕСТВО 12 октября 1912 г. Посвящен в иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен в иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии октябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913 г. – 1918 г. Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих – помощник заместителя – январь–сентябрь 1918 г. Член Владимирского Епархиального совета от монашествующих 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбовского монастыря 18 июня 1921 г. ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1921 г. Арестован и препровожден в рев. трибунал 17 марта 1922 г. Освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду 30 марта 1922 г. (Митрополит СЕРГИЙ, архиепископ ПАВЕЛ, епископ ВАСИЛИЙ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В воскресенье, 12 марта, прошли собрания в Воскресенском соборе и Крестовоздвиженском и Троицком храмах. Прихожане решили просить УИК, чтобы вместо изъятия церковного имущества им разрешено было собрать в пользу голодающих продовольствие и другие пожертвования. Но ходатайство осталось без ответа. На следующий день, 13 марта, на богослужении в Воскресенском соборе было многолюдно. В ответ на просьбу комиссии освободить храм настоятель собора Павел Светозаров заявил, что не имеет права изгонять молящихся. После требований, прозвучавших в более жесткой форме, священнослужитель обратился к верующим с предложением разойтись. Однако недовольство верующих усиливалось, и покинуть собор пришлось самим членам комиссии. Воскресенский собор оставался открытым весь день, на площади перед ним продолжали собираться люди. Конная милиция не могла их разогнать, несколько милиционеров были избиты. Комиссия предупредила, что изъятие ценностей планируется на среду, 15 марта. И хотя вечером 13 марта милиционеры сообщили, что 15 марта изъятия не будет, часть верующих осталась на ночь охранять собор. На следующий день, 14 марта, президиум уездного исполнительного комитета ввел в городе чрезвычайное военное положение. Власть сосредоточилась в руках у начальника гарнизона и начальника милиции. Они запретили незаконные публичные собрания. На фоне этих мер нарастали волнения на фабриках города. Рабочие бурно обсуждали предстоящее изъятие церковных ценностей. В среду, 15 марта, народ собрался на площади перед собором. Туда же прибыл конный отряд милиции; красноармейцы, высланные им в помощь для наведения порядка, были оттеснены. После этого по приказу начальника местного гарнизона к собору в полной боевой готовности выдвинулись красноармейцы 146-го стрелкового полка. С колокольни ударили в набат. Остановили работу несколько фабрик, рабочие и крестьяне ближайших деревень присоединились к протестующим. На Соборной площади собралось несколько тысяч человек. На помощь милиционерам и красноармейцам прибыли бойцы частей особого назначения (ЧОН) на двух грузовиках.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

принял участие в проектировании и строительстве павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле (сохр. Царский павильон - Ленинградский проспект, 31, стр. 9). Из др. общественных построек К. наиболее известны биржа (ул. Ильинка, 6/1; 1873-1875); Шуйское подворье (Никольский пер., 6; 1875); Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей (Донская ул., 37; 1875-1876); Александро-Мариинское Замоскворецкое уч-ще для бедных детей (ул. Б. Ордынка, 47/7; 1877-1878); химическая лаборатория при Московском ун-те (Никитский пер., 2; 1883-1886); богадельня Солодовниковых им. имп. Александра III с больницей и храмом арх. Михаила (ул. Щипок, 6-8; 1885-1888) и Софийская детская больница Ведомства учреждений имп. Марии (Садовая-Кудринская, 15, стр. 9; 1887-1897) с храмом мучениц Софии и Татианы; дом призрения им. Мазуриных с храмом прор. Анны (Котельническая набережная, 17, стр. 1; 1885-1888, храм не сохр.), а также здание Окружного суда в Витебске (1882-1884). Главным в творчестве К. было храмоздание, причем преимущественно вне Москвы. В церковном зодчестве времени имп. Александра II в сравнении с периодом имп. Николая I значительно расширился круг прототипов, использовавшихся архитекторами, особенно в фасадной декорации. В храмоздательном творчестве К. ярко проявились важнейшие черты архитектуры его времени: декларативная атектоничность и эклектизм, стремление максимально выразить национальное начало. Среди своих современников - зодчих эпохи зрелой классики - К. выделялся подчеркнутой репрезентативностью построек, чрезвычайным многообразием стилистических прототипов: рус. узорочья XVII в.; характерного для московской и ярославской школ «итальянизирующего» направления архитектуры эпохи кремлевских соборов кон. XV-XVI в., на к-рое ориентировался К. А. Тон; элементов классицизма, визант. и романского стилей, деревянного зодчества. Более однообразны объемно-пространственные решения спроектированных К. храмов: чаще всего используется тип центричных рус.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Вообще между теми гонениями, которые устраивали на христиан язычники-императоры и теми, которые устраивала советская власть, есть немало общего. В обоих случаях христиане рассматривались, как люди, крайне политически неблагонадежные. В Риме – неприношение жертв перед статуей императора, быстрое распространение христианства, угрожающее языческой идеологии. В Советской России – непризнание атеизма, обвинения в скрытой контрреволюции, борьба с христианством, как идеологией, являющееся конкурентом в борьбе за общественное сознание. В обоих случаях имелось множество случаев репрессий, сопряженных с жесточайшими пытками и истязаниями – и здесь цивилизованный ХХ век нисколько не отставал от грубого язычества. В обоих случаях происходило массовое закрытие, разрушение и перепрофилирование христианских храмов, ущемление гражданских прав христиан (например, в Риме при Диоклетиане, все, содержащее христианство , лишалось достоинства и гражданских прав 142 , в Советской России «служители культа, действительно отправляющие культ» были по этому признаку лишены избирательных прав). В обоих случаях все происходило «на законных» основаниях, имея своим основанием эдикты императоров и постановления исполкомов. В обоих случаях казалось, что Церковь неминуемо должна погибнуть, бессильная перед государственной машиной. И в обоих случаях Церковь продолжала существовать, когда не стало ее гонителей – ни в Римской языческой империи, ни в Советской России. Советская власть начала гонения на Церковь в первые же годы своего существования. Динамику этих гонений можно хорошо проследить на примере провинциальных областей центра России Уже в 1918 году закрываются многие профессиональные религиозные образовательные учреждения, например, Костромская духовная семинария, Шуйское духовное училище. В 1922 году начинается изъятие церковных ценностей и массовое закрытие храмов. Повсеместно идут репрессии против духовенства и верующих, достигшие своего пика в 1937 году. К началу Великой Отечественной войны число оставшихся храмов ничтожно мало, во Владимире и Иваново закрыты даже кафедральные соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полезно бы снять все изображения, находящиеся в греческих рукописях, и издать также в свет посредством хромолитографии». Но издавши этот учено-литературный труд, за который так превозносит меня похвалами преосвящ. Агафангел, я почувствовал крайнее утомление в своих силах. Однажды в церкви, среди Богослужения, едва не случился со мною обморок. Поэтому, естественно чувствовалась потребность в отдохновении и освежении сил. Меня не один раз приглашал съездить на родину мой почтенный земляк, Шуйский помещик Николай Андреич Кашинцов. Его имение и родина, село Юрчаково в 12-ти верстах от моей родины – Гориц. На этот раз я охотно принял усердное приглашение доброго земляка. Получивши из Синод. конторы на 28 дней отпуск, я отправился в первых числах сентября с Н. Андреичем на родину. Путь наш лежал чрез Владимир. По приезде туда, Н. Андреич остановился в гостинице, а я отправился к ректору семинарии, архим. Платону (Троепольскому), с которым я незадолго пред тем познакомился, когда он, но пути из Харькова, где был инспектором, во Владимир, был в Москве. Он принял меня довольно радушно. Так как я с 1850 г. не был во Владимире, то он удивил меня своею чистотой и опрятностью, которыми он был обязан проезду, в минувшем августе, Государя Императора с Государыней Императрицей. Имея в виду совершать в Шуе и других местах Богослужение, я должен был испросить на это благословение от местного архипастыря. Преосвящ. Иустин, к которому я обратился с этою просьбой, снабдил меня открытым листом ко всем настоятелям монастырей, соборов и церквей Владимирской епархии. Вот что заключалось в этом листе: «Объявляется сим, что о. ризничему Синодальному, архимандриту Савве, разрешено мною совершать Богослужение во Владимирской епархии, если он пожелает этого. Иустин епископ Владимирский. 373. 6-го сентября 1858 года». Отправившись 6-го ч. из Владимира, на следующий день пред всенощною мы были уже в Юрчакове – имении Кашинцова. – 8-го ч., в его приходской церкви – храмовый праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С вечера служил я всенощное, а в день праздника соборне литургию, пред которою встречал крестный ход, ежегодно совершаемый сюда из Шуйского собора. После литургии, гостеприимный помещик устроил в своем старинном доме праздничную трапезу, к которой было приглашено старшее Шуйское духовенство и некоторые из почетнейших граждан, между коими встретил я некогда знаменитого богача Ивана Демидыча Киселева, который в эго время был уже в бедственном положении, но который свое несчастие переносил с удивительным христианским благодушием. 326

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Подгорново. Церковь Воскресения Христова. Святогорская Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:не ранее 1768. Год утраты:1968 (взорвана) Адрес: Вологодская область Междуреченский район деревня Подгорново Координаты: 59.215004, 40.817342 Проезд:Автодорога Илейкино - Шуйское до отворотки на Святогорье, далее до деревни Подгорново. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Святогорский приход. Современное местоположение: с. Святогорье, Старосельское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца во Святой Горе, в Авнежской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 г. В окладной книге 1621 г. было помечено, что церковь находилась " в Малютинском поместье Скуратова " , т.е. в поместье Малюты Скуратова, известного опричника царя Иоанна IV. Каменная Николаевская церковь построена в 1780 (1786?) г. на средства помещика Денисова. Одноэтажная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Владимирской иконы Божией Матери, свт. Димитрия Ростовского. Приписная Святогорская Воскресенская, 1768 года, каменная (д. Подгорново). Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Казанской иконы Божией Матери (освящён 18 июня 1867 г.), правв. Прокопия и Иоанна Устюжских. Обновлённый главный храм во имя Воскресения Христова освящён 15 июля 1875 г. Церковь Воскресения Христова, на Святой Горе, в Шилегодской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1691 г. Приходское попечительство открыто в 1866 г. Церковным старостой Воскресенской церкви в 1905 г. на 5-е трёхлетие утверждён крестьянин Антон Глыбин. Источник: Комментарии и обсуждение В 1905 г. здание церкви было реконструировано - была разобрана колокольня, удлинена трапезная и возведена новая колокольня. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27833

Шуя. Церковь Александра Невского при Духовном училище. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при духовном училище Шуйское духовное училище размещалось в двухэтажных зданиях на ул. Советской (бывш. Миллионной) с 1880 г. Церковь построена в 1884 г. на средства потомственного почетного гражданина г. Шуи, фабриканта Василия Киприановича Рубачева. Церковь пристроена к северному торцу здания училища во дворе. На красную линию улицы прежде выходила невысокая каменная трехъярусная колокольня, сооруженная в 1895 г. шуйским купцом Ф.И. Гундобиным (другом А.П. Чехова). В 1901 г. к церкви пристроен придел Федора Трихины. Архитектурные формы здания характерны для периода эклектики; в декоре использованы элементы классицизма и русского стиля. Небольшая церковь Александра Невского имеет компактную объемную композицию. К поперечно ориентированному четверику, все фасады которого завершены треугольными фронтонами, примыкают более узкий западный притвор и пятигранная апсида. Вторая, чуть пониженная апсида, принадлежит южному приделу (Федора Трихины), соединяющему храм с учебным корпусом. Основу фасадного декора составляют высокий профилированный цоколь, угловые лопатки (филенчатые на основном четверике и гладкие в остальных частях) и профилированный карниз с зубчиками по нижнему краю. Крупные арочные окна обрамлены массивными наличниками со щипцовидным верхом. Вход на северном фасаде притвора отмечен ажурным металлическим зонтом. Общее количество книг в библиотеке духовного училища насчитывало около 7200 экз. (1912 г.). Колокольня и завершение храма, внутреннее убранство не сохранились, в помещении церкви располагался спортивный зал. До революции церковь являлась бесприходной. В конце 1990-х гг. храм передан верующим. Является подворьем Св. Николо-Шартомского монастыря на территории Шуйского Государственного Педагогического университета. Источники информации: 1. Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь/Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994.

http://sobory.ru/article/?object=06288

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010