Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САВВА (ТИХОМИРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Савва (Тихомиров) Савва (Тихомиров) ( 1819 - 1896 ), архиепископ Тверской и Кашинский В миру Иван Тихомиров, родился 15 марта 1819 года в селе Палехе , Вязниковского уезда. Отец его прислуживал при церкви названного села и умер за полтора месяца до рождения сына. Мать переселилась на свою родину, в село Горицы Шуйского уезда, к брату диакону. Семья жила в крайней бедности. В 1827 году поступил в Шуйское духовное училище , где получил фамилию своего двоюродного брата - Тихомиров, так как отец его не имел собственной фамилии. Обладая счастливыми способностями и прилежанием, мальчик Тихомиров без затруднений, хотя и не без скорбей, по причине бедности, прошел училищный курс. Одиннадцати лет Тихомиров стал круглым сиротой, 14 марта 1830 года мать умерла от простуды. Училищное начальство назначило ему казенное содержание по 60 рублей в год. По окончании училища поступил во Владимирскую духовную семинарию . При окончании семинарского курса Тихомиров опасно заболел, и это обстоятельство помешало ему сразу же поступить в духовную академию. Поиски уроков и священнических вакансий были безуспешны. Пришлось пристроиться, ради куска хлеба, на должность смотрителя семинарской больницы за два рубля в месяц, с правом жить при больнице и пользоваться столом. Женился. 18 января 1842 года был рукоположен во диакона , а 25 января - во священника при Муромском соборе, а так же занял должность в тамошнем духовном училище. Собор был бесприходный. Паству о. Тихомирова составляли по собственным его словам, три неполных двора: Городничий с женой старушкой, окружной начальник, женатый на лютеранке и жена лесничего немца. Проповедовать было некому и о. Тихомиров весь отдался училищу и вскоре овладел любовью учеников. В свободное от училищных занятий время. Тихомиров изучал Творения святых отцов, проповеди митрополита Филарета и архиепископа Иннокентия (Борисова) . Все это ему пригодилось впоследствии.

http://drevo-info.ru/articles/13671981.h...

Один из прихожан предложил ходатайствовать перед властями о выкупе церковных вещей, но власти оставили ходатайство без внимания. Подобные собрания прошли и в других храмах города и уезда. Причем некоторые храмы, особенно сельские, оказались настолько бедны, что им нечего было отдать. В понедельник, 13 марта, великопостная служба закончилась в 11 часов утра. Народу было немного, но к 12 часам люди стали прибывать, и когда явилась комиссия, храм был полон народа. «Прошу очистить собор!» — с раздражением потребовал Вицын от настоятеля. «Я не имею права выгонять молящихся из храма», — ответил отец Павел. «Но ведь вам было известно, что мы придем, и вы были обязаны заранее очистить храм после богослужения». — «И однако, молящихся мы удалять из храма не можем». Пригласив представителей церковной комиссии прийти вечером к начальнику уездной милиции, комиссия удалилась, сообщив, что придет 15 марта. В тот же вечер собравшийся экстренно президиум уездного исполкома постановил объявить город находящимся на военном положении. В среду 15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ. К 10 часам в управление милиции пришел Вицын и сообщил, что комиссия идет в Воскресенский собор изымать церковные ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции отрядил для этой цели восемь конных милиционеров, и те стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые попытались разогнать толпу, но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора. Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили: «Все равно умирать — умрем за Божию Матерь!» Начальник гарнизона распорядился о присылке в полной боевой готовности красноармейцев 146-го полка. Пока красноармейцы шли к площади, встречные уговаривали их не ходить разгонять народ, но солдаты, рассыпавшись цепью, двинулись на людей.

http://foma.ru/shujskoe-delo-iz-pulemeta...

Существовало местное предание о том, что Флоровская церковь была основана прихожанами Козлангской Цареконтантиновской церкви на отхожей пожне Летяге. Это произошло после 1624 г., т. к. церковь не упоминается в Писцовой дозорной книге за этот год.При церкви хранилась благословенная грамота преосв. Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоезерского, от 1691 года, на построение нового деревянного храма во имя мчч. Флора и Лавра. Поскольку новая церковь строилась вместо прежней ветхой, то основание Флоролаврского прихода можно отнести к середине XVII в. До 1676 года селения прихода входили в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей). В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Флора и Лавра на р. Козланге.В XIX в. в приходе было три церкви. Первая - Флоролаврская, холодная, с тремя престолами - 1) Преображения Господня, 2) мчч. Флора и Лавра Иллирийских (справа) и 3) прп. Афанасия Афонского и прп. Сергия Радонежского (слева). Освящена в 1841 г. Вторая церковь - Христорождественская, каменная, тёплая, однопрестольная. Построена ранее 1698 г. (?) Обновлённый храм во имя Рождества Христова освящён 2 октября 1877 г. Колокольня отдельная. К Флоро-Лаврской церкви была приписана Спасо-Преображенская Пустынская церковь (находилась при впадении Подлесной в Шую). Престол в честь Преображения Господня. Церковь была построена монахами Ржаницыной Спасопреображенской мужской пустыни по благословению Серапиона, епископа Вологодского и Белоезерского, в 1754 году, трудами и радением дьякона Григория Леонтьева. Обновлённый храм во имя Преображения Господня освящён 6 ноября 1877 г. В начале XX в. церковь имела следующий вид: деревянная, обшита тёсом и железом, окрашена белой краской. Внутренние стены обтянуты холстом, окрашенным масляной краской, отделанным орнаментами и несколькими живописными клеймами. Иконы возобновлены коштом Ивана Яковлева Жукова, как значилось в подписи на местной храмовой иконе Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=52519

15.10 Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровскаго Тропарь, глас 4: Славы Божия ревнителя/и благолепия церковнаго блюстителя,/тесным житием и многими подвиги/великому иерарху Александрийскому подобника,/святителя Афанасия, исповедника Российскаго,/усердно восхвалим, вернии./Сей бо присно молится/о спасении земнаго Отечества своего/и о всех живущих в нем,/велегласно с любовию взывая:/Русь святая,/храни веру православную,//в нейже тебе утверждение. Кондак, глас 3: Днесь Афанасий святитель,/Христов исповедник и праведник,/в невечернем Царстве Славы/светло ликует/и в сонме всех Русских святых,/всесоставным гласом победную песнь воспевая,/прилежно молит о нас//Превечнаго Триединаго Бога. Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский В миру – Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье чиновника. Когда мальчику было два года, умер его отец. Мать, Матрона Андреевна, воспитывала сына в благочестии, оберегая от всего дурного. Сергей Сахаров окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1912 году он был пострижен в монашество и наречен в честь святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (†1654, память 2 мая). Ректор академии епископ Феодор (Поздеевский , †1937) рукоположил монаха Афанасия во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Афанасий преподавал пастырское богословие, гомилетику и литургику сначала в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1917–1918 годах он участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Собор восстановил празднование памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Восстановление этого праздника было связано с начавшимися гонениями на Церковь . К составлению службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, был привлечен иеромонах Афанасий как специалист по литургике. Работу над исправлением и дополнением этой службы он продолжал всю жизнь. В 1920 году отец Афанасий по возведении в сан архимандрита был назначен наместником сначала Владимирского Рождественского монастыря, а затем Боголюбова монастыря. В1921 году состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Московский Тихон (в центре) на церемонии благословления ударного женского батальона перед отправкой на фронт на Красной площади во время Первой мировой войны. Лето 1917 г., Москва . Репродукция ТАСС Следуя ленинскому приказу, 22 марта Политбюро принимает масштабный план по репрессиям среди православного духовенства, составленный Троцким. Троцкий уточняет: подлинная задача кампании – расколоть духовенство по принципу отношения к изъятию ценностей и максимально опорочить в глазах общественности «князей церкви», не желающих помогать голодающему населению. Тогда же Политбюро утверждает и резолюцию по событиям в Шуе: «Данные о Шуе опубликовать, виновных шуйских попов и мирян – трибуналу в недельный срок (коноводов – расстрелять)». Из-за давления Ленина и Политбюро судебный процесс по шуйскому делу превратился в фарс: большая часть людей, которых прокурор счел организаторами беспорядков – рабочие и служащие, были оправданы либо получили незначительные сроки. По-настоящему пострадали «церковники». Главным обвиняемым на суде оказался настоятель Воскресенского собора, протоиерей Павел Светозаров, хотя фактов, говорящих о его сопротивлении изъятию церковных ценностей, следствие так и не выявило. В день беспорядков на Соборной площади отец Павел оставался дома. Шуя в начале XX века. Фото: Плесский музей-заповедник – Почему же вы, как интеллигентный человек, не приняли участие в этих событиях? – спросил обвинитель. – Не было духу. На тот же вопрос председателя добавил: – Появление священника могло быть использовано как агитация. «Если в чем виновен, то разве в неопределенной своей позиции. Мое положение было между властями и Церковью. Власти требовали свое, а от Церкви не было вполне определенных разъяснений, как поступить», – сказал в своем последнем слове отец Павел. Второй расстрелянный – священник Иоанн Рождественский – вообще не имел отношения к Шуе. Он служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви в селе Палех. Вина его, по мнению судей, была в том, что он 19 марта, через три дня после событий в Шуе, «в виде проповеди огласил воззвание патриарха Тихона» (то самое, в котором говорилось о допустимости жертвовать на нужды голодающих небогослужебные предметы). Все свидетели, бывшие в тот день на службе, подтвердили, что отец Иоанн увещевал прихожан не препятствовать изъятию ценностей.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/12/vse_ra...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить СКИПЕТРОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Петр Скипетров Петр Иванович Скипетров ( 1863 - 1918 ), протоиерей , священномученик Память 19 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 4 июня 1863 года. Его отец - священник Иоанн Ефимович Скипетров (1830 - 1870?) и дед Евфимий Скипетров (1805 - 1865) служили всю жизнь в церкви с. Станки, в 10 верстах от г. Вязники. В их семье было четверо сыновей и одна дочь: Мария Шустовская (1855 - 1920), Павел (1857 - 1909) - священник села Малые Липки Вязниковского уезда, Михаил (1858 - 1924?) - начальник Департамента военной и морской отчетности в Санкт-Петербурге, Василий (1860 - после 1920) - священник в приходах Финляндии (ныне Выборгский район Ленинградской области) и сам Петр. Окончил Шуйское духовное училище . В 1883 году окончил Владимирскую духовную семинарию и служил псаломщиком . 18 февраля 1884 года рукоположен в сан диакона , определён в Исаакиевский кафедральный собор . В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия , тема кандидатской работы: «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического ». С 14 сентября 1892 года - священник церкви детского приюта принца Ольденбургского . С 30 июня 1898 года - священник вновь построенной Скорбященской церкви , возведённой на месте явления в 1888 чудотворной иконы " Всех скорбящих Радосте " с грошиками. С 1 февраля 1912 по 1918 год - настоятель Скорбященской церкви. В 1894 - 1900 годах - законоучитель в приюте великой княгини Александры Николаевны. В 1900 - 1917 годах - законоучитель в Громовском детском приюте. Был женат на Антонине Николаевне Заозёрской, дочери иподиакона Исаакиевского кафедрального собора. В их семье было 13 детей. Был убит красногвардейцами 1 февраля 1918 года в Александро-Невской Лавре .

http://drevo-info.ru/articles/12107.html

настоятеля храма Преображения Господня в Звездном городке иеромонах Пафнутий (Фокин). 10 травня 2022 р. 18:52 Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства [Стаття] В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья о так называемом Шуйском деле — самом масштабном примере гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей в 1922 году. 19 жовтня 2021 р. 14:52 Митрополит Волоколамський «Сприяти множенню добра правди» (до церковних зв " [Стаття] Стаття голови церковних зв " Московського митрополита Волоколамського присвячена ВЗЦЗ, у вересневому «Журналу (рос.) 18 жовтня 2021 р. 16:54 Олександр Невський повернувся на Чудське озеро [Стаття] У в про «Князь Олександр Невський з дружиною» в Самолва а також про пам " ятки та монументи Невському, яких було приурочено до дня народження святого князя. (рос.) 21 2021 р. 15:50 Закордонне Вище церковне в До Руського виходу створення Церкви [Стаття] В статтю наукового Церкви, професора Православного доктора наук, кандидата богослов " я А.О. Кострюкова. (рос.) 10 липня 2019 р. 14:33 «Будувати будуть мене». До дня (Страгородського) [Стаття] Про та Московського доктор наук, науковий Православного Кострюков. Стаття в (рос.) 5 грудня 2018 р. 10:00 Пам " [Стаття] 5 грудня 2018 року минуло 10 дня кончини Московського II. (рос.) 6 липня 2018 р. 16:22 Не можна Церкву держави [Стаття] Статтю Владислава присвячену глав Православних Церков 1948 року, в (рос.) 25 серпня 2017 р. 12:35 Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины [Стаття] Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой Земле, в целом на христианском Востоке. Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Другу " Фомы " священнику Андрею Ефанову нужна наша поддержка 1 мин., 16.10.2017 Дорогие читатели! Требуется помощь автору и другу журнала «Фома» протоиерею Андрею Ефанову, который уже много лет отвечает на вопросы читателей в нашей рубрике “Вопросы священнику” . Отец Андрей - настоятель Воскресенского храма с. Болотново, благочинный Родниковского округа Кинешемской епархии. Помимо сотрудничества с «Фомой», отец Андрей несет несколько служений в Кинешемской епархии – возглавляет епархиальные Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, пресс-службу и комиссию по канонизации. Также он занимается восстановлением нескольких заброшенных сельских храмов. У отца Андрея большая многодетная семья, при этом служит и живет батюшка в селе. Старый дом, в котором живет священник с семьей, остро нуждается в ремонте и утеплении. Сейчас в доме сняты старые полы, вместе с ними и трубы отопления, необходимо завершить ремонт до наступления сильных холодов, которые уже совсем близко. При этом семья испытывает крайнюю нужду в средствах. Всех читателей «Фомы» просим поддержать автора и друга нашего журнала!   Реквизиты отца Андрея: Карта Бинбанка  Получатель: ИНН 7750003990 ЗАО «Бинбанк кредитные карты» Счет получателя: 40817810499838010930 БИК 044585342 К/Счет к/с: 30101810400000000342 Назначение платежа: Перечисление средств на 4627044114832622 л/с 40817810499838010930 Ефанов Андрей Григорьевич Счет рублевый. Карта Сбербанка АК СБ РФ Шуйское отделение 1573 Сбербанка России ОСБ 1573/1573 ИНН 7707083893 БИК (МФО) 042406608 Кор. счет 30101810000000000608 КПП 370202001 лицевой счет 40817810617141251784/51 Номер карты: 5469 1700 1045 2229 RBK-money: RU768206633 WM: R362082090352, E207270357145, Z156474845358, U378370897879, B422363593861 Yandex Money: 41001658720145 Qiwi: +79067407023 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/drugu-fomyi-svyashhenniku...

В ответ председатель епархиальной комиссии по канонизации новомучеников протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что епархия планирует создать при Александро-Невской лавре музей, посвященный истории гонений на Церковь: «Отец Назарий благословил, и экспонаты постепенно собираются. У нас есть ряса священномученика протоиерея Леонида Богоявленского; недавно я выпросил на Литейном, 4 дверь камеры, где расстреливали новомучеников, и железную кровать – на таких спали арестованные», - сказал отец Владимир. В завершение вечера духовник Александро-Невской Лавры, игумен Никита (Марков) освятил икону мученика Николая Орнатского (напомним, что сыновья протоиерея Философа Орнатского Николай и Борис, расстрелянные вместе с отцом, причислены к лику мучеников, но икон их до этого не было), после чего к образу приложились все присутствующие. Справка Петр Иоаннович Скипетров родился 4 июня 1863 года в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию (1884) Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890; тема кандидатской работы – «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического»). С 18 февраля 1884 года - диакон, определен на иподиаконскую вакансию в Исаакиевский кафедральный собор. С 14 сентября 1892 года - священник церкви детского приюта принца Ольденбургского. С 11898-го -- священник вновь построенной Скорбященской церкви, возведенной на месте явления в 1888 чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками. С 1912 по 1918-й - настоятель Скорбященской церкви. В 1894 - 1900-е годы - законоучитель в приюте великой княгини Александры Николаевны. С 1900 по 1917-й - законоучитель в Громовском детском приюте. 19 января 1918 года, накануне официального обнародования декрета об отделении церкви от государства, большевистские власти предприняли попытку захвата Александро-Невской Лавры, что вызвало конфликт с верующими. Протоиерей Петр Скипетров увидел, что несколько красногвардейцев угрожают винтовками и револьверами пришедшим в лавру женщинам. Священник обратился к вооруженным людям с призывом не производить насилия над верующими, не издеваться над народными святынями. Один из красногвардейцев выстрелил в священника и смертельно его ранил. Вечером протоиерей Петр Скипетров скончался в больнице. Похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

«Т» означает Третье отделение. 568 Помета почерком святителя Афанасия: «1905. 27 ноября хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьков[ской] еп[архии]. 1909 г. 22 мая епископ Приамурский и Благовещенский. 1914 г. 11 июля епископ Костромской». 571 Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич: 1886 – 1929), священномученик, архиепископ. Член Собора 1917 – 1918 гг. С 1913 г. профессор, инспектор Московской духовной академии, архимандрит. В 1920 г. хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1922 – 1923 гг. в ссылке. С 1923 г. архиепископ. С ноября 1923 г. в заключении. Скончался в больнице ленинградской тюрьмы Кресты. В 1999 г. прославлен в лике месточтимых святых Московской епархии. Причислен к лику святых Архиерейским Собором 2000 г. 572 Иларион (Прохоров Николай Иванович ; 1889 – 1973), архиепископ. В 1945 г. рукоположен во епископа. С 1953 г. епископ Уфимский и Стерлитамакский. С 1957 г. архиепископ. С 1958 г. архиепископ Ивановский и Кинешемский, с 1963 г. – Омский и Тюменский. В том же году вторично назначен на Уфимскую и Стерлитамакскую кафедру. С 1967 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. С 1969 г. архиепископ Пензенский и Саранский. С 1970 г. на покое. 576 Автор указывает так называемые «вруцелетные» буквы – семь начальных букв славянского алфавита, обозначающие в месяцеслове семь дней седмицы. 580 Иванов Алексей Иванович (1890 – 1976), профессор Ленинградской духовной академии. Родился в крестьянской семье в с. Смердово Ковровского уезда Владимирской губ. Окончил Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию, а затем Петроградскую духовную академию в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Оставлен в академии при кафедре истории Византийской Церкви на два года профессорским стипендиатом. В 1914 г. Командирован для научной работы в Константинополь на два года, занимался под руководством академика Ф. И. Успенского. С 1918 г. преподавал в различных вузах страны. В 1919 – 1930 гг. занимал по совместительству должности директора областного Государственного музея во Владимире, председателя областной Комиссии по охране памятников искусства и старины и заведующего подотделом искусств при Владимирском горисполкоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010