27) Пелена с шитым изображением Господа Вседержителя. 28) Пелена с шитым изображением св. Николая с житием. 29) Пелена с шитым изображением Знамения. 30) Пелена квадратная с шитым изображением Знамения. 31) Пелена квадратная с шитым изображением Троицы. 32) Пелена с шитым изображением Казанской Б[ожией] М[атери]. 33) Пелена с шитым изображением св[ятых] Гурия и Варсонофия. 34) Саккос Лаврентьевский, сплошь шитый священными изображениями. 35) Саккос золотой парчи с черным узором. 36) Саккос золотой парчи с зеленым оплечьем, шитым вязью. 37) Саккос серебряной парчи, шитый стеклярусом. 38) Саккос серебряной парчи с золотыми деревьями. 39) Саккос розового шелка с цветами. 40) Саккос золотой парчи с цветами, обшит позументом. 41) Саккос голубого шелка с цветами. 42) Саккос зеленой парчи с шитым оплечьем. 43) Саккос парчовый с цветами, клеймо шито жемчугом. 44) Саккос темно-зеленой парчи с серебряными цветами. 45) Саккос золотой парчи с геометрическим орнаментом. 46) Саккос красного шелка с ткаными херувимами. 47) Фелонь золотой парчи с оплечьем с коронами и цветами. 48) Фелонь красного шелка. 49) Фелонь золотой парчи с оплечьем [из] зеленого бархата. 50) Фелонь малинового штофа. 51) Фелонь малинового штофа. 52) Фелонь длинная золотой парчи. 53) Фелонь малинового бархата, оплечье шито священными изображениями. 54) Оплечье фелони малинового шелка с шитыми клеймами и цветами. 55) Оплечье фелони черного бархата с шитыми золотом цветами. 56) Стихарь атласный полосатый. 57) Подризник атласный полосатый. 58) Подризник белого репса, подол красного бархата, шитый золотом. 59) Подризник шелковый полосатый с цветами. 60) Епитрахиль шитая сплошь священными изображениями. 61) Епитрахиль золотой парчи с шитыми изображениями херувимов. 62) Епитрахиль парчовая с жемчужными крестиками. 63) Орарь серебряной парчи с жемчужными крестиками. 64–65) Два пояса – парчовый и зеленого шелка, шитый серебряной вязью. 66) Два отреза оплечья для саккоса с шитыми изображениями. 67) Клобук белый вязаный.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Младенец изображен строго в анфас, правой рукой благословляет, левой опирается на державу, которая лежит у Него на колене. Облачен Богомладенец в темноохристый гимантий и белый хитон без клава. Богородица облачена в пурпурный гимантий и синюю тунику, на Ее запястьях поручи, украшенные жемчугами. Правой рукой Богородица указывает на Спасителя. Голова Богородицы наклонена к Богомладенцу. На иконе изображен драгоценный иконный убор который состоит из венцов, очелья, цаты, и вотивов, в виде круглых медальонов и нитей жемчуга. Венцы Богородицы и Младенца золотые, имеют декор, имитирующий жемчуга, а также цветные камни овальной, четырехугольной и шестиугольной формы. Очелье Богородицы имеет аналогичный декор. Границы венца и очелья четко не выявлены. Цата (гривна) имеет сердцевидную форму. Ее декор близок декору венцов и очелья. Границы цаты определяются рядом жемчужин. На мафории Богородицы изображены вотивные украшения, в виде семи рядов нитей жемчуга, трех рядов круглых медальонов и крупной крестообразной привеской с квадратным синим камнем. Несмотря на документальную скрупулезность, с которой иконописец изображает иконный убор, он не перекрывает рядом вотивов правую руку Богородицы и державу в руках Спасителя. Таким образом, иконный приклад изображен под рукой Богородицы и под державой, которую держит Младенец. Вверху иконы надпись " И Слово плоть бысть " . В процессе исследования, в первую очередь, внимание было обращено на название иконы. Действительно, в с. Пряжев Житомирской области находилась чудотворная икона Богородицы, но совершенно иного иконографического типа. В конце XIX - начале ХХ в. Е. Поселянин а затем и С. Снессорева публиковали изображение и историю Пряжевской иконы, находящуюся в с. Пряжев. В 2002 г. историю той же Пряжевской иконы описал и В. Рожко в своей работе " Чудотворные иконы Волыни и Полесья " ссылаясь на дореволюционные источники. В 2004 г. в издании " Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие " так же была опубликована информация о Пряжевской (из с.

http://pravicon.com/info-3769

В православной святоотеческой герменевтике Преображения его этический аспект раскрывается в связи с эсхатологией. Преображение Христа на Фаворской горе приоткрывает реальность Царствия Божия, эта же реальность как фаворский свет является и в созерцании подвижникам - исихастам. У Григория Паламы особенно часты указания на тождественность фаворского света Царствию. «Разве не очевидно, что существует лишь один и тот же Божественный свет – тот, что апостолы видели на Фаворе, тот, что очистившиеся души созерцают уже сейчас, тот, наконец, что есть само осуществление вечных будущих благ? Вот почему Василий Великий сказал, что свет Преображения Господня был предварением славы Христа во втором Реальность Царства Божия, ожидаемого в эсхатологической перспективе как «новое небо, новая земля», «град Божий» традиционно связывается в Православии с исполнением благ, с реализацией нравственного идеала, когда основой новой реальности будет закон любви, в противоположность закону греха, торжествующему в земной реальности. Характерен этический пафос противопоставления мира, явленного в древнерусской иконе и мира современного в «Этюдах по русской иконописи» Е.И. Трубецкого. Первый мир – это «собор всей твари», «грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов и человеков, и всякое дыхание земное» второй – «мир звериный», где «насыщение плоти» возведено «в высшую и безусловную Мир иконный противоположен миру настоящему, как противоположны их принципы – «соборность» и «биологизм» – как противоположны их символы – «храм» и Характер здешнего мира не исчерпывается «биологизмом». Он еще и мир «страждущий, греховный, Но оба мира – это состояния одного тварного космоса, различающиеся в зависимости от господствующего принципа. «Чем быть вселенной – зверинцем или зависит от того, какой закон в ней возобладает – греха или любви. Хотя Е.Н. Трубецкой не прибегает к теме Преображения как основе для решения этого вопроса, все-таки, исходя из традиционного православного подхода к связи эсхатологии и преображения, можно заключить, что противопоставляются мир звериный и мир иконный как непреображенная и преображенная вселенная. Мир иконный представляет реальность «Царствия Божия, пришедшего в силе» – преображенную вселенную. Преображенность дает ей качество нравственного идеала – соборность, которая у Е.Н. Трубецкого характеризуется чертами «преобладания вселенного над «претворением скорби в «единством в Исихазму было особенно важно подчеркнуть, что реальность преображенного мира, Царствия Божия присутствует уже сейчас в опыте подвижников, что оно в принципе достижимо каждому православному верующему. Иконопись, благодаря своему коммуникативному и информативному символизму, была для исихастов удобным средством раскрыть содержание Преображения, в том числе и этическое, для всех верующих. Таким образом, иконопись выступала для исихазма средством проповеди и приобщения к реальности преображенного мира – Царства Божия.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

В описи Кенского мон-ря 1755 г. перечислены предметы, принадлежавшие П., к-рые дают дополнительные сведения к изображению святого: «В казенном анбаре: ризы Чудотворцевы полотняные, белые, оплечье камчатое, ветхое, зеленое, наподольник крашенинной, без подкладу. Костыль (посох) Чудотворцев древяной, черный, с железным копийцем» ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 495). Прп. Пахомий Кенский. Иконный образец из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 489 об.). Фото: Т. М. Кольцова Прп. Пахомий Кенский. Иконный образец из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 489 об.). Фото: Т. М. Кольцова Образ П. включен в Сийский иконописный подлинник, собранный и частично созданный архимандритом Антониева Сийского мон-ря Никодимом Сийским (Мамонтовым) во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (РНБ ОР. ОЛДП. (Ф. 536). F. 88. Л. 489 об.). П. представлен вместе с прп. Никодимом Кожеозерским, в рост, в развороте влево, в правой руке держит развернутый свиток, левая - поднята в молитвенном жесте. Одежды монашеские: ряса, мантия, схима и облегающий островерхий куколь на голове, борода окладистая, округлая, на лице обозначены морщины. Около изображения святого - собственноручное пояснение составителя подлинника архим. Никодима: «прп(д)бны(и) пахомïй кнскïи съде собо(р)на црковь пребраженïе г(с)дне/мн(с)трь собо(р)на». На одеждах есть указание писать рясу охрой («р(с) во(х)ра»). Указание на посвящение собора Кенской пуст. Преображению связано с традицией писать образы св. основателей мон-рей в молении главному празднику обители. Иконный образец выполнен чернилами и пером скорее всего автором подлинника, к-рый принимал участие в создании иконописных образов сев. святых. Этот образец, по-видимому, использовали в Антониевом Сийском мон-ре. В описи 1863 г. образ Пахомия Кенского и Никодима Кожеозерского упоминается в местном ряду Никольской ц. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 937. Л. 55 об.). В иконописных подлинниках посл. четв. XVII в. облик П.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

77 (324). Покров. В средине по чёрному бархату крест с подножием из дробниц; дробницы, копие, трость обнизаны жемчугом; глава Адамова и слова также винизаны жемчугом; опушка из зелёного атласу, по ней золотом вышита надпись: Приидете последнее целование дадим братие, похваляюще Христа, се бо изыде от братства, ко гробу приближается, уже к тому небрегий о суетии многострастныя плоти, где ныне соиночествующии всей, се разделяемся его же по плоти (разлучаемся, его же покоити) Господеви помолимся, преставленнаго преосвященнаго Моисея архиепискупа Рязанскаго и Муромскаго, а положен на него сии покров лета 7159 (1651) году месяца июля в первый день. 78 (318). Покров. В средине по голубому штофу образ преп. Никона шит шелками, венец золотом, обнизан по краям жемчугом; над ним образ Св. Троицы, шитый золотом; по полям церковные стихи (тропарь и кондак преподобному) вышиты серебром; в ногах образа преп. Никона вышита золотом надпись: Повелением Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Руси и его Царицы и Великия Княгини Ирины зделан бысть сий покров на преподобнаго Никона чудотворца лета 7094 (1586), во второе лето государства его. 79 (332). Покров. В средине по малиновому бархату крест из дробниц; дробницы обнизаны жемчугом; трость, копие, слова и глава Адамова вынизаны жемчугом; покров обложен атласом кофейным, по нем вышита золотом надпись: Сон является… (то же, что выше) преставленному боярину князю Ивану Никитичю Одоевскому, учини его в свете праведных Твоих и святых светлостех, а положен покров лета 7141 (1633) месяца марта во осмый день. Такая же надпись на другом покрове 322) по боярине князе Иване Ивановиче Одоевском лета 1629. 80 (319). Покров. В средине по камке гвоздичной крест шит серебром и золотом; над ним два Ангела шитые золотом, выше образ Троицы, шитый также золотом; под крестом образ Видения Божией Матери преподобным Сергием, шитый золотом и шелками; под ним вышита серебром надпись: Лета 7095 (1587) июня в 4 день сий покров зделан при благочестивом и христолюбивом Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче, всея Русии Самодержце, и при благоверной Царице Государыне и Великой Княгине, положил на преподобнаго Сергия боярин и конюшей Борис Феодорович Годунов с своею женою с Марьею.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тем временем старый Никольский монастырь (у Ветошного переулка) оставался местом ссылки опальных русских священников. В 1568 году сюда переехал из Кремля св. Филипп (Колычев), митрополит Московский, после того, как отказался благословить царя на богослужении в Успенском соборе. После ареста святителя заточили в Богоявленском монастыре, а потом Иван Грозный сам определил местом его заключения монастырь Николы Старого, назначив ему содержания 4 алтына в день. Между тем в народной памяти местом мучения св. Филиппа остался  замосквореченский монастырь Николы Старого, что на Болоте – вероятно из-за  временного содержания святителя в одноименном Никольском монастыре, но в Китай-городе. Народ целыми днями толпился у его стен, и  тогда лютый царь повелел отправить мученика из Москвы – из Никольского монастыря св. Филиппа перевезли в Тверской Отроч монастырь, где он принял мученическую смерть.  Новый Никольский монастырь заимел несколько старомосковских названий. Первое из них – «За иконным рядом», как назывался и соседний Спасский монастырь, основанный в 1600 году, кстати, на земле Никольского монастыря. Древний Иконный ряд, где москвичи приобретали себе иконы, тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Оттого в народе Никольская называлась «священной улицей». Иконы в старой Москве не продавали, а «выменивали», не торгуясь, цену назначали, и если хозяин запрашивал слишком высокую цену, говорил покупателю – то Божья цена. Здесь можно было «выменять» или  заказать любую икону. Однако  фактическая торговля образами со временем показалась властям неблагочестивой. И в 1681 году царским указом Иконный ряд запретили -  «торговым людям святых икон на промене не держать и иконному ряду впредь в том месте не быть», а торговлю иконами перевели на Печатный двор, где выстроили  несколько каменных лавок.   Второе прозвище Никольского монастыря было «за Ветошным рядом», поскольку   поблизости тянулся и другой древний торговый ряд, где торговали мехом (по-старинному ветошью) а потом и поношенными вещами. Третье и самое известное – «у крестного целования», так как  здесь в допетровской Москве находился Никольский крестец. Крестцами назывались места в Китай-городе, где  стояли часовни, куда приводили народ к  древней присяге – целованию креста. Их было всего три, по числу посадских улиц - Никольский, Ильинский, Варварский, и каждый на свой лад:  на Варварском крестце предлагали свои услуги знахари, на Ильинском собирались московские священники, где москвичи приглашали их в свои дома или домовые церкви для совершения богослужения.  В Никольском монастыре была своя часовня св. Николая, и  здесь приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ св. Николая, а прежде  такие вопросы решались в судебных поединках,  когда бились на дубинках – кто победит, тот и прав. Эти состязания назывались «Судом Божиим» и  в правление Ивана Грозного были категорически запрещены Церковью.

http://pravoslavie.ru/244.html

Файл 31634.jpg:   Размер: 730x1059, 0.77 MPix, 146 Kb. Дата: 2018-04-22, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Святогорской 6255 июля 17. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,9 х 7,7 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Оборотная сторона. Две доски, склеенные между собой. Файл 32354.jpg:   Размер: 569x800, 0.46 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (120) , (3) . Описание: Богоматерь Светогорская. Иконный образец. Альбом А.С.Уварова (демонтированный). XIX век. Бумага, сажа, оттиск, рисунок. 25 х 21 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32680.jpg:   Размер: 664x800, 0.53 MPix, 196 Kb. Дата: 2018-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (1) . Описание: Святогорская икона Божией Матери. 29 х 21.7 х 2 см. Частное собрание. [См., напр.: Святогорская-Псковская, 17 июля. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.33. http://pravicon.com/image-31554] Файл 34243.jpg:   Размер: 2057x2747, 5.65 MPix, 1145 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (74) , (1) . Описание: Богоматерь «Святогорская». Иконный образец. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, оттиск, сажа. Размер: 9,4х7,8 см. Место создания: Россия. Номер в Госкаталоге: 20319454. Номер по ГИК (КП): ГИМ 23972/1852. Инвентарный номер: И XIII 6236. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " . Файл 34724.jpg:   Размер: 592x800, 0.47 MPix, 131 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (46) , (1) . Описание: Альбом А.С. Уварова (демонтированный). Гравюра. Богоматерь Светогорская. Период создания: XIX в. Материал, техника: бумага, гравюра Размер: 5,5х5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 9844923 Номер по ГИК (КП): ГИМ 53882/76 Инвентарный номер: И XIII 19043 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей "

http://pravicon.com/icon-451

Файл 31554.jpg:   Размер: 577x751, 0.43 MPix, 180 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (91) , (2) . Описание: Святогорская Пресвятая Богородица. Клеймо иконы «Образ явленных и чудотворных икон Богоматери». XIX в., Россия. Государственный музей истории религии. Файл 31617.jpg:   Размер: 441x541, 0.24 MPix, 69 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (90) , (2) . Описание: Святогорская (17 июля). Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых Ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Составила София Снессорева. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Терирем, 2010. С.332-333. (С.4: В настоящем, третьем издании книги Софии Снессоревой представлен оригинальный иллюстративный материал. Обновляя иконный ряд, сопровождавший описание чудотворных Богородичных икон, изда[...] Файл 31618.jpg:   Размер: 424x590, 0.25 MPix, 139 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (91) , (2) . Описание: Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии в Святогорском монастыре. Источник: рис. 45. Софийский, Леонид Иванович. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. (1414-1914 гг.)/Л.И. Софийский. - Псков : Опочец. гор. дума, 1912. - VI, II, 209 с., 54 л. ил., карт.; 27. Файл 31634.jpg:   Размер: 730x1059, 0.77 MPix, 146 Kb. Дата: 2018-04-22, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Святогорской 6255 июля 17. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,9 х 7,7 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Оборотная сторона. Две доски, склеенные между собой. Файл 32354.jpg:   Размер: 569x800, 0.46 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (120) , (3) . Описание: Богоматерь Светогорская. Иконный образец. Альбом А.С.Уварова (демонтированный). XIX век. Бумага, сажа, оттиск, рисунок. 25 х 21 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва.

http://pravicon.com/icon-451-photo

Духа на апостолов, Дюканж Gloss. Graec. под словом μαξ. Относительно Божьей Матери Константинопольской Софии Антоний Новгородский уверяет, что её «первее» написал «Лазарь, писец иконный, живший при императоре Феофиле (829–842) и после (в одной церкви Константинополя лежит «Лазарь писец иконный: той первое написал в Царьграде во святой Софии в алтаре святую Богородицу, держащую Христа, и два Ангела,– по изданию Савваитова стр. 164, где см. и примечания учёного издателя). Если бы положиться на свидетельство Антония, которое он мог взять из подписи под иконой, то следовало бы заключать, что иконные изображения в собственном смысле или иконы явились на алтарных абсидах только около половины IX века. Может показаться, что это слишком поздно. Однако не против этой поздности и другие сведения, которые мы имеем. В истории иконоборчества нет указания, чтобы до его начала (726г.) иконы уже появлялись на алтарных абсидах церквей (и не невероятно думать, что это самое иконоборчество содействовало тому, чтобы, после его прекращения, иконы, вышедшие с победой из борьбы, явились на наших абсидах). 394 В Юстиниановой Софии до позднейшего времени было в алтаре (и до настоящего остаётся) только то, что у Антония,– Божья Матерь с предстоящими по сторонам ангелами (и более никаких священных изображений),– у Зальценберга Bl. XXI, в Солунской св. Софии одна Божья Матерь (и никаких изображений), в Синайском монастыре апостолы по перси и Моисей,– Барского стр. 271, cfr цитаты предыдущего примечания. 395 В Уставе Константинопольского монастыря Богородицы τς Κεχαρτιτωμνης (Обрадованной), построенного супругой императора Алексея Комнина (1081–1118) Ириной, данного устроительницей, в главе о вседневном световозжигании в церкви, говорится о неугасимой лампаде ν τ μακι, т. е. пред алтарной абсидой (вверху, где прямая стена начинает закругляться,– μαξ один вид раковины, от формы которой название части абсиды), у Дюканжа в Gloss. Graec. под словом μαξ. Следовательно, находившаяся на абсиде икона принималась ещё за икону, не будучи смешиваема с изображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Могу предположить, что он родился в последние 15 лет, когда, собственно, и появились благотворители, которые своими пожертвованиями помогают восстанавливать храмы и монастыри, разрушенные воинствующими мракобесами. Православные люди искони почитают Пасху как самый великий праздник – «Праздников праздник и Торжество из торжеств». Она включает в себя все праздники. Все священные события стремятся и ведут к победе Христова Воскресения. Все церковные праздники становятся праздниками именно в силу факта победы Христовой над грехом, адом и смертью. Разные праздники в Православной Церкви имеют различную цветовую символику священных облачений. А потому на радостной Светлой пасхальной и используется цветовая символика различных праздников, ведь Пасха – «Праздников праздник» – вершина всех праздников.   • Как правильно развесить иконы в комнате? Как правильно развесить в комнате иконы: обязательно ли на восток? В головах кровати или в ногах? Можно ли ставить иконы на книжную полку? Есть традиция молиться на восток, делать иконный уголок в правом углу комнаты. Хорошая традиция, но это не всегда возможно. Большинство из нас сегодня живет в городских квартирах, у всех разная планировка, и зачастую мебель в квартире приходится расставлять «согласно заданному плану». Поэтому нет строгих церковных правил размещения икон в жилых помещениях. Важнее другое: в каком месте висят иконы. Можно ли это место посвятить Богу, отдать Ему во владение? Храм – это место, отданное во владение Богу, так и дома надо постараться выделить такое место. Очевидно, что рядом с телевизором иконы лучше не ставить, так как телепрограммы далеко не всегда бывают нравственно нейтральны. Также неуместно соседство икон с большим зеркалом или туалетным столиком. Это вряд ли настроит нас на молитву. Можно выделить под иконный уголок книжную полку, но важно, какие книги стоят и на этой, и на соседних полках. Так, у меня дома есть и атеистическая литература, и сектантская (она необходима мне для преподавательской работы), но если я рядом с этими книгами поставлю иконы, это будет некрасиво по отношению к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010