Нарцисс был неприятно поражен, увидя у крыльца карету. Ему хотелось побегать по лесу и полям, а тут сиди в закрытом ящике и любуйся миром сквозь стеклянные окна. " Ну, по крайней мере, хоть вдоволь наслажусь быстрой ездой! " - подумал король и ошибся. Лошади ехали шагом. Карета едва двигалась вперед, так как народ, желая полюбоваться своим королем, наполнял улицы, теснился вокруг экипажа и не давал ходу карете. Притом люди неистово кричали " ура " , так что звон стоял в ушах Нарцисса, и он был рад-радешенек, когда снова экипаж остановился у дворцового подъезда и свита бережно проводила его в столовую, где уже было накрыто к обеду. Обильные, роскошные яства покрывали стол, но королевский гофмейстер накладывал самые маленькие порции на тарелку короля. И Нарцисс, при всем своем желании наесться вкусных блюд до отвалу, остался почти голодный. Сердитый и недовольный, поднялся он из-за стола. - Я хочу в сад! - резко произнес он, ни к кому не обращаясь. - О, ваше величество, к сожалению, желание ваше невыполнимо, - с самым изысканным поклоном произнес гофмейстер, - уже поздно, и вы едва успеете приготовиться к балу, который назначен к девяти часам. Нарцисс топнул ногою от гнева, но все-таки пошел одеваться. Целый десяток слуг засуетились снова вокруг него. Его усадили перед зеркалом. Явился парикмахер и стал в пышные кольца завивать красивые, вьющиеся волосы Нарцисса. Потом одели в узкий костюм, весь шитый золотом и унизанный дорогими камнями. С непривычки носить подобные одежды Нарцисс жался, подергивался и гримасничал. К тому же он устал. Ему было тесно и душно в новом платье. Пот градом лился с его лица. Одевание, продлившееся добрых часа два, наконец, окончилось. Под звуки музыки, окруженный блестящею свитой, король Нарцисс проследовал в бальный, весь залитый огнями зал. Когда он проходил по залу, все низко ему кланялись, но никто не решался заговорить с ним, никто не осмеливался подойти к нему, так что Нарциссу, в конце концов, стало скучно, и он начал уже зевать. Заметив это, придворные подвели к королю-мельнику высокую некрасивую девушку и сказали, что это дочь могущественного соседнего царя и что королю следовало бы открыть бал с нею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1961...

Список предметов искусства и старины, сданных Яблоковым, Угрюмовым и Сердобольским и принятых Худяковым, при сем прилагается. Настоящий акт составлен в двух экземплярах: один для общины кафедрального собора, а второй для Музейной комиссии. Означенные в списке предметы искусства и старины сдали: кафедральный протоиерей А. Яблоков, священник А. Сердобольский, ктитор С. Угрюмов. Означенные в списке предметы искусства и старины принял М. Худяков. С подлинным верно: пред[седатель] Муз[ейной] ком[иссии] [В. Егерев]. Означенная в сем акте коллекция занесена во временную Главную книгу Центрального музея ТССР за 7 – 16/IX–24. Директор Центр[ального] музея ТССР [Н. Воробьев].   48 16 сентября 1924 г. – Список предметов искусства и старины, переданных из кафедрального собора Казани в Центральный музей Татарской АССР   1) Плащаница 16 века, шитая шелками 2) Покров на раку св. Гурия, шитый шелками с изображением 3) Воздух белого шелка с шитым изображением Агнца Божия. 4) Воздух белого шелка с шитым изображением Господа в потире. 5) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Положения во гроб. 6) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 7) Воздух лилового атласа с шитыми изображениями Тайной Вечери. 8) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 9) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Знамения. 10) Воздух малинового атласа с шитым изображением Агнца Божия. 11–13) Воздухи французского шелка с крестами, шитыми жемчугом. 14) Покров французского шелка с крестом, шитым жемчугом. 15) Покров-плащаница розового атласа с шитым изображением Положения во гроб. 16) Покров-плащаница зеленого шелка с шитым изображением Положения во гроб. 17) Покров-плащаница бордового шелка с шитым изображением Положения во гроб. 18–20) Три воздуха зеленого атласа с шитым изображением Знамения, Агнца Божия и Положения во гроб. 21) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Распятия. 22) Воздух малинового атласа с шитыми изображениями Агнца Божия. 23) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Агнца Божия. 24) Воздух красного шелка с шитыми изображениями Христа, изливающего кровь. 25) Пелена с шитым изображением Владимирской Б[ожией] М[атери]. 26) Пелена с шитым изображением Казанской Б[ожией]М[атери].

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

– По кайме вышиты золотом: Тропарь: Жития светлостию и пр. и Кондак: Божиим Светолитием и пр. г) У Раки Преподобного Пафнутия: По дикой Камке нашито изображение Преподобного Пафнутия в рост 1½ аршина; Лик – белого атласа, власы на главе и браде шиты черным шелком волоченым, кисти рук, правой благословляющей и левой, держащей свиток, белого атласа; Мантия, нижняя одежда и Епитрахиль шиты золотом витым в настилку, разозначены шелковым черным шнуром; на вороте Мантии полукруглом, откладном, два по обе стороны четвероконечные креста, шитые витым серебром, подобные же шесть крестов на Епитрахили. Венец в 1½ вершка ширины, шит золотом витым. На коймах вышиты витым серебром вязаными буквами в 2½ вершка, Тропарь: Жития Светлостию и пр. и Кондак: Божиим Светолитием и пр. Во вкладной книге значится, что оный пожертвован в 1700 году от Стольника Ивана Ивановича Бутурлина. д) В теплой Христо-Рождественской Церкви: На красном атласе нашито изображение Преподобного Пафнутия. Лик его живописный; Мантия нашивная черной шелковой материи, Епитрахиль Схи-Иеромонашеская серебрянного позумента с нашивными золотыми Крестами и цветами; подножие нашивное же зеленой цветами тафты. По каймам вышит серебром Тропарь: О тебе, Отче Пафнутие, известен бысть спасения Образ и пр. 7 . Из Плащаниц более древних две. 1 . По фиолетовой шелковой цветной материи, длиной 1½, а шириной 1 аршин. На ней изображен Христос Спаситель во Гробе лежащий, шитый волоченым шелком телесного цвета, власы таковым же шелком темного цвета; Плат, коим повито тело Его – серебром. Гроб шит снаружи по черному шелку золотом, а внутри одним золотом. Над Спасителем вверху посреди Херувим и по сторонам два Ангела в руках с рипидами, шитыми золотом, одежды Ангелов шиты серебром. Округ Плащаницы вместо коймы буквами в 4 вершка вышито серебром: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог и проч». 2 . Плащаница по красной шелковой материи мерой: без коем 2 арш., 8 вер. длины, а ширины 1 арш. 7 вер., с каймами же, фиолетовой шелковой материи, длины 3 арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Картинки начинали громоздиться друг на друга, сливаясь в пеструю мешанину из которой всплывали отдельные лица и слова, чтобы затем, ускорившись подобно потоку в желобе, нести сознание к какому-то логическому дну – канализационному сливу... Несданный институтский зачет… сержант Голынько.... ”Настя, не уходи!”... сухой закон – куда ты прёшь без очереди? “ваши стихи ещё незрелы, молодой человек” ...перестройка-горбостройка, “равнение на знамя.. чётче, шаг !“.... “у деревни Крюково погибает взвод” …кому нужен сейчас диплом? ...проклятые деньги, проклятое время, проклятая война... От последней мысли Серега вздрогнул и очнулся. Контрактник Сергей Петрович Фомичев тридцати трёх лет отроду лежал в сырой палатке, на самодельном топчане, набитом соломой. Смотря прямо перед собой в тёмный угол, он физически чувствовал как остывает, тускнеет, просачиваясь через палаточные щели, пережитый им под утро, полусон. Ещё не рассвело. Бойцы его взвода, свернувшись, кто как мог под рваными одеялами, урывали остатки положенного забытья. Автоматы с подствольниками тускло отблёскивали в уходящем свете луны. Кисло пахло потом, грязью и безысходностью. Где-то из-за плоских обросших гор уже, наверное, выкатывается, расправляя свой шитый-перешитый “разгрузник”, холодный и долгий день. Ещё один день этой паскудной войны. – Сон, да, – сон..., – вспомнил Фомичев, – что в нем так зацепило? И он вспомнил: ударник из кастрюль, песня… – Господи, да ведь я слышал её недавно... в прошлую пятницу! Он вызвал в памяти события того дня. Был приказ пройти по “зелёнке” и снять чеченский блок-пост. Они выходили на эту высотку, подползая с разных сторон, как змеи, боясь случайно хрустнуть веткой. Выскочили прямо на пост, где “чехи” жрали тушенку, запивая чем-то из овечьего бурдюка. Один даже “косячок” уже собирался забить... Боевики явно не ждали беды и поэтому не успели даже протянуть руки к автоматам. Злые русские пули как пчелы налетели на них со всех сторон, жаля, вырывая из тел куски мяса, разбрызгивая мозги по опавшей листве. Ребята действовали спокойно, без ошибок.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/01/...

5) Грузинский шитый серебром и золотом омофор, XV–XVI столетия, со множеством вышитых изображений. 6) Серебряный рукомойник (aiguière) – 0,43 м. выш. с блюдом – 0,56 м. шир., великолепной итальянской работы Renaissance, с изображением на блюде Муз, перехода через Чермное море и проч.; на задней стороне надпись: лета зрад году мца июня в послана от великого гдря святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и вся Руси и сия лохань в Иерусалим к Воскресению Христову Господню Гробу при Феофане патриархе Иерусалимском и всея Палестины, в лохани весу гривенок лд золотника алотом по е pyблi гривен кал г то пи ру е ле п алты н де. На рукомойнике, на исподе таже надпись. На рукомойнике представлена сцена послания Евреям манны в пустыне и изведения Моисеем воды. 7) Великолепный напрестольный крест, итальянской работы, конца XVII века, на подножии, резной по золоту; у подножия креста извивается змея с алмазною головкою; под крестом золотой череп; крест осыпан алмазами и рубинами. 8) Крест напрестольный, золотой, с изумрудами, новейших работ. 9) Митру русской работы XVIII века, с алмазами и эмалевыми украшениями. 10) Серебряный ковчег 1688 года, с рельефными преображениями Апостолов и длинною греческою надписью, в которой ковчег назван «дедаловою» работою (впрочем, не по искусству, очевидно, а только потому, что Дедал был резчик). В ковчеге наложены ломаные старые серебряные подсвечники от Гроба. 11) Саккос грузинский XVII века, с изображением древа Иессеева. 12) Саккос, украшенный эмалевыми бляхами, 1643 г. (617). 13) Иконку резную на дереве, с 12 Господскими праздниками. 14) Панагию резную по дереву, в серебряной оправе с финифтью и надписью, с именем митрополита Арсения. 15) Панагию из горного хрусталя, с надписью имени Каллиника митрополита Кесарии Палестинской. 16–22) Семь панагий резных на дереве, с священными изображениями: Богоматерью, Вседержителем и пр., в резных серебряных с финифтью, камнями и жемчугом оправах, XVII–XVIII века. Много крестов резных на дереве, в обыкновенных серебряных с финифтью оправах, и равно много лому старого серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

У израильского народа было три важнейших праздника, когда весь народ (точнее, все мужское население Израиля) должен был явиться, как сказано в Библии, пред Лицо Господа, то есть в храм. Пока храма не было, – в скинию , такой храм, из кожи шитый. Такого не было никогда – никогда народ после Моисея не являлся пред Лицо Бога, потому они и страдали, потому на них гнев Господень и обрушивался. Первый важнейший праздник – пасха, которая праздновалась семь дней в марте. Это ветхозаветная пасха, воспоминание исхода из Египта и крови агнца, которая их спасла. Они вкушали ягненка, испеченного на огне с горькими травами, и пили особое вино. Часть этой пасхальной трапезы и совершил Иисус Христос в последние часы Свои на земле, там и совершилось установление таинства евхаристии. Отметим, что в дни празднования пасхи можно было использовать только пресный хлеб, так называемые опресноки, не имеющие закваски. Второй великий праздник еврейского народа – пятидесятница; естественно, на пятидесятый день после пасхи. Как говорят люди, которые толковали Библию и вели подсчеты, оказывается, от исхода евреев из Египта до их прихода на Синай прошло ровно пятьдесят дней. И, разумеется, в праздник пятидесятницы вспоминают о даровании Закона, о том, что на горе Синай Бог даровал им заповеди на каменных скрижалях и заключил с ними завет. Живя в палатках, они вкушали плоды нового урожая и благодарили Бога за то, что Он вспомнил о них в Египте, привел их через пустыню в землю обетованную, где все преизобилует. Третий – праздник кущей, самый веселый у израильского народа, самый радостный: по традиции, по обрядам, записанным в Библии, люди должны были тогда танцевать. Я упоминаю об этом специально – именно из Библии мы знаем, что одним из элементов богослужения были танцы. Стало быть, сам по себе танец не бесовское изобретение, как иногда принято считать. Скорее можно говорить, что бес извратил танец и сделал так, что через него человек разрушает свою душу, свое общение с Богом, но по изначальному замыслу танец помогал выразить свои чувства перед Богом, сблизиться с Ним: мы знаем – когда царь Давид переносил ковчег в свою столицу Иерусалим, он не мог иначе выразить свое чувство Богу, как танцем. Он был почтен Богом именно за то, что смирился и плясал перед Богом – в танце как таковом нет греха, важен мотив, цель, которую человек преследует.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/15

Преподобный представлен в рост, фронтально, с непокрытой головой, правая рука поднята к груди, пальцы сложены в жесте двуперстного благословения; в опущенной левой руке - развернутый свиток с текстом традиц. молитвенного обращения: «Не скорбите братия…» Святой как бы идет навстречу братии. Такое впечатление создается благодаря немного выдвинутой вперед правой ноге и прикрывающей ступню загнутой складке ткани подола. Черты лика индивидуальны: крупные, широко открытые глаза, длинный нос с широкой переносицей, большие ушные раковины, свисающие усы, прикрывающие плотно сомкнутый маленький рот, расходящаяся на 2 пряди и раздвоенная на конце длинная борода. Своеобразна редкая, не встречающаяся на др. шитых образах святых деталь: под подбородком пряди бороды расходятся и образуют просвет (в нем видна мантия), подчеркнутый 2 круглящимися черными описями-штрихами. Мастер создал идеальный образ: все в лике правильно, гармонично, строго пропорционально, но при этом нет геометрической застылости, зеркальной симметрии. Во всех деталях рисунка - абрисе волос и ушей, разделке прядей, линиях морщин и крыльев носа - ощущается легкая естественная асимметрия. Моделировка лика проработана с иконописной тщательностью, выделены подглазные тени, описи век, радужек глаз с черными зрачками. Столь же тщательно выполнены кисти рук святого с длинными пальцами, на к-рых отмечены суставы и ногти. Шитый образ К.- показательный пример высочайших художественных достижений «живописи иглой», уподобляющей шитье шелком иконописи красками. Мелкие, сливающиеся в единое цветовое пятно стежки крученого шелка телесного оттенка и более темного для передачи притенений, положенные атласным швом, подобно неразличимым мазкам кисти в письме плавью, выявляют неглубокий рельеф лика, строят его форму. Нимб, мантия и нижние одежды святого шиты «в прикреп» пряденым золотом. Желтовато- и красновато-коричневые шелковые нити на мантии создают эффект мерцания золота, делают одежды переливчатыми, светящимися. На нимбе шелковая нить «прикрепа» почти неотличима от пряденой золотой нити, благодаря чему нимб воспринимается как золотой венец (подобный металлическим), украшенный жемчужной обнизью и 3 жемчужными звездами с красными и синим (в центре) камнями. Одежды, как и лик, трактованы мягко, пластично; тонкие, плавные, округлые линии складок, выявляющие формы тела, и описи фигуры исполнены черным шелком. Лежащий на плечах куколь с 2 крупными крестами и параман с крестами и полосами-источниками по краю шиты пряденым серебром с серо-голубой нитью «прикрепа».

http://pravenc.ru/text/2458773.html

К тому же он влюблен в прелестную девушку, которая согласна выйти за него замуж, несмотря на то, что он не достоин ее, что у него маленький чин и телесный недостаток (кривобокость). Любовь Лизаньки, дружба Аркадия, благосклонность Юлиана Мастаковича, все это непомерное счастье вдруг обрушивается на Васю. Слабый человек не выдерживает и сходит с ума. Чувство своего недостоинства переливается в сознание преступности; он не переписал бумаг, обманул доверие благодетеля, на его любовь ответил черной неблагодарностью. Юлиан Мастакович спрашивает: “Как же это, как же это с ним сделалось? Отчего же он с ума сошел? ” — “От бла–благо–дарности! — мог только выговорить Аркадий Иванович”. У социально–угнетенного человека образуется комплекс самоумаления, который при обостренности совести, легко может перейти в чувство виновности. В этом смысле Вася Шумков родной брат Макара Девушкина. Но “слабое сердце ” — так же и “горячее сердце”. Вася — мечтатель. Аркадий говорит ему: “Ты добрый, нежный такой… кроме того, и мечтатель, а ведь это тоже не хорошо. Свихнуться, брат, можно”. “Мечтательна “его чувствительность, восторженность, исключительная жизнь сердцем. Со своим другом Аркадием он живет в каком-то “любовном раю”, они воркуют, как влюбленные голубки, и исходят в сладостных излияниях чувств. “Слезы капали из глаз Васи на руки Аркадия… “Если бы ты знал, Вася, до какой степени я люблю тебя”… “Да, да, Аркадий, я не знаю этого, потому что я не знаю, за что ты меня так полюбил. Знаешь ли, что сколько раз, особенно ложась спать, я думал о тебе, я обливался слезами, и сердце мое дрожало от того,… ну, от того, что ты так любишь меня, а я ничем не мог облегчить свое сердце, ничем тебя возблагодарить не мог”. Еще более чувствительно описано добродетельное семейство Лизаньки, свидание жениха с невестой, их взаимные подарки. Вася дарит Лизаньке тюлевый “амурчик–чепчик с серизовой лентой”, а она ему готовит сюрприз, шитый бисером бумажник, на одной стороне которого изображен олень, а на другой, — “известный генерал”. Столь же умилительны мечты Аркадия. “Ты угадал меня, Вася, сказал Аркадий Иванович. Да! Я люблю ее так, как тебя; это будет и мой ангел, так же, как твой, затем, что и на меня ваше счастье прольется, и меня пригреет оно”. Таков тон всего рассказа. Чувствительная экзальтация героев граничит с пародией на сантиментальный жанр. “Горячее сердце “Васи плавает в восторге, умилении, слезах любви. Мечтателю все люди кажутся прекрасными, благородными, добрыми; даже в Юлиане Мастаковиче он замечает нежность к себе. Автор добродушно подшучивает над своим слезливым и восторженным героем, подобно тому, как взрослый человек с улыбкой вспоминает свою юность. Воспитанный на Карамзине и влюбленный в Шиллера, юноша–Достоевский так же обливался слезами над всем “высоким и прекрасным”, так же упивался дружбой с Шидловским; так же мечтал о любовном счастье. И он знает, как опасно предаваться мечтам: “свихнуться можно”.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Проблема идеальной чувственно-воспринимаемой (видимой) красоты, занимает видное место в эстетическом сознании византийцев этого периода. С ней мы сталкиваемся в текстах самого разного характера. Как правило, она связана с христианской идеей творения мира Богом. Результат художественной деятельности Творца, в частности, весь видимый мир природы, воспринимается византийцами как образец и идеал красоты. Так, известный византийский автор стихотворной «Хроники» Константин Манасси (XII в.), повествуя о сотворении мира, с явным удовольствием и очень подробно описывает красоту возникающей природы: Тогда земля нарядами впервые заблистала Пышней, чем дева нежная, обещанная мужу, Сверкающая золотом, одеждой с жемчугами. Фиалка благовонная сияла, рядом роза; Цвета разнообразные фиалок отовсюду Смеялись – темно-синий был, пурпурный, желтоватый. Одетым тогой пурпурной из роз все здесь казалось, А там молочно-белое отсвечивало тонко. Прекрасно, влажно от росы, горит все светом ярким И запахи чудесные всю землю наполняют. Трава стелилась мягкая, быков, коней кормила И зеленела по лугам, росой слегка омыта. Такое вот убранство многоцветное носила Земля, прекрасно-сотканный надев цветистый пеплос. Ряды растений стройные там были, и деревьев Вздымались плодоносные, с листвой прекрасной ветви. А вот красивой яблони побег, прекрасно-плодной, Сладчайшие смоковницы, цветущие оливы, Сосна смолистоствольная, и ель, и дуб, и ясень. А ветер в крону проникал сосновую тихонько И шепот сладостный рождал он, шелестя ветвями. И вишня стройная, и финик там медоточивый, И гроздородная лоза, сады и виноградник; Нектаром гроздь напоена, с ветвей тугих свисает. Плоды прекрасные несет все, все здесь совершенно; Не уродилось ничего нелепым, безобразным. (Compend Chron 68–75, 82–99) 140 Не меньшую красу видит Константин и в только что созданном небе· Возникло небо, звездами прекрасноувенчанно. Тогда красою звездною расцветилося небо, Как плащ золототканный, как пеплос, шитый жемчугом, Или как ткань, горящая каменьев красотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

Опись Соловецкого монастыря б/д – Опись Соловецкого монастыря б/д [не ранее 1799 г.] – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-416. Опись Соловецкого монастыря 1866 – Главная церковная и ризничная опись ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря 1866 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, инв. Рук-1434. Опись Соловецкого собрания 1928 – Опись Соловецкого собрания. Отдел памятники Кремля. 1928 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1928 г., ч. 1–3, д. 69–70. Опись Троице-Сергиева монастыря 1б41 – Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. – Сергиево-Посадский музей, инв. 289. Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Троицкого собора бывш. Соловецкого монастыря. 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись Успенского собора 1841–1843 – Главная описная книга Московского Большого Успенского собора 1841–1843 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 97. Опись Успенского собора 1853 – Главная церковная и ризничная опись Московского Большого Успенского собора 1853 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 98. Опись Успенского собора 1898 (?) – Опись имущества Московского Успенского собора (не ранее 1898 г.) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 4, д. 108. Опись Чудова монастыря 1772–1777 – Описная книга Московского Чудова монастыря церковного и ризничного имущества. Составлена при передаче его строителю Ираклию 1772–1777 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 1. Опись Чудова монастыря 1813 – Архиерейская кафедрального Чудова монастыря ризничная опись 1813 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 2. Опись Чудова монастыря 1861 – Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5. Орешников 1894 – Орешников О. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//АИЗ. 1894. Т. 2, 2. С 44–47. Орлов 1952 – Орлов А/С. Библиография русских надписей XI–XV вв. м.; Л., 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010