44 ЧАСЫ – так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующие каждой четверти дня и творимые в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. 45 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – богослужение, совершаемое вместо литургии, когда, по церковному Уставу, Литургии быть не положено, также и на келейной молитве. Название изобразительны дано сему последованию потому, что оно есть изображение, т.е. некоторое подобие, или образ Божественной литургии. Литургию называют также обедней, а изобразительны – обедницей. 46 ЧАС ТРЕТИЙ – это славословие совершалось по прошествии первой четверти дня. В час третий иудеи обвинили Спасителя и решили убить Его. В третий же час Святой Дух сошел на апостолов. В псалмах третьего часа говорится о коварстве иудеев и их замысле против Христа, а в последнем из них, 50м, – о сошествии Божественного Духа. 47 По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «Яко Твое есть Царство…» произносят Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.» 48 Прошла еще четверть дня, ЧАС ШЕСТОЙ – это середина дня. В этот час Господь наш Иисус Христос был распят на Кресте. «Псалмы шестого часа указывают на восстание иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, на их оскорбления Ему – насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее землетрясение, мрак, покрывший тогда землю, и прочее, – так как иудеи распяли Господа в шестом часу». 49 ЧАС ДЕВЯТЫЙ – это славословие совершалось при приближении конца дня: окончилась еще одна его четверть. Девятый час в честь Пресвятой Троицы, так как девять часов троекратно указывают на троичность лиц. В девятом часу распятый за нас Господь наш Иисус Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенной жертвой за нас, людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и многие усопшие святые восстали, сущие во аде сделались свободными. В псалмах девятого часа мы благодарим Того, Который за нас умер плотию., Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который Своей смертью оживил нас, разрушил нашу смерть.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом. Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия. Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа. Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово " бдение " значит: бодрствование. Наглядная схема суточного круга Богослужения Вечер 1. Девятый час. - (3 часа дня) 2. Вечерня. 3. Повечерие. Утро 1. Полунощница. - (12 час. ночи) 2. Утреня. 3. Первый час. - ( 7 час. утра) День 1. Третий час. - (9 час. утра) 2. Шестой час. - (12 час. дня) 3. Литургия. Недельный круг Богослужений 2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому. В воскресенье - Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово; В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии; Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных; В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный). В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Таким рукоделием отшельник и занимался до десяти часов утра, сопровождая рукоделие непрерывной молитвой, чаще всего Иисусовой. В 10 часов - третий час. Потом рукоделие с молитвой до полудня. В час дня - шестой час. Если отшельник в этот день разрешал себе есть два раза, то после шестого часа он читал изобразительны - и вкушал пищу. Если же он в этот день должен был есть только один раз, то после шестого часа он занимался рукоделием с молитвой до 4-х часов вечера. В 4 часа - девятый час, затем - или изобразительны с вечерней (при одноразовом питании), или только вечерня и после неё - вкушение пищи. Затем повечерие и краткий сон. В полночь сон прекращается и начинается молитва и рукоделие в том же порядке. Такой подвиг поста, труда и непрестанной молитвы и привлекал к подвижнику благодать Святого Духа. Именно поэтому «отцы пустынники... сложили множество божественных молитв» (А.С. Пушкин ) и постепенно выработали чёткий устав их совершения. Созданное ими богослужебное богатство усваивали и большие монастыри с достаточно сложной хозяйственной деятельностью. В них, конечно, было невозможно сохранить время совершения всех суточных служб. А не исполнить их жалко! Поэтому в монастырях эти службы составили два блока: ночь и утро - полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и Литургия или изобразительны. Второй блок вечером - 9-й час, вечерня и повечерие. Время служб не соблюдено, но содержание сохранено полностью. В мipckux приходских храмах пришлось сокращать и содержание. Причём, условия жизни в мipy оставляют очень мало времени для богослужения утром и гораздо больше - вечером. Поэтому, как правило, утром служится 3-й и 6-й часы - и литургия. А вечерня и утреня - вечером. И в этом нет ничего крамольного, никого из верующих это не пугает. Ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени. Она в богослужении часто употребляет слово «днесь» , то есть, «сегодня». Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/04/...

Кроме свидетельства Апостольских Постановлений есть и другие данные в пользу тесного сближения и даже полного отожествления древней утренней молитвы с молитвою первого часа. Такие данные мы находим в Правилах Ипполита, в Египетских Церковных Постановлениях, в «Завете Господа», у св. Киприана Карфагенского и в Правилах св. Василия Великого . В частности, Правила Ипполита и св. Василия Великого , а также Египетские Постановления предписывают совершать молитвы в полночь, в петлоглашение (у Василия Великого , согласно пс. 118:148, сказано: «предваряя утро») и утром, т. е. в первом часу 21 . Св. Киприан, еп. карфагенский, говоря об утренней молитве, тоже имеет в виду собственно первый час, почему и приводит слова 5-го псалма (ст. 3, 4) 22 . Наконец, древний памятник «Завет Господа нашего И. Христа», указывает, наряду с другими часами молитвы, и первый час дня. «Да будет же (епископ), – говорится здесь, – непрестанно у алтаря, пребывая в молитвах днем и ночью, а особенно в предписанные часы ночи, именно – в час первый, в полночь и в час рассвета, когда появляется заря; сверх того, – утром (mane), в часть третий, в час шестой, в час девятый, в час двенадцатый и в час возжения светильника». По замечанию издателя памятника, «в переводе копто-арабском вместо mane (утром) сказано: hora prima diei (в первом часу дня)» 23 . Чтобы точнее определить место первого часа в ряду прочих суточных служб, выясним его отношение к утрене. По древним памятникам, утреня (ρϑρον, matutinum) является то в виде самостоятельной службы, то как составная часть ночных бдений (γρυπνα, vigiliae). И в том и в другом случае она должна была начинаться ночью, «предваряя утро» (Василий В.; Псал. 118:148 ), а оканчивалась на рассвете, «благовествуя приход дня». В этом смысле утреня, как нельзя более, подходит к молитвам «во время петлоглашения» (λεκτοροφωνα). Проф. Мансветов, правда, различает эти две службы 24 . Но исторические свидетельства говорят не в его пользу. По словам «Паломничества» конца IV века (Сильвии Аквитанской), утреня в иерусалимском храме Воскресения по воскресным дням начиналась с пением петухов и, следовательно, вполне соответствовала по времени молитвам петлоглашения 25 . Это подтверждает и преп. И. Кассиан, когда свидетельствует, что в Палестине ночные бдения, включавшие в свой состав утреню, «кончались обычно после пения петухов до зари» 26 . Еще яснее представляется дело в эфиопском Часослове, в котором утреня, собственно – вторая ее половина (ανοι, laudes), прямо называется «молитвою при пении петуха» 27 . Наконец, в славянском Часослове Синайской библиотеки, 12 (XII–XIII в.), последование утрени озаглавлено: «Чин коуросоглашениа» (л. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

     Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9). О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

http://pravoslavie.ru/98568.html

Пример посещения храма Божия показал нам Спаситель ( Ин.7:14 ), показали и святые апостолы ( Деян.3:1 ). Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своею неотложною обязанностию. Святой Димитрий Ростовский уподобляет посещение храма, во время всех отправляемых в нем молитвословий, царской дани, которую каждый ежедневно должен выплатить 87 . Если присутствие при каждом богослужении, совершаемом в церкви, признается святым пастырем непременною обязанностию каждого благочестивого христианина – тем более такое присутствие есть священная обязанность инока. От дани увольняются нищие по нищете своей – и от постоянного хождения в церковь увольняются больные, удерживаемые недугом в келии своей. От дани свободны сановники царя – и от постоянного хождения в церковь свободны преуспевшие иноки, упражняющиеся в умственных подвигах и пожинающие от них обильный плод, долженствующий быть скрытым от людей. От дани свободны воины и все находящиеся в царской и государственной службе – от постоянного хождения в церковь свободны иноки, занятые во время богослужения послушаниями. Блюди, чтоб под предлогом послушания, или келейного занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи не подействовала тайно и с оправданием кознь диавола, который ненавидит молитву как матерь добродетелей и как меч, сокрушающий лукавых духов, который употребляет все усилия и все средства, придавая этим средствам всевозможную благовидность, чтоб отвлечь человека от молитвы, обезоружить, обезоруженного погубить или уязвить 88 . Церковных молитвословий считается семь, но они совокупляются в три отдела: 1) вечерня, 2) повечерие, 3) полунощница, 4) утреня с первым часом, 5) третий час, 6) шестой час и 7) девятый час. «Вечерня», с которой начинается служба каждых суток, отправляется вместе с «повечерием» и «девятым часом»; «девятый час» читается пред «вечернею». «Утреня» отправляется с «первым часом» и «полунощницею»; «полунощница» читается пред утренею, «первый час» после «утрени». «Третий» и «шестой час» читаются вместе с «изобразительными», которые читаются после часов. Когда «утреня» соединяется с «вечернею» или великим повечерием, тогда молитвословие называется всенощным бдением . Оно отправляется пред великими праздниками, в честь праздников. Действие всенощного бдения на подвижника заключается в том, что проведший в молитве значительную часть ночи с должным благоговением и вниманием ощущает на следующий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию. Посему-то сказал святой Исаак Сирский: «Сладость, даруемая подвижникам в течение дня, источается из света нощных молитв (ночного делания) на ум чистый» 89 . Божественная литургия не причисляется к семи молитвословиям; она вне числа их, как особенное, священнейшее молитвословие, которым обставлено бескровное Божественное жертвоприношение 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из сказанного можно усмотреть, что на проскомидии уготовляется Агнец, который изображает Христа, но он еще не прелагается здесь в Тело и Кровь Христовы – это преложение совершается на литургии через призывание Святого Духа и освящение Даров. Около Агнца полагаются частицы, изображающие Церковь Небесную и земную. После освящения Даров эти частицы погружаются в Кровь Христову, в образ того общения, в каком находится Церковь со Христом: она – тело Его ( Еф.1:23 ) и напояется кровью Его. Здесь праведные и грешные, небесные и земные, входя в общение со Христом, освящаются и очищаются. Великая польза бывает тем, кто удостаивается быть помянутым во время проскомидийного приношения. По вере приносящих больные получали исцеление от болезней, находившиеся в плену и темницах – освобождение; души умерших ради поминовения их освобождаются от грехов, за которые они были удерживаемы в узах адского мрака. Итак, не напрасно православные христиане приходят с приношениями к алтарю, прося священнослужителей помянуть их и сродников их, живых и умерших. Это не новый обычай, а древний, он идет от времен апостольских. Церковь управляется и руководствуется Главою ее – Господом Иисусом Христом через Духа Святого, в ней невидимо пребывающего. В ней нет ничего неполезного или излишнего, но все благоугодно, спасительно. Во время проскомидии читается третий и шестой час. Эти краткие богослужения названы так потому, что они знаменуют события, совершавшиеся в третьем и шестом часах дня. В третьем часу сошел Дух Святой на апостолов ( Деян.2:15 ), а в шестой час Господь Иисус Христос был распят на кресте ( Мф.27:45 ). Поэтому на этих часах читаются такие псалмы и молитвы, которые соответствуют воспоминаемым событиям. На третьем часе, например, читается 50-й псалом, в котором говорится: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (ст.12–13). Этими словами псалма напоминается о Духе Святом, Который сошел на святых апостолов в третий час и Которого благодать преподается всем верующим через Таинства до сего дня. На шестом часе читается 90-й псалом Живый в помощи Вышняго, в котором говорится, что верующий охраняется Промыслом Божиим, так что, когда падают около него тысячи и десятки тысяч с правой стороны его, зло не коснется его, язва не приблизится к жилищу его ( Пс.90:7:10 ). В воспоминание страданий Господних поется песнь: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Вот сколь важные события вспоминаются при чтении часов и сколь важные священнодействия совершаются на проскомидии. Будем внимательны ко всему совершаемому в церкви, чтобы приобрести нам от этого великую пользу для души. Литургия оглашенных

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

М. Громыко Домашний образ жизни в XVI-XVII вв. По древнему обычаю русские люди, как простые, так и знатные, вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой – за несколько часов до света. Счет часов велся по византийскому времени: сутки делились на дневные и ночные часы; час солнечного восхода был первым часом дня; час заката – первым часом ночи. При таком времяисчислении количество дневных и ночных часов на самом деле могло быть одинаково и равно только во время равноденствия, а потому это время и принималось за норму: из 24 суточных часов 12 относили к дню, а другие 12– к ночи; несмотря на то, что на самом деле во время летнего солнцестояния число дневных, а во время зимнего – число ночных часов доходило до 17. Седьмой час утра по старому русскому часоисчислению был первым часом дня; седьмой час вечера – первым часом ночи. Исчисление это находилось в связи с восточным богослужением: на исходе ночи отправлялась заутреня; богослужебные часы: первый, третий, шестой и девятый знаменовали равноименные дневные часы, а вечерня – окончание дня. Русские согласовали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Разумеется, что такой порядок мог иметь место только там, где спокойная и обеспеченная жизнь на одном месте позволяла располагать временем по произволу. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток (см.: Восток – Запад). Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось белье и начиналось умывание; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молению. Если день был праздничный, тогда шли к заутрене, и благочестие требовало, чтобы встать еще ранее и прийти в церковь со звоном еще до начала служения заутрени. Если же день был простой или почему-нибудь нельзя было выходить, хозяин совершал должное богослужение по книге, когда был грамотным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Наконец, один Иоанн замечает, что Христа погребли в саду, находившемся поблизости от места распятия потому, что была пятница иудейская. Этим он хочет сказать, что Иосиф и Никодим торопились с погребением Христа, чтобы закончить его к наступлению субботы. Если бы они унесли тело Христа куда-нибудь подальше от Голгофы, то им пришлось бы захватить часть субботы и нарушить покой субботнего дня. 47 Некоторые толкователи (например, Луази) переводят стоящий здесь глагол κθισεν выражением «посадил», т.е. Иисуса, для того чтобы выставить Его настоящим царем, восседающим перед своими подданными. Хотя такой перевод с грамматической точки зрения допустим, но принять его препятствует то соображение, что едва ли Пилат решился на такой неосторожный поступок: его только что обвинили в недостаточной заботливости о чести имени Кесаря, и если бы он теперь на судейское кресло посадил преступника против единодержавной власти Кесаря, то этим подал бы иудеям повод к большим обвинениям. 49 В разъяснение разночтения между евангелистами Марком и Иоанном следует принять во внимание, что древние считали время только приблизительно. Да и едва ли возможно предположить, чтобы Иоанн в точности стал отмечать в своем уме часы страданий Христовых, при которых он присутствовал. Еще менее можно было этого ждать от апостола Петра, со слов которого, по преданию, писал свое Евангелие Марк. Ввиду этого, приблизительно порядок событий последнего дня жизни Христа можно определить такой: а) в полночь Христос был приведен во двор первосвященника и был подвергнут предварительному допросу сначала у Анны, а потом у Каиафы, у последнего при этом были и некоторые члены синедриона; б) некоторое время затем – часа два – Христос провел в темнице при доме первосвященника; в) ранним утром – часу в пятом – Христос был приведен на суд синедриона, откуда был отправлен к Пилату; г) по окончании суда у Пилата и Ирода и после вторичного суда у Пилата Христос был выдан на распятие; это было, согласно Марку, в третьем часу по еврейскому счету и по нашему – в девятом. Но, принимая во внимание позднейшее сообщение Иоанна, согласно которому Христос был распят приблизительно в шестой час, следует сказать, что третий час или, точнее, первая четверть дня уже закончилась, и пошел час шестой, и началась уже вторая часть дня, в которую (ближе к ее концу, как видно из слов Иоанна) и совершилось распятие Христа ( Ин.19:14, 16 ). Затем д) от шестого (или, по-нашему, от двенадцатого) часа до девятого (до третьего часа пополудни по-нашему) была тьма, и около трех часов пополудни Христос испустил дух. Снятие с креста и погребение были закончены, конечно, к закату солнца, так как начавшаяся с закатом солнца ночь принадлежала к наступавшей субботе, когда ничего нельзя было делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010