Это правило в особенности ценно для иноков, несущих послушание вне монастыря: Весь круг молитв в течение суток разделен им на восемь равных частей, а именно: Предваряя утро – 3 часа ночи, 1 . Утром – 6 часов утра, 2 . В третий час – 9 часов утра, 3 . В шестой час – 12 часов дня, 5· В девятый час – 3 часа дня, 6 . По окончании дня – 6 часов вечера, 7· При наступлении ночи – 9 часов вечера, 8 . При наступлении ночи – 12 часов ночи. Во все указанные времена должно совершать особенные молитвы здесь положенные, если у кого нет никаких должностных обязанностей. Если же препятствуют обязанности, то можно соединить в два раза, четыре утром и четыре вечером или еще как удобнее, только совершать все указанные молитвы ежедневно. Каждая восьмая часть «Келейного правила» начинается особым эпиграфом и заканчивается молитвой св. Иоанна Златоуста , по числу часов дня и нощи, т.е. 24-х часовая молитва и в каждую часть внесено по три часа. Для более яркого представления об этом труде считаем необходимым хотя вкратце объяснить содержание по отдельности каждой восьмой части этого «Келейного правила». Лицам, не могущим ежедневно исполнять это правило по каким- либо причинам, как-то: неграмотностью, домашним обстоятельствам или по другим каким-либо причинам, каждая одна восьмая часть этого «Келейного правила» заменяется Иисусовой молитвой, которую нужно творить 300 раз, другими словами, за сутки Иисусова молитва должна быть исполнена две тысячи четыреста раз (300 х 8=2400). Епископ Иустин предлагает подвижнику для молитвенного настроения с утра такой совет: когда проснешься представь себе, что ты опять вступаешь в хор творений Божиих, – Бога славящих и Его воле святой покорных, в природе и на небе – в чинах ангелов и святых. Устроившись так внутренно, живо представь себе Вездесущего и Всезнающего Бога, как стоящего перед тобой и готового слушать тебя. Он же приводит слова св. митрополита Димитрия Ростовского о сущности самой молитвы, что «молитва есть обращение ума и помышлений к Богу; молиться, – значит предстоять умом своим к Богу, зреть на Него неуклонно мыслью и беседовать с Ним с благоговейным страхом и упованием. Итак, собери все помышления свои и, отложив внешние попечения, представь ум свой Богу и зри на Него, но помни, что молитва без любви не бывает услышана и не бывает благотворна», а о. Иоанн Кронштадтский говорит о благотворности молитвы так: – «чтобы провести день свой весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и, таким образом, дает силу и крепость души против прирождений зла: только хранить сердце надобно».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Религия в жизни избранного народа Сотворение мира      Ветхозаветное общество представляло собой теократию (греч. theos — Бог, kratos — власть, могущество). Бог Творец был не только Вождем, Законодателем народа, но и Судьей. Основанием Синайского законодательства является заповедь любить Бога, Который есть высший источник блага людей и порядка в обществе. Нравственный и правовой строй был подчинен Божественному закону. Поэтому в еврейском праве не было дифференциации между религиозно-обрядовыми, нравственными, юридическими нормами. Все они составляют единый Божий закон, установления которого были направлены на то, чтобы человек не уклонялся от воли Бога и был угоден Ему. Являясь первой ступенью Божественного Откровения, религия древнего Израиля имела воспитательное значение. Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). Деление времени у евреев      1. День и час Евреи считали день от одного захода солнца до другого (см.: Лев 23, 32). Когда хотели обозначить сутки (то есть двадцать четыре часа), говорили «вечер» и «утро». И был вечер, и было утро: день один (Быт 1,5). День разделялся на три части: утро, вечер и полдень. Было деление и на шесть частей (заря, восход солнца, жар дневной (около девяти часов утра), полдень, ветер или прохлада дня (то есть перед заходом), вечер (от захода солнца до наступления мрака). Слово «час» (шаа) впервые появляется у святого пророка Даниила (см.: Дан 4, 16; 5, 5). В библейские времена продолжительность его менялась в зависимости от времени года. Протяженность часа колебалась от 3/4 до 5/4 нашего часа. День во времена Иисуса Христа разделялся на четыре равные части (по три часа): первый час (с восхода солнца), третий час (с девяти часов утра), шестой час (с полудня), девятый (с трех часов вечера). Крестная смерть Иисуса Христа наступила в девятый час: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф 27, 45). Первый час начинался с восходом солнца, двенадцатый кончался с заходом. До вавилонского плена иудеи разделяли ночь на три стражи: первая — от захода солнца до полуночи, вторая стража — полночная (продолжалась до пения петуха) и третья стража, утренняя, оканчивалась с восходом солнца.

http://pravoslavie.ru/104164.html

При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84-й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85-й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9-го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени. Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш«, особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва , общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», »Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва . Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье). Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И диакон, говорящий: (Преклоним) наши головы, священник молится: 1. О Господи Боже наш,взгляни с высоты Своего святого жилища на Твою тварь, 2 . и храни в мире и во всяком благе тех,которые склонили свою голову под игом Твоего Христа. В. Ибо благословено и прославлено. Эти молитвы также соответствуют службе трех антифонов. Только и содержат ссылку на час совершения службы. вспоминает о часе распятия на кресте: идея χειργραψον из Кол. 2,14 появляется и в будничном тропаре Часослова на Шестой Час. взамен вспоминает молитву Петра в полдень на террасе дома в Иоппе (Деяния, 10,9). Тертуллиан , который в своем «О молитве» признает «законные молитвы» в начале дня и ночи как обязательные, говорит о молитвах третьего, шестого и девятого часа как о молитвах, которые подтверждаются и рекомендуются примером апостолов, которые также молились в эти часы дня; в третий час Святой Дух сошел на апостолов, собравшихся в молитве; в шестой – это был Петр, который молился; в девятый, наконец, Петр и Иоанн направлялись во Храм для молитвы 275 . В другом месте Тертуллиан 276 дает также как мотив молитвы девятого часа – поминовение смерти Господа. Ипполит 277 прилагает три часа к различным моментам Страстей Господа: в третий час Христос был пригвожден ко кресту, в шестой час день прервался и наступила тьма, в девятый час был пронзен бок Христа. Наша молитва напоминает о моменте Страстей Христовых, – о моменте апостольского моления. говорит еще о приношении Богу восхваления с чистым сердцем – что может быть намеком на Пс. 50,12 и 19: Сердце чистое сотвори во мне и Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного Ты не презришь. взамен, относится к Пс. 90,6 : Избавь нас от всякого злоключения и от беса полуденного. Молитва не содержит никакого намека на ектению; она вся наполнена чувствами страха перед опасностью; цитирование Пс. 6,2 и 37,1 придает ей истинно покаянный характер. В небо служит Богу престолом, в он обитает в недоступном свете и является невидимым, в Бог должен смотреть с высоты. Как объяснять это подчеркивание величественности Бога? Может быть, блеск солнца в его зените вдохновлял составителя этих возвышенных образов?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужение хотя и может совершаться во всяком хорошем месте, но больше оно совершается в храме. У нас богослужение совершается два или три раза в день. Рано поутру служится утреня, после нее Литургия[ 3 ] и вечером - вечерня. Три названия служб происходят от времени совершения их: утреня называется так, потому что служится утром, вечерня - вечером, а обедня - около обеда. Литургия по-русски значит такая служба, на которую нужно непременно ходить всякому христианину. А бывать у Литургии необходимо потому, что за Литургией совершается таинство причащения; без причащения же человеку и спастись нельзя. Литургия - самое важное из всех богослужений, и служить ее священник может только отслужив вечерню и утреню или помолившись во время их при службе другого священника. Точно так же и всякому христианину нужно помолиться за вечерней и утреней, если он хочет причащаться за Литургией. Вечерня и утреня часто соединяются вместе и тогда эта служба называется всенощной. Так она называется потому, что в старину шла всю ночь. Для каких людей нужны богослужение и таинства? Где богослужение совершается больше? Сколько раз в день оно совершается? Какие службы бывают в церкви? Что такое Литургия? Как называется соединение вечерни с утреней? Для чего соединяются эти службы? Мы назвали только три церковных службы, но их всего девять, и остальные шесть служб присоединяются к утрене, Литургии и вечерне. Перед утреней правится особая служба, которая называется полунощницей. Ее надо было бы править в полночь, но для удобства молящихся она служится утром. Святые же отцы вставали на молитву в полночь. В полночь будет второе пришествие Христово, а потому на полунощнице говорится в молитвах о Страшном Суде и о том, что людям надо быть всегда готовыми к смерти и к Божиему суду. После утрени служится первый час. У нас начало дня считается с полночи, а прежде оно считалось с 6 часов вечера. Значит, первый час по-теперешнему приходится на 7 часов утра. В это время Иисуса Христа евреи вели на суд к Пилату. В память об этом и установлена служба - первый час. Кроме первого часа служатся еще часы третий, шестой и девятый. Сосчитайте, сколько времени будет это по нашему счету. В третий час сошел на Апостолов Святой Дух, в шестой был распят на кресте Христос, а в девятый Он умер. Часы третий и шестой служатся перед Литургией, а девятый - перед вечерней. На всех часах одинаково читаются по три псалма, а потом особые молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе. Тропарь 6-го часа: Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших, рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех , дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотью в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас. 90. Схема часов 1. Обычное начало. 2. Три псалма. 3. На 1-м часе – 5, 89 и 100; 4. На 3-м часе – 16, 24, 50; 5. На 6-м часе – 53, 54, 90; 6. На 9– м часе – 83, 84 и 85 пс. 7. Слава и ныне, аллилуиа. 8. Тропарь «часа», праздника или Святого. («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому – из «Минеи»). 9. Богородичен. 10. Трисвятое. «Отче наш». 11. Кондак праздника или Святого. (Кондак дневной – из Октоиха, а Святого – из Минеи). 12. «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим». 13. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час». 14. Заключительная молитва к Господу Иисусу. 74 Слово литургия происходит от греч. слова λετος=литос, общественный, торжественный ργον=эргон, дело, служба (значит общественное, торжественное дело или служба). 75 Облачение священнослужителей перед Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв пред Царскими вратами, что называется «совершением входного». 76 Словом «воздух» большой покров называется потому, что вея им на литургии во время символа веры (см. рис. 229, л. 58), священник колеблет воздух. Введение воздуха объяснялось естественной необходимостью закрыть Св. Дары от насекомых. Ранее подобное назначение исполняли рипиды (рис. 216, л. 53). 79 В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Напр. в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». (Те, которые крестились во имя Христа, во Христа и облекись благодатью Христовой. Аллилуиа). Это пение напоминает о том, что в древности к этим праздникам приурочивали крещение оглашенных. – В праздник воздвижения Креста Господня (14 сент.) и в неделю Крестопоклонную поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С наступлением дня, в самый первый час его, они обращались к Богу, поя псалмы, что и послужило установлению 1го часа. В третьем часу (по нашему в 9 ч. утра) они вспоминали сошествие Святого духа на Апостолов и призывали Его благодать. Шестой час был посвящен воспоминанию о Распятии Спасителя, совершившемуся в это же время. Девятый час — воспоминанию о Его крестной смерти. Служба каждого часа состоит из 3х псалмов, тропарей и некоторых молитв. К Царским Часам прибавляется еще чтение Евангелия и пророчеств. На 1м часе Евангелист Матфей повествует о том, как совет сотворили все Архиереи на Иисуса, чтобы предать Его смерти и, связавши Его, предали Понтию Пилату — правителю ( Мф.27 ). На 3м часе читается Евангелие от Марка о мучениях Христа в претории Пилата. 6й час вспоминает распятие Господа нашего Иисуса Христа. 9й час — Его смерть. Этим соединением часов в одно целое осуществляется основной замысел установления часов, как молитвенного прославления священных времен и сроков, ознаменовавших и освятивших дело нашего спасения. Таким образом, как Литургия Великого Четверга есть Литургия всех Литургий, так и Царские Часы Великой Пятницы можно назвать Часами часов. Вечерня и вынос Плащаницы В первые века христианства, святая и великая Пятница называлась Пасхой Распятия или Пасхой Крестной, по слову Апостола Павла: «Пасха наша — принесенный в жертву за нас Христос» ( 1Кор.5:7 ). Лишь со II века начала отделяться от этой Пасхи Пасха Воскресения, Пасха общего торжества и радости. Великая Пятница была всегда днем самого строгого поста и печали, «днем скорби, в который постимся». Апостольские послания заповедуют могущим проводить этот день в совершенном посте без пищи. Поэтому в Великую Пятницу, после часов, в знак печали, Литургия не служится, а совершается торжественная вечерня. Начало вечерни приурочивается ко времени между 12ю и 3мя часами пополудни (то есть ко времени между 6м и 9м часом, когда совершилось распятие и смерть Господа Иисуса Христа). Посреди церкви возвышается крест — распятие, к которому подходят приложиться молящиеся.

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

   При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84-й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85-й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9-го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени.    Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней.    Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье). Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

С течением времени новые чинопоследования и порча устава Студийского заставляли Патриархов Русских, Гермогена, Филарета и Никона исправлять его и пополнять. В 1682 г. исправленный и дополненный снова при Патриархе Иоакиме Типикон делается обязательным для Русской церкви, и ныне издается без всякого изменения и дополнения в тексте времен Патриарха Иоакима, с предписанием отправлять определенные часы Богослужения в три времени дня и ночи. Совершение ежедневного Богослужения в определенные часы, по уставу церкви, и соединение их в три времени дня – или в три третицы нам известно еще с 4-го века. Св. Златоуст на вопрос христианина, занятого житейскими делами, как он может приходить в церковь в три времени дня, отвечал: «ты можешь и не приходить, если занят делами; потому что нужна более молитва сердечная». В словах спрашивающего св. Златоуста усматривается, что он знает другое деление часов, нежели какое было в монастырях. В обществе это деление часов Богослужения сделано было для живущих в мире людей, чтобы им, занятым житейскими обыкновенными делами, удобнее было в утро, полдень и вечер, как самые приличные времена, воспоминать благодеяния Божии и возносить за оные благодарение Богу. Позднейшее свидетельство об этом предмете можно находить у Симеона Солунского , который говорит, что отцы церкви из снисхождения к немощи и для отвращения предлогов к лености и нерадению, соединили все времена Богослужения, известные еще в первые века, в три времени: первое – это время между ночью и утром, второе – пред полуднем, третье в конце дня или вечером. Но когда так сделано и кем, об этом Симеон Солунский не упоминает. Но там, где соблюдался устав, монастырский, были назначены для каждого дня собрания для молитвословия в определенные часы суточного круга; – по утру, как сказано в Апостольских постановлениях, 1315 нужно благодарить Господа за то, что Он, разогнав ночь, осиял нас днем; – в час третий, ибо Господь в сей час осужден был Пилатом; – в час шестой, ибо в оный распят на кресте; – в час девятый, ибо все, по распятии Господа, содрогнулось, ужаснувшись безумия нечестивых иудеев и не могши снести позора, причиненного Господу; – в вечеру нужно благодарить и просить Господа, чтобы Он даровал нам ночь для успокоения от дневных трудов; в полночь, нужно молиться потому, что этот час возвещает наступление дня, дабы творить дела света».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6го до 9го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя...» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне... знаемый Мой...» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего...» (Пс.90:1). Девятый часчас, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих... правда с небесе приниче... избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя...” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже...” Третий — прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое...» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня. Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию. Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче. Божественная Литургия. «Святая святым» Божественная Литургия — это величайшее таинство Церкви, принесение бескровной Жертвы и причащение верующих Тела и Крови Христовых. Она является центром молитвословий, завершением всех молений и приглашением к Столу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010