Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Это легко доказывается и математически. Если бы не было високосов, период следования вруцелет был бы 7 лет. Но так как високосы повторяются через 4 года, то совпадение периодов наступит через 7 × 4=28 лет. Этот 28-летний цикл повторения вруцелет по временной последовательности называется КРУГОМ СОЛНЦА. Это следует понимать не так, что солнце делает некое обращение за 28 лет, а так, что через каждые 28 лет повторяется соответствие календарной даты года и её седмичного дня. Если, например, в 1 году от Сотворения мира 1 марта была пятница, то через 28 лет в 29 году от Сотворения мира 1 марта тоже пятница, и через любое число лет, кратное 28, 1 марта будет пятница. Могут спросить: «А ведь вруцелето седьмого года круга солнца тоже 1, и, очевидно, 1 марта этого года будет пятница, так что повторение наступает раньше». Но весь-то период повторится только через 28 лет, не ранее. Следует указать важное обстоятельство, происходящее от имеющегося у нас начала счёта. Начало 1 года от Сотворения мира (1 марта) будет пятница, так как вруцелето этого года а (1), – этот пример мы рассматривали выше. По преданию, счёт дней ведётся от дня изгнания Адама из Рая и начинается с пятницы, ведь Адам согрешил в шестой день седмицы (в пятницу). Поэтому и Христос пострадал за нас, «яко Агнец, вземляй грех мира», тоже «в шестый день же и час», искупив нас «от клятвы законныя Честною Своею Кровию», то есть избавив род человеческий от вины за грех Адама, согрешившего в пятницу (шестой день седмицы) в полуденный час (шестой по древнему счёту часов, начинавшихся с восхода солнца). На этом примере мы видим, как церковный календарь тесно связан с учением Церкви. Таблица I.2.1 25 Итак, период повторения вруцелет составляет 28 лет. Зная вруцелета первых 28 лет, мы можем определить вруцелето любого нужного нам года. Надо только найти, каким годом по порядку счёта внутри 28-летнего цикла будет данный год, и сопоставить ему соответствующее вруцелето согласно вышеприведённой таблице I.2.1. Счёт лет в таблице снизу вверх и слева направо – в таком же порядке, как будет у нас затем на перстах руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В числе разных напитков при Михаиле Федоровиче появился в России, как редкость и новость, чай. Первый раз чай был прислан в дар Михаилу Федоровичу от монгольского государя. Во второй половине XVII века знатные лица употребляли его как лекарство и приписывали ему целительную силу, не предвидя, что этот напиток отдаленного народа сделается со временем национальным русским питьем. Образ домашней жизни Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до света. В старину счет часов был восточный, заимствованный из Византии вместе с церковными книгами. Сутки делились на дневные и ночные часы; час солнечного восхода был первым часом дня; час заката – первым часом ночи. Само собой разумеется, что при таком времяисчислении количество дневных и ночных часов на самом деле могло быть одинаково и равно только во время равноденствия, а потому это время и принималось за норму: из двадцати четырех суточных часов двенадцать относили к дню, а другие двенадцать к ночи; несмотря на то, что на самом деле во время летнего солнцестояния число дневных, а во время зимнего число ночных часов доходило до семнадцати. Седьмой час утра по-нашему часоисчислению был первым часом дня; седьмой час вечера – первым часом ночи. Исчисление это находилось в связи с восточным богослужением: на исходе ночи отправлялась заутреня; богослужебные часы – первый, третий, шестой и девятый знаменовали равноименные дневные часы, а вечерня – окончание дня. Русские согласовали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Разумеется, что такой порядок мог иметь место только там, где спокойная и обеспеченная жизнь на одном месте позволяла располагать временем по произволу. Вставая ото сна, русский тотчас искал глазами образа, чтобы перекреститься и взглянуть на них; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ. В дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось белье и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умываний одевались и приступали к молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Мы не думаем, что следовало бы рассматривать две молитвы «первого часа» как настоящую службу, если только не принимать ее как зародыш таковой. Если мы разделим день на периоды по четыре часа, то заметим. что каждая из шести служб отвечает приблизительно одному из этих периодов дня. К двум «законным» молитвам начала дня и ночи, унаследованным от иудейской традиции (и еврейско-христианской), три часа (Третий. Шестой и Девятый) добавляли мотив молитвы апостолов в эти же самые моменты дня. Служба Полуночи также могла найти свое основание благодаря молитве Павла и Силы (Деян., 16,25), хотя наша рукопись цитирует только Пс. 118,62 . Место троичной системы, соответствующей Дан. 6,6 , Пс. 54,18 и Дидахи, заняла более полная система из шести служб, о которых свидетельствует уже Подвижническое Слово 283 . Цифра семь (по Пс. 118,164 ) между тем вскоре станет популярной: прибавится либо Первый Час, либо Повечерие, либо обе службы (смотря по месту и традиции), составляя повторение или с одним, или с другим из «законных часов» 284 или с ними обоими. И наш Евхологий сделал первый шаг в этом смысле молитвами первого часа. Две службы особые, о которых мы уже говорили в начале этой статьи, появляются в Кодексе Барберини 336: службы Τριτοκτη (Третьего-Шестого Часа) и Παννυχς. VI. – ТРЕТИЙ-ШЕСТОЙ ЧАС «Тритоекти» была предназначена для Великого Поста, согласно рубрике первой молитвы в Барб. 336. Мы думаем, что она занимала место обычных Третьего и Шестого Часов. Она была «литургией Слова», если нам разрешать этот неологизм, и она замещала Литургию в Великом Посту. Вот ее схема 285 : три молитвы и столько же антифонов длинная молитва вступления с великой ектенией чтение Господи, помилуй (ектения) молитва оглашенных молитва готовящихся ко крещению две молитвы верных одна очень длинная молитва-отпуст молитва благословения. Эта служба напоминает нам конец службы Вечерни того же евхология. Было бы весьма интересно проследить связь, которую эта служба могла иметь с Литургией Преждеосвященных 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Следует утреня, которая имеет полиелей и другие особенности празничной и воскресной утрени. По церковному уставу, до всенощного бдения, отдельно от него (как в обителях), совершается малая вечерня, предваряемая девятым часом и заканчиваемая малым повечерием. Часы. “Седьмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея”    Начало дня освящается утреней; конец — вечерней и повечерием. А 12-часовое течение дня сопровождается “часами”: первым, третьим, шестым и девятым, которые по нашему времени исполняется в шестом и девятом часу утра, в двенадцатом и в третьем часу дня. Имеем, таким образом, седмеричное число богослужений, группирующееся около Божественной Литургии, которая в это число не входит, а возвышается над всеми ими.    В церковной практике чтение часов не применяется строго к указанным отрезкам дня. Первый час присоединяется к утрени, тритий и шестой — непосредственно перед Литургией и девятый исполняется перед началом вечерни.    Построение всех часов однородное: после начальной части — три псалма, тропарь с богородичным и стихами, трисвятое — Отче наш, кондак, общая заключительная молитва “Иже на всякое время...” и конечная молитва данного часа. Но по содержанию псалмов и других частей каждый час имеет свой определенный характер.    Первый час — утренний. Это слышится и в псалмах. «Заутра услыши глас мой, заутра предстану и узриши мя...» (Пс.5:4) и др. Главные мысли этого часа — испрашивание благословения перед началом дня. “Настави мя правдою Твоею... стопы моя направи... исправи стопы моя к деланию заповедей Твоих...”    Третий часчас предания Спасителя на бесчисленные поругания, возложение тернового венца. Это отражено в псалмах: «За словеса устен Твоих Аз сохраних пути жестоки... Виждь враги Моя, яко умножишися...» (Пс.16:4, 3:2). С третьим часом соединяется воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, что отражается в тропарях: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час...” Псалмы этого часа содержат моления о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом, а также глубокое покаяние 50-го псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с расчетом времени для молитвы по часослову. Насколько я поняла, время для совершения молитв дается приблизительное (6, 9, 12 и 15 часов), но возможно и просчитать точное время, которое будет в каждом регионе свое. Например, — молитвы 1 часа нужно успеть прочитать до восхода (до 9:47 по времени СПб); — молитвы 6 часа нужно читать, когда солнце в зените (13:07 по времени СПб); — полунощницу нужно читать в середине ночи (1:09 по времени СПб) и успеть до наступления утренних сумерек (7:10 по времени СПб). А как быть с 3, 9 часами, вечерней и повечерием? Они наверняка привязаны к закату, окончанию вечерних сумерек? 3 Ответа Посмотрите статью Время . Внизу статьи наглядная схема для исчисления часов. Принцип прост, подходит для любого места где встаёт солнце над горизонтом, когда нет общемирового времени. День всегда длится 12 часов от рассвета до заката, и ночь также, всё вне зависимости от солнцестояния. Полдень это всегда 6 часов дня, когда солнце находится в самой высокой точке. 1й час дня — рассвет, 11й час дня — закат (помните притчу Христа о работниках 11 часа, которые, получается, пришли под ночь?) Здравствуйте, Татьяна. Какая-то это современная традиция, не известная ни богослужению, ни обычной молитвенной практике в нашем Отечестве. Скажите мне, когда Великим постом будут соединяться сразу четыре часа вместе, неужели это неправильно? Или когда ежедневно перед литургией читаются сразу третий и шестой час — почему так нельзя? Думается мне, если Вы желаете приблизить свой молитвенный устав к богослужению, лучше обращать время не на конкретные часы, а совершать то, что можете: утренние и вечерние молитвы, или заменяйте их полунощницей и малым повечерием. Или, если хотите, прочитывайте также и часы. Но всегда держите в уме заповедь апостола: “Непрестанно молитесь”. Для этого весьма полезно чаще вспоминать о Боге и Его совершенствах. Можно чаще совершать краткие молитвы и размышлять о них, как советует свт. Феофан Затворник : Иисусова ли или другая какая краткая молитва – дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце и будьте так не во время только стояния на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую… Труд постоянный скоро сделает это… Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует потом и свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-opredelit-to...

В частности, св. Климент Римский († 91–100), упомянув в 1 послании к коринфянам о часах третьем, шестом и девятом, непосредственно добавляет: «проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы» 12 . – Тертуллиан († 220), Киприан († 258) и Ориген († 253) в своих сочинениях также говорят о третьем, шестом и девятом часах, как обычных временах общественной молитвы. «Что касается времени (молитвы), – пишет, например, Тертуллиан (в 190 году), – то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, – тех, разумею, общеизвестных часов, которые обозначают собою промежутки дня: третий (час), шестой (и) девятый; они и по Писанию оказываются более важными (sollemniores)». В эти часы молились апостолы ( Деян. 2:15; 3:1 и дал.; 10:9). «Хотя они, – продолжает Тертуллиан, – делали это просто, отнюдь не обязывая (нас) к соблюдению (того же), однако не худо им подражать и вменить себе как бы в закон оставление дел (в известные часы) для выполнения молитвенного долга. Так поступал пророк Даниил по обычаю израильтян. Итак, станем молиться по крайней мере три раза в день (ne minus ter die saltem) во славу Отца и Сына и Святаго Духа». Частная молитва, по словам Тертуллиана , обязательна и в другие часы. «Я не включаю сюда, – говорит он, – обычных молитв при наступлении дня и ночи. Но верующим надлежит и пищу принимать, и омовение совершать не прежде, как будет предпослана молитва» 13 . – Каноны Ипполита и другие сродные с ними древние памятники, например, Египетские Церковные Постановления, «Завет Господа» и Апостольские Постановления предписывают совершать молитвы, петь псалмы и читать «писания» утром («воставше от сна»), в третий, шестой и девятый часы дня, вечером и в петлоглашение; и, что особенно важно, некоторые из названных памятников, как напр. Апостольские и Египетские Постановления, дают совершать все молитвы сообща, в собраниях, дабы, – по словам Тертуллиана , – «взаимно поощрять друг друга» 14 ; даже на случай гонений Апостольские Постановления все же советуют собираться в известные часы, хотя бы только двум или трем верующим ( Мф. 18:20 ), для совместной молитвы 15 . Очевидно, первенствующие христиане глубоко чтили и свято соблюдали благочестивый обычай апостольского времени собираться вместе для молитвы, а потому в известные, определенные церковными канонами (сн. Canones Hippolyti), или «канонические» часы (ногае совершали богослужение в общих собраниях. 3. Первый час

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Третий же час, в свое время благоговейно совершая, в умилении своего сердца прилежно размышляет: как Спаситель наш в третий час дня Пилатом был судим и какие там бесчисленные надругания и заушения перенес. Потом же, быв связан у мраморного столба, лютые раны, а также острым тернием венчание и другие нестерпимые муки претерпел, чтобы нас освободить от мучений диавола. К этому же размышлять прилично и следующее: как Дух Святой в третий час дня в огненных языках на апостолов, находящихся на молитве, сошел и их просветил. Размышляя об этом, прилежно да молится Богу, чтобы подал и ему Духа Святого, как святым апостолам, к просвещению духовного разума и для достойного совершения Божественной службы. Шестой же час совершая, благоговейно размышляет: как в шестом часу дня Спаситель наш, неся Свой Крест, был веден на распятие и как немилостиво четырьмя гвоздями на кресте, – на Голгофе, люто быв пригвожден, посреди двух разбойников висел распятым и как воины разделили Его ризы между собой, как проходящие мимо ругались на Него и разбойник, висящий слева от Него, хулил Его, и как тьма была по всей земле. Девятый же час (когда в какое время поется) также со всяким благоговением совершая, внимательно размышляет о следующем: как Спаситель наш, желая спасения рода человеческого, на кресте вися, воззвал, говоря: жажду, и как оцтом, смешанным с желчью, был напоен, как Душу Свою Пресвятую в руки Бога Отца предал, и как все основания земли потряслись, камни распались, мертвые от гробов восстали и как один из воинов копьем прободил Ему ребра и тотчас из них вышли кровь и вода. Обо всем этом вкратце упомянутом и о других спасительных страданиях Господних благоговейно размышляя, усердно с сокрушением сердца, если возможно, и со слезами, совершает молитвы часов. На изобразительных же (если Литургии не будет) да благодарит усердно Спасителя, ради тех лютых страданий, которые вольно ради нас претерпел, чтобы от мучительства диавола нас освободить. И ради излияния Пречистой Его Крови, Ею же нас от клятвы законной искупил и род человеческий, умерший грехом, оживотворил, и теперь жизнь Дающей ради Его смерти. И прилежно в смирении сердца молится, да ради всех Святых благодеяний, ими же род человеческий облагодетельствовал, подал и ему благодать оставления грехов, чтобы достойно принести Ему бескровную жертву и неосужденно причаститься Святых Его Тайн.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Правда, есть известные данные о времени постройки первобытной церкви Notre-Dame. Достоверно известно, что она была построена в начале 12 века и освящена в 1124 г. Графические изображения представляют нам ее окруженную довольно высокими башнями. Следовательно, есть возможность предполагать, даже почти утверждать, что со времени этой отдаленной эпохи колокола уже существовали в этой церкви. Они были в то время необходимы не только для возвещения религиозных церемоний, но и для обозначения народонаселения, при помощи регулярного звона, времени дня. Каждый день колокола приводились в движение, чтобы обозначать канонические часы: утреня (matines) в полночь; часы, отправляемые перед обеднею (laudes) – в три часа утра; первый час (prime) – в шесть часов; третий час (turce) -– в девять часов; шестой час (sexte) – в полдень; девятый час (none) – в три часа; вечерня (vêpres) – в шесть часов; повечерие (complies) – в девять часов. Кроме того, специальный звон Angelus’a, который производился утром, в полдень и вечером. Хотя происхождения более древнего, этот обычай сделался общим в провинциях только в 15 в. Кроме этих указаний времени, установленных повсюду, были еще другие, особенные для каждого монастыря или для каждой церкви. И соседи, и ремесленники, живущие недалеко оттуда, применялись к этим звонкам, чтобы начать или кончить работу, чтобы сесть за стол или предаться отдыху. Из этого видно, насколько важным был звон в жизни наших отцов до 13 века; каждая минута дня, каждое важное действие были обозначены особенным колокольным звоном, непрерывные призывы которого разносились вдоль узких и извилистых улиц старого города, чтобы призывать каждого к работе или к исполнению обязанностей. Но скоро механические часы заменили мало-помалу прежние сигналы и антверпенские жители привыкли находить на циферблатах примитивных часов указания, необходимые для распределения их каждодневных обязанностей. Но все же некоторые важные случаи были по-прежнему возвещаемы колокольным звоном. В Антверпене не было, как в других фламандских городах, каланчи, прилегающей к ратуше; ее заменяла башня Notre-Dame и ее-то колокола и служили магистрату, чтобы возвещать тушение огня, пожар, тревогу, точно так же, как приветствование королевского въезда или возвещение важных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда приложены будут другие 11 дней и 3 часа, образуются 25 эпакт и 15 часов. Когда же в шестой год прибавляются другие 11 дней и 3 часа — образуются 36 дней и 18 часов, которые составляют один вставный месяц. Таким образом через три года вставляются два месяца: один месяц — в первые три года, а другой — во вторые три года. От эпакт еще остается 6 дней и 18 часов. Приложенные к 11 дням и 3 часам седьмаго года, они составляют 18 эпакт и 21 час. По приложении к ним в восьмой год опять 11 дней и 3 часов, получаются 28 дней, эпакта и 24 часа, которые составляют 2 дня. Из этих часов, приложенных к 28 дням, составляются полных 30 дней. Таким образом в осьмой год нарастают 30 дней, — один месяц в два года. Следовательно во весь осмилетний период нарастают 90 дней, или три полных вставных месяца, именно от первых двух трехлетий образуется по одному месяцу и один месяц от двух последних лет. В этих трех вставных, трехсоставных месяцах происходит разность Пасхи у иудеев и христиан и других. Глава 14   Вот в чем состоит отличие у упомянутых Авдиан. Они приводят в заблуждение мужей и жен и хвастаются, будто они в этом отношении поступают согласно древнему преданию и постановлениям апостольским; между тем они не соблюдают никакой точности и не понимают очевидной, выраженной в Постановлениях апостольских, заботливости, которую они обнаружили совсем не для того, чтоб показать, будто иудеи правильно совершают праздник, но для пресечения страсти к спорам тех, из коих каждый желает совершать по своему, а не в согласии со всеми. Ибо Христос желает единой Пасхи, одобряет такую, и приемлет того, кто совершает ее без спора и вместе с теми, которые совершают ее с точностию, вместе со всею святою Церковию, торжествующею праздник разнообразно. А чтобы со времен Константина произошло разногласие относительно Пасхи, это очевидно клевета. Прежде Константина были раздоры и служили предметом насмешки, так как еллины говорили и смеялись над разногласием в Церкви; но при Константине старанием епископов разногласие это уничтожено и настало общее согласие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010