Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед с толом, лобызают святое древо, и затем проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого древа, поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так проходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь Крестом и написанием сперва чела, а потом очей; затем облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения. И когда все облобызают Крест и пройдут, становится диакон, держа кольцо Соломона и тот рог, из которого помазывались цари, их лобызают и чествуют рог и кольцо… (дефект) кроме второго… (дефект) до шестого часа весь народ проходит, входя в одну дверь и выходя в другую, потому что это происходит в том месте, где накануне, то есть в четверток, совершалась литургия. И когда наступит шестой час (12 часов дня), идут ко Кресту, будет ли дождь, или жар, потому что это место не покрыто и как бы весьма обширный и красивый двор, расположенный между Крестом и Воскресением; там собирается весь народ, так что нет возможности открыть решетку. Епископу становится кафедра перед Крестом, и от шестого до девятого часа не происходит ничего, кроме чтений, в следующем порядке: сперва читается из псалмов, где говорится о страданиях Господа, читаются места из Апостола, или из посланий апостольских, или из Деяний, где они говорят о страданиях Господа, также и из Евангелий места, где Он страдает; таким образом (item) читается и из пророков, где они говорит, что Господь будет страдать, и из Евангелий, где повествуется о страданиях. Итак, от часа шестого до часа девятого (3 часа вечера) постоянно в таком порядке происходят чтения и поются песни, для того, чтобы показать всему народу, что все, предреченное пророками о страданиях Господа, оказывается, как через Евангелия, так и через писания апостолов, совершившимся. Итак, в течении этих трех часов весь народ поучается тому, что не произошло ничего, что не было бы предречено, ничего, что не исполнилось бы всецело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И опять же у некоторого человека было два сына ( Мф.21:28–32 ). Как-то раз сказал отец первому из них: Сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но тот ответил ему: Не хочу (в серб.: Не пойду. – Пер.). Однако затем раскаялся и пошел в виноградник. Тогда отец обратился с той же просьбой ко второму сыну. Тот ответил ему: «Иду, государь»; и не пошел. Кто из этих двух исполнил отцовское повеление? Естественно, тот первый. Это два типа людей, которых и сегодня встречаем мы в своем окружении. Одни скоры на отказ, но столь же быстро каются и исполняют волю своих старших; другие скоры на обещания и посулы, но, к сожалению, не замедлят и отказаться [от своих слов], солгав и себе, и другим. В историческом, мессианском ракурсе это язычники и иудеи. Первые сначала отвергли единого Бога, но затем, покаявшись, пришли ко Христу прежде иудеев. Вторые же обещали служить единому Богу, но отвергли Его и распяли Сына Божия. В притче о богаче и Лазаре ( Лк.16:19–31 ) ясно отображены два типа людей: синоним необузданного порока на почве богатства и образец терпения крайней нищеты. Первый присосался к плодам и сокам земли, как червь к бычьему желудку, не давая другому червю ни лизнуть, ни отхлебнуть. Второй беспомощно, но с упованием на Бога, терпеливо ждал конца своей жизни и своих страданий, чтобы в оном, другом, бессмертном мире ликовать в славе, взирая на богача, погруженного во тьму и терзаемого муками. Неужто по соседству с тобой, Феодул, не жили такие люди? Некий домохозяин вышел рано поутру на базарную площадь, чтобы нанять людей для возделывания своего виноградника ( Мф.20:1–16 ). Поспешил он туда и в 9 часов (в третий час по восточному [счислению]), нашел других и отправил их на ту же работу. То же самое сделал он и в полдень, в три часа пополудни и, наконец, перед самым заходом солнца (то есть соответственно в шестой, в девятый и в одиннадцатый час по распорядку дня на Востоке). Когда наступил вечер, то, по приказу домовладыки, всем работникам выдали одинаковую сумму денег. Рассердились трудившиеся с раннего утра, что не заплатили им больше, нежели тем, кто пришел позже и работал меньше. Зависть! Так бывает и сегодня среди людей. Впрочем, есть у этой притчи и таинственный смысл. – Бог дарует всем вечную жизнь в Небесном Царстве: как тем, кто исполнял Его волю с детства, так и тем, кто начал искренне служить Ему только в зрелом возрасте, а равно и тем, кто лишь под старость возвратился на правый путь; и, наконец, тем, кто перед самой смертью покаялся и обратился к Богу. Не сказал ли Господь с креста в одно мгновение покаяшемуся разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После того как Его распяли между двумя разбойниками (ср.: Ис. 53:9,12 ), первыми словами Иисуса (в соответствии с записями в этом Евангелии) была молитва о прощении для Его палачей. Дележка одежд казненного среди палачей была узнаваемым обычаем; возможно, об этом специально было написано, потому что христиане видели здесь ссылку на Пс. 21:19 . Между тем, в насмешках начальников над Иисусом скрывалась неосознанная ирония; христианским читателям известно, что фактически именно Его смерть стала решительным доказательством того, что Иисус был Христом и Спасителем. Воины также присоединились к насмешкам, используя для своих шуток слова надписи на табличке, прибитой к перекладине креста. Даже один из распятых злодеев повторил ту же шутку. Только евангелист Лука рассказывает нам о том, как другой злодей, возможно, сначала насмехавшийся над Иисусом, исповедал собственные грехи и признал невиновность Иисуса. Вера, проявленная им в последнюю минуту жизни, была принята, и ему было обещано место в раю и оправдание вместо осуждения и преисподней. Начиная с полудня, то есть от двенадцати до трех часов дня (шестой час, ст. 44, по римскому и еврейскому времяисчислению), наступила тьма на три часа. Использованное здесь греческое слово вовсе не обозначало затмение солнца (и не могло означать, потому что Пасха приходилась на период полнолуния, а затмения случаются только в новолуние). Возможно, причиной наступившей темноты была песчаная буря (сирокко), которая могла быть достаточно сильной, чтобы разорвать завесу в храме. Это могло иметь символическое значение, однако евангелисты этого не поясняют. Это могло быть воспринято как предзнаменование грядущего разрушения храма или как указание на то, что теперь присутствие Бога открыто для всех людей ( Евр. 9:8–14; 10:19,20 ). Около девятого часа (три часа дня пополудни) Иисус предал Свой Дух в руки Господа со словами из Пс. 30:6 . То, каким образом Он принял смерть, побудило сотника воздать хвалу Богу. В его словах отразилась вера в невиновность Иисуса и, вероятно, предположение о том, что Иисуса постигла судьба, частая для праведников, – безвинное страдание (ср.: Прем. 2:12–20 ). Но почему он воздал хвалу Богу? Потому ли, что Бог послал Иисусу достойную кончину после достойной жизни? Последняя фраза (ст. 49) показывает, что друзья Иисуса увидели, что Он действительно мертв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνθες μετ ναγνσεως) 383 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φως 384 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 385 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 386 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 387 , при чем на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 388 ; на тот же момент переносится в будние дни 389 поста (т. е. кроме субботы и недели) 390 и чтение на 1 часе. Характерной особенностью Евергетидского Типикона является наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – πανννχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито-праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 391 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трех четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращенном виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχ δος)» входит в состав повечерия 392 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 393 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, эктению и отпуск; за отпуском начинается чтение 394 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 395 и начинается составляющая вторую часть агрипинии 396 утреня. Один раз в год, именно, в первый день Пасхи, в случае длинноты ночи, панихида, подобно утрене, имеет еще дополнительные чтения, помещаемые по 3 и 6 песнях канона 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Человеку открылось познание мира как единого целого с центром – Землей. Геоцентризм здесь не физический, а духовный – человека ради. Человек создан в шестой день, в пятницу, за 5508 лет до Р. X., в полдень. В жизни народов появились календари, где в их ритмах, памяти объединялся внешний космос мироздания с внутренним космосом человека. § 2. На небесном своде множество звезд, и все они в движении. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, Луна – вокруг Земли. На пути движения Солнца, объединяя созвездия Скорпиона и Змееносца, составили 12 созвездий по числу месяцев: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На долю каждого из 12 созвездий падает 30 градусов. Причем, составляя карту звездного неба, указывают точное время прохождения истинного Солнца по эклиптике – месяц, часы, минуты. Скажем, координаты Солнца при прохождении его через точку весеннего равноденствия – 0°, при осеннем равноденствии – 180°, при летнем солнцестоянии (22 июня) – 90°, при зимнем солнцестоянии (22 декабря) – 270°. Рождество Христово 7 января также имеет свою точку на годичном пути Солнца среди созвездий. Отмечаются точки, скажем, 8 октября, 7 ноября, 8 марта, 7 апреля, 7 июня, и в каждый из этих дней на земле происходили свои какие-то события. Любое событие, например рождение или смерть младенца, мы можем отмечать, делать отсчет, выдерживая период истинного тропического года, от любой точки эклиптики, фиксируя и время, и долготу дня. Даже день рождения, который выпал на 29 февраля високосного года, можно отмечать не один раз в четыре года, а ежегодно, когда пройдет солнечный год (хотя отметится он, скажем, 1 марта). В календаре созвездий любители могут нанести все события и, учитывая точку равноденствия – начало весны и начало отсчета, допустим, 18 часов вечера, отметить первый день нового года (например, равноденствие наступило в 7 час. 39 мин., то конец первых суток определим, перейдя точку равноденствия, а потом, отсчитывая по 24 часа, установим вторые, третьи, четвертые... сутки). Наши расчеты могут, к примеру, выражаться так: в 749 году в 145-й день сыну исполнилось 40 лет и т. д. Развернутая линия эклиптики служит календарем истинного года и времени, а все искусственные календари лишь в какой-то мере уравнивают свое время от своих точек отсчета и дат от истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

[«В шестой день и час пригвоздивший ко кресту совершенный в раю дерзостный Адамов грех, разорви рукописание наших грехов, Христе Боже, и спаси нас».] Стих. 1. Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. [«Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего».] Стих 2. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. [«я же воззвал к Богу и Господь услышал меня».] Слава, и ныне: Богородичен: Яко не имамы... В седмичные дни Великого поста читается паремия из Ветхого Завета. Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело; помози нам, Боже, Спасе наш, славы ради имене Твоего, Господи, избави нас, и очисти грехи наша, имене ради Твоего. [«Да придут к нам скорее щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали. Помоги нам. Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и очисти грехи наши ради имени Твоего».] Трисвятое, по Отче наш. В субботу и воскресенье кондак дня. В седмичные дни Великого поста – тропари, глас 2: Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречистеи руце Твои распростерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе. [«Ты, Христе Боже, совершил спасение посреди земли, распростёрши на кресте Свои пречистые руки, собирая все народы, восклицающие: „Господи, слава Тебе“».] Слава: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, иже создал еси, от работы вражия; тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш пришедый спасти мир. [«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой Христе Боже, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Поэтому мы с благодарностью восклицаем Тебе: „Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил радостью“».] И ныне: В понедельник, вторник и четверг – Богородичен: Милосердия сущи источник, милости сподоби нас. Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно силу Твою; на Тя бо уповающе, радуйся вопием Ти, якоже иногда Гавриил, безплотных архистратиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именно, – как имели отцы их обещание, что Бог их пошлет им с неба Святого Своего, который по достоинству будет называться их царем, и Он обещал, что пошлет Его на землю чрез Деву: так в мое наместничество, когда Бог евреев послал Того в Иудею и увидели, что Он слепым дает зрение, прокаженных очищает, расслабленных исцеляет, демонов изгоняет из людей, даже мертвых воскрешает, повелевает ветрам, сухими ногами путешествует по водам моря и делает многое другое, когда весь народ иудейский уверовал, что Он Сын Божий, – начальники иудейские воспылали завистью к Нему и схватили Его, и предали мне, и многое лжесвидетельствовали мне о Нем, говоря, что Он волшебник и поступает против их закона. Я поверил, что это так и предал Его в их волю для бичевания. Они же распяли Его и над погребенным держали стражу. На третий день в то время, как воины мои стояли на страже, Он воскрес: злоба же иудеев возгорелась до того, что они дали деньги солдатам, говоря: скажите, что ученики Его украли Его тело. Но они, хотя взяли деньги, однако не могли умолчать о том, что случилось. Ибо засвидетельствовали, что они видели, как Он воскрес и что взяли деньги у иудеев. – Об этом же доношу, чтобы кто не налгал иначе и ты не вздумал бы верить лжи иудеев» 512 . – Все содержание письма, как видим, слишком ясно выражает цель своего автора – выставить Пилата непосредственным свидетелем евангельской истории; но это же самое заставляет и скептически относиться к его подлинности. Возвращаясь к окончанию вопроса о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата, считаем необходимым сделать еще одно замечание. Когда окончился этот суд? На этот вопрос, по-видимому, дает ответ евангелист Иоанн. «Тогда была пятница пред Пасхою и час шестой» 513 , замечает он о времени окончательного приговора римского правителя. Деление дня на 12 часов 514 явилось у иудеев не раньше времени после плена вавилонского. Так как день считался от восхода солнца до захода, то и промежутки времени, обозначаемые часами, были различной длины в различные времена года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед с толом, лобызают святое древо, и затем проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого древа, поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, охраняю, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. Итак проходит весь народ по одиночке, все преклоняясь и касаясь крестом и надписанием сперва чела, а потом очей; затем облобызав крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения. И когда все облобызают крест и пройдут, становится диакон, держа кольцо Соломона и тот рог, из которого помазывались цари, из лобызают и чествуют рог и кольцо... (дефект) кроме второго... (дефект) до шестого часа весь народ проходит, входя в одну дверь и выходя в другую, потому что это происходит в том месте, где накануне, то есть в четверток, совершалась литургия. И когда наступит шестой час (12 часов дня), идут ко Кресту, будет ли дождь, или жар, потому что это место не покрыто и представляет как бы весьма обширный и красивый двор, расположенный между Крестом и Воскресением; там собирается весь народ, так что нет возможности открыть решетку. Епископу становится кафедра перед Крестом, и от шестого до девятого часа не происходит ничего, кроме чтений, в следующем порядке: сперва читается из псалмов, где говорится о страданиях Господа, читаются места из апостола, или из посланий апостольских, или из Деяний, где они говорят о страданиях Господа, также и из евангелий места, где Он страдает; т.о. (item) читается и из пророков, где они говорит, что (с. 286) Господь будет страдать, и из евангелий, где повествуется о страданиях. Итак, от часа шестого до часа девятого (3 часа вечера) постоянно в таком порядке происходят чтения и поются песни, для того, чтобы показать всему народу, что все, предреченное пророками о страданиях Господа, оказывается, как через евангелия, так и через писания апостолов, совершившимся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бе же час третий. Это указание ев. Марка кажется не согласным со свидетельством ев. Иоанна, что шестой час был еще тогда, когда Христос был у Пилата, и Пилат употреблял последние усилия освободить Его (19, 14). Предварительно соглашения этих свидетельств, нужно установить наиболее вероятное время; какое было потребно для того чтобы, по утверждении Пилатом смертного приговора над Господом, воины могли привести Осужденного на Голгофу и там распять Его. Можно положить, что при величайшей поспешности врагов Христовых это совершилось в час времени. Теперь предположим, как наиболее вероятное, что приговор Христу с Лифостротона претории произнесен был по истечении 3-го часа по иудейскому, в 9 с небольшим часов утра по нашему времясчислению. Мог ли об этом времени евангелист Иоанн сказать, что это был час шестой? Мог; потому что после 8-го часа начиналась четверть дня, состоявшая собственно из трех часов (4-го, 5-го и 6-го), но называвшаяся у евреев, по своему последнему часу, 6-м часом. Далее. Распятие Иисуса Христа совершилось в 4 или в 412 часа по восточному, в 10 или в 10½ час по нашему времясчислению. Мог ли об этом времени ев. Марк сказать, что был час третий? Тоже мог; потому что 6-й час, в смысле второй четверти дня, еще не кончился, а истек только 3-й, или первая четверть дня, состоявшая из 1-го, 2-го и 3-го часов. Еванг. Марк, говоря: был час третий, – именно то и хочет сказать, что шести, второй четверти дня, далеко не было: так это было еще рано; а еванг. Иоанн, говоря, что уже в претории был час яко шестый, хочет сказать, что в препирательстве Пилата с народом прошел весь третий час, так что уже и шестой пошел: так это было не рано. Господь на кресте среди неописуемых страданий не был совершенно безмолвен. Он семь раз говорил с креста. Первый возглас Его был молитвою за распинателей, вторым разбойник удостоен был рая, третьим пресвятая Мать Его поручена была попечению апост. Иоанна, потом возглашено: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил? затем – жажду, далее – совершишася, и наконец в седьмой раз – Отче, руце твое предаю дух мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Утреня. Она следует непосредственно за полунощницею и должна оканчиваться с рассветом дня. Утро – лучшее время из целых суток для тела и души. Телесные силы, так усталые накануне, ожили и восстановились мирным сном. Свежее, бодрее, сильнее каждый чувствует себя. Оттого светло и отрадно на душе. Мысль чище, память яснее, одним словом, человек точно перерождается утром. Кому ж посвятить это лучшее время как не Тому, чей есть день и чья ночь, Кто подает нам и свет солнечный, и успокоивает нас благотворным сном под покровом ночи? Да, и мирный сон и здравое пробуждение дарует нам Он, Отец наш небесный, к Нему и нужно прежде всего обращаться в молитве, восставши от сна. Часы Час первый. С окончанием утрени восходит солнце и наступает день. Самый естественный долг благодарности требует посвятить начало Божьего дня Богу, освятить тем целый день, и с помощью Божией выйти после того на дела дневные. Кроме того, в этот час озлившиеся и ожесточенные враги нашего Спасителя, поспешили привести Его на беззаконный суд пред Пилатом; как же нам в этот самый час не обратиться к Нему с любовью и усердной молитвою за все понесенное Им ради спасения людей? Здесь нужно заметить, что расположение часов в прежние времена было не такое, какое теперь. Теперь первый час начинается сейчас после полуночи, так и считают часы до полудня. А прежде первый час начинался с началом дня; так и шел счет часов до вечера. Значит, первый час дня, по-тогдашнему, соответствует нашему теперешнему седьмому часу утра. Час третий. В третьем часу дня, или, по-нашему, в девятом утра, Господь предан был на распятие, биен и поруган, оплеван и заушен. В этот же час Святой Дух сошел на апостолов, когда они в день Пятидесятницы собрались для общей молитвы. Как естественно и в этот час благодарное воспоминание об искуплении рода человеческого и вместе молитвенное воззвание к Богу, чтобы благодать Святого Духа осветила и освятила и наши темные и нечистые помыслы и пожелания, и помогала нам во всех делах наших? Час шестой. В этот самый час, по-нашему в двенадцатый час дня, распят был Господь. Можно ли провести хоть один день без того, чтобы не вспомнить: и до чего может дойти злоба людей и до чего простирается любовь Божия к людям? Можно ли тому, кто называет себя христианином, не обращаться в каждый полдень с благодарной молитвой ко Христу Спасителю за Его крестные страдания в очищение грехов всего мира? Вот почему Церковь освятила и этот час молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010