В третий и шестой год должно было отделять еще третью десятину для пропитания левитов, бедных, вдов и сирот ( Втор. 14:22–29 ; Тов. 1:6–8 ) 259 Евреи считали дни с вечера, потому что дни творения Богом мира считаются в Библии с вечера ( Быт. 1 ), а также и потому, что указателем времени у евреев служила луна ( Пс. 103:19 ), которая становится видимою по захождении солнца. Древние евреи не имели понятия о часах и сутки делили только на две части: вечер и утро, т.е. ночь и день. Разделение дня на 12 часов поздние евреи заимствовали у вавилонян. Часы считали они от восхода до заката солнца. Третий час соответствовал нашему девятому утра, шестой – полудню, одиннадцатый – началу вечера. Час был неодинаковой долготы в различное время года, так как самый долгий день в Палестине состоит из наших 14 ч. и 11 мин., самый короткий из 9 ч. 48 мин., в самый долгий день солнце восходит в 5 ч., а заходит после 19 ч.; в самый короткий день восходит после 7 ч., а заходит почти в 17 ч. Семь дней составляли седмицу. Первые шесть дней не имели особенных названий, а седьмой день называли субботою (покой, неделя, нерабочий день). Субботою или неделей называлась иногда и вся седмица. Прочие праздники евреев распределялись также по семеричному числу 260 Четыре седмицы составляли один месяц. Месяцы начинались с появления серпа молодой луны и были в 29 или 30 дней. Только некоторые месяцы имели свои названия, напр., первый весенний месяц назывался авив, месяц колосьев. Месяц авив соответствовал второй половине марта и первой половине апреля. К 12-и месяцам прибавлялся от времени до времени 13-й 261 Евреи первоначально называли седьмой месяц афаним (месяц текущих, невысыхающих рек), а после плена стали называть тисри. Он соответствовал второй половине сентября и первой половине октября 262 Если кто не мог совершить Пасху в этот день, то должен был совершить малую пасху вечером 14-го дня второго церковного месяца 263 Горькие травы (дикий латук и другие) евреи должны были употреблять в память горькой жизни в Египте, а опресноки, кроме этого, еще в память поспешного выхода из Египта, когда они не успели приготовить себе кислого хлеба 264 Через обряд потрясения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

с. 88. Третий Час: шесть молитв: «Молитва III-ro часа»=«Тритоекти» Барб. 336 и Син. 957 (Дмитр. 9). –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва главопреклонная». Шестой Час: шесть молитв «молитва VI-ro часа»=Барб. 336. «Молитва 1-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 2-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 3-го антифона»=«Тритоекти» Барб. 336. «Молитва отпуста или прошений»=Барб. 336. «Молитва главопреклонная»=Барб. 336. Девятый Час: шесть молитв «Молитва IX-ro Часа»=1-я верных «Тритоекти» Барб. 336. –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва отпуста после ектении, т.е. прошений». «молитва главопреклонная». Из данных этой рукописи можно было бы вывести, что «Великие Часы», или « Царские Часы», совершаемые в настоящее время в те же дни, па которые указывает рукопись, являются пережитком Песненного последования в службе палестинского Часослова, находящегося в употреблении ныне 297 . Обращение к молитве из «Тритоекти» для того, чтобы достигнуть в каждом из четырех Часов цифры шесть, указывает, что эта служба не была больше в употреблении. Нигде также не появляется в кодексе служба Полуночи. Сама «Паннухис » с одной только молитвой должна была быть ничем другим, как Повечерием, или тем, что называется сегодня «параклисис» или Молебен. При первом сличении этих шестнадцати источников, мы можем констатировать прежде всего то, что Песненное последование Малых Часов практиковалось везде: в Южной Италии (нн. 1, 2, 3), в Константинополе и окрестностях (нн. 4, 5) и в Палестине (нн. 9, 10 и, может быть, н. 11), и это – с VIII-ro по XI-XII вв. Взятие Константинополя крестоносцами 298 дало возможность палестинскому монастырскому Часослову, принятому Студитами, заменить Песненное последование даже в мирских церквах. Начиная с XII-ro в., исключая некоторые архаизированные случаи (нн. 6, 7, 8), Малые Часы исчезают из Евхология, остаются только «Паннухис» (нн. 12, 13, 16), «Тритоекти» (н. 13), служба Полуночи (н. 13) и Часы – три дня в год (н. 16). Шестнадцати рукописей, без сомнения, недостаточно, чтобы сформулировать теорию по вопросу столь обширному по времени и пространству, но, не обладая другими рукописями, мы все же осмеливаемся предложить ее как гипотезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестой час – краткое церковное богослужение, совершаемое в 6-й час дня, соответствующий нашему 12-му часу пополуночи, т. е. полдню, совершается он особенно потому, что в это время Христос Господь распят был на кресте, а потому первые два псалма сего часа изображают возстание иудеев, искавших души Господа, дабы умертвить Его, вольное Его принесение Себя в жертву ( Пс.50,8 ), предательство Иуды ( Пс.54,14,15 ). И точно, иудеи в 6 часов (по-нашему в 12) распяли Иисуса Христа на кресте, опечалили Его поруганиями и укоризнами и со гневом враждовали на Него, и во время распятия трепет был по всей земле, и тьма покрыла ее и проч. (Нов. Скр. стр. 146) – При Богослужении 6-го часа иерей да размышляет, сказано в Служебнике, како Спаситель наш, неся крест Свой, к пропятию веден бысть, и како немилостиво четырьмя гвоздями на крест люте пригвожден на Голгофе, и посреде двою разбойник распят висяще, и како воины разделиша ризы Его себе, как мимоходящие ругахуся Ему, и разбойник с Ним висящ хуляше Его, како тьма бысть по всей земли. (Изъясн. Богосл. Свирелина). Тропарь 6-го гласа, поемый во время св. Четыредесятницы и выражающий содержание и значение этого часа: „Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас“. По-русски: „Ты, который в шестой день (недели, т. е, в пяток) и в шестом часу пригвоздил на кресте дерзновенный грех Адама (совершенный) в раю, разорви запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.“ Кондак 6-го часа. „Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречисти Твои руце простерл еси, собирая вся языки зовущия: Господи, славаТебе“. По-русски: „Ты совершил спасение среди земли, Христе Боже, распростер на кресте пречистые Твои руки, собирая все народы зовущие: Господи, слава Тебе.“ Шлем – воинский древний головной убор, защищающий голову от ударов неприятельского меча и проч. Это особенным образом сшитое из черной шерстяной материи покрывало на монашескую камилавку, иначе клобук (см. это слово). Э

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

§ 97. Четвёртая стихия? Внешний образ действий служащих: входы, выходы, освещения, каждения, облачения и пр. § 98. Как пользоваться огромным материалом Утреннего Богослужения? 1) Избирать особенно нужное и важное для слушателей именно наших; 2) изъяснять главное – мысль догматическую, нравственную, историческую; 3) некоторые предметы относить к литургийным; 4) вместо форменных бесед делать перечень в систематическом порядке. XVII. О дневном Богослужении А. Часы и Междочасия § 99. Общее содержание? 1) День естественный – проповедник славы Божией в мире видимом – через творение и промышление; 2) день Христианский – явление той же славы через искупление; 3) день каждого человека – вид новой жизни. Отсюда в Часах Междочасиях: а) великие дела Божия в мире вообще; b) в мире Христианском; с) потребности и образ жизни Христианской. Всё это главные темы. § 100. Первый Час и Междочасие? Темы: 1) вечность Божия, краткость жизни человеческой (2 Пс. 1-го часа); 2) чудеса творения о Промысла Божия в природе (2 и 3 Пс. междоч.); 3) участь нечестивых, упование благочестивых, чудеса Промысла Божия в судьбе человека и целых народов (1 Пс. Час. и Междоч.); 4) характер добродетельного (3 Пс. Ч.); 5) Потребности жизни изложены в молитвах; 6) кроме сего, как Полунощница напоминает нам молитву Господа в саду Гефсиманском, Утреня приведение к Анне и Каиафе и пр. так первый Час представляет искупителя, ведомого от Каиафы в претор и пр. § 101. Третий Час и Междочасис? Общие мысли те же что в 1-м Часе. Отличие: а) поскольку с изменением часов дня переменяются потребности жизни, то и псалмы направлены к этому изменению; 6) напоминание о страданиях Господа от времени осуждения до исшествия на Голгофу; с) сошествие Св. Духа на Апостолов. § 102. Шестой Час и Междочасие? Главный предмет – Спаситель на Кресте; отсюда Псалмы указывают: а) на предательство Иуды ( Пс.54:13 ); b) на буйство и ненависть Евреев; с) на землетрясение и мрак от 6-го до 9-го ( Пс.54:6 ); d) победу над смертью и адом; е) содержат внутреннюю историю чувств Искупителя на Кресте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

§ 72. Из «суточных служб», как служб предуготовительных к «обедне» и потому всегда 140 ее предваряющих, часы третий и шестой непосредственно соединяются с «обедней Златоустого», то же всегда ее предваряя; а сама «обедня», главным образом, слагается из двух частей: литургии предуготовительной, во время т. е. которой приготовляются: вещество для таинства и верующие к принятию таинства, и литургии тайнодейственной, или собственно обедни, когда т. е. действуется, совершается самое таинство Тела и Крови Господней и когда верующие приступают к этому великому таинству и благоговейно вкушают от него. Впрочем, так как «приготовление вещества к таинству», или так называемая проскомидия 141 , по большой части, совершается во время отправления «3-го и 6-го часа» и даже иногда наперед их; то эта часть обедни и изложится у нас вместе с часами 3-м и 6-м. а) Третий и шестой часы, и проскомидия Краткое замечание о «третьем и шестом часе» § 73. «Третий» (а по нашему счислению – 9-й) час дня в истории нашего искупления, как известно, с одной стороны был ознаменован чудесно – дивным сошествием на Апостолов Духа Всесвятого, с другой – был именно тем временем, когда над Спасителем нашим начался неправедный суд у Пилата; а в 6-м (т. е. 12-м) часу 6-го дня (седмицы) Спаситель был распят на кресте, за грехи всего рода человеческого. Для постоянного напоминания верующим о времени столь спасительно – великих, но и страшных событий в истории человеческого спасения, и установлены у нас службы третьего и шестого часа, которые своим назначением, псалмами и другими различными молитвословиями, более, или менее, и напоминают нам эти великие события. – Обыкновенно часы, всегда 142 и все 143 , читаются на клиросе, и в то время, когда пришедшие к обедне слушают их, в алтаре священником совершается (если только прежде часов не бывает совершена) проскомидия. Просфоры и вино для проскомидии. § 74. Для совершения «проскомидии», как священнодействия «предуготовительного к таинству Тела и Крови Господней», необходимы просфоры 144 и вино красное 145 . Собственно для таинства необходима одна просфора; но у нас, чтоб во время «проскомидии» удобнее совершить различные знаменательные действия и молитвы, обыкновенно употребляют пять просфор; а «вино», в воспоминание того, как из прободеного у Господа, на кресте, ребра, истекли кровь и вода, соединяется с водою, которая, при этом, ослабляет и естественную силу вина. Сущность и начало проскомидии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

99 . Прежде всего безмолвствующий основанием для построения на нем безмолвно своих действий должен иметь пять следующих добродетелей: молчание, воздержание, бодрствование, смирение и терпение. Богоугодных же занятий три: псалмопение, молитву и чтение, а если болен, то и рукоделие. Названные добродетели не только обнимают все [прочие], но и входят в состав одна другой. [Безмолвнику] с утра следует пребывать в воспоминании о Боге, в молитве и безмолвии сердца и первый час терпеливо молиться; затем второй [час] – читать, третий – петь, четвертый – молиться, пятый – читать, шестой – петь, седьмой – молиться, восьмой – читать, девятый – петь, за десятым подкрепиться пищей, за одиннадцатым – отдыхать, если сказывается нужда, а в двенадцатый [час] петь вечерню. Так добродетельно проходя дневной путь, угождает он Богу. 100 . Подобно пчеле, надлежит полезнейшее собирать со всех добродетелей. Так, взимая с них помалу, [можно] образовать [в душе] огромное собрание добродетельных проявлений, из которых к душевной радости вырабатывается мед премудрости. 101 . Если желаешь, послушай, как легче перейти промежуток ночного времени. Ночное бодрствование имеет три порядка: для новоначальных, средних и совершенных. Первый [устав] назначает 147 половину ночи спать и половину бодрствовать, с вечера ли до полуночи или с полуночи до утра. Второй [устав] предписывает 148 с вечера один или два часа бодрствовать, затем четыре часа спать и пробуждаться к утрене, а петь и молится до утра часов шесть. Первый час [дня] следует петь и сидеть, безмолвствуя, как [выше] сказано. Далее надобно соблюдать порядок указанных занятий по часам 149 или постоянно хранить непрерывную молитву, привычка к которой упорядочивает человеческую жизнь. Наконец, третий [устав] заключается во всенощном стоянии [на молитве] и в бодрствовании. 102 . Теперь скажем и о пище. Около фунта хлеба достаточно всякому вступившему в подвиг безмолвия. Нерастворенного вина [можно] пить по две чаши, воды – по три, а из съестных припасов, какие найдутся, [позволительно] употреблять не столько, сколько прихотливо требует природа, но пользоваться [нужно] с самоограничением 150 лишь предоставляемым Промыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

В других случаях, напротив, замечается лишь простое внешне-механическое, чисто-формальное соединение 12-типсалмия с часовыми последованиями. А так как в египетских монастырях чин 12-ти псалмов приурочивался или к вечернему, или же к ночному времени, то и в системе часовых служб он – с одной стороны – приурочивается к ночи, образуя особое «последование ночи», или «ночные часы», – с другой же стороны – примыкает к дневным часам, в виде особых «почасий», или междочасий. При этом 12-типсалмие первоначально ставится в полное соответствие с 12-ю часами дня и ночи, и таким образом получается система 24-х суточных однопсалмных служб. Но с течением времени, под влиянием трипсалмных часов, чин 12-ти псалмов точно так же подразделяется на трипсалмия, из которых каждое приурочивается к определенному часу дня или ночи. Однако, вследствие соединения чина 12 псалмов с системой часовых служб, число дневных и особенно ночных последований возросло настолько, что выполнение их становилось доступным разве только обителям неусыпающих. Явилась необходимость сократить количество служб. С этою целью 12 дневных псалмов, образовавших почасия, отнесены были к одиночным, келейным службам; ночной «чин 12 псалмов» в свою очередь выделился в особое келейное последование, а избыток тропарей, нашел себе место на утрене в качестве «седальных» и «троичных». Так перерождался и частью вырождался чин 12-ти псалмов, в свое время несомненно оказавший громадное влияние на выработку суточных служб, а теперь превратившийся в малоизвестное келейное правило. II. Многопсалмные часы 4. В Египте Б. А. Тураев перевел и издал «Часослов эфиопской церкви», являющийся в свою очередь переводом с коптского, сделанным, по заключению В. В. Болотова , в первой половине XIV века 183 . Этот копто-эфиопский Часослов, или – по подлиннику – «книга молитвы часов», заключает в себе несомненно очень древний и весьма любопытный состав суточных служб. Расположены они в таком порядке: первый час, третий, шестой и девятый, вечерня, повечерие и, наконец, полунощница с утреней, или молитвой в третий час ночи, и молитвой при пении петуха. Шесть первых служб, до повечерия включительно, отнесены к дневным службам, а остальные три – к ночным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Сегодня утром на радио " Свобода " , наговорил сразу четыре скрипта… Потом несусь в семинарию: заседание Scholarship Committee , а затем прием студентов все по тому же несчастному делу [ " экзорциста " ] Н.Н. Сейчас (шестой час), придя домой, пишу все это просто чтобы " отдышаться " и отдалить момент чтения (мучительного для меня) груды сочинений… Понедельник, 31 января 1977 Тридцать четыре года со дня свадьбы! Как хорошо помню серый, ветреный парижский день и как мы втроем – папа, мама и я – шли пешком на rue Daru. И тоже канун этого дня, когда под вечер, с Льяниным чемоданом, я долго ждал автобуса на углу rue de Suvres. Благодарность Богу. Сан-Франциско Четверг, 3 февраля 1977 В мотеле в Saratoga. Прилетел вчера в три часа дня в Сан-Франциско. Почти пустой аэроплан. Прочел в связи с субботней лекцией " Сердце смятенное " М.Курдюмова (о Чехове). Встречали о.Г.Бенигсен и о.Сергий Глаголев, с которыми сидели час, обсуждая здешнее церковное положение. Едем через Сан-Франциско, залитый послеобеденным солнцем, бесконечно красивый и праздничный. Ужин у Оли Раевской, разговоры, как всегда, о литературе, о " третьих " и т.д. В восемь часов лекция в Graduate Theological Union, много народу, старые знакомые… В семинарии два последних дня исключительно суетные заседания с владыками и т.д. Твердо решил по возвращении обсудить свое положение: дальше в такой суматохе жить невозможно… Недели за неделями без возможности работать. Опять пропускаю очередной " Вестник " … Саратога. Пятница, 4 февраля 1977 Целый день в Саратоге у Бенигсенов. Вечером лекция " Spirituality: an Orthodox Perspective " , около восьмидесяти человек! Как всегда, радостно видеть " своих " : о.Войчик, о.Прокурат, о.Глаголев, о.Гизегти… Ужин с " диссидентами " : [новоприезжий] Виктор Соколов и его жена [американка]. Очень интересные рассказы. И все же, слушая его, думал: как трудно узнать и почувствовать всю картину того, что делается " там " … Днем в мотеле читал Michel Foucault, первый том его " Histoire de la sexualimй " . To же чувство, что и при чтении [его] " Mots et choses " : бесконечно умно, блестяще и, по всей вероятности, частично верно. Но как-то ненужно, рядом, не о том… Автор блестяще анализирует и " разоблачает " . Но неизвестно, во имя чего он это делает или, проще, для чего ? Что-то предельно безблагодатное и потому безрадостное, подавляющее… Все та же игра ума. Слепая игра в мире, в жизни – власти и отказа. Ни та, ни другой при этом тоже не знают, во имя чего и для чего они действуют…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Господи! в третий час Своим апостолам ниспославший Пресвятого Твоего Духа, Того Ты, Милосердный, не отними от нас, но обнови нас молящихся Тебе. На шестом часе. по-русски: Иже в шестой день же и час на крест пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! в шестом часу шестого дня пригвоздивший ко кресту грех, по дерзости сделанный Адамом в раю, раздери рукописание и наших грехов и спаси нас. На девятом часе. по-русски: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование. Христе Боже, и спаси нас. Христе Боже! В девятый час вкусивший плотию смерть из-за нас и для нас (нас ради), умертви мудрование нашей плоти и спаси нас. На конце каждого часа произносится, сопровождаясь земными поклонами, краткая, но умилительная молитва святого Ефрема Сирина (в 5-м в.), которую следует христианину для его нравственного усовершенствования постоянно помнить и произносить на всяком месте, при обуревании души той или другой страстью. Вот она: „Господи и Владыко живота моею! Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия (пустословия) не даждь ми.» „Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми рабу Твоему. « „Ей (о!) Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков.» Господи воззвах. По окончании часов начинается вечерня словами диакона: „Благослови Владыко!» На вечерни, как обыкновенно, после ектений бывает пение: „Господи воззвах»! Во время пения „Господи воззвах!» и стихир, святые – преждеосвященные дары благоговейно переносятся из ковчега с престола на жертвенник. Вход с кадильницею, – Паремия. – «Свет Христов просвещает всех». После этого бывает вход из северных дверей в царские врата с кадильницею без евангелия, а иногда и с евангелием, если когда 2 положено бывает чтение его на литургии преждеосвящённых даров. По входе начинается чтение чаще всего двух, так называемых „Паремий«, т. е. исторических, и назидательных отделов из ветхозаветных книг. По прочтении первой паремии, отворяются царские двери; и диакон, обращаясь к священнику, возглашает: повелите, т е. предстоящим пасть ниц. Священник, взяв обеими руками кадильницу и подсвечник со свечою, стоит пред престолом и творит крестное знамение, говоря: Премудрость! Прости! возбуждая этими словами предстоящих к особенному вниманию. Вслед затем, обратясь на запад к народу, священник произносит: „свет Христов просвещает всех», тогда, когда все христиане уже приклонились ниц к земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

2:18). По наступлении этого часа Господь не призовет работников в виноградник, но придет воздать каждому плату по делам Его, как говорит: «Се, приду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Откр. 22:12). Поэтому да надеется получить плату Божественного воздаяния тот, кто до окончания дней нынешнего века достойно трудится в винограднике Господнем. Ибо дело это есть не что иное, как истинное обращение сердца: но он обращается к Богу, как должно быть, в чем он есть, как говорит Апостол, ибо это вера, действующая милосердием. Так и эту разницу часов следует принять с достоинством, ибо это, как мы сказали выше, различие веков мира. Однако неслучайно в этой разнице часов можно принять и возраст каждого человека: так что возраст человека доходит до конца детства, то конец детства завершает третий час, конец молодости завершает шестой, конец зрелости завершает девятый, дальше завершается одиннадцатый, и после этого старость приближается к концу всего дня. Поэтому, в каком бы возрасте нынешней жизни каждый нечестивый человек не обратился к Богу всем своим сердцем, он тотчас же получит прощение всех своих прошлых грехов. 19. Но кто сможет найти в Евангелии возможность научить после конца дня каждого работника, призванного в виноградник, тот будет достойно надеяться и самым верным образом предсказывать, что каждому неправедному, не обратившемуся в нынешнем веке, будет предоставлена возможность за доброе дело или благодать прощения в будущем веке. Равным образом, кто покажет кому-нибудь до конца дня динарий, данный по повелению Господню, для работы в виноградника до конца дня, тот будет достойно и справедливо надеяться, что до конца в настоящей жизни ему будет даровано Царство Небесное по милости Господней. Если же тот, кто упражнялся благочестивым трудом во время дневной работы в винограднике, получал плату лишь после окончания дня; и мы, если хотим достичь хотя бы гроша вечной жизни, будем трудиться в винограднике сейчас; и не будем презирать авторитета Призывающего, если не хотим быть исключены из щедрости Вознаграждающего.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010