Богослужения, совершаемые в течение суток, включают вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы: 1й, 3й, 6й и 9й. Эти службы соответствуют различным временам дня и ночи; совершая их, Церковь освящает жизнь верующих в течение каждых суток. Псалмопевец восклицает: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс 118:164 ). По словам святителя Симеона Солунского , «молитвенных времен семь, по числу даров Духа, так как священные молитвы Духом и поданы. Они суть следующие: полунощница, утреня вместе с первым часом, третий час, шестой, девятый, вечерня и В настоящее время ни в приходских храмах, ни в монастырях не бывает семи отдельных богослужебных собраний в сутки. Согласно уставу, службы суточного круга объединяются вместе в два, три или четыре ежедневных богослужения. 1й час обычно присоединяется к утрене, 9й час предшествует вечерне, а 3й и 6й часы совершаются перед литургией. Вечерня и утреня, согласно уставу, в некоторых случаях соединяются в одно богослужение, называемое «всенощным бдением». В особых случаях утреня присоединяется к литургии или литургии предшествует вечерня. В приходских храмах, как правило, богослужения совершаются утром и вечером. В монастырях может быть добавлено второе вечернее богослужение после трапезы, что соответствует укладу монастырской жизни. Вечером, по окончании трудового дня, братия собирается в храме, где совершаются 9й час и вечерня; затем происходит вечерняя братская трапеза и после нее совершается повечерие («служба после ужина»), по завершении которого монахи расходятся по кельям для ночного отдыха. Встав еще затемно, они вновь собираются в храме на полунощницу, после которой совершаются утреня и 1й час. Затем, по прочтении в храме 3го и 6го часов, совершается Божественная литургия. Богослужения суточного круга раскрывают молящимся тайну спасения во Христе. Каждое из этих богослужений символически соотносится с теми или иными событиями спасительного Домостроительства Божия: полунощница — с Гефсиманским молением Спасителя и с Его Вторым Пришествием; утреня и первый час — с неправедным судом над Господом; третий час — с сошествием Святого Духа на апостолов; шестой час — с распятием Христа на Кресте; девятый час — с предсмертными муками и смертью Спасителя; вечерня — со смертью и погребением Господа Иисуса Христа; повечерие — с сошествием Его пречистой души во

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Утреня , если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее: 1-й час ≈ 6 часов утра; 3-й час ≈ 9 часов утра; 6-й час ≈ 12 часов дня; 9-й час ≈ 15 часов дня. Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3, 1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10,9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой часшествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В этом смысле нам представляются замечательными два евхология: евхологий монастыря Спасителя в Мессине и евхологий монастыря Патириона Россанского в Калабрии: Бодлеан Auct. Ε 5.13 (Мессинского монастыря Спасителя) имеет общее с Барб. 336 только в отношении Вечерни (тип Е) и Утрени (тип Ав). Ряд молитв «часов дня» (на л. 181) предполагает, по-видимому, службу совершенно монастырскую; вот они: Первый Час=«Святого Василия» из Коален 213 « другая»=из Первого Часа Коален и Г β I и из Син. 958 Третий Час=не известна, как и следующие «другая» Шестой Час Для причастия После причастия Девятый Час Вечерня=ср. [IX], или молитва 1-го малого антифона, см. гл. II, с. 34 и 48, а также гл. VII, стр. 266. Ночная «вместо Повечерия» «другая» В начале Полуночи «другая» В конце Утрени Св. И. Златоуста (причастие). Из Типикона этого же самого монастыря, где в общем описывается порядок Часов (напр., 24 декабря, среда Сыропустная, 1-й понедельник Великого Поста и т.д.), известно, что священник произносил молитву в то время, когда, община склоняла головы или становилась на колени. Этот ряд молитв действительно мог очень хорошо входить в рамки Часослова, лучше, впрочем, чем молитвы Вечерни или Утрени той же рукописи, как мы это уже отметили (гл. III, прим. 12). Ватикан 1970 (Патирион) содержит чинопоследование очень близкое к таковому из Барб. 336, как мы увидим ниже и, кроме того (на листе 135, после Третьего-Шестого Часа и четырех молитв перед и после отдыхом), ряд молитв того же типа из предыдущей рукописи: В начале Утрени В отпусте Утрени В конце Утрени Другая утренняя Первого Часа=Син. 962 (Дмитр. 66) Третьего Часа=Син. 962 (Дмитр. 66) Шестого Часа­ Син. 962 (Дмитр. 67) Девятого Часа=Син. 962 (Дмитр. 67) Молитвы четырех Часов, следовательно, соответствуют молитвам Син. 962, которые являются также шестой молитвой Четырех Часов (типа Барб. 336) Син. 958. Странно, что не встречается совпадений с молитвами из евхология монастыря Спасителя, как можно было бы этого ожидать. Мы не можем делать окончательных выводов по поводу этих «дополнительных» молитв, которые Коален.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вслед за последним благословением священника читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения. Как мы уже говорили, главная мысль утрени – радостное сознание верующих, что каждый, кто соединится с Христом, спасется и воскреснет вместе с Ним. По мысли Церкви соединиться с Христом можно только с чувством смирения и сознания своего недостоинства. Поэтому Всенощная не заканчивается торжеством и радостью утрени, а к ней присоединяется еще третья часть, третье богослужение – Первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу. Кроме Первого часа, в суточном богослужебном круге Православной Церкви еще три часа: Третий и Шестой, которые вместе читаются перед началом Божественной Литургии и Девятый час, читающийся перед началом Вечерни. С формальной точки зрения, содержание часов обуславливается подбором материала, имеющего отношение к данному часу дня. Однако, мистическое, духовное значение часов совершенно особое, так как они посвящены воспоминанию различных стадий страстей Христовых. Дух этих служб всегда сосредоточенно-серьезный, с великопостно-страстным отпечатком. Характерным для часов является преобладание чтения над пением, чем они тоже роднятся с богослужениями Великого Поста. Тема Третьего часа – предание Спасителя на поругание и избиение. С Третьим часом соединяется и другое новозаветное воспоминание – Сошествие Святого Духа на Апостолов. Кроме того, в Третьем часе мы найдем моление о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом и покаяние, выраженное в 50м псалме «Помилуй мя Боже», который читается на третьем часе. Богослужебный Шестой час соответствует тому часу, когда Христос был распят и пригвожден ко кресту. В Шестом часе, как бы от лица молящегося, выражается горечь от воинствующего зла в мире, но в то же самое время и надежда на Божью помощь. Эта надежда особенно сильно выражена в третьем по счету псалме этого часа, 90м, начинающемся словами: «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится». Девятый часчас, когда Христос на кресте даровал разбойнику рай и предал Свою душу Богу Отцу, а затем воскрес из мертвых. В псалмах Девятого часа уже слышится благодарение Христу за спасение мира.

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

Первый час состоит из трех псалмов и нескольких молитв. В третьем псалме описывается образец той ежедневной жизни, какая свойственна всем праведникам. Оканчивается первый час благодарственною песнею в честь Божией Матери и отпустом священника. У иудеев весь день по времени разделялся на четыре части; начало каждой части дня положено было освящать молитвой. Молитва каждой части дня называлась часами. Часы первый, третий, шестой и девятый считались главными. Первый час соответствовал нашему шестому часу утра, третий час – девятому утра, шестой – двенадцатому дня, а девятый – третьему часу пополудни. Служба третьего часа напоминает нам сошествие Св. Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Служба шестого часа – распятие Господа Иисуса Христа. Служба девятого часа – смерть Иисуса Христа. Общая мысль утреннего Богослужения есть та, что Богослужение второй и третьей части всенощной указывает нам на сошествие Спасителя на землю. Во время этих Богослужений воспоминаются: Рождество Христово, явление ангелов пастухам Вифлеемским, явление ангелов мироносицам после Воскресения Христа и явление Иисуса Христа после Воскресения. Для беседы с учащимися: Что означает вынос Евангелия на средину храма? Что называется каноном? Что напоминает пение канона? Что называется стихирами на хвалитех? Какими словами начинается великое славословие? Какие ектении произносятся после великого славословия? Где священник произносит отпуст? Чем оканчивается вторая часть всенощной – утрени? Какой краткий порядок второй части всенощной – утрени? Почему ко всенощной присоединяется чтение первого часа? Что называется первым часом? Из чего состоит первый час? Чем оканчивается первый час? Что называется часами? Каким часам соответствуют первый, третий, шестой, девятый? Что нам напоминают службы этих часов? На что указывает Богослужение второй и третьей части всенощной? Что воспоминается во время этих богослужений? Какая общая мысль утреннего богослужения? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Часы – греч. ораи); 1) какое-либо церковное богослужение суточного цикла ([литургический или канонический] час; отсюда название книг, которые содержали соответствующие чинопоследования: «Часовник» или «Часослов» (Орологий), «Литургия Часов»). Поэтому литургисты склонны вводить уточняющую терминологию, разделяя богослужение суточного цикла на «большие часы» (Утреня и Вечерня – самые длительные) и «малые часы» (все другие); 2) слово «часы» используется в значении одной из так называемых «временных служб», а также богослужений суточного цикла, которые занимают время между «большими часами» (постоянными для большинства литургических обрядов является Час третий – около 9 часов утра, Час шестой – около полудня и Час девятый – около 15 часов дня; иногда к ним добавляются Час первый – около 6 часов утра, Час двенадцатый – «середина ночи», около полночи и др.); 3) на античный манер время определяли по «стражам ночи», когда в течение ночи происходили четыре смены караула (их продолжительность менялась в зависимости от времени года), и ночь соответственно разбивалась на четыре отрезка, которые носили название: «первая стража ночи», «вторая стража ночи» и т. д. Кроме того у ромеев день и ночь делились на 12 часов (ора), но это были так называемые «часы, соответствовавшие обстоятельствам», «повременные», неравные, поскольку их длительность ситуативно менялась в зависимости от времени восхода и захода солнца (см.: гномон). Отсчет дня начинался примерно с 6 часов (по современному исчислению). Понятие минуты – «малости» (лепты), тоже было, но оно не соответствовало современным минутам. Чекалова Александра Алексеевна – видный советский и российский византинист последней четверти ХХ – начала XXI вв., доктор исторических наук, ведущий сотрудник отдела византиноведения Института всеобщей истории Российской АН. Особенно углубленно занималась проблемами истории Византии раннесредневекового периода, переводчик и издатель сочинений Прокопия Кесарийского. Чембало – см.: Балаклава. " Черепаха» – см.: хелон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для человека Библии была сама собой разумеющейся как регулярная личная молитва , так и молитва общинная или участие в богослужении. Даниил преклонял колена трижды в день и молился Богу (обратившись к Иерусалиму, ибо он был в вавилонском плену) 226 . Это было, должно быть, повсеместным обычаем среди благочестивых евреев. Псалмы изобилуют подобными упоминаниями. Излюбленным временем для молитвы было раннее утро 227 ,вечер 228 и ночь 229 как самые спокойные части суток. Как мы видели, и Христос предпочитал именно это время, чтобы удаляться для одиночной молитвы. Обычай молиться трижды в день, то есть утром, в полдень и вечером 230 , или в третий, шестой и девятый час, был правилом уже для первых христиан. 231 . Древние отцы следовали по стопам самих апостолов, которые, в свою очередь, были просто верны еврейскому обычаю, как показывает пример Даниила. Вот что писал, например, Тертуллиан между 200 и 206 годом: О временах молитвы ничего иного не предписано, кроме как молиться «во всякое время» 232 и «на всяком месте» 233 234 . Тертуллиан , истолковывая выражение «на всяком месте», говорит, что его следует понимать, сообразуясь с возможностью и необходимостью, чтобы не оказаться в противоречии с Мф.6:5 затем пишет: Что же касается времени молитвы, то не будет излишним внешнее соблюдение известных часов – тех, разумею, общественных часов, которые обозначают промежутки дня: третий, шестой, девятый, которые и в Писании указаны как самые важные. Дух Святой в первый раз сошел на собравшихся учеников в час третий 235 . Петр в тот день, когда в некоем сосуде ему было послано видение общности между евреями и язычниками, в час шестой взошел на верх дома для молитвы 236 . Он же с Иоанном в час девятый входил в церковь , где возвратил здоровье паралитику 237 . Действительно, Тертуллиан не видит в этом апостольском обычае никакого принудительного предписания, однако он считает полезным придать времени, отведенному для молитвы, «устойчивую форму». Христианам, «за исключением, понятно, обычных молитв, которые без какого-либо увещания надлежит творить при наступлении дня и ночи», следует молиться «ежедневно не менее трех раз, будучи должниками Троих – Отца, Сына и Святого Духа» 238 . Тем самым мы будем приступать к молитве пять раз в день, что и по сей день сохраняется у учеников Магомета.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

свящ. Николай Оглоблин Отделение первое: о Богослужении общественном каждодневном, или суточном Назначениие, время отправления и исчисление каждодневных служб церковных § 42. Каждодневные седмичные службы, сверх общего своего постоянного назначения – прославлять, и, для облаженствования человека на земле и на небе, умилостивлять Триединого Бога, имеют еще, соответственно каждому дню седмицы, и особенные частные назначения: так, в неделю они назначаются для прославления Воскресения Христова; в понедельник – для восхваления всех Ангелов, во вторник – Предтечи и прочих ветхозаветных пророков, в среду – креста Господня, в четверток – св. Апостолов, и, в лице Николая чудотворца, всех св. святителей Христовых; в пятницу – опять Креста и вообще страданий Спасителевых; в субботу – всех святых и Пресвятой Богородицы, прославляемой, при том, и ежедневно 51 . А в разсуждение того, или другого времени дня, или, вернее, дня и ночи вместе, службы эти, как непрерывное и необходимое ежесуточное Богослужение, занимают и освящают собою все более важные, или знаменательные часы в сутках, и, сообразно с таким своим назначением, располагаются след. образом: пред наступлением вечера бывает вечерня, вечером – повечерие, в полночь – полунощнща, утром – утреня, в первый церковвый час дня 52 – первый час, в третий – третий час, в шестойшестой час, в девятый – девятый час; между службами шестого и девятого часа (иногда, хоть весьма редко, и после этого последнего), в рязличные часы дня, отправляется самая важная и самая священная общественная служба – Божественная литургия, или обедня, для которой собственно совершаются все исчисленные сейчас каждодневные службы и которая, таким образом, составляет истинное средоточие и главную внешнюю цель всего суточного общественного Богослужения. – Для облегчения молящихся и для большей знаменательности, или торжественности самого Богослужения, перечисленные каждодневные службы, по большой части, переставляются, с своих урочных часов, на другие различные и соединяются, между собой, по нескольку вместе, именно: «девятый час и повечерие», большей частью, соединяются «с вечернею»; «полунощница и первый час – с утренею»; а «третий и шестой часы» почти постоянно читаются пред самой «обеднею», так что все суточное общественное Богослужение отправляется в три срока, и из него, вследствие такого распорядка, собственно образуются: Богослужение вечернее, Богослужение утреннее и наконец – обеденное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Утреня — богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.     Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7-му часу утра по нашему счислению, Третий час 9-ому часу утра, Шестой час 12-ти часам дня и Девятый час 3-ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час — крестная смерть Его.     Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.    В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010