238 (Ст. 8). Фараон не смеет даже ответить гневному Моисею, не смотря на то, что он сам за несколько минут пред этим грозил ему смертию (28 ст. X главы). Величественный вид Моисея, борющегося противу Фараона, чрезвычайно привлекателен. 239 (Ст. 2). Месяц Авин (впоследствии Низан), месяц новых колосьев, соответствующий марту-апрелю. До этого приказания, год начинается месяцем Тисри (сентябрь). Ворочем, гражданский год всегда начинался месяцем Тисри (седьмой месяц от Низана), даже для семилетнего и 50-ти летнего юбилея, как видим из кн. Левит (XXV, 9, 10). Месяц Авин служил началом священного года, и по нем рассчитывались праздники и религиозные церемонии. Заметим, что до пленения Вавилонского, Евреи называли месяцы ио порядку: первым, вторым-и т. д. Лишь после пленения Вавилонского они приняли названии месяцев от Халдеев, как впоследствии они придерживались греческого разделения года (Фл. Иос. III, 10). Месяцы у Евреев были Египетские, по тридцати дней в каждом, и с прибавлением пяти дней в месяце Елуле, так что у них год был солнечный, хотя религиозные церемонии определялись иногда по лунному течению. По прошествии 120 лет прибавлялся добавочный месяц, тогда уже, когда счисление, передвигалось на 30 дней. (Dom. Calmet, Dict. de la Bible). 240 (Ст. 3). Агнец избирался за четыре дня до Пасхи и исхода, вероятно, чтобы он был избран с должным тщанием, и притом весьма вероятно, что стада с пастухами, по приказанию Моисея, уже начали выкочевывать ранее исхода самого народа и стягиваться к пункту, назначенному Моисеем. Над стадами не моглобыть такого надзора в степях, как за самым народом, жившем в поселениях. Очень быть может, что движение стад началось немедленно после избрания агнцев, т. е. за четыре дня до исхода. 242 (Ст. 6). Еврейское выражение, переданное словом вечер; буквально переводится: «между двумя вечерами» (так Кук, О. Герлах, Кнобель). О. Герлах говорит, что обычные Еврейские выражения полудни, вечера, утра, принимали двойственную форму и выражались словами: «между двух полудней», «между двух рассветов» и т. п. Вечер, по преданию, начинался от трех часов по полудни до заката солнца, и соответствовал тому времени, которое при Римлянах называли девятым часом (третий час соответствовал 9-ти час. утра, шестой-полудню). (Так Dom. Calmet). Мы в особенности остановились на этом предмете, потому что заклание прообразовательного агнца, «от котораго кость да не сокрушится», должно было происходить именно в тот час, когда великий Агнец, принесенный в жертву за человечество, кончал земную жизнь свою на кресте. Кук приводит слова Массия (André Massius † 1573 в Антверпене), комментировавшего кн. Иисуса Навина, и ссылку его на замечательное предание, сохраненное в Талмуде: предание говорило, что Мессия должен спасти Израиль в вечер наступления Пасхи и начала нового священного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После вавилонского плена день у евреев, как и ночь, делился на двенадцать часов (шаа), (ср. Ин. 11:9 ). По свидетельству Авзония, часы дня и ночи делились на четверицы, по три часа в каждой четверице, причем эти четверицы назывались в народном употреблении по главным часам: час первый, – третий, – шестой, девятый ( ρα; πρτη, τρτη, κτη, νντη). Возможно, что обозначение времени распятия и смерти Христа Спасителя дано по этим четверицам (ср. Мк. 15:25 ; Ин. 19и Мф. 27:46 ). Суточное время у евреев определялось наблюдаемым положением солнца на горизонте для дня и пением петуха для ночи. Отправляясь в путешествие и желая совершать утреннюю и вечернюю молитвы в установленные часы, евреи иногда брали с собою в дорогу, для определения времени, петуха. Но кроме этого были также механические способы определения времени. Так, в истории исцеления царя Езекии ( 3Цар. 20:10–11 ; Ис. 38:8 ) упоминается о «ступенях Ахаза». (маалот Ахаз), под которыми можно предполагать особый механизм, состоявший из обелиска и ступеней, на которые отбрасывалась солнечная тень обелиска, и имевший характер солнечных часов, устройство которых могло быть известно еврейским царям, благодаря их сношениям с ассирийскими и египетскими царями. Впрочем, этот механизм мог быть принадлежностью только царского дворца и едва ли получил народное употребление. Равным образом ни в Св. Писании, ни у Иосифа Флавия нет упоминания о том, что древние евреи употребляли для измерения времени клепсидру 88 , изобретение которой, по свидетельству археологов, было известно еще древним индейским мудрецам и которая после философа Платона получила широкое употребление у греков, особенно во время произнесения ораторских речей. Если основанием для определения суточной единицы времени дня и ночи у евреев служило наблюдение за кажущимся восходом и заходом солнца, и его движением по горизонту, то основанием для определения больших единиц времени, недели, месяца, года служило наблюдение за движением луны и периодических перемен в растительном царстве, связанных с временами года, а также воспоминание о разных событиях в жизни народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Келейное правило для пустынника следующее: с самого утра пребывать в воспоминании о Боге, в молитве и безмолвии сердца; терпеливо молиться час первый, затем второй читать, третий – петь, четвертый – молиться, пятый – читать, шестой – петь, седьмой – молиться, восьмой – читать, девятый – петь, за десятым подкрепиться пищей, одиннадцатый – спать, если сказывается потребность, а двенадцатый час петь вечерню. Так проходя дневной путь, пустынник угождает Богу. Ночью надо больше безмолвно молиться, чем петь. Продолжительность же отдыха зависит от душевных и телесных сил. Новоначальные могут спать половину ночи и полночи бодрствовать: либо с вечера до полуночи, либо от полуночи до утра. Средним – по силам бодрствовать с вечера один или два часа, спать часа четыре, затем петь и молиться на утрени часов шесть, даже до утра. Первый час дня следует петь и сидеть безмолвствуя, как сказано выше. Далее надо соблюдать порядок указанных занятий по часам или хранить непрерывную молитву, привычка к которой упорядочивает жизнь человека. Совершенные же всю ночь стоят на молитве. 4. Подвижничество Христианам следует подражать Христу, обнищавшему ради людей, чтобы обогатить их Царствием Небесным. Сам Господь сказал: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ). Это значит, что всегда надо быть готовым на исполнение заповедей Христовых. Возможности и условия спасения одинаковы в любую эпоху. Все уверовавшие и крестившиеся должны соблюдать заповеди Господа и, все исполнив, говорить: «Раби неключими есмы, яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лк. 17, 10 ). Заповеди христиане сохраняют, когда отвергаются всякого своего греховного желания и разумения, а отрицание их от сатаны означает оставление страстей и пороков, которые внушает диавол. Человек стоит посреди двух путей – правды и греха и сам выбирает свой путь. Святые ангелы и благочестивые люди помогают идти к Богу, в Царство Небесное, а демоны и лукавые люди ведут в вечную муку. Бог сотворил человека самовластным, и причиной его погибели является только направление воли. Диавол не может произвести в человеке греховное произволение или невольное неведение, но только внушает воспоминание зла.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Название их «самарянами» произошло от города Самарии в Палестине, где они поселены были. У евреев время считалось не так, как считается теперь у нас. Счет часов дня начинался у них с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй – восьмому, третий – девятому и т. д., шестой – двенадцатому, девятый – третьему по-полудни. Беседа Иисуса Христа с Самарянкою началась тем, что Он просил у Самарянки пить. При этом Самарянка удивилась, как это Он, будучи Иудей, просит пить у нее, Самарянки. Что за причина этого удивления? Затем в разговоре Иисус Христос сам вызывается дать Самарянке воду живую. Что это за вода? Самаряне, как мы уже сказали, были полуеврейской и полуязыческой веры, потому Евреи и презирали Самарян, считали их нечистыми, как язычников, даже не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянка думала, что под живою водою Иисус Христос разумеет свежую ключевую воду. Но Иисус Христос «живою водою» называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в Царствие Небесном, как Он Сам объяснил ей далее в разговоре. Затем в беседе с Самарянкою Иисус Христос указал тайну её жизни – её замужество за пятерыми мужьями, из чего она конечно узнала, что Иисус Христос не простой человек, а пророк, и предложила Ему разрешить следующий религиозный вопрос: " Отцы наши, – т. е. Самаряне, – покланялись на этой (находившейся близ колодезя, где происходила беседа) горе, а вы, – т. е. Евреи, – говорите, что... должно поклоняться только в Иерусалиме». Что это за вопрос? И каким образом Самарянка могла быть в замужестве за пятерыми мужьями? Самарянка могла быть в замужестве за пятью мужьями таким образом, что они все скоро, один за другими, умирали, а у Евреев к тому же был закон, что жену, оставшуюся бездетною, должен брать за себя в замужество брат или ближайший родственник умершего её мужа. (Наш христианский Закон позволяет не более троебрачия). Вопрос же, предложенный Самарянкою Иисус Христу, касался того, чье богослужение лучше и угоднее Богу: самарянское или еврейское, так как у Евреев с Самарянами был спор об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

    15:29—32. Присутствовавшие при распятии зеваки нередко поносили осужденных, но эти люди, вероятно, были сторонниками Иисуса (15:26). Многие древние авторы, как и Марк в данном случае, прибегали к иронии, сообщая об истине, непроизвольно исходящей из уст врагов Иисуса (ст. 31).     15:33—41 Смерть Царя     15:33. «Шестой час» начинался перед полуднем, а «девятый» — около трех часов дня.    Иисус умирает во время вечернего жертвоприношения в храме. Рассказы о катастрофах, происходивших в момент смерти благочестивых раввинов, особенно тех, чье ходатайство перед Богом было жизненно важным для мира, встречаются и в иудаистской традиции; но главный смысл этих знамений заключается в том, что суд неизбежен. Тьма предвещала суд в прошлом (Исх. 10:21—23) и будет предшествовать суду в грядущем (Ис. 13:10; Иез. 32:7; Иоил. 2:2,10,31; 3:15; Ам. 5:8; 8:9; Зах. 14:6).     15:34. Возглас Иисуса — это произнесенный по-арамейски текст Пс. 21:2, который иногда читали в это время в храме, но в устах Иисуса эта молитва приобретает особое значение. Первая строка псалма навевает образправедного страдальца и его упование на божественное заступничество. (Иисус, вероятно, произносил псалом по-еврейски, как и записано у Матфея; Марк использует арамейский язык, потому что его читатели лучше понимали по-арамейски. «Элои» по созвучию было ошибочно воспринято как «Илия»; ср.: 15:35,36.)     15:35,36. Представители некоторых течениях иудаизма полагали, что помимо той роли, которую Илия будет играть в конце времен, он, как и ангелы, посылается на помощь благочестивым учителям в трудную минуту.     15:37. Смерть на кресте обычно наступала от удушья: обессилевший человек был не в состоянии поддерживать вес своего тела, и диафрагма настолько сжималась, что дыхание становилось невозможным. Но эти мучения обычно продолжались несколько дней — значительно дольше, чем несколько часов, в течение которых страдал Иисус.     15:38. Святая святых, куда первосвященник мог входить только раз в год, была высшим символом пребывания Бога. Разодранная Богом завеса означала, что отныне Бог доступен вне храма и что старые храмовые порядки осуждаются и упраздняются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

—708— Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνϑες μετ ναγνσεως) 2404 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φς 2405 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 2406 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 2407 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 2408 , причём на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 2409 ; на тот же момент переносится постом и чтение на 1 часе 2410 . Характерной особенностью Евергетидского Типикона яв- —709— ляется наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – παννυχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 2411 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трёх четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращённом виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχδος)» входит в состав повечерия 2412 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 2413 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, ектению и отпуск; за отпуском начинается чтение 2414 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 2415 и начи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если положение места, или труд, или время года требуют прибавки к этой мере, на воле аввы оставляется сделать это или нет; да имеет он только во внимании, чтобы не вкралось опьянение, ибо вино, как читаем, есть вещь вовсе не монашеская. Но как в наши дни нельзя убедить в этом монахов, – согласимся по крайней мере не пить досыта, но воздержано; потому что вино и мудрых доводит до отступления и падения. Если случится, что где-нибудь и такой меры достать нельзя, или и совсем ничего, то да благословит Бог обитающих там (на терпение): пусть не ропщут. На то паче всего надо всех убеждать, чтобы не роптали. Глава 41. В какие часы предлагать трапезу? От Святой Пасхи до Пятидесятницу обедают пусть братья в шесть часов (12-ть наших) и по вечеру ужинать. От Пятидесятницу все лето (если не бывает у монахов работ на полях, или не мешает летняя знойность), в среду и пяток пусть постятся до девятого часа, а в прочие дни обедают в шасть часов. Этот – шестой час обеда, если будет работа на полях, или знойность не будет велика, должно продолжить и это по усмотрению аввы. Он пусть все учредит и расположит так, чтобы делу и спасению души не было ущерба, и братья все что делают, делали безропотно. От сентябрьских ид (иды от 9-го до 13 и 15-го дня в каждом месяце), до начала Четыредесятницы принимать пищу всегда в девять часов; в Четыредесятницу же до Пасхи – вкушать по вечеру. Этот вечер определять так, чтобы для вкушающих не требовалось зажигать светильники, но чтобы все кончалось засветло. И во всякое время вечерю ли, или обед надо так приноровлять, чтобы все кончалось засветло. Глава 42. О том, что после повечерия никто не должен говорить Во всякое время монахи должны со всем усердием хранить молчание; особенно же в ночные часы. После ужина – пост ли будет или не пост, братья, вставши из-за трапезы, собираются спустя немного в одно место, – и один читает собеседования (пр. Кассиана) или жития святых, или другое что, – назидательное и для слушающих; только не Пятикнижие и не книги царств, потому что для несильных умов неполезно в это время слушать эти части Писания, – их читать в другое время. Прочитавши листа четыре, или пять, или сколько позволит время, идут на повечерие. – И после повечерия никому уже нет позволения говорить что-либо с кем бы то ни было. Кто окажется нарушителем сего правила молчания, должен подлежать тяжкой эпитимие; исключая разве придут какие посетители, или авва что-нибудь прикажет; но и это надо исполнять со всей скромностью и тихостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) IV. Пресвитерские молитвы Малых Часов древнего Византийского Евхология (1973) В предыдущих главах мы пытались осветить историю пресвитерских молитв византийской Вечерни и Утрени. Начиная с более древних известных кодексов, мы приходим к современному Евхологию, прослеживая эволюцию, которая привела от древних служб светильничного и зари к современным службам Вечерни и Утрени ( σπερινς и ρθρος). В этой главе 262 мы хотели бы обратиться к другим службам дня и ночи, которые вместе с Вечерней и Утреней составляют суточный круг богослужения. Мы называем их «малыми часами», чтобы отличить от «великих»: Вечерни и Утрени; это различие более практическое, чем традиционное. Когда мы открываем ныне употребляемый Византийский Евхологий, можно сделать первое утверждение: Малые Часы представлены только каким-нибудь возгласом или еще какой-нибудь молитвой, заимствованными из Часослова. В некоторых изданиях 263 они совершенно отсутствуют. Малые Часы – это монашеские службы. Присутствие священника для их совершения не требуется. Если он присутствует, тогда ему поручаются некоторые части службы. Количественно они очень сокращены и, во всяком случае, первоначально находились в Часослове, а не во Служебнике. Совсем иное значение придавалось Малым Часам в древнем Евхологии. В кодексе Барберини гр. 336 Ватиканской Библиотеки 264 к классическим службам Вечерни и Утрени присоединено 4 службы, чтобы составить суточный круг из шести служб: одна служба Полуночи и службы Третьего, Шестого н Девятого Часа. Каждая из этих служб имела одну и ту же схему пяти пресвитерских молитв: три предназначены на столько же антифонов; четвертая, называемая отпустом, и пятая – главопреклонения. Две молитвы только для Первого Часа, предполагающие, следовательно, службу значительно менее важную, прибавленные к шести, дают число семь служб, освященное Псалмом 118,164. К предыдущим добавлены две особые службы: Паннухис и Третий-Шестой Час Великого Поста. Первая сохраняет схему пяти молитв, вторая, предполагающая чтения, добавляет специальные молитвы к пяти обычным. Эти службы также являются службами с тремя антифонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Его напутственная улыбка обнажила такое количество зубов, что старый Соль смутился и почувствовал какую-то неловкость. Домой он шел, размышляя о бушующем море, гибнущих кораблях, тонущих людях, о старой бутылке мадеры, которая так и не увидит света, и о других печальных вещах. — Ну, малый! — сказал мистер Каркер, опуская руку на плечо юного Тудля и вытаскивая его на середину комнаты. — Ты меня слышал? — Да, сэр. — Быть может, ты понимаешь, — продолжал его патрон, — что если ты когда-нибудь меня обманешь или подведешь, то лучше было тебе и в самом деле утопиться раз навсегда, прежде чем сюда являться? Казалось, ни в одной отрасли знания не было ничего, что бы Роб мог понять лучше, чем эту истину. — Если ты мне сказал хоть одно лживое слово, — продолжал мистер Каркер, — не попадайся мне на глаза. Если же нет, то можешь подождать меня где-нибудь поблизости от дома своей матери. Отсюда я уйду в пять часов и поеду туда верхом. Теперь дай мне адрес. Роб продиктовал его медленно, и мистер Каркер записал. Роб даже повторил его еще раз, букву за буквой, словно считал, что пропуск какой-нибудь точки или черточки повлечет за собой его погибель. Затем мистер Каркер выпроводил его из комнаты, и Роб, вплоть до последнего момента не сводя своих круглых глаз с патрона, скрылся из виду. Мистер Каркер-заведующий совершил в течение дня великое множество дел и одарил своими зубами великое множество людей. В конторе, во дворе, на улице и на бирже зубы блестели и торчали устрашающе. Подошел шестой час, а с ним и гнедая лошадь мистера Каркера, и зубы, сверкая, направились к Чипсайду. Так как никто при всем желании не может в этот час быстро ехать верхом в Сити — в сутолоке и среди такой толпы — и так как мистер Каркер подобного желания не имел, он подвигался не спеша, пробираясь между повозками и каретами, по мере сил избегая луж и грязи на чересчур обильно политой мостовой и с величайшим трудом стараясь не испачкать себя и своего коня. Пустив лошадь шагом и посматривая на прохожих, он вдруг встретил круглые глаза коротко остриженного Роба, впившиеся ему в лицо так, словно они ни на секунду от него не отрывались, а сам мальчик, подпоясавшись туго скрученным носовым платком, напоминавшим пятнистого угря, всем своим видом свидетельствовал о том, что готов следовать за мистером Каркером, какую бы скорость тот ни счел нужным развить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Шесть часов вечера. Прославляю дивные чудеса во мне милосердия Божия, совершенные силою Его нынешний день в двенадцать часов дня и в один час с половиной. Идучи в гимназию, я, встретив нескольких нищих, отказал им в просьбе, а потом подал милостыню; затем мне попался нищий, прибывший из Питера, просивший помощи настоятельно, и я с гневом наотрез отказал ему дважды и трижды, и за это постигла меня мучительная теснота и скорбь, от которых я старался избавиться усердным покаянием в моем самолюбии, нелюбии к ближним, самоугодии, плотоугодии, чревоугодии, объядении, пьянстве (винопитии), жестокосердии, сребролюбии, скупости, алчности, суровости, строптивости, зависти, гордости, злобе, сладострастии, лености, нерадении и подобных грехах. И вот милосердие Божие победило мои грехи: я чудно спасен, избавлен от них, оживотворен, умиротворен, утешен, распространен в сердце. Прихожу в гимназию – приехал попечитель учебного Петербургского округа князь Михаил Сергеевич Волконский, который и был у меня на двух уроках, и я держал себя весьма свободно, смело, и ученики отвечали очень хорошо, так что он остался очень доволен и сказал: очень хорошо, и за руку простился со мною. Благодарю Господа за сей успех. Когда я каялся Господу, то между прочим говорил в себе покаянную песнь: В бездне греховней валяяся (во всей силе этих слов), неизследную милосердия Твоего призываю бездну 11 (во всей силе и истине этих слов), и после них тотчас снизошла в сердце мое спасительная сила Божия. Другой раз явно спас меня Господь от неподобного чувства сладострастия по входе в шестой класс; я воззрел в покаянии и самоосуждении ко Господу – и получил прощение, очищение, мир, свободу, после чего вскоре опять вошел в класс попечитель; таким образом Господь благовременно и скоро исправил меня, нравственного калеку непотребного. Да, без Господа и одну минуту я жалок, беден, окаянен, мерзок, и нищ, и слеп, и наг [ Откр.3:17 ]. Господь для меня всякое благо, избавление от всякой напасти, мерзости, страсти. 23 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010