Скачать epub pdf Глава двенадцатая Деян.12:1–5 .   В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. В какое «то время?» При Клавдии императоре. Потому что римский император Каий назначил Агриппу царем иудейским, определив Ирода вместе с Иродиадой в Лугдон, город галилейский. Это тот самый Ирод, при котором пострадал Иоанн, как об этом повествуют Иосиф и Евсевий. Итак, это разногласие в имени, то есть вместо Агриппы сказано – Ирод, произошло или потому, что он носил два имени, или от ошибки писца. Заметь: из двенадцати учеников Господних прежде всех пострадал Иаков. «На некоторых из принадлежащих к церкви». Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называют церковью. «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». Чтобы никто не сказал, что апостолы потому бестрепетно и безбоязненно идут навстречу смерти, что Бог восхищает их из рук ее, для того Бог и допустил, чтобы были преданы смерти и старейшие из них – Стефан и Иаков. Этим Бог показывает самим убийцам, что Он и от этого не удаляет их и здесь не препятствует им. Делом приятным было для их неуместных страстей убийство, и убийство беззаконное. Надобно было положить конец их стремлению, а Ирод как палач больных, а не как врач их, подстрекает их, хотя тысячи примеров видел он и в жизни деда и отца своего Ирода. «Тогда были дни опресноков… задержав его, посадил в темницу». Опять обнаруживается излишняя щепетильность иудеев: убить они не препятствовали, а препятствовали сделать это в такое время. «Приказал четырем четверицам воинов стеречь его». Это происходило и от гнева, и от боязни. Чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией. А это случилось ради апостола Петра, который был весьма известен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Смотри, он угрожает всем людям, особенно иудеям, омерзительными казнями. Но они молчали и не отвечали ему ни слова . Почему? Потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему . О, несчастный! Ничего нет подобного Богу; не думай, что помощь бессильна. Слышащие это разрывали свои одежды и объявили об этом Езекии; а он, наученный от Давида: восстали на меня свидетели неправедные, одевался во вретище (Пс.34:11,13), сде­лал то же самое. 32. Глава 37.   1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень . Смотри на сражение, смотри на войну и битву: он не приготовлял оружия, не выстраивал машин, не обходил стен, не укреп­лял их башнями и не посылал послов к другим народам; но направил послами к небу молитвы верующего духа, которыми, как он надеялся, мог угодить Царю небесному. Этот царь (Езекия) представил в жертву всесожжения свои слезы, свое сокрушенное сердце, себя самого, облеченного во вретище. Тому, кто был знатнее прочих, надлежало быть поручителем за души всех: простершись на землю, он изливал просительные молитвы; у него на сердце не было царского тщеславия, он не думал о царстве, но в своем духе размышлял только о том, что спасение заключается больше в совете Божествен­ном, чем в помощи воинов. Царю и князю свойственно, чтобы он не только был почитаем более тех, кто не обле­чены властью, но также имел бы заботу о подчиненных больше той, какую имеют они сами.   2-3. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить . Почему же Езекия сам не пришел к пророку? Он сделал лучше и надежнее, когда пришел к Богу. Так говорит Езекия . В своей слабости он говорил: Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно (Ис.38:3); не так го­ворит теперь: он не указывает ни на святость жизни, ни на множество добродетелей, а только на величие скорбей: день скорби ; не потому, говорит, я скорблю, что город осажден, но потому, что варвар равняет Господа с демонами, полагает, что Он не сильнее их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сравнение с 1Пар 6.2–14 , где перечисляются потомки Аарона, показывает, что в родословии 1Езд 7.1–5 некоторые предки опущены, может быть, по ошибке переписчиков. Ездра называется сыном Сераии. Но между Ездрой и Сераией лежит период около 130 лет, так как Сераия по 1Пар 6.14 был отцом уведенного в плен первосвященника Иоседека и по 4Цар 25.18–21 был умерщвлен в Ривле по повелению Навуходоносора. Поэтому Сераия, очевидно, не был отцом Ездры и, таким образом, ближайшие предки Ездры опущены, может быть, потому, что они не были первосвященниками. 1Ездр.7:6 .  сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним. «Он был книжник, сведущий (sopher mahir) в законе Моисеевом». В древнейших библейских книгах слово книжник (sopher) означает писца и употребляется в качестве названия государственной должности (ср. 2Цар 8.17 ; 4Цар 12.10 ). В позднейшей письменности sopher означает ученого, законника (ср. Иер 8.8 ) и употребляется иногда в качестве почетного титула (ср. 1Езд 7.11 ). Некоторые экзегеты, считая неудобным в устах самого Ездры приведенный почетный титул, признают его позднейшей вставкой. Но в употреблении этого титула нельзя видеть «непристойную хвастливость» (Шрадер, Блек) со стороны Ездры уже потому, что титул усвояется Ездре в царском указе и в данном месте является в его устах выдержкой из указа. 1Ездр.7:9 .  Ибо в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним, «В первый день первого месяца было начало выхода». Вероятно (ср. 1Езд 8.31 ) в первый день первого месяца состоялось решение о выходе, а сам выход последовал позже. Более подробные сведения о путешествии Ездры сообщаются ниже. 1Ездр.7:11 .  И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле: Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 14. …От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего... Т. е., как, некогда, Иисус Навин, происходивший от колена Ефремова, низложил Амалика и народ его острием меча в пустыне Аравийской 201 ; так в последнее время Аод, из колена Вениаминова, вострубил трубою на горе Ефремовой, и за ним устремились Израильтяне на поражение Амаликитян, соединившихся с Моавитянами 202 . ... от Махира шли начальники… , т. е. от колена Манассиина (Махир – первенец Манассии) происходили мудрые правители, …и от Завулона, владеющие тростью писца… , т. е. законоведы и книжники. Каждое колено Израильское имело свою славу и свои дорогие преимущества. Ст. 15. …И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший... Т. е. колено Иссахарово недавно заявило свое мужество, приняв участие в поражении Сисары; ибо храбрые воины из этого колена, присоединившись к войску Барака, не побоялись ринуться с горы Фавора в долину, где стояла страшная конница Сисары с железными военными колесницами. После этого – дабы ярче изобразить подвиг трех колен, собравшихся по призыву Барака для борьбы со страшным врагом, – Девора в песне своей ставит рядом сей подвиг с равнодушием или нерешительностью других, большей частью соседственных колен – Рувимова, Манассиина, Гадова, Данова и Ассирова. Ст. 16–18. …В племенах Рувимовых большое разноглаэто ..., т. е., идти, или нет на войну под предводительством женщины. Что сидишь ты , Рувим, беспечно между овчарнями, слушая блеяние стад? Т. е., что ты не спешишь на помощь братьям своим? Галаад, т. е. живущие в стране Галаадской – Рувимляне, Манассияне и Гадяне, полагают свою безопасность в том, что река Иордан отделяет их от врагов. Дан полагается на свои корабли. Асир... у пристаней своих живет спокойно . Но, тем славнее подвиг Завулона и Неффалима, которые обрекли себя на смерть за свою свободу и независимость!... Ст. 19–22. Дабы изобразить ожесточенность и пыл сражения, происшедшего в долине Мегиддонской ври потоке Киссоне (в Фанаахе), пророчица употребляет следующие яркие и сильные краски. «Самые светила небесные, как бы, некое могучее надземное воинство, сражались с Сисарою», т. е. посылали на головы врагов Израильских град, молнии и громы. Поток Киссон, наполненный их трупами, увлекал их вниз. А бегство пораженных врагов было так стремительно, что ломались копыта конские от побега!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 30. …И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его… Иоахаз был младший сын Иосии, и потому, восшествие его на престол, помимо старших братьев, объясняют военными дарованиями, которые он в себе показывал и на которые народ весьма понадеялся. Ст. 32. … И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его… Для наглядной характеристики этого царя достойно примечания, что пророк Иезекииль сравнивает его с молодым львом, который еще только учился похищать и пожирать людей, но был пойман, и с кольцом в морде отведен в Египет 690 . Такова, действительно, была участь этого царя 691 . Ст. 33. …И задержал его (Иоахаза) фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме… Полагают, что Ривля есть Анамея Сирская на реке Оронте, а земля Емафская – то же, что страна Амасийская 692 . ...и наложил пени на землю сто талантов серебра и (сто) талантов золота… – т. е. серебра 258,000 р. С., а золота (по славянской Библии один талант – 41,594 р. с.) – 299,594 руб. сер. Ст. 34. …И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима… Таким образом, царь Египетский смотрит на Иудею, как на свою вассальную землю, в которой он полновластно распоряжается царской короной. Перемена имени означает решительное подчинение и рабство тому, кто дает новое имя 693 . Глава 25. Падение царства Иудейского а) Осада Иерусалима при Седекии и голод в городе (ст. 1–3). б) Взятие города, бегство и поимка Седекии, умерщвление его детей, ослепление его и отведение в оковах в Вавилон (ст. 4–7). в) Нашествие Навузардана, военачальника Вавилонского, сожжение города и храма, и переселение народа в Вавилон (шестое переселение) (ст. 8–12). г) Дополнительное замечание об ограблении храма (взятие медных столбов, тазов, кадильниц и проч.) (ст. 13–17). д) Приведение к Навуходоносору первосвященника с несколькими священниками, а также, главного евнуха, главного писца и 60 знатнейших граждан, и казнь их в Ривле, в земле Емаф (ст. 22–26). ж) Освобождение Иехонии из темницы при Евильмеродахе, царе Вавилонском, в 37-й год его переселения (ст. 27–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так Григорий Назианзин говорит: " я истинно знаю, что Бог - высочайшая причина; знает в полном совершенстве причины наших намерений и поступков. " Эти непогрешимые часы (хронометр) верно показывают все мгновения, секунды и минуты поступков каждого человека. Царь вавилонский Валтасар увидел на стене во время богатого ужина кисть руки, пишущую неизвестные слова, при этом царь ужаснулся и изменился в лице. Что видишь, о царю? Что смущаешься, чья это рука? Если же и писца руки не знаешь, почему так ужасаешься? - Бедный царь спрашивает у всех мудрецов Вавилонских разъяснения написанного и никто не может истолковать этого писания: все видят написанное, как часовую стрелку, но никто не понимает, кто ее вращает, и что она указывает. Пришел пророк Даниил и объяснил царю как само письмо, так и его значение, говоря: " Ты возгордился против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных и каменных, которые не видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое, и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание: Мене , Текел , Перес : вот и значение слов : Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Время последнее жизни твоей, о царю, приближается и исполнено при кончине бед, а потому сейчас же поспеши добре жить (то есть истинно покаяться). " Откуда же Даниил узнал это? Он прочел это на хронометре Божьего провидения (См. Прор. Даниила гл. 5-я). В ту же ночь все исполнилось. Частичное понимание Промысла Божия. Из предыдущего видно, что все благополучные или неуспешные деяния каждого человека до малейшей черты и числа начертаны на хронометре Божьего провидения, и хронометр этот непогрешим ни на одну йоту, ибо - исправен до точности: " истинно говорю вам... ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (воли Божьей), пока не исполнится все " (Матф. 5:18). Если же верим хронометру, устроенному мудрым строителем, то какое безумие и дерзость укорять, а иногда и порицать, хронометр того величайшего мирового домостроительства Божьего, которое непогрешимо, которым все события всего сотворенного расположены наилучшим образом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано: «И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4). Древнееврейская буква «Тав» В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак », причем («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест. Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место. Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных. «Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина. Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8). Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.

http://pravoslavie.ru/110001.html

Это повеление Божие Иеремия исполнил чрез своего ученика-писца Варуха, сына Нирии, который записал в книжный свиток все слова от уст пророка. После того Иеремия сказал Варуху: — Я заключен, и меня стерегут, я не могу выйти отсюда и идти в дом Господень. Итак, иди ты и прочитай, написанные тобою с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем, в день поста, также и вслух всех иудеев, пришедших из городов своих; прочитай им и быть может они вознесут моление пред лицом Господним и обратятся каждый от злого пути своего, ибо велико негодование и гнев, которые объявил Господь на народ сей. Варух прочитал пред народным собранием слова Господни, написанные в свитке. Это было в пятом году царствования Иоакима (Иер.36:9). Чтение свитка произвело потрясающее впечатление на всех; народное собрание было взволновано. О происшедшем сообщено было в царский дворец, где находились тогда все вельможные советники; последние потребовали Варуха к себе. Пророчество Иеремии, прочитанное Варухом, поразило и беспечно-распутных, растленных в совести вельможей. С ужасом посмотрели они друг на друга и спросили у Варуха, как он написал это пророчество. Варух ответил: «Иеремия произносил мне устами слова сии, а я вписал их в этот свиток». Сановники сказали: «Пророчества эти так важны, что содержание их непременно нужно пересказать царю» (Иер.36:10–19). Благорасположенные же из них к Варуху посоветовали ему скрыться на время, а так же и Иеремию-пророка они распорядились перевести в другое место заключения, чтобы никто не знал, где находятся провозвестники определений Божиих. Когда довели до сведения царя о пророческом свитке, Иоаким приказал представить этот свиток к себе и прочитать в его присутствии вслух всех князей. Время тогда было холодное: был ноябрь месяц; царь сидел в своем доме пред жаровнею, наполненною горящими углями, а вельможи стояли вокруг него. С напряженным вниманием слушали слова Иеремии некоторые из вельмож но на очерствелое сердце царя и раболепных его сановников чтение пророчества не производило должного впечатления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Это повеление Божие Иеремия исполнил чрез своего ученика-писца Варуха, сына Нирии, который записал в книжный свиток все слова от уст пророка. После того Иеримия сказал Варуху: - Я заключен, и меня стерегут, я не могу выйти отсюда и идти в дом Господень, Итак, иди ты и прочитай, написанные тобою с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем, в день поста, также и вслух всех иудеев, пришедших из городов своих; прочитай им и быть может они вознесут моление пред лицом Господним и обратятся каждый от злого пути своего, ибо велико негодование и гнев, которые объявил Господ на народ сей. Варух прочитал пред народным собранием слова Господни, написанные в свитке. Это было в пятом году царствования Иоакима (Иер.36:9). Чтение свитка произвело потрясающее впечатление на всех; народное собрание было взволновано. О происшедшем сообщено было в царский дворец, где находились тогда все вельможные советники; последние потребовали Варуха к себе. Пророчество Иеремии, прочитан- ное Варухом, поразило и беспечно-распутных, растленных в совести вельможей. С ужасом посмотрели они друг на друга и спросили у Варуха, как он написал это пророчество. Варух ответил: " Иеремия произносил мне устами слова сии, а я вписал их в этот свиток " . Сановники сказали: " Пророчества эти так важны, что содержание их непременно нужно пересказать царю " (Иер.36:10-19). Благорасположенные же из них к Варуху посоветовали ему скрыться на время, а так же и Иеремию-пророка они распорядились перевести в другое место заключения, чтобы никто не знал, где находятся провозвестники определений Божиих. Когда довели до сведения царя о пророческом свитке, Иоаким приказал представить этот свиток к себе и прочитать в его присутствии вслух всех князей. Время тогда было холодное: был ноябрь-месяц; царь сидел в своем доме пред жаровнею, наполненною горящими углями, а вельможи стояли вокруг него. С напряженным вниманием слушали слова Иеремии некоторые из вельмож12, но на очерствелое сердце царя и раболепных его сановников чтение пророчества не производило должного впечатления.

http://pravicon.com/info-2410

Римский историк Кремуций Корд, вольнолюбивое сочинение которого предали огню при императоре Тиберии, едва ли сказал бы о бессмертии своего труда такими словами ; для него неистребимым был дух книги, а вовсе не буквы. Бессмертие самих букв, трансцендентность самого текста — это мечта, понятная во всей своей полноте лишь такому писателю, которьгй есть по своей существенной характеристике «писец», лишь такому ученому, которого следует называть «книжником». Дело в том, что древние литературы Ближнего Востока создавались не просто грамотными людьми для грамотных людей. В целом они создавались писцами и книжниками для писцов и книжников. Писец на службе царя, писец на службе божества — это совершенно особый исторический тип интеллектуального труженика, и психология его может быть понята только из всей совокупности общественных условий ближневосточного деспотизма и духовных условий ближневосточной теократии. Здесь не место останавливаться на этом подробно . Отметим только, что для такого писца самые орудия его труда — не просто утилитарное приспособление для фиксации мыслей, но нечто несравненно большее: драгоценный залог почетного места среди людей и причастности Божественному началу. То, что другим обеспечено родовыми связями и родовым культом, писец сполна получает от своих свитков и своих письменныя принадлежностей. Понятно поэтому, что весь запас сердечной теплоты, преданности, благоговения, доверия, обычно причитавшийся родичам и родовой святыне, писцы и книжники переносили на свой труд и на его вещественные атрибуты: Писания становились их жрецами, А палетка для письма — их сыном. Их пирамиды — книги поучений, Их дитя — тростниковое перо, Их супруга — поверхность камня… В древнееврейской культуре из века в век вызревает специфическое для нее и определяющее для Средневековья представление о священной книге, «Священной Писании», как о центральной святыне и мере всех вещей, ради которой «и мир сотворен» . Все буквы сакральиого текста пересчитаны, и каждая может иметь таинственное значаще . Но и в других ближневосточных культурах, не знающих монотеизма и монотеистической идеи абсолютною «откровения», труд писца и премудрость книжника получают религиозный ореол: Египет создал особую жреческую должность «священнокнижника» , шествовавшего в ритуальных процессиях с чернильный прибором и тростниковым пером в руках ; этот жрец-книжник — именно потому жрец, что книжник, и потому книжник, что жрец. Искусство писца, трудолюбие писца причастно не только миру египетских жрецов; оно причастно миру египетских богов. В лице бога Тота, «истинною писца Девятерицы», писцы Египта имели своего представителя в божественной совете, решения которого не могли обойтись без канцелярской фиксации: Ра изрек, и Тот записала .

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010