Когда Иеремию уводили, он попросил царя взять его из подземелья: «Не возвращай меня в дом Ионатана, писца, чтобы мне не умереть там». Царь приказал оставить заключенного в караульном помещении при дворце. Это спасло Иеремии жизнь. Новое место заключения было гораздо более сносным. Иеремии давали по куску хлеба в день; в условиях надвигающегося голода и это было благодеянием. Узник стал пользоваться относительной свободой и постепенно приходил в себя. К нему допустили друзей, и верный Барух снова мог быть рядом со своим наставником. И тогда-то в душе пророка пробудились новые силы и совершился разительный перелом. Четверть века говорил он только о бездне, в которую падает Иудея, теперь же, когда стало уже видно дно этой бездны, пророк впервые заговорил о спасении. Он даже выразил свои надежды во внешних действиях. При посещении родственника, к изумлению всех, он пожелал заключить формальный договор о покупке земли в Анатоте. Документ был составлен по всем правилам, и Иеремия попросил Баруха сохранить запечатанный свиток. Что могло это значить? Как можно было думать о каких-то участках, когда мало кто надеялся сохранить и самую жизнь? Пророк во всеуслышание объяснил свой поступок: «Так говорит Ягве Саваоф, Бог Израилев: дома, и поля, и виноградники снова будут покупать в этой земле». Перспектива эта представлялась столь несбыточной, что Иеремия должен был сослаться на прямое веление Божие. Сущий хотя и определил изгнание Своему народу, но Он же и вернет его после покаяния обратно. Вероятно, к этому времени относится и пророчество Иеремии об «Отрасли Давидовой» — Мессии. «Вот наступят дни, — сказал Ягве, — когда Я восстановлю для Давида праведную Отрасль, и он воцарится как царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. В дни его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно» [ 2 ]. Националистов не интересовало это далекое будущее. Они были недовольны, что Иеремия снова начал действовать и говорить, и, решив навсегда разделаться с ним, потребовали от царя его казни. «Он ослабляет руки воинов, остающихся в этом городе, и руки всего народа, говоря им такие слова. Этот человек не блага желает народу своему, а бедствия», — говорили военные. «Он целиком в ваших руках, — растерянно отвечал Седекия, — я ничего не могу делать без вашей воли». Но все же пролить кровь пророка никто не решился. Покончить с ним решили иначе. Во дворе караульного помещения находилась глубокая яма; когда-то в ней была вода, но теперь высохла, и дно ямы наполнилось жидкой грязью. Туда на веревках опустили Иеремию и оставили умирать от голода и жажды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Когда письмо это было прочитано пред лицом царя, он повелел собрать всех своих вельмож, и мудрецов, и волшебников, и книжников царства своего и сказал им: – Кто из вас пойдет в Египет и даст ответ фараону? И ответили вельможи царю, и сказали ему все: – Ты знаешь, владыка царь, что во дни твои и во дни отца твоего все вопросы такого рода разрешал Ахикар, писец; ныне же Надан, сын его, наследовавший ремесло писца и наученный им мудрости его, должен заняться делом этим. Глава 18 И когда услышал Надан слова эти, возопиял он пред лицом царя воплем великим и сказал царю: – И боги не могут сделать таких дел, как же смогут это люди? При словах этих царь опечалился и удручился, и сошел с престола своего, и облачился во вретище, и сел « на землю, и возрыдал, и говорил с плачем: – Увы тебе, Ахикар, писец мой, что я велел погубить тебя по слову отрока, и не осталось никого, кто был бы тебе подобен и равен! А ныне кто вернет тебя мне? Я заплатил бы за тебя, оценив тебя на вес золота! Глава 19 И когда услышал Набусемак от царя таковые слова, он простерся ниц, и поклонился царю, и сказал: – Царь, вовеки живи! Презирающий слово владыки своего повинен смерти; повели же распять меня на древе, ибо ослушался я слова твоего; ведь Ахикар, которого повелел ты мне умертвить, жив доселе. И ответил царь Набусемаку: – Говори, о Набусемак, ибо ты человек добрый и справедливый и не можешь совершить зла. Если дело и вправду так, как ты сказал, и если ты мне представишь Ахикара живым, я дам тебе дары великие: серебра мириаду талантов и пурпура Сотню риз. Когда Набусемак услышал, что царь говорит это, он начал говорить: – Я молю владыку моего царя сказать мне одно лишь, что он забывает за мною эту вину и не держит гнева на меня. И царь поклялся ему в этом с радостию. Глава 20 И взошел тогда Набусемак на колесницу, и примчался так быстро, как ветр могучий. И отворил он мне, и я вышел на свет. И не была посрамлена надежда моя на Бога. Глава 21 И отвел меня Набусемак к царю, и повергся я на землю. Волосы мои спадали на плечи мои, и борода моя

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Может быть услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Итак, вознеси молитву за остаток, который уцелел. И пришли слуги царя Езекии к Исаии, и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, слышанных тобою, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот Я дам ему [ или им] дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я сделаю, что он падет от меча в земле своей. Опуская ясное, объясним только то, смысл чего темен. Они разрывают одежды, потому что слышат богохульство Рабсака. Разрывает и сам царь одежды свои, потому что приписывал грехам своим и народа то, что Рабсак дошел до ворот Иерусалима и говорил так против Господа. Поэтому и первосвященник разодрал одежды свои, думая, что Спаситель богохульствовал ( Мф. 26 ), и Павел и Варнава разодрали одежды свои, когда ликаонцы начали оказывать им богопочтение ( Деян. 14 ). Вместо царской одежды он покрылся вретищем и, идя из дворца в храм, послал Елиакима первосвященника, и Совну писца и старших священников к Исаии, сыну Амоса пророка. В этом следует видеть смирение и благоразумие царя. Сам он отправляется в храм, а князей народа и старших священников, покрытых не священническими одеждами, а власяницами, послал к Исаии, сыну Амоса пророка. Вместо этого в книге Царей читается: и облечеся во вретище, и вниде в дом Господень. И посла Елиакима строителя, и Сомнаса книгочия и старейшины жерцев облечены во вретище ко Исаии пророку, сыну Амосову ( 4Цар. 19:1–2 ). Так как здесь сам Исаия писал историю о себе, то он назвал себя не пророком, но сыном пророка; а там, так как был другой писатель истории, то он назвал его самого пророком. Также и о евангелисте Матфее мы читаем, что сам Матфей назвал себя мытарем ( Мф. 9 ), другие же евангелисты умолчали об имени мытаря и указали только на сан апостольский, и что в сообществе с прочими апостолами он является у себя вторым, у других первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы видели выше из 4Цap. XVIII, 14 по сравнению с приведенным нами выше Ассирийским документом, что в первый поход Иерусалим был обложен кругом, против него был насыпан вал; ранее подступа к нему было взято 46 укрепленных городов и вся земля была разорена, и Езекия должен был откупиться. Это был поход против Иудеи, хотя соединенный с походом и против Египта. Но в этот второй раз ничего подобного нет. Езекия запирается конечно в укрепленном и теперь обильно снабженном водою Иерусалиме, но к Иерусалиму войско Ассирийское подступает не для осады его, хотя в 4Цар. 18и говорится о большом войске. Конечно отряд был на столько значителен, что мог попытаться овладеть городом и цитаделью в случае оплошности, но ни слова не сказано об осадных работах. Вот слова текста: „И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего“. Войско, как мы видим не окружает Иерусалима, а становится станом в одном месте, которое отожествляют с прудом, ныне носящим имя Биркет-ель Мамилла, из которого вода выводилась к пруду, ныне называющемуся Биркет-ель- Султан 101 . Что главная цель была не военные действия, а переговоры, видно из следующего стиха: „И звали они царя и вышел к ним Елиаким сын Хелкиин, и Севна писец и Иоах сын Асафов, дееписатель“ 4Цар. 18:18 . Кстати скажем здесь, что мы знаем из главы XXII пр. Исаии, как по убеждению пророка, Севна лишился высокого положения, которое он занимал и заменен Елиакимом; а из настоящего текста мы видим, что он с гибкостью иностранца, пришедшего искать счастья, удовольствовался второстепенною ролью писца при Елиакиме. Пал он конечно (как мы говорили выше), потому что он настаивал на союзе с Египтом, между тем, как пророк настаивал на том, что единственная опора и защита Израилева есть Иегова, Бог завета. Об Иоахе мы ничего не знаем, но отмечаем указание, что в царствах Израиля, как и в других монархиях древневосточного мира, всегда существовала высокая должность летописца при царях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Нав.21:22 .  Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города; Нав.21:23 .  от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его, Нав.21:24 .  Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города; Нав.21:25 .  от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города. Нав.21:26 .  Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять. Из 10-ти городов, полученных прочими родами поколения Каафа, 8 городов названы в предшествующих главах (Сихем, Нав.17:7 ; Гезер, Нав.10:33 ; Беф-Орон – верхний ( Нав.10:10 ) или нижний ( Нав.16:3 ); Елтеке и Гиввефон, Нав.19:44 ; Аилон, Нав.19:42 ; Гаф-Риммон, Нав.19:45 ; Фаанах, Нав.12:21 ). Из прочих двух Кивцаим остается неизвестным по своему положению. Что касается Гаф-Риммона, данного каафитам от полуколена Манассиина, то это название одинаковое по нынешнему еврейскому тексту с тем, какое носил город Данова колена, названный в Нав.21:24 , признается у комментаторов, следующих еврейскому тексту, вошедшим в него по ошибке древнего писца 215 . В 1Пар.6:70 второй город, данный от полуколена Манассиина каафитам, носит название Билеам, по славянской Библии Иевлаам, согласно греческим спискам. Это последнее название совершенно одинаково с Иевлаам по славянской Библии, как назывался Ивлеам по еврейскому тексту, принадлежавший полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ) 216 . Нав.21:27 .  А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы – Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города; Нав.21:28 .  от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его, Нав.21:29 .  Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города; Нав.21:30 .  от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его, Нав.21:31 .  Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города; Нав.21:32 .  от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наскоро, в короткий присест продиктовал я это, желая удовлетворить просьбе требовавшего письма и как бы делая упражнение на школьную тему, потому что он приходил ко мне в тот день, в который имел отправляться. Вместе с тем и своим порицателям я хотел показать, что и я могу говорить все, что взбредет на ум. Поэтому мало приводил я и из Писаний и цветами их не пересыпал речи своей как обыкновенно делал в других книгах. Поспешно и с такой быстротой диктовал я при свете свечи, что язык упреждал руки писцов и при скорости речи употреблялось много знаков и сокращений слов. Это высказал я для того, чтобы кто не прощает уму, простил бы по крайней мере времени. 94. Письмо к Юлиану Сын мой, брат твой Авзоний уже в самую минуту отъезда, поздно подарив меня сво­им посещением и скоро отняв его и в одно и то же время сказав мне и здравствуй и прощай, заявил, что он возвратится ни с чем, если не принесет тебе чего-нибудь из наскоро набросанных мной пустячков. Уже с полученным паспортом седлался общественный конь, и благородного юношу, одетого в алую тунику, обтягивал пояс, однако же он, приставив писца, принуждал меня говорить, чтобы наскоро сказанное хватала быстрая рука и поспешную речь ловили письменные знаки. Итак, исполняя простой долг вежливости, прерываю долгое молчание не с рачением пишущего, а с необдуманностью диктующего. Письмо поспешное, без порядка в мыслях, без изысканности и искусства в выражениях – чтобы ты все находил в нем делом друга и ничего делом оратора. Считай его высказанным на ходу, данным в напутствие отправляющемуся. Священное Писание говорит: не вовремя рассказ то же, что музыка во время печали ( Сир. 22:6 ); поэтому и я, пренебрегая красотами риторического искусства и украшениями ребячески-ласкающей речи, обращаюсь к силе Священных Писаний, в которых находится истинное врачевство ран, в которых верные средства против скорбей. Там мать снова приобретает единственного сына на смертном одре, там настигшему горю говорится: девица не умерла, но спит ( Мк. 5:39 ), там и четырехдневный мертвец выходит спеленутый на голос зовущего Господа ( Ин. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Несмотря на то что Иеремия решительно отрицал обвинение, его привели к представителям власти в качестве перебежчика. Вельможи встретили ненавистного проповедника злобными криками; он был жестоко избит и брошен в подвал дома Ионатана, царского писца. Неизвестно, сколько дней пробыл пророк в заключении, но за это время положение в городе круто изменилось. После первого же столкновения с халдеями войско фараона отступило, и Иерусалим был снова блокирован. На этот раз ждать помощи было неоткуда. Для пророка сознание, что его считают предателем, было горше голода, побоев и удушливого смрада подвала. Он уже не надеялся, что выйдет отсюда живым. Оглядываясь назад, он думал о бессмысленности и неудаче всей своей жизни. Не сумев спасти отечества, он умирал с клеймом отщепенца и изменника. Строки, написанные старцем в темнице, исполнены невыразимой тоски и муки: Проклят день, в который я родился, день, в который родила меня мать моя! Да не будет над ним благословения! Проклят человек, принесший весть отцу моему: «Сын родился у тебя!» — и тем обрадовавший его. Да слышит он вопль утром и рыдание в полдень за то, что не убил меня в самой утробе так, чтобы мать моя была мне гробом и чтобы чрево ее осталось неразрешенным навсегда! Для чего я вышел из утробы ее? Чтобы видеть тяготы и скорби и дни свои провести в бесчестии? Иер 20, 14-18   Это был крик последнего отчаяния. Вся душа пророка стала сплошной кровоточащей раной. Казалось, он наконец не выдержал, сломился и не чувствовал больше поддержки свыше… А над подземельем, где в смертных муках томился пророк, уже начиналась агония Иерусалима. Проходили месяцы, у осажденных стала ощущаться нехватка продовольствия; пришло известие о взятии Лахиша, халдеи готовились к решительному штурму. Как-то ночью, возможно по совету одного из друзей Иеремии, пророка отвели во дворец. «Нет ли слова от Ягве?» — спросил его Седекия. Царь окончательно убедился, что предсказания Иеремии исполняются в точности. Узник был изнурен заточением, обессилен душевной борьбой, но, когда от него потребовалось свидетельство, он призвал всю свою твердость и сказал лишь то, что знал как истину: «Ты будешь предан в руки царя Вавилонского». Седекия понял, что это конец. Изменить ход вещей он не мог, по сути дела с ним давно уже перестали считаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Острижена будет голова у Газы 42 , опустеет Аскалон 43 . О меч Иеговы! доколе ты не успокоишься? Соберись в ножны твои, умолкни и успокойся. Но как тебе покоиться, когда Иегова повелел тебе, действовать? на Аскалон и на берег морской, туда послал его» (гл. 47). Горький опыт, так скоро и так сильно подтвердивший предсказания Пророка, не вразумил царя, не смягчил и не открыл сердца его для веры. В следующем, пятом году Иоакима, вероятно, по поводу бедствия, испытанного в истекшем году, объявлен был пред лицом Иеговы пост 46 всему народу Иерусалимскому и всему народу из городов Иудейских, пришедшему в Иерусалим. Пророк, задержанный, вероятно, своими врагами – священниками и князьями, не мог явиться в дом Иеговы. Но, не желая упустить благоприятный случай к обращению народа, он дал приказание ученику своему Варуху прочесть вслух народу в день поста в доме Иеговы все пророчества, которые он изрек об Израиле и об Иуде, и о всех народах. Все сии пророчества записаны были Варухом из уст пророка еще в прошлом году 47 . Варух исполнил приказание учителя. Он прочитал свиток в храме вслух для всего народа. Когда услышали об этом князья, собравшиеся в царском дворце, то призвали к себе Варуха и велели еще раз прочитать перед ними свиток. Пораженные грозным содержанием свитка, они посмотрели друг на друга с ужасом 48 , и спросили чтеца: как он написал все это? Варух отвечал, что Пророк из уст своих произносил ему все сии слова, а он писал в этот свиток. Тогда они сказали Варуху: пойди, скройся ты и Иеремия, чтоб никто не знал, где вы, потому что мы должны передать в уши царю все слова сии. Выслушав их, царь тот же час приказал одному из придворных прочитать ему свиток. Царь тогда жил в зимнем дворце и перед ним горела жаровня. Едва выслушав три или четыре столбца, он вырвал свиток из рук чтеца, начав резать его писчим ножичком и бросать в огонь, пока истлел весь свиток. После того он дал повеление взять Варуха писца и Иеремию пророка. Но Бог сокрыл их так, что посланные не могли открыть их убежища. Иеремия взял другой свиток и приказал Варуху написать на нем из уст его все прежние слова, какие были на прежнем свитке, прибавив еще следующую угрозу царю: «ты сжег свиток сей, в котором написано было, что непременно придет царь вавилонский, и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот. За сие, так говорит Иегова о царе Иудейском – Иоакиме, не будет от него сидящего на престоле Давидовом и труп его повержен будет на зной дневной и на мороз ночной, и взыщу с него, и с племени его и с служащих при нем вину их, и наведу на них и на жителей Иерусалима все злое, что я говорил им» (гл. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

РАННИЕ АПОКРИФЫ ПОВЕСТЬ ОБ АХИКАРЕ ПРЕМУДРОМ ГЛАВА 1 Говорит Ахикар: – Когда жил я во дни Сеннахериба, царя ниневийского, и когда был я, Ахикар, хранителем сокровищ его и писцом, и когда был я молод, прорицатели, волхвы и мудрецы сказали мне: «Не будет у тебя дитяти». И стяжал я богатство великое, и блага имел я в избытке, и взял себе шестьдесят жен, и построил им шестьдесят дворцов, пространных, чудных и удивительных, и домы многие; и достиг я шестидесяти лет, и не родилось дитя у меня. Тогда я, Ахикар, стал приносить богам жертвы и приношения, возжигал пред ними курения ароматы и говорил к ним: – О боги, дайте мне сына, о котором будет благоволение мое до того дня, когда я умру, и он наследует мне, и закроет очи мои, и похоронит меня. И от дня смерти моей до смерти его, если будет он брать на всякий день от злата моего вволю и расточать его непрестанно, богатство мое не кончится. Идолы не отвечали ему, и он оставил их и преисполнился мукою и тоскою великою. И изменил он речь свою, и помолился Богу, и уверовал, и призвал Его в горении сердца своего, и сказал: – Боже небес и земли, Создатель всех тварей, я молю Тебя даровать мне сына, о котором я будет благоволение мое, который утешит меня в час мой смертный, и закроет очи мои, и предаст меня погребению. И пришел голос, и сказал ему: – За то, что ты надеялся на богов, и возложил на них упование твое, и приносил им дары, ты умрешь, ни сынов не имея, ни дочерей; однако же говорю тебе: вот, у тебя есть Надан, сын сестры твоей; возьми его, научи его всей науке твоей, и он примет наследие твое. ГЛАВА 2 И взял я Надана, сына сестры моей, и пестовал его, и взращивал его, и приставил к нему восемь кормилиц, чтобы питать его. Я давал ему елея и меда, облачал его в пурпур и багрец, покоил его на ложах мягких и на коврах. И преуспевал Надан, сын сестры моей, и возрастал, подобно благородному кедру. И учил я его письму, и мудрости, и философии. Когда же вернулся царь Сархедом от празднеств своих и от странствий своих, он однажды призвал меня, Ахикара, писца своего и хилиарха своего, и сказал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Святой Иезекииль был так прозорлив, что видел происходившее далеко от него так, как будто бы оно совершалось на его глазах: находясь в Вавилоне, он видел то, что происходило в Иерусалиме (Иез.8:11, 16), и говорил об этом народу, бывшему вместе с ним в плену. Однажды он был перенесен ангелом из Вавилона в Иерусалим и поставлен в храме Соломоновом, — видел там идолов, стоящих снаружи и внутри, как мерзость запустения на месте святом и совершаемые в честь их скверные богослужения: видел, как старейшины израильские совершают каждения перед кумирами, как священники отвратили лица свои от престола Божия и поклоняются солнцу, а женщины сидят и плачут по Фаммузе, измышленном греками Адонисе который прелюбодействовал со скверной Венерой был сражен диким вепрем, язычниками же был причислен к лику богов, а развращенными евреями принят как бог. Видел он также славу Божию наподобие той, какую он прежде видел на реке Ховаре: она, разгневанная, собиралась выходить из храма, оставляя его пустым. И слышал он, как Господь говорил ему: — Сын человеческий! уже ли не велико то беззаконие, которое, как ты видишь, творят эти люди? они землю наполнили нечестием и сугубо прогневляют Меня (и как бы сговорились прогневить и раздражить Меня); зато и Я отомщу им в ярости Моей, не пощадит их око Мое и не помилует, и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, — не услышу их. Затем послышался еще сильнейший голос Божий, взывающий грозно и страшно и так говорящий пророку: — Приблизилось отмщение и гибель городу, и пусть каждый имеет губительные орудия в руках своих. Когда Господь сказал это, вышли шесть страшных вооруженных мужей с обнаженными мечами; между ними был муж, одетый в белые священнические одежды, имевший при себе чернильницу и трость писца, и сказал ему Господь: — Пройди посреди города Иерусалима и сделай знак на челе (мужей) рабов моих, которые скорбят в сердцах своих, воздыхают и плачут о беззакониях, совершаемых в этом городе: этих избранников моих я избавлю от наказания. И пошел этот благообразный муж в священнической одежде и ставил знак на челе тех людей, которые верно служили истинному Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010