Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам. И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд,- жила же она в Иерусалиме, во второй части,- и говорили с нею. И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его,- все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bible/king4/22/

4Цар.22:3 .  В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4Цар.22:4 .  пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 4Цар.22:5 .  и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 4Цар.22:6 .  плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 4Цар.22:7 .  впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. «В восемнадцати год царя Иосии...» LXX точнее определяют время важного события открытия книги закона, добавляя: ν τ μην τ γδο, или по кодексам 52, 64, 72, 92, 106, 119, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 245, 247 и др. – ν μην τ ββμφ, слав.: «в седмый месяц». Книга закона найдена была при реставрации храма, последовавшей теперь, спустя около 230 лет, после бывшей при царе Иоасе ( 4Цар.12:5 и далее), необходимо вызванной теперь нуждой очистить храм от языческих нечистот, введенных в него при Манассии и Амоне. Упоминание об этой новой реставрации храма близко напоминает рассказ XII гл. о прежней и в XXII главе более кратко, только предполагая то, что в XII гл. прямо высказывается; притом речь о реставрации храма здесь является лишь поводом к рассказу о найденной при этом книге закона. Реставрация храма началась, вероятно, не в 18-м только году царствования Иосии, а гораздо прежде, так как по ( 2Пар.34:3 ) Иосия уже на 8-м, а еще более на 12-м году царствования своего начал проявлять особенную ревность по Боге. О должности писца, евр. софер, LXX: γραμματες, Vulg.: Scriba, см. комментарий к ( 3Цар.4:3 ). По ( 2Пар.34:8 ), кроме Шафана, царь посылает в храм еще градоначальника Маасею и дееписателя Иоаха. Хелкия – первосвященник (ср. ст. 8, ( 4Цар.23:4 )) из рода Садока ( 1Пар.9:11 ). По почину Климента Александрийского , некоторые толкователи отождествляли его со священником Хелкиею, ( Иер.1:1 ), отцом Иеремии (Ейхгорн, Боген и др.), но против этого говорит как полное неупоминание книги пророка Иеремии о первосвященническом достоинстве отца пророка, так и то, что в Акафофе, родном городе пророка, жили священники не из линии Елеазара и Садока, а из линии Ифамара и Авиафара (ср. 3Цар.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.34:9 .  И пришли они к Хелкии первосвященнику, и отдали серебро, принесенное в дом Божий, которое левиты, стоящие на страже у порога, собрали из рук Манассии и Ефрема и всех прочих Израильтян, и от всего Иуды и Вениамина, и от жителей Иерусалима, 2Пар.34:10 .  и отдали в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, чтоб они раздавали его работникам, которые работали в доме Господнем, при исправлении и возобновлении дома. 2Пар.34:11 .  И они раздавали плотникам и строителям на покупку тесаных камней и дерев для связей и для покрытия зданий, которые разорили цари Иудейские. 2Пар.34:12 .  Люди сии действовали честно при работе, и для надзора над ними поставлены были Иахаф и Овадия, левиты из сыновей Мерариных, и Захария и Мешуллам из сыновей Каафовых, и все левиты, умеющие играть на музыкальных орудиях. 2Пар.34:13 .  Они же были приставниками над носильщиками и наблюдали над всеми работниками при каждой работе; из левитов же были и писцы, и надзиратели, и привратники. 2Пар.34:14 .  Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея. Сказанное здесь об обстоятельствах открытия «книги закона Господня, данной рукою Моисея» (ст. 14), о впечатлении, произведенном чтением ее на царя, имеет почти дословное сходство с ( 4Цар.22:3–13 ). О значении самого события см. комментарий к последнему месту в «Толковой Библии», т. II, с. 564–567. Частные отличия рассказа 2 Паралипоменон от повествования 4 Царств в данном разделе характеризуют большую документальность первого. Так, во ( 2Пар.34:8 ) и царь посылает в храм с серебром не одного писца Шафана ( 4Цар.22:3 ), а кроме того еще градоначальника (евр. сар-гаир) Маасею и дееписателя (докладчика, евр. мазкир) Иоаха, что, видимо, требовалось важностью поручения. В ст. 12 поименно названы надзиратели за производимыми в храме работами. В ст. 14 со всей конкретной точностью сообщается, что книга закона была найдена «когда вынимали серебро, принесенное в дом Господень» (в ( 4Цар.22:8 ) сказано общо: «книгу закона я (Хелкия) нашел в доме Господнем»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И чтобы ободрить и подкрепить Пророка, Он снова обнадеживает его Своею помощью, обещает укрепить его неодолимым мужеством против царей Иудеи, против князей и против священников ее, и против народа земли, сделать его против них так же крепким, как медная стена, от которой отражаются все стрелы неприятеля. «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не страшись их, чтобы я не поверг тебя пред ними. И се, Я поставляю тебя сегодня крепким городом, и железною башнею, и медною стеною, на всей земле сей, против царей Иудеи, против князей ее, против священников ее, и против народа земли. Они сразятся с тобою, но не одолеют тебя: ибо Я с тобою, говорит Иегова, Я буду избавлять тебя». Так Пророку в самом начале его поприща было открыто, с какими и сильными и многочисленными врагами он должен будет вести борьбу, и с самого призвания дана была ему непреодолимая сила, несокрушимая твердость, которую он неизменно сохранит до самого конца своего поприща. Впрочем, печальное поприще Пророк начинает при благоприятных обстоятельствах. Тринадцатый год Иосии был вторым годом предпринятого юным царем восстановления истинного богослужения и истребления усилившегося в предшествующие царствования идолопоклонства. Вступивши на престол после смерти отца своего, Амона, 8-ми лет от роду, и с детства преданный вере; отцов своих, Иосия на 20-м году своей жизни, в 12-й год своего царствования, смело и решительно объявил войну против господствовавшего в его царстве нечестивого служения богам сирийским, финикийским и египетским. Располагающий для своих благих целей обстоятельствами и случаями Промысл не умедлил вдохнуть благочестивому царю новую ревность к продолжению и довершению сего дела. На 18-м году своего правления царь послал Шафана, писца, к первосвященнику Хелкии, чтобы скопившиеся в храме от сбора придверников деньги передать надзиравшим за работами для исправления и украшения храма. Тогда Хелкия вручил ему найденную в храме книгу закона 6 , чтобы он прочитал ее перед царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

А в послании у Апостола Павла к Евреям есть указание, что иные умерли от меча, иные были побиты камнями, третьи сгорели в огне, а претрени быша. Претрени быша – это значит перепилены были. И вот думаю, что это таинственное такое, закрытое указание на кончину Исаии, мученика, мученическую кончину одного из величайших вообще людей, какие родились на земле; а что касается его книги, так это Евангелие до Христа. Исаия – Евангелист Ветхого Завета. Это, знаете, одна 53-я глава чего стоит – это апогей пророческого прозрения. Вот Голгофа была недавно – мы читали Двенадцать Евангелий – вот всё это он в 53-й главе и отразил: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (см. Ис. 53:9 ). Даже эту черту пророк Исаия отметил. Хорошо. После него стал царём сын его Аммон. Манассия – Аммон. Царствовал два года и был тоже . Продолжал политику своего отца, умер в результате заговора, и вот у этого Аммона рождается сын Иосия – один из самых благочестивых царей. Пишите: «Иосия». Давайте открывайте 2-ю Паралипоменон, находите – я сейчас вам скажу – 35-ю главу. И вот этот Иосия стал прибегать с восьми лет к Господу. В нём такое было настроение, состояние благодатное, что он с отроческих лет стал прибегать к Господу, а когда вошёл во власть, решил произвести окончательную религиозную реформу и очистить страну от всех капищ, от всех идольских, да, понимаете, изображений, очистить Храм, который пришёл в полное запустение, возобновить праздники Господни, совершить, как Езекия, Пасху. И вот, когда Храм очищали, нашли в мусоре, в потайном месте, Книгу Закона, – сказано, – Хелкия-первосвященник нашёл книгу Закона. Что это за «книга Закона»? Думают, что это Второзаконие. А в книге Второзаконие, в этом свитке, написано благословение и проклятие народу за его богоотступничество. Благословение – когда он верен, и проклятие – когда он будет отступником. И вот он эту книгу через Шафана-писца передал во дворец, и Иосия заставил эту книгу читать вслух. И когда стали читать эту книгу вслух – вот эти благословения и проклятия особенно, – когда посмотрели: да что же у них за жизнь, пятьдесят пять лет – это больше, чем полвека – отец, дед! и два года продолжал его беззакония отец. Как же они живут?! Он создал комиссию и направил её к Иерусалимской пророчице Олдане вопросить: что Господь сотворит с этим местом? Неужели эти прещения Божий исполнятся?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В такой обстановке продолжал свое существование «остаток» народа Завета при ближайших преемниках Манассии и Амона. ИОСИЯ (640 – 609). Религиозные реформы. 22, 1 – 23, 30. Пророки – Софония, Иеремия. Наум. Общие замечания. В противоположность своим нечестивым предшественникам Иосия, возведенный на престол в восьмилетнем возрасте, твердо шел путями Давида и оставил по себе память как самый благочестивый из иудейских царей (22, 1–2). Иосия продолжил и завершил религиозную реформу своего прадеда Езекии с целью уничтожения всех языческих культов и восстановления монотеистической религии завета в чистом виде. В восьмой год правления (632 до Р.Х.), когда, возможно, еще был жив Ашшурбанипал, но уже было ясно, что Ассирия утратила свою мощь, молодой Иосия лично отказался от почитания ассирийских богов и «начал прибегать к Богу Давида, отца своего»; через четыре года, «в двенадцатый год» правления (628/627), вероятно, во время скифского вторжения в Ассирию и др. страны, Иосия осторожно начал религиозную реформу в Иерусалиме и в Иудее ( 2Пар. 34, 6 ); «в восемнадцатый год» ( 4Цар. 22, 3 ), то есть в 622/21 до Р.Х., он считал себя независимым от Ассирии и распространил свою власть и религиозную реформу на территорию бывшего израильского (десятиколенного) царства. 22, 3–20. Ремонт храма и обнаружение книги Закона. В 18-й год правления Иосии (622 г. до Р.Х.) произошло событие, побудившее ревнителей монотеизма к более решительным религиозным преобразованиям: был предпринят ремонт храма, во время которого первосвященник Хелкия обнаружил «Книгу Закона». Через писца Шафана об этом было донесено царю. Чтение этой книги произвело огромное впечатление на благочестивого Иосию, пришедшего в ужас при виде того, насколько жизнь народа Господня, при его предшественниках Манассии и Амоне, уклонилась от заповедей Божиих, и какие страшные кары, предсказанные в Законе ( Втор. 28 ; ср. Лев. 26 ), ожидает его за это. В отчаянии Иосия разодрал свои одежды и обратился за разъяснением к пророчице Олдаме, которая подтвердила авторитет найденной «Книги Закона» и неизбежность праведного гнева Божия, предсказанного в ней, за грехи идолопоклонства и нераскаянность в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

27 Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. 28 Все они — упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, — все они развратители. 29 Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; 30 отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их. 8. Реформа в Иерусалиме (622 г.) (4 Цар 22.3–20; 23.1–3; Втор 12.2–7) В то время как Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640—609) вернула себе границы Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (в 630 г. он удалился от власти и в 628 г. умер) Иосия начал очищение страны от языческих храмов и занял северные области. В год нашествия скифов (622 г.) он предпринял религиозную реформу. 3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. 8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. 11 К огда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

—79— в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрёк через раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). „Печь железная“ – выражение, употреблённое в книге Второзакония 3390 ; благие слова, изречённые Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, даёт прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида, 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне ещё хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ). В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальную цитацию из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так-как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония (ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашёл в храме книгу закона и через Шафана писца передал её Иосии; когда Шафан прочитал её пред царём, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский 3391 . Впечатление, произведённое на царя чтением книги, и содержание её, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить —80— пасху, как написано в книге завета, потом истребил. вызывателей мёртвых, и волшебников, и терафимов, w идолов.., чтоб исполнит слова закона, написанные в книге, которую нашёл Хелкия священник 3392 . Предписание о пасхе есть во Второзаконии – гл. 16; постановление против вызывателей мёртвых, волшебников и пр. находится там же в 18 главе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальное цитирование из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны наказываться смертью отцы за детей, и дети не должны наказываться смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен наказываться смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония ( Втор.24:16 – ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашел в храме книгу закона и через Шафана писца передал ее Иосии; когда Шафан прочитал ее перед царем, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский ( 4Цар.22:3,8,10 –16). Впечатление, произведенное на царя чтением книги, и содержания ее, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить пасху, как написано в книге завета, потом истребил вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов.., чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник ( 4Цар.23:21 –24). Предписание о пасхе есть во Второзаконии ( Втор.16 ); постановление против вызывателей мертвых, волшебников и пр. находится там же в Втор.18 . Повествование книг Паралипоменон об Амасии и Иосии параллельно повествованию кн. Царств и сравнительно с последним не дает ничего нового, но в других местах сообщает много определенных указаний на целый состав Пятикнижия. В первых главах I-я книга Паралипоменон повторяет родословные списки книг Бытия, Исхода, Чисел; при описании распоряжений Давида касательно богослужения ( 1Пар.23 ) передает содержание книги Левит в таких выражениях, которые не оставляют никакого сомнения в том, что автор разумел именно эту книгу: и исчислены левиты.., чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом, и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячие, и в праздники по числу, как предписано о них ( 1Пар.23:27–31 ), – без сомнения, в книге Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Задача этих законов состояла, между прочим, в проведении резкой, непереходимой грани между истинными почитателями святого Иеговы и всем языческим и потому уже нечистым, затем в пробуждении сознания греховности и необходимости прощения со стороны святого и оскорбленного человеческими беззакониями Иеговы 13 . Окончательное соединение всех отдельных частей в одно целое – Пятикнижие и последняя редакция их последовали, как сказано, около 400 года до Р. Х. Таково было, по воззрению современной библейской критики, постепенное возникновение самостоятельных некогда частей Пятикнижия, главным образом его законов и последовательное осложнение, развитие последних, соответственно с ходом исторической жизни Израиля и согласно с законами эволюции. Еще в начале XIX века (1805 г.) де-Ветте пришел к заключению, что «книга закона», обнародованная при царе Иосии, в 621 году до Р. X., содержится в нынешней 5-й книге Моисеевой, или во Второзаконии. Это заключение де-Ветте основал, между прочим, на том обстоятельстве, что религиозная реформа, произведенная Иосиею, была, будто бы, осуществлением предписаний именно Второзакония. Представители современной критики признают заключение де-Ветте очень прочным и очень важным научным приобретением. По их воззрению, время возникновения «книги закона», или Второзакония, с точностью определенное, служит архимедовою опорною точкой для уразумения религиозной истории Израиля 14 , а вместе с тем для уяснения истории священной ветхозаветной литературы. В этом воззрении современной критики для нас заключается побуждение прежде всего остановиться на Второзаконии и посмотреть, действительно ли оно возникло так поздно, при царе Иосии. III. Время происхождения Второзакония: оно существовало до времен царя Иосии, как и прочие законы Моисеевы Отправным пунктом для суждений современной критики о времени происхождения Второзакония служит следующее повествование 4 книги Царств 22:3–17: «В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана,… писца, в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень… И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010