Теперь же, так как земля кругла: то мы пользуемся остатками света от солнца и тогда, когда оно освещает покатый бок земли, когда солнце, так сказать, бывает под горой и производит у нас зарю, как бы зарево огромного пожара. Заря эта бывает оттого, что лучи зашедшего или восходящего солнца, освещая покатый бок земли, освещают вместе с тем и воздух, находящийся около земли и подобно воде окружающий ее, и таким образом делают свет зари. Наблюдая за зарей, мы видим из постепенного уменьшения света, – из того, как он постепенно из светло-розового становится бледнее и бледнее, – что земля, точно, кругла, и солнце как бы скользит, шаг за шагом, ровно, по кругу. И известно, что это явление происходит от колесоподобного оборота земли, от ее круглоты. Смотря на облака, на закат солнца, видим то же; часто их бывает несколько рядов: один выше, другие ниже. Смотрите: солнце село, и мы не видим уже его; только верхушки зданий принимают еще на себя его последние лучи; между тем нижние облака еще багровы и верхние – также; а вот нижние потухли, как раскаленное железо, снятое с огня, но верхние облака еще златозарны; для них солнце еще не зашло: у нас уже сумерки, а там, в высоте, полный свет. Но вот, наконец, эти выспренние, златозарные облака стали также темными, т. е. и они также стали в тени земной; солнце низко опустилось под землей. Как очевидно из этого, что земля шаровидна! Но для чего я стараюсь доказать вам, что земля есть шар? Для того, чтобы в самом поразительном виде представить вам всемогущество Божие. Земля есть шар. Но для чего Бог устроил ее шарообразной? Для того, чтобы она обращалась около себя и около солнца. Итак, земля обращается в воздухе – в огромных пространствах, и, по словам церковной песни, висит на ничесом. Какая сила должна сдерживать ее в воздухе на ничем! Какая сила должна носить ее кругом около солнца, как легкий мяч? Как незначительна для Господа Бога земля наша! Как верны и истины слова Господа: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих» 137 , только подножие! Так бывает с землей и так она устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» 18 Июл 2023 Фото: gorthodox.com Казань, 17 июля. Этим летом будет освящена деревянная Михаило-Архангельская церковь в селе Архангельские Кляри Камско-Устьинского района — церемонию проведет митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Одновременно с последними приготовлениями к открытию храма решается вопрос о его передаче Казанскому Богородицкому монастырю. Кроме того, отреставрированный памятник истории и культуры середины XVIII века сменит свой статус — с этой целью провели историко-культурную экспертизу. Восстанавливать уникальный памятник деревянного зодчества, возведенный в селе Архангельские Кляри в середине 1750х годов, было решено в 2018 году — процесс доверили реставратору из Вологды Александру Попову . Храм аккуратно разобрали и вывезли для восстановительных работ в город Кириллов Вологодской области. Однако церковь, сохранявшаяся на протяжении почти трех столетий, едва не была утеряна из-за плохих условий хранения в разобранном виде на открытой площадке под дождем и снегом. Сообщалось, что ее фактически превратили в дрова. Как установили эксперты, в результате были утрачены деревянная лестница на колокольню, внутреннее декоративное убранство, деревянные полы, оконные рамы и церковные двери. Внешнее декоративное убранство и обшивка церкви имели следы загнивания. В Татарстане решили самостоятельно восстанавливать церковь, ее доверили мастерам казанской «Объединенной строительной компании». Осенью прошлого года на храме установили купола и приступили к внутренним отделочным работам. Возрождали храм на благотворительные средства и пожертвования прихожан. История церкви, названной в честь архангела Михаила, берет начало в 1757 году, когда ее построили на средства прихожан. Храм соорудили «кораблем», он имел двухсветный высокий квадратный в плане четверик с двумя разновеликими восьмериками над ним, пятигранный алтарь, трехстенный прируб трапезной в створе кафоликов, шаровидную главу в завершении. Было два входа — западный и северный. Северный — в стене кафоликона, был оформлен в виде пятичастного портала. В конце XIX века при храме открыли церковно-приходскую школу. К 1920 году в селе проживали свыше 400 человек, а к 2012-му, — всего 16.

http://azbyka.ru/news/mihailo-arhangelsk...

С вопросом о природе и движении неба в тесной связи стоит вопрос о виде Земли. Древность языческая и в этом случае не выработала твёрдого, определённого взгляда. На утвердившееся в науке со времён Евдокса и Аристотеля мнение о шарообразном виде Земли народ смотрел неодобрительно, принимая с большею охотою наивное мировоззрение Гомера, чем выводы математиков. Даже Платон сомневался относительно того, шару или диску подобна Земля, а Геродот уже прямо говорит, что он не может воздержаться от хохота, когда при нём говорят, будто море окружает Вселенную и что Земля кругла как шар. На этой же точке зрения стоят Плиний и Тацит. Поэтому не будет ничего удивительного и в том, если мы между Отцами и Учителями Церкви встретим защитников плоской формы Земли. А такие защитники, действительно, есть между ними. Так на основании некоторых мест из посланий Климента к коринфянам предполагают, что этот Отец не признавал Землю шарообразною. Также и Лактанций оспаривает мнение о шарообразном виде Земли, представляя эту шарообразность физической невозможностью. Мнение о плоском виде Земли принимают и учёные антиохийцы 4-го и 5-го веков: Ефрем, Диодор, Феодор Мопсуетский, Акакий Кесарийский, Иоанн Златоуст и Севериан, мыслят отношение неба к земной поверхности как отношение полушарообразной или совершенно плоской кровли к покрытой ею поверхности, следовательно, на всё мировое целое смотрят как на шатёр или палатку, ссылаясь при этом на слова Библии ( Ис. 40:22; 44:24 ), ( Евр. 8:2 ) и др. места. Севериан напр., изображает созданное в первый день высшее небо как верхнюю крышу, нижнее небо как потолок Земли. Солнце и звёзды, по представлению этого современника Златоуста, уходят на ночь не под землю, а за прикрывающую их подобно высокой стене область (τ βρρινα μρη) 21 . Косьма, прозванный за своё путешествие в Индию Индикоплевстом, написал «топографию христианского мира» с целью опровержения людей, полагающих, что Земля шаровидна. По его мнению, Земля четырёхугольна или, точнее, продолговата и подобна параллелограмму, которого большие стороны в два раза длиннее малых; поверхность её плоская; неопределённое пространство вод окружает эту равнину и образует внутри материка четыре водные вместилища: Средиземное море и Каспийское озеро, заливы Аравийский и Персидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

По данным историка и краеведа А.П. Никулова (согласно документам 1754 г.), последней настоятельницей Успенско-Преображенского девичьего монастыря была игуменья Мавра, монастырским священником был Иоанн Дагаев. После того, как обитель была упразднена Екатериной II в 1764 году, Преображенскую церковь разобрали, а вокруг Успенской церкви соорудили церковную ограду. Дальнейшая судьба игуменьи с сестрами неизвестна. В период правления Екатерины II происходят изменения в планировке и облике города. Особое внимание уделяется центру. Согласно плану, составленному в 1784 году, только Соборная Богоявленская и Успенская церкви остаются на своих местах (Успенская церковь располагалась в глубине от пересечения улиц Курской (ныне ул. Ленина) и Успенской (ныне ул. Октябрьская), в 53 метрах от Казанско-Николаевской церкви). Первоначально церковь Успения Пресвятой Богородицы была одноэтажной. 24 метра в длину, более 20 метров в высоту, 14,5 метров в ширину. Автор исторического очерка о Старом Осколе А.П. Синдеев указывает, что «по свидетельству летописи здание Успенской церкви вследствие многократных перестроек настолько изменено, что нетронутыми остались только его углы. До перестройки церковь имела удлиненную четырехугольную форму с одним престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы и высокую колокольню. Церковный купол имел конусообразную форму и покрыт был черепицею. Лавок кругом ее в то время не было, устраиваются же они старанием священника Иакова Белявского и старосты Дагаева в 1816 году, 1818-1820 годы, в 1825 году». Девятнадцатый век для Успенской церкви был богат событиями, связанными с перестройкой здания как внутри, так и снаружи. Известно, что стараниями священника Василия Васильева и церковного старосты Симонова в 1836 году перестраивается конусообразный купол в шаровидный. Чугунный пол заменяется деревянным. В 1870 году трудами священника Василия Вечеркова и церковного старосты Малахова старый иконостас был заменен новым деревянным резным четырехъярусным, покрытым золотом, с колоннами. Царские врата полукруглые с позолоченной резьбой. Четырехъярусная кирпичная колокольня примыкала к трапезе. Колоколов пять, и на одном из них была надпись: «1862 год, март месяц, отлит на заводе Ивана Ивановича Рыжкова в Харькове, весу 250 пудов 29 фунтов (4 т. 095 кг)» (Метрика Успенской церкви для получения верных сведений о древне-православных храмах. 1887).

http://sobory.ru/article/?object=60293

Динамическое ощущение композиции создавалось круглой колокольней, пристроенной с запада. Высокая, в двадцать семь саженей (57,5 м.), колокольня отстроена на одном фундаменте с церковью. Она имела несколько необычное конструктивное решение. Её поставили на толстые стены кирпичной кладки, на которые опирался столп звонницы, имеющий высокий ярус звона. Круглый столп завершался ярусом кокошников, на которых стоял круглый барабан с прорезными окнами и небольшим куполом, над ним возносился строгий шпиль из белой жести с крестом. Шпиль с крестом придавали колокольне мощную устремлённость ввысь. Кресты сделаны из меди и вызолочены червонным золотом, шаровидные основания их также золочёны. На колокольне повесили девять колоколов. Два из них - по величине - четвёртый и седьмой — с надписями: «приложен сей колокол к церкви святой великомученицы Ирины боярыней Анной Леонтьевной с детьми своими боярами со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 1800 году». Когда и кем пожертвованы эти колокола в шайтанскую Петропавловскую церковь - неизвестно. Колокольня отличалась хорошими акустическими свойствами. Далеко был слышен голос большого колокола. Он плыл над заводом, достигал неподвластных высот. От этого звона всё в душе ликовало и пело. Кресты пылали, стоило лишь солнышку пробиться сквозь уральскую хмарь, переливались в соседстве с дымными хвостами из труб заводских фабрик. Петропавловская церковь являлась крупным монументальным сооружением девятнадцатого века. Храм величаво вознесся на зелёном холме, как дворец, белоснежный и залитый солнцем. Церковь органично вписалась в местный пейзаж. Она как бы парила над поверхностью заводского пруда, отражаясь в спокойной воде. Строительство Петропавловской церкви, высокой и нарядной, было произведено в лучших традициях русского классицизма. Зданию характерна строгость композиций, лаконизм объёмов. Торжественная мощь отвечала вкусам и идеологии тогдашнего общества. Характерным в застройке являлась особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации здания. Фасад церкви оштукатурили и окрасили устойчивым земляным красителем с тёплым оттенком. На фоне стен четко выделялись декоративные элементы — колонны и другие архитектурные детали. Металлическая кровля была окрашена в зелёный — «малахитовый» цвет, что подчеркивало уральский колорит.

http://sobory.ru/article/?object=11464

Двусветное кубическое ядро храма завершает восьмилотковая кровля с небольшим световым восьмеричком под граненой главой. Полукруглый алтарь уже четверика с трехуступчатыми углами. Асимметричные фасады фланкированы лопатками. По краю наличников с ушами проходит полувал, аналогично оформлены и порталы. Обрамления окон завершаются подвышенной бровкой с заплечиками. Оригинальную крещатую форму с аркой в завершении имеет киот над порталом. Колокольня, современная церкви, была трехъярусной. Квадратные нижние ярусы имели барочный декор (лучковый изгиб промежуточного карниза под треугольным фронтоном нижнего яруса, наличники с ушами и раскреповками вокруг крупных окон второго яруса). Пластичные лопатки между гранями на восьмерике звона поддерживали полицу гуськовой кровли, увенчанной ярусной главой. На фасадах трапезной три одинаковых прямоугольных окна были заключены в узкие арочные ниши от цоколя. Над приделом с полукруглой апсидой поднимался довольно широкий глухой барабан с миниатюрной шаровидной главкой над сегментной грибовидной кровлей. В интерьере церкви сохранились профилированные штукатурные тяги вокруг проемов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. На рубеже XVIII – XIX веков в Хмелите было три храма. У самого въезда в парадный двор располагалась каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами во имя Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца с двухъярусной колокольней, построенная в 1759 г. Федором Алексеевичем Грибоедовым. Церковь возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку от нее на юг находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Стены сложены из особого узкого кирпича. Кирпич изготавливался на месте строительства храма крепостными крестьянами. Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов.

http://sobory.ru/article/?object=01247

великим князем Владимиром Александровичем. В 1890-х г.г. была поставлена часовня в северо-западном углу в честь " чудесного спасения " императора Александра III. Дата постройки: вторая половина XIX в. Ограда с двумя часовнями (северо-западной и юго-западной), двумя башнями (северо-восточной и юго-восточной), двумя воротами (северными и западными) и двумя калитками (южной и восточной). Территория комплекса Благовещенского собора по всему периметру обнесена невысокой оградой - кирпичными квадратными в сечении столбами на низком парапете, между которыми сделана металлическая решетка несложного рисунка. С запада, на центральной оси собора, и с севера, напротив колокольни, в линию ограды включены кирпичные трёхпролётные ворота. Арочные проемы (центральный выше боковых) увенчаны по центру глухими восьмигранными барабанчиками с луковичными главками. Ворота почти одинаковые по композиции, однако, средние пилоны западных ворот с внешней стороны украшены трехчетвертными колоннами. Кроме того, на западных воротах у боковых проемов отсутствуют венчающие барабанчики. Вместо них шаровидные главки с крестами поставлены на цилиндрические постаменты. В боковых проемах обоих ворот сохранились одностворчатые железные решетки, по рисунку напоминающие решетку ограды. В восточной и южной линии ограды устроены две одинаковые кирпичные калитки - повышенные арочные перемычки между двумя пилонами, завершенные восьмигранными барабанчиками. С внешней стороны пилоны обработаны прямоугольными нишами. Северо-западный угол ограды закрепляет кирпичная часовня. Квадратный в плане объем имеет с каждого фасада треугольные полуфронтоны в завершении. Восьмигранный глухой барабанчик луковичной главкой увенчивает композицию. На каждом фасаде расположено по одному арочному проему (с запада - входной проем, с севера и юга - окна, с востока - ложное окно). Окна обрамлены рамочными наличниками, над входом - киот. Углы часовни закреплены массивными лопатками. Внутри часовни сохранилась рама для иконы, приставленная к восточной стене.

http://sobory.ru/article/?object=06438

На рубеже XIX-XX веков старый «лещадный» пол сменился плиточным. В 1890 году усадьба Акулово принадлежала А. Н. Говоровой, а в начале XX века — С. И. Карзинкиной, в гостях у которой бывал И. И. Левитан. Усадебные строения нач. XX века, расположенные далеко от храма, сохранились. Сохранившаяся до наших дней, храм Покрова Пресвятой Богородицы прекрасно сохранил первоначальный внешний об­лик и убранство интерьера кон. XIX в. К южному фасаду пристро­ено небольшое помещение крещальни. В 1980 году был отремон­тирован подвал. Тогда же поновлена, а местами и написана вновь живопись в интерьере и на фасадах. Описание памятника: Покровская церковь расположена на северной окраине села Акулова. Северный фасад храма обращен к сельской улице и к стоящему через дорогу дому причта. Небольшая церковная терри­тория обнесена новейшей оградой с металлическими решетками на кирпичных столбах и парапете. Ворота расположены напротив главного входа в храм. На территории немного деревьев, поэ­тому памятник хорошо просматривается издали. Лучший вид на церковь открывается с востока, при подходе от пл. «Отрадное». Кирпичный оштукатуренный храм выстроен в стиле класси­цизма. Памятник принадлежит к центрическим в основе, двухколоколенным культовым сооружениям с идентичной обработкой фасадов. Невысокий односветный кубический объем увенчан круг­лым световым барабаном. Главный западный фасад акцентирован двумя цилиндрическими башенками колоколен. Над центральным куполом возвышается шпиль, несущий шаровидную главку с четырехконёчным крестом. Колокольни завершены аналогичными главками на конусах. В основании куполов колоколен помещены лучковые фронтончики с ложными люкарнами. Углы основного объема обработаны широкими штукатурными лопатками, частично рустованными. Центры фасадов подчёркнуты раскрепованными белокаменными пилястровыми портиками с фронтонами и спаренными крайними пилястрами. В центре портиков расположены входы в храм. На боковых фасадах они фланкированы окнами, на за­падном — аналогичными входными проемами, ведущими на колокольни, восточная алтарная стена прорезана только окнами. Композиции на боковых участках фасадов напоминают трехчастное окно в арочной нише, в котором световой проём лишь центральный. Па западе вме­сто центральных окон помещены киоты. Узкие окна, освещающие лестничные помещения, расположены между спаренными пилястрами западного портика.

http://sobory.ru/article/?object=00616

Потом само имя Оригена стало ненавистным. Часто защищали и предлагали, как несомненные, религиозные взгляды, буквально заключавшиеся у Оригена ; но коль скоро кто-нибудь указывал на источник этих взглядов, то тотчас же отступались от них, как еретических. 706 Подобные факты говорили о том, что учение Оригена в его системе не было ясно представляемо и что со временем вопрос об Оригене поднимется вновь. По свидетельству Либерата, спустя немного после Халкидонского собора, церковь снова начали волновать не только ереси несторианские и монофизитские, но и устаревшие заблуждения Оригена . Два монаха Новой лавры в Палестине выбрали из сочинений Оригена его важные ошибки и рассеяли их по всему Востоку, таковы: душа существует прежде своего тела и, быть может, согрешила еще на небесах; в воскресении, тела восстанут в круглой и шаровидной форме; мучения всех нечестивых людей и даже самих демонов будут иметь конец, так что все будут возвращены в прежний свой вид и состояние. 707 Вряд ли можно сомневаться в том, что своим возобновлением в Палестине после Халкидонского собора оригенизм обязан той школе, которую некогда основал в Кесарии Ориген . Уважение к личности великого учителя, сохранявшееся в кесарийской школе, было перенесено и на его сочинения; плодом чего явилось распространение среди палестинских христиан ошибочных эсхатологических воззрений Оригеновой догматики. В житии Св. Евфимия говорится, что он неоднократно и долго противостоял единомышленникам Оригена , которых было много вообще в Палестине, а особенно в местностях около Кесарии и которые под видом благочестия, часто приходили к нему. В борьбе с этими последователями Оригена Св. Евфимий поступал, как лев с лисицами; был так непобедим в словах, что нельзя было не согласиться с ним, ибо доказательства его, приводимые из Св. Писания, были весьма сильны и разумны и производили то, что упомянутые противники веры постыжались от своего похваления. 708 Борьба Св. Евфимия с бреднями кесарийских оригенистов велась преимущественно из-за двух пунктов догматики Оригена : учения о преждебытии и восстановлении. Он, по словам монаха Кирилла, всячески опровергал вымышленное ими предсуществование и следующее за ним чудесное востановление и клеймил возникавшие из этих пунктов безбожные и нечестивые учения. 709

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72. У Дильса тут, собственно говоря, некоторое колебание. Хотя принимаемый им греческий текст и не дает никаких для того оснований, он все же от себя прибавляет в переводе в скобках " das Eine " — как подлежащее к тому, что " согласуется само с собою " . 73. Заметим, что фрагмент Гераклита В 103 " В окружности начало и конец совпадают " тоже по своему смыслу выходит далеко за пределы геометрии, давая символическое учение о круговороте бытия вообще. 74. По Фалесу (А 23) " бог есть разум мира " и " божественная сила пронизывает даже первичную влагу, являясь ее движущим началом " , по Пифагору (В 15), " бог ум и есть движущая эйдетическая причина " ; по Ксенофану (А 1) божество есть, " ум, мышление и вечность " (ср. В 24), и оно " без усилия силой ума все потрясает " (а по другому чтению, " всем правит " — совсем как у Гераклита) (1 25); у Анаксагора (А 48) " божественный ум " " привел " все вещи " в порядок " , так что Анаксагор " считал богом миротворческий ум " , и даже " наш ум есть бог в каждом из нас " (ср. у Гераклита в 119: " Характером для человека является демон " ), а, кроме того, этот ум (В 12) " бесконечен (другое чтение " прост " ), самодержавен и не смешан ни с одной вещью (ср. у Гераклита В 108 об " отрешенности от всего " мудрости), но только он один существует сам по себе " ; по Демокриту (А 74), " бог есть ум в шаровидном огне " , что, наоборот, есть аналогия к гераклитовскому отождествлению ума и огня. 75. К.Рамну. Ук. соч., 70 — 85, 102 — 106. 76. См. указанную выше работу, стр. 258 — 281. 77. Маковельский неправильно переводит тут hybris как " самомнение " . На самом же деле hybris по–гречески имеет более активный смысл (этим словом, например, именуется вина героев в трагедии или нахальство мужчин в отношении женщин). 78. См. указанное выше сочинение, стр. 353. 79. Необходимо обратить особое внимание на самый этот термин Cthos. Обычно переводят это слово " нрав " , " характер " . Но дело в том, что " характер " указывает на волю человека, на тип его поведения, а в дальнейшей античной эстетике и искусствознании слово это означает попросту " стиль " . Поэтому надо исключить тут у перевода волевой момент и подчеркнуть момент смысловой, так что в общем следует похвалить и Г.Дильса, и Б.Снелля, предлагающих для этого слова перевод Eigenart, т.е. " своеобразие " . Мы бы перевели " индивидуальность " , " индивидуальный характер " .

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010