3. Обзор семи искусств Надо сказать, что эти семь свободных искусств представлены у Марциана Капеллы в своем буквальном античном содержании и потому с философско–эстетической точки зрения носят ярко выраженный формалистический характер. В III книге, посвященной грамматике, мы читаем, что грамматика есть учение о звуках, буквах, слогах, частях речи, склонении, спряжении, исключениях из правил. В таком содержании грамматики, конечно, нет ничего формалистического. Но для философско–эстетического подхода здесь ничего нельзя найти, кроме формализма, причем интересно, что, по–видимому, и сам автор это хорошо понимает. В конце книги (326) Минерва заставляет Грамматику прекратить ее речь, так как эта речь нагоняет скуку. С точки зрения истории науки грамматика, излагаемая у Марциана Капеллы, нисколько не выходит за рамки тогдашней школьной традиции. Исследователи это уже давно заметили. В IV книге Диалектика рассказывает о себе, что она есть учение о роде, виде, специфическом отличии, о существенном и несущественном признаке, об определении и разделении. Другими словами, это есть то, что мы сейчас называем формальной логикой. Дальше Марциан Капелла относит к диалектике учение о способах наименования, омонимах и синонимах, многозначности слов, о предметах наименования, качестве, количестве, соотносительных словах, о предикации, о суждении и его видах, силлогизме и его видах. Итак, диалектика Марциана Капеллы – это есть самая настоящая и вполне выдержанная аристотелевская формальная логика. Риторика, выступающая в V книге, есть не что иное, как дальнейшее развитие диалектики. Говоря вообще, риторика есть искусство составления и произнесения речей. Никакой оригинальности в построении этой науки (как, впрочем, и диалектики) у Марциана Капеллы исследователи не находят. В VI книге рассматривается геометрия, которая, в основном, не является геометрией в узком смысле слова, а, скорее, географией – обсуждается форма и положение земли, то есть ее шаровидность, пребывание в центре космоса, ее повсюду одинаковое расстояние от окружающего ее, и тоже шарообразного, неба. Указываются и разные места на земле – пять поясов, Средиземное море с его " заливами от Испании до Азовского моря, Северная Европа, Африка и Азия до Индии. Сюда же присоединяется и рассуждение о геометрии в узком смысле слова, то есть об умственно данной арифметике и оптически данной геометрии.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

И известно, что это явление происходит от колесоподобного оборота земли, от ее круглоты. Смотря на облака по закате солнца, видим то же; часто их бывает несколько рядов: одни выше, другие — ниже. Смотрите: солнце село, и мы не видим уже его; только верхушки зданий принимают еще на себя его последние лучи; между тем нижние облака еще багровы и верхние — также; а вот нижние потухли, как раскаленное железо, снятое с огня, но верхние облака еще златозарны, для них солнце еще не зашло; у нас уже сумерки, а там, в высоте, полный свет. Но вот наконец эти выспренние, златозарные облака стали также темными, то есть и они также стали в тени земной; солнце низко опустилось под землею. Как очевидно из этого, что земля — шаровидна! Но для чего я стараюсь доказать вам, что земля есть шар? Для того, чтобы в самом поразительном виде представить вам всемогущество Божие. Земля есть шар. Но для чего Бог устроил ее шарообразною? Для того, чтобы она обращалась около себя и около солнца. Итак, земля обращается в воздухе — в огромных пространствах, и, по словам церковной песни, висит на ничесом. Какая сила должна сдерживать ее в воздухе на ничем! Какая сила должна носить ее кругом около солнца, как легкий мяч? Как незначительна для Господа Бога земля наша! Как верны и истинны слова Господа: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Ис. 66,1), только подножие! Так бывает с землею и так она устроена. Но по тем же законам сотворены и светила небесные: и они все также повешены на ничесом, или ни на чем. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Но больше всего нас удивляет это светозарное светило. Один светильник засветил Ты, Боже, для всей земли и — для всех достаточно его света; никто не имеет надобности требовать — подвинуть его ближе к себе, чтобы свет был ярче: везде и всякому оно одинаково ярко светит: царю и подданному, богатому и бедному, сильному и слабому, праведному и грешному. Мало того, что светит: оно еще и греет, и животворит всех и все; дар всем одинаково дается: никто не обижен.

http://predanie.ru/book/220033-katehizic...

Деревья, которые планируется размещать поодиночке, должны иметь красивый внешний вид в течение всего года. Идеальными являются древесные растения, которые выглядят эффектно несколько раз в год: так, декоративные яблони весной несут обильное цветение, а осенью украшаются яркими плодами. Многие декоративные клёны подкупают игрой цветов листьев, начиная от всходов и заканчивая осенней окраской. Наконец, завершают картину древесные растения, которые хорошо смотрятся даже зимой, такие как татарский кизил (Cornus alba) с его кроваво-красными ветвями или коричный клён (Acer griseum) с его ярко-красно-коричневой корой. Преимуществом для всех групп древесных растений являются вечнозелёные растения. Весной и летом они приносят спокойствие среди разноцветных цветущих кустарников, зимой они дополняют сад в виде зелёных островков. В то время как большинство лиственных вечнозелёных растений, таких как бук, падуб и вишнёвый лавр, можно хорошо обрезать. Среди хвойных деревьев только тис хорошо переносит интенсивную обрезку. Чёткие геометрические формы обычно привлекают внимание. Вы добьётесь этого эффекта в первую очередь с помощью шпалерных лип, платанов с кроной в виде плоского зонта и садовых бонсай. Тем не менее, вам придется регулярно обводить их контуры ножницами, что требует значительных затрат времени, которые нельзя недооценивать. Шаровидный клён и шаровидная белая акация также привлекают внимание своей необычной формой кроны, что делает их популярным элементом дизайна сада. Создание сада: планировка клумб Клумбы в саду отличаются большим разнообразием цветов и форм. Вот почему дизайн — это королевская дисциплина всех любителей растений. Однако для начала нужно найти правильную форму для декоративных грядок. Классические английские клумбы обычно тянутся по прямой вдоль границы сада: это способствует чёткому разделению участка на клумбу, газон и мощёную территорию. Тем, кто предпочитает органические, плавные формы, по возможности широко расставьте края клумбы. С другой стороны, слишком крутые повороты и углы обычно выглядят слишком вычурно. Несколько иная тенденция — это так называемые островные клумбы. Они свободно отделяются от стены дома или границы сада и располагаются посреди лужайки или тротуара.

http://azbyka.ru/garden/sozdanie-sada-so...

Познается это бытие не чувственными ощущениями, а разумом. Мышление поэтому у Парменида вполне соответствует бытию: " Одно и то же мыслить и быть " (В5). Однако было бы ошибкой усматривать в этих знаменитых словах Парменида формулировку тезиса немецкой классической философии – тождества бытия и мышления. Здесь утверждается только соответствие мышления бытию, а вовсе не сведение бытия к одной мыслимости. Бытие у элейцев абсолютно объективно. Оно служит у них принципом оформления чувственной текучести, принципом познания материального мира как организованного, закономерного и определенным образом познаваемого. Характерно, что один и тот же фрагмент (Парменид, А22) говорит и о ложности ощущений, и о связанности их с миром становления, и о вечности и неподвижности вселенной, и о происхождении земли из уплотненного воздуха. И тут нет ровно никакого противоречия, а лишь единая и цельная концепция, не имеющая ничего общего ни с каким субъективизмом и ни с каким дуализмом. В другом фрагменте (А23) читаем, что " вселенная едина, вечна, не имела возникновения и шаровидна " и что началами бытия являются огонь и земля: огонь – как движущая причина, земля – как пассивная материя. Аристотель (А24) прямо говорит об этих двух началах у Парменида как о началах внутри бытия; и для него нет ничего удивительного в том, что элейцы проповедуют одновременно и лишенный множественности мир бытия и вполне множественный, подвижный мир чувственных ощущений. Наоборот, в единстве того и другого он находит целость и совершенство, потому что не существует ничего такого, чего не хватало бы парменидовскому единому, или бытию, или что существовало бы отдельно от него (А27). " Единое есть все, взятое в своей совокупности " , так что " бытие имеет середину и концы " , а " правда не выпустила из своих оков рождения и смерти, но [крепко] держит их " (В8). Если элейцы говорят о непрерывности и нераздельности бытия, то этим они хотят подчеркнуть лишь то, что бытие всегда может употребляться только в одном и том же смысле слова.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Далее, атомисты говорили, что AN отличается от NA порядком, и, таким образом, в самое понятие атома вносили момент его внешней ориентированности среди других атомов, или момент его с ними соотношения. Наконец, если букву N мы положим на бок, то получим другую латинскую букву, именно Z. Этот момент в атоме имел название " поворот " и свидетельствовал о том, что атомисты обращали очень большое внимание на последовательность элементов внутри самого атома, так сказать, на систему их отсчета или на его направление. 06 этой структурно–числовой природе атома читаем в 67 А 6. 7. 9. 11; 68а 38 (Маков. 48. 49); 41 (Маков. 52); 44 (Маков. 55); 45 (Маков. 56); 47 (Маков. 77); 67 А 32 (Маков. 88); 68 А 135 (Маков. 121). У Демокрита даже " все формы состоят из пирамид " (Маков. 54). Неудивительно поэтому, что и в огне Демокрит нашел шаровидность и связал с этим прочие стихии (Маков. 201), не исключая и самой души (Маков. 244. 247). Таким образом, основным принципом определения атома является принцип структурно–числовой, т.е. атом определяется тем, как расположены его элементы внутри него самого, какой из этих элементов нужно считать первым и в каком структурном взаимоотношении находится весь данный атом с другими атомами, которые его окружают. В сравнении с этим два других свойства атома, которые иной раз попадаются в источниках, являются вполне второстепенными и третьестепенными. Именно, атомам свойственны те или иные размеры, та или иная величина. Но этим атомисты вовсе не определяют природу атома, а только указывают на тот участок бытия, которым охватываются атомы, т.е. в том случае, когда этот участок бытия мыслится цельным и неделимым. Ничего не определяет в атоме также и его вес, указание на который тоже попадается в источниках. Само собою разумеется, если атом действительно материален, то он должен иметь любые размеры и любой вес. Первичным, однако, определением атома является его числовая структура, которая уже не зависит ни от размеров, ни от веса атомов. В весе и тяжести атомов – 67 А 24; ср. у Маков. 171. 172. 174. 176. 191. 192. 267. Имеется источник, гласящий прямо о невесомости атомов у Демокрита и о принадлежности учения о весе атомов только последователям Демокрита (68 А 61, Маков. 81) и Эпикуру (68 А 47, Маков. 77). С другой стороны, имеются сведения не только о весомости атомов у Демокрита, но и зависимости веса атомов от их размера (А 60, Маков. 80; А 135, Маков. 121). Уже эта неустойчивость сведений о размерах и весе свидетельствует о нехарактерности этого учения для Демокрита .

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

   Доказать пламенением воздуха, отражением лучей солнечных при закате и по закате на облаках и на самом воздухе вокруг небосклона шаровидность земли; склонением воды — тоже, именно: как суда опускаются как бы в яму, чем дальше от нас удаляются.    † Объяснить с течением времени все ирмосы, в коих есть много прекраснейших, возвышеннейших мыслей и чувствований христианина; вообще все, что читается и поется в Церкви.     Слова: Об Ионе. — «в рукописи вписаны карандашом.» «Конец фразы в рукописи не поддается прочтению. Текст:» Небесная   каждый день... — в рукописи перечеркнут.    Говоря о постепенном возрастании растений и животных: о том, как они растут, стареют и умирают, — сказать, что и человеческое тело подлежит тому же закону, только тело мира не стареет, а тело всякого животного, как вместилище маленькой, частной жизни, непременно стареет и умирает.    Если тяжело для мысли читать утренние и вечерние молитвы стоя — в прямом положении, то читай, склонив голову на кресло: это способствует сосредоточению, свободе и ясности мыслей.    Этакая радость, этакое блаженство после причащения: так вот на небеса и улетел бы. Слава Тебе, чудному Богу нашему! Чтобы никогда не забывать такого дара, я счел за нужное записать это для убеждения своего в истине дара и на будущее время.    Действительность и очевидность Промысла над людьми видна из того, между прочим, что Бог посещает иногда людей такими болезнями, которые между людьми очень редки и необыкновенны и прямо указывают на перст Божий самою своею необычностию: например, когда человек целый десяток лет страдает без движения и без ума.    Говори чаще Господу Богу: «Боже! Милостив буди мне, грешному, лукавому, неверному, злобному».    Что ты весь Божий — в этом не надобно убеждать тебя. Самое начало твоего бытия — рождение твое было делом Божиим: чувственного света ты удостоен для того, чтобы с течением времени удостоить тебя умного света. Все о имени Божием совершено было над тобою: все христианские обряды.    Богатые! Исчисляющие тысячи и миллионы своих денег! Умудрились ли вы когда в исчислении, какой самый должайший век человеческий и как число лет вашей жизни, положим, самое большое, относится к числу вашего капитала? Далее, от огромных чисел вашего капитала переходили ли вы к мысли о бесчисленности блестящего металла во всех земных государствах, не говорю: в недрах земли, — а в руках подобных вам людей? А эта бесчисленность, впрочем, только бесчисленность для нас, — не приводила ли вас к мысли о иной бесчисленности, например, бесчисленности лет — не здешних, земных, а небесных, и думали ли вы приобресть это несметное богатство — не денег, не этих тленных игрушек, — а лет блаженства вечного Царства Небесного? — Стоит подумать об этом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Начнем с земли: вы видите, как она велика и как на ней много всякой твари — живой и бездушной. Смотря на землю во все стороны, вы замечаете, что она как будто плоска; на самом же деле она кругла, как шар: землеописатели дознали это как нельзя вернее, да и мы сами можем в этом увериться. Вы бываете часто у моря — смотрите вдаль за отходящими кораблями или паровыми судами. Сначала вы видите все судно, но чем дальше оно уходит, тем больше сокрывается от вас низ судна, так что наконец вы видите только паруса или один дым от парового судна, а наконец и это исчезает, как будто бы судно опустилось в яму. Отчего это так бывает? Именно оттого, что земля шаровидна. Если же она кажется нам с первого взгляда плоскою, то это оттого, что мы в сравнении с землею очень малы, а земля — слишком велика и при величине ее покатость ее нам, ничтожным, незаметна. Итак, братия, земля кругла. По всей земле — в океанах, морях, озерах, реках и в других местах — разлита вода, которой так много, что суши на земле только одна третья часть; на суше есть множество высоких гор, которых вершины часто теряются в облаках и покрыты льдами, а у иных гор вершины по временам страшно горят и выбрасывают из себя раскаленные камни и горящую серу. Плоская суша земли, равно как и горы и долины, большею частию покрыта лесами, кустарниками и всякими мелкими растениями. Землю со всех сторон окружает воздух, тонкая, легкая, жидкая и прозрачная материя. Везде вы видите жизнь и довольство, наслаждение жизнию; на суше вы видите людей, животных четвероногих, пресмыкающихся, в воде живут бесчисленные породы рыб и других водяных тварей; в воздухе видите парящих птиц, насекомых, которые, носясь в воздухе, живут и на земле. Мир Божий полон жизни, так что род человеческий в сравнении с другими тварями по числу своему составляет самую незначительную часть земного населения. Так много тварей на земле. Но наша земля, с бесчисленным множеством разнородных ее обитателей, у Господа Бога есть только один из самых небольших шаров. — Смотря на небо днем или в ясный вечер, вы видите, что круглое, светозарное светило ежедневно, как заведенные часы, ходит от востока к западу. Луна делает противный ход и всегда является на смену солнца вечером; круглые, светлые звезды постоянно являются вечером в известном месте и к утру — в другом, хотя не все. И на небе везде видим движение: все движется издавна до нас, до наших отцов и прадедов, целые тысячи лет — и все так стройно, прекрасно, с пользою для нас, земнородных. — Движение всего мира есть как бы чудная какая-то игра, в которой стройным, дружным хороводом беспрерывно ходят как земля, так и светила небесные, никогда друг друга не покидая, друг другу помогая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Как вы уже, наверное, догадались по названию, в этой статье мы поговорим об астре. Это удивительный по разнообразию форм и богатству окрасок цветок. Соцветия астр могут быть простыми, полумахровыми и махровыми, среди них есть трубчатые, венечные, кудрявые, лучевые, игольчатые, полусферические и шаровидные. Палитра окрасок — от белой, всех оттенков розовой, малиновой, ярко-красной до почти чёрной; множество тонов синего — от нежно-голубого и лилового до тёмно-сиреневого и фиолетового; существуют сорта с кремовыми и жёлтыми соцветиями. Немного ботаники Астра — это название двух родов растений, Aster и Callistephus, относящихся к семейству сложноцветных, или астровых. Представители рода Aster, а их около 200 видов, — преимущественно многолетние растения. Их сажают гораздо реже и всего несколько видов. А вот растения рода Callistephus, который включает всего один вид (астру китайскую или однолетнюю) выращивают чаще всего. Астры китайской насчитывается около 4000 сортов. По срокам цветения сорта астр делятся: на ранние, которые цветут с начала-середины июля до сентября; средние – цветущие с конца июля-начала августа до октября и поздние – цветущие с середины-конца августа до первых заморозков. Условия выращивания астры Астра однолетняя светолюбива, холодостойка и переносит заморозки до 4°С. Она предпочитает некислые почвы, богатые органикой, открытые, солнечные места, но и в лёгкой полутени декоративность не теряет. А вот засуху, избыток влаги, свежий навоз переносит плохо. Это может привести к поражению растений фузариозом. Также не рекомендуется высаживать астры после гладиолусов, тюльпанов, гвоздик и возвращать на прежнее место раньше чем через 4–5 лет. Самые лучшие предшественники — календула и бархатцы. Посадка астр Астру размножают только семенами и выращивают двумя способами. Это посев семян в открытый грунт и в теплицы на рассаду. В открытый грунт семена астры можно высевать как под зиму (октябрь-ноябрь), так и весной (в середине – конце мая, можно и раньше, если позволяют климатические условия). Рассмотрит подробнее все способы посадки. Посев в открытый грунт весной

http://azbyka.ru/garden/astry-vyrashhiva...

Таким образом, праздничная трапеза должна, по мнению поэта, рождать в человеке светлые мысли и чувства; радуясь в кругу друзей, он обязан помнить, что Бог — источник жизни, что он помогает людям «творить правду». Это — лучшая жертва во славу Божества.   Отмечая этот «библейский» характер взглядов Ксенофана, следует тем не менее помнить, что сходство еще не означает тождества. Греческий мудрец, возвещая единство Божие, ставит других богов как бы на низших ступенях небесной иерархии, в то время как современник Ксенофана Исайя Второй знает, что над миром есть лишь один Бог и «нет иного» (Ис 45, 4). По-другому понимал Ксенофан и отношение Бога к природе. Мысль о высшем Начале для него неотделима от созерцания зримого небосвода, чей необъятный простор казался ему реальным Богоявлением. Отсюда учение о Боге как о Существе Всеедином. Оно «срослось со всем» и объемлет вселенскую Сферу. «Все едино и неизменяемо, и это есть Бог, никогда не рожденный, вечный, шаровидный». Эти слова вызывали впоследствии недоумение Аристотеля, которому мысль о телесности Божества казалась нелепой. Между тем учение Ксенофана было вполне последовательно. Признав, что Бог есть «все» («ген кай пан»), он уже не мог увидеть различия между Ним и природой. В этом колофонец — верный ученик милетских натурфилософов и Пифагора, которые также не сознавали этого различия. Для Ксенофана Бог есть как бы душа мира: Видит он весь, весь мыслит, весь слышит, Но, без усилья, все потрясает он духом разумным, Вечно на месте одном неподвижно он пребывает, Двигаться с места на место ему непристойно. Итак, перед нами пантеистический монизм, свойственный Упанишадам, но с той лишь разницей, что брахманы рассматривали мир как временное воплощение трансцендентного Бога, а для Ксенофана Высшее было целиком и навечно включено в бытие. Но как бы то ни было, учение греческого рапсода было смелым и радикальным для того времени. Предшественники Ксенофана, отойдя от народной религии, пришли лишь к мысли о некой единой Первооснове космоса. Ксенофан же совершил «коперниканский переворот», признав эту Первооснову Божеством, которое надлежит чтить людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Кактусы рода эхинопсис дают впечатляющие и эффектные цветы в форме трубы, которые могут вырасти до 25 сантиметров в длину и вырасти до десяти сантиметров в диаметре. Они появляются несколькими вспышками, примерно с апреля до конца лета. Бутоны обычно раскрываются только поздно вечером и на ночь, затем закрываются на следующее утро и снова раскрываются днём. Эта процедура длится несколько дней за одно цветение. Эхинопсис не следует путать с «королевой ночи», змеиным кактусом, который также цветет ночью. Дикий вид цветет белым, иногда с оттенком розового. Но при разведении и скрещивании с другими кактусами появляются и другие цвета. Плоды Цветки дают шаровидные или яйцевидно-продолговатые опушенные плоды. Они часто лопаются неравномерно, обнажая маленькие черные семена, которые плотно прилегают друг к другу. Условия выращивания эхинопсиса Свет Достаточно вспомнить, что на родине эти кактусы растут в пустынных жарких местах под ярким солнечным светом, чтобы понять, какие условия необходимо создать растению в квартире. Для оптимального роста необходим подоконник южного окна. Можно выращивать на окнах восточной или западной ориентации. Главный принцип для цветовода – обеспечить ему обилие солнца. Прямое солнце необходимо для правильного развития и цветения. Он не боится даже обилия солнечных лучей в полуденные часы. Как известно, светолюбивые растения, попав в тень, в поисках света начинают вытягиваться. Эхинопсис вдали от окон тоже будет искать свет, из-за чего его ствол будет деформироваться, принимая уродливые формы. По этой же причине горшок с кактусом нужно регулярно поворачивать, чтобы ствол растения не изогнулся в одну сторону. Температура Второе по значимости правило для цветовода — обеспечить эхинопсису правильную температуру. На весенне-летний период кактус хорошо развивается в обычных квартирных условиях. Отлично переносит летний зной. В это время нежелательно содержание растения при температуре ниже 25°C. Это относится к комнатам с кондиционером. К концу осени и до весны необходимо содержать в прохладе. Сквозняка не допускайте и следите, чтобы растение не перемерзло. Температура зимнего содержания — +5°… +8°C. При нарушении этих правил эхинопсис не цветет и растет кривым. Субстрат

http://azbyka.ru/garden/ehinopsis-zelyon...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010