Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать. И.Н. Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: " Ис. Хс. " , потом надпись: " Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим " . Из трех других плит на одной можно прочесть: " 7173... преставися раб Божий Арзамасской " ; на другой: " 7194... раб Божий священноиерей Иосиф " ; на третьей: " 7178... священноиерей... схимонах " ; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: " Царь славы, Ис. Хс. " , а потом следует: " Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря... " К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04942

Ильинский храм (Мамонтово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь во имя пророка Ильи на Ильинском погосте, " что на Муравьищах " , построена на месте деревянной церкви XVIII века. Поставлена на средства прихожан в первой четверти XIX века. Ильинская церковь стоит на высоком берегу реки Шерны и представляет собой великолепный ансамбль, сохраняющий черты позднего провинциального классицизма с элементами эклектики. Содержание История [ править править код ] В начале XVII столетия в дворцовой Куньевской волости на погосте Муравьищи у реки Шерны находилась «исстари построенная» церковь во имя пророка Илии. В 1734 г. «велено вместо сгорелой построить вновь» деревянную церковь с тем же престолом. В Муравьищах была и деревянная церковь святого великомученика Георгия, построенная в 1758 г.; богослужения в ней прекратились в 1921 г. Рядом с Ильинским погостом на Муравьищах образовалась деревня Мамонтово. Постепенно деревня слилась с погостом. Каменный храм во имя пророка Илии построен в 1820 г. на пожертвования прихожан. В нем устроены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая. Здание и внутреннее убранство храма с высоким иконостасом величественны и очень красивы. В 1908 г. в главном алтаре сооружены из плит белого мрамора престол и жертвенник, в память усопших братьев Казанцевых, вероятно, бывших жертвователями храма. Церковь представляет собой великолепный ансамбль, сохраняющий черты позднего провинциального классицизма с элементами эклектики. Ансамбль церкви состоит из высокого трехсветного храма, низкой трапезной и трехъярусной колокольни, обнесенных оградой, которая поставлена во второй половине XIX века. Четверик имеет сильно выдвинутую алтарную апсиду и фасады, перерезанные на половине высоты ионическими портиками. Верхняя часть фасадов декорирована рустом, над средним пряслом возвышается полукруглый фронтончик. Необычно пятиглавие храма: шаровидные главки покоятся на цилиндрических барабанах, имитирующих световые. Центральная глава приподнята на высокой кровле, боковые отодвинуты к самым углам и поставлены на кубические основания. Фасады трапезной декорированы пилястрами.

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

На персях Божией Матери в воскрилии передней части фелони ее сидящий в белом хитоне с златой хламидой через левое рамо, десницей благословляющий, а в шуйце имеющий шаровидную державу, Спаситель. По карнизу сени строчная надпись слов Соломоновых: Η ΣΟΦΙΑ ΩΚΟΔΟΜΗΣΕΝ ΕΑΤΤΗ ΟΙΚΟΝ, ΚΑΙ ΤΠΗΡΕΙΣΕ ΣΤΤΔΟΤΣ ΕΠΤΑ (премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь). Над сенью вверху изображен в лучах наклонившийся и благословляющий Бог Отец, от уст коего по лучам в правую сторону написаны Давидовы слова (псал. 74. ст. 4): аз утвердих, а в левую столпы ея. Пониже Бога Отца над верхом сени в светозарных облаках Дух Святой окружен светлыми лучами, и должайние лучи простираются над главой Богоматери. По обеим сторонам Бога Отца над сенью же семь крылатых ангелов; от правой стороны Михаил в руке с пламенным мечем, Уриил с молнией, вниз пущенной, и Рафаил с алавастром мира; от левой стороны Гавриил в руке с лилейной цветочной ветвью, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом и Варахиил с пуком цветов на белом платке 36 . Пред Божией Матерью на ступенях амвона стоят праотцы и пророки; от правой стороны на третьей от верхней облачной, под ногами Богородицы находящейся, пророк Моисей с двойной скрижалью в обеих руках, и правой руки перстом указует на надпись на скрижалях: радуйся скрижали Божия, в нейме перстом Отчим написал слово Божие. На четвертой ступени Аарон в первосвященнической ветхозаветной Церкви митре и облачении, в правой руке держащий жезл прозябший, а левой указующий на ступени под ногами Божией Матери; на шестой ступени Давид в царском венце и мантии с горностаевым воротником и такой же подкладкой, держащий в обеих руках Ковчег Завета. С левой стороны от подножного Богородицы облака на третьей ступени против Моисея пророк Исайя с хартией на левом раме, левой же рукой придерживаемой, правой указующий на надпись хартии: се Дева во чреве приимет и родит Сына в нарекут имя ему Еммануил. На четвертой ступени против Аарона Иеремия, в правой руке держащий свиток, а левой указывающий в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

фасад здания, украшенный традиционными для XVII в. лопатками и полуколонками, фризами и ширинками, разнообразными узорными наличниками окон и нишами-киотами, карнизами и кокошниками. Великолепны нарядные перспективные порталы с колонками, оформляющие проезд и боковые входы. В XVIII в. обитая белым железом луковичная глава была заменена на железную шаровидную, деревянный крест - на ажурный металлический. Во 2-й пол. XIX в. с юж. стороны к храму были пристроены палатки и одноэтажные больничные кельи. В 1695 г. по грамоте Великоустюжского архиеп. Александра на сев.-вост. стороне мон-ря, при больничных кельях, была построена каменная ц. во имя Всех святых, одноэтажная, с небольшой полукруглой апсидой. В 1786 г. храм был перестроен в домовую церковь архимандритов мон-ря: устроены проходы во внутренние покои, к зап. стене пристроены хоры. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. По храмозданной грамоте архиеп. Великоустюжского Иосифа (1710) над могилой прп. Киприана Устюжского в 1711 г. была построена небольшая ц. в честь Преполовения Пятидесятницы. По богатству декоративного убранства фасадов ц. Преполовения Пятидесятницы уступала др. устюжским храмам нач. XVIII в. Пилястры в простенках между окнами и по углам были уравновешены 2 горизонтальными валиками вдоль всего фасада над и под окнами, дополнительно обрамленными вертикальными валиками с 2 сторон, и 3-м валиком по верху четверика под городчатым карнизом. При оформлении окон четверика впервые в устюжском зодчестве был применен новый тип декора, придававший нарядность,- наличники в виде прорисованных бровок. В сер. XVIII в. с зап. стороны к церкви была пристроена каменная паперть, декоративное убранство к-рой в целом повторяло декор четверика. В 1809 г. с сев. стороны к храму пристроили 2 небольшие каменные палатки, одна из к-рых в 1848 г. стала приделом во имя прп.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Оба храма одноэтажные, каменные. Успенский храм построен в одной связи с колокольней и представляет бесстильное и незаконченное здание. Колокольня, судя по высоте и контрфорсам, была рассчитана на двухэтажную церковь. Первые три яруса ее четырехугольные, а верх восьмиугольный. Нижний ярус колокольни, по-видимому старый, и украшен барочными орнаментами, второй же и третий более позднего происхождения, по углам рустованы, с орнаментами из овалов и заканчиваются трехугольными тимпанами. К северной стороне колокольни примыкает пристройка, каменная палатка-кладовая, по деталям (карниз) сходная с корпусом Воскресенской церкви. Корпус Успенской церкви над средней частью имеет деревянную надстройку, покрытую куполом, на котором прямо на шейку поставлена шаровидная глава. Стены трапезы и четырехугольного алтаря рустованы. Летний Воскресенский храм более древний, построен в стиле раннего барокко. Двухъярусный четверик этого храма покрыт барочным куполом, увенчанным двухъярусной главой, по-видимому, позднего происхождения. На северной стороне храма заметны следы когда-то бывшей пристройки, а слева возле нового крыльца сохранился наличник от старого входа в кладовую или на колокольню. Очевидно, в прежнее время фасад храма был совершенно иной. Первоначально на месте существующих каменных храмов Успенского прихода была построена деревянная церковь во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. От имени этой церкви Крутой ручей, протекающей возле нее, получил название Дмитриевского. Первое указание на существование этой церкви находим в приписке к завещанию преп. Феодосия 1568 года. В числе поименованных священников городских церквей здесь упомянут и священник Дмитриевской церкви Симеон. Затем в дозорной книге города Тотьмы 1620 года у Дмитриевского ручья на реке Сухоне уже значится: " Храм холодный Воскресения Христова, клетцки, да другой храм теплой Дмитрея Прилуцково чудотворца, а в них деисусы и образа местные, и свечи, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да церковные земли семь мест келейных пустых...

http://sobory.ru/article/?object=06392

Такое понимание души в устах раннеклассического натурфилософа, конечно, не может быть чисто духовным. Однако ясно, что это материальное понимание души уже достигает здесь своего предельного обобщения, и потому она рассматривается здесь как принцип и как всеобщая материальная субстанция. У Эмпедокла (B 109) душа тоже является принципом " всех элементов " . А у Диогена Аполлонийского, Клеанфа и Ойкопида (41 frg. 6) душа космоса есть бог, то есть самодвижный и движущий принцип. Уже Фалес (A 22) утверждал, что душа есть " движущий принцип " , подобно магниту, тоже движущему железом, причем (A 22a) здесь имелось в виду не только движение, но и самодвижность. От этого мало чем отличается суждение Алкмеона (A 1), что душа " бессмертна и что она движется непрестанно, подобно солнцу " , а также Анаксагора (A 99), что душа – " движущая " (правда, тут же, по Анаксагору, также и ум " движет всем " ). Но если мы заговорили об Алкмеоне, то у него можно найти и более решительное суждение, а именно (A 12), что душа движется постоянно и что она даже вечно самоподвижна " по природе " и потому бессмертна, как и все божественное, двигаясь подобно солнцу, луне, звездам и всему небу. Выше мы видели, что, по Диогену Аполлонийскому, душа есть воздух, но сейчас этот фрагмент (A 20) можно привести и в более полном виде, а именно, что воздух есть легчайшее тело и что поэтому душа, будучи воздухом, обладает и познанием и движением. Интересно, что, по Демокриту (67 A 28), душа есть " какой то огонь и теплота " и ввиду шаровидности образующих ее атомов она проникает всюду, всем движет и сама движется. Но, будучи, таким образом, телом, она, с другой стороны, по Пармениду (A 1=I 218, 4), вполне тождественна с умом и, в частности, как у пифагорейцев (18 frg. 11; 45 frg. 2=I 420, 9; 58 B 4=I 452, 4 – 5; B 15=455, 11), с числом. Пифагореец Гиппас (фрг. 11) прямо связывал душу с числом. Впрочем, и Демокрит (A 101) свой огонь понимает как тождество ума и души. Так оно и должно быть, если мы вспомним то, что говорилось у нас выше (часть шестая, глава IV, §1) об античном переходе от ума к душе.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В иносказательном смысле мы можем сказать, что укоряются ересиархи, делающие различных идолов в сердце своем или посредством красноречивого изложения, что означает серебро, или блеска золота, что относится к уму, или не гниющего дерева, то есть пустых учений, которые считают прочными измышляющие их и утверждают их посредством диалектического искусства, чтобы они не были поколеблены и не пали, но стояли на твердом корне. Ст. 21–26. Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ее как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено. Семьдесят : Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было возвещено вам от начала? Разве вы не познали оснований земли? Он держит круг земли и обитателей ее как саранчу. Он поставил небо κακ свод и раскинул как шатер для обитания. Он дает князьям царствовать, как ничтожество, и создал землю, как ничтожную. Ибо не будут насаждены и посеяны, и не утвердится в земле корень их. Дохнул на них, и они иссохли, и буря поднимет их, как солому. Кому же теперь вы уподобили Меня? Буду ли Я равен им? сказал Святый. Поднимите вверх глаза ваши и посмотрите, кто показал все это? Он выводит по счету воинство ( ornatum ) свое, всех назовет по имени, от многой славы и в силе крепости ничто не скрывается от Тебя. Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который, как царь, сидит на круге ее, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ее подобны саранче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Земля плавает в пространстве . Иов говорит: «Он... повесил землю ни на чем» ( Иов. 26:7 ). Разве данное свидетельство Библии не является правильным с научной точки зрения? Между тем, почти все древние философы, включая Птолемея, Платона, Аристотеля и других, представляли себе землю в виде плоского диска окруженного великой рекой Океанусом. Диск земли служил базисом всех остальных стихий, сперва воды, затем воздуха и, наконец, огня. Небо представлялось им в виде твердой сферы с укрепленными на ней звездами. Такие идеи превалировали в Западной Европе до самого 16 столетия нашей эры! Но седьмой стих 26-й главы Иова на страницах Библии значится уже 3500 лет! И только теперь наука вполне соглашается с истиной, сокрытой в нем, находя, что это самое верное и научное понятие положения нашей земли в пространстве Вселенной. Земля есть шар . В причтах сказано, что, Бог в начале творения «проводил круговую черту по лицу бездны» (Пр. 8:27), что, несомненно, указывает на проект шарообразной формы земли. Идея эта подтверждается Исаией 40:22, где он говорит о Том, Кто «восседает над кругом земли». Слово в оригинале, которым обозначен «круг» не имеет в виду круга на плоскости, но подразумевает арку или сферу, тем самым еще более указывая на истинную форму земли. Еще одно замечательное указание на шаровидность земли имеется у Луки 17:34–36 и заключается в собственных словах Господа Иисуса Христа: «Сказываю вам: в ту ночь будет двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Речь идет о втором пришествии Христа, которое будет одновременным для всей земли: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет пришествие Сына Человеческого в день Свой» (ст. 24). При этом Господь заявляет о трех вещах, которые совершатся в момент Его прихода. Остановимся и поразмыслим над ними. Когда люди бывают в постели? – Ночью. Когда на Востоке мелют? – Рано утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

И есть священнодействователь святилища. Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ. Казалось бы, Павел здесь противоречит самому себе. Ибо в начале сказал: кому когда от Ангелов сказал Бог: сиди одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи? (Евр.1:13-14), как бы давая понять, что служителю и не подобает сидеть. Теперь же, сказав: воссел одесную престола, снова представляет Его служителем. Итак, каким образом говорит это, если не по совершенному снисхождению к слушателям, и смешивая уничиженное с высоким? А некоторые поняли: «святым служитель», т.е. освященным Им людям. Ибо, говорит (ап. Павел, — Прим.Пер.), Он — наш Первосвященник. И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная — само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх. 31:2), или Моисей, эту же — Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: воздвиг исключает и то и другое. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Так как сказал: воссел (Евр.8:1), то, чтобы ты не счел за обман, что он назвал Его священником, говорит, что хотя и воссел, однако оттого не перестал быть Первосвященником; ибо все, что свойственно первосвященникам, Он имеет, и как те приносят жертвы, так и Он принес Самого Себя в жертву. Восседать одесную — принадлежит достоинству Его, первосвященство же есть дело великого человеколюбия. И кроме того, так как некоторые спрашивали, для чего Он умер, если действительно был Сыном и вечен, то разрешает это недоумение и говорит: так как Он был Священником, а священник не бывает без жертвы, то нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Здесь ободряет уверовавших иудеев. Ибо так как, вероятно, они недоумевали, говоря: мы не имеем такой скинии, то вот, говорит, более великая скиния и истинная - само небо. Ибо ветхозаветная скиния была образом этой: и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх.31:2), или Моисей, эту же - Бог. Здесь же заметь, согласно святому Иоанну Златоусту, что небо и не движется, и не шаровидно: ибо выражение: воздвиг исключает и то и другое. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Так как сказал: воссел (Евр.8:1), то, чтобы ты не счел за обман, что он назвал Его священником, говорит, что хотя и воссел, однако оттого не перестал быть Первосвященником; ибо все, что свойственно первосвященникам, Он имеет, и как те приносят жертвы, так и Он принес Самого Себя в жертву. Восседать одесную - принадлежит достоинству Его, первосвященство же есть дело великого человеколюбия. И кроме того, так как некоторые спрашивали, для чего Он умер, если действительно был Сыном и вечен, то разрешает это недоумение и говорит: так как Он был Священником, а священник не бывает без жертвы, то нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Этим же было не что иное, как тело Его Самого. Итак, Ему необходимо было умереть. Между даром и жертвами, по точному смыслу, есть различие. Ибо жертвами бывают приношения кровные и мясные, или точнее - все, что сжигается огнем. Ибо слово θυσα - жертва происходит собственно от слова θ?εσθαι, то есть быть сжигаемым. Дары же, как например плоды и тому подобное, - бескровны и не сжигаемы. Однако в Писании и то и другое употребляется безразлично, как например: и призрел Господь на Авеля и на дар его, хотя дар был именно от первородных овец. А на Каина и на дар его не призрел, хотя дар был от плодов земли (Быт.4:3-5). Если же кто попытается примирить это пустыми рассуждениями, которые мы и сами слышали, то я все-таки не вижу, как он освободит себя от упрека в невнимательном чтении Писаний. Ибо часто и в иных местах это, употребляется безразлично, и я мог бы привести бесчисленное множество мест, если бы не считал это необязательным. Однако нам будет довольно и того, что сам апостол далее назвал вообще дарами все приносимое в жертву. Вот послушай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010