Ильинский храм (Мамонтово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь во имя пророка Ильи на Ильинском погосте, " что на Муравьищах " , построена на месте деревянной церкви XVIII века. Поставлена на средства прихожан в первой четверти XIX века. Ильинская церковь стоит на высоком берегу реки Шерны и представляет собой великолепный ансамбль, сохраняющий черты позднего провинциального классицизма с элементами эклектики. Содержание История [ править править код ] В начале XVII столетия в дворцовой Куньевской волости на погосте Муравьищи у реки Шерны находилась «исстари построенная» церковь во имя пророка Илии. В 1734 г. «велено вместо сгорелой построить вновь» деревянную церковь с тем же престолом. В Муравьищах была и деревянная церковь святого великомученика Георгия, построенная в 1758 г.; богослужения в ней прекратились в 1921 г. Рядом с Ильинским погостом на Муравьищах образовалась деревня Мамонтово. Постепенно деревня слилась с погостом. Каменный храм во имя пророка Илии построен в 1820 г. на пожертвования прихожан. В нем устроены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая. Здание и внутреннее убранство храма с высоким иконостасом величественны и очень красивы. В 1908 г. в главном алтаре сооружены из плит белого мрамора престол и жертвенник, в память усопших братьев Казанцевых, вероятно, бывших жертвователями храма. Церковь представляет собой великолепный ансамбль, сохраняющий черты позднего провинциального классицизма с элементами эклектики. Ансамбль церкви состоит из высокого трехсветного храма, низкой трапезной и трехъярусной колокольни, обнесенных оградой, которая поставлена во второй половине XIX века. Четверик имеет сильно выдвинутую алтарную апсиду и фасады, перерезанные на половине высоты ионическими портиками. Верхняя часть фасадов декорирована рустом, над средним пряслом возвышается полукруглый фронтончик. Необычно пятиглавие храма: шаровидные главки покоятся на цилиндрических барабанах, имитирующих световые. Центральная глава приподнята на высокой кровле, боковые отодвинуты к самым углам и поставлены на кубические основания. Фасады трапезной декорированы пилястрами.

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

Мамонтово. Церковь Илии Пророка. Ильинский, что на Муравьищах, погост Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя пророка Ильи на Ильинском погосте, " что на Муравьищах " , построена на месте деревянной церкви XVIII века. Поставлена на средства прихожан в первой четверти XIX века. Ильинская церковь стоит на высоком берегу реки Шерны и представляет собой великолепный ансамбль, сохраняющий черты позднего провинциального классицизма с элементами эклектики. Ансамбль церкви состоит из высокого трехсветного храма, низкой трапезной и трехъярусной колокольни, обнесенных оградой, которая поставлена во второй половине XIX века. Четверик имеет сильно выдвинутую алтарную апсиду и фасады, перерезанные на половине высоты ионическими портиками. Верхняя часть фасадов декорирована рустом, над средним пряслом возвышается полукруглый фронтончик. Необычно пятиглавие храма: шаровидные главки покоятся на цилиндрических барабанах, имитирующих световые. Центральная глава приподнята на высокой кровле, боковые отодвинуты к самым углам и поставлены на кубические основания. Фасады трапезной декорированы пилястрами. Декор колокольни также построен на ордерной системе. Нижний ярус представляет собой мощное кубическое основание с невысокими портиками, над которыми прорезаны полукруглые окна. Верхние ярусы колокольни некогда имели открытые звоны. Завершение выполнено в виде полусферического купола с небольшим барабаном и плоской главкой. Интересно решены " святые ворота " : трехчастные, они украшены полуциркульной аркой с консолью в центре (образующей фронтон), в которой ранее, по всей видимости, помещалась икона. Комплекс Ильинской церкви в хорошем состоянии. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. В начале XVII в. в дворцовой Куньевской волости на погосте Муравьищи находился «исстари построенный» храм во имя пророка Илии. В 1737 г. «велено вместо сгорелой построить вновь» деревянную церковь с тем же престолом. Рядом с Ильинским погостом на Муравьищах образовалась деревня Мамонтово, которая постепенно слилась с погостом.

http://sobory.ru/article/?object=03918

фасад здания, украшенный традиционными для XVII в. лопатками и полуколонками, фризами и ширинками, разнообразными узорными наличниками окон и нишами-киотами, карнизами и кокошниками. Великолепны нарядные перспективные порталы с колонками, оформляющие проезд и боковые входы. В XVIII в. обитая белым железом луковичная глава была заменена на железную шаровидную, деревянный крест - на ажурный металлический. Во 2-й пол. XIX в. с юж. стороны к храму были пристроены палатки и одноэтажные больничные кельи. В 1695 г. по грамоте Великоустюжского архиеп. Александра на сев.-вост. стороне мон-ря, при больничных кельях, была построена каменная ц. во имя Всех святых, одноэтажная, с небольшой полукруглой апсидой. В 1786 г. храм был перестроен в домовую церковь архимандритов мон-ря: устроены проходы во внутренние покои, к зап. стене пристроены хоры. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. По храмозданной грамоте архиеп. Великоустюжского Иосифа (1710) над могилой прп. Киприана Устюжского в 1711 г. была построена небольшая ц. в честь Преполовения Пятидесятницы. По богатству декоративного убранства фасадов ц. Преполовения Пятидесятницы уступала др. устюжским храмам нач. XVIII в. Пилястры в простенках между окнами и по углам были уравновешены 2 горизонтальными валиками вдоль всего фасада над и под окнами, дополнительно обрамленными вертикальными валиками с 2 сторон, и 3-м валиком по верху четверика под городчатым карнизом. При оформлении окон четверика впервые в устюжском зодчестве был применен новый тип декора, придававший нарядность,- наличники в виде прорисованных бровок. В сер. XVIII в. с зап. стороны к церкви была пристроена каменная паперть, декоративное убранство к-рой в целом повторяло декор четверика. В 1809 г. с сев. стороны к храму пристроили 2 небольшие каменные палатки, одна из к-рых в 1848 г. стала приделом во имя прп.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Мы говорим о знаменитом плавателе в Индию Косьме Индикоплове (о νδικοπλεστης) и составленном им литературном произведении, названном «Христианская топография». Об этом замечательном для своего времени географе мы имеем, однако, скудные сведения, даваемые им самим в его названном произведении. Он был грек по происхождению и жил в Александрии, «по слабости здоровья и по причине плохого зрения не мог получить широкого образования, ораторского искусства не проходил и более предавался житейским делам». Можно, впрочем, думать, что эти выражения характеризуют более скромность автора, писавшего свое произведение в монастыре, и потому их нужно принимать с ограничением . Главным его занятием была - торговля; ради торговых дел он предпринимал отдаленные путешествия. Был в Абиссинии и, между прочим, описывает дворец царя аксумского и пороги Нила. Плавал в трех морях: в Средиземном, Красном и Персидском заливе. Был ли Косьма в Индии, прямо не говорится в его сочинении, но об этом следует заключать из наглядного и подробного описания острова Цейлона, равно как на основании предания, усвояющего ему прозвание Индикоплова в самых древних списках . После полной разнообразных приключений жизни Косьма постригся в монахи и занялся составлением своего литературного произведения. Главная цель труда состояла в том, чтобы доказать соответствие физической географии с библейским учением о сотворении мира, почему патриарх Фотий называет «Топографию» Косьмы толкованием на «Октатевх». Благочестивая цель автора сказывается в самом начале произведения, т. к. первая его глава обозначена так: «Против тех, которые хотят казаться христианами, но принимают мнение, чуждое христианскому учению, что небо имеет сферовидную форму». Согласно основной своей цели, Косьма вооружается против системы Птолемея и доказывает, что Земля имеет не шаровидную форму, а уподобляется продолговатому четырехугольному ящику, по образцу Ноева ковчега. Обширное произведение Косьмы отняло у него много времени и не могло быть составлено одновременно.

http://sedmitza.ru/lib/text/442790/

Колокольня, судя по высоте и контрфорсам, была рассчитана на двухэтажную церковь. Первые три яруса ее четырехугольные, а верх восьмиугольный. Нижний ярус колокольни, по-видимому старый, и украшен барочными орнаментами, второй же и третий более позднего происхождения, по углам рустованы, с орнаментами из овалов и заканчиваются трехугольными тимпанами. К северной стороне колокольни примыкает пристройка, каменная палатка-кладовая, по деталям (карниз) сходная с корпусом Воскресенской церкви. Корпус Успенской церкви над средней частью имеет деревянную надстройку, покрытую куполом, на котором прямо на шейку поставлена шаровидная глава. Стены трапезы и четырехугольного алтаря рустованы. Летний Воскресенский храм более древний, построен в стиле раннего барокко. Двухъярусный четверик этого храма покрыт барочным куполом, увенчанным двухъярусной главой, по-видимому, позднего происхождения. На северной стороне храма заметны следы когда-то бывшей пристройки, а слева возле нового крыльца сохранился наличник от старого входа в кладовую или на колокольню. Очевидно, в прежнее время фасад храма был совершенно иной. Первоначально на месте существующих каменных храмов Успенского прихода была построена деревянная церковь во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. От имени этой церкви Крутой ручей, протекающей возле нее, получил название Дмитриевского. Первое указание на существование этой церкви находим в приписке к завещанию преп. Феодосия 1568 года. В числе поименованных священников городских церквей здесь упомянут и священник Дмитриевской церкви Симеон. Затем в дозорной книге города Тотьмы 1620 года у Дмитриевского ручья на реке Сухоне уже значится: " Храм холодный Воскресения Христова, клетцки, да другой храм теплой Дмитрея Прилуцково чудотворца, а в них деисусы и образа местные, и свечи, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да церковные земли семь мест келейных пустых... " . Когда был построен холодный Воскресенский храм, в книге не сказано, но только в это время, в 1620 г.

http://sobory.ru/article/?object=06392

Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать. И.Н. Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: " Ис. Хс. " , потом надпись: " Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим " . Из трех других плит на одной можно прочесть: " 7173... преставися раб Божий Арзамасской " ; на другой: " 7194... раб Божий священноиерей Иосиф " ; на третьей: " 7178... священноиерей... схимонах " ; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: " Царь славы, Ис. Хс. " , а потом следует: " Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря... " К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04942

и стать одной из причин, повлекших возведение большинства новых базиликальных храмов-кафоликонов и последующие перестройки внутри жилых кварталов, претерпевших наибольшие разрушения 1734 . Что касается керамических комплексов Херсона, то и для VII, и для IX столетия они тоже исчисляются единицами 1735 . Единичны они и для V–VI вв., хотя нет сомнений, что город жил тогда полнокровной жизнью 1736 . О достаточно активной ремесленной деятельности свидетельствует гончарная продукция VIII – начала IX в., а также отходы керамического и металлургического производства, найденные в засыпи ранневизантийского городского водохранилища вместимостью около 1500 куб. м, которое перестало функционировать в первой половине IX в., скорее всего, не из-за упадка города, а из-за экологических изменений, какого-то серьезного природного нарушения водного баланса, заставившего иссякнуть в округе источники наполнения 1737 . В частности, обращают на себя внимание 10 классов амфор, характерных для этого комплекса (классы 26–35) 1738 . Еще более крупная тара представлена пифосами биконической, шаровидной и яйцевидной формы тулова, которые иногда встречаются в целом виде при раскопках квартальных помещений и в ближней округе города 1739 . Трудно, зачастую невозможно отделить керамику VIII столетия от конца предыдущего и начала последующего веков, равно как и вычленить херсонесскую продукцию среди местных изделий Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Таврики. Однако, несомненно, и те и другие отражают усилившуюся в это время стандартизацию, особенно амфор 1740 , что говорит о возрастании их массового выпуска, рассчитанного на широкую продажу. Металлообрабатывающие мастерские Херсона выпускали бронзовые поясные пряжки с прямоугольной рамкой или со щитком, в овальном вырезе которого выступает стилизованный трилистник, варианты пряжек типа «Коринф» с треугольным ажурным щитком, заканчивающимся кружком, крестовидные пряжки и другие детали поясных наборов, которые, наряду с некоторыми украшениями, крестиками, поступали на территорию «земли готов», хору Дороса 1741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моисей ничего не говорит о длительности дней творения, но само понятие дня, как какого-то отрезка времени, не позволяет толковать его, как одно мгновение, исключающее какую-либо длительность. В IV веке по Р.Х. один из основоположников христианского богословия святой Василий Великий , который был передовым мыслителем своего времени и держался теории шаровидности Земди, писал в своем «Шестодневе», что библейские дни нельзя понимать в смысле обычных земных суток и что они представляют собой какое-то особое деление времени. Вообще, библейское понятие день несоизмеримо с понятием суток, Псалмопевец, обращаясь к Богу, говорит: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» ( Пс. 89:5 ). Все это говорит о том, что библейское слово иом – это некоторый промежуток времени, в течение которого происходят изменения. Если мы понимаем Моисеево повествование, как историю о происхождении всего мира, а не только нашей Земли, то можем представить себе возникновение света, тверди, собрание вод и явление суши, как процессы становления, для которых, может быть, нет даже возможности временного исчисления. По всей вероятности, нет таких масштабов, применительно к которым мы могли бы завести «часы» наших исследований. Не так давно наука приблизительно исчислила время, протекшее от начала бытия Вселенной. Но возникновение и становление Вселенной не хронометрируется нашими часами. Мы получили возможность говорить о том, что такое время и возможность исчислять солнечное, звездное, биологическое время (которое не совпадает со временем обычным, так как отсчитывается не ударами маятника, а биением сердца) уже после того, как Космос был сотворен. Говоря об основных элементах мироздания, возникновение которых описывается в ходе первых дней, – свет, вещество, движение – следует отметить, что наука не имеет данных для их хронологического разграничения. Возможно, это указание на то, что в Откровении порядок исчисления первых космических четырех дней является скорее онтологическим, чем хронологическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

На персях Божией Матери в воскрилии передней части фелони ее сидящий в белом хитоне с златой хламидой через левое рамо, десницей благословляющий, а в шуйце имеющий шаровидную державу, Спаситель. По карнизу сени строчная надпись слов Соломоновых: Η ΣΟΦΙΑ ΩΚΟΔΟΜΗΣΕΝ ΕΑΤΤΗ ΟΙΚΟΝ, ΚΑΙ ΤΠΗΡΕΙΣΕ ΣΤΤΔΟΤΣ ΕΠΤΑ (премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь). Над сенью вверху изображен в лучах наклонившийся и благословляющий Бог Отец, от уст коего по лучам в правую сторону написаны Давидовы слова (псал. 74. ст. 4): аз утвердих, а в левую столпы ея. Пониже Бога Отца над верхом сени в светозарных облаках Дух Святой окружен светлыми лучами, и должайние лучи простираются над главой Богоматери. По обеим сторонам Бога Отца над сенью же семь крылатых ангелов; от правой стороны Михаил в руке с пламенным мечем, Уриил с молнией, вниз пущенной, и Рафаил с алавастром мира; от левой стороны Гавриил в руке с лилейной цветочной ветвью, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом и Варахиил с пуком цветов на белом платке 36 . Пред Божией Матерью на ступенях амвона стоят праотцы и пророки; от правой стороны на третьей от верхней облачной, под ногами Богородицы находящейся, пророк Моисей с двойной скрижалью в обеих руках, и правой руки перстом указует на надпись на скрижалях: радуйся скрижали Божия, в нейме перстом Отчим написал слово Божие. На четвертой ступени Аарон в первосвященнической ветхозаветной Церкви митре и облачении, в правой руке держащий жезл прозябший, а левой указующий на ступени под ногами Божией Матери; на шестой ступени Давид в царском венце и мантии с горностаевым воротником и такой же подкладкой, держащий в обеих руках Ковчег Завета. С левой стороны от подножного Богородицы облака на третьей ступени против Моисея пророк Исайя с хартией на левом раме, левой же рукой придерживаемой, правой указующий на надпись хартии: се Дева во чреве приимет и родит Сына в нарекут имя ему Еммануил. На четвертой ступени против Аарона Иеремия, в правой руке держащий свиток, а левой указывающий в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

от страстных движений, от помыслов скверных, от гнева, смущения, клятв лицемерных. Внимать себе должен и злобы не помнить, людей не судить даже в помыслах сердца, быть внутренне чистым, в словах откровенным, быть искренним, кротким, спокойным, смиренным. Трапеза его пусть не будет богатой, молитву и пост да хранит неослабно. И весь его подвиг, и дело любое, и всякое слово – да будет с любовью». 8. Развернутое учение о нетварной божественной энергии (свете), носящее у преп. Симеона личный автобиографический характер, не имеет аналогов в аскетической письменности. Преп. Симеон описывает способы явления света: извне и изнутри, как свечение, как пришествие Духа Святого, как сияние лика Христа и проч. Он говорит о формах и качествах света, например, называя его ласковым и шаровидным. Преподобный в деталях описывает внутренние переживания человека в момент соединения с нетварной энергией Божества. Говорит о радости, духовном восторге, страхе Божием во время видения нетварного света и о радостотворной печали, остающейся после его ухода. 9. Нетрудно усмотреть параллели между преп. Симеоном и двумя русскими святыми – преп. Серафимом Саровским и св. прав. Иоанном Кронштадтским . Преп. Серафим Саровский , так же как и преп. Симеон, подчеркивал идею стяжания Духа Святого, как цель всей христианской жизни. Так же как преп. Симеон, сподоблялся преп. Серафим и осияния нетварным светом; свидетелем и описателем одного из таких осияний был ученик преп. Серафима, Н.А. Мотовилов. Мировоззрение и богословие св. прав. Иоанна Кронштадтского схожи с мировоззрением и богословием преп. Симеона по мистическому и глубоко личному восприятию Евхаристии, а также по доступному для всех изложению сокровенного духовного опыта. Глава пятая. Блаженный Феофилакт Болгарский §1. Жизнеописание Блаж. Феофилакт Болгарский родился в первой половине или в середине XI столетия. По поводу места его рождения есть разные мнения: предполагают, что он родился в Константинополе или в г. Халкисе, или в городе Эврипе на острове Эвбее.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010