Земля, как теперь уже научно исследовано, имеет свою определенную форму и свой вещественный состав и выказывает собою множество физических и химических явлений, из которых мы видим, во-первых, то, что она сложилась не кое-как случайно, но образовалась по строгим правилам творческих законов, а во-вторых, что она сложилась действительно из газообразных веществ и притом, как говорит священное писание, «от воды и водою». Но прежде чем объяснить, как могла земля образоваться из веществ, от воды и водою, необходимо познать её форму и вещественный состав. Земля имеет теперь форму сфероида или, просто сказать, форму шара, расширенного на экваторе и сплюснутого на полюсах. Радиус земного шара, то есть линия от центра к поверхности, равняется на экваторе почти 5967 верстам, а на полюсах он на 19,5 верст меньше. Доказательством шарообразного состояния земли служит вид её тени при каждом лунном затмении. Это весьма часто случающееся явление, доказывающее шаровидность Земли, происходит от того, что Земля во время затмения луны бывает между солнцем и луною. Луна, как известно, тело темное и получает свет от солнца, но, когда она будет затенена Землею, тогда отразится на ней тень Земли. Это самое явление и называется затмением. Отраженная на Луне тень земли всегда бывает круглая, с которой бы стороны солнца Земля ни стояла, а такое явление как нельзя более доказывает, что заслонившее Луну тело, т.е. Земля, есть шар. Потом шарообразная форма Земли доказывается наблюдением кругозора или горизонта. Это доказательство состоит в том, что если, поднявшись на высокую гору, мы будем смотреть кругом, то Земля представятся нам слившеюся с небом в виде круга; такой вид, называемый кругозором или горизонтом, происходит оттого же, что Земля есть шар. Подобное же явление представляется и на море; не смотря на гладкую его поверхность, встречаясь в море, два корабля видят издали друг у друга только верхушки мачт, потом средние части их и, наконец, уже весь корабль. Но будь же Земля шаром, этого не могло бы быть: тогда, при совершенной плоскости воды, показался бы сразу весь корабль первоначально в малом виде, а потом все больше и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    Если это не так, то требуется признать, что не существует никаких животных, и тем более нельзя говорить о возможности существования человека. Если бы сочетание и сложение противоположных качеств, создающих существо человека и животных, происходило не от всемогущего Бога, (ведь стихии, сами по себе не могут достигнуть единомыслия и согласованности, ибо они не могут даже частично быть согласованы и существующие качества их противоположны друг другу по своей сущности), то и пристало бы говорить, что нет человека и никакого иного животного. Но поскольку известно, что человек существует, как и все другие животные, водные и парящие в воздухе, четвероногие и земные, то, значит, существует вода над твердью, как это знает поистине один Бог, который так повелел, и сотворил, и определил. От познаваемого и видимого, о человек, прими веру в невидимое и непознаваемое.     Теперь я принужден сказать о том, что предыдущие рассказчики пытались объяснить естественным образом, а именно: о природе находящихся выше тверди вод, но впадали в заблуждение и находили иные объяснения, которые не были на пользу истине. Один полагал, что водам, которые находятся выше небес, присуща разумная, благая и великая сущность; что же касается бездн, которые считают глубинами, то это силы неприязненные. А другой говорил, что на самом деле вода, которая находится над твердью и которую Моисей назвал водою, не является в сущности водой, но только названа тем же именем, а в действительности есть тончайшее тело, которое находится между двумя небесами — первым и вторым. Ибо тому месту подобает иметь или водное, говорил он, или воздушное, или иное какое-либо тело, имеющее тончайшую по своему назначению сущность.     А богоносный Василий Великий проповедует, говоря, что небесное тело круглое и шаровидное. Не смей думать, человек, что видимое является безначальным, и поскольку те небесные тела, что движутся по небу, обходят его по кругу, а начало круга нашему первоначальному чувственному восприятию недоступно, то не следует считать природу движущегося по кругу тела безначальной. И далее он говорит: «И поскольку тела, описывая круги, возвращаются в то же положение, и движение их равномерно, и ничто не задерживает и не отклоняет их на пути, то тот, кто считает все созданное безначальным и бесконечным, прельщает тебя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Несколько дней тому назад он стяжал себе и мученический венец по усекновении тобою святой главы его”. 32, Тогда смертельно уязвленный свирепый зверь измышляет крайне тяжелую и мучительную казнь и велит тотчас отделить у них снизу особыми инструментами жилы от лодыжек, извлечь их наружу и крепко тянуть до тех пор, пока они или совсем лопнут от сильного натяжения, или выдернутся сверху до низу, и мученики окончат жизнь такою насильственною смертью. Это приказание тотчас начали приводить в исполнение, и можно было видеть, как свертывались тела святых и принимали шаровидную форму от сгибания, которое производили жилы, тянувшие массу тела от шейных позвонков к ногам. Но твердые, как сталь, [святые] доблестно выносили и эту пытку и разили кровожадного пса горькими словами: “Не воображай, нечестивец, что мы обращаем внимание на эти муки: как человек, извлекши терние из ноги, вместе с ним устраняет и боль, так и мы относимся к вытягиванию из нас жил, ибо Бог наш, из праха создавши их прежде, может, вместо отнимаемых, дать нам новые жилы, крепкие и не могущие разорваться или быть вырванными”. 33 . Этими словами еще более воспламененный ко гневу царь повелел растопить свинец, смешать его с серой и в кипящем виде влить мученице в горло, “Чтобы”, говорил он, “сожженный и вспенившийся язык ее прекратил свои глупые речи”. Но доблестная, терпя такое страдание, говорила: “Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты оросил сердце мое, как водою жаждущего в зной”. Пораженный такой стойкостью и твердостью подвижницы, Нерон сказал предстоявшим: “Никогда не видел я столь мужественной женщины; вы видите, какое упорное сопротивление оказала она всем примененным к ней мукам, [вынося их] как бесчувственный истукан. Однако этим она нас не возьмет, но чем более противится она нашей воле, полагаясь на свои злые чары, тем ревностнее будем мы изыскивать подходящие для нее [муки]”. 34 . С этими словами он повелел врыть в землю очень толстые и высокие столбы, подвесить к ним обнаженных мучеников одного против другого так, чтобы они видели друг друга, строгать их железными когтями и нещадно жечь светильниками. Можно было сказать при виде мучеников, что они висели, как овцы на бойне, не только рассекаемые на куски, но и палимые светильниками. Увы, Христе мой, как велико было тогда Твое долготерпение! Затем глашатай велегласно стал кричать: “Перестаньте возвещать Христа, исполните волю царя, и будете освобождены от мучений”. Но добропобедные не приклонили вовсе ушей, а запели псалом: “Господи, прибежищем был Ты нам” 66 и т. д., затем дали такой ответ: “Мы исполнили и исполним волю Владыки нашего Иисуса Христа Бога, а на волю твоего царя плюем, ибо взираем не на настоящее, а на будущее; ибо насколько в нас истребляется внешний человек, настолько обновляется внутренний”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что это соделано Тобою во мне, О всевиновный Боже и Царю? Ибо что мне сказать или что помыслить? Хотя и велико видимое мне чудо, Но оно неведомо и невидимо для всех. Какое же это (чудо)? — скажи мне. Достоверно скажу: Тьмою и тенью, чувственным и чувством, Вещественною тварью, кровью и плотию Держим я, несчастный, и (с ними) смешан, Спасителю, Находящагося же в них несчастно и жалостно, Меня обнимает ужас, когда я хочу сказать [о том чуде]. Я вижу умно, но где, что и как — не знаю. Ибо совершенно невыразимо, как я [вижу]. Где же [вижу] — это, думается мне, и известно и не известно: Известно потому, что во мне (нечто) видится, И наоборот вдали показывается; Однакоже и неизвестно, так как оно вводит меня В (некое) место, никоим образом и совершенно нигде (не находящееся), И производит во мне забвение чувственнаго, И обнаженным от всего вещественнаго и видимаго И (даже) от тела вне изводит меня. Что же производит во мне это, Что и вижу я, сказал, и не могу высказать? Однако слушай и уразумеешь эту вещь. Итак, она совершенно недержима для всех, А для достойных и уловима, и сообщима, И преподаваема, быв совокуплена неуловимо, И соединена с чистыми неслитно, И срастворена в несмесном смешении — Вся со всеми непорочно живущими. Она светит во мне наподобие лампады, Скорее она видится сперва на небе, Будучи неизмеримо выше небес, Видится весьма неясно, незримо; Когда же я с трудом взыщу (ее) И неотступно стану просить, чтобы возсияла, То она или яснее видится там же, Отделяя меня от дольняго И неизреченно соединяя со светлостию ея, Или вся сполна внутри меня показывается, (Как) шаровидный, тихий и Божественный свет, Безобразный и безвидный, во образе безобразном Видимый и говорящий мне следующее: Зачем ты ограничиваешь Мое присутствие небесами И там ищешь Меня, думая, что Я (там) обитаю? Зачем полагаешь, что Я нахожусь на земле И разглашаешь, что Я пребываю со всеми, Определяя, что Я везде нахожусь? Итак, это «везде» приписывает Мне величину, Но Я совершенно не нмею величины, Ибо знай, что естество Мое превыше величины; А то «на земле» показывает ограничение, Но Я, конечно, совершенно неограничен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Итак, хотя люди сведущие и утверждают это, однако же, поскольку Писание употребляет наименование " планета " или в собственном, или в переносном смысле, или следуя народному словоупотреблению, со своей стороны полагаю следующее. Солнце, луну и другие, не многим известные пять звезд (видную, блистательную, мерцающую, огнистую и поставляюсь в числе планет, а те, которые и тебя неразумнее, дали им имена некоторых бывших сильными на земле и живших срамно, впрочем, жизнь окончивших в земной славе, но солнце северные и южные страны обтекает в широту ежегодно, луна же - ежемесячно (от чего, думаю, произошло и слово " месяц " : не от того, что луна делается серповидною (μηνοειδη), как думают иные, но оттого, что она каждый месяц выполняет данное ей правило; ибо луна называется месяцем); да и все прочие, соответственно своим кругам и путям совершают сие круговращение. Посему самому и названы они планетами, звездами блуждающими. Впрочем, это ли или прежнее толкование будет истинно, прославляется сим ведение Создателя, поставившего их в сем порядке и давшего им закон, как и Сам Он говорит: Аз звездам заповедах (Ис.45:12). Песнопевец же, показывая, что, хотя на земле и нарушено Божественное повеление, так как люди предались беззаконию, однако же оно сохранено на небе, сказал: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси (Пс.118:89). Если же иные, по причине сказанного: звездам заповедах, - утверждают, будто они существа живые, разумные и свободные (ибо знаю, что так учили не только некоторые из неверных, но и из уверовавших), то исследование о сем почитаю излишним и бесполезным, ибо сказано: вышших себе не ищи, и креплших себе не испытуй; яже ти повеленна, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных (Сир.3:20.21). И не одобряю, и не осуждаю сего. А скажу лучше то, что Писание выражается так и о вещах неразумных и бесчувственных, говоря: заповеда Господь зною (Ион.4:8), и: заповеда Господь облаком (Пс.77:23), и: повеле Господь червию (Ион.4:7). Посему, разумные ли это живые существа, как говорят иные, или огненные шары, или плоские и круглые тела, воспламененные эфирным огнем, или шаровидные извержения огня, или раскаленные тела (ибо некоторые из философов утверждали и это), или какие-то приемники невещественного и премирного света, - не буду настаивать на сем, поскольку, думаю, это нимало не ведет к доблестному житию. Но скажу, что не только по отношению к душе, когда она совращается с пути добродетели, но и по отношению к телу, когда оно погрешает, в Писании употребляется слово " заблуждение " . Ибо сказано: увидел Иосифа человек, заблуждающа на пути (Быт.37:15), и еще: и заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути (Пс.106:40).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Также проволочники не любят сульфат аммония, который также служит удобрением (достаточно внести 20 — 30 г на 1 м²). Например, если протравить им клубни картофеля до посадки, они становятся проволочникам не по вкусу. Корни рассады для защиты от проволочника можно припудрить смесью из пепла и любого сильно пахнущего вещества (например, нафталина). Неплохо отпугивает проволочников горчица. Перед размещением основной культуры можно засеять горчицу, которая к тому же является хорошим сидератом. Зато пырей очень любим проволочником, поэтому если уничтожить этот сорняк, то одновременно можно избавиться и от вредителя. Кроме того, от проволочника, а заодно и от медведки, неплохо защищает зелёный «кордон» из сои, причём действует он даже тогда, когда зелёная масса будет убрана, — до тех пор, пока в земле живы её корни. Нематода Нематоды — очень мелкие паразитические черви, обитающие в тканях растений. Это самые опасные враги овощей, поскольку поражение нематодами не имеет характерных признаков и его часто путают с недостатком питания. Из-за этой особенности огородники увеличивают дозы удобрений и упускают момент, когда можно уничтожить очаг заболевания. Изменения в корнях заметны гораздо лучше, но для этого поражённое растение нужно выкопать — там, где живут нематоды, часть корня распухает, как нарост. Такие корни похожи на заболевшие раком, но наросты рака имеют различную форму и размер, а наросты, вызванные нематодами, — приблизительно одинаковые (шаровидные и беловатые), они бывают только на корнях и клубнях растений, но никогда — на стебле и листьях. Действенных методов борьбы с нематодами нет. Больные растения нужно срочно сжечь, осенью обработать почву ядохимикатами (нематоды проникают в растения через корни и постепенно съедают все растение изнутри) и на 3–4 года устроить карантин, не сажая в это место лук, корнеплоды, картофель и кукурузу. Луковая моль и луковая муха Оба эти насекомых откладывают яйца на листьях. Вылупившись из яиц, мелкие жёлтые или зеленоватые гусеницы проникают в листья и по ним могут спуститься до луковицы, выедая растение изнутри. Победить гусениц луковой моли, к сожалению, можно только инсектицидами, а применять их можно тогда, когда до созревания репки лука остаётся ещё много времени. В других случаях лучше пожертвовать частью растений, уничтожив их вместе с гусеницами.

http://azbyka.ru/garden/vesennyaya-borba...

Следует обратить внимание на то, что «свет» не был сотворен. Свет не представляет собою вещества, а потому не может быть сотворен. Бог буквально повелел свету быть, и он явился. Свет есть результат частого волнообразного колебания эфира, подобно тому, как звук есть колебание воздушных волн. В связи с этим поразительны слова Иова: «Где путь к жилищу света?» ( Иов. 38:19 ). Не сказано «где место света». Свет – движение, его обитание в пути, т. к. он движется со скоростью 186000 миль в секунду. Солнце и Луна «И сказал Бог: да будут светила (в оригинале «носители света») на тверди небесной» ( Быт. 1:14 ). Здесь затрагивается другой научный факт. Когда-то считали, что солнце является огненным шаром. Однако, благодаря спектроскопическому анализу, впервые произведенному Вильямом Хуггинсом в 1859 г., стало известно, что солнце и другие небесные тела построены из той же материи, как и наша земля, разница лишь в том, что солнце, по-видимому, находится в расплавленном состоянии, в силу чего окружено блестящей атмосферой, испускающей свет. Такое научное открытие в точности подтверждает библейскую терминологию, примененную к солнцу и луне, как «носителям света». Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что Библия, говоря о появлении солнца и луны, не говорит, что Бог их «сотворил», но «создал» ( Быт. 1:16 ), когда он творил «небо и землю». А это значит, что свет от них мог излучаться уже тогда, когда по Писанию, ликовали утренние звезды ( Иов. 38:7 ) и сыны Божии восклицали от радости, т. е. – за многие века до того, как земля сделалась местом обитания человечества. Все возможно, что солнце и луна разделили потом судьбу земли в постигшей ее катастрофе ( Иов. 9: 6–7 ). Астрономы до сего времени называют луну «бесплодной и безжизненной пустыней». Так ли было с луной всегда? Из всего этого еще раз делаем заключение, что солнце и луна на «четвертый день творения» (претворения) были вновь наделены светом и заняли свои позиции, но не были «сотворены» в четвертый день. Можно привести три замечательных места Св. Писания, которые отлично намекают на три важных научных истины, касающиеся земли, а именно: ее положения в пространстве; ее шаровидности; и ее вращения вокруг своей оси.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Какое же это чудо? – скажи мне. Достоверно скажу: Тьмою и тенью, чувственным и чувством. Вещественной тварью, кровью и плотью Держим я, несчастный, и с ними смешан. Спаситель. Находящегося же в них несчастно и жалостно, Меня обнимает ужас, когда я хочу сказать о том чуде. Я вижу умно, но где, что и как – не знаю. Ибо совершенно невыразимо, как я вижу. Где же вижу – это, думается мне, и известно и неизвестно: Известно потому, что во мне нечто видится, И, наоборот, вдали является; Однако же и неизвестно, так как оно вводит меня В некое место, никоим образом и Совершенно нигде не находящееся, И заставляет меня забыть мир, И обнаженным от всего вещественного и видимого Даже из тела изводит меня. Что же совершает во мне это, Что и вижу я, как сказал, и не могу высказать? Слушай и уразумеешь эту вещь. Итак, она совершенно неуловима для всех, А для достойных и уловима, и сообщима, И преподаваема, неуловимо И неслитно соединена с чистыми, И срастворена в несмешанном смешении – Вся со всеми непорочно живущими. Она светит во мне подобно лампаде, Скорее она видится сперва на Небе, Будучи неизмеримо выше Небес, Видится весьма неясно, незримо. Когда же я с трудом взыщу ее И неотступно стану просить, чтобы воссияла, То она или яснее видится там же, Отделяя меня от дольнего И неизреченно соединяя со светлостью ее, Или вся сполна внутри меня является, Как шаровидный, тихий и Божественный Свет, Безобразный и безвидный, во образе безобразном Видимый и говорящий мне следующее: Зачем ты ограничиваешь Мое присутствие Небесами И там ищешь Меня, думая, что Я там обитаю? Зачем полагаешь, что Я нахожусь на земле И разглашаешь, что Я пребываю со всеми, Определяя, что Я везде нахожусь? Итак, это «везде» приписывает Мне величину, Но Я совершенно не имею величины, Ибо знай, что естество Мое превыше величины; А то «на земле» показывает ограничение, Но Я, конечно, совершенно неограничен. Ты слышал ведь, что Я пребываю со святыми Сам весь существом Своим ощутимо, Через созерцание и даже приобщение,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Особенным доказательством существования действительной закрытой двери во святом святых служит то, что она своим видом и бывшими на ней изображениями представляла норму для распределения всех внутренних стенных украшений храма. На основании 3Цар.6:15–22; 29–30 об украшении стен храма нужно сказать следующее. Прежде всего, вся внутренность храма была выложена деревом или деревянными досками, стены и потолок кедровыми, а пол кипарисовыми, так что камня внутри храма не было видно. Стенные доски были украшены стенною резьбою, состоявшею у древних из вырезанных вглубь рельефов, en creux, греч. κοιλνγλυφα (а не выступавших из стены, caelaturae eminentes, как Вульгата), т. е. из глубоко углубленных главных очерков картины, отдельные изображения которой, конечно, представляли известные выпуклости, но никогда не выдавались выше плоскости стены. Сюжетами картин были фигуры херувимов, известные нам из описания скинии, с прибавлением пальм, колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов. Выбор пальмы объясняется не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево, символ красоты, величия и нравственных совершенств ( Пс.91:13 ), но и тем, что, по признанию древних, пальма имела своим отечеством Палестину, откуда она распространилась по всему древнему востоку. Известно, что и на римских монетах побежденная Иудея изображалась под образом пальмы. Таким образом пальма в иерусалимском храме была символом утвердившегося царства Божия в земле обетованной 99 . Этим объясняется отсутствие этого образа в скинии, как святилище пустыни, устроенном только еще на пути в Палестину. Колокинты же и распустившиеся цветы имели только второстепенное значение, окружая поле херувимов и пальм, подобно гранатовым яблокам, окружавшим колонны. Что касается колокинтов, то это могли быть даже независимые от стены шарообразные украшения, висевшие на особенных цепочках. В пользу такого предположения мы можем указать: а) аналогию тех же гранатовых яблок, висевших вокруг медных колонн, и виноградных кистей, висевших на золотых цепях в храме Ирода; б) ясное указание 2Пар.3:5 , что при стенных картинах храма спускались по стене цепочки, назначение которых не указано и не может быть указано, если не считать таковым назначением держать висевшие вокруг картин золотые шары в виде колокинтов; в) сохранившийся от древности и ныне весьма распространенный на востоке обычай употребления таких висячих шаров, спускающихся с потолка и стен. Нынешние иерусалимские мечети, находящиеся на самой площади Соломонова храма, наполнены подобными шаровидными украшениями, спускающимися с куполов и боковых нефов. Нечто подобное находят и на памятниках древнего Египта (Chipiez Histoire des ordres Grecs, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Нельзя принимать за плоские донца небольшие круглые плоскости или вмятины, являющиеся центрами солярных знаков в виде солнечного диска с лучами и другими орнаментальными мотивами. Мало того, эти изображения нередко смещены от центра тяжести и нанесены на дно сосуда после формовки и установки вверх дном. Солярный знак плоской или вогнутой формы, по-видимому, наносился давлением большого пальца, которому с внутренней стороны противостояла полумягкая основа округлой формы, иначе бы при нажиме происходило частичное втягивание внутрь поверхности, окружающей ямку. Следовательно, днища сосудов и схожие с ними круглодонные чаши должны были изготавливаться на упругой болванке шарообразной формы, обтянутой эластичным материалом и заполненной волокнистым или сыпучим наполнителем. Оболочкой болванки могли служить сетчатый текстиль с мелкой фактурой или пленочные ткани внутренних органов животных. При работе полумягкая болванка насаживалась на вбитый в землю кол, и на нее сверху вниз накладывалась заготовка изделия в виде чаши или чашевидного днища, к которому по кругу или спирали присоединялась глиняная лента тулова. Спайка лент, выравнивание поверхности и соблюдение нужной толщины стенок производились путем снятия излишков гребенчатым орудием. Тулова сосудов округлых форм (исключая их высокие венчики и горловины в виде раструбов) могли формоваться целиком или путем соединения отдельно сформованных на одной и той же болванке двух частей. В последнем случае во время формовки из излишков глины создавались венчики, которые под действием силы тяжести иногда втягивались в тулово. Свидетельством изготовления сосудов в виде сплюснутого шара из двух половин являются валикообразные ребра, созданные для оформления стыка двух половин, сходимость диаметров которых была обеспечена изготовлением на одной болванке. На верхнюю половину наносился орнамент в виде фестонов, упирающихся в ребро, ограниченный местом соединения двух половин Рис. 40–42; 33. Рис. 45] (рис. 4, а, б). В меньших по размеру сосудах с шаровидными, округлыми или слегка заостренными туловами эти тулова могли изготавливаться целиком на болванке, тугр набитой упругим или сыпучим материалом. Съем готового изделия производился после высыпания или извлечения из болванки наполнителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010