Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские Аудио Персидский шах Аббас II приказал выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание. Святой и славный князь Бидзина Чолокашвили жил в XVII веке. Он служил при дворе Кахетинских царей. В те времена Восточная Грузия томилась под игом мусульман-персов. Бидзина с помощью князя Шалвы и его дяди Элизбара, князя Ксанского, поднял восстание, дабы освободить страну от персидского господства. Они одержали первую победу в битве при Ахмете (15 сентября 1659 г.). Однако удача недолго сопутствовала им. Персидский шах Аббас II (1642–1667) приказал Картлийскому царю Вахтангу V (1658–1675) выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание (1661). Персидский властелин предложил им перейти в ислам, но они отказались и горячо свидетельствовали о вере во Христа. Тогда их раздели и выставили под лучи солнца и укусы насекомых. Поскольку решимость святых оставалась неколебимой, один из вассалов шаха, Селим Хан, приказал отрубить головы святым Шалве и Элизбару, надеясь этим испугать Бидзину. Но тот воскликнул: «Нет ничего сладостнее смерти за Христа!» Палачи рассекли пополам и обезглавили дядю и племянника. Наступил черед святого Бидзины претерпеть издевательства и мучения. На него надели чадру, посадили на осла и выставили на посмешище толпы. Затем ему постепенно отрезали куски тела, начиная с рук и ног, но святой продолжал молиться. После всего ему проткнули сердце копьем. Изуродованные тела святых мучеников были оставлены без погребения, а ночью над ними появилось сияние. Через много лет вдова святого Шалвы привезла драгоценные мощи мучеников в Картли. Тогда встречать святыню вышло великое множество христиан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Календарь Материалы 1 октября 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Проходя через Антиохию Писидийскую, святые Трофим и Савватий стали свидетелями нечестивого языческого праздника, который местные жители устроили в честь Аполлона. Они весьма опечалились и стали горячо молить Господа, чтобы Он спас город, а затем открыто исповедали веру во Христа. Их повели к правителю. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Родные стали к Ивану подступать: женись! Но вскоре началась война. Сначала финская, потом немецкая. [Встреча с Православием/Апологетика] Протоиерей Андрей Ткачев Человека заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт веков. Быть глухим к этому опыту, считать, что «меня или нас он совсем не касается», есть некое новейшее варварство. Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Персидский шах Аббас II приказал выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание. [Интернет-журнал/Культура] Антон Леонтьев Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств. [Гость сайта] Ольга Токарева Об учителях-священниках, жизни одного педагогического коллектива, проблемах православного образования и о том, чего ни в коем случае нельзя делать родителям рассказывает священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, духовником которой является владыка Пантелеимон (Шатов). Игорь Ашманов Череду скандальных новостей о Русской Православной Церкви одни считают централизованной информационной атакой, другие — естественным ходом событий. Об этом можно долго дискутировать, а можно просто взять и обратиться к фактам и цифрам: проанализировать все интернет-публикации по конкретной скандальной теме и проследить, как новость возникла и какой путь прошла, пока не стала повсеместно обсуждаемой.

http://pravoslavie.ru/archive/121001

Вспомним, а кто не знает прочитайте, житие святых грузинских князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Середина 17 века. Персидский шах Аббас II (1642-1667 гг.), поселил в опустошенной безбожниками-персами Кахетии тысячи семей персов. Они, разместившись на самых лучших землях, по своей привычке во время летней жары переселялись в горы и кочевали там, а зимой опять занимали оставленные ими места. Персы обосновались в Кахетии, ими уничтожилось почти все коренное христианское население этой страны. Были поруганы и осквернены многие святыни. Были надругательства над священнослужителями и т.д. Оставалось еще немного христиан по ту сторону реки Алазани, в горах Пшавии, Тушетии и Хевсурии, а также изредка встречалась населенная христианами местность в Кахетии. Войско под предводительством князей Бидзины, Шалвы и Элизбара выступило против врагов. Оно внезапно вошло в Кахетию, направившись от селения Ахметы и крепости верхней Бактриони (Бахтриони - Б.С.). Всесильным содействием Владычицы Приснодевы Марии и помощью святого великомученика Георгия грузины немедленно истребили почти всех персов, поселившихся по обоим берегам реки Алазани.Истребили всех, поголовно. Сам султан Пенкархан, поставленный шахом правителем Кахетии, едва спасся бегством. Это произошло в 1659 году. Семейство же султана и все домашнее хозяйство было истреблено мечем воинов Христовых. Святые военачальники, воздав славу Богу, принялись за очищение и восстановление святынь, в том числе кафедрального Алавердского собора и других оскверненных и разрушенных храмов. В скором времени они привели Алавердский собор в прежнее состояние, и в нем снова стала совершаться Божественная Литургия. Святители, находившиеся в изгнании, вдали от своей паствы, были возвращены на свои кафедры, а священники - в свои храмы. Современные " либералисты " будут вопить о жестокости, но это была защита, грузины защитили свою землю, свой народ. Честь им и хвала. Они были вызваны шахом, через царя Вахтанга, в Персию и там замучены, потому что отказались отречься от Христа. Никто не сомневается в их святости. А кто сейчас вся эта либеральная тусовка и их хозяева-податели грантов? Те же " персы " , только уничтожают другую православную страну-Россию и также оскверняют святыни. Жалко, что пока не видно у нас своих князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Святые угодники Божии, мученики Бидзин, Шалва и Элизбар, молите Христа Бога о нас грешных. Простите, накипело.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/19/ot...

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Имена этих мучеников были внесены в месяцеслов Грузинской Церкви католикосом Антонием I Багратионом (1744–1788). Комментарии читателей 2019-08-14 18:31 Эдуард/Элизбар : Святые мощи Ксанских князей страстотерпцев Бидзины, Шалвы и Элизбара находятся в Аланском Богоявленском женском монастыре Владикавказской епархии... 2019-03-22 14:04 Дмитрий Цховребов : Двое из них были осетинами, их мощи в храме в городе Цхинвал. 2018-09-30 21:48 Эрик : Вот если бы кто нашёл акафист св. муч. Бедзину, Шалве и Элизбару это было бы верх всех похвал. Изрыл весь и-нет и нет акафиста, вернее есть но... на грузинском. Если кто найдёт такой акафист на русском прошу ради всех Элизбаров выложить его на ютубе, каком нибудь сайте или ещё где чтоб забив в гоогле можно было найти. Бог Вам в помощь и храни Вас Бог! 2018-09-30 21:38 Эрик : Я Эрик в крещении Элизбар. Икону св. муч. Бедзина, Шалвы и Элизбара очень трудно достать, не широко почетаемые на Руси как святитель Николай или св. муч. Георгий. Я в своё время достал через знакомого батюшку отца Элизбара через и-нет репродукцию иконы святых, отксерокопировал, наклеил на фанерки, покрыл лаком и в своём храме освятил наш батюшка о.Александр. Сделал таких иконок много и теперь люди в свечном ящике покупают кому надо. Просто и без проблем. В противном случае такую икону достать если почти не возможно то очень трудно. Бог вам в помощь братья и сестры. 2018-07-16 12:20 Эдуард (Элизбар) : Был приятно удивлен, узнав, что многие Эдуарды были крещены именем святого мученника Элизбара, князя Ксанского! Не знаю почему, но именно в последние дни появилось ОГРОМНОЕ желание побывать в Икортском монастыре (заброшеном Храме во имя Архангела Михаила), где многие годы находились (и возможно находятся до сих пор?) мощи святых мучеников Бидзины, Элизбара и Шалвы. Начал потихоньку готовится к поломничеству, т.е. собирать необходимую информацию...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Действительно, икону с ликом святого Элизбара достать не просто, поэтому я сначала нашел в интернете и распечатал репродукцию иконы с изображениями святого мученика Элизбара (а так же, репродукцию с изображением Бидзины, Шалвы и Элизбара, потому что думаю, что их ТРОИХ разделять нельзя!), которые разместил в своем домашнем иконостасе... Лишь в прошлом году были услышаны мои молитвы и наш Отец Сергий привез мне из Москвы икону святого Элизбара! А все ранее изготовленные репродукции с ликами святых Бидзины, Шалвы и Элизбара по прежднему продолжают находиться в моем домашнем иконостасе... Мне сказали, что репродукцию иконы можно так же наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас. Но этот момент лучше уточнить у своего духовника... 2018-01-20 00:01 ---Моего сына зовут Эдуардом, крестили Элизбаром. Святые мученники,защитите моего сына от плохих людей. Чтобы у него Всё было хорошо. Во имя отца и сына и святого духа Аминь 2016-07-06 04:47 Наталья Лебедева : Доброе утро! Я нахожусь в Саха (Якутия) город Ленск, в нашем храме к сожалению не могу приобрести Икону Элизбар, не привозят в наш регион такие иконы. У моего мужа имя Эдуард, при крещении нарекли именем Элизбар. Помогите , пожалуйста, приобрести его икону. Напишите, пожалуйста, в мой электронный адрес где и как можно осуществить заказ и узнать сумму иконы. Заранее Вас благодарю. С ув. Наталья. 2015-10-01 08:19 Георгий Авалиани : Упокой Господи , душу усопшей рабы Евгении 2 октября 40 дней...жила слепая в Ксани ... 2015-03-10 19:16 Эрнест : Люди добрые,прошу Вас помогите!Ношу в Крещении Имя Святого Мученика Элизбара,но не могу найти Икону с его Святым Ликом!!!Пришлите по адресу Кемеровская обл.г.Прокопьевск ул. Крестьянская 38-6.Булатов Эрнест Роллантович индекс 653007. Оплату гарантирую!!! И если можно иконку на грудную!Храни Вас Господь!!!!Мир ВАМ!!! 2014-10-06 16:51 римма : Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, защитите меня от злых людей. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Святые мученики Исаак и Иосиф, родные братья, родились в городе Феодосиополе, или Карну (Эрзерум). Отец их был знатный мусульманин, а мать — христианка, добрая и благочестивая женщина, тайно воспитавшая этих двух сыновей и еще одного, старшего, неизвестного по имени, в христианской вере. Достигнув зрелого возраста, эти три брата, из которые один Иосиф был женат, пожелали удалиться от своего родителя–магометанина, чтобы беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Они обратились с письмом к императору Никифору I (802–811), прося его произволения переселиться в Константинополь и поступить на службу при его дворе. Получив благоприятный ответ христианского государя, братья стали собираться в дорогу. Старший в скором времени отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак были задержаны по приказу эмира г. Феодосиополя. На вопрос о причине их переселения в Константинополь братья ответили ко всеобщему изумлению присутствовавших, в том числе их отца, что они христиане с самого рождения и потому бегут от нечестивых, желая свободно исповедовать свою веру. Никакие уговоры и угрозы не поколебали мужественных исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес братьям смертным приговор. На месте казни, приклонив колени, святые Исаак и Иосиф вознесли молитву ко Господу, после чего палач отсек их честные главы. Это совершилось в 808 году. На непогребенные тела святых мучеников ночью спустился необыкновенный столп света и стал над ними. Пораженные этим знамением, магометане просили на следующие день христиан города предать святые тела мучеников погребению. На месте погребения святых впоследствии был построен храм и освящен во имя Пресвятой Троицы. Сентябрь 18 Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские, мученики Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские — грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658–1675), принявшего ислам и известного под именем Шах–Наваза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

1977. С. 174, 297), «только силой и трудом» (строительная надпись еп. Арсения Манглисского на церкви в Абелиа, 1247-1259 гг.- Силогава. 2000. С. 248, 264) были выстроены церкви Метехи, Эртацминда (Шида-Картли), Худжаби, Абелиа, Кобайр (Квемо-Картли) и др. В 1-й пол. XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного, была воздвигнута ц. Гергетис Самеба (Св. Троицы) у подножия горы Мкинварцвери (Казбек). В 1-й пол. XV в. царь Александр I отстроил разрушенные крепости, церкви и мон-ри, в т. ч. Светицховели и Руиси, очистил Лоре-Ташири от кочевников и восстановил там церковные и светские владения. В процессе формирования сатавадо монастыри, принадлежавшие некогда царю или католикосу, перешли к тавадам. В Кинцвиси была устроена усыпальница Панаскертели-Цицишвили, в Никози - Павленишвили, в Питарети - Орбелишвили, в Тири - Тавхелидзе-Мачабели. Крупные тавады строили новые усыпальницы: Арагвские эриставы - в Ананури (XVII в.), Ксанские эриставы - в Ларгвиси (отстроена заново в 50-60-х гг. XVIII в.) и Икорте (здесь были похоронены герои Бахтрионского восстания 1659 г. святые Шалва и Элизбар Эристави) и т. д. Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов. Раздел К. на сферы влияния Ирана и Турции; образование царства Картли-Кахети Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иран. и тур. властителями вели цари К. Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка 1-й пол. XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть к-рого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя ее, то благодаря мечу царя Луарсаба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 366). Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) (1620-1688), «опоясал Картли мечом» ( Иосиф Тбилели, митр. 1939. Строфа 281): в течение 50 лет он противостоял персам и туркам.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

19 Монахи-бенедиктинцы – члены католического монашеского ордена, основанного в 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Италии. Игумен Лазарь публично покаялся в своём увлечении внешней прелестью служения бенедиктинских монахов, органной музыки и западной церкви вообще. – Прим. перев. 20 Дидубский храм (XIX в.) в районе Дидубе г. Тбилиси. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери Дидубийская. – Прим. перев. 22 Так называется церковь святого великомученика Георгия (IV в.). Расположена она напротив Дома Правительства. В этом храме находятся несколько икон, перенесённых из Русского Военного собора, разрушенного безбожниками-коммунистами. На месте этого собора и находится сейчас Дом Правительства. – Прим. перев. 23 Церковь преподобного Давида Гареджийского расположена на горе Мтацминда (груз. – Святая Гора). Строительство её началось в первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов (преподобный Давид Гареджийский), поселился в естественной пещере Гареджа и основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. Вскоре по молитвам святого забил единственный в этой местности источник, который впоследствии стал называться «Слёзы Давида». У источника утоляли жажду первые монахи-пустынники. – Прим. перев. 25 Князья-мученики Элизбар и Шалва подняли в Грузии восстание против персов. Они были переданы для расправы шаху Аббасу II грузинским царём-магометанином Вахтангом IV Шах-Наозом. Приняли мученическую кончину в 1661 году. Память их празднуется 18 сентября/1 октября. – Прим. ред. 27 Село в Аджарии. Население там было, в основном, мусульманское, поэтому строительство православного храма святого апостола Андрея было большой заслугой молодого священника Захарии (Перадзе). – Прим. перев. 28 Монастырь, основанный преподобным Иоанном Зедазнийским (VI в., память его празднуется 7/20 мая) – монахом, прибывшим из Антиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. Преподобный сначала проповедовал в Мцхете, затем подвизался на горе Заден (Зедадзен), на которой ранее находилось капище идола Задена (родители приносили в жертву идолу младенцев). По молитвам святой равноапостольной Нины идол тот обрушился в реку Куру. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

212 Суфий (от араб, суфи, буквально – носящий шерстяные одежды) – последователь суфизма, мистического течения в исламе, возникшего в VIII -IX вв. на территории современного Ирака и Сирии. Для суфизма характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, стремление к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти». 214 Во время осады города Вавилона Навуходоносор «вывез оттуда все сокровища дома Господня... и изломал... все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» ( 4Цар.24:13 ). Валтасар, сын Навуходоносора и последний царь Вавилонский из Халдейской династии, устроил пиршество и кощунственно пил вино со своими гостями из золотых и серебряных сосудов, похищенных Навуходоносором из храма Иерусалимского ( Дан.5 гл.). За это святотатство царству Валтасара пришел конец. Персы беспрепятственно вошли в оставленный без всякого надзора, при всеобщем опьянении, город и без сопротивления завладели им. «В ту же самую ночь, – говорит пророк Даниил, – Валтасар, царь Халдейский, был убит» ( Дан.5:30 ). 215 Великомученик Бидзина, мученики Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахети. Замучены в 1660 г. 18 сентября (1 октября). 216 Ахмета – кахетинское село в верховье реки Алазани, расположенное в том самом месте, где эта река вырывается из теснины Панкисского ущелья. 218 Хафиз (Хафиз Ширази) Шамседдин (ок. 1324–1390), – персидский поэт, выходец из городских слоев общества; в образах земной любви пытался выразить экстатическую любовь к божеству, 219 В арабской и персидской изящной словесности основными поэтическими формами являются ода (касыда), лирический стих (газель), четверостишие (рубай, или рубайат) и эпическая поэма (маснави; перс, месневи). 220 Шариат (араб, шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом и обязательных для всех мусульман. 221 Исфаган (Испагань) – город в Персии, в провинции Ирак-Аджеми, на реке Сажен-де-Руд, 1698 м над уровнем моря. В XVI-XVIH вв. был резиденцией шахов с замечательными постройками и населением более полумиллиона жителей; с XVIII в. большая часть в развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

VI в. в духовной летописи Грузии знаменуется пришествием в Иверию сирийских подвижников – преп. Иоанна Зедазенского, знаменитого сирийского подвижника, и его 12-ти учеников. Они боролись с насаждавшимся иранскими проповедниками огнепоклонством, своими молитвами и примером жизни обращая отступников к покаянию. Он основал монастырь в Гареджи, который стал лаврой. Народ называл ее Иверской Фиваидой. Преп. Антоний, один из учеников преп. Давида, повторил подвиг св. Симеона Столпника. Св. Исе, епископ Целканский, получил в наследство от своего духовного отца, игумена Иоанна, дар непрестанной молитвы и его монашеский посох, которым совершал дивные чудеса. Св. Неофит, арабский полководец, обратившийся в христианство и ставший игуменом Шио-Мгвимского монастыря и затем епископом, был убит огнепоклонниками. В VII в. во время нашествия халифа Мурвана пострадали свв. князья Давид и Константин и царь Арчил, попавшие в плен и отказавшиеся принять ислам . В VIII в. прославился мученическим подвигом аравийский юноша Або, принявший христианство и проповедовавший его среди арабов три года. Он считается покровителем Тбилиси. В XI в. подвижник преп. Иларион в Гареджийской лавре повторил подвиги древних Отцов и обладал таким обилием даров, что Церковь назвала его тем же именем, что и святителя Николая – Чудотворцем. В Х в. на Афоне просияли четыре грузинских святых – Иоанн, Гавриил, Евфимий и Георгий Святогорцы. Преп. Иоанн построил Иверскую обитель. Церковь канонизировала выдающихся правителей Грузии, много сделавших для Церкви – царя Давида Строителя, царицу Тамару, царя Ашота Куропалата, царя Димитрия Самопожертвователя, царя Луарсаба, царицу Кетевань. Последние четыре приняли мученическую кончину за Христа и за свой народ. В 1616 г. мученическую кончину от рук персов приняли 6000 иноков Давидо-Гареджийской обители, а в 1661 г. – князья Бидзина, Шалва и Элизбар. Из мучеников последнего времени грузины особенно чтут архимандрита Григория (Перадзе), рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем в Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010