Ираклий прожил в Москве в общей сложности 15 лет: в 1653–1660 и 1666–1674 гг. В 1660 г. он вступил в борьбу за кахетинский престол, но проиграл и вернулся в Россию, покинув ее навсегда спустя восемь лет. Вместе с Ираклием в 1666 г. в Москву приехали братья Хохона и Элизбар Давитишвили, потомки царя Кахетии Александра I (1476–1511), который еще в 1491 г. направил посольство к великому князю московскому Ивану III (1462–1505). Потомки Давитишвили стали в России князьями Давыдовыми [x] .   Царь Имеретии и Кахетии Арч ил II Вахтангович Багратиони (1664–1675), будучи сторонником пророссийской ориентации [xi] , в 1683 г. был принят под покровительство России [xii] . В конце 1684 г. в Москву прибыли сыновья царя Арчила — 10-летний Александр и 8-летний Матвей (Мамука) в сопровождении многочисленной свиты [xiii] . Ко времени приезда в Москву сыновей Арчила II в ней уже существовало несколько крепко обосновавшихся грузинских семей. Это были оставшиеся из многочисленной свиты царевича Ираклия и его матери Елены Леонтьевны. Породнившись с русскими боярскими родами, они не захотели покидать Москвы и остались в ней навсегда [xiv] .   Со временем некоторые грузины настолько овладели русским языком, что стали переводчиками в Посольском приказе. Этим объясняется, что во второй половине XVII в. переписка российских и грузинских монархов стала вестись на русском и грузинском языках, а не на греческом и латинском, как это было прежде. Архивы сохранили имена переводчиков: Давид Бастаганов, Семен Дмитриев сын Грузинец, участвовавший в переговорах с царем Арчилом, и др. [xv] В Москве грузинских царевичей поселили на Покровке, на Давыдовском дворе. Через год, в конце 1685 г., в Москву со своей женой царицей Кетаван (Екатерина) [xvi] и дочерью царевной Дареджан (Дарья) и младшим сыном царевичем Давидом приехал и сам Арчил II в сопровождении свиты численностью около 160 человек. В феврале 1686 г. семья царя Арчила переехала на Ростовское подворье [xvii] , где было гораздо просторнее. «Обоснование в Москве грузинских царевичей, а некоторое время спустя приезд и их отца, Арчила II, с семьей положили начало новому этапу русско-грузинских отношений…» [xviii] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

Лаздона. Церковь Троицы Живоначальной. Lazdonas Vissvts Trijdbas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1866. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, Мадонский край, Лаздонская волость, Лаздона, ул. Рупниецибас 75 Rpniecbas iela 75, Lazdona, Lazdonas pagasts, Madonas novads, Latvija Координаты: 56.844837, 26.241418 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Лаздонский приход во имя Святой Троицы. Настоятель – протоиерей Элизбар Тризна. В исторических документах Лаздон впервые упоминается в 1585 г., а Праулен в 1594 г. (Праулиена). В первой мызе числились 280 мужчин и 302 женщины; во второй 293 мужчины и 331 женщина. Приход открыт в 1847 году и первоначально помещался в доме военного постоя в мызе Праулен вплоть до 20 октября 1866 г. В 1861 г. было выкуплено у местного помещика, ротмистра фон Беренса, 1200 кв.саж. земли под церковь, здания и огород, а 228 кв.саженей земли Беренс подарил православному причту. Возведение нового храма началось осенью 1864 года по проекту архитектора Р.Ю. Флуга, а весной 1866 г. храм приняли в Духовное ведомство. Освящение состоялояь 20 октября 1866 г. Преосвященным Вениамином, Епископом Рижским и Митавским во имя Святой Троицы. Под православное кладбище в 1861 году купили у того же помещика фон Беренса 1400 кв.саж.земли. В 1898 г. кладбище расширили, купив ещё 1407 кв.саженей земли за 151 рубль 04 копейки. Здесь находится могила отца Петра Журавского. 04.01.1879 г. под постройку приходской школы было куплено 979 кв.саж. земли. 23.09.1870 г. на содержание причта отмежёвано от имения Керстенбем для Лаздонского прихода 86.5 десятин земли. Эта земля сдавалась в аренду. Так с 23.04.1907 г. причтовая земля со всеми постройками на ней отдана Оскару Бурману за 200 рубл. в год, а с 23.04.1909 г. крестьянину Андрею Упиту за 100 рублей. Земли всего имеется 94 десятины. Церковь построили, но без причтового дома, и священник и один псаломщик вынуждены были жить в нанимаемых квартирах. Второй псаломщик помещался в приходской школе возле церкви. Из хоз. построек имелись: сарай с конюшней, возовня, клеть, дровяник. Ближайшие церкви: Берзонская - 13; Марценская - 14; Лаудонская - 17 вёрст. Причтовые дома-жилой дом построен на правит. средства в 1910 году. Клеть, дровяник, сарай.

http://sobory.ru/article/?object=07833

Два молодых священника открыли ему дверь, помогли выйти. Он оказался высоким и грузным человеком, но, несмотря на это, вид его был величествен. Видя, как он осторожно идет, я понял, что он почти ничего не видит. Один глаз его был почти слеп, а другой будто светился благородным светом. На лице лежала печать усталости — физической и духовной. Он еще раз посмотрел на нас с легкой доброй улыбкой, будто прощая нам наши безумные шутки и, поддерживаемый двумя священниками, начал медленно подниматься по лестнице. Когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет Все мы, студенты, застыли в изумлении, понимая, что это не простой священнослужитель, что это какой-то необыкновенный человек. Об этом говорило благородство его блика, выправка, какое-то особое величие. И когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет. Я тогда не был воцерковлен. Это потом в храмах я видел нимбы над головами святых. Они поднимались все выше, и две фигуры рядом с ним исчезли, а свет от фигуры старца становился все ярче. Именно так! Это был не обычный священнослужитель, это не был архиепископ Симферопольский и Крымский, это не был великий хирург Валентин Войно-Ясенецкий, это был святой Лука ! Рейтинг: 9.7 Голосов: 201 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий 14 января 2022, 12:52 Святой угодниче Луко, моли Христа о болящем р.Б. Георгии (мне), о здравии моей матери Татианы, и о том чтоб в нашей семье было понимание. И о здравии и благополучии Николая, отца моего, помоги нам понять друг друга. Элизбар 15 февраля 2020, 13:23 Святой Лука, во славу Всевышнего, очень прошу об исцелении моей мамы Ирины ! Благодарю, святый Отче. Владимир 17 января 2016, 06:24 Святой Лука! Не оставь моего сына Олега и спаси его! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Валерий 12 июня 2015, 19:54 Святой Лука Помоги мне грешному, рабу Божьему Валерию, во всех моих добрых начинаниях и творчестве. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Аминь.

http://pravoslavie.ru/71410.html

Новости 28 марта, 2012 В Москве осквернен храм: ограду расписали свастикой и лозунгами об освобождении панк-феминисток (+ видео) В ночь с 26 на 27 марта 2012 года неизвестные осквернили православный храм святителя Митрофана Воронежского, находящийся в Москве, на Царской улице. На ограде храма была нарисована свастика и лозунги освободить участниц провокации в храме Христа-Спасителя. 28 марта, 2012 Открытие арт-площадки при храме протоиерея Всеволода Чаплина состоится в четверг На открытии остоится концерт, в котором примут участие музыкальные группы " Ивол " , " Октавио " , " Небослов " , " Лакоча " , музыканты Псой Короленко и Элизбар, сообщили в клубе " АртЭриа " , который сотрудничает с приходом храма. 28 марта, 2012 В Нижегородской семинарии открылись курсы для журналистов светских СМИ, освещающих церковную тематику Эти курсы - совместный проект пресс-службы Нижегородской епархии и просветительского центра «Глагол». Инициатива возникла в связи с тем, что в светских СМИ имеются проблемы с освещением жизни Церкви. 28 марта, 2012 Украинская Церковь будет регулярно встречаться с блогерами, - прот. Георгий Коваленко " Участниками встреч станут люди, известные в блогосфере, и пишущие на церковную тематику и об Украинской Православной Церкви. Пока достигнута принципиальная договоренность о первой встрече, которая пройдет на следующей неделе, в среду или четверг. Такие встречи будут регулярными " , - сообщил пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Церкви протоиерей Георгий Коваленко. 28 марта, 2012 Патриарх Кирилл считает, что на религиозные организации следует возложить ответственность за подготовку правоохранителей Он подчеркнул, что полицейский - " лицо власти " , и проблемы, происходящие в среде правоохранителей, " больно отзываются в сердцах людей и имеют опаснейшее политическое последствие " . 28 марта, 2012 Курс человеколюбия для полицейских Нургалиеву предложил ввести протоиерей Димитрий Смирнов " Этот курс предложил ввести я, а Нургалиев это предложение озвучил " , - пояснил протоиерей Димитрий корреспонденту ПРАВМИРа и заявил, что сам бы мог вести данный курс.

http://pravmir.ru/category/news/page/508...

В Риге прошли торжества, посвященные 100-летию освящения Свято-Троицкого кафедрального собора 31 декабря 2007 г. 10:23 29 декабря, в день памяти св. пророка Аггея митрополит Рижский и всея Латвии Александр совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Риги. По благословению митрополита Александра на эти дни (28-29 декабря) были перенесены торжества по случаю 100-летия со дня освящения собора Святой Живоначальной Троицы, что находится на территории Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря (Рига, ул. Кр. Барона, 126). В этот торжественный день митрополиту Рижскому Александру сослужили: епископ Даугавпилсский Александр , благочинный Рижского округа ключарь собора Рождества Христова г. Риги прот. Иаков Присяжнюк, благочинный Валмиерского округа прот. Николай Тихомиров, благочинный Даугавпилсского округа прот. Георгий Попов, благочинный Мадонского округа прот. Элизбар Тризна, благочинный Резекненского округа прот. Виктор Теплов, ключарь Свято-Троицкого собора иерей Сергий Шкарупо, настоятель храма Архангела Михаила г. Риги прот. Олег Пелевин, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в г. Ливаны прот. Михаил Стойко, клирики Свято-Троицкого собора — иерей Борис Бакуменко, иерей Валентин Васильев, протодиакон Василий Санников, диакон Всеволод Мельников; клирик храма св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна иеродиакон Герман (Карташов), клирик кафедрального собора Рождества Христова г. Риги диакон Евгений Самуйлов, клирик Спасо-Преображенской пустыни в Валгунде диакон Василий Фокша. За Божественной литургией также молилась игумения Магдалина (Полын) с сестрами Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря и благочинная филиала Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря — Спасо-Преображенской пустыни в Валгунде — монахиня Мария (Пилипчук). Храм был полон молящихся. Торжественно пел хор под руководством регента Василия Затерина. За Божественной литургией некоторые ектении, Символ веры и молитва Господня «Отче наш…» звучали на латышском языке. Была также произнесена заупокойная ектения памяти почивших архипастырей, пастырей, клириков, служивших в Свято-Троицком соборе, его строителей, благоукрасителей и почивших прихожан этого собора.

http://patriarchia.ru/db/text/345096.htm...

Так или иначе, о том, что произошло, необходимо сказать исповедующему священнику или духовнику как человеку, который должен знать внутреннее состояние своего чада. А пастырь уже рассмотрит, греховно ли произошедшее осквернение или нет.   Библиографический список   Книга первая//Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов./пер. с лат., статья, прим. В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 37. Глава XXVI//Прокошев П.А. Дидаскаля, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. СПб.: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дома, 1913. С. 188-190. Послание к монаху Амуну//Афанасий Великий, свт. Творения в четырех томах. Том III. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 [Репринт]. С. 367. Книга первая//Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 37. Комментарии ( 3): Илья К. 16 августа 2020г. 18:30 «Природное явление» — это солнечное затмение, цунами, белые ночи и так далее, а не поллюция. Диакон Алексий, Москва 17 августа 2020г. 15:25 Природное явление - это всякое проявление живого организма. Потому и поллюция - это тоже природное явление. неофит Элизбар 10 января 2022г. 16:54 Низкий поклон автору статьи за толкование на ОЧЕНЬ важный вопрос! Этот вопрос, и важный, и постыдный - два в одном! Как наши враги пользуют эту человеческую слабость и какого напряжения сил и угрызения совести стоит преодоление этого греха и страсти - знаю не по наслышке... Если " естественное осквернение " еще находит понимание со стороны многих священников, то " осквернение с греховными действиями " (рукоблудие) у многих священников вызывает непонимание, что влечет за собою наложение епитимий и, как следствие, в последующем, возможное умолчание о совершенном грехе... Дай Бог всем нашим пастырям понимания и сопереживания, а пасуемым - Божией помощи, сил и благоразумия в борьбе с этим грехом! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии.

http://bogoslov.ru/article/6166476

А тем временем венгерский табор, ещё недавно кишащий наркобарыгами, опустел. Цыганский барон умер, его вдова уехала - «Голливуд», как называли табор наркозависимые, закрылся. «Коренной перелом произошёл после крестного хода 2010 года. Из Москвы приехал спецназ, устроили спецоперацию, и не одну. Мы ведь Путину писали, - рассказывает батюшка. - А в начале нашей борьбы первый репортаж о Кимрах по ТВ увидел генпрокурор и на следующий день послал в Тверскую область проверку». Чудеса? Но как говорил один из подвижников, «как только я перестаю молиться, чудеса прекращаются». Здесь молятся плечом к плечу русский батюшка Андрей и цыган диакон Элизбар. «Бог помогает, но сначала надо сделать всё, что в твоих человеческих силах», - говорит отец Андрей. И признаёт, что наркомафия в Кимрах не сломлена: «В 2010 году, когда крестным ходом мы пришли в табор, один цыган начал обличать кимрскую полицию в «крышевании» крупных наркоторговцев. В результате он погиб в тюрьме. В прошлом году у нас в городе задержали участ­кового - сотрудника полиции, который сам возглавил наркосеть! На днях с наркотиками задержали сотрудника ГАИ и отпустили под домашний арест! Быть нарколюдоедом в Кимрах по-прежнему в моде: для них день­ги до сих пор не пахнут! А наш Кимрский межрайонный отдел ФСКН, лучший в области, с сотрудниками, которые работали без выходных и отпусков, рисковали жизнью во время спецопераций, сегодня разваливается на глазах. Профессио­налы уходят со службы - очень тревожный звонок!» Мы говорим, а за окном возводится второй дом для «Радуги», в которую уже выстроилась очередь из желающих пройти реабилитацию. Храм Вознесения и центр разместились в районе с красивым названием Заречный: здесь Кимрка впадает в Волгу, питая, как десятки других речушек, главную реку России. Так и центр «Радуга», и борьба батюшки против наркомафии, сливаясь с усилиями неравнодушных людей в других уголках России, не дают превратить наши города и сёла в «страну живых мертвецов». http://www.aif.ru/society/religion/1167415

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

10 окт. 1925 г. М. принял постриг и был возведен в сан архимандрита, 14 окт. хиротонисан во архиерея и назначен епископом Алавердским. 18 нояб. он прибыл в епархию. В письме исп. Амвросию (26 янв. 1926) он описал состояние дел в епархии ( Мачуришвили. 2009. С. 25-26). 17 окт. 1927 г. М. временно был назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией. С 24 марта 1928 г. епископ Цилканский (Архив Груз. Патриархии. Д. 1823. Л. 140, 175). С 11 мая 1928 г. настоятель тифлисского Преображенского муж. мон-ря. 2 янв. 1935 г. М. возведен в сан митрополита, переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). Свою первую проповедь он начал словами прор. Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13. 1), что оскорбило властей и восстановило их против нового архиерея. Ему не давали возможности проводить изменения в епархии, на протяжении неск. лет М. оставался практически без дохода ( Рафаил (Карелин). 2006. Т. 2. С. 100). Репрессии в отношении духовенства коснулись и Сухумо-Абхазской епархии: в письме католикосу-патриарху всей Грузии Каллистрату (Цинцадзе) (2 мая 1937) М. писал о сложностях, которые возникли в епархии с назначением священника в 3 греч. деревни,- не нашлось подобающей кандидатуры. 9 окт. 1937 г. были арестованы протоиереи Симеон Гигинеишвили и Элизбар Анчабадзе, в епархии осталось 2 представителя духовенства: священник в Сухуми и М. (Архив Груз. Патриархии. Д. 1613. С. 23-24). 9 июля 1938 г. М. получил назначение в Тбилиси. С 1 апр. 1943 г. служил в ц. во имя св. Нины в Кутаиси, с 30 апр. 1944 г.- митрополит Урбнисский, настоятель тбилисской церкви Дидубе в честь Рождества Пресв. Богородицы (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). М. был ревностным участником движения в защиту мира: неоднократно выступал на различных конференциях, в 1949 г. возглавил делегацию ГПЦ на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира (25-27 авг., Москва). 5 апр. 1952 г. на IX Соборе ГПЦ, проходившем в Тбилисском Сиони, М. посредством открытого голосования единодушно был избран католикосом-патриархом всей Грузии.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

С Тамазом Ильичом Джандиери надёжно и легко общаться. Он дворянин по происхождению, честь для него дороже жизни. От него никогда не услышишь даже повышенного тона, он спокойно и мирно делает своё святое дело. Его комната похожа на келью. Иконы, старинные фотографии, картины, рояль. Молитва и творческий ежедневный труд. Его музыкальные сочинения очень национальны, и это я очень ценю в нём. Духовные и светские песнопения, инструментальная музыка его выдержаны, как и он сам, в строгой, аскетичной гармонии. Он остаётся грузином в России, которую тоже любит. Для строительства храма в Московской области он продал большую квартиру и сейчас живёт почти в келье. Никогда и ни на кого он не жалуется, и ни на кого не обижается, все решает с молитвой, чётко и немногословно. Поэтому люди около него подбираются исключительно верующие, и в Москве, и в регионах, и в Грузии. К нему прекрасно относится патриарх Грузии Илия Второй, митрополит Элизбар, и думается, что нет такого человека, который бы не уважал его. Многие, конечно, не понимают или недооценивают, к сожалению, но они сами другого духа, им не дано понять альтруизм и благородные, души прекрасные порывы. Я благодарю редакцию Русской Народной Линии, которая удостоила меня чести написать это искреннее поздравление дорогому Тамазу Ильичу с его юбилеем. И юбилеем общества русско-грузинской дружбы ДЗАЛИСА и братства во имя святых Нины и Георгия. 35 лет, вопреки политическим невзгодам и непониманию важных персон, существует общество русско-грузинской дружбы, которое укрепляет наш дух в Православной вере. И оно, верю, непременно определит будущее единство наших народов. Да будет так! Многая и благая лета подвижнику на ниве благочестия Тамазу Ильичу Джандиери! С днём Рождения! Нина Васильевна Карташева , поэтесса, Москва Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Что запрещается делать всем во второй день Страстной Седмицы

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/ya...

Предложение это понравилось обоим эриставам, в особенности святому Элизбару и его племяннику блаженному Шалве. Элизбар не имел детей и был уже в преклонных летах, и потому усыновил своего племянника. Они немедленно собрали войско и, воодушевленные ревностью о Христе, поклялись спасти Церковь и веру своего народа. Под их священное знамя собрались жители Карталинии, Кахетии, тушины, пшавцы и хевсурцы. Эристав Арагвский Заал устрашился персидского шаха и не присоединился сам к воинам Христовым, а собрал только многочисленное войско из самых опытных, избранных мужей и послал его тайно святым. Войско под предводительством святых мужей выступило наконец против врагов. Оно внезапно вошло в Кахетию, направившись от селения Ахметы и крепости верхней Бактриони (Бахтриони - Б.С.). Всесильным содействием Владычицы Приснодевы Марии и помощью святого великомученика Георгия грузины немедленно истребили почти всех персов, поселившихся по обоим берегам реки Алазани. Сам султан Пенкархан, поставленный шахом правителем Кахетии, едва спасся бегством. Это произошло в 1659 году. Семейство же султана и все домашнее хозяйство было истреблено мечем воинов Христовых. Святые военачальники, воздав славу Богу, принялись за очищение и восстановление святынь, в том числе кафедрального Алавердского собора и других оскверненных и разрушенных храмов. В скором времени они привели Алавердский собор в прежнее состояние, и в нем снова стала совершаться Божественная Литургия. Святители, находившиеся в изгнании, вдали от своей паствы, были возвращены на свои кафедры, а священники - в свои храмы. Победой трех святых военачальников снова утвердилось Евангелие Христово во всей Кахетии и воздвигся повсюду крест Христов. Благочестивые епископы и благоверный народ снова тесно соединились друг с другом. Иереи беспрепятственно уже стали приносить Бескровную Жертву и совершать святые Таинства. Были восстановлены опустошенные и разрушенные монастыри и снова наполнились благоговейными монахами, и кахетинские христиане получили полную свободу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010