1977. С. 174, 297), «только силой и трудом» (строительная надпись еп. Арсения Манглисского на церкви в Абелиа, 1247-1259 гг.- Силогава. 2000. С. 248, 264) были выстроены церкви Метехи, Эртацминда (Шида-Картли), Худжаби, Абелиа, Кобайр (Квемо-Картли) и др. В 1-й пол. XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного, была воздвигнута ц. Гергетис Самеба (Св. Троицы) у подножия горы Мкинварцвери (Казбек). В 1-й пол. XV в. царь Александр I отстроил разрушенные крепости, церкви и мон-ри, в т. ч. Светицховели и Руиси, очистил Лоре-Ташири от кочевников и восстановил там церковные и светские владения. В процессе формирования сатавадо монастыри, принадлежавшие некогда царю или католикосу, перешли к тавадам. В Кинцвиси была устроена усыпальница Панаскертели-Цицишвили, в Никози - Павленишвили, в Питарети - Орбелишвили, в Тири - Тавхелидзе-Мачабели. Крупные тавады строили новые усыпальницы: Арагвские эриставы - в Ананури (XVII в.), Ксанские эриставы - в Ларгвиси (отстроена заново в 50-60-х гг. XVIII в.) и Икорте (здесь были похоронены герои Бахтрионского восстания 1659 г. святые Шалва и Элизбар Эристави) и т. д. Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов. Раздел К. на сферы влияния Ирана и Турции; образование царства Картли-Кахети Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иран. и тур. властителями вели цари К. Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка 1-й пол. XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть к-рого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя ее, то благодаря мечу царя Луарсаба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 366). Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) (1620-1688), «опоясал Картли мечом» ( Иосиф Тбилели, митр. 1939. Строфа 281): в течение 50 лет он противостоял персам и туркам.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Вспомним, а кто не знает прочитайте, житие святых грузинских князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Середина 17 века. Персидский шах Аббас II (1642-1667 гг.), поселил в опустошенной безбожниками-персами Кахетии тысячи семей персов. Они, разместившись на самых лучших землях, по своей привычке во время летней жары переселялись в горы и кочевали там, а зимой опять занимали оставленные ими места. Персы обосновались в Кахетии, ими уничтожилось почти все коренное христианское население этой страны. Были поруганы и осквернены многие святыни. Были надругательства над священнослужителями и т.д. Оставалось еще немного христиан по ту сторону реки Алазани, в горах Пшавии, Тушетии и Хевсурии, а также изредка встречалась населенная христианами местность в Кахетии. Войско под предводительством князей Бидзины, Шалвы и Элизбара выступило против врагов. Оно внезапно вошло в Кахетию, направившись от селения Ахметы и крепости верхней Бактриони (Бахтриони - Б.С.). Всесильным содействием Владычицы Приснодевы Марии и помощью святого великомученика Георгия грузины немедленно истребили почти всех персов, поселившихся по обоим берегам реки Алазани.Истребили всех, поголовно. Сам султан Пенкархан, поставленный шахом правителем Кахетии, едва спасся бегством. Это произошло в 1659 году. Семейство же султана и все домашнее хозяйство было истреблено мечем воинов Христовых. Святые военачальники, воздав славу Богу, принялись за очищение и восстановление святынь, в том числе кафедрального Алавердского собора и других оскверненных и разрушенных храмов. В скором времени они привели Алавердский собор в прежнее состояние, и в нем снова стала совершаться Божественная Литургия. Святители, находившиеся в изгнании, вдали от своей паствы, были возвращены на свои кафедры, а священники - в свои храмы. Современные " либералисты " будут вопить о жестокости, но это была защита, грузины защитили свою землю, свой народ. Честь им и хвала. Они были вызваны шахом, через царя Вахтанга, в Персию и там замучены, потому что отказались отречься от Христа. Никто не сомневается в их святости. А кто сейчас вся эта либеральная тусовка и их хозяева-податели грантов? Те же " персы " , только уничтожают другую православную страну-Россию и также оскверняют святыни. Жалко, что пока не видно у нас своих князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Святые угодники Божии, мученики Бидзин, Шалва и Элизбар, молите Христа Бога о нас грешных. Простите, накипело.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/19/ot...

Преемник Шах-Аббаса I, взявший его имя, не походил на своего воинственного дядю. Шах-Аббас II окружил себя поэтами и философами. Он казался суфием 212 на древнем троне персидских царей. Но в отношении Грузии он продолжал политику Шах-Аббаса I, целью которого было истребление христианства на Кавказе и уничтожение грузин как народа. Если Шах-Аббас I хотел сжечь и испепелить Грузию дотла в пламени войн, то его преемник решил задушить страну руками татар-кочевников и превратить Кахетию в пастбище для скота. Этот план был более коварен, и не менее губителен, чем недавние кровавые нашествия персов. Наследником старого тигра стал молодой лис. Улусы 213 татар, сопровождаемые отрядами персов, потянулись в Кахетию. 80 тысяч кочевников, как саранча, опустошали когда-то цветущую страну. Татары вырубали сада, выкорчевывали виноградники, сжигали посевы. Отары овец и табуны коней, переходя с пастбища на пастбище, вытаптывали поля. Татары шайками рыскали по стране в поясках добычи. Они как вода просачивались повсюду, убивали, грабили и уводили в плен. Села стояли опустевшие как после чумы; безмолвные города казались призраками. Люди уходили в горы или переселялись в другие области Грузии. Кахетия казалась обреченней. В храмах прекратилась служба; живые оставались без причастия, мертвые – без погребения. Татары разорили и осквернили главную святыню Кахетии – Алавердский Собор. Храмовая утварь, которую священники не успели спрятать и замуровать в стенах собора, попала в руки татар, как священные сосуды Иерусалимского храма – в руки вавилонян 214 . Церковные облачения они дарили своим женам на платья, покрывалами и завесами алтарей обвивали кибитки, из парчи делали попоны для коней. Татары сожгли иконостас церкви, а икону святого Георгия – храмовую святыню – разрубили саблями и бросили в костер. Видя это, народ говорил: «Сам Георгий Победоносец отомстит за поругание. Теперь враги вырыли могилу для себя своими зубами». Кахетия была похожа на корабль во время морской бури. Волны кидали его на подводные скалы, вздымали его вверх и бросали в провалы волн и водовороты. Он захлебывался как раненный пловец, поднимался снова и вновь погружался в морскую пучину. Казалось, что помощи ждать неоткуда, но в то время, когда рушится и исчезает надежда на человеческую помощь, Бог являет свое дивное могущество. Когда Кахетия оказалась обреченной и гибнущей, три ксанских князя из Самачабло, владетели Аргвети – Бидзина, Шалва и Элизбар 215 возглавили борьбу с татарами и персами. Кахетинцы и горцы, как будто воспрянув от сна, стали на защиту своих святынь, очагов и могил предков. Война была стремительной и молниеносной. Решительное сражение произошло у Ахметы 216 . Во время битвы с кочевниками грузины видели знамение – белые облака как клинки вонзились в черные тучи и оттеснили их на восток в сторону Каспия. На небе, над грузинским войском появился всадник в одеянии, сверкающем как молния: «Это святой Георгий идет к нам на помощь» – восклицали грузины.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

212 Суфий (от араб, суфи, буквально – носящий шерстяные одежды) – последователь суфизма, мистического течения в исламе, возникшего в VIII -IX вв. на территории современного Ирака и Сирии. Для суфизма характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, стремление к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти». 214 Во время осады города Вавилона Навуходоносор «вывез оттуда все сокровища дома Господня... и изломал... все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» ( 4Цар.24:13 ). Валтасар, сын Навуходоносора и последний царь Вавилонский из Халдейской династии, устроил пиршество и кощунственно пил вино со своими гостями из золотых и серебряных сосудов, похищенных Навуходоносором из храма Иерусалимского ( Дан.5 гл.). За это святотатство царству Валтасара пришел конец. Персы беспрепятственно вошли в оставленный без всякого надзора, при всеобщем опьянении, город и без сопротивления завладели им. «В ту же самую ночь, – говорит пророк Даниил, – Валтасар, царь Халдейский, был убит» ( Дан.5:30 ). 215 Великомученик Бидзина, мученики Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахети. Замучены в 1660 г. 18 сентября (1 октября). 216 Ахмета – кахетинское село в верховье реки Алазани, расположенное в том самом месте, где эта река вырывается из теснины Панкисского ущелья. 218 Хафиз (Хафиз Ширази) Шамседдин (ок. 1324–1390), – персидский поэт, выходец из городских слоев общества; в образах земной любви пытался выразить экстатическую любовь к божеству, 219 В арабской и персидской изящной словесности основными поэтическими формами являются ода (касыда), лирический стих (газель), четверостишие (рубай, или рубайат) и эпическая поэма (маснави; перс, месневи). 220 Шариат (араб, шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом и обязательных для всех мусульман. 221 Исфаган (Испагань) – город в Персии, в провинции Ирак-Аджеми, на реке Сажен-де-Руд, 1698 м над уровнем моря. В XVI-XVIH вв. был резиденцией шахов с замечательными постройками и населением более полумиллиона жителей; с XVIII в. большая часть в развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

19 Монахи-бенедиктинцы – члены католического монашеского ордена, основанного в 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Италии. Игумен Лазарь публично покаялся в своём увлечении внешней прелестью служения бенедиктинских монахов, органной музыки и западной церкви вообще. – Прим. перев. 20 Дидубский храм (XIX в.) в районе Дидубе г. Тбилиси. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери Дидубийская. – Прим. перев. 22 Так называется церковь святого великомученика Георгия (IV в.). Расположена она напротив Дома Правительства. В этом храме находятся несколько икон, перенесённых из Русского Военного собора, разрушенного безбожниками-коммунистами. На месте этого собора и находится сейчас Дом Правительства. – Прим. перев. 23 Церковь преподобного Давида Гареджийского расположена на горе Мтацминда (груз. – Святая Гора). Строительство её началось в первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов (преподобный Давид Гареджийский), поселился в естественной пещере Гареджа и основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. Вскоре по молитвам святого забил единственный в этой местности источник, который впоследствии стал называться «Слёзы Давида». У источника утоляли жажду первые монахи-пустынники. – Прим. перев. 25 Князья-мученики Элизбар и Шалва подняли в Грузии восстание против персов. Они были переданы для расправы шаху Аббасу II грузинским царём-магометанином Вахтангом IV Шах-Наозом. Приняли мученическую кончину в 1661 году. Память их празднуется 18 сентября/1 октября. – Прим. ред. 27 Село в Аджарии. Население там было, в основном, мусульманское, поэтому строительство православного храма святого апостола Андрея было большой заслугой молодого священника Захарии (Перадзе). – Прим. перев. 28 Монастырь, основанный преподобным Иоанном Зедазнийским (VI в., память его празднуется 7/20 мая) – монахом, прибывшим из Антиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. Преподобный сначала проповедовал в Мцхете, затем подвизался на горе Заден (Зедадзен), на которой ранее находилось капище идола Задена (родители приносили в жертву идолу младенцев). По молитвам святой равноапостольной Нины идол тот обрушился в реку Куру. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Календарь Материалы 1 октября 2012 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Проходя через Антиохию Писидийскую, святые Трофим и Савватий стали свидетелями нечестивого языческого праздника, который местные жители устроили в честь Аполлона. Они весьма опечалились и стали горячо молить Господа, чтобы Он спас город, а затем открыто исповедали веру во Христа. Их повели к правителю. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Родные стали к Ивану подступать: женись! Но вскоре началась война. Сначала финская, потом немецкая. [Встреча с Православием/Апологетика] Протоиерей Андрей Ткачев Человека заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт веков. Быть глухим к этому опыту, считать, что «меня или нас он совсем не касается», есть некое новейшее варварство. Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Персидский шах Аббас II приказал выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание. [Интернет-журнал/Культура] Антон Леонтьев Любопытный разговор о современном церковном искусстве состоялся на днях на конференции «Богословие образа», организованной редакцией «Журнала Московской Патриархии» и посвященной проблемам храмовой архитектуры и литургических искусств. [Гость сайта] Ольга Токарева Об учителях-священниках, жизни одного педагогического коллектива, проблемах православного образования и о том, чего ни в коем случае нельзя делать родителям рассказывает священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, духовником которой является владыка Пантелеимон (Шатов). Игорь Ашманов Череду скандальных новостей о Русской Православной Церкви одни считают централизованной информационной атакой, другие — естественным ходом событий. Об этом можно долго дискутировать, а можно просто взять и обратиться к фактам и цифрам: проанализировать все интернет-публикации по конкретной скандальной теме и проследить, как новость возникла и какой путь прошла, пока не стала повсеместно обсуждаемой.

http://pravoslavie.ru/archive/121001

В XI b. подвижник преп. Иларион в Гареджийской лавре повторил подвиги древних Отцов и обладал таким обилием даров, что Церковь назвала его тем же именем, что и святителя Николая — Чудотворцем. В Х в. на Афоне просияли четыре грузинских святых — Иоанн, Гавриил, Евфимий и Георгий Святогорцы. Преп. Иоанн построил Иверскую обитель. Церковь канонизировала выдающихся правителей Грузии, много сделавших для Церкви — царя Давида Строителя, царицу Тамару, царя Ашота Куропалата, царя Димитрия Самопожертвователя, царя Луарсаба, царицу Кетевань. Последние четыре приняли мученическую кончину за Христа и за свой народ. В 1616 г. мученическую кончину от рук персов приняли 6000 иноков Давидо-Гареджийской обители, а в 1661 г. — князья Бидзина, Шалва и Элизбар. Из мучеников последнего времени грузины особенно чтут архимандрита Григория (Перадзе), рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем в Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного. Как одна из древнейших христианских Церквей Грузинская Церковь богата многими памятниками старины и святынями. Среди них наиболее известен Мцхетский собор Светицховели (Живоносный Столп). Он построен в 1010–1029 г. г на месте первой в Грузии христианской церкви IV b. в честь св. Двенадцати Апостолов над местом, где находится Хитон Господень. Все главные церковные события, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят в этом соборе. Он также является усыпальницей Католикосов. Сионский кафедральный собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери получил название от Иерусалимского Сиона. Его основание было заложено еще в V b. при царе Вахтанге, но строительство окончено лишь в первой половине VII b. Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. Храм Креста (Джвари) на горе напротив древней столицы Мцхеты был построен над крестом, поставленным здесь св. Ниной. На рубеже Х — XI в.в. возводятся грандиозные кафедральные соборы — Кутаисский, Алавердский и уже упоминавшийся Мцхетский, храм Баграта в Кутаиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Мученичество св. Гоброна-Михаила было написано в нач. X в. известным груз. агиографом еп. Степане Мтбевари по заказу правителя Тао-Кларджети Ашота Куропалата и сохранилось в поздних рукописях (РГБ. М 27, XVII в.; М 29; Кекел. А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; 6 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 1. С. 172-180; пер. на рус. яз.: Полное жизнеописание святых Груз. Церкви, 1872. Т. 2). В произведении описывается вторжение в Юж. Грузию в 914 г. араб. эмира Абул-Касима и подвиг 133 защитников крепости Квелисцихе и их предводителя, вмч. Гоброна-Михаила. Мученичество царя Арчила (списки КЦ: Кекел. Q 795, 1479-1495 гг.; Q 207, XVI-XVII вв.; S 25, 1760-1761 г. и др.; отдельно: Кекел. А 130, 1713 г.; Н. 2077, 1736 г. и др.) было написано известным историком XI в. еп. Руисским Леонтием Мровели, видимо, на основе более раннего произведения и включено в «Картлис Цховреба». Леонтий описывает вторжение в Грузию в кон. VIII в. арабов под предводительством Чичума-Азима. Шатбердский сборник. «Мокцеваи Картлисай». 973–976 гг. (Кекел. S 1141. Л. 437, 216) Шатбердский сборник. «Мокцеваи Картлисай». 973–976 гг. (Кекел. S 1141. Л. 437, 216) Во 2-й пол. X в. в Грузии начался процесс укрепления страны. В XI-XII вв., в период наибольшего расцвета груз. государственности, не было зафиксировано ни одного случая мученичества. Начиная с XIII в. и на протяжении XIV-XVIII вв., когда начался процесс раздробления и разделения страны на отдельные царства и княжества, возобновились вторжения мусульман, повлекшие новые случаи предания мученической смерти христиан. В XVII-XVIII вв., в период господства в Вост. Грузии персов-мусульман, были замучены груз. князья, цари и царицы: блгв. царь Луарсаб († 1622), блгв. царица Кетеван († 1624), Бидзина Чолокашвили, ксанские эриставы Шалва и Элизбар († 1661). Мученичество св. царицы Кетеван (Кекел. А 130, 1713 г.; S 3269, 20-е гг. XVIII в.; А 170, 1733 г.- Рухадзе Т. 1949. С. 248-267; ПГП. Т. 5. С. 5-32) было создано в кон. XVII в. монахом Гареджийского мон-ря Додорка Григорием Додоркели (Вахвахишвили). Мученичества св. царя Луарсаба и Бидзины Чолокашвили и ксанских эриставов Элизбара и Шалвы (оба: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; А 170, 1733 г.- ПГП. Т. 5. С. 33-49 (Луарсаб); Там же. С. 49-63 (Бидзина)) составил католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) в нач. XVIII в. В них описываются события, связанные с нашествиями шаха Аббаса I, а также кахетинское восстание 1659 г. против персид. завоевателей.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Именно в XVI-XVII вв. понятие «грузин» стало идентичным понятию «православный». Грузины, перешедшие в др. веру, с этого времени стали называться негрузинами: грузин-католиков называли «пранги» (француз), грузин-монофизитов - «сомехи» (армянин), грузин-мусульман - «татари» (татарин). Время правления в Картли царя-мусульманина Ростома I было отмечено стабильностью, спокойствием, укреплением гос. власти и даже экономическим подъемом. Его супруга царица Мариам (дочь владетеля Мегрелии Левана II Дадиани) восстанавливала храмы, в мон-рях возобновилось книгописание, однако Ростом насаждал персид. обычаи во всех сферах жизни: при нем были введены персид. должности, в груз. язык внедрена персид. лексика, в груз. культуру - иран. и мусульм. элементы, что пагубно отражалось на национальном самосознании грузин. В 1642 г. часть груз. знати устроила заговор против Ростома. Ростом обвинил в участии в заговоре католикоса-патриарха сщмч. Евдемона I (Диасамидзе) . Заговор был раскрыт, католикос был пленен и задушен ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 423). Тело священномученика было сброшено с цитадели на площадь перед тбилисскими серными банями, ночью христиане похоронили его в сев.-зап. углу церкви в Анчисхати. Церковь в Тандзиа. XVII - XVIII вв. Церковь в Тандзиа. XVII - XVIII вв. Ростом с особой осторожностью отнесся к кандидатуре нового патриарха Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари) (1642-1660) и согласился на его избрание Собором только после опроса всех иерархов Церкви. Бери Эгнаташвили пишет, что Христофор II был справедливым и добрым архиереем, достойным своего высокого сана, в молодости был отменным охотником и воином (Там же). В 50-х гг. Кахети заселили тюрк. племена, занявшие плодородные долины рек Алазани и Иори, уничтожившие виноградники, церкви и мон-ри и поставившие царство на грань полного вырождения. Летом 1660 г. картлийские и кахетинские князья подняли восстание против кызылбашей (персов) в крепости Бахтриони (территория совр. Ахметского р-на Грузии). На помощь восставшим пришли горцы - тушины, хевсуры, пшавы. Грузины разгромили персид. гарнизоны и освободили Алавердский мон-рь, превращенный персами в крепость ( Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 600). Одни из руководителей восстания, св. эриставы Ксанские Бидзина Чолокашвили, Шалва и Элизбар , были замучены шахом Аббасом II: святым Шалве и Элизбару персы отрубили головы, св. Бидзину подвергли унижениям и пыткам, затем разрубили его на куски.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Изодранные тела мучеников Христовых покрылись в темнице ужасными язвами, но в сердцах их написано было имя Всесвятой Троицы. Безбожные мучители приходили к святым и в темницу, стараясь как-нибудь склонить их к своей вере и отвратить от любви Христовой. Однако князья-оставались несокрушимыми подобно адамантовым скалам, и мусульмане отходили от них со стыдом, ничего не достигнув. Султан, видя, что нет никакой возможности отвратить святых от Истины, приказал обнажить их и связанными вывести на двор, чтобы солнечный жар опалял, а пчелы и шершни жалили их тела. Бидзин, Элизбар и Шалва, узнав о готовящейся для них новой муке, приготовились с мужеством принять ее. Их вывели и обнаженными привязали к столбам, все тело каждого из них намазав медом. Жгучие лучи южного солнца нестерпимо опаляли мучеников, их тела были облеплены тысячами пчел и шершней, от укусов которых они распухли и вздулись подобно меху. После этого султан повелел святых эриставов, доблестных Элиэбара и Шалву, привязать к дереву и простреливать их насквозь из ружей, но так, чтобы они оставались живыми. Приказание было немедленно исполнено. Затем изувер велел у мучеников, привязанных к дереву, иссечь шашками голени и, наконец, отсечь головы. Так славные страдальцы Христовы предали святые свои души в руки Божии. Все это приказано было совершить на глазах святого исповедника Бидэина. После смерти двух эриставов султан велел бросить их тела в яму. Так была принесена благоприятная жертва Пресвятой Троице, и святые упокоились на лоне Авраама, где ходатайствуют о всем мире. Богопротивные персы предали смерти двух эриставов раньше, чем князя Бидзина, и на его глазах, желая устрашить святого смертью его родственников и вынудить его отречься от Христа. Но они ошиблись. Страстотерпец, увидев, как была принесена приятная жертва Триипостасному Богу, просил Господа принять души страстотерпцев в небесные обители. При этом он молился из глубины души о том, чтобы удостоиться вместе с ними принять венец мученический и участвовать в их небесном блаженстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010