Вообще семик – праздник русалок и мертвых. В семик теперь главным образом поминают умерших насильственною смертью , умерших без церковного покаяния и некрещенных детей, которым предварительно дают христианские имена 243 . Поминовение некрещеных детей следует сопоставить с обычаем: «крестить кукушек» на ветку, на которой помещают чучело кукушки или на самое чучело, вешают шейный крестик, иногда чучело заменяется травою, называемой кукушкой. Вероятно, этот обряд стоит в связи с верованием, что душа по смерти принимает различные образы. Верят, что душа некрещеного младенца в течение семи лет, до обращения в русалку, летает по воздуху и жалобно просит окрестить ее. Если кто произнесет формулу крещения, душа возносится на небо, как бы приняв крещение 244 . Полагаем, что семицкие празднества доисторического, языческого происхождения. Отметим протест против этих празднеств, выраженный в Стоглаве 245 . На зеленой или русальной неделе, русалки, выйдя из воды, бегают по нивам, лугам и рощам, лазают по деревьям, бьют в ладоши, водят хороводы, пляшут и поют песни. Ходить на этой неделе в лес опасно, особенно мужчинам, русалки могут поймать и защекотать. Но с Троицына дня они уже не могут днем выходить на берег: в песне на Троицу поется: Русалочки земляночки На дуб лезли, кору грызли, Свалилися, забилися 246 Но еще и до Петрова дня русалки продолжают выходить на берег. В понедельник Петрова поста в некоторых местах бывают игрища – проводы русалки: соломенную куклу разрывают в игре. Такой обряд по местам проделывается на зеленой неделе 247 . Летом можно видеть русалку только на берегу реки и при исключительных каких-либо обстоятельствах. Русалки, по народным воззрениям, скорее враждебные, чем безразличные для человека существа: они могут защекотать или утопить человека, путают рыбакам сети, ломают плотины и мосты, заночевавшим на воде гусям завертывают крылья и проч. 248 Корень и происхождение слова русалка определить затруднительно. У нас есть слово рус-ый, русло, Руса. В санскрите rasa – жидкость, влага, вода; в кельтском rus, ros – озеро, пруд; в лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом оказалось, что мы испекли несколько лишних блинов. Куда прикажете девать их? Жена сначала велела отнести их на погреб, а потом подумала, подумала и говорит: «Ешь эти блины сам, чучело». Она, когда бывает не в духе, зовет меня так: чучело, или аспид, или сатана. А какой я сатана? Она всегда не в духе. И я не съел, а проглотил, не жевавши, так как всегда бываю голоден. Вчера, например, она не дала мне обедать. «Тебя, говорит, чучело, кормить не для чего…» Но, однако (смотрит на часы), мы заболтались и несколько уклонились от темы. Будем продолжать. Хотя, конечно, вы охотнее прослушали бы теперь романс, или какую-нибудь этакую симфонию, или арию… (Запевает.) «Мы не моргнем в пылу сраженья глазом…» Не помню уж, откуда это… Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит еще преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее. За танцы, пение и рисование жена берет особую плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я. Наше музыкальное училище находится в Пятисобачьем переулке, в доме Вот потому-то, вероятно, и жизнь моя такая неудачная, что живем мы в доме И дочери мои родились 13-го числа, и в доме у нас 13 окошек… Ну, да что толковать! Для переговоров жену мою можно застать дома во всякое время, а программа школы, если желаете, продается у швейцара но 30 коп. за экземпляр. (Вынимает из кармана несколько брошюрок.) И вот я, если желаете, могу поделиться. За каждый экземпляр по 30 копеек! Кто желает? (Пауза.) Никто не желает? Ну, по 20 копеек! (Пауза). Досадно. Да, дом Ничто мне не удается, постарел, поглупел… Вот читаю лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во всё горло или полететь куда-нибудь за тридевять земель. И пожаловаться некому, даже плакать хочется… Вы скажете: дочери… Что дочери? Я говорю им, а они только смеются… У моей жены семь дочерей… Нет, виноват, кажется, шесть… (Живо.) Семь! Старшей из них, Анне, двадцать семь лет, младшей семнадцать.

http://predanie.ru/book/221220-chayka-dy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чучело Масленицы 2 мин., 25.02.2020 Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции? С этим вопросом «Фома» обратился к протоиерею Андрею Ефанову: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ В провождении масленичной недели — то есть недели перед постом — важно различать два плана: один — языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя — так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых — сжигание чучела масленицы — символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы — это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет. А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план — то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом  — временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, масленица, — неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели блины — угощение, сделанное как раз на основе молочных продуктов и без мяса.

http://foma.ru/chuchelo-masleniczyi.html

Восемь-девять лет, малышня. Что им скажут, то и делают. Но мне было очень больно. Чем отличается травля от «непопулярности» Есть же просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку и его не приглашают на дни рождения. Совсем другое, если одноклассники систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано. Кадр из фильма «Чучело» Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание. Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из началки в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный объявил однодневный поход, с родителями. Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома. Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли? Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет». Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)». Или – диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)». По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас. Между тем, чтобы началась травля, совершенно необязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, которому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время». Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить. Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, готово дело: весь класс ополчается против одного.

http://pravmir.ru/moego-rebenka-travyat-...

Хорошо, что сегодня освещаются ситуации, в которых у нас появляется возможность посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. На одном и том же популярном и модном ресурсе я читала интервью с такими словами: «была одна девчонка, мы ее не травили, так, показывали, что не хотим с ней общаться, и чморили иногда». И тут же по ссылке можно было перейти на подборку интервью о самих жертвах буллинга, тех, кого «не травили, а так, чморили иногда». Это кажется уже чем-то совсем естественным – что у каждой стороны есть свой голос. Но так было не всегда. Еще совсем недавно сложно было представить, как какое-нибудь «Чучело» будет подробно рассказывать о своих унижениях – ведь иерархия устроена так, что тому, кто находится в ее низу, самому прежде всего мучительно стыдно за себя и свое положение. Открытость, вывернутость наизнанку (то, что лучше выражено английским словом transparency) иерархии, которая достигается тем, что каждый из ее участников получает право говорить, позволяет снять этот стыд. Если ты успел прочесть Оливера Твиста в детстве и несколько интервью своих ровесников, подвергшихся травле, в подростковом возрасте, тебе будет труднее поверить в то, что тебя травят просто потому, что ты «плохой» или «жалкий». И для тебя станет чуть очевиднее то, что любое унижение – это всего-навсего древний механизм, присущий коллективу. Если ты посмотрел в детстве «Чучело», а потом прочитал на модном ресурсе несколько интервью с девчонками твоего возраста в той же ситуации, что и ты, ты начинаешь прослеживать некоторые закономерности. Ты начинаешь видеть себя как бы со стороны, как и своих обидчиков, – и распознаешь зло не в себе и не в них, а в самом механизме агрессии. Не это ли шаг от обиды, страха, ненависти и демонизации других – к смирению? Так что между Богом Ветхого Завета, который ненавидит насилие, и Христом, который заповедует кротость, противоречия нет. Кротость сильного по отношению к слабому не позволяет случиться насилию, которое Бог ненавидит. Кротость наблюдателя не позволяет добавить к ранам слабого своими необдуманными советами. Кротость слабого способствует его духовному росту – но это не наше дело, а дело его и его духовного наставника.

http://blog.predanie.ru/article/smirenie...

Зато в ней есть лирика, захватывающий сюжет, и потому она смотрится на одном дыхании. Картина была снята в 1955 году режиссером В. Венгеровым по одноименному роману В. Каверина. Каверин, вместе с Е. Габ­ри­ловичем, выступил и автором сценария. В ролях: А. Михайлов, О. Заботкина, А. Адоскин, Е. Лебедев, Б. Беляев, Л. Шкелко. Рекомендует Юлия Варенцова, режиссер и сценарист «Заплати другому» Рейтинг 16+ Этот фильм — о том, как обыкновенный семиклассник может изменить мир. Герой фильма, мальчик Тревор придумал свою систему «умножения добра»: делаешь для кого-то что-нибудь очень важное и хорошее, а в ответ вместо благодарности просишь своего должника сделать какие-нибудь три добрых дела для других людей. И дальше так же, по цепочке. Самое удивительное, что идея этого фильма воплотилась и в реальной жизни. После его выхода на экраны возникло движение Pay it forward, которое распространилось по всему миру. Художественный фильм «Заплати другому» снял режиссер Мими Ледер в 2000 году. В ролях: Кевин Спейси, Хелен Хант, Хэйл Джоэл Осмент, Джей Мор, Джеймс Кэвизел, Джон Бон Джови, Энджи Диксон, Дэвид Рэмси, Гари Вернтц, Коллин Флинн. Рекомендует Александр Архангельский, публицист, писатель и журналист «Чучело» Рейтинг 12+ В этом фильме впервые в отечественном кинематографе показана драма ребенка. К этому советское кино довольно долго шло, начав с показа школы как центра психологических и социальных коллизий («Доживем до понедельника»), затем научившись изображать ребенка как сложное существо со своими проблемами (фильмы Динары Асановой). А вот настоящей детской трагедии ранее не было на экране. В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников. И для юного зрителя видеть, как он переживает этот конфликт, действует в его рамках — невероятно важно. Поскольку каждый ребенок так или иначе проходит через нечто подобное. Потому, несмотря на то, что антураж действия картины — уже советское прошлое, отношения между детьми, конфликты, противостояние понятны и сегодня. Но кто знает, что будет через десять лет? Может быть, кто-то снимет картину, еще более точно передающую драму детей, причем — уже на современном материале?

http://foma.ru/chto-posmotret-s-detmi.ht...

Отличницы взяли Людину куртку и повесили ее в женский туалет на втором этаже. Люда, обнаружив пропажу, тихо заплакала. Классный руководитель объявила поиски.  Конечно, на отличниц  никто не подумал  (на это и был расчет класса, когда на перемене разрабатывалась операция «Куртка»).  Те, кто был в курсе операции, молчали как рыбы. Куртка пропала навсегда. На следующий день Люда вновь пришла в школу в пальто с надвязанными рукавами. И, как всегда, не пошла с классом в кино. А класс в кино пошел.  Во главе с отличницами. В тот день класс посмотрел «Чучело» Тем же вечером к Люде домой пришли родители отличниц. Они принесли  Люде  новую куртку. Немного не такую, как пропавшая: та была синей, а эта – красной, с манжетами и воротником из красивого белого меха. Её достала по блату мама одной из отличниц своей же дочери. Люда отказывалась брать куртку и говорила, что она ни за что ее не наденет и, тем более, не придет в ней в школу. Тогда в квартиру зашла одна из отличниц. Та самая, которой мама достала красную куртку. И попросила у Люды прощения. И пообещала, что больше ее никто не обидит. И сказала, что завтра зайдет за ней, и в школу они пойдут вместе. Нет, девочку-отличницу  никто не уличил в краже куртки. То есть уличил. Режиссер Ролан Быков. В тот день класс в кинотеатре посмотрел «Чучело». После фильма семиклассники плакали почти все, даже некоторые мальчишки. Они долго не расходились и говорили о том, что все это – про них. А потом пришли домой и рассказали родителям про куртку в туалете. А что смотрят наши дети? Тем детям начала 80-х повезло, у них был Ролан Быков и Кристина Орбакайте в роли Лены Бессольцевой.   А еще Елена Цыплакова в «Школьном вальсе»,  молодой Харатьян в «Розыгрыше»,  герои фильмов Динары Асановой. А раньше, когда эти дети были младше, у них были Буратино и Красная Шапочка Леонида Нечаева.  У них был Электроник. У них было Детское Кино. Наше, родное, понятное. Волшебный мир, которому доверяли, который любили. Который дарил чудо Алых парусов, романтику Капитана Гранта, героизм  юных антифашистов. В этом мире дети разгадывали Тайну железной двери,  летали в космос, боролись с пиратами, влюблялись, путешествовали. Этот мир учил их любить добро и правду, отличать плохое от хорошего, разбираться в людях, признавать свои ошибки, помогать слабым. Этот мир подарил им героев, настоящих,  тех, на кого хотелось быть похожими.  Чтобы стать частью этого мира, надо было взять у мамы 10 копеек и прийти в кинотеатр.

http://pravmir.ru/nad-nej-smejalis/

Каких правил надо придерживаться в масленичную неделю? Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая Масленицей , вызывает множество сомнений — язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строгого воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный лад, блины — это религиозный символ или же просто замечательное лакомство… А вокруг шум, гам, праздничные гуляния. Что делать? Оксана Головко Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психолог Екатерина Бурмистрова и протоиерей Максим Первозванский. Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие. Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни. И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем. Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики. Для школьников вообще эта акция — бессмысленное действо на грани хулиганства, сродни поджиганию мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

— Дорогой мистер Чезлвит, — жеманно улыбнулась Мерри, — что до легкомыслия, то голова у меня совсем пустая. Сказать по правде, настоящий воздушный шар! Он спокойно дал ей договорить до конца, а затем сказал настойчиво и не торопясь, но гораздо мягче, как бы склоняя девушку довериться ему: — Нет ли у вас желания — или не внушает ли вам внутренний голос, когда у вас находится время подумать, — освободиться от данного вами слова? Мерри опять надула губки и, опустив глаза, опять принялась рвать траву и пожимать плечами. Нет. Она этого не может сказать. Пожалуй, у нее нет такого желания. Даже наверное нет. Она «ничего не имеет против». — Неужели вам никогда не приходило в голову, — сказал Мартин, — что замужество может испортить вам жизнь, озлобить вас, сделать глубоко несчастной? Мерри опять опустила глаза; теперь она вырывала траву с корнями. — Дорогой мистер Чезлвит, какие ужасные слова! Конечно, я буду с ним ссориться, я бы стала ссориться с каким угодно мужем. Жены, по-моему, всегда ссорятся с мужьями. Ну, а чтобы испортить мне жизнь или озлобить меня, то я думаю, до всех этих ужасов дело не дойдет, разве если муж станет мной командовать; а я сама думаю им командовать. Я уже и теперь командую, — воскликнула Мерри, качая головой и усиленно хихикая, — он у меня прямо-таки в рабстве. — Пусть будет так! — сказал Мартин, вставая. — Пусть будет так! Я хотел узнать ваши мысли, моя милая, и вы мне их открыли. Желаю вам счастья. Счастья! — повторил он, глядя на Мерри в упор и показывая на калитку, в которую тем временем входил Джонас. И, не дожидаясь, пока подойдет племянник, он вышел в другие ворота. — Ах ты злой старикашка! — воскликнула шутница Мерри. — Такое отвратительное страшилище — шляется по кладбищам среди бела дня и пугает людей до полусмерти! Не ходите сюда, чучело, не то я сейчас же убегу! «Чучело» был мистер Джонас. Он сел на траву рядом с Мерри. не слушая этого предостережения, и угрюмо спросил: — О чем говорил тут мой дядя? — О вас, — отвечала Мерри. — Он говорит, что вы для меня недостаточно хороши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Хохотал, хохотал мужик Гавлий. — Ну, — говорит, — башкирское чучело. Давай вместе пахать. Ведь ты все равно что скот. А? И начал Гавлий пахать на Телепне, сбросил камни, взялся за поручни. — Ну! ну! пошла, башкирска чучела! И пошел Телепень пахать. Пахали, пахали, дополдень чуть не полдесятины вспахали. Вот так «башкирское чучело»! И с этих самых пор Телепень каждую весну и лето вперемежку с Гнедком, вместе с Гавлием и пахал, и орал, и боронил поля Ипата Исаича. Сам барин и барыня и все соседи ближние и дальние приходили и приезжали, ахали и дивовались, как мужик Гавлий на «башкирском чучеле» землю пашет. Один раз, осенью, заставили Телепня навоз убирать, на поле вывозить. Он не только навоз весь счистил, но и землю под ним до самого сухого места всю выскреб и все на поле свозил. Приходит Эпихашка: где коровы? где барашки? Чуть из земли видны. Глядь! Они в яме стоят. Во всю длину сарая Телепень вырыл под ними громадную яму. — Ах ты, дурень, дурень! — накинулась на него Эпихашка. — Хоть бы догадался, дурень, нам к избе навозу навозить. Стены бы прикрыл. Все зимой, чай, теплей бы было… А он, гля-кось, и навоз, и землю, все на поле стащил. — Лядна! — говорит Телепень. Просыпается на другой день Эпихашка. — Что это, батюшки, на кухне-то как темно!.. Петухи давным-давно пропели, а свету нет как нет. Вышла на двор и руками всплеснула. Телепень всю избу и окна навозом закрыл. Целых два воза на себе с поля притащил и укутал всю избу. — Ах ты, бритая башка! Как же мы будем жить-то целую зиму впотьмах. — Зачем впотьмах… нет впотьмах… Ти, душа моя… лючина жги… светле будет. — Тьфу! окаянный. И заставила Эпихашка Телепня навоз очищать, окна мыть. Только с первого же раза, как принялся он мыть окна с усердием, так два стекла чистехонько высадил. Часть III Когда Иван Иванович и Ипат Исаич были еще друзья, то Иван Иванович нередко потешался над силой Телепня. — Ну! Телепень, разогни подкову. — Лядна. И сейчас притащит подкову. Телепень возьмется за нее обеими ручищами, и подкова затрещит и хрястнет пополам.

http://predanie.ru/book/221316-rozhdestv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010