Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше. Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны. Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти? Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные. Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

http://pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-n...

Для школьников вообще эта акция — бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху. Мотивируем агрессию? Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала « Матроны. РУ »: Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы. Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии. На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением. С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

http://pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-n...

Однако в народе, главными атрибутами праздника всё же являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей (а кто-то и не прощаясь вовсе) за семь дней праздника люди стараются наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и, конечно, блинами. Проводы масленицы. Приметы Поскольку масленица пришла из язычества, она сохранила некоторые его элементы. Так, издревле в последний день масленичной недели происходил ритуал проводов масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах. Это должно было символизировать окончание зимы и начало весны. Чучело наряжали в женские одежды, в руки давали блин. Куклу ставили посреди деревни и там и сжигали. По свидетельству историков, сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В южнорусских, среднерусских, западных губерниях был распространён ритуал похорон масленицы. Его участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины. После её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай. Поскольку Масленица в целом во многом представляет собой «праздник обновления», с этим были связаны некоторые приметы. Например, если накануне масленицы шел дождь, то осень обещала быть полна грибов, а если мороз — лето будет не жарким и урожай будет хорошим. Также считалось, что чем больше блинов в доме испекут на масленицу, тем богаче станет в доме, а если испекут мало блинов, то и урожая не будет. Из других примет — если на масленицу идет снег — будет урожай гречки. Если блины получаются красивые и пышные — то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают — к неприятностям. Кто на масленицу скупится на угощения, тот за год разорится. Если на масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки. На масленицу старое простить — в жизнь новое пустить.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

– Я и мои друзья празднуем сегодня освобождение нашей страны от злой волшебницы. Осмелюсь ли просить могущественную фею Убивающего Домика принять участие в нашем пире? – Почему вы думаете, что я фея? – спросила Элли. – Ты раздавила злую волшебницу Гингему – крак! крак! – как пустую яичную скорлупу; на тебе ее волшебные башмаки; с тобой удивительный зверь, какого мы никогда не видели, и, по рассказам наших друзей, он тоже одарен волшебной силой… На это Элли не сумела ничего возразить и пошла за стариком, которого звали Прем Кокус. Ее встретили как королеву, и бубенчики непрестанно звенели, и были бесконечные танцы, и было съедено великое множество пирожных и выпито бесчисленное количество прохладительного, и весь вечер прошел так весело и приятно, что Элли вспомнила о папе и маме, только засыпая в постели. Утром, после сытного завтрака, она спросила Кокуса: – Далеко ли отсюда до Изумрудного города? – Не знаю, – задумчиво ответил старик. – Я никогда не бывал там. Лучше держаться подальше от Великого Гудвина, особенно если не имеешь к нему важного дела. Да и дорога до Изумрудного города длинная и трудная. Тебе придется проходить темные леса и переправляться через быстрые глубокие реки. Элли немного огорчилась, но она знала, что только Великий Гудвин вернет ее в Канзас, и поэтому распрощалась с друзьями и снова отправилась в путь по дороге, вымощенной желтым кирпичом. Страшила Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид.

http://azbyka.ru/fiction/volshebnik-izum...

Михаил Кононович 5 сентября 2017, 16:38 Мне кажется, что сравнивать Сомова с Иудой несколько неправильно. Иуда - это один из учеников Христа, который предал его из корыстных побуждений. 30 серебрянников или, по мнению епископа Иннокентия Херсонского, заставить Христа все же взять власть. Так или иначе - это предательство от расчета. Сомов испугался. Это ближе к апостолу Петру. Но вообще, при всех Евангельских мотивах (о которых идет речь и которые действительно присутствуют в книге и в фильме) проводить однозначную аналогию между Евангельскими персонажами и героями не совсем корректно. Юлия 5 сентября 2017, 16:35 В том 1983 году вышло два фильма о подростках, которые честно показали правду, те стороны жизни детей, о которых не принято было говорить в советском кино. Первый фильм - это как раз " Чучело " . О втором, фильме Динары Асановой " Пацаны " тоже можно говорить много. И до сих пор ведь многие люди в розовых очках пытаются отрицать как факт существования в СССР " пацанов " , контингента спецшкол для трудных со всеми его сторонами жизни, так и нравов благополучных детей, способных затравить одноклассницу. А ведь герой " Пацанов " Зайцев был как раз из таких вот Валек и Рыжих, только на 4-5 лет старше. Галина 5 сентября 2017, 13:50 " Чучело " плохой фильм. Собственно он первая " ласточка " для последовавшего " воронья " : " Школа " , " Училка " , " Географ глобус пропил " , " Ученик " , " Все умрут,а я останусь " и пр. И чем дальше, тем круче.....Чему такое кино научить может? какие мысли породит? Не забывайте, что еще живы поколения тех, кто учился в советской школе и не у всех из них отшибло память, далеко не у всех. Уж простите, что поперек высказанных мнений. Алексей 5 сентября 2017, 11:46 Хорошая статья, благодарим автора! Захотелось снова пересмотреть фильм. Небольшое замечание- Владимир Железников был довольно известным писателем. К началу работы Быкова над Чучелом по сценариям Железникова было уже поставлено около четырех фильмов, за один из которых - " Чудак из пятого Б " он получил Госпремию.

http://pravoslavie.ru/105879.html

Сам Юрий Никулин, как и его герой в фильме «Чучело», всегда был порядочным человеком с добрым и отзывчивым сердцем. В Москве до сих пор помнят, как он помогал артистам кино и цирка, выбивая для них квартиры, договариваясь о дорогостоящих операциях, а сам при этом жил более чем скромно, полностью отдаваясь работе. Актера не стало в 1997 году, его похоронили у стен Новодевичьего монастыря с воинскими почестями, при огромном стечении народа. Трагично сложилась судьба только у одного актера фильма – Мити Егорова, того самого Сомова. Сын популярной актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова с ранних лет был в центре внимания, а после премьеры «Чучела» и вовсе стал кумиром миллионов. Но слава и вседозволенность (Кустинская признавала позже, что всегда баловала сына) сотворили с ним злую шутку. Еще будучи подростком, он начал пить, а в студенческие годы пристрастился к наркотикам... В 2002 году тело 32-летнего Дмитрия Егорова нашли в одной из московских квартир, отчего он умер, тогда установить не удалось. Десять лет спустя в одном из своих последних интервью Наталья Кустинская назвала мне истинную причину гибели сына: по ее словам, Митю убила его сожительница, ударив каблуком в висок. Эта женщина сама во всем призналась актрисе. В то время Кустинская уже была тяжело больна, она не стала начинать какие-либо судебные разбирательства и выносить сор из избы. История фильма была бы неполной без размышления о его роли в советское время. Стоит задуматься, случайно ли картина вышла на экраны осенью 1984 года, то есть накануне Перестройки, приведшей страну к абсолютному краху. В каких отношениях с Богом в это время было общество? Похоже, оно от Него отказалось большинством голосов, поставив во главу угла себя и собственные интересы. И тут выходит на экраны «Чучело», со всеми теми аллюзиями, о которых мы сказали… Рейтинг: 9.9 Голосов: 1702 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий Собриевский 26 июня 2018, 15:27 В благодарность за светлые моменты в моем безбожном детстве, отрочестве, юности я теперь поминаю таких людей как Ролан Быков в молитве за упокоение души. Очень хорошая причина - благодарность, иначе это желание их поминать можно было бы переживать как дерзость.

http://pravoslavie.ru/105879.html

Теперь CAN, этот волк, притворившийся бабушкой, создает проблемы, обсуждаемые в этой книге. Если вы звоните по телефонному номеру CAN, вероятнее всего, ответит участник культа, пусть и не обнаруживающий своей причастности к культам. Любая информация, которой делятся члены семьи в надежде освободить близкого человека, может быть использована против них. Сайт CAN (www.cultawareness.oig) утверждает, что используется Фондом религиозной свободы (Foundation for Religious Freedom), и отрицает существование контроля сознания. Сайт CAN фабрикует приводящую в замешательство мешанину правды, полуправды и лжи и пытается отождествить «антикультовое» с «антирелигиозным». Когда член культа обращается к сайту CAN, привитые культом фобии в отношении антирелигиозных депрограммистов закрепляются. Существует много других сайтов, созданных ради пособничества программам культовых групп по вербовке и индоктринации людей по всему миру. Одна из наиболее обычных тактик дезинформации, применяемых в культах, – это ложный логический аргумент, известный как «соломенное чучело» (довод, выдвигаемый для того, чтобы самому его легко опровергнуть), где человек ослабляет позицию противника, искажая его доводы и нападая на беззащитное «соломенное чучело», вместо того чтобы заниматься реальными спорными вопросами. Например, культы нередко создают ложный образ контроля сознания как некоей мистической силы, способной одолеть любого человека в любой ситуации. Естественно, это искусственное «соломенное чучело» легче опровергнуть, чем реальные позиции, на которых стоят информированные, опытные профессионалы. Они в основном предполагают, что методы контроля сознания сильно отличаются по применению и эффективности и что, хотя контроль сознания никогда не бывает абсолютным, тем не менее он может иметь разрушительные последствия. У меня вызывают подозрение мотивы любого человека или группы, которые полагают, что ни при каких обстоятельствах и никакими манипуляциями нельзя заставить людей принять новые верования. Чьи интересы отстаиваются утверждениями, согласно которым контроль сознания совершенно невероятен? Если контроль сознания – всего лишь мистификация, почему профессор и бывший президент Западной психологической ассоциации (Western Psychological Association) Филипп Зимбардо преподает в Стэнфордском университете курс под названием «Психология контроля сознания»?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/osvobozh...

Литературный критик и преподаватель литературы Ксения Молдавская рассказывает о своем друге Фото: yasnovmd.ru «Ну тот, который “Чучело-Мяучело” же!» У нас почему-то не принято знать имен поэтов за пределами школьной программы. Ну, не запоминаются они как-то. Зато запоминаются тексты. Вот и выходит, что визитной карточкой Михаила Яснова стало самое запоминающееся «Чучело-Мяучело».  Он, конечно, другую карточку хотел: Чудетство. У него и книжка стихов с таким названием несколько раз выходила, и свою книгу эссе о детях, детской поэзии и детских поэтах он назвал «Путешествие в Чудетство».  Чудетство — хорошее слово. Емкое. Его немедленно полюбили библиотекари, которые Яснова читали, методисты, которые о Яснове слышали, а потом и прочие, кому слово понадобилось. Оно немного потерлось и зажило собственной жизнью. А «Чучело-Мяучело» так и осталось с Мишей.  — Яснов? Это кто? — Это который «Чучело-Мяучело». Потом, конечно, вспоминаются и Мамонт, и Папонт, и Свинозавр. А там уж рукой подать до Мориса Карема, Жака Превера, Шарля Бодлера, Гийома Аполлинера. Яснов многим франкоязычным стихотворцам дал русское звучание, но с Каремом у него были особые отношения. Они начались еще при жизни бельгийского поэта с переводов и переписки, и продолжались потом новыми переводами, новыми открытиями, новыми статьями и исследованиями. Однажды Яснова даже пригласили поработать в дом-музей Карема и поселили прямо там: Я прожил неделю в музее поэта, и я никогда не забуду про это.  Я спал на кровати, в которой поэт проспал в общей сложности несколько лет. Писал, за столом его письменным сидя, оставшемся в прежнем, прижизненном виде…    Это действительно были особые отношения, и проявлялись они порой неожиданно и причудливо. Как-то ноябрьским поздним вечером я везла Яснова и Бородицкую со встречи московского Клуба детских писателей. Машина новая, еще безымянная. И я спрашиваю: как назовем, мол, мальчика? Они разом, не сговариваясь: «Морис!» Только Марина ударение на первый слог сделала: Мóрис, потому что в честь Мориса-Мустангера, а Миша — на второй: Морис, потому что в честь Карема. Тринадцать лет тому Морису Рено сейчас, на нем уже ездит мой сын, выросший на книжках Миши и Марины.

http://pravmir.ru/i-veter-stih-pamyati-p...

Слушая этого сильного человека земли, я не раз мысленно сопоставлял его с образом моего светлого иностранца. «Что, если бы они соединились в одно, – думал я, – и есть ли пути к этому?» Так, увлекаемый любопытством к тайнам жизни, я попал куда-то на окраину Петербурга, в квартиру новой, неизвестной мне секты. В душной, плохо убранной комнате за столом сидел старый пьяница и бормотал что-то скверное. Вокруг за столом сидели другие члены общины с большими кроткими блестящими глазами, мужчины и женщины, многие с просветленными лицами. Между ними был и пророк с лицом сатира, посещающий религиозно-философские собрания. – Я – раб того человека, – сказал он, указывая на пьяницу, – я знаю, что сквернее его, быть может, на свете нет человека, но я отдался ему в рабство и вот теперь узнал бога настоящего, а не звук… – Как же вы поверили? – спросил я, с отвращением вглядываясь в лицо пьяницы. – Как я в это чучело поверил? – сказал сатир. Он рассказал свою биографию. Когда-нибудь и я расскажу о русском купце, бросающем свое положение, семью, все, скитающемся в степях, в лесах в поисках истинного бога. – Я убедился, что ты более я, – сказал пророк, – и отдался в рабство этому скверному, но мудрому человеку. Он принял меня, он убил меня, и я, убитый им, воскрес для новой жизни. Вот и вы, интеллигенты, должны так умереть и воскреснете с нами. – Нет, мы должны знать вперед, ради чего мы умрем, а то как же поверить, что воскреснем, – сказал я. – Воскреснете! – хихикнул сатир. – Посмотрите на всех нас, как мы в рабстве познали друг друга, мы как в чану выварились, мы знаем не только, у кого какая рубашка, чулки, а всякую мысль, всякое желание знаем друг у друга. Бросьтесь в чан и получите веру и силу. Трудно только в самом начале. Чучело, в котором жил будто бы бог, властвовало над этими людьми. Пьяница, – узнал я подробности, – не только пользовался имуществом и заработком своих людей, но требовал, когда ему вздумается, их жен, и они покорно отдавались не чучелу, а богу, который в нем живет. Так жили эти люди. Я не упускал их из виду более двух лет, и на моих глазах совершилось воскресение их. Однажды они все одновременно почувствовали, что в чучеле бога уже нет, что они своими муками достигли высшего счастья, слились все в одно существо, – и выбросили чучело, прогнали пьяницу.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Если бы все учителя были такими! Увы, в жизни встречаются и учителя равнодушные, холодные, обозленные на жизнь и отыгрывающиеся на детях, или просто беспечные. Цена их непрофессионализма — детские слезы и травмы, которые аукаются порой всю жизнь… Подходит для чтения детям 12-15 лет. 6. Владимир Железников. «Чучело» Кадр из фильма " Чучело " История Лены Бессольцевой, которая подверглась в классе жестокому буллингу, хорошо известна если не по книге, то по фильму Ролана Быкова «Чучело». И все-таки книгу прочитать надо, чтобы глубже понять, почему так далеко зашли обычные школьники— не уголовники — в травле одноклассницы. И дело тут не только в семейном воспитании, пубертатной агрессии и стадности.  Вина лежит и на классной руководительнице — Маргарите Ивановне. Не очень-то она интересовалась жизнью своих подопечных, профессиональные обязанности отошли на второй план, ведь она только что вышла замуж и растворилась в семейном счастье. Правда, и до этого она, видимо, не особенно вникала в проблемы учеников и проворонила жестокость, цинизм, подлость, которые культивировались в ее классе. В финале она испытывает запоздалое раскаяние: «Маргарита Ивановна молча слушала ребят. Но чем она больше их слушала, тем ужаснее себя чувствовала — какой же она оказалась глупой, мелкой эгоисткой. Все-все забыла из-за собственного счастья». Трагический урок — и выдуманной Маргарите Ивановне и реальным учителям. Подходит для чтения детям 12-15 лет. 7. Юрий Яковлев. «Собирающий облака» Учительница в этом рассказе — равнодушная, самоуверенная и недальновидная. Своими поступками она формирует в учениках комплекс неполноценности.  «Класс был большой, а у Зои Назаровны не хватало времени толком разобраться во всех своих учениках. Она пригляделась, поразмыслила и в уме поставила перед каждым из них плюс или минус. Малявкину достался минус. Она поставила этот минус в уме, для служебного пользования, но мальчик постоянно чувствовал его, словно минус был выведен в журнале против его фамилии. И его нельзя было ни стереть, ни исправить».

http://foma.ru/10-knig-dlya-detej-o-neob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010