Но только при чём здесь Масленица? Масленица в школе: рассказать, а не показать Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО: За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают. Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье. Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта. В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием. В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

http://pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-n...

Лидия Филипповна Савченко также была трижды удостоена медали «За боевые заслуги», а также медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За отвагу» и другими орденами, медалями и почетными знаками. В музее с особым вниманием и любовью рассказывают о работе медицинских сотрудников во время Великой Отечественной войны. Оказывается, именно во время ВОВ медики впервые стали работать в боевых условиях, то есть, прямо на поле боя. В прежние времена врачи оперировали только тогда, когда затихали пушки и стрельба, но в новых условиях войны приходилось все делать здесь и сейчас. Справка: В военно-медицинском музее знают точное количество медицинских работников, участвовавших в войне: 116 тысяч медиков приняли участие в боевых действиях, 45 тысяч из них удостоены звания героев СССР, 18 тысяч медиков стали кавалерами орденов Славы.   2. Чучело санитарной собаки Альмы Один из самых трогательных рассказов в музее посвящен розыскной санитарной собаке – восточно-европейской овчарке Альме. Чучело собаки было изготовлено после ее смерти в 1952 году по заказу Военно-медицинского музея. Чучело собаки Альмы с санитарнои сумкои Во время Великой Отечественной войны Альма спасла около 300 бойцов. Она была уникальной собакой так как обладала способностью отличать живого солдата от погибшего. С помощью специально подвешенной палочки-вензеля собака сообщала санитару о раненом без сознания человеке, и таким образом приводила к обездвиженному солдату санинструктора. Снаряжение санитарной собаки состояло из специальной повязки вокруг тела, где находились вещи первой необходимости: бинт, средства для первой санобработки ран, спички для разведения огня, – все, чтобы раненый мог продержаться до прихода помощи. Впервые санитарных собак стали использовать во время Советско-финской войны 1939-1940 гг. для обнаружения раненых. Снежный покров зимой был слишком глубоким, и только тонкое чутье собак помогало находить раненых под толщей снега. Также собаки эвакуировали раненых с поля боя на специальных лодочках-волокушах.

http://foma.ru/5-neobychnyh-eksponatov-m...

– Если тебе удастся выкрасть кошелек так, что никто не услышит ни звука, тогда ты – бродяга, и в продолжение восьми дней сряду мы будем тебя лупить. Теперь, я надеюсь, ты понял? – Нет, ваше величество, я опять ничего не понимаю. В чем же мой выигрыш, коли в одном случае я буду повешен, в другом – избит? – А в том, что ты станешь бродягой, – возразил Клопен. – Этого, по-твоему, мало? Бить мы тебя будем для твоей же пользы, это приучит тебя к побоям. – Покорно благодарю, – ответил поэт. – Ну, живей! – закричал король, топнув ногой по бочке, загудевшей, словно огромный барабан. – Обшарь чучело, и баста! Предупреждаю тебя в последний раз: если звякнет хоть один бубенец, будешь висеть на его месте. Банда арготинцев, покрыв слова Клопена рукоплесканиями и безжалостно смеясь, выстроилась вокруг виселицы. Тут Гренгуар понял, что служил им посмешищем и, следовательно, мог ожидать от них чего угодно. Итак, не считая слабой надежды на успех в навязанном ему страшном испытании, уповать ему было больше не на что. Он решил попытать счастья, но предварительно обратился с пламенной мольбой к чучелу, которое намеревался обобрать, ибо ему казалось, что легче умилостивить его, чем бродяг. Мириады колокольчиков с крошечными медными язычками представлялись ему мириадами разверстых змеиных пастей, готовых зашипеть и ужалить его. – О! – пробормотал он. – Неужели моя жизнь зависит от малейшего колебания самого крошечного колокольчика? О! – молитвенно сложив руки, произнес он. – Звоночки, не трезвоньте, колокольчики, не звените, бубенчики, не бренчите! Он предпринял еще одну попытку переубедить Труйльфу. – А если налетит порыв ветра? – спросил он. – Ты будешь повешен, – без запинки ответил тот. Видя, что ему нечего ждать ни отсрочки, ни промедления, ни возможности как-либо отвертеться, Гренгуар мужественно покорился своей участи. Он обхватил правой ногой левую, стал на левый носок и протянул руку; но в ту самую минуту, когда он прикоснулся к чучелу, тело его, опиравшееся лишь на одну ногу, пошатнулось на скамье, которой тоже не хватало одной ноги; чтобы удержаться, он невольно ухватился за чучело и, потеряв равновесие, оглушенный роковым трезвоном множества колокольчиков, грохнулся на землю; чучело от толчка сначала описало круг, затем величественно закачалось между столбами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

«Зачем они все это мастерят?» – с некоторым беспокойством подумал Гренгуар. Звон колокольчиков, раздавшийся в эту минуту, положил конец его тревоге. Звенело чучело, подвешенное бродягами за шею к виселице: это было нечто вроде вороньего пугала, наряженного в красную одежду и увешанного таким множеством колокольчиков и бубенчиков, что их хватило бы на украшение упряжки тридцати кастильских мулов. Некоторое время, пока веревка раскачивалась, колокольчики звенели, затем стали постепенно затихать и, когда чучело, подчиняясь закону маятника, вытеснившего водяные и песочные часы, повисло неподвижно, совсем замолкли. Клопен указал Гренгуару на старую, расшатанную скамью, стоявшую под чучелом: – Ну, влезай! – Черт побери! – воспротивился Гренгуар. – Ведь я могу сломать себе шею. Ваша скамейка хромает, как двустишие Марциала: размер одной ноги у нее – гекзаметр, другой – пентаметр. – Влезай! – повторил Клопен. Гренгуар взобрался на скамью и, пробалансировав, обрел, наконец, равновесие. – А теперь, – продолжал король Арго, – зацепи правой ногой левое колено и стань на носок левой ноги. – Ваше величество! – взмолился Гренгуар. – Вы непременно хотите, чтобы я повредил себе что-нибудь. Клопен покачал головой. – Послушай, приятель, ты слишком много болтаешь! Вот в двух словах, что от тебя требуется: ты должен, как я уже говорил, стать на носок левой ноги; в этом положении ты дотянешься до кармана чучела, обшаришь его и вытащишь оттуда кошелек. Если ты изловчишься сделать это так, что ни один колокольчик не звякнет, – твое счастье: ты станешь бродягой. Тогда нам останется только отлупить тебя хорошенько, на что уйдет восемь дней. – Черт возьми! – воскликнул Гренгуар. – Придется быть осторожным! А если колокольчики зазвенят? – Тогда тебя повесят. Понимаешь? – Ничего не понимаю, – ответил Гренгуар. – Ну так слушай же! Ты обшаришь это чучело и вытащишь у него из кармана кошелек; если в это время звякнет хоть один колокольчик, ты будешь повешен. Понял? – Да, ваше величество, понял. Ну, а если нет?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Илья 1 февраля 2017, 10:09 " Народное " - не всегда синоним язычества, но очень часто. Вряд ли нам стоит равнять и называть безвредными все " народные традиции " , среди них немело неприемлемого для христианина. И вот еще что важно помнить и понимать: в наши дни нам очевидно, что неоязычество - чуждая России идеология, рожденная на Западе и направленная на решение его задач. Но на расстоянии двух веков нам сложнее заметить, что идеология почитания " народа " и " народности " , превозношение фольклора, выискивание всего племенного - пришло к нам оттуда же, и активно применялось в 19 веке для формирования в Европе идентичностей, альтернативных христианским, для разложения государств и создания новых, и т.п. Вячеслав Камальдинов 31 января 2017, 20:05 Артур31 января 2017, 13:00 Постарайтесь ко всему подходить с рассуждением. Если: " Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». То можно увидеть стремление человека к Богу. Вот курение ладана, на богослужениях, символизирует возношение молитв ко Творцу, а в древнем Риме кому его курили? Лучше не вспоминать! Апостол Павел учит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» Вот по плодам и проверяйте, точно не ошибётесь ;-) Артур 31 января 2017, 13:52 " ...сжигать соломенное чучело на Масленицу. " Что то не помню ,чтобы святые сжигали соломенное чучело на Масленицу или учили этому. Двойственное чувство от этой статьи мирянина Максима Кузнецова. Тем более, что идет возрождение язычества и суеверия куда ни глянь. Народное это фактически синоним язычества,за редким исключением. Любой народный обычай или обряд основан на суеверии,которое происходит от язычества. В этих обрядах и обычаях нет Христа,всё(здоровье,благосостояние и т.д.) зависит не от Христа,а от того или иного действия,ритуала. Как проверить,как не ошибиться? Очень просто,где нет Христа,там нет христианства и участвовать христианам в таких действиях,обрядах и т.д не надо. Павелъ 31 января 2017, 13:25 Ивану: " Балаганы на Масленицу " Борис Кустодиев Татьяна 31 января 2017, 12:49 Это картина Бориса Кустодиева " Масленица " . Написана в 1920 году. Иван Снетков 31 января 2017, 11:45 Кто знает,что за полотно?Подскажите пожалуйста?Спасибо за всё. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100612.html

Другим не менее значимым элементом масленичных гуляний является величание молодожёнов. Вокруг них построена вся масленичная обрядность. Это также отсылает зрителя к первой семье, пребывавшей в Раю, а также к заповеди, данной людям тогда же: «Плодитесь и размножайтесь». Величание молодожёнов и обратная сторона — корение, ругание неженатых и незамужних — в контексте надвигающегося Великого поста понятно. Корили именно тех, кто достиг брачного возраста, но не исполнил заповедь: «Осталися наши девки до лета». Значимым атрибутом масленицы является ряжение, присутствие медведя, козы и других животных, что напоминает о райском состоянии, когда человек давал имена животным и пребывал вместе с ними. Однако самым большим соблазном увидеть в масленичной атрибутике именно языческие корни является чучело, которое более всего другого смущает совесть православных христиан, мало знакомых с народной культурой, целенаправленно уничтожавшейся в советский период нашей истории. Обращает на себя внимание то, что чучело не было повсеместным атрибутом Масленицы. Далеко не везде оно присутствовало, и не во всех местах, где оно было, его сжигали. Действительно, где оно было, там подчёркивалась его несуразность, пренебрежение им. Оно символизировало ветхость, как и сам материал, из которого его изготавливали, — сено, солома, камыш. Но повсеместно, независимо от наличия или отсутствия чучела, в финале масленичных гуляний, перед началом чина прощения, перед действом Прощёного Воскресенья жгли масленичный костёр. Масленичный костёр — это сжигание мусора, ветхости. Бесчисленное множество экспедиционных записей говорит о том, что Масленицей называли кучу мусора, собранную детьми и подростками по всей деревне. Дети бегали по селению с призывом «подать на Масленицу». И в финале гуляний поджигали эту кучу на высоком холме, где до этого проходило катание с горы. Таким образом, масленичное чучело или более распространённый вариант Масленицы, куча мусора — это символ ветхости и страстности того, от чего необходимо отказаться с наступлением Великого поста. В пользу именно такого восприятия этого элемента традиции говорит и свидетельство внешних. Уже упомянутые сето считали, что в этом огне сжигали грехи: «В некоторых деревнях сето жгли масленичные костры, но большинство уверяют, что у них это не было принято: «Мама говорила: жечь костёр у сету считается грехом, а русские жгут костры — они, наоборот, свои грехи сжигают»» .

http://sueverie.net/problema-sootnosheni...

129 Habeas corpus – указ, который король Карл II Стюарт вынужден был издать в 1879 году в связи со злоупотреблением властью министров и чиновников, вызвавшим народные волнения; указ должен был обеспечить жителям Англии наличие законных оснований для лишения свободы, и действие его приостанавливалось постановлением парламента. К этой мере господствующие классы Англии прибегали не раз, приостанавливая действие habeas corpus при возникновении народных волнений; так, например, с 1715 до 1818 года действие указа приостанавливалось сроком до одного года тринадцать раз. 130 Сарджентс-Инн – одна из юридических корпораций на Флит-стрит. 131 Галерея – так назывался каждый этаж четырехэтажной тюрьмы Флит; подвал тюрьмы назывался «Ярмарка». 132 Феррингдонский отель – то есть тюрьма Флит, которая находилась на Феррингдон-стрит, пересекающей Флитстрит. 133 Суд на Портюгел-стрит – лондонский суд по делам о несостоятельности. 134 Чучело Гая Фокса – гротескное чучело с фонарем и в огромных белых перчатках, изображающее одного из участников так называемого «порохового заговора» 1605 года, организованного католической оппозицией против Иакова 1 Стюарта. По замыслу вожаков католической партии в подвалы парламента были помещены бочки с порохом, поджог поручен был Гаю Фоксу и был назначен на день выступления короля с обычной тронной речью. Благодаря случайности взрыв был предотвращен, заговор раскрыт, главные зачинщики и среди них Гай Фокс погибли на эшафоте, а чучело с изображением Гая Фокса лондонцы ежегодно – в годовщину покушения, 5 ноября – носили по улицам и торжественно сжигали. Этот обычай, о котором Диккенс часто упоминает в своих романах, сохранялся в течение двух с половиной столетий. 135 «Miscellanea» Констебля – «Смесь» Констебля – серия дешевых книг разнообразного содержания, издаваемых известным книгоиздателем Констеблем с 20-х годов прошлого века. 136 Коронер – чиновник, главной обязанностью которого является осмотр трупов, обнаруженных с признаками внезапной или насильственной смерти, и производство дознания по этому вопросу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В тот период в картинах о современной школе избегали кровавых сцен. Все обитатели школы — люди талантливые. Не сахарные, как диабет, просто талантливые и одухотворённые. Зато уж в перестройку без трупов или, на худой конец, жестоких побоев не обходились даже детсадовские хроники. Пожалуй, поветрие началось с громкой картины Ролана Быкова «Чучело» (1983, за два года до апрельского пленума). И куда только делся оптимизм времён «Семи нянек» или философская грустинка «Собаки Кляксы»? Мир восьмидесятых жесток и неуютен, детская дружба разбита, над мрачным городком — враждебные ветры. Картина с трудом была пропущена цензурой, но зато нашла свою аудиторию (24 000 000 в прокате) и вызвала споры не только в учительской и ученической среде. У «Чучела» в советском искусстве были не менее популярные прямые предшественники — «Друг мой, Колька» (1961), «Обвиняются в убийстве» (1969) — фильмы и пьесы, из которых было ясно, что и коллектив может быть жестоким, и учительский диктат — убийственным, а юные преступники ещё не стали в нашей стране «пережитком прошлого». Кадр из к/ф «Чучело» Но в «Чучеле», пожалуй, впервые конфликт личности и коллектива преподносился с акцентом на безоглядно агрессивную, калечащую роль последнего. Режиссёр не подсластил сюжета линией альтернативного «правильного» класса — и не избежал начальственных оплеух за пессимизм. У зрителей возникало ощущение, что любой коллектив — это толпа, стадо, подавляющее личность. И народ, подуставший от комсомольского глянца, полюбил «Чучело» именно за резкость, за максимализм, за облезлую «непарадную» панораму. Быстро формировались новые штампы: школу воспринимали как жестокий репрессивный аппарат. Ещё более беспросветный фильм о школьниках и учительнице снял в 1988-м Эльдар Рязанов — замечательный киносказочник, почему-то решивший переквалифицироваться в мрачного гиперреалиста. Трудно сказать, кто в этой картине вызывает сочувствие — ретроградка учительница или «жестокая молодёжь» (так называлась написанная в те же годы песня А. Дольского). По сюжету, по эмоциям, конечно, жалко учительницу, а не потерявших человеческий облик выпускников. Но авторы всячески подчёркивают отсутствие разумной жизненной программы у Елены Сергеевны. Она — из обанкротившихся, усталых интеллигентов. Школа, состоящая из таких учителей и учеников — настоящая каторга.

http://pravmir.ru/shkola-na-ekrane/

Глупый пингвин хорош, если его разместили в храме, а если он попался на пути Патриарха — это уже перебор Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 16 февраля отклонило заявку Русской Православной Церкви на владение зданием Никольской единоверческой церкви, в которой в настоящее время находится Музей Арктики и Антарктики. Комментирует президент «Медиасоюза» Елена Зелинская. Елена Зелинская Разгорелся в Петербурге спор о здании, которое принадлежало Никольскому единоверческому храму до того, как, по скромному эвфемизму, употребленному на сайте Музея Арктики, оно не «отошло» полярному делу. С изумлением наблюдаю, как увлекшись детскими воспоминаниями, питерская интеллигенция борется за право хранить чучело белого медведя в реквизированном — еще один эвфемизм — разбойнически отнятом у верующих храмовом здании. До того увлеклись, что с умилением трясут фотками «настоящего полярника» Папанина — крымского палача, чью биографию они с таким же экстазом разоблачают, когда речь заходит на другую тему. То есть и Папанин, и чучело,- все хорошо, лишь бы не досталось Церкви. А тут еще пингвины подвернулись. То есть глупый пингвин хорош, если его разместили в храме, а если он попался на пути Патриарха — это уже перебор, деньги, потраченные на фотку с пингвином, нужно было отдать голодающим Поволжья. И пусть там еще никто не голодает, главное, чтобы не Церкви. Гордо реют наши буревестники. Конфликт  из-за здания Никольской единоверческой церкви, в стенах которого располагается музей Арктики и Антарктики продолжается с 1997 года.  В очередной раз скандал разгорелся в 2014 году, когда Росимущество отказалось передавать здание в долгосрочную аренду Русской Православной церкви.Росгидромет тогда поддержал РПЦ. Директору музея Виктору Боярскому предлагали перевести музей в здание на 23-й линии Васильевского острова, однако тот наотрез отказался покидать помещение. Противостояние длилось два года, а в начале 2016 года Росгидромет принял решение не продлевать с Боярским контракт, и 31 января тот был официально снят с должности, но остался работать в музее как заместитель директора по связям с общественностью.

http://pravmir.ru/bitva-za-chuchelo/

Мы уже говорили о том, что в образе русалок представляются души умерших, например, утопленниц, некрещенных младенцев. Чествование деревьев, цветов выражается в украшении домов зеленью, отсюда, может быть, и название «зеленой недели», в Малороссии «клечальной» (клечание – ветви, которыми украшаются дома в Троицын день). В России, в разных местах, существует обычай устраивать чучело русалки. Это или чучело лошади, которое изображают несколько человек, накрывшись парусом, причем передний держит перед собою череп лошади, или чучело девушки – куклы, сделанной, большею частью, из соломы и одетой в женские уборы. Эту куклу носят в хороводах, поют песни, а в конце разделяются на две враждебные стороны и стараются вырвать куклу-русалку у враждебной стороны. Обыкновенно эта борьба оканчивается тем, что русалку разрывают и разбрасывают солому по воздуху. Далее, ночью следует зажигание костров, прыганье через огонь, игра в русалку с венками и в некоторых местах купанье в воде. Представление о русалках особенно связано с народным праздником, так называемым семиком, который большею частью приходится в четверг на седьмой неделе по Пасхе, между тем как у литовцев sekmines (=семик) означает праздник пятидесятницы. В Новгородской губернии семик называется «русалкой», «русалчин или мавский Велик день». По представлениям некоторых народов (например, греков) души умерших возвращаются на землю в промежуток времени между Пасхой и Пятидесятницей. 1222 Поэтому семик и русалии уже с древности, соединялись у русского народа с поминовением усопших. Стоглав так описывает обряд поминовения в Троицкую субботу: «по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим кричанием, и, егда начнут играти скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинския пети на тех же жальниках обманщики и мошенники». Далее Стоглав говорит и о русалиях, соединяя русальные обряды с троицкими, купальскими, колядскими и овсеневыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010