3-го декабря скончался Владимир Карпович Железников – автор знаменитой повести «Чучело» и других произведений для детей 3 декабря 2015 года в Москве в возрасте 90 лет скончался Владимир Карпович Железников, писатель, кинодраматург, сценарист, автор знаменитой повести «Чучело» и других произведений для детей.  Владимир Железников родился 26 октября 1925 года. В 1957 году окончил Литературный институт имени Горького. Дебютная книга – «Разноцветная история» – вышла в 1960 году. Автор и соавтор сценариев ко многим фильмам. С 1988 года – художественный руководитель киностудии «Глобус», выпускающей детские фильмы. Дважды удостоен Государственной премии СССР – за сценарии к картинам «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». Екатерина Соловьева, фотожурналист, вспоминает: В конце октября 2015-го года я получила письмо от сотрудников музея Паустовского в Москве. Они попросили выслать к юбилею писателя фотографии, которые я сделала в Тарусе летом 2009-го года. На них Владимир Железников запечатлен в доме в Тарусе. Я подняла свои записи и архив шестилетней давности… Тем летом мы с коллегой-фотографом гуляли по Тарусе. Я в который раз нашла домик Паустовского и пыталась сфотографировать мемориальную доску, что из-за бурной растительности в саду сделать было непросто. В это время из ворот вышел пожилой человек и, узнав про мой интерес, пригласил пройти в сад. Слово за слово, про дом, про родню писателя… – Я к Константину Георгиевичу не имею никакого отношения, а вот супруга моя – Галина Арбузова – его приемная дочь. От клумбы оторвалась женщина: – Да я-то что, перед вами автор повести «Чучело» – Владимир Железников… Мы осмотрели чудесный ухоженный сад, а потом Владимир Карпович любезно показал мне дом. В доме поддерживают все так, как было при Константине Георгиевиче. Писатель показал и рабочий кабинет Паустовского. На столе – печатная машинка Константина Георгиевича. Сам Железников работает в другой комнате. Писать из-за слабых глаз получается плохо, надиктовывает тексты жене, но говорит, что это не может заменить ручку и бумагу…

http://pravmir.ru/skromnyiy-laureat-gosu...

— Эх, кум, кум, — отвечал укоризненно Чучело, — чего ж ты загодя не сказал: приходил вчера ко мне Волчий Хвост, предлагал Хвост кубышку с золотом, да на что мне золото, и я и без золота Чучело. — Может, опять придет?.. — замурлыкал Кот. — Ни зайца у нас жареного, ни козы паленой, ничего нынче на обед не было, а одними «пупками Кощея» сыт не будешь, да и «пупков» всего ничего осталось. Призадумался Чучело-чумичело, да и говорит Котофею: — Так ты, кум, вот что, как пойдешь ужотко за мышами, загляни ко мне в отдушник, там я тебе пошепчу на ушко что-то. Рано легла баиньки Зайка, а глазки все не спали — глядели, а ушки все не спали — слушали. То Червячок из ямки покажется. То Васютка в трубе запищит. — Велите дать говядинки, говядинки! — пищал из трубы Васютка. Так Зайку все и разгуливало. Уж Котофей Котофеич все свои песни перепел, все сказки порассказал, а Зайка все ворочается, перекладывается то на один бочок, то на другой. — Спи, деточка, а то люди ночь разберут, — уговаривал Кот. Только когда Петушок — золотой гребешок прокукарекал полночь, а в домике Барабаньей Шкурки труба закурилась, Зайка засопела носиком и завела далеко-далеко свои синие глазки: прямо на пруд… ловить рыбку. А Котофей Котофеич прыг с кроватки да тихонько к отдушнику. Покликал Кот Чучела-чумичела. Высунул Чучело мурло из отдушника. И шептались они долгое время. 3 Наутро Котофей Котофеич не чихал, не пел песен, снаряжал Котофей свою Зайку в путь-дорожку. Говорит Кот Зайке: — Зайка беленькая, отправляйся, моя курнопяточка, в темный лес, иди все прямо-прямо, и будет тебе избушка Бабы-Яги. Заглянуть к Яге в окошко можно, а входить не входи в избушку. Яга тебя без шапки-невидимки заметит и съесть захочет. Ты иди лучше мимо избушки наискосок по тропинке, пролезай через шиповник, не бойся, пальчиков не оцарапаешь. Так-то, Зайка, так-то, беленькая! Встретит тебя птица Гагана , поздоровайся с птицей: Гагана тебе птичьего молочка даст. Покушаешь молочка и снова в путь трогайся. К полночи придешь к подземелью, не туркайся в дверь, а залезай прямо на дерево и жди, что будет. Пройдет мимо дерева слепышка Листин , прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный. Листин только пугать любит. Пролетит мимо дерева Сорока-белобока, проскачет Коза рогатая, ты не бойся: больно Коза не забодает, — жди, что дальше будет. Выйдут из подземелья двенадцать черных разбойников, ты слушай, что станут говорить разбойники, заруби их слова себе на носике, а когда пропадут разбойники, спускайся в подземелье и скажи то, что они говорили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Не дай Бог повернет Буроба в башенку! Подымется Буроба наверх, по лестнице, возьмет Зайку в мешок, унесет с собою, да и съест. Которые дети спать не ложатся, Буроба в мешок собирает. Котофей Котофеич уж охаживал кроватку, усатой мордочкой грел пуховую Зайкину думку, сон нагонял. Зайка зевать начинала, просилась в кроватку. Выползал из ямки Червячок. Рос Червячок, распухал, надувался, превращался в огромного страшного червя, потом опадал, становился маленьким и червячком уползал к себе в ямку. В окне показывался Кучерище , подпирал Кучерище скулы кулаками, ел Зайкины игрушки. А Зайка расплетала свою светлую коску, скидывала с себя платьице и чулочки да в кроватку бай-бай ложилась. И подымался из-за угла гадкий Зародыш, залезал Зародыш в фонарик, дул в огонек. И огонек становился огонечком с ноготок Зайкин. Васютка, сынишка Кучерищев , затягивал в трубе тонко песенку, — сонную песенку. Так вечер кончался, ночь начиналась. Ночью нередко Зайка ловила рыбку. И чихал же наутро старый кот Котофей Котофеич, не пел песен. А бедная Зайка замирала от страха: по лестнице шлепала-топала старуха Буроба с огромным мешком за плечами, пробиралась Буроба наверх к Зайке. Которые дети по ночам ловят рыбку, Буроба в мешок собирает. 2 По праздникам, когда Петушок — золотой гребешок пел голосистей, а Курочка-кудахточка несла золотое яичко и солнышко ярче и светлее светило в башенку, вылезал из отдушника кум Котофея Котофеича — Чучело-чумичело. Чучело-чумичело до самого обеда ходил на голове перед Зайкой, — все животики надрывала себе Зайка от хохота, а после обеда Чучело усаживался на шесток вместе с Котофеем Котофеичем, и у них разговор начинался. Прислушивалась Зайка, но понять ничего не могла. Чучело-чумичело все рассказывал о крысах, да о мышах, да о мышатах маленьких. А Котофей Котофеич себе под нос мурлыкал. Раз Котофей Котофеич говорит куму: — Чучело-чумичело-гороховая-куличина, беда мне с Зайкой, да и только! Сам видишь, обносилась вся, локотки продраны, чулочки все в дырках, а какие были кружевца на штанишках, давно от них и помину нет, все обшаркались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Разделы портала «Азбука веры» Мои близкие родственники, люди, считающие себя православными, но храм посещающие редко, участвовали в т. наз. “Масленице” и сожжении чучела. Грех ли это? Похожие вопросы 5 Ответов Человек, без особых причин не участвовавший в Таинстве Причащения более 3недель, отпадает от Церкви, Бога и спасения. Всё остальное не имеет принципиального значения. Это атеистическое заблуждение. Чучело жгут с советских времён, для борьбы с Церковью Христовой. Атеисты считали так — в Масленичное воскресенье проводим зиму, сожгём чучело, залезем на столб, устроим гулянья, попьём водочки и съедим мяса жареного. Всё это чтоб отвадить людей от Великого поста. А ещё они устроили на Пасху поминки, массово отправив людей грешить на кладбища — пить водочку за родственников. Жгли чучело куда раньше советского времени, еще в языческие времена. Тогда же и водочку за упокой активно пили — во время тризн. Спасибо, батюшка! Я в том контексте, что это широко стали применять и навязывать с определённой целью в советский период. До этого, всё же, локальные случаи. Масленица была запрещена в СССР боле 30 лет, с конца 20х до начала 60х. В начале 60х появились “проводы русской зимы”, и лишь к концу 60х опять появилась Масленица. Она обязательно сопровождалась митингом с соответствующей политработой, и лишь потом начиналось представление, куда, действительно, включили язычество, но в виде “фольклора”. Дед Мороз, Снегурка, Баба Яга — все это реальные персонажи древне-славянского язычества. Особенно интересна Баба Яга. Избушка на курьих ножках — это традиционный небольшой сруб на столбе, куда помещали прах умершего или самого умершего перед сжиганием. Баба Яга — это живой мертвец, она лежит в таком срубе и через нее можно попасть в навь — мир мертвых. А как попасть? Быть съеденным. Мертвые не видят живых, поэтому “человеческим духом пахнет” — это ее способ контакта с миром живых, она их чует. Дед Мороз — это некий собирательный образ, он впитал в себя черты Карачуна, Зимника и Позвизда. А прообраз Снегурки — Кострома.

http://azbyka.ru/vopros/szhigat-chuchelo...

Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? На Масленой неделе начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи и священник. 14 марта, 2013 На Масленой неделе начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи и священник. На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский. Бессмысленнее действо на грани хулиганства Екатерина Бурмистрова, семейный психолог: Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие. Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни. И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем. Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

http://pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-n...

Не дай Бог повернет Буроба в башенку! Подымется Буроба наверх, по лестнице, возьмет Зайку в мешок, унесет с собою, да и съест. Которые дети спать не ложатся, Буроба в мешок собирает. Котофей Котофеич уж охаживал кроватку, усатой мордочкой грел пуховую Зайкину думку, сон нагонял. Зайка зевать начинала, просилась в кроватку. Выползал из ямки Червячок. Рос Червячок, распухал, надувался, превращался в огромного страшного червя, потом опадал, становился маленьким и червячком уползал к себе в ямку. В окне показывался Кучерище , подпирал Кучерище скулы кулаками, ел Зайкины игрушки. А Зайка расплетала свою светлую коску, скидывала с себя платьице и чулочки да в кроватку бай-бай ложилась. И подымался из-за угла гадкий Зародыш, залезал Зародыш в фонарик, дул в огонек. И огонек становился огонечком с ноготок Зайкин. Васютка, сынишка Кучерищев , затягивал в трубе тонко песенку, — сонную песенку. Так вечер кончался, ночь начиналась. Ночью нередко Зайка ловила рыбку. И чихал же наутро старый кот Котофей Котофеич, не пел песен. А бедная Зайка замирала от страха: по лестнице шлепала-топала старуха Буроба с огромным мешком за плечами, пробиралась Буроба наверх к Зайке. Которые дети по ночам ловят рыбку, Буроба в мешок собирает. 2 По праздникам, когда Петушок — золотой гребешок пел голосистей, а Курочка-кудахточка несла золотое яичко и солнышко ярче и светлее светило в башенку, вылезал из отдушника кум Котофея Котофеича — Чучело-чумичело. Чучело-чумичело до самого обеда ходил на голове перед Зайкой, — все животики надрывала себе Зайка от хохота, а после обеда Чучело усаживался на шесток вместе с Котофеем Котофеичем, и у них разговор начинался. Прислушивалась Зайка, но понять ничего не могла. Чучело-чумичело все рассказывал о крысах, да о мышах, да о мышатах маленьких. А Котофей Котофеич себе под нос мурлыкал. Раз Котофей Котофеич говорит куму: — Чучело-чумичело-гороховая-куличина, беда мне с Зайкой, да и только! Сам видишь, обносилась вся, локотки продраны, чулочки все в дырках, а какие были кружевца на штанишках, давно от них и помину нет, все обшаркались.

http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 100 главных фильмов: «Чучело» 2 мин., 11.07.2012 «Фома» продолжает проект  «100 главных фильмов» . Известные деятели искусства, журналисты и просто друзья нашего журнала называют фильмы, которые они считают необходимым показывать детям и подросткам. А также объясняют: почему именно эта картина важна для подрастающего поколения. Сегодня свой фильм-кандидат представляет публицист, писатель и журналист Александр Архангельский: Там впервые в отечественном  кинематографе показана драма ребенка. К этому советское кино довольно долго шло, начав с показа школы, как центра психологических и социальных коллизий («Доживем до понедельника»), затем научившись изображать ребенка как сложное существо со своими проблемами (фильмы Динары Асановой). А вот настоящей детской трагедии ранее не было на экране. В фильме «Чучело» ребенок вступает во взрослый жесткий конфликт с обществом, с сообществом ровесников. И для «юного зрителя» видеть, как он переживает этот конфликт, действует в его рамках - невероятно важно. Поскольку каждый ребенок, так или иначе, проходит через нечто подобное. Потому, несмотря на то, что антураж действия картины – уже советское прошлое, но отношения между детьми, конфликты, противостояние  – понятны и сегодня. Но кто знает, что будет через десять лет? Может быть, кто-то снимет картину, еще более точно передающую драму детей, причем – уже на современном материале? Так что сама идея выбора обязательных к прочтению, определенных раз и навсегда - «ста книг» или просмотра «ста фильмов» мне не нравится – она может служить не развитию, а консервации культуры. В каждый период времени акценты актуальности тех или иных произведений могут смещаться, поэтому лучше проводить регулярные опросы, что сегодня стоит смотреть из киноклассики, заранее будучи готовыми к тому, что через 10 лет нужно будет смотреть другое. Не нужно делать «списки на десятилетия», как не нужно режиссерскими инициативами подменять существующие школьные курсы; лучше поднимите статус предмета «Мировая художественная культура», и в его рамках смотрите кино. Не только российское, но и мировое. Фильм «Чучело» Р. Быков снял в 1983 г. по одноименной повести В. Железнякова. Картина, откровенно и верно показывающая школьный «мир детства», без идеализации и сюсюканья, была удостоена Государственной премии СССР. В ролях: К.Орбакайте, Ю.Никулин,Д.Егоров, Е.Санаева,С.Крючкова, Р.Быков,П.Санаев, А.Ломов,Н.Манвелов.  Посмотреть полную версию списка «100 главных фильмов» можно  здесь . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/100-glavnyix-filmov-chuch...

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость. это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании. Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её. Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него  вкладывали наши предки. Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», — настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», — заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила. В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами). Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

http://pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-n...

Душераздирающие нетрадиционалы В общем, эти акции в защиту прав нетрадиционных пропагандистов убеждают в том, что закон нужен. Уж больно несытое оно, это чучело. Уж больно много лжет и слишком надрывно рыдает. 11 июня, 2013 В общем, эти акции в защиту прав нетрадиционных пропагандистов убеждают в том, что закон нужен. Уж больно несытое оно, это чучело. Уж больно много лжет и слишком надрывно рыдает. Очень много слез пролито в сетях по поводу вводимого Госдумой законодательного запрета на пропаганду нетрадиционного секса несовершеннолетним. Душераздирающие истории, эмоции, бьющие через край, — и всё для того, чтобы не называть норму нормой, а растление растлением. Не потому что противники запрета так уж поголовно мечтают к детям приставать (хотя есть и такие), а потому что закон покушается на самое святое, что они культивируют в себе, — на чувство безнаказанности и правоты, сколь бы нетрадиционным практикам не предавались бы наши оппоненты. Эти интернет-слезы не то чтобы крокодиловы, — думаю, что даже крокодилы поддержали бы данный законопроект, потому что какая же мать согласится отдать своего дорогого ребёнка — медвежонка, волчонка, слоненка,- чтобы несытое чучело бедную крошку замучило! Так вот эти слезы не крокодиловы, нет, просто не очень честные и очень недетские, хотя проливают их вроде бы ради детей. Всё лучшее детям, и поэтому, убеждают нас наши оппоненты, именно нетрадиционалы возле школ — это лучшая профилактика подростковых самоубийств. Наши оппоненты нам говорят, что не запрещать надо, а наоборот вводить нетрадиционное консультирование прямо с первого класса, а лучше с детского сада, чтобы нетрадиционные просветители популярно пояснили бы детям, что нет никакой разницы между семьей и Содомом, и что вообще весь мир — Содом, и что можно попробовать всё, и не париться из-за каких-то там моральных норм и всякой там устаревшей нравственности. В общем, эти акции в защиту прав нетрадиционных пропагандистов убеждают в том, что закон нужен. Уж больно несытое оно, это чучело. Уж больно много лжет и слишком надрывно рыдает.

http://pravmir.ru/dusherazdirayushhie-ne...

Кадр из фильма «Чучело» Вызов, скандал, чернуха! Такими оценками встретили критики и обычные зрители фильм «Чучело». Учителя со всей страны принялись писать письма на «Мосфильм» с требованием немедленно снять «это безобразие» с экранов: советские дети не фашисты, говорили они, друг друга не травят, девочек толпой не избивают, а такие понятия, как «предательство» и «трусость», знают только из программы литературы. Так что, мол, товарищи за кино ответственные, не устраивайте революций, картину положите на полку, а режиссера накажите. Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать религиозную картину Картина действительно получилась революционной. Но не потому, что рассказывала правду о жизни советской школы, все гораздо глубже: фильм «Чучело» стал чуть ли не единственным фильмом на закате СССР, в котором кричал и заявлял о себе религиозный подтекст. Некоторые его считали сразу, и даже те, кто не отличал Иисуса от Будды, каким-то шестым чувством, подсознанием уловили в «Чучеле» «запретные» темы: настоящее слово всегда говорит с душой, а не только с разумом. В этом стоит искать истинные причины травли режиссера и съемочной группы. Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать из «Чучела» религиозную картину. Отнюдь нет. Он сам, как рассказывает вдова режиссера Елена Санаева, разглядел христианскую линию только в момент монтажа. Однажды он огорошил супругу: «Ты знаешь, Лена, что получается? Гонение, распятие и вознесение!» Да, Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы. Взять хотя бы выбор темы. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. Как-то внучка писателя взяла на себя вину возлюбленного и стала жертвой недетской травли одноклассников. Впечатлительный прозаик не мог упустить столь драматичную историю – повесть вышла в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего-то несколько дней». Дни, которые изменили мир одного отдельного класса до неузнаваемости.

http://pravoslavie.ru/105879.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010