В Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, назначенный временным управляющим Анадырской и Чукотской епархией вместо епископа Диомида, который был лишен своего сана на недавнем Архиерейском Соборе РПЦ. Хотя скандала, предсказанного некоторыми СМИ, не случилось, значительная часть прихожан Диомида отказалась участвовать в богослужениях новоназначенного владыки. Сам же мятежный чукотский епископ направил очередное письмо патриарху и участникам Собора, отрицая какую-либо свою вину. Он также заявил о возможном переезде в Москву, чтобы построить там монастырь. В пятницу временный управляющий Анадырской и Чукотской епархией архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) прилетел на Чукотку. Формальный повод визита – Крестный ход, проводимый в регионах Дальнего Востока по благословению патриарха Алексия II. Владыка Марк и сопровождающая его делегация из 40 человек привезли чукотцам православные реликвии – список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» и ковчег с частицами Креста Господня и святых мощей. Между тем визит архиерея не привлек бы такого внимания, если бы на него не была возложена миссия заместить отстраненного от служения на Чукотке епископа Диомида (Дзюбана). Напомним, что Архиерейский Собор РПЦ изверг его из сана «за совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес священноначалия». Накануне прилета архиепископа Марка в Анадырь по страницам газет и по сетевым ресурсам поползли всевозможные кривотолки. К примеру, весьма солидное информационное агентство сообщило, что временному управляющему позвонили с Чукотки и рассказали, как епископ Диомид, проводя богослужение в одном из храмов столицы региона, призывал прихожан «молиться пророку Илье о неприземлении самолета из Хабаровска». Совершалась ли кем-нибудь подобная молитва, сказать трудно, но из-за нелетной погоды владыка Марк несколько дней не мог приступить к своим новым обязанностям. Встретили его не враждебно, но и не дружелюбно. Возле кафедрального собора Живоначальной Троицы, где Марк должен был провести службу, собрались сторонники опального епископа с плакатами «Диомид – наш батюшка». В храм во время службы эти люди не вошли, дождавшись, пока она закончится, чтобы помолиться у привезенных святынь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Много хлопот обоим владыкам было по утверждению новых приходов в удовлетворение возникших в их время многих поселений и новых городов и в особенности по борьбе против ламаистской пропаганды, которая ожила и широко распространилась с 1773 г., т. е. с того времени, как правительство дозволило каждому бурятскому роду иметь свои дацаны – монастыри, которые мгновенно попали под покровительство продажных чиновников и сделались враждебными для православных гнездами. Жилая укрепить свое православное духовенство против такого лагеря, владыка учредил и в Иркутске запасной капитал на церковно-строительные нужды Якутской области и Дальнего Востока, и они же, пользуясь жалобами Камчатской миссии, вызвали издание в 1787 г. указа о воспрещении чинить жестокости над инородцами Камчатки и островов Тихого океана (П. С. 3. т. XXII, 16502 и 16709). Во дни владыки Варлаама были в 17191 г. первые случаи обращения японцев в Православную веру и снаряжена самим владыкою в 1791 г. на американские острова первая духовная миссия из десяти иноков под начальством Валаамского Иеромонаха Иоасафа Болотова. Впоследствии этот отважный миссионер был 10 апреля 1799 г. хиротонисан владыкою Варлаамом в епископа с назначением на иркутское викариатство в Кадьяк, но на пути туда на корабле «Феникс» вместе со свитою утонул вследствие кораблекрушения у берегов Америки, после чего это викариатство осталось упраздненным навсегда. С благословения владыки Варлаама отправился в 1799 г. ученый протоиерей Григорий Слепцов с походной церковью на евангельскую проповедь в дальневосточных окраинах, просвещал землю чукчей, достигал Чукотского носа и после 16-ти летнего миссионерства среди чукчей скончался в Якутском Спасском монастыре в 1815 г. По указаниям o.       Григория, как редкостного знатока Дальнего Востока, была проложена дорога от Якутска до устья р. Маи и от урочища Нелкана до устья p. Алдана. 34-х летнее святительское служение архиепископа Варлаама было Высочайше оценено. от Павла I он получил орден Св. Анны I степени и от Александра I награжден 12 мая I801 г. именным рескриптом, хранящимся в Тобольской архиерейской ризнице, а 15 сентября того же года – орденом Св. Александра Невского. Надо удивляться, что владыка Варлаам не потерпел никаких гонений за свои пламенные обличения против Мальтийского Иезуитского ордена, который в то время насаждал повсеместно в России своих ставленников, отличавшихся изумительною дерзостью против Православной церкви. Владыка против пропаганды этого ордена усердно боролся с целью общей зашиты православного духа от иезуитских кавалеров и тем не менее не был погублен ими. Скончался владыка 27 декабря 1802 г. в Тобольске на 74 году жизни, оставив по себе благоговейную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

На собранные братством средства были построены в сел. Тиличики миссионерский дом-приют для бедных детей кочующих коряков, а также для престарелых и больных, церковноприходская школа, церковь в сел. Кичиги, причтовый дом в сел. Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь - адм. центр Чукотского окр.), др. храмы и приходские школы; оказана помощь семьям воинов и раненых; закуплены аптеки для миссии. 3 авг. 1911 г. иером. Нестор внес на рассмотрение Синода проект создания на Камчатке единой Духовной миссии, одобренный архиеп. Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) (РГИА. Ф. 753. Оп. 1. Д. 12. Л. 11). Иеромонах предложил организовать 4 миссионерских стана в местах компактного проживания и кочевания коряков: в Гижиге, Маркове, Дранке, Палане. Указом от 4 нояб. 1911 г. К. д. м. была учреждена в составе 4 станов. Синод постановил организовать К. д. м. и распространить ее деятельность на всю новообразованную Камчатскую обл. с каноническим подчинением ее архиепископу Владивостокскому. Синод приказал увеличить содержание миссионерам до 1200 р. в год и разъездные выплаты до 600 р. в год. Иером. Нестор вновь был принят имп. Николаем II, к-рый назначил покровителем братства цесаревича св. мч. Алексия Николаевича по достижении им 7-летнего возраста. Император благосклонно отнесся к проекту строительства в глухой части Камчатской обл. (сел. Тиличики близ Гижиги, где было лишь 8 корякских юрт) ц. во имя свт. Иоасафа Белгородского. Вернувшись на Камчатку, иером. Нестор приступил к созданию миссионерского С.-Петербургского стана в сел. Тиличики, где были построены ц. во имя свт. Иоасафа Белгородского и школа. Средства Камчатского братства шли на постройку в селениях церквей, школ, школы-приюта для детей кочующих оленеводов, на походные аптеки. На берегу моря, в Раковой бухте, в 9 верстах от Петропавловска, он создал колонию для больных проказой, устроив в этой колонии ц. во имя св. Иова Многострадального. В апр. 1912 г. иером. Нестор привез на Камчатку миро и частицы мощей для новых церквей.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Забывая о человеке как образе Бога, православие превращается в идеологию, заключается в " священный эгоизм " . Но не может Церковь служить сама себе, не может быть " партией " , она должна быть силой, стоящей над политикой, ее миссия — быть совестью нации. И только в этом качестве она может служить Богу, становясь поддержкой человеку и обществу. Идя же путем компромиссов между Ксерксом и Христом (по выражению Владимира Соловьева), Церковь оказывается в состоянии перманентной шизофрении, которая в кризисные времена и полыхает яркими вспышками " чукотских адамантов " . Отказ от вечных измерений личности и от своего вселенского духа делает неясными и догматические очертания. С другой стороны, всевозможные теократические теории " священного царства " (не имеющие отношения ни к здравому смыслу, ни к вообще реальности) делают участие Церкви в общественно-государственном строительстве вполне " виртуальным " . И возможно, спорадические грезы молодых православных фундаменталистов о Pax Orthodoxia, соборах-небоскребах, километровых голографических крестах и " Силиконовой Фиваиде " и вызовут у искушенных лишь деловитый вопрос: какую траву курите? Но востребованность этих " кремлевских мечтателей " говорит лишь о слишком расплывчатом состоянии церковного духа. А при имеющемся " богословском вакууме " эта Mania grandiosa вполне способна вскормить своей " силиконовой грудью " очередного тирана. Ясно, во всяком случае, что если любовь к " священным символам " у нас снова победит любовь к Христу и ближнему, новых маленьких фюреров и иванов грозных хватит на то, чтобы преподать нам новый (и уже, видимо, последний) урок большевизма. Ведь вне своего вселенского духа, вне милосердия (невозделанные поля которого в современной России необозримы и давно поросли быльем) православие есть не вечный ответ миру на его тоску, надежду, и стремление, а лишь уход в уютные душевные тупики (о. Александр Шмеман), произрастают в которых, как видим, весьма грозные чудища. И очевидно, что если ничего в этом смысле не изменится в нас, изменится мир вокруг, как неожиданно изменился он в феврале-октябре 17-го, чтобы еще раз доказать, что мир без милосердия — это не мир, а революция, хаос, война и тирания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Отправляясь после хиротонии в Москву, высокопреосвященный Иннокентий оставлял преосвященного Дионисия как бы продолжателем своего великого апостольского служения в странах Сибирских. И подлинно, епископ Дионисий, уподобляясь высокопреосвященному Иннокентию во многом, как признавал то и сам последний, уподоблялся ему и в подвигах апостольского служения. Подобно преосвященному Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите более или менее продолжительные путешествия по своей обширной епархии с тою целью, чтобы проповедовать евангелие оставшимся в язычестве, утверждать в православной вере обратившихся уже в христианство , благоустроять свою епархию в различных отношениях и т. д. Одно из таковых путешествий сам преосвященный Дионисий весьма живо и картинно описал в свое время в статье, под следующим заглавием: Поездка преосвященного Дионисия, епископа Якутского, в Чукотскую миссию в 1868–9 г.. 29 «Чукотская миссия», пишет он, «как и самый округ Колымский, в пределах которого она находится, не посещались ни одним преосвященным с самого основания там христианства в начале прошлого столетия, по причине отдаленности их (более 2,000 верст далее Якутска) и трудности сообщения. Посещение их преосвященным со свитою, хотя небольшою, всеми считалось не только затруднительным, но и совсем невозможным. Несмотря на то, бывши там прежде, по обязанности походного священника, в сопровождении одного причетника, я отважился снова посетить их в сане архиерея с небольшим числом спутников. Из Якутска отправился я 1 ноября 1868 года и 2 ноября совершил божественную литургию в Устьсольской Николаевской церкви, в 20 верстах от города. 3-го числа того же месяца служил в Борогонской Вознесенской церкви, которая от предыдущей отстоит в 100 верстах. 4-го числа литургисал в Дюнсюнской Троицкой церкви, которая отстоит от Борогонской в 70 верстах. Эти три церкви находятся в Якутском округе. 5-го числа ноября проехал я верст 50 и остановился у последних жителей, чтобы снарядиться в дальнейший путь, потому что отсюда, на пространстве более 400 верст, жителей не будет, и ночевать доведется в пустой истопленной поварне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия , начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г. Успенская ц. в Нижнекамчатском остроге. 1864 г. В 1822 г. Синод принял решение об упразднении Камчатской проповеднической свиты и об учреждении Камчатского духовного правления (благочиния) Иркутской епархии. Центр духовного правления переместился из Нижнекамчатска в Петропавловск. 24 нояб. 1826 г. в Петропавловске был освящен собор во имя св. апостолов Петра и Павла. 1 дек. того же года по просьбе начальника Камчатки А. В. Голенищева Святейший Синод, приняв во внимание удаленность полуострова от центра епархии, назначил камчатского протоиерея благочинным всех церквей Камчатки и руководителем духовенства. Вскоре за счет казны были построены и освящены храмы в национальных острожках Дранка (вост. побережье полуострова) и Лесная (зап. побережье) и др. В местах проживания оседлых коряков и на путях традиц. кочевий оленеводов были основаны опорные пункты миссионерской деятельности. 15 дек. 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия (в 1870-1898 Камчатская, Курильская и Благовещенская епархия). В состав новой епархии вошли колонии Российско-Американской компании на Аляске, п-ов Камчатка, Охотское приморское управление, вскоре к территории епархии был присоединен Удский о-в, затем Якутская обл. Первым Камчатским епископом стал свт. Иннокентий (Вениаминов) . В 1841 г. иждивением Российско-Американской компании были построены часовни: во имя свт. Иннокентия Иркутского на о-ве Беринга (1841), в честь Преображения Господня на о-ве Медном (1847). В 1845 г. Камчатское ДУ было переведено в Новоархангельск на Аляске (с 1867 Ситка, ныне в США) и присоединено к семинарии. В 1868 г. архиеп. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, Камчатскую кафедру занял еп. Вениамин (Благонравов) . В 1876 г. в Петропавловском окр. действовали 9 церквей и 30 часовен (все деревянные). В округе проживали 6330 православных, 321 язычник, 10 лютеран и 2 иудея. 5 июля 1898 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую и Владивостокскую епархии, Камчатка вошла в качестве благочиния в состав Владивостокской епархии. 14 сент. 1910 г. было основано православное миссионерское Камчатское братство. При содействии братства к 1916 г. на Камчатке было построено 7 церквей, открыто 8 школ, сумма собранных пожертвований превысила 400 тыс. р. 4 нояб. 1911 г. восстановлена Камчатская миссия (в составе 4 станов). Синод решил распространить деятельность миссии на новообразованную Камчатскую обл. (включала Петропавловский, Охотский, Гижигинский, Анадырский, Чукотский уезды и Командорские о-ва) с подчинением Владивостокскому и Камчатскому епископу. Начальником миссии был утвержден иером. Нестор (Анисимов) . В 1914 г. в сел. Иоасафовское под рук. иером. Нестора прошел 1-й Камчатский миссионерский съезд.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Хиротонию И. 14 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга возглавил Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . Прибыл на Аляску в мае 1904 г. Проживал в г. Ситка (бывш. рус. Новоархангельск). Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) предоставил И. большую самостоятельность в устроении церковных дел. При И. в Ситке была открыта духовная семинария (1906), проведен ремонт Михаило-Архангельского собора; началось издание ж. «Православная Аляска», переводились на туземные языки Свящ. Писание, богослужебная и духовно-нравственная лит-ра, активно велась миссионерская работа. И. высказывался за переход церковного образования, проповеди, а в перспективе и богослужения на Аляске на англ. и туземные языки. Постоянно объезжал правосл. приходы и миссии, развивал приходскую жизнь путем создания церковных братств и об-в трезвости. В мае 1906 г. посетил Вашингтон, встречался с Президентом США Т. Рузвельтом. Перед амер. властями был поставлен вопрос о назначении в места проживания правосл. населения правосл. учителей в гос. школы. В 1906 г. к Аляскинскому вик-ству была присоединена Чукотская миссия . 1 мая 1909 г. назначен епископом Якутским и Вилюйским. Прибыл в Якутск в авг. того же года. Совершал объезды приходов, в т. ч. отдаленных на берегах р. Колымы. Реорганизовал епархиальный училищный совет. Образовал в Якутске отдел Палестинского об-ва; в школах епархии были проведены чтения о Св. земле. Участвовал в I миссионерском съезде в Иркутске (1910), руководил одной из секций. 3 окт. 1911 г. имел получасовую аудиенцию у имп. мч. Николая II . 23 февр. 1912 г. уволен от управления Якутской епархией. 25 июня того же года назначен епископом Туркестанским и Ташкентским с пребыванием в г. Верном (ныне Алма-Ата). В окт. 1916 г. из-за восстания казах. населения И., покинув паству, выехал в Петроград, где предложил изменить местопребывание епархиальной кафедры. Решением Синода от 16 дек. того же года епархиальная кафедра была перенесена в г.

http://pravenc.ru/text/468753.html

По рукоположении во епископа Камчатского он еще более расширил миссионерскую деятельность, особенно на Дальнем Востоке. В епархию святителя Иннокентия входили многочисленные народности, населявшие Камчатку, Алеутские и Курильские острова и все побережье Охотского моря. Большую часть времени святитель проводил в разъездах, постоянно наблюдая за работой миссионеров своей епархии. Так, например, в 1856 г. он проехал по своей епархии около 8 тыс. километров. При деятельном участии святителя Иннокентия его ближайшими помощниками были переведены на якутский язык все книги Священного Писания, Нового Завета (кроме Апокалипсиса), некоторые ветхозаветные книги, а также составлены краткие духовные поучения для местных жителей. Святитель Иннокентий побуждал миссионеров учить детей как родному, так и русскому языку. Не забывал великий миссионер и далекой Чукотки. Туда он направил камчатских и якутских священников, которые в 1850 г. основали миссию для просвещения Христовой верой чукчей, юкагиров и других народностей. По инициативе и трудами неутомимого проповедника были созданы миссии: Нушегакская, Кенайская, Квихпакская — в Северной Америке, Чукотская и Амурская. Вскоре, в 1859 г., в Камчатской епархии было открыто Якутское викариатство, ставшее в 1869 г. самостоятельной епархией. Большие миссионерские труды предстояли архиепископу Ионнокентию среди восточных якутов и эвенков. Он основывал храмы, часовни, переводил Священные и бгослужебные книги на якутский и эвенкийский (тунгусский) языки. 19 июля 1859 г. в якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Миссионерская деятельность святителя Иннокентия охватывала самые отдаленные народности Приамурья и даже заграничные маньчжурские племена, куда он послал своего сына, священника Гавриила Вениаминова. А когда в 1858 г. к России отошел Уссурийский край, святитель немедленно направил туда миссионеров для проповеди Евангелия нивхам (гилякам), эвенкам (орочонам), нанайцам (гольдам) и другим племенам, жившим в Приамурье. Среди этих племен он устраивал миссионерские станы, строил храмы и школы и через Китайскую миссию приобретал для новообращенных книги на маньчжурском языке.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

 Там и правда пурга. Когда я приехал, было - 25 °. Ветер там достигает скорости до 60 м/с, он сметает всё. Деревья там не растут, только кустарники. Достаточно жесткий климат. Хочется отметить, что народ очень приветливый. Я был удивлен, когда шёл по улице, думал, что ошиблись, за кого-то другого приняли. Молодежь, которая тебя встречает, всегда здоровается. Это было удивительно, не говоря уже о том, когда заходишь в лицей или школу - ни один человек не пройдет без приветствия. Это качество самих жителей города. В городе Анадырь есть большой деревянный храм в честь Святой Троицы. Это верхний, также есть нижний храм Святителя Николая-чудотворца.  Впервые в городе Анадырь появился храм с приходом казаков, когда с ними был священник, в 1743 году. Там Берингов пролив, и есть ещё залив. Сейчас там есть аэропорт, он называется «Угольный». Нужно ещё проехать по заливу, по ледяной морской замерзшей дороге примерно 12 километров. Но когда лед растает, и начнется ледоход, но ещё не будет ходить паром - то тогда можно будет долететь только на вертолете с пограничниками. Я в Анадыре был уже второй раз. Первый - в 2018 году. Тогда я приехал в декабре, лёд еще не стал. Залив не был замерзшим, по нему нельзя было ехать. Меня вместе с ящиками закинули в этот вертолет, потому что с военными вертолет до конца не опускается, винты крутятся. Немного страшно, но, перекрестившись, я прыгнул - и удачно.  Это действительно далекий край, но наш русский город, где уживаются местные народы. Местные люди- в основном эвенки. Некоторые думают, если Чукотский автономный округ, значит, там живут чукчи. Чукчи на самом деле завоеватели, они пришли со стороны Монголии. Чукчи до знакомства с христианством были язычниками. По их представлениям они –высшая раса. Их религия – шаманизм. Они полагают, что являются самой высокой расой, а все остальные ниже их. Но когда принимают христианство - то, надо сказать, превращаются в добрых христиан. В епархии есть алтарник, его зовут Симеон, он настоящий чукча. Это активный и отзывчивый молодой человек, его владыка направляет в Сретенскую семинарию. Он также очень почитает владыку Тихона Шевкунова, даже хочет поехать в Псков. Два таких желания у него есть.

http://radonezh.ru/2021/04/28/missiya-i-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010