Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

31 марта в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви с момента избрания митрополита Кирилла на патриарший престол. Какие основные решения приняты Синодом? 31 марта в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви с момента избрания митрополита Кирилла на патриарший престол. На Синоде были приняты важные кадровые решения. Много нововведений было связано со сферой взаимодействия Церкви и общества и развития информирования общества о жизни церкви. Церковь и общество Взаимодействие зарубежных учреждений Отдел внешних церковных связей Информационный отдел Церкви Издательский совет Церкви Управление делами Московской Патриархии Отдел религиозного образования и катехизации Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы Общецерковная аспирантура Комиссия по межсоборному присутствию В Священный Синод назначены новые временные члены Русская духовная миссия в Иерусалиме Анадырская и Чукотская епархия Венгерская и Австрийская епархия Смоленская и Калининградская епархии Церковь и общество Во-первых, в связи с возрастающей необходимостью развивать, совершенствовать и систематизировать диалог Церкви и общества создается Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Этот отделы будет осуществлять связь с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата. Председателем отдела назначен протоиерей Всеволод Чаплин , в течение многих лет, еще на должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей, выполнявший подобную работу выступавший одним из основных экспертов, комментирующих события в церковной жизни для СМИ. «Сегодня Церковь должна в полную меру стать народной, об этом не первый год говорят многие мыслящие священнослужители и миряне. Церковь должна чувствовать, чем живут и дышат люди, народ, общество», — сказал отец Всеволод корреспонденту « Интерфакс-Религия » во вторник. По словам отца Всеволода, очень важно помнить, «что для Церкви нет чужих тем, если они касаются жизни людей». «Очень важно сегодня, чтобы Церковь сама жила бы сегодня нуждами, заботами и чаяниями людей и помогала бы им возвратить вертикальное, духовно-нравственное измерение в экономику и общественную жизнь», — заявил собеседник агентства.

http://pravmir.ru/kadrovye-resheniya-per...

— Как вы восприняли свое избрание в качестве председателя церковного суда, ведь карательная миссия для верующего человека — ноша нелегкая? — Я хотел бы, чтобы у нас было как можно меньше конфликтных случаев. Церковное наказание — это особая мера, когда человек упорствует. И смысл работы церковного суда — не столько в том, чтобы наказывать, сколько побуждать к покаянию и исправлению. Наказание дается на какое-то время, покаяние может его смягчить и даже отменить. Ведь, например, в недавнем конфликте, прежде чем лишить сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида, выступившего с обвинениями против Русской Православной Церкви, 185 священнослужителей во главе с Патриархом пытались убедить его отказаться от заблуждений. Но мы и сейчас готовы к продолжению диалога с бывшим епископом. — Владыка, что в первую очередь характеризует христианское понимание гражданских прав и свобод? — На последнем Архиерейском Соборе был принят документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». На самом деле Церковь не устраняется от подобных проблем. Но и понимает она данные категории несколько иначе, чем это принято у ряда современных правозащитных движений. Для христианина личная свобода не может быть выше ценностей духовного мира. Думается, мы слишком много в свое время говорили о правах человека и совершенно забыли о его ответственности перед Богом, Родиной, семьей. Как следствие — те горькие плоды, которые сейчас пожинаем. Например, кризис института семьи, а отсюда и демографические проблемы. Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать и надругательство в публичной сфере и глумление в СМИ над предметами, символами и понятиями, которые почитаются верующими людьми. — Иногда звучат заявления о том, что на Кубани власти слишком много внимания уделяют нуждам Православной Церкви, порой за счет налогоплательщиков, тем самым якобы нарушая права людей других религиозных конфессий. Что вы можете сказать по этому поводу? — Ни в одном российском регионе так не пострадали православные храмы в годы советской власти, как в казачьем крае. Порушены были сотни церквей, многие монастыри снесены до основания: Лебяжья пустынь неподалеку от Краснодара, Иверский женский монастырь в Туапсе. Годами длятся тяжбы вокруг церковного имущества, многие территории, помещения, некогда принадлежавшие Русской Православной Церкви, ей до сих пор не возвращены.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208072...

Деятельность Комитета в минувшем году шла своим обычным уже установившимся порядком. 1892-й год был уже 22-м годом существования Комитета, в течение которого он постоянно преследовал главную цель содействовал упрочению и расширению миссионерского дела среди язычников в пределах епархии и утверждению истин православной веры между крещёными инородцами, сплошь населяющими Якутскую область. Комитет в минувшем году употреблял необходимые меры к возбуждению и поддержанию усердия к пожертвованиям на миссионерское дело. Так было разослано членам Общества, преимущественно духовенству епархии, несколько экземпляров печатных подписных листов, присланных из Москвы Советом Миссионерского Общества. Немногочисленно число членов по Якутскому Миссионерскому Комитету и невелики ежегодные пожертвования, сравнительно с миссионерскими комитетами других епархий, но самое двадцатидвухлетнее его существование и поступление хотя незначительных пожертвований, не служит ли ясным доказательством того, что и у нас, в Якутской области, на её громадной территории, при материальной сравнительно бедности жителей, находятся лица, которые, сочувствуя великому делу миссионерства, жертвуют по мере своих средств и других располагают к тому? С миру по нитке бедному рубашка, говорит народная мудрость, следовательно, всякое пожертвование, как бы ни было мало, в общем принесёт некоторую долю пользы. Комитет надеется, что духовенство как городское, так и сельское, не оставит его своим содействием. Это содействие будет наилучше оказано со стороны священнослужителей, как преемников первых миссионеров-апостолов, если он и в проповедях, в особенности в неделю Православия, и в частных беседах будут знакомить народ с многотрудной миссионерской деятельностью вообще и в нашем крае в особенности. Деятельность миссионерская трудная сама по себе, ещё более затрудняется скудостию материальных средств, особенно если при этом принять ещё во внимание исключительные местные условия края: суровый климат, отсутствие путей сообщения на громадном пространстве, редкость и разбросанность народонаселения. В таких-то именно условиях и находится миссия нашего края чукотская. Она имеет своею целью, главным образом, обращение язычников-чукч, кочующих по северо-восточным окраинам Якутской области. Чукотская миссия отстоит на 3½ тысячи вёрст от центра управления Якутска и занимает северо-восточное побережье Азии, простираясь на громадное пространство: от Берингова пролива до р. Индигирки и на юг почти до границ Верхоянского округа.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Троицкий собор в Анадыре ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Земля и вера народа луораветлан Если речь заходит о Чукотке, то самыми первыми ассоциациями у большинства скорее всего будут олени, тюлени и населяющие эту землю наивные и легковерные аборигены. Но соответствует ли реальная Чукотка этим примитивным стереотипным представлениям о ней, и так ли простодушны коренные жители самого отдаленного от центра российского региона? Побывавший на Чукотке миссионер рассказывает о своих впечатлениях и о том, как протекает церковная жизнь в приходах автономного округа.   История До Чукотских земель все доходило в последнюю очередь: власть государева и советская, технические новшества и свежие газеты. Вот и Православная чукотская миссия была учреждена только в 1879 году. Как известно, коренное население Чукотки исторически никогда окончательно так и не подчинилось Российской империи, и лишь в 1930-е годы всей мощью коллективизации было сломлено сопротивление кочевых чукчей и коряков. Отдельные семьи прятались в тундре до 60-х годов. Одним из следствий этого явилась крайне малая христианизация чукчей, эскимосов и прочих народов палеоазиатской семьи (в отличие, скажем, от якутов и эвенов). До середины XIX века проповедь христианства в этих местах велась только через часовню Анюйской крепости, куда приезжали миссионеры. Они не знали языка и обычаев чукчей, проповедовали через переводчиков, которые были не знакомы с основами православия, за крещение ими предлагались подарки, что дискредитировало само Таинство, и т.п. Деятельность Чукотской духовной миссии не оставила практически никакого следа. В 1905 году уездный начальник писал в донесении: «Распространение христианства среди прианадырских чукчей идет весьма медленно и не имеет никаких устоев, кроме обрядовой стороны крещения». В последующие десятилетия ситуация, разумеется, не улучшилась. Крайне негативную роль сыграла тотальная алкоголизация коренного этноса. При советской власти было введено воспитание детей оленеводов и китобоев в интернатах, в отрыве от семьи. Это разрушило традиционный уклад жизни береговых и кочевых эскимосов, чукчей и коряков. Люди начали забывать историю своего народа. Тем не менее сегодня почти половина из 15 тысяч чукчей говорит по-чукотски, а в национальных селах это основной язык общения.

http://e-vestnik.ru/church/zemlya_i_vera...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г . Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан) , клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря . На момент создания А. и Ч. е. существовало 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имели собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом первоначально являлась анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым) . 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор. Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию . Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ.

http://pravenc.ru/text/114674.html

В Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, назначенный временным управляющим Анадырской и Чукотской епархией вместо епископа Диомида, который был лишен своего сана на недавнем Архиерейском Соборе РПЦ. Хотя скандала, предсказанного некоторыми СМИ, не случилось, значительная часть прихожан Диомида отказалась участвовать в богослужениях новоназначенного владыки. Сам же мятежный чукотский епископ направил очередное письмо патриарху и участникам Собора, отрицая какую-либо свою вину. Он также заявил о возможном переезде в Москву, чтобы построить там монастырь. В пятницу временный управляющий Анадырской и Чукотской епархией архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) прилетел на Чукотку. Формальный повод визита – Крестный ход, проводимый в регионах Дальнего Востока по благословению патриарха Алексия II. Владыка Марк и сопровождающая его делегация из 40 человек привезли чукотцам православные реликвии – список чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» и ковчег с частицами Креста Господня и святых мощей. Между тем визит архиерея не привлек бы такого внимания, если бы на него не была возложена миссия заместить отстраненного от служения на Чукотке епископа Диомида (Дзюбана). Напомним, что Архиерейский Собор РПЦ изверг его из сана «за совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес священноначалия». Накануне прилета архиепископа Марка в Анадырь по страницам газет и по сетевым ресурсам поползли всевозможные кривотолки. К примеру, весьма солидное информационное агентство сообщило, что временному управляющему позвонили с Чукотки и рассказали, как епископ Диомид, проводя богослужение в одном из храмов столицы региона, призывал прихожан «молиться пророку Илье о неприземлении самолета из Хабаровска». Совершалась ли кем-нибудь подобная молитва, сказать трудно, но из-за нелетной погоды владыка Марк несколько дней не мог приступить к своим новым обязанностям. Встретили его не враждебно, но и не дружелюбно. Возле кафедрального собора Живоначальной Троицы, где Марк должен был провести службу, собрались сторонники опального епископа с плакатами «Диомид – наш батюшка». В храм во время службы эти люди не вошли, дождавшись, пока она закончится, чтобы помолиться у привезенных святынь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Анадырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 64.735814; 177.518913 Россия, Чукотский автономный округ, Анадырь Анадырь, Чукотский автономный округ Россия Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в г.Анадырь Анадырь - город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа, кафедральный город Анадырской епархии. Расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря, в зоне вечной мерзлоты. Порт сообщающийся с Владивостоком, Магаданом, Петропавловском-Камчатским. Население - 13.053 человек (2010). Содержание История [ править править код ] Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 годах в среднем течении реки Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог (ныне Марково), в котором была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса в ведении Тобольского владыки. С 1721 года затем Дальний Восток России вошёл в Иркутскую епархию. В XVIII веке была учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню. Следующим по времени православным центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). С учреждением в 1840 году Камчатской епархии для Дальневосточных и Американских владений церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святителем Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская духовная миссия, центром которой стала упомянутая часовня. В 1848 году была возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. С притоком населения в посёлок Марково, в 1862 году здесь также была построена Никольская церковь. В 1872 году Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. По орбразовании Якутской епархии Чукотка перешла к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

http://azbyka.ru/palomnik/Анадырь

Чукотский автономный округ Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Серафима Саровского в городе Билибино Чукотский автономный округ - субъект Российской Федерации на Дальнем Востоке. Граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и Камчатским краем. На востоке имеет морскую границу с США. Вся территория Чукотского автономного округа относится к районам Крайнего Севера. Административный центр — город Анадырь . Содержание Православие в Чукотском автономном округе [ править править код ] Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 годах в среднем течении реки Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог (ныне Марково), в котором была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса в ведении Тобольского владыки. С 1721 года затем Дальний Восток России вошёл в Иркутскую епархию. В XVIII веке была учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню. Следующим по времени православным центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). С учреждением в 1840 году Камчатской епархии для Дальневосточных и Американских владений церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святителем Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская духовная миссия, центром которой стала упомянутая часовня. В 1848 году была возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. С притоком населения в посёлок Марково, в 1862 году здесь также была построена Никольская церковь. В 1872 году Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. По орбразовании Якутской епархии Чукотка перешла к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

http://azbyka.ru/palomnik/Чукотский_авто...

Мониторинг СМИ Чукотские горизонты миссии Беседа священника Димитрия Карпенко с иеромонахом Агафангелом (Белых) 07.10.2008 10:48 В июле 2008 года, в связи со сложившейся ситуацией в Анадырско-Чукотской епархии по просьбе временно управляющего епархией архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн направил группу священнослужителей епархии на Чукотку с целью нормализации церковной жизни в этом крае. Одним из участников поездки стал иеромонах Агафангел (Белых), преподаватель «Миссиологии» Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - Отец Агафангел, ты недавно вернулся из поездки на Чукотку, где чуть больше двух месяцев совершал свое служение. Какие первые впечатления после возвращения? - Для меня это был очень важный опыт, потому что я впервые столкнулся лицом к лицу, в открытую, с таким непримиримым, враждебным отношением людей, которые себя считают православными христианами. При этом я считаю их собратьями по вере, членами нашей Церкви и вдруг я слышу такие страшные слова, что мы, приехавшие на Чукотку по благословению священноначалия, «слуги сатаны», мы «еретики», нас следует сжигать, расстреливать. - Буквально дословно? - Я цитирую дословно, разумеется. И самое страшное, что при этом мы смотрим друг другу в глаза, мы стоим в полуметре друг от друга, пытаемся как-то общаться, на нас нательные кресты, мы молимся, читаем одни и те же молитвы утром и вечером, но между нами страшный барьер стоит. Я об этом много читал когда учился в семинарии и позже, о возможности такого противостояния и знаю из истории церковной об этом, но я впервые с этим столкнулся непосредственно, и это меня поразило. - Если говорить непосредственно о плодах твоего пребывания там, в чем, собственно, заключалась твоя миссия на Чукотке? - Я надеюсь, что плоды моего пребывания хоть какие-то позитивные есть, хотя не всегда я был согласен внутренне с тем, что мне приходилось делать. Разумеется, я имел некое свое видение того, что мне предстояло делать, когда летел на Чукотку. Думал, что это будет миссионерская деятельность, обычная, стандартная, как и раньше это бывало в других наших поездках миссионерских, то есть разъезды по каким-то труднодоступным населенным пунктам, катехизические беседы, подготовка к таинству Крещения и прочая, прочая. То есть обычная миссионерская работа. Мне же пришлось большую часть времени провести никуда не выезжая, в столице Чукотки Анадыре, заниматься, в общем-то, информационной миссией больше.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010