После 1917 г. систематическое миссионерское служение среди коренных и малочисленных народов прекратилось. Национальная политика Советского государства привела к утрате многих основополагающих элементов культурной идентичности, разрушению традиционного уклада жизни, сокращению сферы использования родного языка. Важнейшим инструментом данной политики стала повсеместная практика изъятия детей представителей коренных малочисленных народов для последующего обучения в интернатах с отрывом от традиционного образа жизни. На фоне формирования нездоровых зависимостей происходила социальная маргинализация этих народов. Вместе с тем почти полное распространение русского языка и развитие инфраструктуры отдаленных регионов в значительной степени решило языковые и логистические проблемы миссионерского служения дореволюционного периода. Возрождение миссионерского служения Русской Православной Церкви сопровождалось становлением миссии среди коренных малочисленных народов в новом формате. Деятельность Синодального миссионерского отдела по созданию миссионерских станов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов заложила прочную основу для дальнейшей евангелизации и принесла зримые плоды. В наиболее удаленных и труднодоступных регионах нашей страны создаются миссионерские станы. В разное время были охвачены Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Иркутская область, Кемеровская область, Магаданская область, Сахалинская область, Ненецкий АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО и др. Был накоплен огромный опыт, еще нуждающийся в систематизации и осмыслении. Практика миссионерского служения принесла зримые плоды, выявив также целый ряд проблем. Синодальные миссионеры новейшей эпохи вдохновлялись опытом своих предшественников дореволюционного периода. Однако не менее важным фактором развития миссии стало осознание коренного отличия круга проблем прошлого от современного состояния. Сегодня перед православными миссионерами стоят совсем другие проблемы.

http://bogoslov.ru/article/6194106

Иначе ты разоришься и погибнешь». Бурят так любил хлебопашество и столько соединял с ним заветных дум, что не послушался ламы и решил засеять свою землю. Но, на несчастие бурята, на другой день по отъезде ламы у него пала корова от неизвестной причины. Бурят поверил, что лама правду говорил и бурханы начинают уже наказывать его, и тотчас продал русскому за бесценок свою земельную собственность. После этого он отправился к ламе, раскаялся пред ним в своем упорстве, обещал принести жертву, какую потребуют бурханы за грех , и дал слово никогда не заниматься земледелием, как делом противным бурятской ламайской вере. Так начатое бурятом дело и рушилось навсегда. Подобные проповеди лам относительно земледелия, без сомнения, бывают среди бурят и теперь. Мало того, ламы всегда говорят бурятам, что если они перейдут к русским, то непременно разорятся. «Русские, доказывают они, платят подать за все – и за пахотную землю и покосы, отбывают и воинскую повинность, а буряты, пока будут бурятами, ничего подобного не платят и не отбывают, и никогда не переменится их жизнь. Поэтому надобно стоять за свою жизнь. Надо не только не креститься и не переходить к русским, а напротив, поддерживать всеми силами все бурятское и вооружаться против всего, что может портить или ограничивать бурятскую степную жизнь, правильную и легкую». 13 Таким образом ламы зорко следят за жизнью бурят, держат их мощною рукою в первобытном состоянии и не допускают в этой жизни никаких перемен Кроме иркутской и забайкальской миссии, в восточной Сибири существует еще миссия чукотская. Она имеет своею целью просвещение светом христианства инородцев, обитающих в самой северо-восточной части Азии – в чукотской земле, т. о. чукчей, коряков и др. Страна, занимаемая этими инородцами, самая пустынная во всей Сибири, дикая по природе и суровая по климату. Северная часть её прилегает к Ледовитому океану и состоит из тундр, сплошь покрытых льдом, а остальное пространство занимают отроги Яблоноваго хребта. Долины между отрогами хребта пустынны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(В оргигинале 2 стр. пропущены) На содержание миссий Тобольской епархии было ассигновано до 5.200 рублей. д) Чукотская миссия Якутской епархии В пределах Якутской епархии находится Чукотская миссия, в трех тысячах верст от Якутска, действующая среди инородцев-чукчей. Деятельность этой миссии распространяется на северо-восточную часть азиатского материка, начиная от реки Индигирки до Шелагского мыса и далее к Берингову проливу, в пределах Колымского и частью Верхоянского округов. Миссия имеет три стана: 1) Чаунский, район которого, простираясь от реки Колымы до Шелагского мыса и далее к Берингову проливу, занимает пространство в длину приблизительно 550 верст, а в ширину 200 верст и граничит к востоку с Яканом, к югу – отрогом хребта, отделяющего Чаунскую покатость от Анадырской, к западу Нижне-Колымским приходом, а к северу Ледовитым океаном;. 2) Эламбальский, к юго-западу от Нижне-Колымска, по рекам Большому и Малому Анюю и Омолону к Гижигинскому тракту и 3) Алазейский или Сен-Кельский, между реками Колымой и Индигиркой. Миссия состояла из шести лиц: начальника миссии, двух миссионеров и трех псаломщиков. Начальник миссии иеромонах Виктор, заведуя Чуанским станом, имеет постоянное местопребывание в Нижне-Колымске. Другой миссионер-священник Михаил Петелин, заведуя Эламбальским станом, проживает к юго-западу от Нижне-Колымска, в 150 верстах от него, в местности под названием «Пятистенная», по реке Большому Анюю. Третий миссионер иеромонах Венедикт, заведуя Алазейским или Сен-Кельским станом, проживал в последнее время при упраздненной Ожогинской церкви при реке Индигирке. Из этих мест своего пребывания как начальник миссии, так и миссионеры, предпринимали отдаленные и продолжительный путешествия к чукчам своих районов. При этом им приходилось преодолевать в пути всевозможные трудности и лишения. Всех присоединенных к православию было около 160 человек. Кроме чукчей, в Якутской епархии есть немало и других инородцев: тунгусов, ламутов, юкагиров, кочующих по громадным пространствам. Для удовлетворения духовных нужд у этих инородцев, которые ранее, в разное время, были крещены, в названной епархии существуют четыре так называемых походных священника, имеющие в своем заведывании весьма обширные территории. Священник Якутского округа Иоанн Попов , в течение 1897 г. для исправления христианских треб среди тунгусов и якутов проехал 2.465 верст. Другой священник Якутского округа иеромонах Парфений в 1896 году пробыл в пути 75 суток и сделал 2.148 вер., при чем пришлось ему провести 18 ночей под открытым небом, в снегу, при морозе в 40° и 50«. е) Камчатская духовная миссия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Архив Пн Анадырская и Чукотская епархия 28 мая 2010 г. 11:39 Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь Семен Дежнев основал Анадырский острог, в котором была возведена деревянная церковь Всемилостивого Спаса. После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью — в Спасскую церковь Нижнеколымска. В 1811 г. в Анюйской крепости построили Свято-Николаевскую часовню, которую освятил миссионер протоиерей Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию. Часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь) стала центром учрежденной в 1842 г. свт.  Иннокентием (Вениаминовым) Анадырской миссии. Первым анадырским миссионером был священник  Роман Верещагин. После смерти владельца Анадырской торговли А.А. Баранова в  1844 г. крепость пришла в упадок, жители постепенно покинули ее, избрав новым местом обитания пос. Марково, где в 1862 г. была построена Свято-Никольская церковь. В 1843-1855 гг. Чукотскую миссию возглавлял священник Андрей Аргентов, построивший в 1848 г. в устье  р. Раучуа церковь во имя свт. Николая Мирликийского, прихожанами которой стали  чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. В 1872 г. Чукотская миссия была  разделена на три стана — Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. К 1917  г. на территории Чукотки было две церкви и шесть часовен — на Эломбале, Сен-Кёле,  Ерополе, на М. Анюе (пос. Островное), в устье р. Белой и в Новомариинске в устье р. Анадырь — все они были упразднены в советский период. Восстановление церковной  жизни на Чукотке началось в 90-х гг. ХХ в. Территория Чукотки последовательно находилась в подчинении тобольских, иркутских, камчатских и якутских архиереев. После образования  Владивостокской епархии (1898 г.) восточная часть Чукотки, включая бассейн р.  Анадырь, вошла во Владивостокскую епархию, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка — северо-запад Чукотки) осталась в Якутской епархии. В 40-80-х гг. ХХ в. территория Чукотки входила в состав Иркутской, в 1988-1990 гг. — Хабаровской епархий, в 1991 г. вошла в новообразованную Магаданскую епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/1188936.ht...

Чукотский автономный округ Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Серафима Саровского в городе Билибино Чукотский автономный округ - субъект Российской Федерации на Дальнем Востоке. Граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и Камчатским краем. На востоке имеет морскую границу с США. Вся территория Чукотского автономного округа относится к районам Крайнего Севера. Административный центр — город Анадырь . Содержание Православие в Чукотском автономном округе [ править править код ] Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 годах в среднем течении реки Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог (ныне Марково), в котором была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса в ведении Тобольского владыки. С 1721 года затем Дальний Восток России вошёл в Иркутскую епархию. В XVIII веке была учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню. Следующим по времени православным центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). С учреждением в 1840 году Камчатской епархии для Дальневосточных и Американских владений церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святителем Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская духовная миссия, центром которой стала упомянутая часовня. В 1848 году была возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. С притоком населения в посёлок Марково, в 1862 году здесь также была построена Никольская церковь. В 1872 году Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. По орбразовании Якутской епархии Чукотка перешла к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

http://azbyka.ru/palomnik/Чукотский_авто...

Анадырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 64.735814; 177.518913 Россия, Чукотский автономный округ, Анадырь Анадырь, Чукотский автономный округ Россия Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в г.Анадырь Анадырь - город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа, кафедральный город Анадырской епархии. Расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря, в зоне вечной мерзлоты. Порт сообщающийся с Владивостоком, Магаданом, Петропавловском-Камчатским. Население - 13.053 человек (2010). Содержание История [ править править код ] Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 годах в среднем течении реки Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог (ныне Марково), в котором была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса в ведении Тобольского владыки. С 1721 года затем Дальний Восток России вошёл в Иркутскую епархию. В XVIII веке была учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню. Следующим по времени православным центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). С учреждением в 1840 году Камчатской епархии для Дальневосточных и Американских владений церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святителем Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская духовная миссия, центром которой стала упомянутая часовня. В 1848 году была возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. С притоком населения в посёлок Марково, в 1862 году здесь также была построена Никольская церковь. В 1872 году Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. По орбразовании Якутской епархии Чукотка перешла к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

http://azbyka.ru/palomnik/Анадырь

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916-1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к А. в. была присоединена Чукотская миссия , а также переданы выделявшиеся российским правительством средства. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 г. был переведен настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский) , впосл. еп. Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909-1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916-1920 гг.- еп. Филиппа (Ставицкого) . В этот период занимавшее обширную территорию А. в. делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 г. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 г. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 г. гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 приходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский) . По обсуждавшемуся в епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление А. в.

http://pravenc.ru/text/114214.html

Мониторинг СМИ Чукотские горизонты миссии Беседа священника Димитрия Карпенко с иеромонахом Агафангелом (Белых) 07.10.2008 10:48 В июле 2008 года, в связи со сложившейся ситуацией в Анадырско-Чукотской епархии по просьбе временно управляющего епархией архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн направил группу священнослужителей епархии на Чукотку с целью нормализации церковной жизни в этом крае. Одним из участников поездки стал иеромонах Агафангел (Белых), преподаватель «Миссиологии» Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - Отец Агафангел, ты недавно вернулся из поездки на Чукотку, где чуть больше двух месяцев совершал свое служение. Какие первые впечатления после возвращения? - Для меня это был очень важный опыт, потому что я впервые столкнулся лицом к лицу, в открытую, с таким непримиримым, враждебным отношением людей, которые себя считают православными христианами. При этом я считаю их собратьями по вере, членами нашей Церкви и вдруг я слышу такие страшные слова, что мы, приехавшие на Чукотку по благословению священноначалия, «слуги сатаны», мы «еретики», нас следует сжигать, расстреливать. - Буквально дословно? - Я цитирую дословно, разумеется. И самое страшное, что при этом мы смотрим друг другу в глаза, мы стоим в полуметре друг от друга, пытаемся как-то общаться, на нас нательные кресты, мы молимся, читаем одни и те же молитвы утром и вечером, но между нами страшный барьер стоит. Я об этом много читал когда учился в семинарии и позже, о возможности такого противостояния и знаю из истории церковной об этом, но я впервые с этим столкнулся непосредственно, и это меня поразило. - Если говорить непосредственно о плодах твоего пребывания там, в чем, собственно, заключалась твоя миссия на Чукотке? - Я надеюсь, что плоды моего пребывания хоть какие-то позитивные есть, хотя не всегда я был согласен внутренне с тем, что мне приходилось делать. Разумеется, я имел некое свое видение того, что мне предстояло делать, когда летел на Чукотку. Думал, что это будет миссионерская деятельность, обычная, стандартная, как и раньше это бывало в других наших поездках миссионерских, то есть разъезды по каким-то труднодоступным населенным пунктам, катехизические беседы, подготовка к таинству Крещения и прочая, прочая. То есть обычная миссионерская работа. Мне же пришлось большую часть времени провести никуда не выезжая, в столице Чукотки Анадыре, заниматься, в общем-то, информационной миссией больше.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г . Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан) , клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря . На момент создания А. и Ч. е. существовало 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имели собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом первоначально являлась анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым) . 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор. Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию . Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ.

http://pravenc.ru/text/114674.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010