11-13). Они пришли купить (хлеба) и имели в нем нужду. Что же он? Он не только в этой нужде проявил им человеколюбие, но и объявил о том фараону и переселил их туда. " И известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа " (ст. 13-18). Еще новая неожиданность: первая голод, вторая та, что они впали в руки брата, а третья та, что царь издал повеление умерщвлять (потомков их); и, однако они спаслись от всего этого. Показывая (в этом) премудрость Божию, (Стефан) говорит далее: " в это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом " (ст. 20). Если удивительно, что Иосиф был продан братьями, то еще более удивительно, что царь воспитал того, кто впоследствии ниспроверг царство его, (воспитал) сам, долженствовавший погибнуть от него. Видишь ли, как в (Писании) почти везде предъизображается воскресение мертвых? Подлинно, не все равно, совершается ли что-нибудь от самого Бога, или происходит от воли человеческой. А это произошло не от воли человеческой. " И был силен в словах и делах " (ст. 22). Этими словами выражает, что он был их избавитель, а они неблагодарны к благодетелю. Как тогда (братья) были избавлены пострадавшим Иосифом, так и теперь они избавлены пострадавшим, т.е., Моисеем. Что из того, если они не умертвили его самим делом? Они, подобно тем, умертвили его словом. Те продали (Иосифа) из своей страны в другую, чужую: а эти изгоняют (Моисея) из страны чужой в чужую; там принесшего пищу, а здесь руководившего их к Богу. Так и в этих событиях открывается справедливость сказанного Гамалиилом: " если от Бога, то вы не можете разрушить его " (Деян.5:39). Ты же видя, как гонимые бывают виновниками спасения гонителей, удивляйся премудрости и разуму Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1672...

11:33); и каждый из нас проживает собственную судьбу не в изоляции от мира людей, а в теснейшей связи с жизнью своих ближних. Вступая в общение с ближними – людьми самых разных качеств, добрыми и озлобленными, верующим и неверующими, отзывчивыми и замкнутыми, щедрыми и скупыми и т.д., – мы вольно и невольно вторгаемся в орбиту их судеб (как, впрочем, и они вступают в нашу судьбу). Святые отцы учат, что часто последствия чужой греховной жизни может воспринять на себя человек, не имеющий к грехам, совершённым другими людьми, отношения. Так ведь и Христос взял на себя все грехи мира и претерпел крестные страдания, чтобы искупить, оправдать спасти нас! Да и вся жизнь Иисуса Христа была несением скорбей и страданий, и пролитая на Кресте Кровь Спасителя – завершающий подвиг искупления, навсегда нас связывающий с Богом неоплатным долгом. Именно поэтому кровь христианских мучеников, согласно Тертуллиану, есть «семя христиан»: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя» . В том и состоит идеал христианской жизни, чтобы нести тяготы друг друга, молиться друг за друга, любить и прощать, нести страдания «за други своя» («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13) и «любить врагов своих» («А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:43-45). «Пусть тебя гонят, – говорит св. Исаак Сирин, – ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи; будь кроток, а не ревностен во зле. Самооправдание – не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом. Веселись с веселящимися и плачь с плачущим; ибо это – признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся» .

http://bogoslov.ru/article/5425661

11. К своим пришел, и свои Его не приняли. То есть «пришёл» к людям, на приём которых Он мог рассчитывать прежде всего, «Свои» – это иудеи, которые тем самым представляют мир, отказавшийся от Сына Божия. Таким образом, слово «Мир» (10–й ст.) приобретает негативную окраску: мир становится олицетворением непослушания человечества Богу. Современники Иисуса Христа не приняли Его в божественном достоинстве, как своего Творца, через которого был создан мир (5:17 – 18). 12. Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его. Это действительно власть – стать сыном Божиим, поскольку она упраздняет всякую человеческую обусловленность. Если жизнь дана человеку не людьми, а Богом, то она уже не подвластна смерти. Слово «Власть» в Евангелии используется в контексте жизни и смерти: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь Жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть суд творить, потому что Он – сын человека» (5:26 – 27); «Никто не отбирает душу Мою от Меня, но я Сам полагаю ее. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее» (10:18); «так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную» (17:2). Наивысшая власть в мире – это возможность повелевать чужой жизнью. Суверенная власть Иисуса Христа означает, что Он имеет «жизнь в Самом Себе» (5:26). Его жизнью никто из людей не вправе распоряжаться (2:4), никто не имеет над Ним «Никакой власти» (19:10 – 11). 13. которые не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены. Такое рождение в беседе с Никодимом названо рождением «свыше... от воды и Духа», без которого человек «не может войти в Царство Божие» (3:3, 5). Указание на «кровь» означает родовую принадлежность, сопричастность определённому народу. Поскольку рождение «от крови» не подразумевает рождения «от Бога», то тем самым исчезает превосходство иудейского происхождения; еврейство не сообщает никаких преимуществ перед Богом, подробно об этом говорится в Беседе после праздника Кущей (8–я гл.). А ниже в прологе будет сказано, что Моисей и закон также лишаются прежнего значения (17–й ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

11Вырос Моисей. Пришел он однажды навестить братьев своих, евреев, и увидел, насколько тяжек их подневольный труд. И случилось ему стать свидетелем того, как египтянин избивал еврея, одного из братьев–израильтян. 12 Моисей огляделся и, убедившись, что поблизости нет никого, убил египтянина и зарыл его в песке. 13На другой день Моисей снова пришел на то же место и увидел, как два еврея дерутся между собой. «Зачем ты бьешь своего сородича ?» – спросил Моисей обидчика. 14«А кто поставил тебя начальником и судьей над нами? – ответил тот. – Ты что, и меня убьешь, как убил вчера египтянина?» «Узнали, верно, о содеянном мною», – подумал с тревогой Моисей. 15Когда известие о случившемся дошло до фараона, он попытался схватить и казнить его. Но Моисей бежал от него в землю мидьянитян. Там разбил он свой шатер у колодца, что встретился ему на пути. Женитьба Моисея 16Семь дочерей священника мидьянского пришли к тому колодцу и начали черпать из него воду и наполнять водопойные корыта, чтобы напоить отцовскую отару. 17Подошли местные пастухи и стали прогонять их, но Моисей немедля вступился за девушек и напоил их овец. 18Когда же девушки возвратились к Реуэлю, отцу своему, тот удивился: «Быстро же вы справились сегодня!» 19«Какой–то египтянин вступился за нас и не дал нас в обиду пастухам, – ответили дочери священника. – Он даже сам начерпал нам воды и напоил овец». 20«Где же этот человек? – спросил Реуэль своих дочерей. – Почему вы оставили его одного у колодца? Сходите и позовите его разделить с нами трапезу». 21 Моисей охотно принял приглашение и поселился в доме этого человека, а тот выдал замуж за Моисея свою дочь Циппору. 22 Когда она родила сына, Моисей дал ему имя Гершом . «Ибо пришлым я стал в чужой земле», – говорил он. 23Немало лет прошло. Царь египетский умер, а сыны Израилевы всё еще стонали под гнетом рабства и в громких воплях просили о помощи. И их мольбы об избавлении от рабства возносились к Богу. 24Услышал Бог их стенания и вспомнил о Своем Завете, коим соединил Себя с Авраамом, Исааком и Иаковом. 25Бог видел бедственное положение сынов Израилевых и не оставлял их без внимания . Горящий куст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12 Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая. Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится. Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры, той же поженет птицы парящыя: остави бо пути своего винограда, в стезях же своего земледелания заблуди, проходит же сквозе пустыню безводную и землю определенную в жаждех, собирает же рукама неплодие. 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 13 Жена безумная и продерзая скудна хлебом бывает, яже не весть стыдения, 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 14 седе при дверех дому своего, на столце яве на стогнах, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 15 призывающая мимоходящих и исправляющих пути своя: 16 " кто глуп, обратись сюда! " и скудоумному сказала она: 16 иже есть от вас безумнейший, да уклонится ко мне: и лишенным разума повелеваю, глаголющи: 17 " воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен " . 17 хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся и воду татьбы сладкую пийте. 18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.] 18 Он же не весть, яко земнороднии у нея погибают и во дне ада обретаются. Но отскочи, не замедли на месте ея, ниже настави ока своего к ней: тако бо пройдеши воду чуждую и прейдеши реку чуждую: от воды же чуждия ошайся и от источника чуждаго не пий, да многое время поживеши, и приложатся тебе лета живота. Редакция текста от: 10.03.2008 19:19:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9409.html

13 . «Нас погоняют в шею, мы работаем и не имеем отдыха». 14 . «Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их». 15 . «Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода». 16 . «Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров. Старцы уже не сидят у ворот, юноши не поют своих псалмов. Прекратилась радость сердца нашего, хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего–то изнывает сердце наше, от сего–то померкли глаза наши. От того, что опустела гора Новый Сион, лисицы ходят по ней. Ты, господи, пребываешь вовеки; престол твой – в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к тебе, господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» 17 . Таков печальный плач Иеремии, который он сложил при падении древнего Иерусалима; думаю, что по духу своему он хорошо подошел бы в качестве пророчества о взятии нового Иерусалима. 18 . Какой теперь язык повернется описать или рассказать о случившемся в городе несчастье, о страшном пленении, о жестоком переселении, которое происходило не из Иерусалима в Вавилон или Ассирию, а из Константинополя в Сирию, Египет, Армению, Персию, Аравию, Африку, Италию, а то и в Малую Азию и в остальные епархии. И как?! муж в Пафлагонию, жена в Египет, а дети по одиночке в другие места. Они меняли свой язык на чужой язык, благочестие на нечестие, Священное Писание на ужасные письмена. 19 . Трепещи, солнце, и ты, земля! Плачь о всеобщей гибели, случившейся с нашим народом по справедливому решению бога за погрешения наши! Недостойны мы поднять глаза к небу и лишь, склонив и опустив лицо вниз к земле, мы можем взывать: «Праведен ты, господи, праведен и суд твой. Мы согрешили, мы преступили закон, и мы наказаны за это больше всех народов. Все, что ты послал на нас, ты послал воистину по справедливому решению. Однако мы молим: пощади нас, господи!» Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 не послушах гласа наказующаго мя, и ко учащему мя не прилагах уха моего: 14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества! " 14 вмале бех во всяцем зле посреде Церкве и сонмища. 15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 15 Сыне, пий воды от своих сосудов и от твоих кладенцев источника: 16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 16 да преизливаются тебе воды от твоего источника, во твоя же пути да происходят твоя воды. 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. 17 Да будут тебе единому имения, и да никтоже чуждь причастится тебе. 18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 18 Источник твоея воды да будет тебе твой, и веселися с женою, яже от юности твоея: 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. 19 елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе, твоя же да предидет тебе и да будет с тобою во всяко время: в дружбе бо сея спребываяй умножен будеши. 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? 20 Не мног буди к чуждей, ниже объят буди объятии не твоея: 21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. 21 пред очима бо суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает. 22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 22 Законопреступления мужа уловляют: пленицами же своих грехов кийждо затязается. 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. 23 Сей скончавается с ненаказанными: от множества же своего жития извержется и погибает за безумие. Редакция текста от: 10.03.2008 19:16:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9405.html

140 . Без сомнения, действия Отца – это и действия Духа, однако Он совершает их, повинуясь не внешнему приказу, как слышит и повинуется творение, но по собственной воле, ибо Дух свободен в Своем выборе, а не раб чужой власти. Он действует не как следующий приказу, а как даритель, устанавливающий степень собственной щедрости. 141 . Посмотрю, согласишься ли ты, что Дух совершает все, что совершает Отец, ведь отрицать, что Отец совершает все совершаемое Духом, ты уже не можешь: тогда Отец не совершал бы в собственном смысле «все», если бы не совершал того, что совершает Дух. Если совершаемое Духом совершает и Отец и если Дух разделяет Свои дары по собственному желанию, ты, если не согласен, должен признать, что Дух, разделяя по собственному желанию, разделяет против воли Бога Отца, или же, признав, что Отец желает именно то, чего желает Святой Дух, должен будешь согласиться, пусть и против воли, пусть не сердцем, но хотя бы языком, что существует единство воли и единство божественного действия. 142 . Если у Святого Духа одна воля и одно действие с Богом Отцом, то Они единой природы, ибо Творец познается в Своих творениях 91 . Апостол говорит: Дух один и тот же... Господь один и тот же... Бог один и тот же ( 1Кор. 12:4, 5, 6 ). Говоришь ли ты «Дух», или «Господь», или «Бог», все суть одно, но не в смысле отождествления Отца с Сыном и с Духом, а в смысле что у Отца, Сына и Духа одна и та же власть. Бог един по Своей природе и по Своей силе, потому что в божественной природе нет ни смешения, как того жаждет Савеллий, ни разделения, вожделенного Арием, ни телесной изменчивости тварного. 13 143 . Послушай, святой император, еще одну важную вещь! Она тебе уже известна, но настолько важна в завершении нашего доказательства, что не оставь ее без внимания. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках ( Евр. 1:1 ), и: Премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов ( Лк. 11:49 ), и: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество ( 1Кор. 12:8–10 ). Согласно апостолу, пророчества совершаются не только Отцом и Сыном, но и Святым Духом, а потому един дар и едина благодать. Ты видишь, что Дух творит пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

14, 31). Господь поражает «всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота» (Исх. 12, 12). Господь же, сражаясь за Свой народ, вводит его в землю Ханаанскую, прогоняя оттуда «Хананеев и Хеттеев» и иные народы (Нав. 3, 10). Господь предает захватчикам Иерихон и его царя, внушая их вождю следующее проклятие: «Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младенце своем поставит врата его» (Нав. 6, 25). О городе Гай Иисус Навин говорит: «Когда возьмете город, зажгите город огнем по слову Господа» (Нав. 8, 8). В этом завоевании, предводительствуемом Богом, мы совершенно ясно видим разрушение и резню. Псалмы воспевают эти великие деяния. Давид говорит о врагах своего народа: «Как огнь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение» (Пс. 82,15–16). Согласно этому представлению, Сам Бог служит Израилю, устанавливающему гегемонию над чужой землей. Не Израиль воспринимает Божию мысль, но Сам Господь перенимает у него чисто человеческую жажду завоеваний и господства в союзе семитских племен. Это совершенно чуждо вселюбящей природе Того, Кто есть Бог всех народов и Кто господствует над историей во всем ее течении. Если этот Бог действительно есть Бог Иисуса Христа — Тот, Чье имя, Чье присутствие, Чья истина — все любовь, — Он не поддерживал бы бойню, совершаемую Иисусом Навином. Этому кровавому Богу противостоит образ Бога милосердного, Чей глас раздается из уст великих пророков, в частности, Иеремии, Осии, в Песне Песней. Евангельские интонации звучат и в тексте о браке между Господом и Его народом, и в песнях Исайи о Страждущем Рабе. Видя несомненную противоположность этих двух ликов Господа, Маркион в середине II века решил, что война, осуждение и кары, описанные в Библии, не могут быть делами благого Бога, Отца Иисуса Христа, что все это дела низшего божества, которое и есть подлинный бог евреев. Было очевидно, что Церковь, дабы спасти единство Писания, должна отвергнуть Маркионов дуализм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

14. Да не внимают Иудейским басням и заповедям людей, разумей, священников их, - и да не отвращают они, посредством теней прешедших, умы свои от истины, которая чрез нас проповедуется. 15. Все чисто, все то есть яства чисты для чистых. А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: не то, что входит в человека оскверняет его (Мф.15:11; Мк.7:15), - нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе их. Но осквернены они и умом и совестию, - совестью своею - в отношении к браку, а своим умом - в отношении к яствам. 16. Они утверждают, что знают Бога, а делами отрекаются. Но таковые мерзостны (суть), поелику не веруют новому Евангелию, пребывают в том же неверии и ко всякому делу доброму неспособны.  Глава II 1. Ты же говори, что подобает не учению закона, который имел силу, и потом прошло время его, - но что подобает святости учения, то есть: 2. Старец (пресвитер) пусть здрав будет в вере своей по отношению к гонителям, и в любви, и в терпении к тем, коих он учит. 3-4. Подобно и женщины, кои имеют полномочие служения диаконисс, ежедневно пусть только доброму научаются и занимаются благотворением, так чтобы видом своим могли научать и наставлять юных женщин. 7-8. Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, - в учении - чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова. 9-10. Рабы господам своим да подчиняются во всем, не воруя, да не подпадут суду в качестве воров, но да показывают истинность свою, дабы этою верностью своею украшали святое учение, которое усвоили. 11-13. Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010