15 Сын мой! Если будет мудро сердце твоё, то ты обрадуешь и моё сердце. 16 И твои уста будут вести беседу с моими устами, если правдивы будут. 17 Да не завидует сердце твоё грешникам, но в страхе Господнем пребывай весь день, 18 потому что, если сохранишь это, будут у тебя внуки и надежда твоя не будет потеряна. 19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и исправляй мысли сердца твоего. 20 Не будь винопийцей и не присоединяйся к сообществам пресыщающихся мясом, 21 потому что всякий пьяница и блудник обнищает, и оденется в разодранные одежды и в рубища всякий сонливый. 22 Слушай, сын мой, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она состарится. 23 Приобретай истину и не отвергай премудрости, и учения, и разума. 24 Хорошо воспитывает праведный отец, и о мудром сыне веселится душа его. 25 Да веселятся о тебе отец и мать, и да радуется родившая тебя. 26 Сын мой, дай мне сердце твоё, и пусть глаза твои наблюдают пути мои. 27 Чужой дом — просверленный сосуд, и чужой колодец тесен. 28 Он вскоре погибнет, и всякий законопреступник истребится. 29 У кого горе, у кого возмущение, у кого суды, у кого неприятности и раздоры, у кого побои без причины, у кого багровые глаза? 30 Не у тех ли, кто постоянно сидит за вином? Не у тех ли, кто ищет, где происходят попойки ? 31 Не упивайтесь вином, но беседуйте с праведными людьми и беседуйте на прогулке, ибо если устремишь глаза свои на чаши и сосуды, то впоследствии будешь ходить обнажённее белильного дерева, 32 и наконец такой растянется, как укушенный змеёй, и как от аспида разольётся в нём яд. 33 Когда твои глаза увидят чужую жену, тогда уста твои заговорят развратное, 34 и ты будешь лежать как бы среди моря, как кормчий при большом волнении. 35 И ты скажешь: «Били меня — и мне не было больно, издевались надо мной — и я не понимал, когда утро будет; пойду искать, с кем бы сойтись!». 1 Сын мой! Не подражай злым людям и не пожелай быть с ними, 2 потому что сердце их помышляет о лжи и уста их говорят вредное. 3 С мудростью устраивается дом и с разумом укрепляется; 4 со знанием наполняются кладовые всяким дорогим и прекрасным богатством. 5 Мудрый лучше сильного, и разумный лучше искусного земледельца.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

1 Хвалите Бога, пребывающего во святыне на тверди, за всё Его могущество и величие. 3 Всё живущее пусть хвалит Его на псалтири, гуслях, тимпанах, кимвалах и в хорах. 1 Я был младшим среди братьев, пас овец и играл на сделанной мною псалтири. 3 Я ничем не был известен, но Господь выделил меня из моих братьев. 6 Я вышел на Голиафа, обезглавил его и спас тем сынов Израилевых. Книга притчей Соломоновых Собрание кратких поучений царя Соломона — притчей. Книга внушает любить премудрость и всем сердцем устремиться, чтобы её взыскать. Мудрый человек следует Божественной воле: начало мудрости – страх Господень. Некоторые разделы повествуют о Премудрости как личности — Сыне Божием, втором Лице Пресвятой Троицы. Притчи разнообразны по содержанию, показывают разницу между праведным и грешным, учат поведению в тех или иных жизненных ситуациях, обличают пороки. Книга оканчивается знаменитым поучением о добродетельной жене. Всего 31 глава. 1 Для чего даются притчи; 7 «начало мудрости — страх Господень»; 8 наставление для юноши: «если будут склонять тебя грешники, не соглашайся»; 20 премудрость провозглашает свои предостережения, но посмеивается над отвергающими их. 1 Ищи мудрости, как серебра; «Господь дает мудрость»; 12 «дабы спасти тебя от пути злого» и вести «стезями праведников». 1 «Надейся на Господа»; «не будь мудрецом в глазах твоих»; 11 «кого любит Господь, того наказывает»; 21 здравомыслие и безопасность; 27 «мерзость пред Господом развратный». 1 «Главное — мудрость»: «высоко цени её, и она возвысит тебя»; 10 «не вступай на стезю нечестивых … ибо стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»; 20 «больше всего хранимого храни сердце твое». 1 Горькие последствия от связи с чужой женой; 15 «утешайся женою юности твоей». 1 Остерегайся поручительства за другого; 6 ленивцу: «Пойди к муравью … посмотри на действие его»; 12 посевающий раздор, особенно между братьями; 20 полное безумие блуда и гибель прелюбодея. 1 Близкая связь с мудростью охраняет от хитростей чужой жены; 6 бесстыдные козни блудницы и простота юноши, которого она увлекает; 24 «Дом её — пути в преисподнюю».

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

7) Видят прекрасное, пресладкое, превожделенное отечество свое, различно от Отца Небесного Духом Своим Святым описанное, и им во утешение и прохлаждение во время скорби, как живую воду во время жажды, предложенное. И от многобедственного мира этого, как от земли чужой и дальней страны, слезными веры очами взирают на него и о нем воздыхают, желая облечься в небесное свое жилище (2 Кор. 5:2). 8) Видят там спасительное Отца своего Небесного наставление, как подобает им безбедно в мире этом, в этой чужой стране обращаться, и посреди рода строптивого и развращенного, не соблазняясь, жительствовать; как от супостата своего, дьявола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8), и от злых слуг его беречься, которые все пресекают путь к отечеству небесному; и, не надеясь на силу свою, возводят плачевные свои очи к Отцу, живущему на небесах, молясь: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережешь нас от рода сего и во век (Пс. 11:8). 9) Видят там, как в чистом зеркале, неисправности свои перед Отцом своим, немощи и недостатки, в которые и нехотя, во плоти немощной странствуя, впадают, но смиренно признавая немощь свою, молятся к Нему: Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12), – и получают милостивое оставление. 10) Здесь видят, что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смертному, однажды умереть и от сего мира к будущему перейти веку, и явиться лицу Божию, и помышляя о часе том, готовятся к исходу. 11) Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожидают без сомнения прекрасной той весны. 12) Видят наконец там, как Господь их, в Которого веруют и служат Ему, приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31-32), чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Это пришествие Господа насколько нечестивым и не послушавшим благовествования Его страшно и нестерпимо будет (ибо кто стерпит гнев Господень?), настолько верующим в Грядущего судить живых и мертвых утешительно и радостно, ибо тогда они ощутят и познают, что приближается избавление их (Лк. 21:28). И хотя страх праведного того суда Божия ударяет и в их сердца, но вера, которою прилепились они к милостивому своему Избавителю, возлюбившему их и предавшему Себя за них (Гал. 2:20), живое смущаемым сердцам их утешение подает. Хотя и ведают, что никто пред Ним оправдаться не может, и никто не устоит, если на беззакония обратит взор (Пс. 142:2; 129:3), и находят в совести своей немощи и согрешения против святого закона Его, но покаянием искренним и надеждою на пострадавшего за грехи людские Агнца Божия, взявшего грехи мира, утверждаются в непоколебимой надежде на милость Божию. И так рабы Христовы в Святом Писании обретают великое утешение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

7 ст. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ст. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – 9 ст. не потому, чтобы мы не имели власти, но, чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Удаляйтесь от этих бездельных, живущих по-язычески, людей. Вы сами знаете, что не им а нам вы должны подражать; а мы, когда жили среди вас, не проводили время в праздности, не предавались утехам праздной жизни, не старались жить на чужой счет, а, наоборот, проводили время скромно, в труде, и работали не покладывая рук, чтобы не быть кому либо из вас в тягость. И это не потому, чтобы мы не имели по апостольскому своему положению возможности или власти жить на ваш счет, а потому, чтобы дать вам образец, которому следовали бы и вы. 10 ст. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Когда я был среди вас, я дал вам в этом смысле прямую заповедь: кто живет в праздности, тот не имеет нравственного права есть чужой хлеб, хотя бы он шел и от рук благотворителя. 11 ст. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Не смотря на мой прямую заповедь о том, чтобы каждый трудился по мере своих сил и способностей, слышно, что некоторые среди вас все же живут не по заведенному у вас нами порядку, а только в суете бродят праздно. 12 ст. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Всех этих, уклоняющихся от данной вам заповеди, прошу и умоляю именем Господа нашего Иисуса Христа оставить праздную жизнь, жить скромно, сидеть у своего семейного очага и в тишине и уединении зарабатывать себе трудом свой хлеб. 13 ст. Вы же, братья, не унывайте, делая добро. Вы же, трудящиеся, продолжайте быть тем, что вы есть, не завидуйте этим людям, живущим в праздности, продолжаете заниматься вашим трудом, продолжайте быть милосердными и добрыми, не смущайтесь тем, что иногда люди праздные злоупотребляют вашей добротой и милостыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

XVII. Видишь, что купец товар свой везет или пересылает с чужой стороны в отечество свое и дом свой. Этот случай учит тебя «не собирать себе сокровищ на земле», в мире этом, где странствуешь, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», но пересылать сокровище свое в отечество небесное, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19-20). Итак, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Куда будешь сокровище свое пересылать, туда и дух твой, мысль твоя, желание твое, старание и попечение твое всегда клониться и стремиться будет. Сокровище же христианское, которое в отечество небесное пересылается, — добродетели христианские: вера, любовь, терпение, кротость, целомудрие, милосердие и прочее. XVIII. Когда находишься в чужой стране или в дороге, опасаешься всяких напастей от злых людей. Этот случай подает такое рассуждение, что также или намного больше должны мы, идущие по пути мира сего, опасаться козней дьявольских, которые, как разбойники на путешествующих, а тем более обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают. К этой осторожности и старанию увещевает нас Петр, святой апостол Христов: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Петр 5:8-9). XIX. Видишь птицу сидящую, и по сторонам осматривающуюся, и опасающуюся, как бы ее кто не поймал или не подстрелил. Этот пример учит тебя тоже подобным образом осматриваться в мире сем, опасаясь сетей дьявольских и стрел его. Стрелы же этого врага нашего: гордость, зависть, сребролюбие, лихоимство, злоба, нечистота и прочее. Эти стрелы мечет он в нас и уязвляет неосторожных. XX. Видишь корабль, на море волнующийся и бедствующий. От этого разумей, что так и жизнь наша в море мира сего бедствует и многоразличными напастями, как волнами, обуревается. А этим научишься часто и усердно молиться и воздыхать к премудрому Управителю Христу, чтобы не дал твоему кораблику в волнах бедствий утонуть, но наставил бы, как достичь тихого и безопасного пристанища вечной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    А если не подлинный, то и не Сын, а чужой. Если же чужой, то пример царей не имеет силы. Ибо Он говорит не просто о сынах, каких бы то ни было, но о сынах законных, природных, участвующих в царстве с родившим их. Поэтому для различия противопоставил сынов чужих, называя так тех, которые рождены не от них (не от царей). Сынами же своими называет тех, которых родили сами цари. Вот как подтверждает Он открытое Петру ведение. Впрочем, Он не останавливается на этом, но и снисхождением Своим внушает то же; новый опыт великой мудрости!» Сказав это, Он присовокупляет: НО, ЧТОБЫ НАМ НЕ СОБЛАЗНИТЬ ИХ, потому что они не знают тайны Моего сверхъестественного рождения от Отца, и могут считать Меня противником и нарушителем Закона, — возьми эту дань из неистощимой сокровищницы Отца Моего и принеси Ему дар от даров Его: Я настолько щедр, что и за Себя позволю тебе уплатить, дать оттуда же: ПОЙДИ НА МОРЕ, БРОСЬ УДУ, И ПЕРВУЮ РЫБУ,КОТОРАЯ ПОПАДЕТСЯ на крючок, ВОЗЬМИ, И, ОТКРЫВ У НЕЙ РОТ, НАЙДЕШЬ СТАТИР (Дидрахма — монета, заключала в себе две драхмы. Статир — монета в четыре драхмы). ВОЗЬМИ ЕГО И ОТДАЙ ИМ ЗА МЕНЯ И ЗА СЕБЯ, уплати и за Меня и за себя. Я даю эту дань не потому, что должен дать, но потому, что щажу и хочу исправить их немощь. Не должно подавать повода к соблазну там, где не может быть вреда; а где есть такой вред от какого-либо действия, там не нужно заботиться о тех, которые неразумно соблазняются. «В другое время, — говорит святитель Златоуст, — рассуждая о пище, Иисус Христос презирает соблазн; Он поучает нас различать время, когда надобно заботиться о том, как бы не презреть соблазняющихся, а когда можно и оставить без внимания. Да и самый образ, как Он дает подать, открывает, Кто Он таков. Для чего не велит Он заплатить из хранившихся у них денег? Для того, чтобы и в этом случае показать, что Он есть Бог над всеми». Настоящим чудом Господь свидетельствует, что все Ему служит, от величайшего до малейшего, и самые рыбы, странствующие по стезям морским. В уплате заключалось не дело необходимости, а дело добровольного долга, так же, как для Него не было необходимости креститься, но Он этому добровольно подчинился. Он сделал уплату не за Себя только, но и за Петра, как представителя всех верующих. Он подклонился под общее с сынами человеческими ярмо, чтобы сыны человеческие вместе с Ним сделались участниками свободы. Христос не говорит Петру: «за нас», но «за Меня и за себя», как и в другом месте: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Бывает иногда также, что Господь Бог смотрит как бы весьма непроницательным взглядом. Обычно, обознаешься, на кого похож, а затем присматриваешься, оборачиваясь, а невидение и есть незнание. Обратились некоторые лица к Господу: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» А Господь им что в ответ? «Не знаю вас», не знаю вас; раз не знает, то верно не видал их. Если бы видел когда-либо их, то наверное знал бы их. Они, правда, утверждают: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он сказал: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня» (Лк.13:26-27). Отметим здесь как бы недальновидный взгляд Господень: «Ели, — говорят, — и пили пред Тобою», — а Он их не видел и не знает.    Что же это такое, что Всеведущий и Всевидящий тех людей не знает, не видит? Попытаемся разъяснить: Не знает свет тьмы, и если бы свет проник во тьму, то тьма не была бы тьмою, но просветилась бы светом. Темноты греховной были преисполнены те люди и поэтому хотя телом они тут же были пред очами Христовыми, однако сердце их помраченное, ум их потемненный далеко отстоят от Христа. В силу этого Христос не видел, не глядел на них Своими милосердными, прелюбезными, человеколюбивыми очами; и поэтому-то Он их не знает, как бы не видал их: «Познал Господь Своих», — говорит апостол (2 Тим. 2:19). Только тех знает Господь, которые Ему принадлежат, а которые чужие, тех Он не знает: «Не знаю вас, откуда вы».    Кто же для Него свой и кто чужой? Несомненно, тот Его, кто близок к Нему, а кто далек от Него, тот чужой, тот не Его, погибший тот: «Удаляющиеся, — говорится, — от Тебя погибнут» (Пс.72:27). Только тех Господь видит человеколюбивыми очами, кто приближается к Нему своим сердцем, а далеко отстоящих, с блудным сыном удаляющихся на страну далече (Лк. 15:13), хотя и видит всевидящим оком грехи их, однако Он человеколюбивыми и милосердными очами на них не взглянет и как бы не замечает. Истинность этого подтверди нам ты, святой Давид!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе. Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит: — Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе. Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову: — Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя. Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал: — Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! — как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1:13–22). Был день, когда Ангелы Божии опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана. И сказал Господь сатане: — Откуда ты пришел? Сатана отвечал: — Я был на земле и обошел ее всю. Господь сказал ему: — Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно! И отвечал сатана Господу и сказал: — Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, — то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя? Тогда Господь сказал сатане:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А.В. Попов Поучение на всенощном бдении в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери На вечерне в первой паремии читалось, братие, библейское повествование о том, как некогда Иаков принужден был бежать от гнева брата своего Исава, покинуть отчий дом и идти в страну далекую и неведомую для него. Не раз дорогою невеселые думы приходили ему на ум: что ожидает его впереди? как будет жить он на чужой стороне? С такими тревожными думами засыпает он раз и видит во сне лестницу, которая нижним концом упиралась на землю, а верхним достигала неба; по ней сходили и восходили ангелы, а вверху её сидел Сам Бог . И слышит Иаков голос Божий: Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего, не бойся; Я дам тебе эту землю, на которой ты спишь, и семя твое распространится здесь и на море, и на север, и на восток. Я буду сохранять тебя на всяком пути твоем, куда ни пойдешь ты, и не оставлю тебя ( Быт.28 гл.). Нечто подобное сему библейскому повествованию нахожу я и в вашей жизни, братие. По разным причинам вы покинули дорогую родину, отчий дом и пошли в неведомую для вас далекую страну, за море, за тридевять земель. Не раз и вас при этом смущали думы о том, что ожидает вас на чужой стороне, как вы будете жить здесь среди чужих людей, как будете обходиться без храмов Божиих, которыми так богата св. Русь и которые так любит русский народ? И что же? Не слышится ли и вам голос Божий! Я Бог отцев ваших, Бог земли Русской, не бойтесь. Я буду сохранять вас на всех путях ваших и умножу вас и распространю семя ваше на земле сей. И разве мы не видим, как умножается и укрепляется здесь русский православный народ! Вспомните, братие, как еще недавно мало было вас в граде сем, всего несколько десятков, как вы сначала совсем не имели храма; потом несколько лет принуждены были молиться в тесном чужом доме; а ныне у вас уже обширный благолепный храм, теперь вас уже не десяток здесь, а целые сотни и тысячи. То же и в других местах страны сей: количество русских людей все умножается, увеличивается и число наших храмов по лицу земли сей от севера и моря, востока и запада; растет и крепнет здесь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Апостол Павел называет и другую причину " двоязычия " — корыстолюбие. Смысл опять тот же — ради обогащения, ради денег. То ты говорил, что со здоровьем у тебя порядок, а наступил момент решать вопрос с пенсией — и у тебя уже плохое здоровье! Ты совсем недавно поправился, молебен благодарственный уже отслужил, а инспектору врешь, что плохо себя чувствуешь! Корыстолюбие и пьянство — это то, что провоцирует наш язык и ведет нас к погибели. Нужно опасаться льстивых речей. А что такое — льстивые речи? В Притчах сказано: чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой (Притч. 6, 24). Так наставляет нас премудрый царь Соломон. Лесть, льстивый язык бывают очень часто связаны с грехом блуда. Премудрый Соломон предупреждает, что льстивый язык приводит к чужой женщине. Женщины, конечно, знают, как мужчины умеют льстить: столько наговорят, столько наобещают... Мужчины тоже часто выслушивают льстивые речи. Но мы должны избегать таких речей, братия и сестры! Как бы сладострастие ни подталкивало наш язык, как бы сребролюбие и корыстолюбие не соблазняли нас — мы должны помнить, что у нашего языка есть другое предназначение! Язык бывает еще и коварным. Если мы посмотрим опять Притчи, то найдем там такие слова: Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду (Притч. 17, 20). Что такое — лукавый язык? Это когда люди сплетничают друг про друга: услышал что-то о другом — и уже на ушко соседу пересказывает. Но сплетники — это люди, которых Сам Господь будет судить особым, строгим судом! В Евангелии сказано: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17). Но если ты распространяешь разные сплетни, слухи и домыслы — это и есть коварство языка!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010