Смерти, конечно, никто себе не желал и при возможности ее старался отвратить. Мы почти не находим в библейских книгах самоубийств. Для греко-римской античности, к примеру, способность человека покончить со своим бренным существованием была признаком мужества и духовной высоты. Совсем не то в Библии, там это поступок крайнего отчаяния: убивает себя раненый Саул, чтобы не попасть в плен к филистимлянам, которые надругаются над ним ( 1Цар 31 ); убивает себя мудрец Ахитофел, чей совет был впервые отвергнут правителем ( 2Цар 17 ). Об Иуде Искариоте и говорить нечего ( Мф 27:3–5 ). Но к своей и чужой смерти люди библейских времен относились, кажется, гораздо спокойнее, чем мы. Пророк Валаам, глядя на израильский народ, благословляет его и неожиданно говорит: «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» ( Числ.23:10 ). Как же это можно желать себе смерти? Нет, он просто знает, что смерти не избежать, и молится о том, какой именно он желает себе смерти: как у праведников. То самое спокойное завершение благого пути, о котором, по-видимому, говорил и Екклезиаст. Кстати, Валааму не было даровано то, чего он просил: этот «пророк по найму», принявший в свое время заказ проклясть израильтян, был ими убит вместе с мадиамскими царями ( Нав 13:22 ). О смерти – и своей, и чужой – в библейские времена говорили достаточно просто, как о чем-то естественном и обыденном, от нее не прятались, как принято теперь, когда и надгробные речи звучат порой так, словно произошла какая-то немыслимая случайность, которой никто не мог ожидать. Но вот как начинается последняя речь царя Давида, обращенная к его сыну и наследнику Соломону: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» ( 3Цар 2:1–3 ). И Соломон не возражает, не говорит отцу, что тому еще жить да жить; он понимает, что в «путь всей земли» лучше уходить подготовленным, с ясным сознанием своей судьбы. «Смерть, где твое жало?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. Чужая душа – потемки. С грехом бранись, а с грешником мирись. Русские пословицы. Не судите никого; где — суд, там нет любви. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) …Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться. Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937). Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928). Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий. Преподобный Никон Оптинский (1888-1931). Когда осуждаешь, молиться так: Ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй. Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993). Сердце наше является источником добрых, приветливых и разумных речей, но из него же исходят злоречие, клевета и осуждение. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое»(Мф. 12, 35), — говорит Спаситель. Так речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Все мы помним слова: «Не судите, да не судимы будете», но грех осуждения так «легок», привычен и повсеместен, что совершенно не замечается нами. Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это «правда». Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. А ведь за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Советуя удаляться непотребного пустословия, апостол Павел пишет: «…неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1).

http://pravmir.ru/shkola-zlosloviya-o-gr...

Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так истинного христианина все миролюбцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непотребного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин 15:19 ). Говорят, что море мертвые тела извергает вон, так и мир изгоняет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, -» говорит Павел святой с верными ( 2Кор 5:2 ). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр 13:14 ). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, – и так благодатью Божией спасешься. Спасайся. Просишь ты меня, чтобы я тебе написал что-нибудь для утверждения веры нашей христианской. – Хорошо. Это хотя и всегда, но особенно в нынешнее время нужно, когда много вымыслов человеческих возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся!» Перед таким откровением отчей любви старшему сыну остается тоже только одно правильное слово: «Отче! Я согрешил… Прости меня!» Аминь 1959 Проповедь II На Первое послание к Коринфянам ( 1Кор.6:12-20 ) «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Чтения из Священного Писания в сегодняшний день говорят о границах нашей человеческой свободы. Правда, человеку дана бесспорно возможность некоего самоопределения. Но он может воспользоваться этой своей свободой или мудро или дурно. Человеку дана свобода, чтобы он сам определял главное внутреннее направление своей жизни. Но далеко не всякое направление, которое может выбирать человек, является и правильным и полезным для него. И свобода дана человеку от Бога именно для того, чтобы он не по принуждению, а свободно выбирал единый правильный путь, ведущий его к Богу. Человек не в состоянии сам для себя определять смысл и цель своей жизни и законы своего существования. Все это уже определено раз навсегда – не нами, а нашим всесильным Творцом Богом. А всякий произвольный, неправильный выбор направления жизни, произвольное стремление к иной цели, на самом деле не данной нам Богом и поэтому и не осуществимой для нас, естественно должны иметь в дальнейшем самые разрушительные последствия. Произвол возможен, но не полезен для нас. Блудный сын оставил своего отца, чтобы быть свободным от него, ушел из отчего дома в далекую чужую страну, чтобы жить самостоятельно. Он решил, что найдет для себя настоящую свободу на чужой земле – далеко от отчего надзора, – там, где все ему позволительно. «Все мне позволительно»; «Пища для чрева, и чрево для пищи». Так он и жил, расточая унаследованное от отца имущество в жизни распутной и беспорядочной с блудницами. Он не видел ни внутреннюю лживость такой жизни, ни свои собственные немощь и наготу, пока он наконец не пришел в себя в тот момент, когда все унаследованное им было уже прожито и настал великий голод в той стране. Он уже доходил до того, что желал насытить свое чрево хотя бы теми рожками, которые ели свиньи, но и их никто не давал ему. Тогда он понял, что он потерял истинную сыновнюю свободу в отчем доме, а в чужой стране, которая сначала обманчиво казалась ему настоящим царством свободы, на самом деле стал рабом. И он сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…» ( Лк.15:18-19 ). Теперь блудный сын увидел лживость и ограниченность той свободы, которую он себе приобрел. Горьким опытом пребывания на чужбине он наконец дошел до сознания, что хотя и все оказалось для него позволительным, но вместе с тем далеко не все было ему на пользу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Такая добродетель предлагается Евангелием не как должность всем, но как совет ревнующим о подвигах благочестия. Аще хощеши совершен быти, говорил Господь Иисус Христос богатому юноше, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Так поступали, братие, древние христиане, о которых в книге Деяний Апостольских повествуется, что «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян. 4:32 ), и что многие продавали имения свои и полагали к ногам Апостолов цену проданного ( Деян. 4:34–35 ). И делалось это совершенно свободно по силе христианской любви, при полном уважении к чужой собственности, а не по принуждению и насилию, или отрицанию права собственности, как некоторые хотят понимать Св. ап. Петр ясно говорил Анании, утаившему часть из цены, вырученной им от продажи имения «владеемое не твоим ли оставалось и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Деян.5:4 ), т. е. показал этим, что и бывшее его имущество и вырученные от продажи деньги составляли его собственность, и что он мог и совсем не продавать своего имущества, и посему наказал его за ложь и лицемерие. И в последующее время жизни Церкви Христовой многие, братие, исполняли указанную Господом для совершенных в вере добродетель нестяжания, так напр. св. Антоний Великий , услышав вышеуказанные слова Спасителя богатому юноше, роздал все свое имение бедным. Так же поступил св. Николай чудотворец, получив наследство от родителей, и св. Павлин, епископ Ноланский (пам. 24 янв.). О последнем при этом рассказывается, что, когда другие удивлялись его поступку, он смиренно говорил «я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть чрез реку, они оба ничего еще не сделали чрез то, что скинули с себя одежду». Итак, братие, помните заповедь Божию, избегайте грехов, ею запрещаемых, и исполняйте обязанности, ею предписываемые. Научайте тому же и детей своих с ранних дет, внушайте им, что похищение чужой вещи есть великий грех пред Богом, даже на оставляйте без внимания и малых проступков их, потому что от малого легко перейти и к великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Те, которые не имели ни храма (опять скажу то же), ни жертвенника, ни отечества, ни священников, ни пророков, в чужой и варварской стране, даже среди самой печи, среди всего войска, в глазах самого царя, совершавшего это, воздвигли блистательный трофей и одержали знаменитую победу, воспев дивную и преславную песнь, которая с того времени доныне поется по всей вселенной и будет воспеваема в последующих поколениях. Так, кто сам себе не делает вреда, тот не может испытать никакого вреда от других; я не перестану постоянно повторять это изречение. Если плен, и рабство, и одиночество, и удаление от отечества и от всех родных, и смерть, и сожигание, и столь великое войско, и столь жестокий тиран трем отрокам, юным пленникам, рабам, пришельцам, бывшим в чужой земле, не могли причинить никакого вреда в собственной их добродетели, но такое насилие еще послужило для них поводом к большему дерзновению, то что может повредить человеку бдительному? Ничто не может, хотя бы вся вселенная вооружилась против него. «Но тогда Бог, — скажешь, — предстал им и избавил их от пламени». Точно так; но если и ты сделаешь все с своей стороны, то, конечно, вслед за тем и Бог сделает все с своей стороны. 17. Впрочем я не потому удивляюсь этим отрокам, ублажаю их и почитаю достойными подражания, что они попрали пламень и превозмогли действие огня, но потому, что они были связаны, брошены в печь и преданы огню за истинное учение. От этого произошел весь трофей их, и как только они были брошены в печь, то уже возложен был на них венец, который начал сплетаться еще прежде исполнения дела, когда они, с великой отвагой и дерзновением представ перед царя, говорили: « Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся » ( нетребе нам о глаголе сем отвещати тебе: есть бо Бог наш на небесех, Ему же мы служим, силен изъяти нас от пещи, огнем горящия, и от руку твоею избавити нас, царю: аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим, и телу златому, еже поставил еси, не кланяемся ) (Дан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Теперь же, ища Вашего совета и желая знать, что мне в такой опасности будет правильно и благоразумно делать, прошу свободы слова и говорю, как апостол Павел сказал в Деяниях апостольских священникам: Свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:26–28 ). Царство Божие, говорит он, я проповедовал, ходя среди вас, чтобы сохранить себя от общей погибели. Ибо апостол называет священнослужителя блюстителем, пророк – хранителем, а Спаситель мира – пастырем (ср.: Иез. 3:17 ; Ин. 10:2 ), и все они подтверждают, что всякий учитель, который молчит о грехах народа, виновен молчанием своим в погибели душ. Поэтому страшная и величайшая необходимость понуждает нас, по словам апостола, показывать верным образец (см.: 2Фес. 3: 9 ); иными словами, если я не ошибаюсь, учитель должен жить столь праведно, чтобы не обесценивать свои слова противоречащими им делами и, остерегаясь греха самому, не получить осуждения за чужой грех , если будет о нем молчать. Для того и поставлен он во главе Церкви Божией, чтобы не только праведной жизнью назидать других, но и смелой проповедью каждому поставлять перед глазами грехи его и показывать, какое наказание ожидает упорствующих, какая слава – послушных. Ведь, по слову Господа к Иезекиилю, если тот, кому вверено проповедание слова Божия, живет свято, но обличать живущих дурно либо стыдится, либо боится, он погибает вместе с теми, кто погибнет из-за его молчания. И что ему проку не быть наказанным за свой грех, если он должен потерпеть наказание за чужой? По крайней мере, Господь в своем слове к пророку Иезекиилю настрого запрещает молчать священнослужителю и называет священнослужителя надзирателем, потому что как надзиратель с более высокого места может наблюдать больше всех, так и священнослужитель должен быть выше по своему служению и иметь благодать большего знания, благодаря которому он может наставлять прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Утвердившиеся уже на родной земле сыны Израиля воспоминают в нем то состояние, в каком находились они при возвращении из Вавилона. «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия и язык наш – пения; тогда между народами говорили: великое сотворил Господь над ними! Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (ст. 1–3). Но отрадные воспоминания о своем возвращении из плена естественно должны были возбуждать в них сожаление о том, что далеко еще не все сыны Сиона воспользовались дарованным от Господа избавлением, но что очень многие из них, не смотря на позволение возвратиться в отечество, по привязанности ли к своему стяжанию и по недоверию к выгодам возвращения, или же по другим каким обстоятельствам, продолжали еще оставаться в Вавилоне 1670 . Поэтому в радостном сознании полученного благодеяния Божия, они молят Господа, чтобы Он возвратил и последних пленников, хотя бы они сами и не хотели того по малодушию. «Возврати Господи пленников наших, как потоки на полдень» (ст. 4), т.е. как на жаждущую после летнего зноя полуденную пустыню с наступлением зимы опять возвращаешь напаяющие ее плодотворные дождевые потоки. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (чт. 5–6). – Как сеющий, особенно при тогдашнем состоянии иудейской страны с нередко повторявшимися неурожаями, с печалью и воздыханием бросает в землю семена свои, потому что не знает, будут ли они возвращены ему, но за то в какой радости бывает, когда вместо немногих зерен приносит домой целые снопы: так и эти остающиеся пленники с сожалением и скорбью оставят прибытки и связи в чужой стране, но будут обрадованы, когда увидят родную землю и благословение Божие в ней 1671 . Подобными же образом в псалмах 119 и 122-м Израиль изображается в таком состоянии, в котором не трудно узнать его положение вскоре по возвращении из плена, когда он по милости Божией 1672 , только что избавившись от бедствий продолжительного пребывания в чужой стране, между надменными, недружелюбными язычниками 1673 , и в самом отечестве своем продолжал оставаться в великом озлоблении и поношении 1674 , принужденный жить в соседстве с ненавистными Самарянами и другими враждебными народами 1675 , которые своими клеветами старались отвратить от него благосклонность Персидских государей и вообще всеми мерами препятствовали его стремлениям к благоустроению в своем отечестве 1676 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Христианская установка на ограничение добрачных интимных связей, как и все остальные этические нормы в этой сфере, основывается на той идее, что каждому из нас Бог приготовил вторую половину. Она живет где-то; мы ее еще не знаем, не встретили, но она уже есть. Поэтому блуд, все добрачные связи рассматриваются как прелюбодеяние, как измена нашей половине. Не случайно само слово «невеста» происходит от старославянского корня «весть» и означает «не весть кто», то есть девушку, физически не известную жениху. С другой стороны, негативное отношение Библии к добрачной половой жизни проистекает из установки, выраженной позже Платоном: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное». Христианский подход к этой проблеме состоит в том, что, когда мы встречаем девушку или молодого человека, мы должны помнить о том, что когда-то он (она) женится (выйдет замуж), обретет свою вторую половину. Поэтому чистота отношений здесь выступает как, во-первых, забота о благе будущей второй половины того (той), с кем мы встречаемся сейчас, а во-вторых, забота о благе своей будущей половины. Иными словами, сохранение чистоты отношений является предупреждением разрушающего чувства ревности к прошлому. В числе частных случаев блуда Библия называет прелюбодеяние – измена супругу (супруге). Этот грех Библия считает гораздо более тяжким, поскольку это – прямое нарушение супружеской верности, предательство, преступление клятвы, которую человек давал перед Богом в церкви. Господь строго осуждает этот грех и предупреждает о его пагубных последствиях: …мед источают уста чужой жены, но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней... Держи дальше от нее путь свой, и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены.... Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; путь они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою... И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится. Он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. 49

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что означает голод и нужда, которые чувствовал младший сын на чужой стороне, служение его там у одного жителя пастухом свиней и после того, как пришел в себя, намерение его идти к отцу с просьбою о прощения? " Голод и нужда» – это ощущение потери тех даров, которых грешник лишается, удаляясь от Бога. Скука, чувствуемая нередко грешниками среди самого веселья – есть именно это ощущение. А иногда Бог посылает на них и разные бедствия, болезни, разорение, чтобы образумить их. «Служение на чужой стороне у одного жителя» – это служение дьяволу . «Пасти свиней» – это самое унизительное занятие для Иудеев, так как закон запрещал им есть свинину, и свинья была для них противным животным. " Младший сын пас свиней» – это значит, он дошел до самого бедственного и унизительного состояния. Так пороки унижают человека. На бедственное же состояние младшего сына указывает и то, что «он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». «Рожки» – это плоды одного дерева, которыми на Востоке откармливали свиней и которые иногда употребляли в пищу бедняки (они вроде наших дубовых желудей). «Намерение младшего сына идти к отцу с просьбою о прощении после того, как пришел в себя» – это значит, грешник, вразумленный следствиями греха и бедствиями, решается оставить грех и покаяться. «Согрешил против неба и пред тобою», т. е. грехами я оскорбил Небо: небожителей (Ангелов и св. людей) и Тебя – любвеобильного Бога. «Недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Это слова, выражающие глубокое смирение, каковым сопровождается истинное раскаяние грешника. Далее в притче говорится, что в своем раскаянии младший сын «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел отец его, сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Лишь только сын сказал отцу: «я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим», как отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо сей сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010