Подпишитесь на наш Телеграм В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую. Псалом 136 [Давида.] 1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; 2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. 3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». 4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой? 5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; 6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. 7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». 8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! 9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 136: 1–9) Псалом 136 исполнен горечи, боли и ненависти. Здесь даже нет прямого обращения к Богу. Как можно обращаться к Нему в чужой земле? На протяжении веков, особенно в христианской традиции, ненависть, звучащую в псалме, пытались смягчить посредством аллегорических интерпретаций. Так, например, под младенцами, которых автор псалма призывал разбить о камни, понимали грехи самого человека, от которых надо избавляться самым решительным образом. Однако даже при условии таких аллегорических толкований псалом все равно вызывает немало вопросов. И, наверное, они остались бы без ответа, если бы не было в Книге Псалмов других текстов, где звучит уже не ненависть и боль, а покаяние. Библия — книга реалистичная, она описывает духовное состояние и отдельных людей, и целых народов таким, какое оно есть, а не таким, каким оно должно было бы быть в идеале, и Псалом 136 — яркое тому подтверждение.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

Помните, мы хотим разъяснить, что грех есть болезнь, расслабляющая душу и тело. Все грехи между собой связаны, потому что связаны заповеди, которые грехами нарушаются. A заповеди как общественного, так и естественного закона нашей природы, тесно связаны и между собой и с законом Божьим. Связаны потому, что проистекают из одного источника, закона Божьего, и на нем основываются. A заповеди закона Божьего суть единство, потому что произрастают из единого корня Божьей воли. Потому-то святой апостол Иаков (Иак. 2:10–11) и учит: “ Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона ,” нарушитель, оскорбитель всего “ закона ,” как и самого Законодателя. В самом деле, посмотрите, как грехи вяжутся между собой. Возьмите праздность. Она называется мать всех пороков. Праздность родит скуку, скука нужду развлечений, нужда развлечений родит расточительность, расточительность при праздности родит хищничество, жажда развлечений родит пьянство, родит блуд всякого рода, родит насилие, родит обиду, убийство, грабеж и т. д. без конца. Возьмите пьянство. Пьянство родит безделье, родит расточительность, родит бедность и нужду, родит жестокость в собственной семье, родит хищничество, родит обиду и насилие, родит бесчестие и потерю образа человеческого. Возьмем гневливость… Но начинать ли о каждом грехе с начала и повторять одно и то же, что, например, гневливость родит обиду, необузданность, мстительность, насилие, ярость, убийство, поджоги и т. д. Все мы грешны, a между слушателями есть и весьма опытные в грехах люди. Всякий из нас знает, как слабость развивается в грех, в склонность, в страстность, в ожесточение во грехе. Взять ли, наприм., пьянство, взять ли блуд, взять ли скупость, взять ли хищничество? Иной мальчик утащит мелочь у своей матери, утаит вещицу, принадлежащую сверстнику, слазит и привыкнет лазить в чужой огород или сад; a глядишь, возмужает, найдет дорогу и в чужой амбар, и в чужую кладовую, заберется и в дом со взломом, a там разломит кому-либо и голову ломом. A началось у человека, y мальчика, чуть не у ребенка с мелочей.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Потом, чтобы кто-нибудь не стал исследовать и недоумевать, почему Он не пребывал всегда в Галилее, но приходил в оную с промежутками, между тем как и происходил, по-видимому, из Галилеи, говорит: потому не жил Он в Галилее, что галилеяне не оказывали Ему никакой чести. Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не пользуется честью в своем отечестве. Ибо мы, люди, обыкновенно презираем то, что стало в ряду обычайного, а на странное и необычайное всегда обращаем внимание. Что же? Не видим ли мы многих в чести и у своих? Да, но это весьма редко. Если же иные находятся в чести и в отечестве своем, то в чужой стране они будут чтимы гораздо более, так что честь, оказываемая в отечестве, при сравнении с честью в чужой стране, покажется бесчестием. Ибо зависть не позволяет соотечественникам воздавать должную славу, а они воздают ее уменьшенную, считая за стыд себе прославление единоплеменника. - Когда Господь пришел в Галилею, галилеяне уверовали, видев знамения, какие Он сделал в Иерусалиме. Но самаряне достойны большего одобрения, потому что они уверовали без знамений, по слову женщины. Смотри: почитаемые отверженными повсюду отличаются верою; разумею самарян и галилеян. Ибо и сих последних презирали как живущих по-деревенски, почему и говорили, что из Галилеи не приходит пророк (Ин. 7, 52). А почитавшиеся избранными, каковы были иерусалимские иудеи, отвергаются. Подлинно, справедливо приняты и мы, язычники. Ибо в собственном отечестве, по разумению иного, в синагоге иудейской, " Пророк " Христос не имел чести, как называет Его Моисей: пророка восставит Господь наш (Втор. 18, 15). Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Поэтому псалмопевец и прибавляет: " вспоминали о Сионе " . И не просто плакали они, но делали из этого постоян­ное занятие. Поэтому и в начале он сказал: " сидели мы и плакали " , т.е. для того и садились, чтобы плакать и рыдать. По­чему же не позволялось им петь в чужой земле? Потому, что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных песнопений. " Как запоем песнь Господню на земле чужой? " (ст. 4)? Т.е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отече­ства, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности; хотя вы и владеете нашими телами, но не преодо­леете души. Видишь ли душу, которая от скорби сделалась любомудрою и стала выше бедствий? " Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя! Прилипни язык мой к гортани моей, если я не буду помнить Тебя, если не поставлю Иерусалима, как верх веселия моего! " (ст. 5, 6). Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каж­дый день слышали, что они будут лишены города, и не обра­щали на это внимания, теперь сами на себя призывают прокля­тия, если забудут о нем. Что значит: " да будет забыта десница моя " ? Пусть, говорит, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, " если я не буду помнить Тебя, если не поставлю Иерусалима, как верх веселия моего " . Что значит: " если не поставлю Иерусалима " ? Не только, гово­рит, буду воспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях. Слово: " поставлю " значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше лю­бовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы, и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают тоже, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращения, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. " Червь их " , гово­рить Господь, " не умирает и огонь не угасает " (Мк.9:46). Поэтому нам нужно с особенною тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сде­латься пленниками, чуждыми и отлученными от того отече­ственного города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Поэтому псалмопевец и прибавляет: « вспоминали о Сионе ». И не просто плакали они, но делали из этого постоянное занятие. Поэтому и в начале он сказал: « сидели мы и плакали », т. е. для того и садились, чтобы плакать и рыдать. Почему же не позволялось им петь в чужой земле? Потому, что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных песнопений. « Как запоем песнь Господню на земле чужой?» (ст. 4)? т. е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности; хотя вы и владеете нашими телами, но не преодолеете души. Видишь ли душу, которая от скорби сделалась любомудрою и стала выше бедствий? « Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя! Прилипни язык мой к гортани моей, если я не буду помнить Тебя, если не поставлю Иерусалима, как верх веселия моего!» (ст. 5, 6). Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каждый день слышали, что они будут лишены города, и не обращали на это внимания, теперь сами на себя призывают проклятия, если забудут о нем. Что значит: « да будет забыта десница моя »? Пусть, говорит, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, « если я не буду помнить Тебя, если не поставлю Иерусалима, как верх веселия моего ». Что значит: « если не поставлю Иерусалима »? Не только, говорит, буду воспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях. Слово: « поставлю » значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы, и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают тоже, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращения, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. « Червь их », говорить Господь, « не умирает и огонь не угасает » (Мк. 9:46). Поэтому нам нужно с особенною тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сделаться пленниками, чуждыми и отлученными от того отечественного города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Поэтому Святой отец проводит необходимое различение: в нас непорочные страсти возникли в наказание за грех, то есть, не согрешив в Адаме, мы бы не уставали, не болели, не плакали и не скорбели. А во Христе не созерцается ничего вынужденного, но все - как добровольное, потому что Он не согрешил в Адаме, Он усвоил их вместе с естеством, а не в наказание за Свой грех.   2.12 как учит Православная Церковь об усвоении Христом грехов рода человеческого   Православное вероучение определенно говорит о том, что Христос греха не сотворил. Придя в униженном виде в мip, не имея вида и величия, Христос не осуждал тех, кто хулил Его, потому что " мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши " (Ис. 53:4-5),- говорит пророк Исаия. Почему Господь и молился: " прости им, ибо не ведают, что творят " (Лк. 23:34). Однако ученики Христовы верили в безгрешность Спасителя и Его Божество, и поэтому знали, в отличие от проф. Осипова, что Его унижение не было следствием греха. В Адаме появились голод и жажда как следствие греха, его собственного греха, а Господь страдал и жаждал и алкал безвинно и непорочно. Так что же важно для проф. Осипова? То, что и грешник и Господь оба страдали и на это обращать внимание, и на этом строить богословие, или то, что первый страдал за свой грех, а Господь страдал непорочно, а не греховно, за чужой грех, будучи Сам неповинен? Одно дело быть тленным по естеству, а другое быть тленным в наказание за грех. Различие здесь не физическое, а нравственное, происходящее от определения Божия. Наконец, одно дело быть тленным в наказание за чужой грех и другое - в наказание за свой грех. Господь в Воплощении принял первое и отверг второе. Следовательно, 1) как признает и проф. Осипов, Господь был непричастен личному греху; 2) наказание каждого человека за грех Адама состояло в непорочных страстях, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления; 3) Господь был наказуем за грехи наши.

http://moral.ru/Osipov.htm

Предостерегаешь себя от болезни и другого бедствия временного, так как видишь его, – как не будешь стараться, чтобы в вечную беду не попасть, когда память и страх того в сердце твое вселится? Возьми в рассуждение Спасителево слово: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей по вредит? или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф. 16, 26 )? И сравнивай время с вечностью и мир приобретенный с погибшей душой. В страдании Христовом видим и премудрость Божию, которая там изобрела путь к спасению нашему, где, казалось, не было пути. Бог праведен и благ. Поскольку Он благ, то хотел спасти погибший род человеческий, а поскольку праведен, то Ему нельзя было оставить грех человеческий без наказания. Ибо несходно было бы с правдой Его – грех оставить без казни. Здесь премудрость Божия изобрела и устроила так, что и грех без наказания не остался, так как Сын Божий за грех пострадал, и род человеческий спасение получает, и так страдание Христово и правду Божию и благость Божию утвердило. Странник Видишь человека странствующего, не имеющего дома своего, но в чужом доме временно приютившегося. Да напомнит тебе этот случай, что мы странники и пришельцы в мире этом: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр. 13, 14 ), по словам апостола. Это показывает, что следует нам скоро или нескоро странствование это окончить и прийти в отечество. Потому и должны мы находиться в мире этом, как странники и пришельцы, и помнить апостольское слово: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6, 7–8 ). Когда находишься в чужой стране или в дороге, всегда мысль твоя к отечеству и к дому твоему клонится и влечет тебя. От этого случая научись, что так же и мы, странствующие в мире этом, как в чужой стране, должны мысль свою обращать к небесному отечеству, где Отец наш, Которому молимся: Отче наш, иже еси на небесех; где дом наш, где безопасный покой наш, куда предтечею за нас вошел Иисус ( Евр. 6, 20 ), где наследство наше, от преблагого и милостивого нашего Ходатая Христа нам приготовленное; где великая вечеря и брак Агнца приготовлен; где бесчисленное множество бесплотных Сил предстоит престолу Величества; где лица святых, от начала мира поживших и после странствования своего на земле, трудов, подвигов и скорбей в Царстве Небесном упокоившихся, там они венчаются и ждут нас с желанием, когда и мы войдем в покой тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Притч. 5 :1. Сын мой! внимай мудрости моей и к моим словам приклони ухо твое, Притч. 5 :2. Чтобы сохранить добрую мысль, знание моих уст заповедует 26 (это) тебе: Притч. 5 :3. Не внимай злой женщине, ибо мед каплет с уст жены блудницы, которая на время услаждает твою гортань, Притч. 5 :4. После же найдешь горче желчи и острее обоюдуострого меча, Притч. 5 :5. Ибо ноги безумия низводят пользующихся ею со смертию во ад, стопы ея не тверды, Притч. 5 :6. Ибо на путь жизни не вступает, обманчивы стези ея и не разумны. Притч. 5 :7. Итак, сын мой, ныне слушай меня и не пренебрегай моими словами. Притч. 5 :8. Держи дальше от нея путь твой, не приближайся к дверям домов ея. Притч. 5 :9. Чтобы не предала жизни твоей другим и твоего достояния безжалостным; Притч. 5 :10. Чтобы не насытились силою твоей чужие и труды твои не перешли в чужие дома. Притч. 5 :11. И покаешься при конце своем, когда истощится плоть тела твоего, и скажешь: Притч. 5 :12. Зачем я возненавидел наставление, и сердце мое уклонилось от обличений, Притч. 5 :13. Я не слушал голоса моего наставника и не приклонял к моему учителю уха моего. Притч. 5 :14. Едва не подверг себя всякой беде среди народного собрания и общества. Притч. 5 :15. Сын мой! 27 пей воду из своих сосудов и из источника своих колодцев. Притч. 5 :16. Пусть переливаются у тебя воды из твоего источника, и на твоих площадях пусть расходятся твои воды; Притч. 5 :17. Пусть принадлежит тебе одному собственность и пусть никто чужой не участвует с тобою. Притч. 5 :18. Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный, и веселись с женою юности твоей. Притч. 5 :19. Пусть беседует с тобою лань любви и жребя твоих наслаждений 28 , но пусть руководит тобой собственная 29 и да будет с тобою во всякое время: пребывая с ней в любви, ты будешь иметь во всем обилие. Притч. 5 :20. Не будь долго с чужой и не поддайся объятиям не своей; Притч. 5 :21. Ибо пред очами Бога пути человека и все пути его Он наблюдает. Притч. 5 :22. Беззакония уловляют мужа, сетями собственных грехов каждый затягивается.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 7:1–3 «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. – Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» ( Притч. 7:1–3 ). «Как зрачок глаз твоих» – это как раз всем известное словосочетание «хранить как зеницу ока», оно взято из данного стиха. «Зеница ока» – это то же самое на церковнославянском языке. Здесь мы видим наставление о необходимости сохранения заповедей. Не только десяти заповедей Моисеевых, но любые нравственные предписания, которые даёт Священный автор в этой книге. И во втором стихе объясняется, почему нужно их хранить: потому что именно сохраняя заповеди, человек получает жизнь. Здесь имеется в виду, что сохранение заповедей помогает человеку избежать тех ситуаций, которые приводят к сокращению срока его жизни, о чем неоднократно говорится в Книге Притч. Но также это связано и с жизнью вечной. В третьем стихе продолжается совет: «навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» – то есть, недостаточно просто помнить заповеди. Сердце – средоточие чувств и пожеланий, а пальцы как часть рук – это то, чем мы действуем. Так что нужно, чтобы и наши действия, и наши чувства обуздывались заповедями Божиими. Притч. 7:4 «Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим» ( Притч. 7:4 ). Обычный человек воспринимает свои грехи как что-то родное, часть себя, а заповеди Божии – как что-то чужое, внешнее. У христианина должно быть наоборот, мудрость Божия должна быть родной, а грех переживаться как нечто чужое, как враг внутри нас, паразит, от которого необходимо избавиться. Притч. 7:5 И далее продолжается тема о прелюбодеянии, которая была начата в предшествующих главах: «чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» ( Притч. 7:5 ). Учение Божие о правом поведении способно охранять человека от прелюбодеяния, – это согласно непосредственному значению данных слов, но святые предлагали также и духовное толкование. В частности, святой Иоанн Златоуст говорил, что премудрость Божия, которая уберегает от чужой жены – это истина, которая уберегает от ложного учения, то есть от многобожия. Именно языческое учение, а также ересь, может передаваться красноречиво, учит приятному, удовольствиям, любостяжанию, то есть приобретению имущества. Это то, о чем далее говорится как о действиях блудной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сие он творил по примеру молитвы Соломона, который при освящении храма молился и просил Господа, чтобы Он услышал молитвы людей, обращающихся из чужих стан к Иерусалиму и ко храму Господню, созданному им во имя Божие ( 3Цар.8:44–50 ). Вот, зная Божие обещание слышать молитву Израильтян, даже в чужой земле пророк Даниил и обращался с молитвой ко храму Иерусалимскому, как три отрока взывали из пещи ко храму и херувимам. Таким образом и этот мнимый ваш свидетель молился в доме далеко не так, как вы, молокане, молитесь на своих собраниях, ибо он, будучи на чужой стороне, и оттуда обращался с своей молитвой к святилищу Божию в Иерусалим, и отворял двери к стране Иерусалимской, вознося со слезами молитву ко храму и прося Господа, чтобы Он освободил их из пленения и удостоил их опять видеть Свое святилище, которое было тогда разрушено за грехи людей, о чем сказано: «ныне, Господи Боже наш, услыши молитву раба твоего, и приношение его, яви лице Твое на святилище Твое, опустевшее Тебе ради, Господи. Приклони, Господи Боже мой, ухо Твое, и услыши, и отверзи очи Твои, и виждь потребление наше; и града Твоего, в нем же призвася имя Твое» ( Дан.9:17–18 ; 3Ездр.10:21–23 ). Если вы подражаете сему свидетелю в сокрушении им рукотвореннаго вавилонскаго идола Вила ( Дан.14:22 ), то вы должны также подражать ему и трем отрокам в почитании ими святилища Божия, к которому они из дальней страны обращались с молитвой своею, и при воспоминании о разорении храма плакали и сознавались пред Богом в том, что они находятся в гневе Божьем и за грехи отцов своих лишились святилища Божия; вы же напротив сего поступаете и радуетесь, что нет у вас святилища Божия; тех пленители лишили храма и удалили от него, вы же сами себя лишили святилища Божия и бежали от него в свои дома, чем предали себя в душевный вавилонский плен, что гораздо губительнее пленения телесного. Если о древнем святилище праведники так плакали и сожалели о лишении его, то тем более вам должно подумать о себе за ваше самочинное бегство от святилища христианского, о котором все пророки предсказали, что оно будет славнее и паче первого 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010