«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чужой хлеб. В чужой семье Две повести замечательной дореволюционной детской русской писательницы Анненской. Обе повести рассказывают о судьбе ребенка в чужой семье. «Чужой хлеб» — история о Аленушке, которую буквально «приобрели» как игрушку для избалованной дочери богатой семьи. Помимо прочего, «Чужой хлеб» — история про самостоятельность, независимость, ответственность. «В чужой семьи» рассказывает о Соне, на время попавшей в семью своих родственников, в семью не столь счастливую как ее собственная. Сонины участливость и доброта преобразят «чужую семью». ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Имя Александры Никитичны Анненской (1840 — 1915) сегодня почти забыто, а между тем в конце XIX — начале XX века ее повести и рассказы пользовались широкой известностью. Ими зачитывались юные читательницы. А. Н. Анненская (урожденная Ткачева) — родная сестра революционера Петра Ткачева, двоюродная сестра (по матери) поэта Иннокентия Анненского. Она родилась в помещичьей семье под Великими Луками. Девочка рано лишилась отца и в одиннадцать лет вместе с матерью, младшей сестрой и братом переехала в Петербург. Там она окончила пансион, в шестнадцать лет сдала в Петербургском университете экзамен на звание домашней учительницы и два года проработала в одной из народных воскресных школ. Анненская писала повести для детей: «Чужой хлеб», «Находка», «Сильный мальчик», «Товарищи», «Детство Чарльза Диккенса» и др. Они печатались в журнале «Семья и школа» в начале 1870-х годов. В 1980-е годы некоторые ее произведения вышли отдельными изданиями — «Анна», «Брат и сестра», «Мои две племянницы», «Зимние вечера» и др. Анненская также перевела и пересказала для детей книги зарубежных писателей: «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда, «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Кроме того, Александра Никитична написала биографии Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Ж. Санд, Ф. Рабле и О. Бальзака, а также очерки о Дж. Вашингтоне, Ф. Нансене и М. Фарадее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=169...

«Страдаешь? Это крест!» – удобно отгородиться такими словами от чужой беды Но не Христос посылает нам боль и страдания 30 сентября, 2018 Но не Христос посылает нам боль и страдания “Что, мол, он страдает? Не знает, что ли, что Бог ему крест такой дал? А креста не по силам не бывает” — почему эти слова о чужой беде так удобны и кощунственны — проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 18-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Мк. 8: 34 — 9: 1   Евангелие от Марка, которое мы сегодня слышим, Евангелие Недели после Воздвижения, говорит о том, что за Христом надо следовать, взяв свой крест. Кресту в истории человечества была суждена очень тяжкая и странная роль.   В эпоху догосударственного христианства крест был символом поругания, позорной казни. Можно было бы ожидать, что с повсеместным утверждением христианства крест будет окружен почитанием и уважением. Но с не меньшим усердием, чем язычники былых веков, крест подвергают поруганию сами христиане. Ни один христианский символ, ни один знак нашей принадлежности к вере во Христа не становится столь пререкаемым, как крест.   Расхожим местом в беседах христиан между собой становятся нелепые фразы: «Я несу свой крест… Это, наверное, мой крест…» И рядом — наши рассуждения о том, что не дается креста не по силам. Рассуждения, имеющие, как правило, своим предметом не нас самих, а кого- то другого. Что, мол, он страдает? Не знает, что ли, что Бог ему крест такой дал? А креста не по силам не бывает. Очень удобно отгородиться этой формулой от чужой беды. Удобно и кощунственно.

http://pravmir.ru/stradaesh-eto-krest-ud...

Епископ Подольский Тихон: Человек, переступивший порог храма, должен знать, что он здесь не чужой РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101505.html 23 мая 2013 Юлия Маковейчук Епископ Подольский Тихон: Человек, переступивший порог храма, должен знать, что он здесь не чужой Источник:  http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/5841/ Портал " Приходы " Святитель Николай Мирликийский особо любим нашим народом, об этом свидетельствуют в том числе посвященные ему храмы, во множестве рассеянные по лицу нашей земли. Среди них – Никольский храм в Хамовниках, старинная святыня и украшение Златоглавой. В день памяти святого публикуем интервью с настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках епископом Подольским Тихоном, председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председателем правления Фонда поддержки строительства храмов в городе Москве. Никольский храм в Хамовниках – старинная святыня Златоглавой со своими историей и традициями. Владыка, а каково становиться настоятелем в таком месте? Настоятелем в довольно молодом возрасте и уже в епископском достоинстве? – Настоятелем назначает священноначалие, и свое настоятельство я рассматриваю как послушание Церкви. Всякое послушание, выполняемое ответственно, с любовью к делу, приносит пользу и человеку, на это поставленному, и тем людям, ради которых послушание исполняется, и тем, которые являются соработниками. Настоятелем именитого храма я стал по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вернувшись со Святой Земли, где был начальником Русской Духовной Миссии. Я благодарю Бога, что Святейший Патриарх доверил мне быть настоятелем прихода, который сохраняет множество святынь, к коим относится чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и, конечно же, икона Царицы Небесной " Споручница грешных " , прославившаяся чудесами в Орловской губернии. Зная об этих святынях, множество москвичей и паломников приезжают им поклониться. В 2009 году Святейший Патриарх Кирилл передал в дар храму еще одну бесценную реликвию – частицу мощей Святителя Николая.

http://religare.ru/2_101505_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100335.html 19 марта 2013 Сергей Худиев О подражании чужой добродетели Источник:  http://www.radonezh.ru/analytic/17826.html Радонеж Избрание нового Папы вызвало предсказуемо живое обсуждение во всем мире – вызвало и у нас. При том, что к самому институту папства православные относятся критически, новоизбранный Папа, насколько нам может быть известно, весьма достойный человек, за которым и его друзья, и его противники признают " личную скромность, доктринальный консерватизм и преданность делу социальной справедливости " . Говорят, что у себя дома, в Буэнос-Айресе, он жил в простой квартире и ездил на городском автобусе. Правда вряд ли он продолжит ездить на автобусе. Хотя бы потому, что иначе какой-нибудь террорист или просто сумасшедший, ищущий геростратовой славы, может его убить с очень печальными последствиями для общего мира. Джона Леннона убили не потому, что он кому-то сильно досаждал – а просто потому, что он был знаменитостью. А Папа неизбежно досаждает многим. На Иоанна-Павла II, как мы помним, покушались. Кроме того, само служение руководителя такого уровня предполагает загруженность, при которой простые радости простых людей – такие как поездка в автобусе – становятся непозволительной роскошью. Он должен ездить на машине с личным шофером не для того, чтобы роскошествовать – а для того, чтобы успевать. Но искреннее стремление кардинала Бергольо, ставшего нынешним Папой, жить простой и воздержанной жизнью, конечно, налицо. Это может вызвать почтение, восхищение, желание подражать – но, увы, у некоторых это ничего подобного не вызывает. У некоторых это вызывает обострение ненависти – не к Папе, к Патриарху Кириллу, которому ставится в вину, что он-то ездит не на автобусе, а на машине. Само это обострение довольно интересно с точки зрения коллективной психологии. Оно еще раз проявляет основную черту нашей либеральной интеллигенции – негативизм. Люди выказывают симпатии к Католичеству (или Протестантизму) исключительно затем, чтобы пнуть Православие, хвалят другие страны исключительно затем, чтобы уничижать свою, отмечают чью-то добродетель исключительно затем, чтобы укорить тех, кто на их взгляд, недостаточно добродетелен.

http://religare.ru/2_100335_1_21.html

Архимандрит Кирилл (Семенов) ЖМП 12 декабрь 2012 /  9 января 2012 г. 01:00 Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца Мирянину важно не только найти духовного отца, но и сохранить с ним взаимное доверие и любовь. Как этого достичь, избегая бестактности по отношению к духовнику? Как не переступить границу между свободой и послушанием? И, с другой стороны, как молодому священнику увидеть в истинном свете духовническое служение и научиться отличать важное от второстепенного, слышать и понимать другого человека? Каких ошибок избегать при исповеди, что учитывать, исповедуя супругов при конфликте в семье? Об этом размышляет духовник Московской (областной) епархии, клирик Богородице-Смоленского Новодевичего монастыря архимандрит Кирилл (Семенов). Внимание сердца — Ваше Высокопреподобие! Бывают ситуации, когда священник служит на приходе один, вкладывая в это всю душу и силы. Но большинство прихожан не видит в нем своего духовника. Хотя не исключено, что и нуждаются в духовном окормлении. Как священнику обрести доверие своей паствы? — По одному священники служат в большинстве сельских храмов. И конечно, если между ним и паствой не возникнет искренних, доверительных отношений, это станет серьезной взаимной проблемой. Для того чтобы к священнику возникло доверие и у него сложились более глубокие духовные отношения со своей паствой, ему нужно стремиться полюбить прихожан как своих духовных детей. Полюбить как членов своей семьи, над которой он — в духовном отношении — поставлен главой. Когда священника призывают на требы, он соприкасается с бытом и жизнью своих прихожан. Но нужно не только исполнять требуемое: давай исповедуйся, давайте отпою, повенчаю, и мне от вас больше ничего не нужно, вникать и знать, чем живет в его духовной семье каждый. Заботы и обстоятельства жизни человека, его семью, род занятий. И тогда будет взаимная любовь. И если он глава духовной семьи, то вполне естественно, зная эту жизнь, поучаствовать и помочь при необходимости. Он не будет для них чужой, и это " не чужой " , наверное, лучшее определение.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhimandr...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Мы не боремся с напитками, мы боремся с проблемой…» Источник: Взгляд «Что нового мне может поп рассказать об алкоголе?» – отмахнулся от моего предложения сходить на антиалкогольную пресс-конференцию коллега, знающий о заявленной проблеме «не понаслышке». Фраза прозвучала смешно: с чувством юмора у парня все в порядке, его, как и талант, говорят, не пропьешь. Но говорят скорее ради красного словца: пропить можно не только талант, но и здоровье, и жизнь. Преждевременная смерть от выпивки другого моего коллеги печальное тому подтверждение. Прекрасной души человек, умный, добрый, талантливый, замечательный журналист и друг, всегда готовый прийти на помощь… Его не спасло ни чувство юмора, за которым он отчаянно прятал нахлынувшую беспомощность, ни молодость, ни профессия, ни любовь и уважение коллег, ни маленькая дочь… НЕ НАДО КРАЙНОСТЕЙ В нашей стране алкогольная тема всегда считалась скорее прерогативой государства. В попытках отрезвить нацию власти либо безрассудно закручивали гайки (при Горбачеве самогон на «безалкогольных» свадьбах разливали прямо из чайников), либо пускали процесс на самотек. К попыткам Церкви повлиять на ситуацию в обществе всегда относились скептически – нечего, дескать, лезть со своей антиалкогольной ерундой в чужой монастырь. Но московского священника, архимандрита Тихона (Шевкунова), сопредседателя Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, это не смущает. Ведь «монастырь» в данном случае не чужой, а общий, и отвечать за него придется нам всем… «Общим делом» называется и социальный проект, который отец Тихон реализует уже в течение года (со светской стороны совет возглавляет известный писатель Валентин Распутин). За это время в разных городах страны появились региональные отделения совета, по телевизору и в школах демонстрируются и обсуждаются социальные ролики и фильмы. На минувшей неделе презентация проекта состоялась и в Саратове. В правительстве прошла конференция «Нерешенная проблема будущей России» с участием епископа Лонгина и губернатора Павла Ипатова.

http://pravoslavie.ru/37802.html

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (стих 1). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? — “Пребывание” (paroik…a) означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои 1 . Ведь и Авраам — странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра 2 . Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! — Кто может пребывать в жилище Твоем? — Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее — продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. — Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах 3 .

http://pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-veli...

Если бы постановка вопроса была столь же проста, как в вопросе Коринфской церкви о даре языков и даре пророчества, то мы без колебания стали бы на сторону русскою языка, как апостол Павел стал на сторону дара пророчества (впрочем, не без оговорок). Но такой простоты нет в нашей проблеме, ибо никто не может сказать, что церковнославянский язык есть чужой язык для русского слуха и что русский язык с церковнославянским суть явления взаимно друг друга исключающие. Известно, что церковнославянский язык, как мы видим его в наших богослужебных книгах, произошел из древнеславянского языка, в который с тех пор, как им стала пользоваться Русская Церковь , внесено множество элементов русского языка. Учитывая то обстоятельство, что и древне-славянский язык Кирилла и Мефодия по корням своим есть язык, близко родственный русскому, мы должны признать, что в современной своей богослужебной, уже русифицированной рецензии этот язык не только не чужой, не иностранный язык для русского слуха, но, напротив, свой, родной. Почти все корни и знаменования их общи у церковнославянского и русского языков. В подтверждение этого сошлюсь на такой пример. В Псалтири, книге наиболее трудной для понимания, имеется не более сотни слов, которые русский слух оценивает как чужие, незнакомые, нуждающиеся в переводе. Таковы, например, «абие», «аз», «аще», «брашно». «брение», «брозда», «буий», «вскую», «выя», «ганание», «гобзовати», «голоть», «егда» и так далее. В это число входят и такие, явно иностранные слова, как «онагр», «рамн», «скрания», «скимен», «стакти» и другие. Все эти слова встречаются в Псалтири приблизительно в 1250 местах, причем наиболее чуждые слова встречаются по одному, по два раза, наиболее же близкие русскому слуху слова повторяются много раз ( например, «яко» – 550 раз, «иже» – 180, «аще» – 60, «аз» – 46 раз). Принимая во внимание, что все вообще речения Псалтири, упомянутые в словаре П. Гильтебрандта , применены 23 416 раз, мы видим, что непонятные слова составляют лишь около 5% всего лексического материала Псалтири. Можно ли говорить поэтому, что, читая псалом по-славянски, я говорю на незнакомом языке, как это бывало в Коринфской церкви и как это бывает в Католической церкви наших дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чужой монастырь со своим уставом Митрополит Кирилл против Кондолизы Райс 07.12.2005 338 Время на чтение 4 минуты Доклад о религиозной свободе в мире, опубликованный 8 ноября этого года Государственным департаментом США, не мог остаться без внимания со стороны руководства Московского Патриархата (МП). В докладе среди главных врагов свободы религии в России, помимо власти и ФСБ, американские аналитики назвали еще и Русскую Православную Церковь. Не прошло и месяца, как председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с открытым письмом в адрес государственного секретаря США Кондолизы Райс. Как и год назад, разработчики доклада включили Россию в список стран, правительства которых проводят дискриминационную политику в отношении так называемых религиозных меньшинств. В тексте доклада было отмечено, что Русская Православная Церковь вопреки положению Конституции РФ о светском характере государства пользуется поддержкой федеральных и местных органов исполнительной власти. В Госдепартаменте США считают, что одним из нарушений закона о свободе вероисповедания в России является вмешательство ФСБ в дела, связанные с выдачей виз иностранным религиозным деятелям. " ФСБ рассматривает лидеров некоторых религиозных меньшинств как угрозу национальной безопасности " , - отмечается в тексте доклада. В своем " ответном " письме Кондолизе Райс глава ОВЦС не стал подвергать сомнению тот факт, что в России есть проблемы с реализацией религиозной свободы. Он объяснил их тем, что отношения в этой сфере приходится заново выстраивать после десятилетий государственного атеизма и открытой борьбы против всех верующих. Однако " абсолютно беспочвенным " митрополиту Кириллу видится утверждение, что Русская Православная Церковь по " статусу приближается к государственной " . По славам митрополита, Церковь " полностью отделена от государственного аппарата " , а священники " не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений " . " Это наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства " , - подчеркнул глава ОВЦС.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу о веротерпимости в России 14.09.2021 792 Время на чтение 19 минут Источник: РАРОГ Иллюстрация: Большой Московский собор 1667 г. В Российской империи отношения государства к своим неправославным подданным выстраивались на традициях и принципах веротерпимости. Так как в роли главного субъекта идентификации выступало самодержавное государство, возглавляемое православным монархом, отношения между православными и неправославными подданными империи определялись правовыми отношениями «свои-иные-чужие», в которых «иные» и «чужие», действующие в рамках института веротерпимости, пользовались покровительством монарха и защитой законов. Принципиально иным было отношение государства к той части русского народа, которая исторически принадлежала к Православной церкви, однако затем вышла из повиновения правящим архиереям и образовала самостоятельные Церкви и общины. К этой части православного русского народа государство относилось как к «чужим», которые воспринимались как угроза религиозной и государственной безопасности. В категориях имперской эпохи под религиозной и государственной безопасностью понималась, в первую очередь, защита «господствующей» Русской церкви от расколов, отпадений и внешнего прозелитизма. На этом основании история отношений Российского государства и «господствующей» Русской церкви с великорусским церковным «расколом» стала характеризоваться наличием подвижной оппозиции «свой-чужой», в которой феномены религиозно-политической чуждости, враждебности и нетерпимости претерпели существенную эволюцию. Целью данной статьи является изучение государственно-церковных отношений к русскому «расколу», рассматриваемых сквозь призму эволюционирующей оппозиции «свой-чужой», характерной для двух типов ранней имперской веротерпимости – интеграционной и дискриминационной. Начало становления этой оппозиции было положено решениями патриарха Никона и церковных соборов 1654-1656 гг. об унификации русского церковного устава с новогреческим. Решения церковной иерархии вызвали протесты со стороны защитников старого русского устава и ответные репрессии, предпринятые патриархом Никоном.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/14/k_vopr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010