Ты таковым христианам не подражай, «не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззако­ние, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут» (Пс 36:1—2), — и не подражай таким, которые только о земном помышляют, но старайся по правилу Слова Божия жить, и будь в мире этом как «странник и пришелец» (1 Пар 29:15), если хочешь первей­шим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, — и так спасешься.    5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в мире этом?    Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находя­щийся в немецкой или турецкой земле, пре­бывает там как странник и пришелец. Так хри­стианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле все­го опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее «о земном, а не о горнем» (Кол 3:2), подозрительны.    Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом — как недвижимость для странни­ка: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, — словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вы­нести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кро­ме нужного. О чем апостол так говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8).    Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, — в отечество свое пе­ресылает или везет. Для истинного христиани­на движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Буквальный смысл этого текста очевиден для нас: и сегодня постящийся не должен осуждать непостящегося, праведный – грешника. Прежде всего это относится к пастырям; принимая исповедь, выслушивая чужие грехи или просто сталкиваясь с мелкими повседневными нестроениями в приходской жизни, он должен пуще всего хранить себя от осуждения, на которое так легко бывает соскользнуть. И как, осуждая (ибо нельзя не осудить грех), сохранить милость к грешнику? Пожалуй, и на этот вопрос мы найдем ответ у апостола Павла. Всякий, cmoum он, или падает, открыт перед Господом, и Господу предстоит и судить его. Совесть служит предварением этого суда. Нельзя человеку раскрыть больше того, чем раскрыто ему его совестью, которой он, хорошо ли, плохо ли, повинуется. Научить этому повиновению своих пасомых – задача пастыря, который должен уметь говорить с человеком-грешником как бы от лица его внутреннего суда, от лица его совести. Не судить самому, но предоставить Богу, обитающему в чужой душе, судить ее грех . Если пастырь сумеет отказаться от всякого человеческого суда (а это требует немалого смирения) и весь суд предоставит Богу, он скорее научится сострадать грешнику, а сострадая – и уважать решения чужой совести, ибо каждый из нас за себя даст отчет Богу ( Рим. 14:12 ). Апостол, сам прошедший эту науку, поэтому и мог говорить другим: Всякий поступай по удостоверению своего ума ( Рим. 14:5 ), ибо верил в чужой разум, чужую совесть. Он верил, в то, что можно назвать «боговдохновенностью» свободной верующей совести, верил в то, что она есть место встречи с Богом Живым, верил в силу и непреложность ее суда и потому отстаивал ее право на собственный выбор в области обрядовых предписаний и богословских мнений – надлежит быть и разномыслиям между вами ( 1Кор. 11:19 ). Единственным критерием совести должна быть, по мнению апостола Павла, вера. Но и вера, как он иногда толкует ее, должна корректироваться совестью, удерживая ее от превозношения и суда: Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не no вере; а все, что не no вере, грех ( Рим. 14:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой. Ту землю, говорит, которую Бог обетовал даровать ему и семени его, он населил как чужую. В каком смысле чужую? Ибо он купил и могилу для Сарры (Быт. 23:4), и однако, не усомнился и не сказал: солгал Бог, но уверовал, что Обетовавший, без сомнения, дарует ее. И жил в шатрах. И жил в шатрах. Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое. С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. И Исаак и Иаков, говорит, жили на ней также, как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потом он переходил с одного места на другое (Быт. гл.26). Иаков же не только был гоним со страхом пред Исавом, но и на обратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (Быт. гл.35). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17: 8). Однако они не были неверующими. Ибо он ожидал города, имеющего основание. Ибо он ожидал города, имеющего основание. Потому, говорит, на земле той и поселились в палатках, не имеющих основания, что ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных. Потом, они, получав земное обетование, пренебрегали им и стремились к небесному. Вы же, верующие, получив обетование о небесном, желаете земного; и как вам не стыдно? Которого художник и строитель Бог. Которого художник и строитель Бог. Какая похвала этому городу, что художником его является Бог! Верою и сама Сарра (будучи неплодна). Верою и сама Сарра (будучи неплодна).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:9.  Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. «Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:10.  Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. «Ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог». Авраам не настоящего желал, но вожделевал будущего, потому что будущее поистине твердо и прочно. Ибо словом «основания» Апостол означил долгое пребывание, а «градом» нерукотворенным назвал небесное житие. Сие же сказал он и выше: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, …но в самое небо» ( Евр 9:24 ). Евр 11:17.  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. Евр 11:18.  О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. «Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Если же о малых вещах Бог имеет Промысл Свой, тем более о человеке, изрядном Своем создании и намного лучшем прочих. Что может человеку приключиться, особенно верному, без Промысла и воли Божией? Бог видит все, кто, и ради чего, и кого изгоняют. Поручи же Промыслу Божию дело изгнания твоего, и Он будет заботиться о тебе. 2) Христиане – пришельцы и странники в мире этом ( Евр.11:13 ), и не имеют «здесь постоянного града», но ищут будущего " ( Евр.13:14 ), и ожидают «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Потому в мире этом жизнь их как пленение и странствование. Следовательно, равно для них как в отечестве и доме, где родились и воспитались, так и на чужой земле, в которую изгнаны, или пленены, странствование свое проводить, пока Бог изволит им в мире этом странствовать. Потому и тебе равно есть жить ныне на всяком месте, в доме, или где на чужой стороне. Отовсюду равно можешь очи свои возводить к небу – отечеству своему, и живущему на небе Небесному Отцу. И Он на тебя равно взирает с неба Своего святого, как живущего в доме твоем и отечестве, так и в чужой стране, более же благоприятно зрит и призирает на тебя во изгнании, как изгнанного людьми и озлобляемого, и, как Отец милосердный, сострадает тебе и венец славы вечной готовит тебе. 3) Всякое место, страна и град есть Божий: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней» ( Пс.23:1 ). И Бог наш на всяком месте есть, и Он «упование всех концов земли, и находящихся в море далеко» ( Пс.64:6 ). На всяком месте царствие и владычество Его ( Пс.102:22 ), и ты на всяком месте в царствии Божием обретаешься, и Бог с тобою есть везде. И хотя нечестивые в домах своих упокоеваются, прохлаждаются и веселятся, они в царствии дьявольском и во власти его темной обретаются, и Бог от них со Своею благодатью далеко; благочестивые же, где ни находятся, в царствии Божием находятся, и Бог с ними неотступно пребывает, с ними есть в скорбях их ( Пс.90:15 ). С Богом же быть – на всяком месте отечество и дом, как без Бога дом и отечество – это ссылка и пленение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И Епископ Петр и многие другие богословы видят в предыдущем пророчестве и указание на запустение царства Израильского и на возврат остававшихся на месте к Господу Богу, вследствие торжественной Пасхи отпразднованной царем Езекией который пригласил на нее людей всех колен. Надо обратить особенное внимание, что глава XVII, надписанная „пророчество о Дамаске“, обращена почти исключительно к Израилю, который вступил с Дамаском в союз, имевший беззаконною целию противоборствовать обетованиям о доме Давидовом и стереть его с лица земли. (См. VII гл.). 9 . В тот день укрепленные города его будут как развалины в лесах и на вершинах гор, оставленные пред сынами Израиля, – и будет пусто. 10 . Ибо ты забыл Бога спасения твоего, и не вспоминал о скале прибежища твоего; оттого развел увеселительные сады и насадил черенки от чужой лозы. 11 . В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно расло и чтобы посеянное тобою рано расцвело; но в день собрания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. Кажется нет повода сомневаться в том,-как указывают почти все комментаторы, – что в словах этого пророчества рисуется нашествие Ассириян, которые впродолжение четырех царствований разорили всю Палестину (даже царство Иуды, 4Цар. 18:13 ), кроме Иерусалима, и начали переселение жителей на дальний восток. Потому-то твердыни Израилевы, построенные для защиты проходов и ущелий в горах и лесных дорог, опустели и превратились в развалины,-ибо „везде пусто“. В 10 стихе останавливают особенное внимание слова, почти дословно повторяющие слова Втор. 32:4,18 . „Господь есть скала (или твердыня) 796 .... заступника родившего тебя ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя“. По связи речи очевидно, что „увеселительные сады“ и „черенки от чужой лозы“ означают идолопоклонство. Таково значение „дубрав“, „рощ“ и разных насаждений у Исаии I, 29; LXV, 3; LXVI, 17 797 ; и таково значение чужой лозы, плоды которой названы во Втор. 32:31–32 , „виноградом от виноградной ловы Содомской и с полей Гоморрских.... ягоды их ягоды ядовитые.... вино их яд драконов и отрава аспидова“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Когда же явилось Солнце правды, тогда тень, наконец, исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе совершается та и другая пасха, — и преобразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень и потом накладывают на нее истинные краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он и преднаписал преобразовательную пасху, и присоединил истинную. « Где велишь нам приготовить Тебе пасху? » Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет. 5. Говорю это к иудеям, так как они мнят, что совершают пасху, и, необрезанные сердцами, с бесстыдным намерением предлагают опресноки. Как, скажи мне, иудей, ты совершаешь пасху? Храм разрушен, жертвенник уничтожен, святое святых попрано, всякого рода жертвы прекращены; для чего же ты дерзаешь совершать эти беззаконные дела? Ты отошел некогда в Вавилон, и там говорили пленившие тебя: « пропойте нам из песней Сионских » (Пс. 136:3); но ты не согласился. Это выразил Давид, сказав « при реках Вавилона, там сидели мы и плакали: на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы » (Пс. 136:1–2), т. е. псалтирь, цитру, лиру и прочее, так как их употребляли они в древности и посредством их пели псалмы. Отправившись в плен, они взяли их с собой, чтобы иметь напоминание о жизни в отечестве, а не для того, чтобы употреблять их. « Там », говорит, « пленившие нас требовали от нас слов песней »; а мы сказали: « как нам петь песнь Господню на земле чужой? » (Пс. 136:3–4) Что говоришь ты? Песнь Господню ты не поешь на земле чужой, а пасху Господню совершаешь на земле чужой? Видишь ли неблагодарность? Видишь ли беззаконие? Когда враги принуждали их, то они не смели даже сказать псалма на земле чужой; а теперь сами от себя, в то время как никто не принуждает и не заставляет их, воздвигают войну против Бога. Видишь ли, как нечисты опресноки, как беззаконен их праздник, как уже не существует пасха иудейская? Была некогда пасха иудейская, но теперь отменена, и наступила пасха духовная, которую преподал тогда Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находящийся в немецкой или турецкой земле, пребывает там как странник и пришелец. Так христианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле всего опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее о земном, а не о горнем ( Кол. 3, 2 ), подозрительны. Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом – как недвижимость для странника: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, – словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим. 6, 7 ). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кроме нужного. О чем апостол так говорит: имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим. 6, 8 ). Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, – в отечество свое пересылает или везет. Для истинного христианина движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие, и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пищи, одеяния, покоя или дома довольно для него, как странника и путника, а когда стремится обогатиться, почитаться, прославляться, веселиться, и наслаждаться в мире этом, – это похоти, а не нужды дело. Странствующий к отечеству и дому своему ничего в мире не любит, как выше сказано, кроме Бога, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобного себе человека, и всегда к небесному отечеству, для которого создан и позван, ум и сердце свое возводит, как путник к цели своей. Так, где сокровище его, там будет и сердце его (Мф 6:21). Когда в этой мысли всегда находиться будет, непременно не пожелает ничего в мире этом, кроме Бога и вечной жизни, которая во Христе сокровенна и в Слове Божием обещана. 10) Надобно душе, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу без любви мира сего. Примечай это, берегись мира и изыди от него, как Лот из Содома. Спасайся.   Письмо двадцать второе Дивишься ты тому, что я в конце написал «изыди от мира». Это не просто надобно разуметь, но в том смысле, в каком и вышеупомянутое письмо написано. Истинные христиане непременно от мира изыдут, не ногами, но сердцами и помышлениями. Сам ты знаешь, что человек, удалившийся от отечества и дома своего, делает: на чужой стороне обращается, но сердцем и мыслями своими непрестанно в отечестве и доме своем пребывает, всегда думает, как бы в дом здоровым возвратиться. Телом и ногами ходит на чужой стороне, но сердцем и душой в доме своем, и ничего там недвижимого не заводит: ни строений богатых, ни садов, и прочего, чего с собой в отечество взять невозможно. Мы странники и пришельцы на земле, как и отцы наши. Отечество наше – небо, для которого мы созданы, и святым Крещением обновлены, и Словом Божиим позваны. Что же нам, странникам и пришельцам, остается делать, как здесь в мире этом телом жить и ногами ходить, пока Бог не позовет нас отсюда, но сердцами и помышлениями в отечестве своем пребывать; и ни о чем, кроме нужного, для жизни этой не заботиться, и не собирать сокровищ себе на чужой земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше (Мф 6:19-21). Там наше отечество, там дом, там Отец наш, там братия наша, там покой наш, там слава, там радость, там ликование, вечеря великая, и все блаженство наше там. Туда сердце наше и помышления наши и желания наши возводить должно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Поднимем ж голову, взглянем вверх, чтобы увидеть, откуда что нам дается, чтобы, наконец, перестать подрывать корни, обрекая самих себя и своих детей на голодную смерть. О чужой и о своей жене Четверг Мф. 5:27–32 Рим. 1:28–2:9 В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам Апостол продолжает показывать связь между отношение к Богу и нравственностью. И вот мы видим, что мало – познать Бога и прославить Его ( Рим. 1:21 ); мало – даже поклониться и служить Ему ( Рим. 1:25 ). Необходимо еще и постоянно «иметь Бога в разуме». Ибо если человек не будет постоянно содержать в разуме то, что есть единое на потребу, то разум его будет занят всякими непотребствами, и такой человек неизбежно будет исполнен «всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, … зависти, убийства, распрей». И это порой доходит до такой степени, что люди делают не только эти непотребства, «но и делающих одобряют», окончательно потеряв и страх, и стыд, и чувства добра и зла. Позже Господь скажет: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ). И поэтому с самого начала Он обращается к сердцу человека, говоря о необходимости тщательно хранить его от злых помыслов: «Вы слышали, что сказано древним» «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». При этом Господь говорит, что даже «если правый глаз твой соблазняет тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну». Глаз, рука – это непосредственно орудие души. Они призваны мгновенно выполнять нашу волю. И может ли быть что-либо противоестественнее, чем самовольное блуждание глаз, самовольное движение рук? И глаз, и рука должны быть в строгом повиновении, иначе они никому не нужны. Итак, Господь осудил наравне с грехом и самое желание греха. Но ведь тут неизбежен вопрос: а самое вожделение к чужой жене не есть ли по своему качеству то же, что и к своей? И не логично ли ожидать, что далее Господь к этому нас и поведет, что, мол всякое стремление к женщине есть грех , что в браке, что вне брака, и что лучше или не жениться, или немедленно разойтись?.. но видим другое. Развод, оказывается, был только допущен по несовершенству древних людей. «А Я говорю вам, – обращается Господь к Своим слушателям, – кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». То есть, с одной стороны, предписывается даже мысли не иметь о чужой жене, а с другой – даже мысли не иметь оставить свою, хотя вожделение к женщине лежит в основе как прелюбодеяния, так и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010