«Что ты, учитель, повторяешь одно и то же?» – спросили его. Апостол ответил. «Это самая необходимая заповедь Христова; кто ее исполнит, тот исполнит весь закон». Тот же св. апостол в первом соборном Послании учит, что без любви к ближнему не может быть и любви к Богу. Это святое чувство возникает в нас, и воспитывается, и упражняется в свойственных ему действиях при посредстве любви к ближнему. «Бога никто никогда не видел, – учит святой апостол, – если мы любым, друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1Ин.4:12 ). «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Понятна теперь важность вопроса: кто же есть ближний мой? О ком я должен заботиться? На ком я должен оказывать свою любовь к Самому Господу Богу, в Котором вся моя жизнь и все спасение мое? Есть две крайности в решении этого вопроса. Закон Христов одинаково предостерегает нас от той и другой и указывает нам верный путь к исполнению этой важнейшей заповеди. В одну крайность вдалась большая часть евреев во время земной жизни Господа Спасителя. Они почитали своими ближними только своих единоплеменников и по отношению к другим народам, которые большей частью были враждебны, позволяли себе, даже считали для себя обязательным, нарушать заповедь о любви к ближнему. Против этой крайности в особенности направлена Господом Спасителем притча о благодетельном самарянине. В ней Господь показал, что ближним должно почитать каждого человека, к какому бы народу он ни принадлежал. Для самарянина иудей был чужой человек, даже более – враг, потому что евреи с презрением относились к самарянам и много делали им зла. Однако самарянин не затруднился этим, а оказал самое нежное и живое участие к его горю и, сколько только мог, позаботился о нем. «Иди, и ты поступай так же», – сказал Господь законнику и всем нам: видишь нужду ближнего – помоги, не разбирая, кто он, родной или чужой, единоземец или иноплеменник, друг или враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что я говорю: странничество? Она гораздо хуже и странничества. Потому Христос и назвал ее путем: «тесны врата, говорит Он, и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). И это есть самая лучшая и даже первая наука — знать, что мы странники в настоящей жизни. Древние исповедовали это и потому особенно прославились. Выражая это, Павел говорит: «Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16).    Почему, скажи мне: «их»? Потому, что они признавали себя странниками и пришельцами. Это — корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином; кто здесь странник, тот не ста­нет привязываться к настоящим благам, не будет забо­титься ни о жилище, ни о богатстве, ни о пище, ни о чем другом подобном; но, как находящиеся в чужой стране, де­лают все и употребляют все меры к возвращению в отече­ство и каждый день стремятся увидеть страну, их произвед­шую, так и питающий любовь к будущим благам не огор­чится здешними несчастными обстоятельствами, и не возгор­дится счастливыми, но будет проходить мимо всего этого, как путник. Вот почему и в молитве нам заповедано говорить: «да приидет царствие твое» (Мф.6:10), чтобы мы, питая в душе желание и ожидание того дня и постоянно имея его пред глазами, не увлекались настоящим. Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не пи­тая сильной любви к горнему Иерусалиму?    3. Посмотри, как они оплакивают свое пребывание между иноплеменниками: «поселился, — говорит, — я в шатрах Кидарских: долго жила душа моя в стране переселения: с ненавидящими мир я был в мире» (Пс.119:5-6). Здесь они оплакивают не только свое пребывание в стране чужой, но и обращение с иноплеменниками. Так и другие пророки оплакивали настоящую жизнь и говорили: «не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих.7:2); и этот самый пророк: «спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного» (Пс.11:2). Настоящая жизнь тяжела не потому только, что она испол­нена суеты и безвременных забот, но и потому, что в ней много успевают люди злые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это — корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином; кто здесь странник, тот не станет привязываться к настоящим благам, не будет заботиться ни о жилище, ни о богатстве, ни о пище, ни о чем другом подобном; но, как находящиеся в чужой стране, делают все и употребляют все меры к возвращению в отечество и каждый день стремятся увидеть страну, их произведшую, так и питающий любовь к будущим благам не огорчится здешними несчастными обстоятельствами, и не возгордится счастливыми, но будет проходить мимо всего этого, как путник. Вот почему и в молитве нам заповедано говорить: « да приидет царствие твое », чтобы мы, питая в душе желание и ожидание того дня и постоянно имея его пред глазами, не увлекались настоящим. Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не питая сильной любви к горнему Иерусалиму? 3. Посмотри, как они оплакивают свое пребывание между иноплеменниками: « поселился », говорит, « я в шатрах Кидарских »: « долго жила душа моя в стране переселения: с ненавидящими мир я был в мире » (ст. 6). Здесь они оплакивают не только свое пребывание в стране чужой, но и обращение с иноплеменниками. Так и другие пророки оплакивали настоящую жизнь и говорили: « не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми » (Мих. 7:2); и этот самый пророк: « спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного » (Пс. 11:1). Настоящая жизнь тяжела не потому только, что она исполнена суеты и безвременных забот, но и потому, что в ней много успевают люди злые. Нет ничего гнуснее и тяжелее обращения с такими людьми. Не столько дым и смрад тяготит глаза, сколько обращение с злыми людьми огорчает душу. Не помнишь ли, как и Господь наш Иисус Христос выразил тягость пребывания с ними? Когда Он сказал: « доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? » (Мф. 17:17), то указал на то, что содержится в словах: « поселился я в шатрах Кидарских ». Это — варвары, которые обыкновенно поступают с подвластными им, как звери, живут в шалашах и пещерах и доходят до свирепости диких зверей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Это опять действие и польза искушений; они окрыляют ее, возбуждают и заставляют искать вышней помощи, отрешая от всего житейского. Если же иудеи, грубые и привязанные к земле, от страданий во время плена сделались столь благоразумными и обратились к небу, то тем более мы во время бедствий должны поступать так и прибегать к Богу; от нас требуется большее совершенство, нежели от них. Находясь среди врагов, не имея ни города, ни стены, ни башни, ни оружия, ни помощи от людей, ни богатства и ничего подобного, но пребывая в плену и рабстве своих владык и в месте врагов, будучи угнетаемы такими великими бедствиями, они прибегли к непобедимой деснице, и лишенные средств человеческих, самой беспомощностью научились любомудрствовать; потому и говорили: « возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя ». Все человеческое уничтожилось, погибло, исчезло; осталось одно только спасение — от Бога. « Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю » (ст. 2). Видишь ли, как они ищут Бога везде, и на земле, и на небе, и на горах, и в пустыне, везде представляя Его пред собою? Видишь ли, как душа их возвышалась, как они проповедуют о Промысле, простирающемся на все? Не напрасно пророк прибавил: « сотворившего небо и землю », но прикровенно выразил такую мысль: если Он сотворил небо и землю, то может помочь везде, и в чужой земле, подать руку и в стране иноплеменников, спасти лишенных и отечества; если Он одним словом произвел такие стихии, то тем более может избавить нас от иноплеменников. Видишь ли, как любомудрствуют те, которые были бесчувственнее камней, и жили в чужой земле? Они вспоминают уже не о храме, но о небе и земле. Посмотри, как они исповедуют творчество, премудрость и промышление Божие. Те, которые прежде говорили дереву: « ты мой отец », и камню: « ты родил меня » (Иер. 2:27), исповедуют теперь Творца вселенной. « Помощь моя от Господа », а не от людей, не от коней, не от богатства, не от союзников, не от оград. « Помощь моя от Господа ». Эта помощь непреодолима, это содействие непобедимо, и не только непобедимо, но и легко и удобно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Я смело мог бы назвать равными между собой эту спальню и вавилонскую печь, и Даниилов ров со львами, и чрево морского зверя, в которое попал пророк; скорее же, я назвал бы ее даже гораздо более тяжелой, чем те. Там победа со стороны злоумышления была погибелью тела, здесь же – совершенной гибелью души и смертью бессмертной, несчастьем, не имеющим облегчения. Здесь был не только опасный этот ров, но и то, что вместе с насилием и коварством (эта спальня) была полна великого ласкательства, сильного и различного, многообразного огня, не тело жгущего, но сжигающего самую душу. Указывая на это самое, Соломон, который в особенности точно знал, каково сходиться с женщиной, имеющею мужа, говорит: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней», не будет оставлен без наказания ( Притч. 6:27–29 ). Смысл его слов таков: «Как невозможно, – говорит он, – чтобы кто-нибудь, находясь в огне, не горел, так невозможно и то, чтобы кто-нибудь, находясь в связи с женщинами, избежал происходящего отсюда воспламенения». Этот же перенес то, что было гораздо более тяжело. Сам он не коснулся ее, но той был удерживаем, схваченный один только одной, и это после того, как он был приведен в изнеможение столь великими уже бедствиями, изнурен такими злыми кознями и желал успокоения и безопасности. 13 . И все-таки, находясь в таких сетях и видя, что на него нападает многообразный зверь и всячески терзает его – прикосновением, голосом, глазами, румянами, подкрашиванием, посредством золотых вещей, благовоний, одежд, обращений, слов, наряда, в который она была облечена, посредством одиночества, посредством того, что это оставалось скрыто от других, посредством богатства, могущества, посредством того, что эта женщина вместе с тем имела своим союзником, о чем я прежде сказал, возраст, природу, рабство, пребывание его в чужой стране, – он победил все то пламя. Я говорю, что это искушение много тяжелее и зависти братьев, и родственной ненависти, и продажи, и власти варваров, и длинного путешествия, и пребывания в чужой земле, и темницы, и уз, и продолжительного времени, и бывшего здесь бедствия; подлинно, опасность превышала крайние пределы. А после того как он избежал и этой войны, и повеял здесь исполненный росы ветер, явившийся как по благодати Божией, так и вследствие добродетели юноши, – а у него было столько спокойствия и целомудрия, что он постарался положить конец ее бешенству, – после того как, говорю, он вышел неприкосновенным, подобно юношам, избежавшим персидского племени – «и даже запаха огня не было от них», – говорится ( Дан.3:94 ); после того как показал себя великим борцом целомудрия и уподобился адаманту, посмотрим, чего он тотчас вкусил, и какие награды следуют за победителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

10 295 Ибо испытал Ты нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. 11 Дал нам увязнуть в сетях, возложил скорби на плечи наши. 12 296 Поставил чужой народ над нами. Прошли мы сквозь огонь и воду, и вывел Ты нас в место покойное. 13 Войду в дом Твой и совершу всесожжение, исполню пред Тобой обеты мои; 14 Изрекли их уста мои, и произнес язык мой в дни скорби моей. 15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с фимиамом, принесу Тебе в жертву агнцев, волов и козлов. 16 Придите, услышьте, поведаю вам, боящиеся Бога, что сотворил Он душе моей. 17 К Нему воззвал я устами моими, и язык мой превознес Его. 18 Если увижу неправду в сердце моем, да не услышит меня Господь. 19 Но вот услышал меня Бог, внял молению моему. 20 Благословен Бог, – не отверг Он молитвы моей и милость Свою явил мне! 1 297 В конец, псалом, песнь Давида, 66. 2 298 Боже, смилуйся над нами и благослови нас, яви нам сияние лица Твоего и помилуй нас! 3 Дай нам познать на земле путь Твой, путь спасения, явленный Тобой всем народам! 4 Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все! 5 Да возвеселятся и возрадуются племена, ибо судишь Ты народы праведно и наставляешь племена на земле! 6 Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все! 7 299 Земля принесла плод свой. Благослови нас, Боже, Боже наш! 8 Благослови нас, Боже! И да убоятся Тебя все пределы земли! Слава: 1 300 В конец, псалом, песнь Давида, 67. 2 301 Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его! 3 Как исчезает дым, да исчезнут! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божия; 4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются перед Богом, да насладятся весельем! 5 Воспойте Богу, пойте имя Его! Уготовьте путь Шествующему на запад! Господь имя Ему, радуйтесь пред Ним! 6 Да придут в смятенье враги от лица Его, Отца сирот и Заступника вдов! Царит Бог во святилище Своем. 7 302 Бог вселяет преданных Ему в дом Свой, освобождает узников греха силою Своей, выводит из преисподней огорчавших Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10. Эта жертва, — я говорю о смирении, — не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохранившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвысившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, — (эти отроки) воспевали и говорили: « согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты » (Дан. 3:29, 38, 39). « Жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ». « Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сион, и да построятся стены Иерусалимские » (ст. 20). « Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов » (ст. 21). [Эти слова ясно показывают нам, что псалом имеет пророческое значение. В уста обреченных на жизнь в Вавилоне и жаждавших освободиться из рабства — влагаются эти слова. Они умоляют о сострадании к городу, о восстановлении укреплений, о совершении определенного законом служения. Теперь, говорят, живя в чужой стране, мы не можем приносить законных жертв, так как закон повелевает только в том городе приносить Тебе жертвы. Но как только исполнится наша просьба, и мы восстановим храм, мы тотчас принесем Тебе законные жертвы]. Еще и другое пророчество заключает в себе конец этого псалма. Упомянув выше о дарах Святого Духа и потом ниже указав, что Богу неугодны законные жертвы, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устроении на земле небесного Иерусалима, о введении нового строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву бессловесные, но (будет) возношение и жертва правды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

10. Те, которые наказывают согрешающих, другим мешают грешить. 11. Тот, кто чтит добродетель, первую истину чтит, и особенно над всяким добром начальствующую. 12. Солон: Солон-мудрец сказал, что то государство самое лучшее, в котором почитают добрых, и то самое худшее, в котором почитают дурных. 13. Секст: Две причины движут человека к заботе по Богу: наказание безбожия и вознаграждение благочестивых намерений. 14. Восхваляемый порок становится невыносимым. 15. Прокопий-ритор: Там, где не в почете добродетель, на свободе – порок. 16. Филон: Если хочешь быть просвещенным вдвойне, лучше всего творящих лучшее почитай и творящих худшее наказывай. 17. Сократ: Спрошенный о том, в каком государстве лучше всего жить, ответил: «В том, в котором живут по закону и наказывают неправедных». Слово 69-е. О самолюбии 1. Ин. 12, 25 : Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 2. 2Кор. 10, 18 : Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. 3. Филипп. 2, 21: Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. 4. Сир. 37, 50 : Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех. 5. Притч. 21, 2 : Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 6. Притч. 27, 2 : Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. 7. Свт. Василий Великий : Мужу, поистине достойному сего наименования, быть щеголем и занятым своею наружностью не менее укоризненно, чем рабски предаваться другой какой-либо страсти. Употреблять все старания на то, чтобы тело было как можно наряднее, свойственно человеку, который не познал сам себя и не понимает мудрого правила. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Никто не друг, никто не брат – только за своим наблюдает каждый. Поэтому и свое портим, и легко побеждаемы и диаволом, и людьми из-за того, что не приходили на помощь другу. Ибо и на войне в боевом строю воин, наблюдающий только за тем, чтобы лишь себя спасти бегством, и других, тех, что вместе с ним, губит вместе с собой, а благородный, и за других поднимая оружие, вместе с другими и себя спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

111. Поучение о пророке Данииле и трёх отроках В нынешний день Святая Церковь прославляет в своих песнопениях и молитвословиях святых праотец, от семени которых Господь произошёл по плоти. – Между прочими особенно прославляет пророка Даниила и трёх отроков – Анания, Азария и Мисаила. Они жили за 600 лет до Рождества Христова; но Церковь Божия никогда их не забудет, за то, что эти мужи или юноши были строгие постники и почитали Бога. – Бог совершил чрез них величайшие чудеса – такие чудеса, который уже никогда не повторялись. Они жили в Вавилоне в то время, когда все их соотечественники были в плену Вавилонском. Можете себе представить: какова жизнь тех, которые живут на чужой стороне, в плену, в горькой неволе, в тяжких трудах, и в постоянном угнетении; но сии благочестивые юноши были весьма набожны, строго соблюдали положенные посты. За то Господь одарил их необыкновенною мудростью и красотою. Даниилу открыты Богом величайшие тайны о пришествии Иисуса Христа на землю, и о разрушении всех царств, и о основании одного царства Христова на земле. Анания, Азария и Мисаил были взяты ко дворцу Царя идолопоклонника; но, не желая осквернять себя пищею от стола царского, они вкушали чечевицу и другие растения. За то Бог их наградил величайшею мудростью, и они были потом сделаны начальниками над городами Вавилонскими. Но благочестие может ли быть без скорбей и злостраданий? Несколько раз они были оклеветаны пред царём своими врагами и завистниками. Но Бог рукою крепкою и мышцею высокою всегда их спасал. Даниил пророк однажды по клевете был брошен в пещеру на съедение голодным львам; но звери не дерзнули прикоснуться к тому, которого Бог защищал; ибо, для того, чтобы его накормить Ангел Божий схватил другого пророка, который нёс пищу к жнецам – и принёс в пещеру и накормил Даниила. Когда же брошены были в пещеру клеветники Даниила; то в ту же минуту были растерзаны львами. Анания, Азария и Мисаил – сии три отрока оклеветанные были брошены в пещь на девять степеней разжженную; но сила Божия сделала то, что им казалось, будто бы они орошаются водою; даже ни один волос на голове не сгорел, даже запах дыма не был около них слышен, – и они невредимы оттуда вышли – тогда, когда пламя сожгло тех, которые служили при этой страшной пещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010