б) Следствие суда Божия: обращение к Богу некоторых, оставшихся в земле Израильской Ст. 7. В тот день обратит человек взор свои к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву. Ст. 8. И не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. Следствием этого суда Божия будет обращение некоторых Израильтян к Богу с покаянием, верою, надеждою и любовью ( 2Цар. 30:11; 34:9 ). Прикровенно показывается вместе и причина этого суда Божия – идолопоклонство. Второе действие суда Божия: поражение Израильтян Салманассаром Ст. 9. В тот день укрепленные города ею будут, как развалины в лесах и на вершинах гор, оставленные пред сынами Израиля, – и будет пусто. Ст. 10. Ибо ты забыл Бога спасения твоего, и не воспоминал о скале прибежища твоею; от того развел увеселительные сады и насадил черенки от чужой лозы. Ст. 11. В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно росло, и чтобы посеянное тобою рано разцвело; но в день собрания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. Пророк, изображая второе действие суда Божия – разрушение Израильского царства, а) предсказывает конечное истребление его Салманассаром после первого поражения Феглафелассаром (ст. 9); б) показывает причину суда Божия – упорное идолопоклонство (ст. 10, 11). Метафорические слова в ст. 11 и 12 имеют такой смысл: поскольку ты забыл Бога своего, то и принял суеверное учение лжеучителей, льстящее страстям, с удовольствием принял постановления чуждой религии, поставил статуи языческих богов; по принятии постановлений чужих религий ты старался распространять эту религию так, чтобы вся земля наполнилась идолами; рано по утру поливая свое растение, ты старался, чтобы оно процвело, т. е. старался делать приращение суеверия и идолослужения. Но твоя преданность к чужой религии и заботливость об идолослужения принесет горький плод, плачевную жатву во время тяжкого, неотразимого бедствия, угрожающего со стороны Ассириян. Исполнение этого пророчества описано в свящ. истории. О падении Израильского царства говорится в 4Цар.15:29 ; 1Пар.5:26 . Об обращении некоторых Израильтян после нашествия Феглафелассара (в 4-м году царствования Ахаза) говорится в 2Пар.30, 1–11 . О последнем разрушении Израильского царства Салманассаром (в 6-м году царствования Ахаза) говорится в 4Цар.16:3; 18:9 ; Ос.12:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ведь он, следуя Павлу, считает, что есть три части: дух, душа и плоть, которые апостол объединял вместе, когда писал фессалоникийцам; он говорил: «Чтобы наше тело, и душа, и дух сохранились в целости в день Господа нашего Иисуса Христа». Исайя же, оставив низшую часть, упоминает о двух; он говорил: «Душа моя устремится к Тебе ночью, и дух мой в груди моей пробудится для Тебя с утра». Также и Даниил; он говорил: «Дух и души их (праведных), хвалите Господа!» Из этих мест Ориген справедливо вывел троякое разделение человека. Тело, или плоть, – низшая часть, на которой из-за первородного греха старикан-змей начертал закон греха; она призывает нас к постыдному и в качестве побежденных связывает с дьяволом . Затем дух, в котором выражается подобие наше божественной природе, на котором всеблагой Создатель по первообразу своему запечатлел перстом, т.е. Духом своим, вечный закон добродетели. Это скрепляет нас с Богом, делает единым с Ним. С другой стороны, третьей и средней между ними он считает душу, которая способна к чувствам и естественным порывам. Она, словно в каком-нибудь мятежном государстве, не может не примкнуть к одной из двух сторон; ее тянут и туда и сюда; она вольна склониться куда хочет. Если она, отказываясь от плоти, перейдет на сторону духа, то и сама станет духовной, если же откинет сама себя к вожделениям плоти, то и сама выродится в тело. Ведь это то, что разумел Павел, когда писал коринфянам: «Или вы не знаете, что связывающийся с блудницей, становится одним телом (с нею)? Кто соединяется с Господом, есть один дух (с Ним)». Блудницей он называет ненадежную часть человека. Это и есть та соблазнительная, обольстительная женщина, о которой ты считаешь во второй главе притчей: «Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает свои речи, и оставляет водителя юности своей, и забыла заветы Бога своего. Ибо дом ее ведет к смерти и стези ее – в ад. Все, кто входят к ней, не возвращаются и не овладевают путями жизни». И в главе шестой: «Дабы остеречь тебя от злой женщины и от льстивого языка чужой.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования " (Евр. 11:8-9). Скажи мне: кого видел (Авраам), кому бы мог подражать? Отец у него был язычник и идолопоклонник, пророков он не слыхал и не знал, куда идёт. Так как уверовавшие из иудеев смотрели на них (праотцев), как на получивших бесчисленные блага, то (апостол) и говорит, что никто из них ничего не получил, что все остались невознагражденными и ни один не получил воздаяния. Тот (Авраам) оставил отечество и дом, и вышел, не зная, куда идёт. Впрочем, что удивительного, если он сам (так поступил), когда и потомство его жило так же? Видя, что обещание не исполняется, он не унывал, потому что (Господь) сказал ему: " всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки " (Быт. 13:15). Он видел, как Сын его жил там же, и внук видел себя живущим в земле чужой, и нисколько не смущался. С самим Авраамом, конечно, это могло произойти, потому что обетование могло исполниться после, в потомстве его, - хотя, впрочем, и ему было сказано: " тебе дам Я и потомству твоему " , не сказано: тебе в смени твоём, а: " тебе дам Я и потомству твоему " , - но ни он, ни Исаак, ни Иаков не получили обещанного. Один работал за плату, другой был изгоняем, а он сам подвергался страху и едва спасся; у него одно приобретено было войною, другое погибло бы, если бы он не получил помощи от Бога. Потому (апостол) и говорит: " сонаследниками того же обетования " ; не он только один, говорит, но и наследники его. Далее прибавляет нечто такое, что яснее сказанного: " Все сии умерли в вере, не получив обетований " (Евр. 11:13). Здесь представляются два вопроса: как, сказавши, что Енох " переселен был так, что не видел смерти " , - говорит теперь: " Все сии умерли в вере " ? И еще: как, сказавши: " не получив обетований " , - говорит, что Ной получил в награду спасение своего семейства, Енох был переселён, Авель " говорит еще " , Авраам получил землю? " Умерли в вере " , - говорит, - " не получив обетований " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1624...

Воскресение. О блудном сыне Неделя о блудном сыне. Лк.15:11–32 1Кор.6:12–20 Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед нами два человека: два сына одного отца. Детство и юность провели они в отчем доме, были воспитаны настолько хорошо и правильно, насколько это вообще возможно. Воспитание играет огромную роль. Но приходит время, когда с родителей снимается ответственность за детей, когда молодой человек сам должен сделать свой свободный выбор и нести за него ответ. И выбор этот может быть вопреки всему, что можно было бы ожидать, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Так сделал свой выбор младший сын. Сначала он сказал: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». А «по прошествии нескольких дней», «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». А что же отец? Конечно, когда сын потребовал свою часть, он знал, что последует далее. Но он ничего не говорит, ни от чего не предостерегает, не бранится и не употребляет силы. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов? Далее – закономерный путь падения. Все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. А тот – ничего более достойного не придумал, как послать его «пасти свиней». И вот, пределом мечты стало – «наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, – только бороться за свое «законное право» есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели. Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел… Не куда-то, а «в себя»! В себя самого. Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание идти этим путем. Пришел к необходимости снова принять решение. И тут – словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме. «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (стих 1). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? — “Пребывание” (paroik…a) означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои 1 . Ведь и Авраам — странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра 2 . Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! — Кто может пребывать в жилище Твоем? — Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее — продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. — Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах 3 .

http://pravmir.ru/svyatitel-vasiliy-veli...

«Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» (стих 1-й). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?» – «Пребывание» означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: «…странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» 1 . Ведь и Авраам – странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра 2 . Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! – «Кто может пребывать в жилище Твоем?» – Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?» Далее – продвижение, движение вперед к более совершенному: «кто может обитать на святой горе Твоей?» Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. – «Кто может обитать на святой горе Твоей?» Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Господь дал, Господь взял; как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно». 60. Наш Искупитель, как истинный Бог, вместе с Отцом все дает; а как истинный человек, получает от Отца как и все. Он мог говорить об Иудее, когда она верила в тайну грядущего Его воплощения: « Бог дал». И Он мог говорить об Иудее, когда она презрела присутствие ожидаемого Его воплощения: « Бог взял». Даяние есть, конечно, когда через некоторых она верила в будущее; но изгнав Спасителя, заслуженно предана своей слепоте, так как презрела почтить то, во что веровали некоторые. 61. Верующих в Него Он учил, чтобы пребывая в скорбях ониблагословляли Господа: « как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно». Это подтверждается и Евангелием (Мф. 26; 26), где сказано, что когдаприблизились страдания, Он, принимая хлеб, воздал благодарение. Итак, воздал благодарение Тот, Кто подвергся чужой несправедливости. И Кто, не имея никакой вины достойнойнаказания, будучи ударяем, смиренно благословлял, этим ясно показывает, что следует делать каждому, находящемуся под ударами собственной вины, и когда Сам невозмутимо переносит удары чужой вины, показывает, что должен делать подвергнутый наказанию, если Сам равный Отцу, находясь под ударами, воздал благодарение Отцу. ГЛАВА 38 Ст.22: «Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего безумного против Бога». 62. Утверждается, что он и не согрешил, и не произнес ничего неразумного о Боге. Апостол Петр, как мы уже сказали, об этом так открыто свидетельствовал, говоря: « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2; 22). Насколько лесть в устах среди людей считается разумной, настолько у Бога является безумной по свидетельству Павла: « Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3; 19). Итак, поскольку в устах Его не было обмана, вне сомнения, чтоОн не говорил ничего неразумного. Когда священники и старейшины спрашивали Егово время страдания, они думали, что Он безумно говорит против Бога, называясь Сыном Божиим. Потому обвинители и говорят: « На что нам еще свидетели? вот, мы сами слышали богохульство» (Мф. 26; 65). Но Он ничего не говорил безумно против Бога: так как говорящий правду засвидетельствовал ее неверующим в Себя самой смертью, что немного позднее явил всем искупленным через воскресение.

http://bogoslov.ru/article/4880676

Деян.7:5 .  И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владе­ние ему и по­том­с­т­ву его по нем, когда еще был он бездетен. «И не дал ему на ней наследства», слав. " наследия» – κληρονομαν, не сделал ее наследием его, собственностью – в том смысле, в каком она стала после для его потомков. И не только в этом широком смысле, но и более узком – «ниже стопы ногу» – не получил Авраам в обетованной его потомству земле, т.е. и малого участка ее Господь не дал ему пока. Этому не противоречит сказание кн. Бытия, что Авраам купил себе в собственность у Ефрона Хеттеянина поле и пещеру ( Быт.23 ). Напротив, это то обстоятельство, что Авраам должен был купить землю у туземцев, и показывает, что Бог не дал ему собственности земельной в этой стране, иначе ему не для чего было бы и покупать. К этому же здесь речь идет еще о первом времени пребывания Авраама в этой стране до времени его обрезания ( Деян.7:8 ), когда у Авраама там действительно не было земли своей ни на стопу ноги. «Ему и потомству его», ему в лице его потомства. «Когда еще был бездетен» – дается понять, что как дарование земли обетованной в наследие потомству, так и дарование самого этого потомства зависело всецело и единственно от свободной воли Божией, и есть собственно дар Божий. Здесь опять многознаменательно указывается на то, что «обетование было дано прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма» (Златоуст). Деян.7:6 .  И сказал ему Бог, что по­томки его будут пере­селенцами в чужой земле и будут в по­рабоще­нии и при­тесне­нии лет четыреста. «И сказал ему Бог», ελλησε δε οτως ο Θες, «глогола же сице Бог» – сказал же Бог так именно, т.е. в Своем обетовании, о чем упомянуто выше, – «обещал дать..». Приводимые при этом слова взяты из Быт.15:13–14, 18 . «В чужой земле», т.е. в Египте. «Лет четыреста...», – по точному указанию Моисея – 430 лет; здесь, как и в указанном обетовании Божием, почти буквально повторяемом Стефаном по LXX, указывается круглое число. Деян.7:7 .  Но Я, сказал Бог, про­изведу суд над тем народом, у которого они будут в по­рабоще­нии; и по­сле того они выйдут и будут служить Мне на сем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для чего же (апостол) так сказал? Чтобы показать, что ответ есть пророчество. " … о том, что еще не было видимо " , - т.е. о дожде, - " благоговея приготовил ковчег " . Разум не внушал ничего такого: и женились, и выходили замуж, и воздух был чист, и признаков никаких не было; а между тем (Ной) убоялся; потому (апостол) и говорит так: " Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего " . Каким образом? " … ею осудил он (весь) мир " . Он показывает, что те были достойны наказания, которые и вследствие приготовления (ковчега) не исправились. " И сделался наследником праведности по вере " , т.е., в том и обнаружилась его праведность, что он поверил Богу. Таково свойство души, искренно распо­ложенной к Нему и не считающей ничего достовернее слов Его; а неверию свойственно противное. Ясно, что вера оправдывает. Как мы получили предсказание о геенне, так и он. Тогда смеялись над ним, поносили его и порицали; но он не обращал на это внимания. " Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.  Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования " (Евр. 11:8-9). Скажи мне: кого видел (Авраам), кому бы мог подражать? Отец у него был язычник и идолопоклонник, пророков он не слыхал и не знал, куда идёт. Так как уверовавшие из иудеев смотрели на них (праотцев), как на получивших бесчисленные блага, то (апостол) и говорит, что никто из них ничего не получил, что все остались невознагражденными и ни один не получил воздаяния. Тот (Авраам) оставил отечество и дом, и вышел, не зная, куда идёт. Впрочем, что удивительного, если он сам (так поступил), когда и потомство его жило так же? Видя, что обещание не исполняется, он не унывал, потому что (Го­сподь) сказал ему: " … всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки " (Быт. 13:15). Он видел, как Сын его жил там же, и внук видел себя живущим в земле чужой, и нисколько не сму­щался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Дружба в евангельском смысле не имеет ничего общего с нужными знакомствами, которые мы все стремимся завязать. Христос говорит об этом виде отношений так: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния ( Лк. 14, 12 ). Но настоящая дружба вознесена Евангелием на необычайную высоту. Дружба – служение Богу. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15, 12-13 ). Общество, состоящее из людей, стремящихся замкнуться в себе, становится все глуше к чужой боли, к чужой радости. И что делать христианину в это время, тоже замыкаться? Или, наоборот, разрушить эту замкнутость? Нужно ли нам, верующим людям, бояться открытости в обществе растущего индивидуализма? Современность показывает, что именно тоталитарные секты требуют от своих членов разрыва всех социальных связей. Христова Церковь в этом не нуждается, только ложь сектантства требует глубокой консервации, иначе тлетворность ее будет очевидна. Если Церковь и христианство будут закрыты для общения, то у мира нет надежды на спасение. Мы знаем слова Христа о том, что не возненавидевший родство свое не достоин Его. Но значит ли это, что нужно ненавидеть свою родню? Нет! Здесь Господь говорит о приходе Царствия Небесного и об освящении всей земной жизни человека, при котором рамки привычных отношений стираются, и родней каждому из нас становится весь мир во Христе. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского… ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Господь говорил своим апостолам, а через них и нам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами но Я назвал вас друзьями ( Ин. 15, 14-15 ). Если Христос сделал нас себе друзьями, то, по Его примеру, и мы должны стремиться устранить плод греха в мире – разделение. Настоящая жизнь заключается в общении с Богом через любовь к ближнему, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1 Ин. 4, 20 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/mozhno-li-d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010