Купчая Ивана Иванова сына Чаадаева, Московского Уезду, Сурожского стану, на деревню Дорну с пустошми, за его рукою, 166 году, на трех столбцах. Крепость Князь Семена Княжь же Григорьева сына Хованского, что дано ему по Указу бывшего Патриарха Никона за половину сельца Ивановского, что на реке на Истре, в 166 году, семь сот рублев, а у той крепости в лице написано: «Князь Семен Хованской деньги семь сот рублев взяв и руку приложил». Купчая вдовы Княгини Марьи Княжь Никитинской жены Есупова Черкаского на сельцо Юркино и на деревню Козлобородову с пустошми, писана вчерне, а коего году, месяца, и числа, и кто именем писал, того не написано и рук ничьих нет, и в ней в другом и третьем столбцах чернено, а инде меж строк на верху приписано. Списки Список с купчей на деревню Сокольниково, да на пустошь Лодыгино, да на пустошь Плетцово, да на полпустоши Дьяковой, со всеми угодьи, 166 году, за рукою Князь Федора Шаховского. Список с купчей за рукою Кравчего Петра Михайловича Салтыкова Боярыни вдовы Княгини Татьяны Матвеевны Княжь Борисовы жены Андреевича Хилкова, Вологоцкого Уезду, Воздвиженской волости, на село Воздвиженское, на речке на Воре, да на сельцо Евлашево, съ деревнями и пустошми, 165 году, Июля 2 числа, а у того списка назади написано: «К сему списку Петр Салтыков руку приложил, а подлинную купчую по Указу Патриаршу я, Петр, к себе взял, писал на полушесте столбце». Меновные записи Запись Чудова монастыря Архимандрита Иосифа, да Келаря Захария, да Казначея Ионы с братьею, что они тое запись дали сверх купчей на вотчинную Чудовскую землю, в Московском Уезде, на деревню, что была пустошь Набережная, на речке на Клязьме, а ту Деревню Набережную дали вместо Воскресенского погоста, что они тот Воскресенской погост продали не делом, 164 году Сентября 24 числа; писана на столбце, а на зади тое записи о записке в книгу помета Дьяка Ивана Владычкина, 164 году, Сентября в 28 день. Меновная Архангельского собора Протопопа Никифора с братьею о деревне Гореносовке с крестьяны и с пустошми 165 году, Июля 7 числа, на полупяте столбце, за их руками, на той меновной челобитная за его ж, Протопоповою, с братьею руками, бывшему Никону Патриарху , чтоб тое деревню и пустошь взять к селу его, Черневу; на той челобитной помета: «165 года, Апреля в 18 день, Государь Святейший Патриарх пожаловал велел тое их вотчинную деревню с пустошми взять к селу Черневу, а в то место велел им дать деревню Посникову с пустошми, и написать меновные».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

7. Пустошь Середа, Стратилатинское (в Волоцком Уезде), 1657 (Октябрь). К Иверскому монастырю. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 8. Половина села Ивановского (в Московском Уезде, в Сурожском стану), 1658 (Октябрь). К Воскресенскому монастырю. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 9. Реки Поной и Лахта, с рыбными в них ловлями, да оброчные погосты Поной и Еконга, в Каргопольском Уезде, 1659 (Апрель). Воскресенскому монастырю, пополам с Крестным монастырем. По Соборному изложению осталась ½ за Воскресенским монастырем, а ½ за Крестным монастырем. 10 Две варницы в Соликамской, из варниц гостя Григорья Никитникова. Эти варницы дала вкладом в Иверской монастырь жена гостя Григорья Никитникова с сыном в 1665 году; по Соборному изложению 1667 года, оставлены за Воскресенским монастырем, с выдачею из казны за оные ежегодно по 2000 рублей. В. Купчие грамоты: Название К какому монастырю У кого и за сколько Примечание Деревня Холзуево с пустошми (Московского Уезда) в Монатине, Коровине, и Быкове стану, да погост Воскресенской, 1654 (Март). К Иверскому монастырю. У властей Чудова монастыря Архимандрита Ферапонта с братиею, за 500 рублей на келейные деньги. Деревня Холзуево с пустошми вошла в «великую жалованную грамоту» Иверского монастыря 1654 г., но в последствии была променена. В 1655 г. вместо погоста Воскресенского, числившегося в церковных землях Чудовские власти поступили к проданной своей вотчинной деревне Холзуево пустошь Набережную. 2. Сельцо Симоново, Быковка тожь, и пустошь Шепыревка (Курмышского Уезда) 1655 (Март) По Царской помете на челобитной Патриарха Никона приказано записать в Поместном Приказе, лично за Патриархом, в его собственные вотчины, как и жалованное ему село Антоново. У Артемия Иванова Огибалова за 3000 руб. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 3. Село Петровское с деревнями и пустошми (в Тверском Уезде) 1655 г. (Март). Куплено Патриархом на свое имя и отдано в Иверской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Чудов монастырь Чудов монастырь До Всероссийского Митрополита Св. Алексия место Чудова монастыря занимал конюшенный двор Хана Джанибека, который подарила Святителю исцеленная им Ханша Тайдула, или Тайбола 606 . На этом месте Святитель Алексий, крестник Великого Князя Ивана Калиты и восприемник Димитрия Донского, 1365 или 67 года, положил основание общежительному монастырю сооружением деревянной церкви в память Чуда Св. Архистратига Михаила в Колоссаех, еже есть в Хонех; от сего и обитель эта именуется Чудовскою и домом Св. Архангела Михаила. По устроенной в ней церкви Благовещения Богоматери, она в XVI веке также называлась Богородичною и Благовещенскою 607 . Побуждением к основанию церкви и монастыря было «откровение Божие» (как свидетельствует нам житие Свят. Алексия 608 , которое, может статься, было ему в день празднования Чуда Архангела Михаила. По свидетельству Степенной книги, Алексей в обетном монастыре своем поставил большую каменную трапезу «и каменные погреба: и пода монастырю многа же села и люди и езера с нивы и пажити» 609 . Как монастырь Спаса на Бору был Княжеским, так Чудов Митрополичьим в городе на Москве, куда Святитель Алексий вызвал несколько монахов из Сергиевой обители 610 , и где сам во «все время жития своего Богоугодно потрудися» 611 . Когда Москве угрожало Ольгердово нашествие, тогда Св. Алексей с Великим Князем Димитрием и братом его Владимиром отсиделись в Кремнике Московском, и тем сохранили и город и новый монастырь. Пред смертию своей, Св. Алексий завещевал Великому Князю Димитрию Донскому беречь свою обитель и отказал в нее купленные им у Ильи Озакова селы и деревни, также свой подольный садец на Москве 612 . Но в нашествие Токтамыша преемник Алексиев, Киприан Серб, покинув свою паству, удалился в Тверь: Татары вероломно ворвались в город, оставленный Князем и Святителем, разграбили сокровища его, жителей умертвили и наконец сожгли все, что только могло гореть. Тогда и Чудов монастырь опустошен огнем и мечем 613 ; Архимандрит его Иаков был в числе убитых чернецов 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

751 ...Евфимей, чюдовской келарь... – Евфимий Чудовский (ум. в 1705 г.), один из учёнейших людей своего времени, известный переводчик, книжный справщик и библиограф; придерживался грекофильских взглядов на пути развития русской культуры. 752 ...повезли меня на Воробьевы горы; тут же – священника Лазоря и инока Епифания-старца... – Сразу после суда 17 июня Аввакума под охраной стрельцов отвезли на Воробьёвы горы, где находился Андреевский монастырь, основанный в 1648 г. Ф. М. Ртищевым как новый книжный центр, где жили киевские учёные монахи. Вместе с Аввакумом сюда были привезены Епифаний, бывший соловецкий инок, и Лазарь, священник из города Романова на Волге. Лазарь – один из видных деятелей старообрядчества XVII в., был, как и Аввакум, сослан в 1653 г. в Тобольск, затем – в Пустозерск. Осуждённый собором 1667 г. и преданный анафеме, подвергнутый жестокой «казни», Лазарь был снова сослан в Пустозерск, стал «соузником» протопопа Аввакума в земляной тюрьме и был сожжён вместе с ним 14 апреля 1682 г. Сохранилась челобитная Лазаря царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу из Пустозерска (1668). 754 ...на Андреевское подворье... в Савину слободку... Таже к Николе на Угрешу... – 30 июня 1667 г. Аввакума, Епифания и Лазаря поместили в Конюшенном дворе Андреевского монастыря в Москве, затем – в слободе при Саввином монастыре (в 1649 г. он был присоединён к Новодевичьему), затем отвезли в Николо-Угрешский монастырь. Для содержания заключённых выбирались места, где крайне враждебно относились к духовным лидерам старообрядцев. 755 ...государь присылал ко мне... Юрья Лутохина... – Стрелецкий голова (полковник) Юрий Лутохин – доверенное лицо царя, управляющий царским загородным дворцом в Измайлове. 756 Таже опять ввезли... на Никольское подворье и взяли... еще скаски ... – Таким образом, в августе 1667 г. перед казнью и высылкой в Пустозерск был ещё один допрос Аввакума, Лазаря и Епифания. 758 Потом ко мне комнатные люди многажды присыланы были, Артемон и Дементей... – Артемон – «ближний боярин» Артамон Сергеевич Матвеев (ум. в 1682 г.); Дементей – Дементий Минин Башмаков (16181705), дьяк Приказа тайных дел, доверенное лицо царя и его секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимой 1569/70 г. Новгород, Новгородская и Псковская земли подверглись разгрому со стороны опричного войска, приведенного из Москвы Иоанном IV. Были разграблены владения Софийского дома, Софийский собор (казна, иконы, утварь), новгородские церкви и монастыри, на к-рые возлагалась контрибуция. Пострадало духовенство и монашество, нек-рые были биты «на правеже» или погибли от рук опричников. Под Псковом в своей обители был убит прмч. Корнилий, игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря. В февр. 1570 г. свт. Пимен был арестован, отправлен в Александрову слободу, а в июле соборным решением был сведен с кафедры и вскоре скончался в заточении. Торговая сторона Новгорода была объявлена опричной (до осени 1572). В авг. 1570 г. у новгородских мон-рей были отобраны жалованные грамоты. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской и Псковской епархии были переданы поморские земли по рекам Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. Ставленником опричного режима Иоанном IV на Новгородской кафедре в кон. 1571 г. стал бывш. чудовский архим. Леонид . Стремясь наладить поступления в разоренную Софийскую казну, по прибытии в Новгород он начал налагать на духовенство и церковнослужителей различные штрафы (напр., за несвоевременный звон колоколов, опоздание к началу службы и др.), повысил размер пошлин и ввел новые (за настольные грамоты), присвоил себе «милостивые деньги», пожалованные в 1572 г. Иоанном IV новгородскому духовенству, после чего игумены и священники отказывались до вмешательства царя служить в церквах. 16 авг. 1572 г. царь выдал жалованную грамоту на владения Софийской кафедры в Новгородском и Псковском уездах, однако в условиях Ливонской войны они не были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Заподозренный в измене по окончании периода опричнины архим. Леонид стал очередным Новгородским архиереем, репрессированным царской властью (по не вполне ясным сведениям, вероятно, был казнен в Москве в окт. 1575). Новый архиепископ, Александр, бывш. архимандрит Юрьева монастыря, также был избран по царскому повелению и полностью следовал политике Иоанна IV. В 1580 и 1584 гг. он принимал участие в Московских церковных Соборах, отменивших церковные и монастырские тарханы (льготные пожалования). В результате пострадала архиепископия, не сумевшая подтвердить документально права на часть своих недвижимых владений.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

а. В соборном храме Воскресения Господня: 1 и 2. Местные иконы: Воскресение Христово (Сошествие во ад) и Божией матери (Ангелов радости), с серебряными позолоченными венцами, украшенными драгоценными камнями, остаются на своих местах. 3 . Лампада спускная серебряная прорезная в ризнице. 4 . Аналойный образ Воскресения Христова (Сошествие во ад), без оклада и камней, с окладом одних полей, с венцем в ризнице. 6 . Евангелие напрестольное, дар Царевны Татьяны Михайловны, в окладе с драгоценными камнями – в ризнице 7 . Крест благословящий (напрестольный) золотой с драгоценными камнями, Царя Феодора Алексеевича в ризнице 8 . Сосуды служебные золотые с драгоценными камнями, копие, ручка убрана драгоценными камнями – в ризнице 9 . Апостол печатной с серебряными накладками в ризнице, но без накладок, которые переложены на Евангелия, в книгохранилище. 11, 12 Облачения Священнические, из числа их, как замечено выше, оставлено на память 5 риз – Царских вкладов XVII столетия (Турских бархатов), что видно по вышитым на оплечьях двуглавым орлам, хранятся в ризнице без употребления 24, 64). 16 . Покров и воздухи шитые жемчугом – дар Царевны Татьяны Михайловны, хранятся в ризнице. 37 . Покров на гроб Святейшего Патриарха Никона , на коем крест выложенной дробницами – в ризнице. 45 . Кадило серебряное лощатое, верх прорезной – в ризнице. 46 . Служебник в полдесть печатной – в библиотеке. 47 . Синодик Царевны Татьяны Михайловны с рисунками ее работы – в библиотеке. 55 . Два ковша серебряные, один с подписью, что тот ковш «Архиепископа Ионы Новгородского и Псковского», весом 1 фунт 36 золотников, данье Чудовского Архимандрита Левкия – в ризнице. 56 . Два блюда серебряные антидорные – в ризнице. 58 . Образ Пресвятые Богородицы (Виленской) над жертвенником, есть и находится на своем месте. 63 . Сосуды лощатые, поддон шестигранной, дар Царя Алексея Михайловича в 1657 году – в ризнице. 64 . Две репиды серебряные золоченые целы, но были переделаны. 65 . Кадило серебряное с травами – в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Истину, как мы увидим, ищут везде, и вот одна из главных проблем тех лет-время пресуществления святых даров, то есть вдруг возникает вопрос о точном моменте литургии, в который хлеб и вино «пресуществляются» в тело и кровь Христовы, -о главном таинстве христиан. Проблема вроде бы чисто богословская, но уже в самой ее постановке звучит чтото новое, несредневековое. Не случайно, что в ней приняли активное участие лидеры и латинствующих, и грекофилов. Известно «разглагольство» на эту тему Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого , которые, кстати, в частной жизни сохраняли всегда добрые отношения 474 . Симеон был склонен поддержать точку зрения киевлян и католиков, которые считали, что «пресуществление» свершается в момент произнесения священником слов Христа: «приимите ядите и пийте от нея вси». Епифаний же отстаивал православное понимание, возводимое к Василию Великому и Иоанну Златоусту , согласно которому таинство свершается позже-по молитве священника о ниспослании Святого духа на дары 475 . Затем эту полемику с написанием целого ряда многословных сочинений продолжили Сильвестр Медведев, с одной стороны, и Евфимий Чудовский и Лихуды-с другой 476 . Эти стороны показали высочайший уровень богословской эрудиции, привлекая в пользу своего мнения десятки почтенных имен и сотни глубокомысленных цитат, проявили незаурядные диалектические способности. Суть же аргументации сводилась к тому, что Медведев, опираясь на западную традицию и здравый смысл, утверждал, что таинство совершается в момент звучания слов самого Бога; грекофилы же противопоставляли этому церковное Предание восточной церкви. Таким образом, здесь в связи с главным сакральным феноменом христианства столкнулись фактически две линии духовной культуры, два типа мышления-новый для России схоластический, опирающийся на элементарную логику, и традиционный, основывающийся на авторитете Предания. Восторжествовал в конце концов второй. В 1689 г., когда Медведев за участие в придворных интригах сидел в ожидании казни, его вроде бы заставили покаяться в еретичности своих взглядов, что и подтвердил собор 1690 г. Есть, однако, основания считать это «покаяние» подложным 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Архимандрита же Иону многи скорби постигоша, и людскаго имения истязуем бе, и едва от сих освободися; протопопу же любимый сын преставися, певец бывый царскаго величества. Сия старец изрече, иже добродетелию и достоинством известный, яко дар благодати от Бога имея, хотящая последи быти преди глаголаше, еже и сбыстся во свое время. Сия же от старца слышавшу Ионе Чудовскому и Успенскому протопопу Гурию, глаголаху: старец сей великия ради старости смысла пременися, яко же мнозем сице случается престаревшимся деньми. Преподобный же рече: простите мя господие мои, яко стар аз есмь и грешен, еже глаголах, и паки глаголю: никто же усумнися о блазем сем Божии рабе, но сотворите о нем, якоже достоит и еже повелено есть вам, якоже Святый Дух наставит вас. И преложиша мощи блаженнаго князя Андрея в новый гроб обвивше новыми плащаницами, и се чудно видети аще бо тело его и причастно тлению, но обаче составы костей его вкупе бяху и не разсыпашеся, такожде и власи главнии и брада ничимже вреждени бывше. И отпевше узаконенный погребению службы, и погребше его честно, возвратишася кийждо во свояси». Аминь. 6. Преосвященный Симеон митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске Исполнилось двухсотлетие (4 января 1899 г.) со дня блаженной кончины преосвященного митрополита Симеона, а потому прилично вспомянуть его жизнь и деяния, совершенные на пользу Церкви Божьей. Он происходил из купеческого рода Молюков и родился в г. Тобольске. Сделавшись иноком, он некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре, а потом, как выдающийся разнообразными высокими дарованиями, поставлен был в архимандрита Нижегородского Печерского монастыря. Здесь он так прославился своею доброю деятельностью, что его перевели (в 1674 г.) в Москву в настоятели Андрониева монастыря, где он вскоре снискал особое расположение царя Алексея Михайловича и его семейства. Когда в 1675 году Смоленский архиепископ Варсонофий был переведен на Крутицкую кафедру, то Смоленская кафедра была предоставлена Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Дело об епархиях на первых порах шло необыкновенно быстро. 21 июля Св. Синод уже определил «учинить изречение и рукоположение по церковному чиноположению» архимандриту Арсению в архиепископа в Переяславль-Залесский. Кандидатами на епископские кафедры намечены: во Владимир член Синода, архимандрит Рождествена монастыря – Платон и московского Новоспасского монастыря архимандрит – Антоний; на Кострому, синодальный член Троицкого Ипатского монастыря архимандрит – Симон и московского Спасского училищного монастыря архимандрит – Порфирий. Синод не мог указать других (лучших?) кандидатов из местных архимандритов. Указать новый источник содержания тамбовского архиерея, кроме прежних кафедральных вотчин, Синод отказался. Предоставляя на волю Государыни обеспечение Тамбовской кафедры, он наметил кандидатами на нее безместного чудовского архимандрита Илариона, в виду того что Чудов монастырь отдавался московскому архиепископу, и донского архимандрита Кирилла. В течение одного месяца, с 18-го июня по 21 июля 1744 г., в Синоде успели составить очень сложный проект об учреждении вновь четырех епархий, Государыня успела утвердить его; намечены были кандидаты на новые архиерейские кафедры, указаны источники их содержания, кроме тамбовского, но когда дело дошло до осуществления проекта, то оказалось, как всегда и везде, составлять проекты гораздо легче, чем выполнять их и проводить в жизнь. Потребовалось пятнадцать лет для осуществления проекта 18-го июня. XXIII По царскому указу и определению св. Синода раньше других решено открыть Переяславль-Залесскую епархию. 26 июля 1744 года на нее посвящен с саном архиепископа Арсений Могилянский, но он, не вступая в управление епархией, вместе с Императрицей отъехал в Киев, о чем Св. Синод 27 июля делал особый доклад. По просьбе архиепископа Арсения Св. Синод передал его епархию в полное управление московского архиепископа Иосифа впредь до его возвращения из Киева. 585 Архиепископ Арсений возвратился из Киева в начале октября 1744 г. Только в половине (16) этого месяца Св. Синод окончательно решил выделить из ведомства архиепископа Иосифа и Московской Консистории самостоятельное управление Переяславль-Залесской епархией, передав ее в полное управление синодального члена архиепископа – Арсения. Все дела по Переяславль-Залесской епархии и необходимое число канцелярских служителей из Московской Консистории отправлены были в Переяславль-Залесский. Самому архиепископу Арсению предписано принять по самой подробной описи кафедральный Горицкий монастырь со всеми его церквами, утварью, наличными деньгами, хлебом, скотом и т. п.; составить две новые описи, отметив в них прибыль и убыль монастырского имущества. 586

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Было притом одно обстоятельство, которому все, начиная с царя, придавали большую важность, и по поводу которого нужно было войти с Никоном в ближайшие сношения: он увез с собою посох святителя Петра. Видно, что Никон сделал это не без намерения; когда он выходил из церкви, то ключарь, Федор Терентьев, напомнил ему, что в руках у него посох Петра митрополита и просил, чтоб он оставил его в соборе; Никон сказал, что взял посох забывшись, однако же, прибавил, что едва ли кто посмеет взять его силою из его рук... Подобным образом, когда посоха стали требовать от него бояре, он сказал: «отнимите у меня насильно.» На это, конечно, они не осмелились, но государю донесли немедленно, что патриарх, уезжая, взял с собою посох Петра чудотворца; а государь указал, и власти и бояре приговорили, немедленно послать вслед за Никоном Сарского митрополита Павла, с чудовским архимандритом Иоакимом, да Родиона Стрешнева с дьяком Алмазом Ивановым, требовать от него, чтоб возвратил посох в соборную церковь : им же поручено было спросить Никона и о том, по какой «вести» он приезжал в Москву. Никон выехал из Москвы за час до рассвета; а в пятом часу дня посланные настигли его в двадцати верстах от Москвы, в селе Черневе, принадлежавшем Воскресенскому монастырю, где патриарх остановился. Он принял посланных с честью, – встретил их на крыльце: но о посохе сказал, что не отдаст им; также на вопрос, по вести ли приезжал в Москву и от кого получил эту весть, ответил, что приезжал действительно по вести, а от кого получил ее, им не скажет. Когда митрополит Павел начал настаивать, чтоб он непременно отдал им посох или, по крайней мере, отослал с кем-нибудь из своих, Никон заметно начал горячиться, – сказал, что «его, Павла, он знал в попах, а в митрополитах его не знает и кто его в митрополиты поставил, того не ведает и посоха ему не отдаст, да и с своими ни с кем не пошлет, потому что не у кого тому, посоху быть». Дали знать об этом в Москву; от государя пришел новый указ требовать настоятельно от Никона и возвращения посоха и ответа о том, от кого получил он весть приезжать в Москву; в противном случае приказано было не пускать Никона из Чернева, да и самим от него без нового государева указа не отъезжать. Начались новые длинные переговоры. Никон прочел даже письмо, по которому приехал, но указать, кто писал его, по прежнему отказывался и ни письма, ни посоха отдать не хотел. Между тем, давно уже наступила ночь; Никон увидел, наконец, что упорство не поведет ни к чему, – отдал посох своему Воскресенскому архимандриту и велел ему ехать

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010