Во всяком случае, любители добра, истинные сыны Церкви, верноподданные богоизбранного и боговенчанного царя помазанника должны делать все, что требует от них долг – долг их как христиан, как сынов Церкви, как верноподданных своего царя. А этот долг их обязывает Бога бояться, Церкви повиноваться, царя чтить, с мятежниками не сообщаться и быть готовыми за веру, царя и святую родину душу свою положить. Обетование Господне. Поучение в праздник Вознесения Господня и в день рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 6 мая 1904 года Се, Я с вами во все дни до скончания века. ( Мф.28:20 ). Тихо в Европе, тихо, по-видимому, в других странах света. Не совсем спокойно только у нас: на восточной окраине нашей – брань, внутри – некоторая тревога. Каждый день ждем с поля брани радостных для себя вестей, и каждый день слышим оттуда призыв к терпеливому ожиданию. Между тем враг не дремлет и оказывается на первый раз не настолько слабым и ничтожным, чтобы можно было презирать его. Не знающим всех обстоятельств начавшейся войны и намерений вождей, которым вверены судьбы нашего отечества, кажущаяся медлительность и отдаление быстрого успеха войны, при неизбежных при этом ложных слухах, могут быть истолковываемы не совсем благоприятно для нас и потому приводят в смущение сердца малодушные людей легковерных, не способных отличить истину от лжи, правду от клеветы. В сочетании событий, воспоминаемых в настоящие праздники Вознесения Господня и дня рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича, нам видится как бы успокоительный ответ на вопрос по поводу военных событий, могущих смущать некоторых из нас. Се, Я с вами во все дни, – изрек Вознесыйся от нас на небо. Имея такое обетование как опору нашей надежды, будем спокойны во всех обстоятельствах, как бы они трудны ни были. С нами Бог ! Не мы умолили Его не оставить нас сирых, но Он Сам обетовал быть с нами до скончания века. Будем верить Верному в Своих обетованиях. Будем верить, что Господь не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Епископы ранней Церкви пользовались, вероятно, формулами и формами благословения, которые были в ходу у иудеев рассеяния. Епископ простирал руки над молящимися, как он это делает и сейчас. В Православии для благословения слагаются все пять пальцев так, что из указательного и среднего пальца образуются ИС, а из большого пальца с двумя последними образуются буквы ХС. Им одинаково пользуются епископы и священники. (Православная богословская энциклопедия. Т. 2. Петроград, 1902. С. 652–658; Христианство . Т. 1. М., 1993. С. 266–267; Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 161–164). 11 Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Беседа на Вознесение (CCCLXXXIII) (294). Указ. соч. С. 257. Однако святитель Филарет видит в седении одесную Отца неизреченную тайну и советует принимать её смиренно и на веру: «Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там – свет неприступный ( 1Тим.6:16 ). Если перед сотворенным светом видимого солнца изнемогает твое око, как не изнеможет неочищенное от брения око ума твоего перед светом вечного Солнца духов, перед Которым и высшие из Ангелов закрывают лица. И апостольские взоры недалеко могли следовать за возносившимся Господом: облако подняло Его и скрыло от них. И как они в это время поклонились Ему, так и ты, после скромного взора веры пади, сын праха, смиренно в прах, и неизреченное величие почти безмолвным благоговением» (Указ. соч. С. 258–259). И все-таки такие попытки были. Но оказалось, что дерзновенное умозрение очень трудно выразить словом, годились только образы и аналогии. Послушайте, как тайну Вознесения описывает святитель Григорий Нисский : «Истощается Божество, чтобы могло быть воспринятым человеческим естеством, обновляется…человеческое естество, соделываясь Божественным через соединение с Божеством. Ибо как воздух, сжатый чем-нибудь более тяжелым и заключенный ыв глубине воды, не держится в воде, но востекает к тому, что ему сродно, вода же восхождением воздуха часто вместе с ним поднимается, огибая воздушный круг в виде какой-то тонкой перепончатой окружности, так и истинная жизнь, обложенная плотию, после страдания востекла к себе самой, и облегающая её плоть поднята вместе с нею Божественным бессмертием, совознесшись от тления к нетлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

По выражению М.Бернштама, «коммунизм застрял в России, захлебнувшись в крови русского народа». Русских православных мужиков, в повсеместно вспыхнувшем сопротивлении коммунизму, погибло безсчетно - миллионы, не «замеченные» ни красной, ни белой, ни западной историографией, среди них безсчетно же, мученики за веру. Они и спасли Россию и мip, ибо Господь спасет град, если в нем будет хотя бы десять праведников. Вспомним опять же (цитируется в следующей главе) сонное видение Московского Митрополита Макария (Невского) о том, что Государь вымолил у Бога горькую чашу для себя и что русский народ прощен Господом. Поэтому хотя многие духоносные Старцы предрекали перед самой Революцией скорый приход антихриста, но он так и не состоялся. Не отмолил ли Государь спасение русского народа от антихристова царства в коммунистическом варианте?! Я не хочу комментировать нынешнее руководство страны и его государственный курс никак. А что касается краха ельцинизма, то имеется в виду краткий период продолжительностью с полгода, когда это явление было достаточно ощутимым, ибо альтернативой ему был полный распад, хаос и прочие вещи, после которого России просто не стало бы. В проповеди одного из ученейших батюшек нашей епархии, произнесенной у Царского Креста на Вознесенской горке, прозвучал призыв покаяться во «всенародном грехе цареубийства», а также в жертвах «сталинских репрессий» и Гражданской войны. Надо было уж ему вспомнить заодно и о жертвах Великой Отечественной войны. История эта общеизвестна, поэтому напомню вкратце. В день отречения Государя Николая II от Престола - в 1917 году 2 Марта по старому стилю - в Вознесенской церкви подмосковного Царского села Коломенское по чудесному видению крестьянки Евдокии Андриановой совершилось обретение иконы, именуемой «Державная». Царица Небесная на этой иконе изображена на Царском Троне и с регалиями земного Самодержавного могущества - Царскими Державой, Скипетром, Порфирой и Венцом. Текст Кондака и идея толкования его заимствованы из книги Л.А.Успенского «Богословие иконы Православной Церкви» (М., 1989.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/17/...

9)  Холщевый белый, одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу (4-й, 8-й). Храм не означен. Священнодействован тем же Амвросием, Архиепископом Новгородским и Великолуцким. «Лета мироздания 7252. От Рождества же Христова 1744. Индикта 7-го месяца Отовриа в 25–й день». Подписи нет. Мощи были. 10) Холщевый белый, одинаковой меры с предыдущими, с тою же подписью вверху: «во храм Вознесения Господня». Внизу:» Повелением….. Елизаветы Петровны….Святейшего Правительствующего Синода. Священнодействован того же Святейшего Синода членом, преосвященным Гавриилом, Епископом Коломенским и Коширским. Лета мироздания 7264, от Рождества же Христова 1756 индикта 3, августа в 25-й или 29-й день. Подпись внизу: «Смиренный Гавриил, Епископ Коломенский и Коширский». Мощи были. – На другой стороне антиминса вверху написано: «Сий антиминс дан Кексгольмского уезду в Тивральскую выставку во храм Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На той же стороне на углу написано: «1833 г. июля 5. Кексгольмского уезда из Тивраля». 11) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «во храм Казанския Пресвятыя Богородицы». Внизу:«Повелением…..Елизаветы Петровны……священнодействован по определению Московской Святейшего Правительствующего Синода конторы. Лета мироздания 7265, от Рождества же Христова 1757 индикта 5, месяца септемериа в 1-й день». Внизу под бордюрою продолжается надпись: «Преосвященным Филимоном, Епископом Грузинским». Подписи нет. Мощи были. 12) Атласный желтый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же подписью вверху: «во храм Преображения Господня в град Мемель». Внизу:»Повелением…….Елизаветы Петровны…… священнодействован Святейшего Правительствующего Синода членом, преосвященным Амвросием, Архиепископом Переславским и Дмитровским. Лета мироздания 7267, от Рождества же Христова 1759 года индикта 7-го месяца ноемвриа в 15-й день». Подписи нет. Мощи были там, где венец. 13) Холщевый белый; рисунок одинаковой меры с предыдущими, но холст несколько более, именно: ширина 16 1 / 2 вершк. (а не 12 3 / 4 ), высоты 13 1 / 2 вершк. (а не 12 1 / 2 вершков) и с тою же надписью вверху: «во храм живоначальныя Троицы в Цесарие». Внизу: «Повелением …….Елизаветы Петровны……священнодействован Святейшего Правительствующего Синода членом, преосвященным Амвросием, Архиепископом Переславским и- Дмитровским. Лета мироздания 7267, от Рождества же Христова 1759 г. индикта 7-го месяца ноемвриа в 13-й день». Подписи нет. Мощи были там, где венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Крупнейший православный исследователь средневековой Москвы М. П. Кудрявцев отмечал, что в Москве, в отличие от Иерусалима, эта градостроительная ось развивалась не на Восток, а на юг – от Кремля в Коломенское через Замоскворечье, которое в свою очередь было образом Гефсиманского сада. И сама архитектура белоснежного, стройного, граненого, как кристалл, коломенского храма, взмывающего в небо на высоком берегу Москвы-реки, символизировала Вознесение Господне. В соответствии с русской эсхатологической идеей коломенский храм Вознесения был и символом Второго пришествия Христа, которое ожидается там же, на Елеонской горе, где совершилось и Его Вознесение. Москва, устраивавшая себя «Третьим Римом», словно уготавливала пути Господу. Так и получилось, что в Коломенском – символической Елеонской горе Москвы – был построен именно Вознесенский храм, как и в Иерусалиме. Есть версия, что храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима. В средневековые времена ожидание скорого конца света было естественным, и его могли ожидать именно в «Третьем Риме» как последнем и единственном оплоте мирового Православия после того как Россия осуществит свою мессианскую идею. По московской легенде, Господу даже уготовили символическое место в восточной части Вознесенского храма. Более того, до окончательного сооружения Ивана Великого при Борисе Годунове, именно Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы: его высота составляла более 60 метров . Устроение столь символического храма в великокняжеском Коломенском подчеркивало роль московских государей и всего государства Российского как оплота и защиты Православной Церкви согласно идеологии «Третьего Рима». Огромная высота храма обусловила и свободу внутреннего пространства, которое создавало ощущение свободного вознесения и взоров и душ, устремленных к небу. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси», – писал о ней древний летописец.

http://pravoslavie.ru/523.html

346 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 545. Д. 3. Л. 7: По прошению уполномоченных прихожан с. Глухова Богородского уезда об утверждении общества хоругвеносцев при церкви Глухова при фабрике Морозова. 348 См.: Там же. Оп. 607. Д. 27: О рассмотрении крестьян фабрики Резиновой мануфактуры в с. Богородском о наказании священника того же села Колычева А. за грубость и увеличение платы за службы. 349 На одной хоругви изображался святитель Николай со Спасителем и Божией Матерью, на другой – все святые и Казанская Божия Матерь. 350 См.: Отчет общества хоругвеносцев при церкви святого Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве за 1913 г. Сергиев Посад, 1914.С. 10. 351 Крестные ходы вокруг храма и всего прихода устраивались также по «фабричным» нуждам (восемь раз в год): 1) 9 мая (здесь и далее по старому стилю), в день святителя Николая, на завод Общества «Перенуд» и в главный магазин Московско-Курской железной дороги; 2) в день Вознесения Господня на заводе Московского металлического товарищества в тянульный цех; 3) в день святой Троицы на завод Московского металлического товарищества в сталелитейный цех; 4) 8 июля, в день явления иконы Божией Матери «Казанской», в мастерские Московско-Курской железной дороги; 5) в первое воскресенье после 8 июля на завод Московского металлического товарищества в болтовой цех; 6) 6 августа, в день Преображения Господня, на этот же завод в вальцовый цех; 7) 1 октября, в день Покрова, на этот же завод в листопрокатный цех; 8) 6 декабря, в день святителя Николая, на завод Московского металлического товарищества в ремонтный цех (см.: Там же. С. 12). 352 См.: Отчет общества хоругвеносцев, существующего при церкви С.-Петербургского Путиловского завода с 1-го января 1912 по 31-е декабря 1913 гт. С. 5. 353 См.: ГБУ«ЦГА Москвы». Ф. 1371. Оп. 1. Д. 4. Л. 77, 105, 125, 149: Клировые ведомости церквей Успенского благочиния Богородского уезда за 1904 г.; Ф. 203. Оп. 766. Д. 2545. Л. 59: Клировые ведомости Коломенского уезда за 1899 г.; Оп. 744. Д. 2587. Л. 2: Клировые ведомости Воскресенской церкви за Даниловым монастырем за 1908 г.; Ф. 707. Оп. 1. Д. 957. Л. 1: Клировая ведомость Успенской при пороховом заводе церкви за 1890 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов; депутат Государственной Думы ФС РФ И.Б. Дивинский; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; известный телеведущий, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Н.Н. Дроздов, являющийся двоюродным праправнуком святителя Филарета; духовенство Московской городской епархии. Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были возглашены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Флора Гришкова, клирика храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот г. Москвы, и диаконскую хиротонию Александра Родина, студента 4 курса Сретенской духовной семинарии. Проповедь перед причастием произнес игумен Амвросий (Коньков), насельник Сретенского ставропигиального монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга и в связи с 65-летием со дня рождения К.В. Голощапов был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви президенту Благотворительного фонда «Исток» Е.Ю. Богдасаровой была вручена Патриаршая грамота. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в день пам " святителя митрополита Московського, в Христа Спасителя в У день пам " святителя Московського Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5540721...

В храме Христа Спасителя состоялось поздравление Святейшего Патриарха Алексия с 15-летием Первосвятительского служения 9 июня 2005 г. 15:04 9 июня 2005 года, в праздник Вознесения Господня, в храме Христа Спасителя состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман, Постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм архиереев и клириков. По окончании Божественной литургии и благодарственного молебна с поздравлением по случаю 15-ой годовщины Первосвятительского служения к Святейшему Патриарху Алексию обратился Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, огласивший приветственный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви. От имени Полноты Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий передал Святейшему Патриарху памятный дар — икону Божией Матери. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподнес Предстоятелю Русской Церкви в дар от Священного Синода помещенные в футляр две панагии и наперсный крест — символы Патриаршего достоинства. Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, огласил грамоту Священного Синода о награждении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орденом «Славы и Чести» . Обратившись к юбиляру с просьбой принять эту награду, митрополит Климент надел на Святейшего Патриарха орденскую ленту и знак ордена «Славы и Чести». Затем с поздравительным словом к Его Святейшеству обратился Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Герман. От лица столичного духовенства Святейшего Патриарха Алексия поздравил клирик города Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин). В подарок от клириков Первопрестольного града Предстоятелю Русской Православной Церкви была преподнесена архиерейская митра. Поблагодарив за поздравления, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к присутствовавшим в храме с Первосвятительским Словом . В тот же день в музее Храма Христа Спасителя Его Святейшество принял участие в открытии выставки «Церковь и духовное возрождение России», подготовленной Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музеем истории города Москвы к 15-й годовщине Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриархия.ru/ Служба коммуникации ОВЦС Фоторепортаж Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/22938.html

Архив Пн В Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви 2 февраля 2015 г. 10:51 2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В работе Совещания принимают участие большинство архиереев Русской Православной Церкви. Перед началом работы Совещания Патриарх совершил молебное пение. Была вознесена молитва: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими усердное моление наше и благослови благое намерение и дело Преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов на совещание сие сошедшихся, о еже благополучно его начати и беспреткновенно к славе Твоей совершити». Святейший Патриарх Кирилл пригласил занять места в президиуме: митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия ; митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ; митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира ; митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия , главу Среднеазиатского митрополичьего округа ; митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , управляющего делами Московской Патриархии; митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси; митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона , первоиерарха Русской Зарубежной Церкви ; митрополита Рижского и всея Латвии Александра . В редакционную комиссию были избраны: председатель редакционной комиссии — митрополит Минский и Заславский Павел; митрополит Луганский и Алчевский Митрофан ; епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл ; епископ Каскеленский Геннадий ; епископ Смоленский и Вяземский Исидор . В начале Совещания Святейший Патриарх Кирилл выступит c  докладом , в котором будут затронуты основные темы внутрицерковной жизни. Последующая повестка дня Архиерейского Совещания будет включать в себя: обсуждение проекта документа «Об участии верных в Евхаристии», разработанного Межсоборным Присутствием. Также участники Совещания обсудят вопросы распределения выпускников духовных учебных заведений, вопросы взаимодействия художественно-производственного предприятия «Софрино» с епархиями Русской Православной Церкви. Кроме того, будет обсуждаться статус иночества. Митрополит Волоколамский Иларион сообщит о ходе работы над Катехизисом Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3977933.ht...

В Храме Христа Спасителя состоялось поздравление Святейшего Патриарха Алексия с 15-летием Первосвятительского служения 9 июня 2005 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось Патриаршее богослужение. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман,  Постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм архиереев и клириков. По окончании Божественной литургии и благодарственного молебна с поздравлением по случаю 15-ой годовщины Первосвятительского служения к Святейшему Патриарху Алексию обратился Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, огласивший  приветственный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви . От имени Полноты Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий передал Святейшему Патриарху памятный дар - икону Божией Матери. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподнес Предстоятелю Русской Церкви в дар от Священного Синода помещенные в футляр две панагии и наперсный крест - символы Патриаршего достоинства.  Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, огласил грамоту Священного Синода о награждении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орденом «Славы и Чести». Обратившись к юбиляру с просьбой принять эту награду, митрополит Климент надел на Святейшего Патриарха орденскую ленту и знак ордена «Славы и Чести».  Затем с поздравительным словом к Его Святейшеству обратился Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Герман. От лица столичного духовенства Святейшего Патриарха Алексия поздравил клирик города Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин). В подарок от клириков Первопрестольного града Предстоятелю Русской Православной Церкви была преподнесена архиерейская митра. Поблагодарив за поздравления, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к присутствовавшим в храме с Первосвятительским Словом . В тот же день в музее Храма Христа Спасителя Его Святейшество принял участие в открытии выставки «Церковь и духовное возрождение России», подготовленной Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музеем истории города Москвы к 15-й годовщине Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ОВЦС МП 9 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13730.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010