" Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности... Не отступая от установившихся ранее окончаний фасадных стен закомарами, даже сохраняя за ними раннемосковский тип, строитель сохранил и систему выдвигающихся один за другим рядов кокошников... " - писал в " Истории русского искусства " Игорь Грабарь, оценивая художественные особенности церкви Вознесения Господня. По мнению корифея истории архитектуры, храм в Коломенском являет собой пример продолжения традиций русского деревянного зодчества. " С внешней стороны структура Коломенского храма обнаруживает свой прообраз, создававшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырёхскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на трёх рядах кокошников. Исполнить такую затею в камне и кирпиче трудно, и нужно удивляться, как зодчий Коломенского храма справился с ней " , - отмечал Грабарь. В 1920-е годы исследователь Москвы В. В. Згура обратил внимание на то, что в архитектуре храма присутствуют и западные мотивы. " Приходится с безусловностью указать на значительность влияния декорций Архангельского собора и строительных приёмов, принесённых в Москву итальянцами XV века. Наблюдается также и некоторое, правда очень скромное, влияние готики, выразившееся главным образом в стрелах, прорезающих стены нижнего креста " , - писал он. В тоже время Згура признавал, что в основе своей облик церкви оставался в русле русских традиций. Особенностью внешнего убранства церкви является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Ещё один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра. Храм со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии здания с похожей галереей мы не найдём. На восточной стене галереи стоит каменный трон. Считается, что на нём сидел Алексей Михайлович, любовавшийся прекрасным видом на зеречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Красноармейск. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале 1830-х годов на левом берегу реки Воря около старинного села Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии купцом Манухиным была основана хлопчато-бумажная мануфактура. Купленные и арендованные крестьяне из ближайших уездов и губерний были завезены сюда в качестве работников и расселены в рабочих бараках. Первоначально своего храма на мануфактуре не было, и рабочим приходилось за несколько километров ходить в Никольскую церковь с. Муромцево. В 1848 г. выходец из калужско-тверской фамильной группы крестьян-купцов С.Л. Лепешкин, который к этому времени стал владельцем мануфактуры, на свои средства построил возле фабрики на высоком правом берегу Вори деревянную церковь, освященную в честь Вознесения Господня. При церкви была открыта одноэтажная деревянная церковно-приходская школа на 125 детей с тремя учителями и одним священнослужителем. Вознесенский храм содержался за счет мануфактуры, которая к концу XIX века стала одной из крупнейших текстильных фабрик России. После революции церковь постигла участь многих российских церквей. В начале 30-х годов храм был уничтожен, из разобранных стен церкви был выстроен жилой дом по ул. Свердлова, существующий до сего времени. Сведений о старом причте церкви нет. Церковная община г. Красноармейска сложилась из прихожан Никольской церкви с. Царево в начале 1990-х годов. При ходатайстве и помощи благочинного церквей Пушкинского округа прот. Иоанна Монаршека община была зарегистрирована в 1991 г. Устав был утвержден митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 31 января 1991 г. С конца 1993 г. службы проходили в переданном и перестроенном под церковь промтоварном магазине по улице Краснофлотской. В ноябре 2002 г. было начато строительство новой церкви Вознесения Господня, а в июле 2003 г. были завершены все строительно-монтажные работы. Первая торжественная служба, которую возглавил благочинный о. Иоанн Монаршек, была совершена на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2003 г.

http://sobory.ru/article/?object=18082

С близостью царицына двора связано второе прозвание Вознесенского храма - " что в Царицыной улице " . Сочетавшись браком с Екатериной Скавронской, Пётр I поселил близ церкви Вознесения жениных родственников. Здесь они жили и умирали. В частности, у церкви Вознесения была погребена родная сестра Екатерины I, о чём долгое время напоминала могильная плита с надписью: " 1729 года, Апреля 14, представися раба Божия благоверные великие Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны сестра ея родная Крестина Самойлова дочь Скавронских, а тезоименитство ея Июля 24 дня; а жития ея было 42 года, а прежде ея тогда же года, Декабря 25 представился супруг ея Симон Леонтьев сын Гендриков, поживе 56 лет, да 1731 года Февраля в 6 день представися дщерь их Агафья Симонова дочь, жена Григорья Петрова Соловова, поживе 16 лет и погребена против сей таблицы на сем месте " . Плита сохранялась вплоть до разрушения старой Вознесенской церкви в 1831 году; дальнейшая судьба её неизвестна. Приход Вознесенской церкви был в значительной степени аристократическим. В этом районе жили Дурново, Ромодановские, Львовы, Голицыны, Гагарины и другие обладатели звучных фамилий. Начиная с 1740-х годов в приходе церкви Вознесения числился двор майора А.В. Потёмкина. В семье Потёмкиных родился мальчик, которого назвали Григорием. Прошли годы. Григорий Потёмкин сделался светлейшим князем Потёмкиным-Таврическим, и, как шептались придворные сплетники, морганическим супругом императрицы Екатерины Алексеевны. Согласно московской легенде, не потускневшей с летами, венчание императрицы и её фаворита происходило в Вознесенском храме. И, возможно, именно в память об этом событии, имевшем место в 1774 или в 1775 году, Потёмкин в 1781 году, когда его матримониальные отношения с государыней оказались в прошлом, распорядился построить несколько восточнее старого храма новый - монументальный и великолепный. Формально он предназначался для чинов лейб-гвардии Преображенского полка, которого подполковником был сам Г.А. Потёмкин, а полковником - сама Екатерина II. В будущем храме, мыслившемся как собор лейб-гвардии Преображенского полка, предполагалось " Во время прибытия Ея Императорского Величества полковую чинить присягу, венчать браки, исповедовать и святых тайн приобщать " . Благословил строительство митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Первым архитектором храма стал В.И. Баженов. Работы шли медленно, так как Баженов в то время был занят постройкой дома Пашкова на Моховой и дворцового ансамбля в Царицыне под Москвой. К тому же в 1791 году Г.А. Потёмкин умер, " соборная идея " постепенно сошла на нет, и на строительной площадке воцарилась тишина.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Майя 7. Июня 2. »      21. Московского уезда Радонежския десятины вотчины генерала, аншефа, сенатора, лейб – гвардии Преображенского полку подполковника и Ея Императорского Величества генерал-адъютанта, действительного камергера и обоих Российских орденов кавалера Александр Борисовича Бутурлина, села Алешки в церковь Казанския Пресвятыя Богородицы и святого великомученика Георгия Июля 26. Вознесенского девича монастыря, что в Москве, в имеющейся при соборной церкви Вознесения Господня придел Успения Пресвятыя Богородицы, да в вотчину того ж монастыря Дмитровского уезда села Сурмина в церковь Вознесения Господня Сен. 17. По промемории из дому Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященного Илариона, Епископа Сарского и Подонского в вотчину действительного статского советника Василья Иванова сына Демидова, Воронежской губернии Елецкой правиции Ливенского уезда в новопостроенную церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в называемое село Покровское . Окт. 18. По промемории из Московской духовной консистории Стретенского сорока в церковь Вознесения Господня, что в Варсанофьевском монастыре »      26. По доношению дому преосвященного Антония Епископа Вятского, Крестового священника Дамиана Григорьева в епархию Его Преосвященства »      26. По промемории из Московской духовной Консистории города Карачева в Веденской монастырь Дек. 8. По промемории из оной же консистории в Рождественнский собор, что в Кремлевском Ея Императорского Величества дворце на сенях »      10. По промемории из оной же консистории Никицкого сорока в церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Митровке В 1754 году Янв. 20. По полученному Ея Императорского, Величества из Святейшего Правительствующего Синода указу в Нижегородскую вотчину тайного советника, сенатора и кавалера, князя Алексея Дмитриевича Голицына в новопостроенную в селе Троицком с двумя приделы церковь во имя живоначальныя Троицы Фев. 24. По промемории из обретающейся в Москве Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященного Гавриила, Епископа Коломенского, в новосозданную в вотчине статского советника Ивана Михайлова сына Сотина Крапивинского уезда в селе Каледине церковь Казанския Пресвятыя Богородицы с двумя приделы

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Источник: Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. Единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана Грозного). В 1994 году церковь получила статус памятника Всемирного наследия. Факт. В период строительства церковь была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Сейчас. Храм был открыт в 2007 году после серьезной реставрации. В подклете размещена выставка, посвященная созданию и строительству собора. Богослужения - по воскресеньям и великим церковным праздникам. Вход на территорию музея-заповедника «Коломенское» бесплатный. Из газеты " Антенна " , сентябрь 2008 Подмосковное село Коломенское, на берегу реки Москвы, издревле принадлежало к вотчинам московских князей. В 1532 г. отец Грозного Василий Иванович построил в этом селе церковь Вознесения Господня, о которой современный летописец говорит: «та церковь была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой прежде того не бывало на Руси, и что великий князь возлюби и украси ее всякою добротою». На освящении в сентябре того же года три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре. В писцовых книгах Московского уезда государевых дворцовых сел и волостей, письма и меры Афанасия Отяева и подьячего Василия Арбенева 1631 – 33 гг. о селе Коломенском говорится: «в селе церковь Вознесения Господня; на церковной земле дворов церковных: во дворе поп Михайло Афанасьев, во дворе поп Артемий Мартынов, да у них же в припуске в огородах место дворовое митрополичьего двора, во дворе дьякон Демид Мартынов, во дворе пономарь Гришко Федоров, во дворе просвирница Анница, да у просвирницы на земле 2 двора бобылей; на дьяковой земле 4 двора бобылей…». Вознесенская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну; церковная дань распределялась по числу приходских дворов, по количеству церковной земли и сенных покосов, находившихся во владении церковнослужителей. К сожалению, прямых указаний о числе приходских дворов при Вознесенской церкви не встречается. Известно, что церковной дани с той церкви платилось за 1628 г. 9 алтын 5 денег, кормовая гривна; за 1635 г. – 6 руб. 13 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: " Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения " . Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника. Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись " 1533 " арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Самое главное и самое старое сооружение – церковь Вознесения Христова. В нынешнем своем виде она построена и освящена в 1837 г., а ее колокольня над западным крыльцом – в 1839-м. Первый же Вознесенский храм на этом месте был современником самого монастыря. Но первоначальные церкви редко когда сохраняются. Два фактора обычно губят их – пожары и ветхость. Неумение реставрировать храмы в провинциальных городах и обителях приводило к тому, что их перестраивали заново раз в несколько десятков лет, а то и чаще. Каменный Вознесенский храм, согласно документам, был построен в 1691 г. Но век с небольшим спустя в нем уже невозможно стало служить от ветхости. Наконец, последнее строительство состоялось уже в пушкинскую эпоху (легко запомнить, что год освящения храма – год гибели Пушкина, хотя это, конечно, просто совпадение). Вознесенский храм по архитектуре – самый обычный для первой половины XIX века. Небольшой основной объем – с фронтончиками над каждой из четырех сторон, – венчает закругленная в виде византийского купола кровля. Над этой полусферой – еще небольшая луковка. Недавно ее позолотили. Меж основным объемом и колокольней – низенькая трапезная. Двухъярусная колокольня в классическом стиле возносится белым видением на 33 метра и венчается почти такой же кровлей и луковкой, что и сам храм, только чуть меньших размеров. Она – самое высокое сооружение в монастыре. В советское время, без верхней луковки, с одной полукруглой кровлей, облупленная до кирпичей, она походила на какую-то древнюю булгарскую башню… Интерьер храма – бесстолпный. Из-за стреловидных сводов, церковь внутри кажется выше, чем снаружи. Интересно и символично, что часто именно Вознесенские храмы в русском зодчестве бывают особенно вытянуты вверх: например, всемирно известная шатровая церковь Вознесения Христова в Коломенском, в Москве. Узкий и относительно высокий интерьер главного храма Макарьевской обители тоже способен навести верующего на мысли о величии того, что свершилось на 40-й день после Пасхи: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы» (Кондак праздника Вознесения Господня).

http://sobory.ru/article/?object=02903

К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 105-118; Тихомиров. С. 164-166), а также в великокняжеском летописании. Согласно офиц. памятникам, развод и постриг состоялся по инициативе вел. княгини «тягости ради и бездетства» (ПСРЛ. Т. 8. С. 271). Д. «молениа слез еа не презри, много моля о сем государя с всем священным сънмом, да повелит воли еа быти» ( Тихомиров. С. 164). Постриг, согласно повести, совершил игум. московского греческого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в Китай-городе (Николы Старого) Давид, духовный отец вел. княгини (Там же. С. 165). Однако имперский посол С. Герберштейн , бывший в 1526 г. в Москве, пишет о непосредственном участии в постриге вел. княгини митрополита ( Герберштейн. С. 87). В этой связи В. И. Жмакин отмечает: «Допустив незаконный развод, митрополит в то же время написал целых три слова о нерасторжимости брака. Этим самым он хотел показать пасомым, что допущенный им развод для великого князя есть исключение, сделанное в видах государственной пользы» ( Жмакин. Митр. Даниил. С. 140). По мнению А. И. Плигузова и Г. В. Семенченко, «митрополит не был заинтересован в расторжении брака Василия III с бездетной Соломонией и рождении наследника от новой жены, так как рассчитывал на передачу власти брату Василия Юрию Ивановичу, с которым Даниила связывала долгая дружба, и боялся номинального верховенства малолетнего сына Василия III, ибо он неизбежно стал бы прикрытием для противоборствующих боярских группировок» ( Герберштейн. С. 307. Коммент. 224; см. также: Плигузов, Семенченко. Вопрос о наследнике. 1989. С. 139-154). Освящение митр. Даниилом ц. Вознесения Господня в Коломенском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.232. Л. 939 об.) Освящение митр. Даниилом ц. Вознесения Господня в Коломенском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.232. Л. 939 об.) Против 2-го брака вел. князя были настроены мн. представители Церкви, в т. ч. Вассиан (Патрикеев) и прп. Максим Грек .

http://pravenc.ru/text/171216.html

За богослужением молились насельники обители, многочисленные паломники. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Никон (Оганов), насельник Валаамского монастыря. По окончании Литургии епископ Троицкий Панкратий от лица братии монастыря и паломников приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения c Первосвятительским словом . В дар монастырю Святейший Владыка передал икону преподобного Макария Унженского, для братии обители — служебники, всем участникам богослужения — иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием управления в должности наместника Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. «Еще раз всех поздравляю с праздником, и молитвами святых валаамских преподобных отцов да хранит Господь всех нас на непростом жизненном пути, укрепляя нашу веру, благочестие и помогая быть способными сопротивляться всяким искушениям, столь обильно присутствующим в современной жизни. Храни вас всех Господь!» — напутствовал Святейший Владыка верующих. Далее Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении архиереев и духовенства спустился в нижний храм Спасо-Преображенского собора, где было совершено славление у честных мощей преподобных Сергия и Германа. После молитвы основателям обители Предстоятель поклонился их святым мощам. Также Святейший Патриарх поклонился чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского.

http://patriarchia.ru/db/text/6041696.ht...

В шесть часов вечера, накануне Покрова Пресв. Богородицы, всенощная в градском Тихвинском соборе была по чину Московского Успенского. Преосвященный до самой литии занимал место на средине храма, у правого столба, и нет сомнения, что его святительская молитва одушевляла молитвы его окружавших. Сам он в архиерейской мантии совершил литию и выходил из царских врат алтаря на величание Божией Матери. Правый хор держали соборные певчие, а левый – воспитанники духовного училища; они же читали шестопсалмие, кафизмы и тропари праздничного канона – очень внятно и хорошо. Малолетние дети соборян прислуживали в алтаре, и надобно отдать справедливость отцу протоиерею: у него в соборе должный порядок. Н. Д Виноградов вместе и благочинный градских церквей. В день Покрова каждогодно бывает крестный ход из Коломенского собора в Покровскую приходскую церковь с досточтимою святынею из разных церквей, в воспоминание о избавлении города от угрожавшего нашествия французов в 1812 году. Нынешний крестный ход имел ту особенность, что в след за духовенством и св. иконами шествовал архиерей в полном облачении, чего не было здесь со времени упразднения Коломенской епархии, а встречать крестный ход предоставлено было мне. Ясная, тихая погода как нельзя более благоприятствовала духовному торжеству; казалось, при блеске металлических хоругвей, и самая природа ликовала. Вступив в Покровскую церковь , его преосвященство начал служение литургии, потом совершил благодарный Господу Богу молебен. Посетив местного священника, он обозревал градские церкви: 1) Преображенскую, бывший (до 1800 г.) Спасский монастырь. В ней драгоценная икона св. Алексия человека Божия, соименного святителю Алексию, митрополиту Московскому, ему и принадлежавшая. Человек Божий изображен стоящим с возведенными очами к небу. 2) Предтечевскую, известную также по приделу преп. Симеона Столпника. 3) Вознесенскую, сооруженную прихожанами в 1792 г.; это одна из лучших в городе церквей, обширная и высокая. В пятом часу вечера из Новоголутвина монастыря, где преосвященный имел помещение, поехал он в село Городищи (в 1 вер.), где церковь Зачатия св. Иоанна Предтечи построена из белого камня и по преданию существует около семи веков. На ее наружной стене, при входной северной двери, замечательно высеченное изображение дракона. Его преосвященство потом осматривал Ильинскую, в селе Сандырях (в 3 вер.), церковь . Местный псаломщик Евфимий Сандыревский, отец покойного протоиерея Коломенского собора, за усердную 58-летнюю службу, в тот же день был рукоположен в Покровской церкви во диакона с оставлением на прежней причетнической вакансии. По возвращении в город, посещена Борисоглебская церковь, за прудом. В приходской школе обучаются от 40 до 50 детей; сверх того, открыта приходская библиотека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010