В музее-заповеднике «Коломенское» откроется выставка «Державная Заступница России» Москва, 10 февраля 2017 г. К 100-летию обретения великой святыни – иконы Божией Матери «Державная» – Московский государственный объединенный музей-заповедник открывает выставку «ДЕРЖАВНАЯ ЗАСТУПНИЦА РОССИИ». Икона Богоматери, получившей наименование «Державная», была обретена 2 марта 1917 года (или 15 марта по новому стилю) в церкви Вознесения Господня XVI века, расположенной в усадьбе великих московских князей и русских царей Коломенское. Обретение иконы совпало с переломным событием всей истории России XX века – в этот день император Николай II подписал манифест об отречении от престола за себя и за своего сына цесаревича Алексея. Отречение последнего императора династии Романовых, которые более трехсот лет стояли во главе одной из крупнейших мировых держав, было вызвано февральской революцией 1917 года. Революция привела к ожесточенному противостоянию разных политических сил, распаду империи и изменению традиционного государственно-политического строя в стране. Единовременность двух событий – обретение иконы и отречение государя – означала для многих верующих, что Богоматерь взяла под свою защиту державу, лишившуюся царя. Сосредоточенная вокруг двух сюжетов – обретение последней чудотворной иконы на Руси и отречение императора – выставка затрагивает вопросы отношения власти и общества, государства и Церкви, поругания и обретения святынь, нравственного возрождения и воссоединения «русского мира». Выставку открывает обращение епископа Егорьевского ТИХОНА (Шевкунова) к организаторам и посетителям выставки. Экспозиция начинается темой «Революция», где посетителям представлены материалы о воцарении Романовых, Первой мировой войне, Февральском восстании в Петрограде и свержении монархии. Трагические события отречения Николая II разворачиваются на фоне условного интерьера вагона царского поезда, в котором был подписан акт об отречении. Это дает возможность зрителю не только познакомиться с историческими документами, но и ощутить напряженную атмосферу событий, свершившихся 2 марта 1917 года.

http://pravoslavie.ru/100956.html

Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Вознесенская церковь в Коломенском Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1529 и 1532. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, просп. Андропова, д. 39 стр. 1 Координаты: 55.6673, 37.67076 Проезд:станция метро " Коломенская " , выход 2; метро Кленовый бульвар - выход 2 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " ...бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси " (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03324

  Библиографический список LIDDELL , SCOTT – Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexcon. Oxford, 1996. Агеева - Агеева Е. А. Требник 1658 г.: история издания//Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов. М., 2004, Труды ГИМ. Вып. 139. С. 174-188. Богоявление – Богослужение на Святое Богоявление (Крещение Господне). М., «Святитель Киприан». 1996. Бондарев – Бондарев В. Верен до смерти: Подвиг святителя Павла Коломенского//Церковь. 2002. 4-5. Вейсман – Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Вознесенский I - Вознесенский А. В. К истории дониконовской и никоновской книжной справы//Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов. Труды ГИМ. Вып. 139. М., 2004. С. 143-161. Вознесенский II - Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 15. К истории книжной справы на московском Печатном дворе (о Триоди Цветной 1604 г.)//ТОДЛ. 2007. LVIII. Горский, Невоструев – [Горский А. В., протоиерей, Невоструев К. И.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки. Отдел третий: Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869. Дмитриевский – Дмитриевский А. А. Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова Церковный устав...//ХЧ. 1888. 9-10. Зернова – Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный каталог. М., 1958. Каптерев – Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996. Каталог – Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА: Каталог. Вып. III. 1651-1675 г. М., 2003. Крылов I – Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века: Богослужебные Минеи. М., 2009. Крылов II – Крылов Г., прот. Соборы Русской Православной Церкви в XVII в.: историко-хронологическая справка, краткий комментарий (литургический аспект), библиография//Патриарх и Собор. Архиерейские Поместные Соборы Русской Православной Церкви 2009 г.: Сборник документов и научных материалов. М., 2010. Кутузов – Кутузов Б. П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. Барнаул. 2008. Лопухин – Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников А. П. Лопухина. СПб. 1904-1913.

http://bogoslov.ru/article/2308475

Артюшинская (Конец Горский погост). Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1913 Карта и ближайшие объекты Конецгорский приход Виноградовский район Архангельская область В состав прихода в 1894 г. входила 41 деревня. Название прихода приписывалось его местоположению: почти все деревни располагались на крутой возвышенности, спускавшейся к реке Двине и завершавшейся низиной, на которой стоял погост с приходскими церквями. Приход существовал уже в 20-х годах XVII в., о чем свидетельствовала запись в синодике о священнике Федоре Яковлеве, служившем в 1625 г. В грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. указывалось, что до 1734 г. в приходе была церковь во имя вмч. Георгия с приделом в честь Вознесения Господня. Эта церковь была разобрана по ветхости в 30-х годах XVIII в. В 1734 г. построена новая церковь в честь Вознесения Господня. Она сгорела 16 апреля 1750 г. Удалось спасти икону Вознесения Господня. Вместо нее по храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. построена новая одноименная церковь. Приделы: Георгиевский справа и Космо-Дамиановский с северной стороны. В 1820-1847 гг. была построена каменная двухэтажная церковь. Престолы: в нижнем этаже главный - в честь Афанасия и Кирилла Александрийских, придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость; в верхнем этаже - в честь Рождества Иоанна Предтечи, по этому престолу именовалась вся церковь. Священники: Петр Синцов 1818 г., был благочинным; Алексей Фомин и Петр Овчинников 1826 г. Церковный староста: Иосиф Толстопятков с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 175-178.  Никольская церковь, 1638 г. «Позднее к церкви была пристроена трапезная, охватившая её с севера и запада, а в 1825 г. церковь обшита тёсом. Церковь интересна своим крыльцом, верхняя площадка которого покрыта бочкой, не имеющей стенки на переднем торце. Подобного рода крыльца были и в деревянном дворце села Коломенского, а в каменной архитектуре мы встречаем их в церкви подмосковного села Тайнинского». Погост, включающий также более поздние деревянные церковь и колокольню, цел и реставрирован в 1988 г., но крыльцо Никольской церкви утрачено. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36714

Другие, наоборот, видят в нем русскую молитву в камне – новое осмысление вполне традиционных идей без всякого разрыва с ними. Иногда Вознесенский храм сравнивают с мощным деревом, вросшим в землю крепкими корнями, символизирующим райское «древо жизни» и древо великокняжеского рода. Ведь именно великокняжеский заказ породил новую архитектурную форму храма-шатра, с которой потом как с неканоническим явлением боролся патриарх Никон. И если церковь Вознесения в Коломенском была первой из русских каменных шатровых церквей, то сохранилась в Москве и последняя, выстроенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона в 1648 году – это храм Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке. Никон, запретив шатровые церкви, повелел вернуться к византийскому крестово-купольному храму и продемонстрировал требуемый образец в соборе 12 Апостолов в Кремле, выстроенном в его патриаршей резиденции. А шатры с тех пор долго возводились только над колокольнями, и лишь с конца XVII века началась новая эра в истории московских шатровых храмов – нарышкинское барокко. Спорят исследователи и об источниках шатровой архитектуры Вознесенского храма. Одни безоговорочно считают шатер сугубо национальным стилем, родившемся из деревянного русского зодчества, но кто-то усматривает в нем и итальянские, и полоцкие, и даже татарские истоки. Интересно и такое объяснение: по мере увеличения московского населения требовались храмы, которые могли бы вместить больше народу, а внутренние столбы мешали тому, поэтому зодчие старались обойтись без них, возводя первые бесстолпные храмы, где кровля опирается прямо на стены, как, например, церковь святого Трифона в Напрудном. Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы) и соединялась крытым переходом с дворцом. Имела она и важное оборонное значение – сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности.

http://pravoslavie.ru/523.html

Храм Вознесения Господня (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Вознесения Господня (Тула) – памятник истории и культуры федерального значения. Храм в стиле изысканного петербургского барокко расположен в исторической части Тулы в окружении деревянных зданий XIX века. Содержание История [ править править код ] Храм Вознесения Господня расположен в Зареченском районе Тулы. Эта часть города начала активно заселяться к началу XVII в., после стали появляться построенные на средства оружейников храмы. Первое упоминание о Свято-Вознесенском храме содержится в «Строенной книге Тульского посада» и относится к 1646 г. Вторым свидетельством о существовании храма в этот период является обретенный в XIX в. в церкви «холщовый антиминс, священнодействованный в 1680 году Никитою, епископом Коломенским при Иоанне и Петре Алексеевичах и Патриархе Иоакиме». Прихожанами храма стали кузнецы и слободские казенные крестьяне. Вероятнее всего, первая церковь была деревянной. К 1712 г. по благословению Антония, епископа Коломенского на средства купца Андрея Владимирова был построен каменный храм. Церковь была «благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Однако в храме отсутствовали приделы, что не позволяло служить две литургии в один день. В 1744 г. от Преосвященного Саввы (Шпаковского), епископа Коломенского была получена храмозданная грамота, разрешающая строительство каменного предела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое не удалось осуществить из-за обнаружившейся ветхости храма. В 1754 г. по просьбе прихожан епископ Коломенский Гавриил (Кременецкий) храмозданной грамотой разрешал построить новую двухэтажную каменную церковь: верхнюю – во имя Вознесения Господня и нижнюю – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. К 1755 г. нижняя церковь уже была построена по проекту заводского механика капитана Козьмы Сокольникова, украшена и освящена на новом антиминсе протоиереем Василием Ивановым. Верхняя церковь вместе с колокольней из-за недостатка средств была достроена только к 1787 г. и освящена Коломенским протоиереем Григорием Ивановым.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в столичном храме «Большое Вознесение» 13 июня 2013 г. 17:56 13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня ( «Большое Вознесение» ) в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Булатникова)  во епископа Клинцовского и Трубчевского ( Брянская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Брянский и Севский Александр ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ; архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле; протоиерей Владимир Диваков , настоятель храма «Большое Вознесение», секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы; протоиерей Павел Чикалин, секретарь  Брянской епархии , настоятель Преображенского храма г. Брянска; духовенство Брянской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали вице-губернатор Брянской области А.И. Касацкий, помощник губернатора по делам религий С.А. Гавриков, глава г. Клинцы В.В. Беляй, глава администрации г. Клинцы А.В. Белаш, и.о. главы Трубчевского района Брянской области И.В. Обыденов и глава управы Пресненского района г. Москвы А.С. Тарасов. Пел хор храма «Большое Вознесение» (регент — Е.Н. Тарасова). На малом входе в связи с образованием Брянской митрополии Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан митрополита епископа Брянского и Севского Александра.

http://patriarchia.ru/db/text/3042310.ht...

В Москве восстановят храм, построенный в честь рождения Ивана Грозного 18 августа, 2017. Новостная служба Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 18 августа. ПРАВМИР. Власти Москвы объявили конкурс на разработку проекта восстановления объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — церкви Вознесения Господня в Коломенском. Условия конкурса размещены на сайте поставщиков, оператором которого является департамент Москвы по конкурентной политике, сообщает «Интерфакс».  Церковь Вознесения в Коломенском построена в 1532 году на берегу Москвы-реки по указу Василия III. Легенда даты начала строительства церкви связана с рождением долгожданного наследника великого князя — будущего царя Ивана Грозного. Строение представляет собой первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало храмовому стилю, который просуществовал до реформы патриарха Никона в середине XVII века. В 1994 году храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первый конкурс определит технического заказчика, который разработает проектно-сметную документацию и проект ремонтно-реставрационных работ по двум объектам — цоколь и галерея церкви Вознесения, состояние лицевой отделки которых сейчас неудовлетворительное. Начальная цена контракта — 1,3 млн. рублей. Второй конкурс предполагает разработку проектно-сметной документации и проекта ремонтно-реставрационных работ в шатре храма, также находящегося в неудовлетворительном состоянии. Начальная цена контракта — 553 тыс. рублей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 марта, 2019 4 марта, 2019 23 ноября, 2018 14 ноября, 2018 13 июня, 2018 15 марта, 2018 31 января, 2018 22 января, 2018 7 февраля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/v-moskve-vosstanovyat-...

До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Толпы богомольцев стекались в Коломенское на поклонение чудотворному образу, от которого начались первые исцеления, затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Потом ее возили по другим церквям, и лишь по воскресным дням она оставалась в Коломенском. Есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле – Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, отправляли в эвакуацию, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она Божиим Промыслом пробыла до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия – в запасники Государственного Исторического музея. Лишь 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню в Коломенском… А когда икона прибыла – засияло солнце и в его лучах образ вернулся в храм. Предание связывало возвращение чудотворного образа с освобождением от воинствующего атеизма и спасением России от богоборчества. На следующий же год СССР окончил свое существование вместе с падением власти КПСС. Радостной вехой в истории поистине богохранимого Коломенского стало назначение директором в организованный здесь музей Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его настоящим создателем. В первые годы революции на территории Коломенского уже расположился колхоз «Огородный гигант». Все церкви, кроме Казанской, закрылись в 1920-х годах. Барановскому пришлось спасать не только Коломенское, но и старую Россию. Он ездил по стране и собирал ценнейшие памятники, уберегая их от гибели, забирал все самое ценное из церквей, предназначенных к сносу, а штат Коломенского музея тогда состоял из четырех человек, включая сторожа. Так здесь оказались спасенные памятники деревянной русской архитектуры XVII века: медоварня из села Преображенского, воротная башня из Николо-Карельского монастыря и даже домик Петра I из Архангельска. По воспоминаниям сотрудников музея, сам Барановский не раз поднимался по веревке на купол Вознесенской церкви, а однажды сорвался и упал на землю, но «отлежался».

http://pravoslavie.ru/523.html

Вознесенская церковь в Пияле имеет определенное сходство с одноименной каменной церковью 1532 года в Коломенском. Церковь в Пияле — результат гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры. Памятник относится к лучшим произведениям древнерусского деревянного зодчества. В притворе Вознесенской церкви лежат два массивных резных столба, бывшие опорами кровли крыльца или галереи. Очень похоже, что эти столбы сохранились от старого крыльца входа на колокольню, имевшего двухскатную кровлю, о чем свидетельствуют следы на срубе. Обращенные к реке окна первого этажа сделаны в виде узких щелей. В 1685 году рядом с Вознесенской была построена кубоватая Климентовская церковь, ныне утраченная. Колокольня построена в 1700 году. На первый взгляд она кажется несколько странным сооружением. Ее основание состоит из двух шестиугольных срубов, поставленных друг на друга таким образом, что углы верхнего шестерика опираются на середины граней нижнего. Первоначально основанием колокольни, по-видимому, был только нижний сруб, имеющий, в отличие от верхнего, выразительный повал и рубленый с остатком (в чашу). Первый этаж сруба разделен на два помещения, имеющие отдельные входы. Колокольня стоит близко к воде, и Онега с нее далеко просматривается в обе стороны. Здание похоже на древнюю сторожевую башню. А.Б. Бодэ " Архитектурный путеводитель по Онеге " Храмовый ансамбль в Пияле является одним из самых интересных на берегах Онеги. Церковь Вознесения Господня является самой высокой из сохранившихся в России деревянных построек подобного типа. Она почти на 10 метров превосходит самый, пожалуй, известный деревянный храм - церковь Преображения Господня на острове Кижи. Построенная в начале пятидесятых годов XVII века, Вознесенская церковь, по характеристике искусствоведа и исследователя Русского Севера, публиковавшегося под именем Генрих Павлович Гунн, " замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности. Стройность пияльской церкви изумительна, её архитектурное решение подчинено единому замыслу - создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью " . Андрей Борисович Бодэ сравнивал Вознесенский храм с одноименной каменной церковью в Коломенском, называя церковь в Пияле результатом гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=17601

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010