Главным новшеством церкви Вознесения Господня является шатёр, похожий на вытянутую пирамиду. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчёркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатёр восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол с крестом. Высота церкви - 62 метра, высота шатра - 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма - 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырёх метров, в иных местах - два-три метра. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объёмом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скреплённых раствором блоков известняка. Верхний ряд фундамента можно видеть на поверхности спускающегося к реке склона холма. Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в неё ходили только члены царской семьи и её приближённые. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал всё зимнее время, по причине чего в нём так никогда и не появилось отопление. Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам - мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно - не на стенах, а по углам четверика. Ещё столько же оконных проёмов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами чёрного и коричневого цветов. Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла - горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери " Смоленская " , " Тихвинская " , Иоанна Предтечи. Однако были ли они в действительности в старом иконостасе - установить не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Из книги: Ломако Е. Л., Воробьёв М. Г. Знакомьтесь: Коломенский посад. - Коломна: Лига, 2018 Церковь Вознесения Господня в Коломне, стоящая на пересечении нынешних улиц Красногвардейской и Комсомольской, была построена в 1792-1799 годы. История храма связана с именем знаменитого уроженца Коломны святителя Филарета (Дроздова). Исследователи архитектуры относят церковь к числу лучших церковных памятников города, выполненных в переходном стиле от барокко к классицизму. Столичный уровень архитектуры церкви наводил их на мысль, что автором проекта мог быть зодчий екатерининской эпохи Матвей Федорович Казаков. В сентябре 1870 года московский викарий епископ Игнатий (Рождественский) совершил пастырскую поездку в Коломну. Прибыв на станцию Рязанской железной дороги, архиерей отправился в древний Старо-Голутвин монастырь. Там, в освященной еще митрополитом Филаретом (Дроздовым) церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, было совершено всенощное бдение. За богослужением хор пропел торжественное величание основателю обители преподобному Сергию, а на литургии возгласили вечную память митрополиту Филарету, окончившему свои дни в Троице-Сергиевой лавре. Высокий гость посетил прочие монастыри Коломны, Успенский собор, а всенощную под праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю) служил в Тихвинском храме. На следующий день владыка Игнатий возглавил городской крестный ход, совершавшийся по обычаю из собора к Покровской приходской церкви. Эта коломенская традиция была установлена в память об избавлении города от нашествия французов в 1812 году. После крестного хода архиерей посетил приходские церкви, и третьей по счету на его пути была церковь Вознесения. Вот что говорилось об этом посещении в статье Московских епархиальных ведомостей за 25 октября 1870 года: «Он осматривал… Вознесенскую, сооруженную прихожанами в 1792 году. Это одна из лучших церквей в городе, обширная и высокая; имеет два придела во имя св. великом. Варвары и Екатерины».  Вознесенская церковь имела особое значение для семьи епископа Игнатия (Рождественского): здесь начинал служение в сане священника его дед Иродион Степанович Сергиевский.

http://sobory.ru/article/?object=01829

Архив Пн Святейший Патриарх Алексий совершил первую Божественную литургию в возрожденном Вознесенском храме Звенигорода 29 июля 2007 г. 15:45 В воскресенье 29 июля в Звенигороде состоялось освящение восстановленного храма Вознесения Господня. Чин великого освящения храма совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий   в сослужении архиепископа Можайского Григория . По завершении чина освящения была совершена Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополит Ювеналий и архиепископ Григорий. «Воссоздан из небытия разрушенный в годы лихолетья храм Вознесения Господня, и сегодня совершено его великое освящение. Я рад и благодарен Господу, что сегодня имел возможность совершить первую Литургию в этом храме», — сказал Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к верующим со ступеней храма. «Слава Богу, что мы живем в новое время, когда возрождается вера», — отметил Святейший Патриарх. По словам Его Святейшества, вскоре и в старейший Данилов монастырь Москвы вернутся дореволюционные колокола, вывезенные в Гарвардский университет (США) в 30-е годы прошлого века. «Так по крупицам созидается связь времен», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви и передал в дар воссозданному звенигородскому храму икону преподобного Саввы Сторожевского, основателя звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. «Духовная связь между обителью и этим храмом была и будет неразрывна», — отметил Святейший Патриарх Алексий, напомнив, что в нынешнем году отмечается 600 лет со дня смерти великого подвижника. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что 23 августа, в день юбилея, он вновь встретится со звенигородцами, но уже в стенах расположенного рядом Саввино-Сторожевского монастыря. По словам Его Святейшества, он в детстве посещал эту обитель и с тех пор считает ее возрождение одной из целей своей жизни. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил присутствовавшего на службе губернатора Московской области Бориса Громова за помощь в духовном возрождении Подмосковья и вручил церковные награды всем трудившимся над воссозданием храма Вознесения Господня в Звенигороде.

http://patriarchia.ru/db/text/274917.htm...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры 28 мая 2009 г. 12:55 28 мая, в  праздник Вознесения Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры . По прибытии в собор Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святого благоверного князя Александра Невского. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: митрополиты Киевский и всея Украины Владимир ; Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; Кишиневский и всея Молдавии Владимир ; архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ; митрополиты Екатеринодарский и Кубанский Исидор ; Тульский и Белевский Алексий ; Донецкий и Мариупольский Иларион ; архиепископы Берлинский и Германский Феофан ; Саранский Варсонофий , и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Владивостокский и Приморский Вениамин ; епископы Гатчинский Амвросий , Петергофский Маркелл , Солнечногорский Сергий , Переяслав-Хмельницкий Александр . За Литургией состоялась хиротония архимандрита Назария (Лавриненко) , наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к новохиротонисанному владыке Выборгскому с Первосвятительским словом . «Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения, — отметил Святейший владыка. — И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности Божественных обетований и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития».

http://patriarchia.ru/db/text/658533.htm...

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ. Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации. Описание [ править править код ] В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Коломна (храмы) Материал из Азбука паломники Успенский собор (Коломна) [ править править код ] Успенский собор — кафедральный собор в городе Коломне на Соборной площади Коломенского кремля. При храме с 1991 г. действует православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, православное молодёжное движение, воскресная школа, библиотека духовной литературы. С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета «Благовестник». С 1994 г. работает благотворительная столовая на 130 человек. Ежегодно проводятся летние православные лагеря для детей и молодежи. Адрес: Московская область, г. Коломна, ул. Лазарева, д. 16 А Телефон: 8(496)614-45-46 (канцелярия); 8(496)614-19-76 (бухгалтерия); 8(496)618-64-91 (храм) Подробнее... Храм Вознесения Господня (Коломна) [ править править код ] Церковь Вознесения Господня за свою красивую купольную ротонду и парящую в небе колокольню-звонницу коломенцы часто называют " Коломенским Елеоном " . Построенный на средства прихожан в 1792-1797 годах, храм относится к лучшим памятникам культового зодчества Коломны эпохи классицизма. Церковь Вознесения — наиболее значительный культовый памятник стиля классицизм в Коломне. «Основной объём храма состоит из двусветной купольной ротонды с примыкающими к ней пониженными равновеликими помещениями алтаря и притвора. Спокойную гладь ротонды оживляют небольшие двухколонные тосканские портики боковых дверей и „разорванные“ фронтончики над окнами, интерпретирующие формы московского барокко. Обработка других частей здания пластически более выразительна и нарядна. Широко употребляется ленточный руст» «Композиция Вознесенской церкви, рисунок её ворот и ограды отличаются изяществом, а пластический декор — большой тонкостью.» Адрес: Россия, Московская область, Коломна, Красногвардейская улица, 8 Телефон: +7 (916) 364-83-69 ; +7 (915) 421-78-44 Подробнее... Троицкий храм в Щурово (Коломна) [ править править код ] Троицкая церковь в селе Щурово упоминается в окладных книгах 1676 года, где при ней значится " церковныя худыя песчаныя земли 50 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 150 копен, приходских дворов в селе Щурово и деревне Полянках 50 " .

http://azbyka.ru/palomnik/Коломна_(храмы...

Фестиваль православной музыки «Русь певчая» состоится в Коломенском 22 июня 2008 года в 15:00 в храме Вознесения Господня села Коломенского (Москва) состоится торжественное открытие фестиваля духовной музыки «Русь певчая». Фестиваль возобновляется в храме Вознесения после первой в его истории научной реставрации. Теперь храм можно увидеть в его полном благолепии. Слушателям концертов духовной музыки будет представлен широкий спектр музыкальных произведений от старинных песнопений до современных произведений, созданных иерархами Русской Православной Церкви из России и Украины. В этом году фестиваль посвящен 1020-летию Крещения Руси и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который откроется 24 июня 2008 года. Фестиваль «Русь певчая» проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, почетным учредителем фестиваля является мэр города Москвы Ю.М. Лужков. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России А.А. Пузаков. В программе фестиваля выступления прославленных хоровых коллективов: хор Сретенского монастыря (регент – Никон Жила); хор храма Христа Спасителя (регент – Илья Толкачёв); хор Государственной Третьяковской галереи (дирижер – заслуженный артист России Алексей Пузаков). В сопровождении хоров выступит солист Гамбургского оперного театра Павел Баранский (баритон). Концерт начнется в храме Вознесения в Коломенском и продолжится в главном храме Николо-Угрешского монастыря, куда участники фестиваля, гости и журналисты отправятся на теплоходе от причала музея-заповедника. На теплоходе будет играть главный военный оркестр Министерства обороны РФ (художественный руководитель – заслуженный артист России полковник Андрей Колотушкин), свое мастерство покажет фольклорный ансамбль им. Дмитрия Покровского. На теплоходе будет организован фуршет и легкий ужин. Возвращение запланировано поздним вечером теплоходом в Коломенское. Завершится фестиваль «Русь певчая» праздничным фейерверком. Почетные гости фестиваля: представители правительства и государственных компаний, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких), епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, представители Московского Патриарха и др. Аккредитация по тел. 8 (499) 614-8880; 8 (499) 615-8689.   17 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26900.html

Восстановление канонического единства Русской Православной Церкви. Торжества в зарубежных епархиях По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II официальная делегация Русской Православной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим Исидором, митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, примет участие в торжествах по поводу восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. В ходе братского визита планируется проведение богослужений в храмах и монастырях русского зарубежья. С гостями из России прибудет дорогая сердцу всякого православного христианина святыня – икона Божией Матери «Державная». Члены делегации и хор московского Сретенского монастыря примут участие в праздновании 40-летия архиерейского служения Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего Лавра, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского. Наряду с участием в богослужениях в Нью-Йорке, Джорданвилле, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Мельбурне, Сиднее, Женеве, Берлине, Лондоне, Париже, хор Сретенского монастыря выступит в крупнейших концертных залах этих городов с программой «Шедевры русского хорового пения».   Чудотворная икона Божией Матери «Державная» Чудотворная икона Божией Матери «Державная» Чудотворная икона Божией Матери «Державная» была обретена в день отречения от престола императора-мученика Николая II — 2/15 марта 1917 года. Это было воспринято русским православным народом как свидетельство передачи верховной власти и попечительства о России Самой Царице Небесной. Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой. 13 февраля 1917 года Евдокия услышала слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять — пусть молятся». А 26 февраля она видела белый храм и в нем восседавшую величественную Жену. Крестьянка решила разыскать увиденную во сне церковь. 2 марта в селе Коломенском близ Москвы она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ.

http://pravoslavie.ru/860.html

Официальная точка зрения на развод и второй брак Василия III нашла отражение в повести, составленной из двух частей: " О пострижении великиа княгини Соломониды " и " Совокупление втораго брака " , а также в великокняжеском летописании. Согласно официальным памятникам, развод и постриг состоялся по инициативе вел. княгини " тягости ради и бездетства " . Митр. Даниил " молениа слез еа не презри, много моля о сем государя с всем священным сънмом, да повелит воли еа быти " . Постриг, согласно повести, совершил игумен московского греческого Никольского монастыря в Китай-городе (Николы Старого) Давид, духовный отец вел. княгини . Однако имперский посол С. Герберштейн, бывший в 1526 году в Москве, пишет о непосредственном участии в постриге вел. княгини митрополита . В этой связи В. И. Жмакин отмечает: " Допустив незаконный развод, митрополит в то же время написал целых три слова о нерасторжимости брака. Этим самым он хотел показать пасомым, что допущенный им развод для великого князя есть исключение, сделанное в видах государственной пользы " . По мнению А. И. Плигузова и Г. В. Семенченко, " митрополит не был заинтересован в расторжении брака Василия III с бездетной Соломонией и рождении наследника от новой жены, так как рассчитывал на передачу власти брату Василия Юрию Ивановичу, с которым Даниила связывала долгая дружба, и боялся номинального верховенства малолетнего сына Василия III, ибо он неизбежно стал бы прикрытием для противоборствующих боярских группировок " . Против второго брака великого князя были настроены многие представители Церкви, в т. ч. Вассиан (Патрикеев) и прп. Максим Грек . Об этом говорится в составленной позднее " Выписи о сочетании второго брака " , где указывается на принудительный характер пострига Соломонии по инициативе вел. князя . Об участии митр. Даниила в " Выписи... " говорится не много. Освящение митр. Даниилом церкви Господня в Коломенском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV.232. Л. 939 об.) В 1523 году Василий III, отправляясь в военный поход на Казань, написал " дополнение " к духовной грамоте с обещанием в память присоединения Смоленска создать московский Новодевичий монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери («А коли есми запись писал, и тогды был у отца нашего Данила, митрополита всеа Русии» ). Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, в июле следующего года в нем был освящен собор в честь Смоленской иконы Божией Матери; это важное событие не могло состояться без участия митрополита. 3 сентября 1532 года митр. Даниил в сослужении иерархов и в присутствии великокняжеской семьи и Боярской думы освятил церковь Вознесения Господня в Коломенском - новой подмосковной великокняжеской резиденции. Традиционно считается, что храм был построен в связи с рождением у вел. князя наследника.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

Обретенная чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращена Святейшим Патриархом Кириллом на свое историческое место — в Казанский собор на Красной площади 06.11.2023 14:15:18 МОСКВА 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по завершении Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с чудотворной Казанской иконой Божией Матери прибыл в Казанский собор на Красной площади г. Москвы. У храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Воскресенский Григорий; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев. Святейший Владыка перенес святыню в собор и вложил чудотворный образ в уготовленный напольный киот, расположенный справа от алтаря. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил молебен пред чудотворным образом. В богослужении приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, митрополит Воскресенский Григорий, протопресвитер Владимир Диваков, протоиерей Николай Иноземцев. На богослужении присутствовал и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкин. Богослужебные песнопения исполнил хор Казанского собора (регент — Н.В. Зазулина). На сугубой ектении были вознесены прошения: о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, Преосвященных митрополитах и всей во Христе братии нашей; о Президенте страны нашея Российския Владимире Владимировиче, о еже подати ему с небесе силу и премудрость ко управлению страною нашею, наипаче же в сию годину испытания, егда ополчишася на ню врази наша, во еже разделити и погубити ю, рцем вси: Господи, услыши и скоро помилуй; о еже благосердием и милостию призрети на воинство и всех защитников Отечества нашего, в годину испытания души своя за ближних своих полагающих, и явити им и нам всесильную помощь Твою, рцем вси: Господи, услыши и помилуй;

http://radonezh.ru/2023/11/06/obretennay...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010