Особая категория мучеников. Не те, кто скрывал свою веру и подвергался преследованиям, как в римское время. Люди сознательно вели себя провокационно. Их казнили. Смерть кордовских мучеников помогла христианским правителям Испании. Пока страна жила мирно, многие христиане принимали ислам. Стабильность взорвали. Типичный пример политической, хорошо продуманной провокации. То же самое произошло в наши дни с карикатурами на Мухаммеда. Если нанести удар в больное место, последует взрыв. Вопрос в том, кто ударит и кто обеспечит взрыв. Очевидно, что антимусульманские провокации происходят не на пустом месте. Карикатуры на Мухаммеда впервые появились в датской газете, которую мало кто читает. И вдруг мусульмане во всем мире узнают о карикатурах, начинаются волнения, поджоги, убийства. История страшная. И во второй раз о карикатурах тоже всех оповестили. Наконец появился фильм, у которого даже смысл названия не ясен, то ли " Невинность мусульман " , то ли " невиновность " . Фильм был в Интернете, никому до него дела не было. Его перевели на арабский, запустили по арабским телеканалам. Взорвали мир. Кто это сделал? В прежние времена сказали бы – КГБ или ЦРУ. Сейчас им это ни к чему. Но есть еще одна сторона традиционно мусульманская – шииты. Сейчас они стали мощной, уже не только религиозной, но и политической силой на Ближнем Востоке. Это люди, которые на протяжении столетий умели интриговать, организовывать тайные общества, учинять беспорядки. Фитна – термин, применяемый к арабским революциям. Это мятеж, спровоцированный на религиозной почве по политическим мотивам. Безусловно, художественные произведения – карикатуры, фильмы могут оскорбить людей. К примеру, фильм Мартина Скорсезе " Последний день Иисуса " оскорбляет представление многих о божественной природе Иисуса. Оскорбляет, но не провоцирует. Мы имеем дело с рядом провокаций. Недавно вышла автобиография Салмана Рушди. Автор " Сатанинских стихов " уверяет: если бы знал, сколько крови прольется, еще хуже написал бы про Мухаммеда. Он не собирался никого провоцировать, был уже известным автором, когда писал " Сатанинские стихи " . Журналы публиковали отрывки, где он описывает черного проповедника, пожирающего людей, сделавшего революцию, – Хомейни. Там были строки, где автор непочтительно отзывался о Мухаммеде, политические намеки. Немного религиозного возмущения, немного социального недовольства достаточно, чтобы устроить взрыв в массах.

http://religare.ru/2_97540.html

В первый раз «о возмущении, принявшим имя покойного Императора Петра III, беглым донским казаком Пугачёвым Илецких селений» и о принятых против него мерах, объявлено было в Совете, в присутствии Императрицы, президентом Военной коллегии, графом Чернышевым, 15 октября 1773 г. – Её Величество изволило спрашивать, достаточны ли учинённые на первый случай распоряжения, и повелела, чтоб для отвлечения народа от сего возмутителя скорее заготовлен, напечатан и в тамошних местах, чрез посланного в оные генерал-майора Кара, обнародован был манифест. Совет признал принятые меры достаточными и рассуждал, что «сие возмущение не может иметь следствий, кроме что расстроить рекрутский набор и умножить ослушников и разбойников; что возмутители не могут овладеть Оренбургом, если внутри того города измены не будет, и что чаятельно пойдут они от Оренбурга не к Казани, как там опасаются, но к Дону, где, может быть, надеются усилить своё общество» Граф Н. И. Панин изъяснился, что « если бы атаман (Донских Казаков, недавно пред тем взволновавшихся) Ефремов в пору схвачен не был, мы имели бы всю Кубань на плечах, и что сей мятеж не что иное, как искра тогдашнего». В виду рассеиваемых злодеем манифестов положено было подтвердить сенатскими указами, чтоб никто письменным обнародованиям не верил, а на Дону умножить число войск. Вслед за сим положено было манифестом объявить прощение шатающимся по берегу Каспийского моря донским и яицким казакам, и всем военным, в бегах находящимся (17-го октября 1773 г.). Приходящие сведения извещали, что злодей взял Илецкий городок, призывал на помощь Киргизского Нурали-хана, но не нашёл в нём сочувствия (21-го октября 1773 г.), разбил высланного против него бригадира Билова и двукратно нападал на Оренбург. Кар, увидев, по прибытии на место, положение дел, поручил команду генерал-майору Фрейману и отправился было в Петербург для словесных обо всём донесений, но на встречу ему послан был приказ возвратиться назад. В тоже время решено было послать туда как можно более войск и отправить именитого генерала (18-го ноября 1773 г.). Выбор Императрицы упал на генерала Бибикова, который снабжён был полною властью в способах укрощения мятежа и открытым указом ко всем духовным и гражданским правителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Пс 50:12 Давид — одна из наиболее значительных личностей Ветхого Завета. Он был царем объединенного Израильского царства и стоял во главе двенадцати племен еврейского народа на рубеже XI–X веков до Р. Х. Этому великодушному и кроткому человеку не раз случалось и оступаться, и грешить, но в итоге он смог возвыситься до вершин святости. Именно ему принадлежит один из самых пронзительных покаянных воплей — знаменитый 50-й псалом В каноническом еврейском тексте и в протестантских изданиях Библии этот псалом имеет номер 51.… Как-то с крыши своего дворца Давид увидел купавшуюся женщину. Она была очень хороша собой, и у царя возникло желание завладеть ею. Ему тут же доложили, что очаровательная красавица — Вирсавия, жена офицера Урии, служившего ему верой и правдой и в то время воевавшего вдали от дома. Тут бы Давиду и остановиться, но правитель заглушил голос совести, и вскоре слуги привели Вирсавию в его покои. В ту же ночь женщина забеременела. Давид, узнав о ребенке, отозвал Урию с боевых позиций в расчете, что тот, соскучившись по жене, проведет с ней ночь, и таким образом царский грех сокроется. В столицу офицер прибыл, но домой не пошел, ибо не считал себя вправе утешаться с супругой в дни войны. Поняв, что вскоре его грех с Вирсавией станет очевидным для Урии, Давид отправил офицера на верную смерть — послал в самую гущу сражения. Там он и погиб, с честью выполняя свой долг. По прошествии положенных дней траура Вирсавия была взята во дворец и заняла высокое положение царской жены. Грех Давида мог бы так и остаться нераскаянным, если бы Бог не обличил его устами пророка Нафана. Тот явился к царю и рассказал ему печальную историю о бедном человеке, у которого богач отнялего единственную радость — овечку. Правитель, услышав этот рассказ, возмущенно воскликнул: Достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо (2 Цар 12:5–6). Тогда Нафан ответил, что нечестивый богач — это сам Давид и есть и что за грех с Вирсавией он заплатит четырехкратную цену Позже Давид действительно пережил четыре семейные драмы. Сначала у Вирсавии умер новорожденный ребенок, затем дочь царя Фамарь была изнасилована своим единокровным братом Аммоном. В отместку за бесчестие сестры Аммона убил другой сын Давида — Авессалом. Позже он же поднял против отца мятеж, захватил его трон и наложниц, но в итоге погиб во время бегства..

http://foma.ru/chetyre-silnyh-primera-po...

3) осклабление Бога, изображаемое ниже ( Пс.2:4 ), показывает, что в рассматриваемом нами месте псалма выражаются усилия самих мятежников. В противном случае над кем и над чем осклабляется Живущий на небесах? 323 . Итак, сии слова: расторжем узы их, и отвержем от нас иго их, говорят сами мятежники, восставая против Господа и Христа. Иго и узы их суть, очевидно, иго и узы Господа и Христа Его, Бога Отца и воплотившегося Сына Божия. Притом, поскольку мятеж против Бога Отца, изображаемый в псалме, состоит (как мы видели), в возмущении собственно против Христа: то ясно, что иго и узы, не терпимые мятежниками, возлагаются собственно от Христа и в Нём уже от Бога Отца. Далее, поскольку в псалме Христос изображается царём, и притом таким, Которого с радостью и любовью следовало бы приять ( Пс.2:8, 11, 12 ): то видно, что узы и иго, которые стремятся мятежники сбросить с себя, суть не более как узы и иго должной благопокорности Христу, последования Его заповедям, установлениям, примеру, благодати, – словом: веры в Него, как Царя благодати 324 . Сие благодатное иго само по себе благо и легко; сии узы дают принимающим их на себя свободу чад Божиих: но гордые и мятежные души, находясь под влиянием духа противления только связываются и обременяются ими, и потому не терпят их на себе, к собственной гибели. Наконец, поскольку право на всеобщую покорность Христос имеет не как облечённый внешним достоинством и саном Царя, но как Царь по самому существу Своему: то нетерпение ига покорности Ему есть то же, что нетерпение Его самого. Итак, в рассматриваемом нами месте псалма как бы так говорили мятежники: «не хотим, чтобы Своими заповедями и установлениями, Своим примером и благодатью, Христос и в Нём Бог Отец царствовал над нашими умами и сердцами; гибель Ему!» Истинно с таким ожесточением восстали некогда на Господа и на Христа Его. В ненависти ко Христу Иудеи отрекались от того, что они народ Божий, что Царь их есть Бог: не имамы Царя токмо кесаря, и с яростью кричали против обетованного им Царя благодати: распни, распни Его и Подобное нетерпение Христовой благодати, Христовой Церкви, замечается и во всех противящихся Ему; не повинующиеся Христу и Церкви Его часто не удовлетворяются сим одним, но ненавидят и гонят Христа в лишь Его верующих или в Его учении, стремясь освободиться от Него, как от каких тяжких уз или бремени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но плану этому не суждено было сбыться. Весной 536 г., на Пасху, в самой римской армии, расквартированной в Африке, вспыхнул мятеж. О его причинах Прокопий писал: «Когда вандалы… были побеждены в сражении, римские воины взяли себе в жены их дочерей и жен. И вот каждая из них стала побуждать своего мужа требовать себе в собственность те земли, которыми каждая из них прежде владела» 358 , и мужья вандалок последовали совету своих притязательных жен, игнорируя то обстоятельство, что вандалы были завоевателями, поработившими местное население, в то время как римские войска пришли в Африку, чтобы освободить ее жителей от гнета. Вандалы представляли собой аристократию, в известном отношении подобную средневековым феодалам, а римские солдаты были наемниками, воевавшими за плату, и если им и предоставлялась в редких случаях в вознаграждение земля, то это были участки, не населенные крестьянами. На требование солдат предоставить им земли, ранее принадлежавшие побежденным вандалам, Соломон ответил отказом, «он говорил им, что рабы и все остальные богатства. являются добычей солдат, земля же должна принадлежать василевсу и Римскому государству, которое вскормило их и дало возможность стать и называться воинами» 359 . Еще одной причиной восстания явилось то обстоятельство, что в римских войсках находилось около тысячи солдат арианского исповедания, в основном из племени герулов, и арианские священники из местных вандалов подстрекали их к возмущению. Дело в том, что император запретил христианам, не принявшим православия, крестить детей и причащаться, а у ариан был обычай совершать крещение детей на Пасху, и вот они оказались лишенными этого права. Негодование солдат против имперской власти нарастало, оно особенно возросло и перешло в прямо бунтарское настроение, когда до них дошел слух о том, что, когда четыреста пленных вандалов, отправленных на персидскую границу, перевозили на судах, они взбунтовались, захватили корабли и вернулись на них в Африку. Высадившись в пустынном месте, они ушли в горы Авреса и в Мавританию, готовые вместе с маврами сражаться против римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Все оные невещественные духи безмятежны, мирны, покойны и посвящены будучи служению пресущественного единичного и Триипостасного Божества, единодушно единою мыслию, единым хотением и гласом выну поют, вопиют и глаголют: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис.6:3). Там воистину царствует мир Божий. Но доколе? Доколе царствует безгрешие. Но о, увы: входит туда, никто же весть как, грех гордыни. Возгордевается Денница и говорит в уме своем: «взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис.14:14). Сей грех изгнал мир и принес смущение и мятеж, расторгаются тотчас на две части Ангельские чины: один их чин пребывает непоколебимым в добродетели, и следовательно твердым в мире, а другой колеблется, и последует гордостным помыслам Денницы, почему смущается и падает с небеси на землю. «Како спаде с небесе Денница восходящая заутра? сокрушися на земли посылаяй ко всем языком» (Ис.14:12). Паде тотчас яко молния: «видех сатану, яко молнию, с небесе спадша» (Лк.10:18).    Низведите теперь мысль вашу с небеси в рай, и воззрите на Праотца нашего: он имеет тамо мир, мир далекий от возмущения страстей, мир совершенный с собственною совестию, с Богом. Но преклоняется на совет Праматери, змием прельщенной, вкушает запрещенный плод, и, преступив заповедь Божескую, впадает в грех преслушания. Коль же скоро они с Праматерью соделали грех сей, вот тотчас восстает против их брань страстей, объемлет их стыд. «И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша: и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания» (Быт.3:7). Обладает ими страх и тягчайшее обличение совести: «и услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася Адам же и Жена его от лица Господа Бога посреде древа райскаго» (Быт.3:8). Тотчас мир с Богом пременился во вражду: а от сего изгнание из рая, от сего произращение терния и волчцев, от сего страх зверей, от сего пот лица, от сего все скорби, болезненная жизнь, смерть и тление произошли.    Страдания первосозданных, последовавшие за преступлением Божеской заповеди, терпим и мы, когда падаем в бездну греховную: когда я согрешаю, стыд покрывает лице мое, страх входит в сердце мое, обличение совести терзает душу мою, печаль мрачная и мучительная объемлет меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

брожение и появление множества «философских» школ - все это, с одной стороны, привело к активизации мессианско-эсхатологических ожиданий, с другой - послужило причиной обращения к идеалу благочестия, и в частности к идее «ревности». Причиной большинства религ. споров и разделений на группировки было именно стремление к религ. чистоте. Каждая из «партий» (саддукеи, большое количество фарисейских школ, различные орг-ции ессеев и множество др. групп религ. экстремистов) хотела утвердить свой идеал святости, соответствовавший собственному пониманию «ревностного» служения Богу. Разница заключалась в том, что часть этих групп довольствовалась верой в то, что именно они и есть хранители «чистейшей» традиции (как, напр., ессеи). Одни группы вели себя более активно, вступая в полемику, открыто враждуя с остальными (напр., дома Шамая и Гилеля внутри фарисейства или фарисеи и саддукеи), другие резко противопоставили себя всем остальным и были готовы защищать свои интересы и идеалы с оружием в руках, не щадя собственной жизни. Одна из главных причин религ. «разброда» заключалась в том, что в отличие от селевкидов, временами преследовавших иудаизм и потому вызвавших активное сопротивление народа, римляне иудаизм не притесняли ( Hengel. 1989. P. 172-173). Возмущение вызывали процесс эллинизации и медленное «размывание» религ. традиций, а тяжелые экономические условия, приведшие к обнищанию мн. людей, к-рые вслед. этого объединились в банды ( Ios. Flav. De bell. II 12-13), усугубляли недовольство. Именно в такой ситуации появляется движение, названное Иосифом Флавием «четвертая философия». Его родоначальником, согласно Иосифу, был Иуда Галилеянин (Ibid. 8. 1), сын Хезкии, разбойника и борца за свободу ( Schürer . 1901. Bd. 1. S. 486), казненного царем Иродом Великим в 46 г. до Р. Х. Иуда получил известность, подняв мятеж в Сепфорисе, столице Галилеи . Восстание было подавлено, однако Иуде удалось скрыться ( Ios. Flav. De bell. II 4. 1). В традиции он известен также как законоучитель (Ibid.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Несмотря на эти меры, весной 1450 г. ирландцы разорили часть графства Мит. В это время в Англии вспыхнуло восстание Джека Кэда, в подготовке к-рого подозревали герц. Ричарда Йоркского, и он покинул И. Деятельность Ричарда не улучшила положение колонии, однако привлекла на сторону партии Йорков большинство англо-ирл. магнатов. После победы Ланкастеров на Ладфордском мосту (окт. 1459) герцог Йоркский, лишенный всех должностей и объявленный гос. изменником, бежал в И., где аристократы во главе с Килдэром и Десмондом и население колонии оказали ему поддержку. Ирл. парламент, созванный в Дроэде (февр. 1460), подтвердил полномочия герцога как наместника И. и отказался признать власть англ. парламента. Правительство кор. ГehpuxaVI задержало в англ. гаванях направлявшиеся в И. корабли и попыталось побудить гэльских правителей к мятежу. После победы графа Уорика над Ланкастерами при Нортгемптоне (июль 1460) Ричард Йоркский вернулся в Англию. Выступление магнатов и колонистов на стороне Йорков способствовало консолидации власти в руках Килдэров. Их соперники Ормонды были приверженцами партии Ланкастеров. 5-й граф Ормонд был казнен йоркистами в Англии (1461), его преемник не посещал И., что привело к фактическому разделению владений между его враждовавшими между собой родственниками. При кор. ЭдyapдeIV (1461–1470, 1471–1483) управление колонией было сосредоточено в руках Килдэров и Десмондов, к-рым удалось подавить мятеж Батлеров. Однако колонисты во главе с Уильямом Шервудом, еп. Мита, выразили протест против поборов и реквизиций, проводимых магнатами. В Дублин прибыл Джон Типтофт, гр. Вустера (наместник И. в 1467–1470), к-рый попытался ослабить позиции магнатов и объявил Десмонда и Килдэра изменниками. Томас, 8-й граф Десмонд, укрылся в доминиканском мон-ре в Дроэде, но был выведен оттуда и казнен (1468). Казнь графа привела к возмущению магнатов и гэльских правителей, последовали разорительные для колонии междоусобицы. После отзыва Вустера граф Килдэра получил прощение, однако вступил в конфликт с колонистами, пытавшимися избежать разорительных поборов на оборону.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

Итак учительство, церковное строительство и служение Богу в древней церкви, при существовании людей наделенных разными благодатными дарами исцеления, чудотворения, пророчества, различением духов, разными «языки», истолкованием языков»; ( 1Кор. 12:8–10 ) не соединялось тесно с духовным или вернее сказать со служительским званием, и церковная история (как мы увидим подробно ниже) сохранила нам много имен новозаветных пророков, пророчиц, учителей и благовестников, не занимавших должности и места в клире. 11 Когда необычайное поднятие духа и изобильное и многообразное обнаружение благодатных даров совершило единственный по своим последствиям во всемирной истории религиозный переворот, расколовший всю эту историю с её летоисчислением бесповоротно «на двое» (на время до P. X. и на время после P. X), т. е. когда пропаганда христианского учения в необычайно краткий срок, а именно к концу I века была почти закончена во всем тогдашнем образованном мире («во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их») – все описанные выше харизматические проявления, как бы использованные в интересах церкви, стали ослабевать и в христианскую организацию стали просачиваться гностические и энкратические учения и тенденции, а в среде церковных общин начали появляться и лжепророки и лжеучители. Как мы выше и предположили, столкновение между превозносившимся над целой общиной некоторыми из таких пророков и учителей и пресвитерами коринфской церкви и могло возникнуть на почве соперничества их в области учения, совершения богослужения и вообще церковной практики и дисциплины; при чем нельзя не заметить, что Климент вообще был весьма высокого мнения об образованности коринфской общины. 12 Этими соображениями мы и заканчиваем наш ответ на поставленный вопрос о причинах мятежа и раздора в коринфской церкви во времена Климента и о том: кто были те лица, которые возбудили и поддерживали это возмущение. Считаем не лишним только добавить, что зачинщиками этого возмущения могли быть также аскеты и энкратиты, так как из коринфских посланий апостола Павла усматривается, что зародыши такого крайнего направления в образе жизни некоторых христиан наблюдались в Коринфе уже во времена апостола. Подобные натуры людей неуравновешенных и легко впадающих при религиозном подъеме духа в состояние энтузиазма, экстаза и экзальтации, а также нередко и нетерпимости и фанатизма, способны вместе с тем увлечься и ложными учениями, которые даже и в эпоху апостола Павла бродили в умах некоторых коринфских греков, преимущественно в отношении понятия о воскресении мертвых; но все подобные догадки и предположения мы должны оставить без дальнейшего разбора, так как в отношении образа мыслей и жизни людей, учинивших в Коринфе мятеж, в послании Климента не содержится никаких данных. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Тогда он сплеснул руками, повалился навзничь, и в миг окровавленная голова уже висела в воздухе…» 13 Палач имел тайное повеление сократить мучения преступников. У трупа отрезали руки и ноги, палачи разнесли их по четырем углам эшафота, голову показали уже потом и воткнули на высокий кол. Перфильев, перекрестясь, простерся ниц и остался недвижим. Палачи его подняли и казнили так же, как и Пугачева. Между тем Шигаев, Падуров и Торнов уже висели в последних содроганиях… В сие время зазвенел колокольчик; Чику повезли в Уфу, где казнь его должна была совершиться. Тогда начались торговые казни; народ разошелся; осталась малая кучка любопытных около столба, к которому, один после другого, привязывались преступники, присужденные к кнуту. Отрубленные члены четвертованных мятежников были разнесены по московским заставам и несколько дней после сожжены вместе с телами. Палачи развеяли пепел. Помилованные мятежники были на другой день казней приведены пред Грановитую палату. Им объявили прощение и при всем народе сняли с них оковы. Так кончился мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов. Совершенное спокойствие долго еще не водворялось. Панин и Суворов целый год оставались в усмиренных губерниях, утверждая в них ослабленное правление, возобновляя города и крепости и искореняя последние отрасли пресеченного бунта. В конце 1775 года обнародовано было общее прощение и повелено всё дело предать вечному забвению. Екатерина, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, уничтожила древнее название реки, коей берега были первыми свидетелями возмущения. Яицкие казаки переименованы были в уральские, а городок их назвался сим же именем. Но имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною. Примечания ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ПЕРВОЙ 1 Некоторые из ученых яицких казаков почитают себя потомками стрельцов.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010