В тоже время, снискав этим путем доверие в братстве, Варфоломей с своими советниками мог теперь смелее смирять неспокойных людей, не опасаясь общего братского восстания, и действительно смирял. Между 1663 и 1666 гг. смиряемы были, например, соборные старцы:, Герасим Фирсов с отставкой от собора за воровство и пьянство, Александр Стукалов за отнятие у торгового человека Ивашки Корнилова 16 ведер вина и за то, что водился в монастыре «с ведомым вором», молодым червцом Питиримом, который в 1664 г. «зарезал до смерти старца Мартирия, и за всякими худыми делами и за бездельными хульными письмами ходил».... и т.д. Упрочив таким образом спокойствие в монастыре, Варфоломей в 1664 г. отправился в Москву в полной уверенности, что братии теперь не из-за чего волноваться, в чем и не ошибся. Между тем, келарь Савватий Абрютин в том же году свозил в Новгород 13 человек молодой братии для посвящения в иеромонахи и иеродиаконы, которые тем менее могли выходить из покорности своему настоятелю, как люди, облагодетельствованные от него. Но тем не менее, недовольные Варфоломеем по разным причинам старцы не оставляли своих намерений и попыток так или иначе мстить Варфоломею и волновать братию. По словам Герасима Фирсова с товарищами, пославшими на Варфоломея челобитную в 1666 г., они до этого времени «многажды об архимандритове бещинье к великому государю челобитные за руками посылали», но Варфоломеевы советники, «которых он в строителях на Москве держит, те их челобитные перенимали и выкупали, и на то монастырскую казну тащили и к великому государю не допускали» 219 . Не имея успеха в челобитных, недовольные и неспокойные монахи в последнее время начали пугать Варфоломея и волновать братию подметными письмами. Так Варфоломей в своей челобитной к царю в 1666 г. между прочим писал: «да в нынешнем во 174 (1666) году сей зимы, в Соловецком монастыре учали быть письма подметные у гробницы преподобного отца Германа, и те письма у той гробницы поднял инок Кирил». Но «набежал на него Корила дьякон Нил и те письма у него из рук взял, а сказал: я де те письма отдам мне, архимандриту, и с теми письмами он, дьякон ходил по кельям к своим единомышленникам, к попу Трифону и к иным, чтобы мятеж в братии учинить, и после те письма отдал отцу моему духовному и своему, священнику Леонтию, а сказал: тех де писем никому он, Нил, не объявлял, и те письма отец мой духовный, священник Леонтий сжег на огне, а те де письма писаны неведомо углем, или будет спицею; а то де письмо попись походило на письмо старца Геннадия; и то знатно, что то дело составное, и по сыску за то он, Нил, смирян, и рнясь тому тот Нил ныне всякие на меня, архимандрита, затейные наносы составляет» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

   Царь Феодосий был в великой заботе. Опасаясь, как бы тиран не замыслил умертвить и Валентиниана Младшего, он готовил против Максима многочисленное войско. В то время прибыло к царю персидское посольство и просило у него мира. А у царя родился тогда сын Гонорий от супруги Плакиллы, в консульство Рихомилия и Клеарха, в девятый день месяца сентября. В это же консульство, несколько прежде, скончался новацианский епископ Агелий; а в следующее, то есть, в первое консульство Аркадия Августа и Вавдона, умер александрийский епископ Тимофей, и епископство после него получил Феофил. Потом спустя год, окончил также жизнь предстоятель арианского вероисповедания Демофил, и ариане, на его место вызвав из Фракии некоего епископа своей ереси, Марина, вверили ему епископство. Но Марин оставался недолго. При нем арианское вероисповедание разделилось, о чем будет сказано после, и ариане, вызвав, поставили над собой антиохийско-сирийского епископа Дорофея. Между тем, царь, оставив в Константинополе сына своего Аркадия, сам выступил в поход против Максима и, прибыв в Фессалоники, нашел Валентиниана и его приближенных в великом унынии — от того, что принуждены были признать царем тирана. Феодосий не обнаружил своих чувств и не хотел ни принимать, ни отвергать послов Максима, но и не мог видеть, чтобы Римская империя была угнетаема тираном, присвоившим себе имя царя. Взяв свои легионы, он отправился в Медиолан, ибо туда еще прежде прибыл Максим. Глава 13 О возмущении, произведенном в Константинополе арианами    Между тем, как царь был занят этой войной, константинопольские ариане произвели мятеж по следующему поводу. Люди любят сочинять рассказы о том, чего не знают, и так как они всегда жадны до новостей, то эти рассказы их, если представится к тому случай, растут и плодятся по воле каждого. То же произошло и теперь в городе. Каждый толковал по-своему и все в дурную сторону о происходивших вдали военных действиях; и хотя сам никто не был на войне, но все рассказывали, как бы очевидцы, и говорили, чего вовсе не видели, будто, например, тиран одержал победу над войском царя, будто столько-то и столько-то пало в битве и будто едва ли сам царь не попал в руки тирана. Тогда ариане, сильно негодовавшие, что церквами внутри Константинополя владеют прежде гонимые ими христиане, взволновались и начали распускать еще разнообразнейшие слухи. А как скоро, вследствие прибавок к их рассказам, сами сочинители их стали верить, что те слухи не выдуманы, но что выдуманное ими действительно справедливо, в чем уверяли их люди, слышавшие свои вести от них же, то отважились на безумное дело — подожгли и истребили дом епископа Нектария. Это случилось во второе консульство Феодосия и Кинигия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Честертон Ортодоксия Честертон Ортодоксия Вечный мятеж (The Eternal Revolution)           Позвольте доказать несколько положений: во-первых, чтобы улучшить жизнь, надо хоть во что-то верить; во-вторых, чтобы хоть как-то радоваться, надо хоть чем-то возмущаться; в-третьих, и для радости, и для возмущения мало стать уравновешенным, как стоик. Простая покорность судьбе лишена высокой легкости счастья и острой невыносимости боли. Нам часто советуют «перетерпеть с улыбкой». На это нетрудно ответить: если вы терпите, вам не до улыбок. Греческие герои не улыбаются; зато горгульи хохочут — на то они и христианские. Когда же христианин счастлив — счастье его сильно, как ужас. Христос предрек всю готику, когда почтенные и нервные люди (те самые, что теперь не выносят шарманки) возмущались криками иерусалимских мальчишек. Он сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют»; и, разбуженный силой Его духа, загремел хор готических храмов, покрытых орущими, разверстыми ртами. Пророчество исполнилось; камни возопиили. Если эти положения приняты, хотя бы рассуждения ради, зададим следующий вопрос, столь явно стоящий перед нами, чтобы улучшить мир, надо быть хоть чем-то довольным. Но что значит «улучшить»? Рассуждая об этом, наши современники чаще всего попадают в порочный круг — в тот самый круг, который стал для нас символом безумия и пустого рационализма. Эволюция хороша, если она ведет к добру; добро — это добро, если оно способствует эволюции. Слон стоит не черепахе, а черепаха на слоне.       Казалось бы, ясно, что за идеалом нельзя обращаться к природе — по той простой причине, что в природе (в отличие от наших теорий) нет никакого принципа. Скажем, пошлый противник демократии важно сообщит вам, что природа не знает равенства. Он прав — однако, он не закончил фразы. Природа не знает равенства; не знает она и неравенства. И равенство, и неравенство предполагают определенную систему ценностей. Тот, кто видит аристократию в мешанине животного мира, так же поддался обману чувств, как тот, кто видит в ней демократию. И та, и другая — идеалы чисто человеческие.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=11&iid=228

Установив невиновность Иисуса, Пилат предлагает отпустить Его, ограничившись в виде уступки обвинителям бичеванием за нарушение общественного спокойствия: глагол paideЪw ‘учить, воспитывать’ приобрел значение ‘наказывать плетьми’ (ср. Деян 7:22; 22:3 и 1 Кор 11:32), поскольку в те времена воспитание детей было неотделимо от телесных наказаний. Вероятно, этим словом обозначалось более мягкое наказание, чем fragellTw в Мк 15:15 — зверское бичевание перед распятием, ср. Ин 19:1. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника — во многих авторитетных рукописях этот стих отсутствует, и его часто считают пояснением переписчика на основе Мф 27:15 и Мк 15:6, впоследствии включенным в текст. Лука опускает упоминание Марка о подстрекательстве со стороны первосвященников. Смерть Ему! — тоатоп букв. ‘уст­ра­ни Его’ — обычный лозунг “народного гнева” и означает требование смерти, ср. Ин 19:15; ср. те же слова в рассказе об истерии, охватившей толпу при задержании апостола Павла в Иерусалиме (Деян 21:36) и в заключении его оправдательной речи (Деян 22:22). А отпусти нам Варавву — толпа как будто не слышит оправдательного приговора и воспринимает его как традиционную амнистию осужденному преступнику по случаю праздника — иудеи требуют, чтобы эта амнистия была вместо Иисуса применена к преступнику Варавве (его имя означает ‘сын отца’, см. Мк 15:7,11,15). В том, что Пилат готов “амни­с­тировать” Того, Кого сам только что признал невиновным, видно, что он уже уступает толпе. За произведенное в городе возмущение и убийство — мятеж, о котором здесь говорится, вероятно, был не слишком значительным и потому не нашел отражения у современных историков. Возвысил голос, желая отпустить Иисуса — Пилат по-прежнему объявляет о своем решении, а не советуется с толпой, однако его решимость не тверда. Но они кричали: распни, распни Его — имперфект выражает длительность действия. Двойное требование распятия — еще одно характерное совпадение с Иоанновым преданием (Ин 19:6). Пилат в третий раз повторяет оправдательный приговор, сопровождая его риторическим вопросом какое же зло сделал Он? (Мк 15:14), и повествование достигает кульминации. И превозмог крик их и первосвященников — слова и первосвященников в некоторых рукописях отсутствуют; может быть, это примечание переписчика, который счел нужным пояснить, кто руководил толпой, основываясь на Мк 15:11 и Мф 27:20. Иисуса предал в их волю — чтобы подчеркнуть, что Пилат поступает не по своему желанию, а по воле иудеев, Лука видоизменяет выражение Марка (15:15) предал на распятие, в котором предполагается, что он отдал Иисуса в руки воинов. Крестный путь (23:26–31)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Народный мятеж, бывший в Москве 26 мая 1648 года 410 , со всей силой отозвался потом через два года в Новгороде 411 . Виновником этого возмущения новгородцев был один посадский человек, по прозванию Волк. По видам корыстолюбивым он явился к немцам, торговавшим в Новгороде, и за плату обещал им открыть тайный заговор, который будто бы замышляли против них новгородцы. Немцы, знавшие не расположенность к ним в то время простого народа русского, согласились купить у Волка тайну его. Тогда Волк объявил им, что народ считает их участниками в измене Бориса Морозова и потому новгородцы хотят всех их переловить и умертвить. «Поэтому, – говорил Волк немцам, – если хотите остаться живыми, поспешите удалиться отсюда в свою землю». Немцам известно было общее нерасположение умов в России против Морозова; они видели неприязнь к нему и в новгородцах, особенно после московского возмущения; знали, наконец, что Морозова обвиняют, между прочим, в излишней корыстолюбивой привязанности к иностранцам. Слова Волка, поэтому, приняли они за совершенную правду и в тот же день, собрав, сколько успели, своё имущество, отправились из Новгорода в путь за границу. Волк, жаждавший добычи, рад был этому удалению иностранцев. Обманув немцев за деньги, он решился, для большей прибыли, обмануть и своих сограждан. Явившись в земскую избу, он всенародно объявил, что немцы – друзья Бориса Морозова и участники в измене его царю и теперь, по просьбе Морозова, отправляются с его казной за границу. «Порадеем великому государю, переловим беглецов и будем судить их, как изменников», – заключил он свою речь. Народ не принял на себя труда обдумать слова Волка, как будто опасаясь потерять время, благоприятное для открытия и наказания измены. С яростью в душе, с каменьями и палками в руках, устремились новгородцы вслед за немцами. Неистовые крики их заглушали всякое внушение благоразумия. Немцев догнали, без всякой жалости посыпались на несчастных тяжкие удары. Имение их подверглось расхищению. Нашлись, однако же, люди рассудительные. Остановив возмутителей от убийства и кровопролития, они просто и ясно показали им неблагоразумие их действий. «Кто же будет свидетелем измены Морозова, если мы перебьём здесь всех немцев?», сказали они. Новгородцы одумались. Немцы, оставшиеся ещё в живых, были возвращены в город и заключены под крепкую стражу, до времени судебного исследования об их участии в предполагаемой измене Морозова. Между тем, заключив немцев в темницы, возмутители устремились грабить их лавки и дома. Ужасы опустошения сопровождали повсюду бунтовщиков: тогда не стало уже пощады и согражданам богатым и знатным, всех стали обвинять в заговоре с немцами к вреду отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Все по шатрам своим, израильтяне»! И отделилась масса евреев из северных колен и пошла прочь. Давид остался только с людьми своего колена, которые и проводили его до Иерусалима. По прибытии сюда он, прежде всего, позаботился очистить, насколько возможно, свой дом от позора, нанесенного ему Авессаломом. Он убрал из дворца остававшихся в нем наложниц и заключил их в особый дом под строгий надзор. Им не позволено было выйти замуж, и они жили, как вдовы до своей смерти 303 . После этого Давид поспешил принять меры к подавлению мятежа, произведенного спором народных представителей и поднятого открыто Савеем. Хотя этот мятеж, как показали последствия, не был делом народным, не имел почвы, собственно, в народной массе северных колен, а был произведением затронутого самолюбия представителей этих колен, однако, оставленный без внимания, мог произвести решительное разделение царства, так как масса народная легко могла быть увлечена вожаками возмущения. Давид окончательно решил дать отставку сыновьям Саруи, Иоаву и Авессе. Он дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа и этим, фактически, поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава. Но от сыновей Саруи нельзя было так легко отделаться, за них были их таланты, их заслуги, привычка народа и войска, словом – сила вещей, против которой ничего не могла поделать личная воля царя. Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен. По отсутствии ли распорядительности и энергии или по холодному приему, сделанному ему народом, может быть, даже по упорству и отказу повиноваться, как человеку новому и неавторитетному, он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем, медлить было невозможно. Давид поневоле должен был обратиться к Авессе и послал его с наличными военными силами в погоню за Савеем, чтобы помешать ему организовать вооруженную силу и укрепиться в каком-нибудь городе. Иоав, по собственной воле примкнул к преследующим, рассчитывая иметь удобную встречу с соперником, который тоже должен был принять участие в подавлении мятежа и участь которого он уже решил в своем уме.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Весной 2005 г. появился нашумевший доклад Козака о положении на Северном Кавказе, адресованный президенту России Владимиру Путину . В этом документе среди прочего говорилось, что конфликты и нестабильность в регионе раздуваются извне деструктивными политическими силами, связанными с коррумпированными кланами местных властей. В октябре 2004 г. на даче Али Каитова, зятя президента Карачаево-Черкесии М.Батдыева исчезли 7 жителей Черкесска - акционеры ОАО «Кавказцемент». Родственники пропавших обвинили Каитова в похищении и убийстве людей, с которыми у него возник конфликт из-за контроля над цементным предприятием. Вскоре в республике начались демонстрации с требованиями ареста президентского зятя и отставки М.Батдыева. Произошли столкновения с силами правопорядка. Ситуация стала выходить из-под контроля местных властей, и в дело пришлось вмешаться полпреду президента в ЮФО Д.Козаку. Как говорят, в самый разгар кризиса Хапсироков неоднократно звонил Козаку и предлагал ему урегулировать конфликт. В обмен помощник главы кремлевской администрации испрашивал для себя полной свободы рук в деле решения кадровых вопросов на территории Карачаево-Черкесии. Иными словами, Хапсироков добивался полного личного контроля над КЧР. Удивленный и возмущенный Козак, связывался с тогдашним руководителем администрации Д. Медведевы м и требовал урезонить бывшего завхоза Генпрокуратуры. В августе 2005 г. инкогнито в Кабардино-Балкарию приехал Борис Березовский, который поселился на несколько дней в «Джилы-Су», в резиденции главы республики. Его приезд и «деловой отдых» были организованы Назиром Хапсироковым и Сафраилом Кучмазоковым (главой администрации президента КБР). Не исключаю, что сам Арсен Каноков, будучи только что назначенным президентом республики, даже и не подозревал о визите такого «гостя» в республику. Особо подчеркну, что именно осенью этого же года в Нальчике произошел вооруженный мятеж боевиками для дестабилизации обстановки в республике. Кстати, сам Кучмазоков не так давно умер в своем кабинете в администрации главы КБР.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/28/po...

3. Что же обозначают те, которые бегут впереди идущего Иисуса, если не смятение плотских желаний и мятеж пороков, которые разрушают своими соблазнами наше сознание и смущают на молитве голос сердца, прежде чем Иисус придет в наше сердце? Ибо часто в то время, как мы пытаемся отмолить те грехи, которые мы творили, мысленные образы прегрешений, соделанных нами, нападают на наше сердце, сминают передовой отряд ума, разбивают боевой строй души и гонят прочь голос нашей молитвы[ 6 ]. Итак, шедшие впереди с бранью требовали, чтобы слепец молчал: ибо, прежде чем Иисус придет в сердце, содеянные нами злые дела, которые впечатались в наше сознание своими образами, приводят нас в расстройство и смущение в самой нашей молитве. 4. Но услышим, что этот самый слепец, которому должно было обрести зрение, сделал при этом, а именно: Он еще громче кричал: Сын Давидов, помилуй меня! (Лк 18:39) . Вот, тот, кого толпа призывала упреками к молчанию, кричит громче и громче, потому, что чем более мы утесняемся возмущением плотских страстей, тем более пламенно мы должны быть настойчивы в молитве. Толпа прекословит[ 7 ] нам, требуя, чтобы мы не кричали, так как мысленные образы наших грехов мы терпим большей частью и на молитве. Но тем паче необходимо, чтобы голос нашего сердца, чем более жестоко его отталкивают, тем сильнее проявлял бы настойчивость, до тех пор, пока он не преодолеет шумное противодействие недозволенного помысла и не прорвется к благому слуху Господа благодаря избытку своего дерзновения. Как я полагаю, каждый узнает в себе то, о чем мы говорили, ибо когда мы, переменясь, обращаем душу от этого мира к Богу, когда мы принимаемся за труд молитвы, те самые бесстыдства и тяжкие прегрешения, которым мы прежде с приятностью предавались, позже мы претерпеваем на молитве. Как только созерцание их прогоняется от очей сердца силой святого желания, тогда мысленные образы побеждаются при помощи покаянного плача. 5. Но когда мы с ревностью бываем настойчивы в нашей молитве, мы запечатлеваем в уме идущего мимо Иисуса. Поэтому добавляется там: Иисус, остановившись, велел привести его к Себе (Лк 18:40) . Вот, остановился Тот, Кто прежде проходил мимо, ибо до тех пор, пока мы терпим на молитве смятение мысленных образов, мы до некоторой степени чувствуем, что Иисус проходит мимо. Когда же мы упорно продолжаем с решимостью молиться, Иисус останавливается, чтобы возвратить свет, потому что Бог укрепляется в сердце и потерянный свет обретается вновь.

http://pravmir.ru/gomiliya-vtoraya-na-ev...

Приписывая восстанию чисто религиозный характер, Евагрий невольно проговаривается, что оно приобрело социальную окраску. «Чернь» расправлялась со знатью, в частности – с ненавистным министром финансов – Марином Сирийцем. Вскоре восставшие стали угрожать самому императору: «Все опустошающее и великую силу превозмогающее возмущение простерлось до того, что царь, поставленный в крайне тяжкое положение, вышел на конское ристалище без короны и послал глашатаев объявить народу, что он готов сложить с себя верховную власть, но что всем невозможно принять ее – множества она не терпит,– и что после него будет только один правитель царства» 63 . Причины прекращения восстания описаны Евагрием крайне туманно: «Видя это, народ, как бы по божественному мановению, тотчас затих и стал просить Анастасия – надеть корону» 64 . Видимо, император сделал серьезные уступки, удовлетворив в какой-то степени восставших или их вождей. Однако восстание столь дорого стоило Анастасию, было для него столь страшным потрясением, что он вскоре умер 65 . Знаменитое восстание Ника Евагрий описал по Прокопию, целиком приняв его версию о невиновности Ипатия 66 . Наиболее достоверны и подробны рассказы Евагрия о народных восстаниях в городе, где он жил,– в Антиохии. Так, например, он описывает восстание народа в Антиохии во время осады города персами: «Народ, подняв мятеж, требовал нового порядка дел, как это обычно бывает и преимущественно в таких обстоятельствах. Потом крамольники разбежались, оставив город пустым, но отразив неприятеля» 67 . Привлекает внимание упоминание о том, что народ требовал «нового порядка дел», т. е. каких-то реформ. Особенно волновали Евагрия события, происходившие в Антиохии в связи с делом некоего Анатолия, свидетелем которых, очевидно, был сам автор. Этот «злодей», как его называет Евагрий, был человеком низкого звания, по профессии каретником, но затем разбогател и пробрался к высшим должностям, благодаря помощи патриарха Григория, к которому втерся в доверие. Анатолий был обвинен в язычестве и чародействе, и против него, а также его покровителя-патриарха восстал народ Антиохии. Анатолия отправили в столицу для расследования его дела. В Константинополе Анатолий был приговорен к смертной казни, а некоторые его сообщники – к ссылке. Этот приговор неожиданно вызвал народное восстание в самой столице. Восставшие схватили сообщников Анатолия и бросили живыми в костер. «Чернь вопияла также против императора Тиберия и константинопольского патриарха Евтихия как предателей веры, она хотела умертвить Евтихия и судей, всюду ходила, ища их» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Враги внутреннего нашего мира разрушают его и окрест нас, между нами. Посмотрим на роскошь: она, поглощая обилие, оставляет после себя хищную бедность: – на корыстолюбие: оно возбуждает зависть и ропот, – на честолюбие: оно производит совместничество. А отсюда уже сколько зла? Богатый презирает бедного, бедный завидует богатому; судия притесняет судимого, судимый ропщет на судию; продающий обманывает купующего, купующий жалуется на продающего; раб не имеет истинной свободы пред господином, господин – отеческой любви к рабу своему, словом: все жалобы, вопли, распри, раздоры и междоусобия происходят от одного пагубного начала – от страстей. Откуда брани и свары в вас, вопрошает Апостол убивающих и завидующих, ссорящихся и враждующих, не отсюда ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших? Народные страсти, со дня на день возрастая и усиливаясь, доходят наконец до такой ненасытимости и необузданности, что возмущают и расторгают мир самого царства, только бы в сем смятении и расторжении найти себе удовлетворение. В самом деле, что было причиною падения многих государств? Если исследуем причину падения их, то найдем, что они пали от нечестия, – пали от того, что цари и владыки начали удовлетворять надменным и честолюбивым желаниям своим, а народ – ходить в след похотей своих; беззаконие, говорит Слово Божие, опустошает землю и злодейство прекращает престолы сильных. О! да спасет нас Бог от домашних врагов, из коих и един, владычествуя во едином члене общества, может произвести мятеж и возмущение окрест себя. Что же будет, если во всех нас, или по крайней мере во многих из нас, усилятся они: где тогда будет мир наш? Обуздывая силу страстей и даже совершенно побеждая их, мы еще не укрепляем мира между собою и не ограждаем его от внешних врагов. Для сего потребно взаимное единодушие, исполненное единой веры и любви ко Иисусу Христу, одного чувства и желания, единодушие, имеющее одни действия и одну цель действования; потребна бескорыстная любовь, носящая, по Апостолу, немощи немощных и не себе угождающая, но ближнему, во благое, к созиданию ( Римл.15, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010