Истязать – допросить, расследовать Казнить – подвергать телесному наказанию Казнь торговая – публичное, на торговой площади телесное наказание Калики – бродячие певцы Капь – мера веса Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями Клеврет – тот, кто входит в круг лиц, составляющих чье-либо ближайшее окружение Клирос – организация духовенства (клирошан) при кафедральной или соборной церкви, обладавшая особыми привилегиями в городе Коемуждо – какой-либо; который-либо Корчемствовати – заниматься торговлей, продажей чего-либо; поступать по-торгашески Костки – вид пошлины за проезд по большим дорогам Крепость – то, что подтверждает, утверждает достигнутое соглашение о чем-либо; оплот, защита Куна(ы) – податная (натуральная) единица или ее денежное возмещение; мелкая денежная и платежно-торговая единица (в домонгольский период равная 1/5 гривны, позднее – 1/50 гривны); деньги вообще Купля , купли – продажа, ведение торговых дел; товар; то, что является предметом купли-продажи; приобретение; покупка предметов недвижимости Лечец – лекарь Лихо – избыток, прибыль; зло, злое дело Лодейщик – мастер, изготовляющий лодки; тот, кто ходит на ладьях Локоть – мера длины (от локтя до конца среднего пальца) Мамона – богатство; желудок, утроба, брюхо (как символ богатства) Мёд – феодальная натуральная повинность. Мед использовался для изготовления вина, применявшегося в церковной службе Мерила торговаа – образцы торговых мер и весов Мирские кощуны – светские развлечения Мниси – монахи Молва – сильный шум, громкое выражение смятения, возмущение, ропот толпы Мыто – пошлина, взимавшаяся за провоз товаров на рынок Мятеж – беспорядочное перемещение; суета, смута, волнение; подстрекательство (мятеж учинити) Назнаменовать – указывать на кого-либо, что-либо; представлять, назначать. Назнаменовать начальнова – выбрать начальника Нарочитые (люди) – известные, знаменитые, знатные, достойные, почтенные Наузница – та, которая привешивает комулибо талисман, завязывает узлы с целью излечения или предохранения от болезни, от сглазу, порчи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир 3 сентября 2015, 10:49 Вячеславу. " Монашество, это не бунт против мира. Монашество, это любовь к Богу. Если не так, то напрасны все отречения. Итак вы заблуждаетесь. Научитесь, что значит милости Хочу, а не жертвы " Не может человек служить Богу и мамоне. Поэтому любовь к Богу - это и вражда к мipy, а значит и бунт против него. Одного другому не мешает и не противоречит. Это просто разные грани одного и того же бриллианта. Не надо пытаться быть учителем еще не научившись любви самому. Светлана 2 сентября 2015, 22:32 Отец Андрей, а напишите, пожалуйста, о таком подвиге как иметь семью и детей. Ведь брак -- это бунт против современного мира: как отважиться на брак, когда наше общество призывает не регистрировать отношения, как отважиться иметь много детей, когда ни денег, ни помощи государство не оказывает, как найти в себе силы сохранить семью, когда совсем тяжело... Так замечательно, что Вы -- протоиерей, что имеете семью и делитесь иногда своим опытом. И что честно говорите, что это не так уж и просто, когда ты женат и дочки на выданье... Для мирян именно такие размышления важны! Inna 2 сентября 2015, 21:26 Батюшка, верно. Молодчина. Радуйте нас ещё.Каждая ваша статья бальзам на сердце.Благодарю вас. Наталья 2 сентября 2015, 20:49 Святая истина!Храни Вас Господь,отец Андрей! Александр Владимирович 2 сентября 2015, 19:16 Именно, именно так, Darina - скоп, заговор, возмущение, мятеж, открытое сопротивление законной власти (Даль). - стихийно возникшее восстание, мятеж (Ожегов, Ушаков); сопротивление законной власти... Антихриста! Проявляющейся и грядущей. Именно об этом статья! И о выработанном для этого пути - последовательном пути - монашество. София Даль 2 сентября 2015, 18:54 Дорогой отец Андрей! Пишите, говорите, зовите и наставляйте! Нам без Ваших слов, ну никуда. Правда Ваша христианин не должен быть тепленьким, он должен быть горячим или ледяным, в зависимости от ситуации. Желаем Вам долгие и благие лета! Спасибо! Ирина 2 сентября 2015, 18:16 По-моему, о монашестве имеет право говорить только монах, да и то только в том случае, если он прошел уже значительный путь. Из святоотеческих трудов очевидно, что старцы очень неохотно рассуждали о монашеском подвиге, разве что их настоятельно просили об этом. Потому что настоящее монашество - это тайна. А тайна любит молчание.

http://pravoslavie.ru/81792.html

Но Пугачев не имел уже намерения идти на старую столицу. Окруженный отовсюду войсками правительства, не доверяя своим сообщникам, он уже думал о своем спасении; цель его была: пробраться за Кубань или в Персию. Главные бунтовщики предвидели конец затеянному ими делу и уже торговались о голове своего предводителя! Перфильев, от имени всех виновных казаков, послал тайно в Петербург одного поверенного с предложением о выдаче самозванца. Правительство, однажды им обманутое, худо верило ему, однако вошло с ним в сношение. 4 Пугачев бежал; по бегство его казалось нашествием. Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такою силою. Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции. Довольно было появления двух или трех злодеев, чтоб взбунтовать целые области. Составлялись отдельные шайки грабителей и бунтовщиков: и каждая имела у себя своего Пугачева… Сии горестные известия сделали в Петербурге глубокое впечатление и омрачили радость, произведенную окончанием Турецкой войны и заключением славного Кучук-Кайнарджиского мира. Императрица, недовольная медлительностью князя Щербатова, еще в начале июля решилась отозвать его и поручить главное начальство над войском князю Голицыну. Курьер, ехавший с сим указом, остановлен был в Нижнем-Новегороде по причине небезопасности дороги. Когда же государыня узнала о взятии Казани и о перенесении бунта за Волгу, тогда она уже думала сама ехать в край, где усиливалось бедствие и опасность, и лично предводительствовать войском. Граф Никита Иванович Панин успел уговорить ее оставить сие намерение. Императрица не знала, кому предоставить спасение отечества. В сие время вельможа, удаленный от двора и, подобно Бибикову, бывший в немилости, граф Петр Иванович Панин, 5 сам вызвался принять на себя подвиг, не довершенный его предшественником. Екатерина с признательностию увидела усердие благородного своего подданного, и граф Панин, в то время как, вооружив своих крестьян и дворовых, готовился идти навстречу Пугачеву, получил в своей деревне повеление принять главное начальство над губерниями, где свирепствовал мятеж, и над войсками, туда посланными. Таким образом покоритель Бендер пошел войною противу простого казака, четыре года тому назад безвестно служившего в рядах войска, вверенного его начальству.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Галдан-цэрэн, узнав об этом, не смотря на позволение Китайского императора, не посмел вступить в Тибет, потому что в противном случае он рисковал бы попасть в ловушку. Тибет успокоился. По-лонай за благоразумное приготовление к принятию Чжунгаров получил титул Цзюнь-Вана (князя 2-й степени). Но тишина в Тибете настала не надолго В 15-й год Цянь-луна (1750) замыслил поднять знамя возмущения Чжурмотэ-Нам-чжал, сын и наследник По-лоная в достоинстве Цзюнь-Вана и главного правителя Тибета, Целью его было освободиться от влияния Китайского двора и соединиться с Чжунгарами. Понимая, что вмешательство Китайских чиновников в дела Тибета не позволит ему осуществить его планов, он прежде всего представил государю доклад о выводе из Тибета охранных Китайских войск. Цянь-лун не имел причины не согласиться на это представление, полагая найти в Чжурмотэ те же доказательства преданности к своему дому, какими обладал его отец. Чжурмотэ, получив желаемое, тайно послал к Чжунгарам письмо, которым просил, чтоб их войска помогли ему в случае неудачи во время возмущения. Потом, тайно убив старшего своего брата, он распустил ложный слух о приближении к Тибету Чжунгарских войск и собрал войско в 2000 человек, как бы намереваясь идти против Чжунгаров. Между тем, как он таким образом приготовлялся к возмущению, Китайские правители Фу-цин и Лаб-дунь проникли в его намерения. Желая предупредить задуманный мятеж, но не имея в своем распоряжении ни одного солдата, они решились разделаться с Чжурмотэ хитростью. Зазвавши его на башню в одной из кумирен, они его зарезали. Товарищи Чжурмотэ не медля отплатили им тою же монетою. Далай-лама, видя разгорающийся мятеж, поручил на время правление делами Тибета Гуну (князь 6-й степени) Бань-диде, и сей последний с успехом справился с мятежниками. За усмирением мятежа последовал новый порядок дел в Тибете. Тибетцам и Чжунгарам навсегда запрещено вступать в сношения между собою. Власть управления Тибетом поручена четырем Калуням под главным и непосредственным наблюдением Далай-ламы: с этого времени в Тибете не было уже ни ханов, ни ванов, ни других князей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Реализация заговора в политической сфере на практике часто выливается в организацию бунта, акций гражданского неповиновения, восстания, «классической» революции или различных разновидностей государственного переворота. Например, военного переворота, дворцового переворота, путча, мятежа, «цветных» или «современных» «революций». По мнению авторов энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Бунт (от нем. Bund - соединение, союз, связка) - уголовно-правовой термин, обозначающий вообще насильственное посягательство на власть и существующий порядок правления»(4). В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, «бунт» определяется как «стихийно возникшее восстание, мятеж»(5). Бунт - незаконные массовые акции социального и политического протеста населения против политики властей данной страны или оккупационной администрации, приобретающие радикальный и кровавый характер, закономерно перерастающие в массовые беспорядки, вооружённое восстание, мятеж, революцию, гражданскую войну или войну за независимость. Бунт следует отличать от акций гражданского неповиновения, хотя он может проистекать из них. Гражданское неповиновение - массовые ненасильственные акции протеста населения против политики властей данной страны или оккупационной администрации; в случае сопротивления властей могут перерасти в бунт или во всенародное вооруженное восстание. По мнению авторов энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Восстание - или (по терминологии прежнего законодательства) возмущение есть один из видов преступлений против порядка управления и представляет собою посягательство на государственную власть. Восстание обозначает активное сопротивление установленной власти, учиненное скопом, т. е. собравшеюся для этого толпою. В отличие от бунта восстание не направлено ни на ниспровержение власти вообще, ни на изменение существующего государственного порядка, а имеет целью единичное противодействие власти, сопротивление ей в лице ее органов в отдельном конкретном случае»(6).

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Этой ложью явно показывалось, что сын Бориса не имеет родового права на престол и эта ложь повредила делу. Патриарх и Годуновы обманывали русскую землю, будто бы новое преемничество совершилось избранием 69 . Из обзора содержания грамоты мы видели, что в ней не упоминалось о соборном избрании на престол Феодора. Неоспоримая, как мы видели, законность избрания Бориса подтверждала и законность преемства Феодора, а потому и обмана в грамоте не было. Несмотря на все старания патриарха поддержать Феодора Годунова на престоле, измена ему и переход на сторону самозванца стали увеличиваться. Мы видели, что для привода к присяге войска был отправлен Новгородский митрополит Исидор. Едва только этот представитель церкви удалился отсюда, приведя всех к присяге, после него вскоре „начася в боярех измена“ 70 . Изменившие, стоявшие под Кромами, поцеловали крест служить и всякого добра хотеть Гришке Отрепьеву 71 . Последний в это время приближался к Москве. Он отправил от себя с грамотой двух послов, которые явились сначала в Красное село. Здесь народ их принял с радостью. Решено было идти в Москву на лобное место и там всем людям прочитать грамоту Лжедимитрия 72 . Таким образом движение самозванца уже доходит до Москвы. Посланные им вместе с жителями Красного села собрались на Лобное место, где и было прочитано послание самозванца 73 . В нем он взывал к народу принять его, как сына царя Ивана Васильевича, помня Бога и православную веру, и послать к нему митрополитов, архиепископов и бояр. Видя возмущение народа, бояре пришли к патриарху, сообщая ему о происшедшем на Лобном месте. Патриарх всячески старался укротить мятеж, увещевая и лаской и угрозой судом Божиим, но ничего не сделал 74 . По просьбе патриарха выходили на Лобное место и некоторые из бояр для увещания, но также ничего не поделали 75 . Это было последней попыткой патриарха непоколебимо стоять против самозванца и поддержать Феодора Годунова. Можно сказать, что он был уже одинок в этом. Он даже со слезами просил бояр укротить возмутившийся народ. Карамзин говорит о действиях его в это время: патриарх молил бояр действовать, а сам в смятении духа не мыслил явиться на Лобном месте в ризах святительских, с крестом в деснице, с благословением для верных, с клятвой для изменников: он только плакал 76 . Но первосвятитель церкви старался словом увещания укротить мятеж и без сомнения, хотя без риз святительских и креста в руке, выходил к народу. Если его не пощадили от оскорблений во время совершения им литургии, то ничего не помогла бы и помпа выхода на Лобное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царю эта роль Никона, как заступника пред ним всех бедных и несчастных, как обличителя неправд и беззаконий разных правительственных учреждений и лиц, очень нравилась, и он поощрял Никона к такой деятельности, относясь к нему с полным доверием. Сделавшись новгородским митрополитом, Никон получает от царя формальное право наблюдать за правильностью и законностью действий местных воевод и других органов суда и управления и о всем доносить государю, благодаря чему он становится правомочным властным контролером государственных учреждений и лиц в Новгороде. В Новгороде же Никон с успехом выступает и как выдающийся политический деятель. В это время в Новгороде вспыхнул мятеж, ранее начавшийся в Пскове. Новгородский воевода князь Хилков совсем растерялся и бунтовщики составили из себя свое правительство. Когда толпа бунтовавших пришла к Никону, он вышел к ней и стал уговаривать прекратить бунт. «Но они, рассказывает сам Никон в письме к царю, меня ухватили со всяким безчинием, ослопом в грудь ударили и грудь разшибли, по бокам били кулаками и камнями, держа их в руках, и повели было меня в земскую избу». Но дорогой Никону удалось уговорить их отпустить его, так как ему нужно было служить литургию, на что мятежники наконец и согласились. Когда мятеж в Новгороде стих, Никон всячески старался успокоить взволнованную общину, ходатайствовал за нее пред царем и советовал ему простить виновных. «Милостивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович! писал Никон, уподобись милостивому и человеколюбивому Богу! Как будут тебе о своих винах бить челом, прости; а я, уговаривая их, в твоей милости ручался, а если б не так уговаривал, то бы все отчаялись за свое плутовство и на большее бы худо вдались. Ко мне всем городом приходили не по один день и прощения просили, что меня били и безчестили и били на меня челом ложно». Царь, с своей стороны, восторженно восхваляя Никона за его подвиг, выражал желание, чтобы Никон в этом деле, «как начал, так бы и совершал», причем особою грамотою Никону уполномочивал его вести дело успокоения новгородцев вместе с воеводою, причем последний ничего не должен был делать без совета с Никоном, вследствие чего все дела по поводу возмущения в Новороде перешли в руки Никона, как полномочного министра государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Некоторые предполагаемые указания на конкретные отношения этого рода в Коринфе объясняются литературною зависимостью Послания Климента от первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Этот отрицательный аргумент тем решительнее, что авторитет пневматиков (духоносцев) во время происхождения Послания был еще значителен. Если Климент считает раздор столь тяжелым преступлением против Бога и против святого имени христиан, как это видно из всего Послания, и если он знает, что это разделение имеет свой источник в пневматиках, если, наконец, он сам сознавал себя носителем Духа Божия (59), то он непременно должен был в Послании напомнить Коринфским христианам о способности их и необходимости испытания духов, от Бога ли они, и объявить духов-возмутителей, как ложных. Но что же на самом деле было в Коринфе? По взгляду Римской Церкви сущность Коринфских беспорядков заключалась в возмущении против пресвитеров – об этом говорит все Послание, на это особенно ясно указывает заключительное увещание: «итак, вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам» (57:1). Но и вопрос о пресвитерах поставлен был, по-видимому, не принципиально, а только относительно отдельных лиц, так как низложены были только некоторые пресвитеры (44:6), в то время как другие, очевидно, оставались в должности. Поэтому можно думать, что в возмущении против пресвитеров существенную роль играло личное нерасположение к «некоторым» пресвитерам, и автор Послания особенно энергично подчеркивает проявление в нем зависти, надменности и кичливости (13–14, 39 и другие). В восстании против неугодных почему-то пресвитеров приняло участие большинство членов Коринфской Церкви; однако несомненно, что часть стала на сторону низложенных. Хотя в Послании это прямо не указано, но Климент заставляет предполагать, что это было именно так, поскольку самый мятеж он называет σχσμα (раскол) (46:9) и πλεμος (брань, война) (46:5). Во главе оппозиции стояли вожди; по количеству не многочисленные (47), по возрасту – молодые (3), которые увлекли, развратили Коринфян и помрачили красоту знаменитой братской любви. Вероятно, борьба против пресвитеров не обнимала всей распри, являясь только важнейшим моментом ее жизни: жизнь в Коринфской Церкви была весьма разнообразна и определялась самыми разнородными отношениями, почему и оппозиция могла иметь много точек приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Скачать epub pdf Cod. 78. Малх. История Византии Переводчик: Дестунис С. Византийские историки. Санктпетербург. 1860. Типография Леонида Демиса. Читано сочинение Малха, софиста, под заглавием Византийские события (Βυζαντιακ), в семи книгах. Сочинитель начинает с того времени, как император Леонт (Лев) был тяжко болен на семнадцатом году своего царствования; описывает провозглашение Зинона, удаление его от престола, восшествие на престол Василиска, свержение его, возвращение Зинона в столицу, убиение Василиска от меча. По беззаконному приговору этой казни подверглись и жена его, и дети. Армат, восстановивший Зинона, получил в награду смерть от руки Онульфа. В книге Малха описано возмущение Февдериха, сына Триариева 218 , и союз с Февдерихом, сыном Валамировым 219 , война с первым и новое возмущение его против Зинона; мятеж Маркиана и до этого козни Вирины, тещи его; пожизненное заточение ее за эти козни; прежние козни Вирины против Илла; занятие изменой Эпидамна Февдерихом, сыном Валамира. Потом он обращается к Риму и оканчивает седьмую книгу смертью Непота, который, лишив царства Гликерия, постриг его и, из царя сделав архиереем, сам овладел верховной властью. Однако Непот был умерщвлен кознями Гликерия. Эти семь книг «Истории» Малха доказывают, что он писал и другие, предшествующие им, как видно и по началу первой из семи книг. Конец же седьмой свидетельствует, что Малх продолжал бы свои сочинения, если бы жизнь его продлилась. Этот писатель родом из Филадельфии. Историческое изложение его превосходно. Слог его чист, непринужден, ясен 220 , цветущ; выражения употребляет он звучные и важные. Он не презирает новых слов, в которых есть выразительность, звучность и величие как то 221 ... и тому подобные, вообще это образец исторического сочинения. Он был званием софист; отличился в риторике. По вере он не был вне христианского общества. 220 ’Ευκρινς – «ясен»; напрасна догадка Нибура: «Num ελικρινς?» Едва ли идет это прилагательное человеку, когда дело идет о его слоге; напротив, в выражениях: καθαρς, πριττος, εκρινς, λξεων τας νθηροτταις κα υσημος κα ες γκον τιν νηγμνεις χρμενος – все касается слога. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

«Я родом Мазур (сказал он), я помогал Хмельницкому. Если б вы не проведали о моей хитрости, у меня было бы тридцать тысяч: я взял бы Краков и освободило бы всех крестьян в Польше от власти панов и жидов». Его насадили на кол за оградою Кракова, а Чепца четвертовали 689 . Подобное возмущение сделалось около Познани, в Великой Польше. Туда явилось шесть русских шляхтичей православной веры, посланных Хмельницким. Сначала они прикидывались пред дворянами будто бы у бежали из родины, спасаясь от народного восстания, а потом, когда по случаю отхода шляхетства в посполитое рушение, число шляхетского сословия стало редеть в краю, они стали возмущать простой народ, распускали слухи о победах казаков, о поражении короля, толковали, что Хмельницкий восстал за свободу не. только русских, но вообще всего простого народа в Польше, призывали свергнуть иго владельцев, и таким образом набрали толпу, которая начала возмущение. Но князь Чарторижский, управлявший тогда Познанским епископством, погасил мятеж в самом начале. Отряд из пятисот всадников, посланных им против мятежников, напал на них: хлопы не знали ни военного строя, пи дисциплины, и с первого натиска разбежались. Четверо из эмиссаров были схвачены и посажены на кол; другие скрылись в лесах. Это поражение отняло отвагу у других хлопов, которые, по примеру этих, уже были готовы подняться. Весть о поражении Хмельницкого под Берестечком погасила всякую попытку на новые движения; иначе Польшу ожидали бы большие перевороты 690 . После расхищения казацкого табора сам король намеревался идти в Украину со всеми и обещал не оставлять войска до тех пор, пока не прибудет в Киев, центр неприятельской земли. Вишневецкий и Калиновский были посланы вперед с семью хоругвями для преследования бежавших казаков. Первый отправился к Дубно, а другой на юг, к Кременцу 691 . Король, посылая эту погоню, обнародовал по Волыни универсал, который должно было оповестить по приходским церквам городов и сел. «Желаем смягчить правосудие милосердием (было сказано в этом универсале) и объявляем милость свою русскому народу: мещанам и поселянам, если они не будут иметь ничего общего с мятежниками, будут ловить хлопов, разбежавшихся из-под Берестечка, и готовить королевскому войску мосты, а для содержания его – жизненные припасы» 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010