Кто знает, так ли все это делалось, как рассказывает коммеморация? Михаил пишет напротив, что легаты вовсе не возвращались с пути и отделались одними угрозами, что если они возвратится, то Патриарху еще горше будет. Для чего бы Михаилу обманывать и лгать? Почему бы не хотеть присутствия Императора на соборе? Для чего было портить хартию, когда она и в том виде, в каком представляет ее Гумберт, способна была возбудить всеобщий народный мятеж?.. Но коммеморации Гумбертовой хочется, чтоб мятеж был непременно; ибо по ее словам: 5) «Невежда Михаил, соболезнуя, что его хитрость не удалась, воздвиг чернь к величайшему возмущению (maximam seditionem) против Императора, покровительствовавшего нунциям. Принужденный сим возмущением, Император приказал бить палками латинских переводчиков хартии, Павла и сына его Смарагда, и, задержав, предал их Михаилу. Так бунт и усмирен». Когда легатов уже не было налицо, то решительно не был нужен и бунт. Когда был бунт, то его невозможно было укротить, отдав Михаилу переводчиков латинских. На что они Патриарху? Если они, по его намерению, прежде уже испортили хартию фальшивым переводом, то Патриарх должен был теперь сам защищать и покровительствовать им, И что за важные лица была переводчики, чтобы одним их показанием потушить «величайшее возмущение народа (maximam a vulgo seditionem)?» Да, Махаил в своем определении указывает не на Павла и Смарагда, людей неизвестных, a совсем на другие, более важные лица. «Приказали мы, – говорит, – перевести бумагу с латинского на греческий Косьме протоспафарию, Роману Руфу и монаху Иоанну Hispano» (Флер. XIV. pag. 609). Странно и то, почему Гумберт упомянул о переводчиках – людях малоизвестных и для истории не нужных, a ни слова не сказал о том, что сын и зять Аргира заключены в темницу, как сказано в указе Императора? Всю путаницу o мятежах, нам кажется, гораздо вероятнее разрешает Михаил простым замечанием в письме к Петру Антиохийскому: «этих бесстыдных людей (нунциев), хотевших опозорить нас, мы не почли даже стоящими наказания» (Fleury Tom. pag. 628,629). И точно, если уже Михаил, по словам Гумберта решился на такое великое дело, как возмущение против Императора, то как же он не послал за легатами погоню и не предал их ярости народной?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Darina 2 сентября 2015, 17:18 БУНТ: - скоп, заговор, возмущение, мятеж, открытое сопротивление законной власти (Даль). - стихийно возникшее восстание, мятеж (Ожегов, Ушаков). елена 2 сентября 2015, 16:16 Слава Богу что я могу это читать. Господи Слава тебе !Спасибо отец Андрей! Многая лета. Сергей 2 сентября 2015, 15:36 Уважаемые Отец Андрей! Спасибо за прекрасную, образную и очень неординарную статью! Но, простите, позволю в одном не согласиться. Не в отношении идеала монашества, а в этом: " ..Получается, что до географических открытий и появления машин, до научного прогресса и массовых коммуникаций Русь – самое главное в человеческой истории. То, что и сегодня является почти единственной альтернативой и единственным противовесом, удерживающим остров под именем Человечество от сползания в море под именем Смерть. " Простите меня, Отец Андрей, но вокруг нас все же не Та Самая Русь, а современная Россия. Со всей её грустной и страшной статистикой по коррупции, абортам, разводам, смертности, преступности и т.д. Можно бунтовать против этого громко, можно тихо, можно вообще молчать - но вокруг именно это. А не град Китеж, как бы ни хотелось в нём оказаться. И как долго Господь сохранит сокровенный Колодец Православия за нашей, все еще пока Русской Цивилизацией - это, согласитесь, только Ему известно.. С уважением р.Б.Сергий р. Б. Тамара 2 сентября 2015, 15:09 Как всегда очень умная проповедь. Храни Вас Бог, о. Андрей! Евгения 2 сентября 2015, 14:27 Неудобно говорить, но о.Андрей опять только около. Однако, ино дело - не сказать, а иное - промолчать. Промолчать - все равно, что поддержать. Гордей Кабачков, персонаж комедии К.Шахназарова " Добряки " по одноименной пьесе Л.Зорина, подвизался в Институте античной культуры. Он был посредственным ученым - таково было общее мнение сотрудников института, неоднократно высказываемое на кафедре, впрочем, в неизменно деликатной форме. Гордею предстояла защита диссертации. Предприимчивый соискатель в беседах тет-а-тет со всеми членами диссертационного совета убедил каждого из них в том, что защита его диссертации не состоится - все проголосуют " против " . Рассчитывая на доброту собеседника, он просил проголосовать " за " : хотя бы один голос " за " при закрытом голосовании! Результатом голосования было единогласное " за " . Следующим завоеванием Горушки было кресло директора института.

http://pravoslavie.ru/81792.html

Прежде было замечено, что хлебные магазины были опустошены, – это отчасти произошло от жадности чиновников, отчасти от постоянных издержек на продовольствие войск, отчасти от необходимости вспомоществовать обедневшим от частых неурожаев. Между тем нужно было снабдить город достаточным продовольствием, потому что осада казалась близкою и неизбежною. Поэтому государь предписал Палате финансов следующее: «так как мятеж становится весьма близким к столице и начинает угрожать ей, то необходимо запасти потребное количество продовольствия; в настоящее время цены на хлеба умеренные, поэтому должно заблаговременно позаботиться о том, чтоб не было недостатка; – все родственники царствующего Дома, важные сановники вообще все чиновники, купцы и богатые обыватели должны снабдить свои дома хлебом и донести Палате о количестве имеющегося у них запаса; при этом готовых запасов не должно отправлять в казенные магазины; – 1,000 мешков составляют партию, а те, кои, будучи воодушевлены чувством долга, запасут до 3,000 мешков и более, будут награждены за свое усердие; – когда почувствуется нужда в продовольствии, то пусть выпускают в продажу по первоначальной цене, не считая этих запасов пожертвованием, сделанным в казну». Из этого указа можно видеть, что не только казенные хлебные магазины были пусты, но что и финансы были до того скудны, что их недоставало на закупку продовольствия для города и при том в то время, когда цены на хлеб были весьма умеренные. Одна крайняя бедность казны могла принудить государя издать подобный указ. 12-го числа гонцы принесли в столицу известие, что мятежники быстро подвигаются вперед, – надобно было приготовить суммы на содержание войска, чтоб оно не отказалось служить в это критическое время и чтоб к внешнему возмущению не присоединился внутренний мятеж в самой столице. В следствие того все чины собрались для совещания о пожертвованиях на содержание войска. При этом государь предложил ближайшим родственникам своим, важнейшим сановникам и главнейшим Евнухам вносить по списку свои пожертвования, пожаловал тестя своего Чжэу-куй достоинством Хоу, 10 рассчитывая на его щедрость, как именитого богача, и отправил Евнуха Сюй-гао объявить указ о сборе вспоможений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со смертью имп. Марка Аврелия 17 марта 180 г. в Виндобоне (ныне Вена, Австрия) вся власть перешла к К. До кон. лета 180 г. К. оставался с армией в Паннонии, но главное внимание уделял переговорам с варварами, к-рые завершились заключением мира. 22 окт. по этому случаю К. отпраздновал триумф в Риме. Внешняя политика К. отличалась от политики его предшественников большим миролюбием. Тем не менее договор 180 г. был подвергнут критике со стороны консервативных кругов римской знати; К. подвергли насмешкам за то, что он устроил триумф, не одержав победы. При К. пограничные войны возникали лишь спорадически. В 183 г. римляне провели военную кампанию против даков. Ее подробности почти не известны; в войне отличились буд. императоры Клодий Альбин и Песценний Нигер. В 184 г. была начата война в Сев. Британии, в ходе к-рой под командованием Ульпия Марцелла граница империи была возвращена к линии Антонинова вала. Однако вскоре армия в Британии подняла мятеж и провозгласила императором легата Приска. Несмотря на то что Приск отказался принять этот титул и мятеж не получил развития, по приказу Перенния все легаты в Британии были лишены званий. Имп. Коммод. Динарий. II в. Аверс Имп. Коммод. Динарий. II в. Аверс К. равнодушно относился к повседневным гос. делам и передоверял их значительную часть своим фаворитам, как правило низкого происхождения, но лично ему преданным. Среди них наиболее известны вольноотпущенники Саотер из Никомидии и Клеандр из Фригии, к-рые временно управляли делами имп. канцелярии и тем самым получили огромную власть, что вызывало недовольство среди римской знати, прежде всего сенаторов. Кроме того, непомерные траты К., а также его неустойчивый и экспансивный характер неоднократно вызывали скандалы и становились причинами для заговоров. В противостоянии знати К. прибегал к популистским жестам, напр., изменил традиционную формулу «Сенат и римский народ» (Senatus populusque romanus) на «Народ и сенат римский» (Populus senatusque romanus). Наибольшее возмущение знати вызвало введение налогов для сенаторского сословия. Тем не менее среди простых граждан и в армии К. оставался популярен на протяжении всего правления.

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Мятежники воображали, что стоит им только принести своё мятежническое знамя, как вся Волынь поднимется за ним. Ничего подобного не случилось. К мятежнической шайке приставал из крестьян только тот, кого мятежники насильно забирали по дороге в свои ряды 1114 . А тех «неспокойных голов», которые питали полное «доброжелательство успехам состоящей в Польше революции», оказалось вовсе не угрожающее своими размерами число 1115 . В настоящее время, при возможности изучить все документы прошлого, не трудно видеть, что весь этот мятеж, насколько он касался новоприсоединённых областей, являлся незначительным, неопасным, почти ничтожным, – и на отдалении века можно говорить, что к этому возмущению следовало относиться хладнокровно. Но дело было совсем иначе в том краю, который уже давно чуть ли не каждое десятилетие орошался потоками человеческой крови, – и в то время, когда «воспаленныя головы», передавая весть из уст в уста, вздували её до ужасающих размеров. Некоторые из воссоединившихся священников получили внушительные пасквильные угрозы 1116 . «Внутреннее спокойствие края колебалось» 1117 . Не всякий человек и не всегда, из-за самого даже важного дела, решится поглядеть в глаза даже и воображаемой только смерти. Нет ничего удивительного, поэтому, если «благочинные» поехали на дело воссоединения лишь после того, как русские войска прошли по Украине и вымели оттуда весь мятежнический сор. В пределах Минской губернии дело было несколько серьёзнее. Народ не отозвался на мятеж и здесь, но за то здесь было очень много мелкой шляхты, которая всегда была готова пристать к мятежу 1118 . Пинская бригада взбунтовалась одной из первых 1119 . В Мозырском и соседнем Овручском поветах, по выражению Тутолмина, «утвержден» был «корень всего злоумышления» 1120 . В Минском повете мелкая шляхта оказалась даже свыше сил храброй: не имея ни оружия, ни какой либо внешней помощи, она собралась в «кляшторе» в Крупцах, близ Минска, вероятно, в ожидании прихода мятежнической шайки. Но, когда приехало сюда русское начальство и сделало собравшимся «внушение», они, «поразсудив, предпочли отъехать в домы свои» 1121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

как мятеж цирковых партий, возмущенных гнетом налогов, злоупотреблениями властей и жестокостью центральной администрации. Мятежники объединились в защиту семи приговоренных к смерти димотов. Они устроили беспорядки в столице, убивая представителей власти, грабя и сжигая дома, дворцы, храмы. За толпой погромщиков тянулся огненный след, город застилал густой дым. Постепенно выступление цирковых партий переросло в народное восстание против высших государственных чиновников, а затем и против самого императора Юстиниана I (527–565 гг.). 15 января восставшие провозгласили императором племянника бывшего императора Анастасия (491–518 гг.), патрикия Проба, однако, не найдя его, короновали 18 января на форуме Константина другого племянника Анастасия, Ипатия, которого поддерживала также группа оппозиционных Юстиниану синклитиков. В тот же день мятеж был подавлен в результате внезапного нападения правительственных войск на восставших, собравшихся на большом Ипподроме. 19 января Ипатий и его брат Помпей были обезглавлены по приказу Юстиниана, а их тела бросили в море. Центр Константинополя сильно пострадал во время беспорядков, стоивших жизни 30–35 тыс. человек. События восстания «Ника» описаны очевидцем Прокопием Кесарийским, а также анонимным автором «Пасхальной хроники», Иоанном Малалой и Феофаном Исповедником . См.: историки Византии. Никейская империя – греческое государство, образовавшееся на северо-западе Малой Азии после падения Византийской империи в 1204 г. под ударом крестоносцев и просуществовавшее до 1261 г, пока у латинов не был отвоеван Константинополь. См.: Никея, Палеологи. Н17;кея (совр. турец. Изник) – старинный город в Вифинии, находившийся в выгодных условиях на берегу озера Аскания, у подножья крутой горы Олимп на северо-западе Малой Азии. Место проведения Первого и Седьмого Вселенских соборов 325 и 787 гг.; митрополия и центр фемы Опсикий. Горд был обновлен Юстинианом I (527–565 гг), окружен оборонительной стеной с двойным рвом и сохранил унаследованное от эпохи античности шахматное расположение кварталов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не могли вытягать ни удобной степной границы, ни отмены постыдной ежегодной дани хану, ни признания московского подданства Запорожья. ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670 - 1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов; в 1668 - 1676 гг. возмущение Соловецкого монастыря против новоисправленных церковных книг. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливости и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти. Несколько иначе обнаружилось недовольство в высших классах. Если в народной массе оно шевелило нервы, то наверху общества оно будило мысль и повело к усиленной критике домашних порядков, и как там толкает к движению злость на общественные верхи, так здесь господствующей нотой протестующих голосов звучит сознание народной отсталости и беспомощности. Теперь едва ли не впервые встречаем мы русскую мысль на трудном и скользком поприще публицистики, критического отношения к окружающей действительности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Варавва: «спаситель», избранный народом 3 мин., 24.04.2019 Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа. О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы»  «Герои и антигерои Страстной недели» . О Варавве — известном преступнике, которого Пилат осудил за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк 23:19), но помиловал по просьбе народа накануне Пасхи, — упоминают все четыре евангелиста. И это почти всё, что мы знаем о Варавве. Что за мятеж он учинил, кого убил, как жил после неожиданной амнистии — никаких сведений об этом не сохранилось. Можно только предполагать, что мятеж был против римлян: в те времена иудеи очень обостренно воспринимали римское господство над своей страной. Но есть одна интересная деталь, сохранившаяся в части древних рукописей Евангелия от Матфея. Там у Вараввы есть еще одно имя. И это имя — Иисус. Таких рукописей было немало еще в первой половине III века по Р. Х., свидетельствовал живший в то время христианский учитель Ориген. Хотя уже тогда многие переписчики начали оставлять только одно имя осужденного — Варавва, и Ориген соглашался, что в этом есть резон: «Именем Иисус не должен… называться ни один из злодеев». Тем более, что в переводе с древнееврейского «Иисус» значит «спаситель». А Варавва? В переводе с арамейского языка, на котором говорили в то время в Иудее, это значит «сын отца». На первый взгляд — бессмыслица: ясно, что любой мужчина сын своего отца. Но Евангелие противопоставляет Варавву Иисусу Христу, который земного отца как раз и не имел, а имел только Отца Небесного! Так что народ, собравшийся на площади перед преторией (резиденцией Понтия Пилата), должен был совершить очень серьезный выбор. Ему предстояло выбрать между Иисусом, пришедшим в мир от Бога Отца, чтобы спасти людей от греха и смерти, — и другим Иисусом, рожденным от обычного человека и сулившим иудеям спасение от иноземного владычества.

http://foma.ru/varavva-spasitel-izbranny...

Чтобы дать более или менее правоподобное объяснение понятия ποστασα, нужно уяснить филологическое значение этого слова, поставить его в связь с контекстом речи и выяснить употребление его в параллельных местах Священного Писания. Слово это стоит с определенным членом – ποστασα – и обозначает вероотступничество, восстание, мятеж. Определенный член указывает на то, что с именем ποστασα у фессалоникийских христиан соединялось совершенно определенное представление. Очевидно, апостол говорил им об ποστασα, равно как об νθρωπος τς νομας, об κατχων и τ κατχον уже тогда, когда был у них, что и доказывает 5 стих: ο μνημονεετε τι τι ν πρς μς τατα λεγον μν. Позднейший греческий эквивалент этого слова есть πστασις, народное возмущение, народный мятеж, бунт. —45— В этом несомненно смысле оно употребляется, например, у Плутарха, жизнь Гальбы: κλλιστον ργον διαβαλν τ μισθ τν π Νρωνος ποστασαν προδοσαν γενομνην. 2249 Таким образом возможен и нерелигиозный смысл слова. Контекст речи говорит главным образом о религиозном отпадении, хотя не исключает и политического значения слова. В связи с отступлением апостол говорит с одной стороны о грехе, о восстании человека беззакония против Бога, об его осуждении и погибели, с другой – апостол указывает и на то, что этот противник Бога не будет признавать для себя никаких законов (νθρωπος τς νομας, νομος в ст. 8, τ μυστριον τς νομας в ст. 7). Восстание против Бога есть вместе с тем отрицание Его вечных порядков и законов, имеющих своё выражение между прочим и в государственной организации, так как всякая власть от Бога ( Рим.13:1 ) и всякий христианин должен ей подчиняться. В Новом Завете кроме нашего места слово ποστασα встречается только в кн. Деян.21:21 , где оно обозначает отпадение от Моисея, т. е. от закона Моисеева. В этом же смысле религиозного отпадения, отпадения от закона Моисеева, ποστασα употреблено у LXX в 1 Макк., где мы читаем: «в те дни (т. е. во дни Антиоха) вышли из Израиля сыны беззаконные…» ( 1Мак.1:11 ), «и отступили они от святого завета…» ( 1Мак.1:15 ); «и пришли от царя (т. е. от Антиоха) в город Модин принуждавшие к отступничеству (ποστασα), чтобы приносить жертвы. И многие из Израиля пристали к ним» ( 1Мак.2:15, 16 ). Таким образом здесь под ποστασα разумеется отпадение от Моисеева завета и принесение жертв языческим богам, происшедшее в царствование Антиоха Епифана и истолкованное благочестивыми людьми, как знамение приближающейся великой перемены в области религиозно-нравственной жизни. Известно, что восстание Маккавеев было направлено против намерения царя Антиоха принудить весь иудейский народ к ποστασα, т. е. к вероотступничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одной из главных проблем начала правления Максимина была борьба с сенаторской аристократической оппозицией. Максимин удалил из ставки бывших приближенных Севера, отправив их в Рим или в почетную ссылку. Тем не менее почти сразу начались заговоры против нового императора. Продолжая войну с алеманнами, Максимин переправился за Рейн, а оставленные им в Могонциаке войска провозгласили императором консуляра Магна. Максимину пришлось вернуться и подавить мятеж, более 4 тыс. чел. были казнены без суда. Несколько позже гарнизоны пров. Осроена (Сирия) провозгласили императором Тита (Квартина), друга и приближенного Александра Севера. Квартин вскоре был убит своим приближенным Македонием, который отослал его голову Максимину, но тот приказал казнить и Македония как причастного к заговору против Квартина. В 235 - 236 годах Максимин продолжал кампанию против алеманнов, совершая рейды за Рейн и опустошая земли противника. Успехи Максимина привели к тому, что алеманны впоследствии несколько десятилетий не тревожили римских границ. За эту военную кампанию Максимин получил от сената титул " Германский Величайший " (Germanicus Maximus). 1 января 236 года Максимин стал консулом и тогда же он провозгласил своего сына Гая Юлия Вера Максима цезарем, а его скончавшаяся супруга Цецилия Павлина была удостоена апофеоза. В 236 - 237 годах Максимин вел кампанию на Дунае против сарматов - язигов и квадов , восстановил линию оборонительных крепостей в обеих Паннониях, отбил нападение карпов и готов на нижнем Дунае. За эти кампании Максимин получил титул " Сарматский и Дакийский " (Sarmaticus et Dacicus). Постоянные войны требовали больших средств на содержание войска, которыми империя не располагала. С целью экономии Максимин отменил денежные хлебные раздачи римскому плебсу, урезал расходы на зрелища и, поскольку этого было недостаточно, прибег к конфискациям имущества знатных провинциалов, а также сокровищниц храмов. Усиление поборов с провинциалов в конечном счете привело к мятежу в Карфагенской Африке. Назначенный Максимином прокуратор выбивал деньги из местных землевладельцев, что вызвало их возмущение. Вооружив своих клиентов, они устроили мятеж, взяли г. Тисдру и провозгласили императором сенаторского проконсула Африки Гордиана I , а вскоре заняли Карфаген. В Рим были направлены эмиссары. Сенат встал на сторону восставших, признал власть Гордиана I и его сына Гордиана II . Сторонники Максимина, преторианский префект Виталиан и префект г. Сабин, были убиты. Сенат лишил Максимина всех титулов, устранил его имя из документов и объявил его врагом римского народа; его статуи были сброшены с постаментов.

http://drevo-info.ru/articles/13680836.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010